Символическая аналогия. Пример программирования инженерного сознания. Основные этапы работы

На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.

Роман Сеф

Аналогия – это поиск сходных черт у различных предметов или явлений. Применяется не только в РТВ, но и в других техниках для выработки идей, создания новых продуктов и услуг.

Вот только некоторые аналогии в современных изобретениях (примеры я взяла из книги Майкла Микалко «Рисовый штурм» ):

  • Вертолет может «зависать» в воздухе и лететь назад, как стрекоза.

  • Иглы для инъекций – как хвост скорпиона , который впрыскивает яд.
  • Эхолокатор летучие мыши, которые издают неуловимые для человека колебания и сами же воспринимают их отраженными от предметов, встречающихся на пути.
  • Снегоступы копыта северных оленей , их форма не дает животным проваливаться в снег.

  • Танк представляет собой живой образец неприступной движущейся крепости, как и черепаха.
  • Самолет – птица, работа «рулевых органов» самолета во многом повторяет работу хвостового оперения птицы.


Существует несколько видов аналогий:

  1. Персонифицированная
  2. Прямая
  3. Символическая
  4. Фантастическая

Расскажу о них подробнее.

Персонифицированная аналогия .

Для работы с этим приемом, необходимо представить себя в роли объекта, который нуждается в модернизации (или его частью). Далее нужно почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него.

Например, исполнительный директор одной компании, производящей настенные покрытия, в поисках новых идей производства задумался, чего боятся обои.

В самом деле, чего? Поставьте себя на место обоев, что бы вы рассказали?

Развивая персонифицированную аналогию, им были придуманы нетоксичные настенные покрытия, то есть обои, которые не боятся огня.

Для развития творческого мышления у детей полезно играть в игру «превращалки» .

Нужно представлять себя тем или иным предметом, рассказывая, где он живет, с кем дружит, что любит или не любит. Дополнительный эффект от такой игры – развитие речи.

Прямая аналогия .

Проведение прямых аналогий - вероятно, наиболее продуктивный способ генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходство между различными событиями, фактами и явлениями.

Поиск ассоциаций по аналогии – это ключ к созданию новых идей . Как утверждают знающие люди, лучшие идеи находятся при установлении связей между разнородными, а не близкими, областями знаний.

Чем более странной кажется аналогия - то есть чем более «удалены» друг от друга рассматриваемые понятия, - тем выше вероятность возникновения новой идеи.

Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек. Де Местраль создал искусственные аналоги крючков репейника и шерсти - так появилась застёжка-липучка.

С детьми можно поиграть в игру, где необходимо объединять в пары те предметы, которые чем-то похожи, аналогичны.

Самолет и стрекоза умеют летать, мыльный пузырь и бутылочка прозрачные, жук и машина могут жужжать и т. д.

Главное подобрать такие предметные картинки, где поиск аналогий был бы интересен по возрасту. Для малышей лучше взять аналогии по форме, цвету, частям. Для более старших выбрать аналогии по действию или менее очевидным признакам (вкус, тактильные ощущения, звуки).

Символическая аналогия

Символическая аналогия - это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде, например, образа, метафоры, знака.

Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы - это замкнутые цепочки или кольца.

Пожалуй, такой вид поиска аналогий для решения задач подойдет в работе со старшими детьми. Для детей-дошкольников могу предложить подготовительные игры с символическим домино (просто распечатайте и разрежьте).

Фантастическая аналогия.

Лучше всего позволяет выйти за рамки привычных шаблонов. Чтобы получилось найти новую идею, необходимо задать как можно более фантастический вопрос. Важно отпустить все связки с реальностью, оставить воображение за главного Дальше следует искать ассоциации и связи, развивая придуманную ситуацию, постепенно возвращаясь в реальность

Такой способ тоже больше подойдет для старших детей. С теми же, кто младше 8, но старше 5, можно поиграть в игру «Что будет, если….» (дальше подставляем любую фантастическую гипотезу и вместе рассуждаем).

Обратите внимание! Аналогии появляются через подбор ассоциаций. Умение находить ассоциативные связи хорошо развивать через поиск образов в различных объектах. Прочитать о развитии образного мышления можно в .

Желаю вам как можно скорее покорить прямые аналогии и перейти к фантастическим!

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

"Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой".

Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной - означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Практика показывает, что личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих.

Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс.

  1. Прямая аналогия

Этот механизм обеспечивает процесс сравнения параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

  1. Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии сжатый, образный и противоречивый облик, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом.

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием".

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

Шлифовальный круг - точная шероховатость;

Храповой механизм - надежная прерывистость;

Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

Мрамор- радужное постоянство;

Прочность - принудительная целостность.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Игра со словами и фразами - это способ делать знакомое не знакомым. Чтобы метафоры были действенными, их необходимо обновлять. Именно игра со словами позволяет это делать. На синектической сессии изобретался новый открыватель консервных банок. Играя со словом "открытый", группа смогла отойти от привычной точки зрения, что привело к использованию прямой аналогии.

Отметим, что в данном случае был использован иной механизм, а именно понятие "идеальной машины": "Что имел бы идеальный открыватель банки? Идеально было бы - не открывать банки... Они сами должны бы открываться". Все последующее обсуждение проблемы и выход на решение основывалось именно на этой идее.

Познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика», что с греческого можно перевести как «соединение несовместимого».

Редакция сайта продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей. В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов, а также узнавали, как создать собственный «ящик идей» и генерировать идеи с помощью нуля и бесконечности.

Сегодня мы познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика». Историю синектики (с греческого можно перевести как «соединение несовместимого») одни авторы начинают с середины 1940-х годов, когда американский исследователь и изобретатель Уильям Гордон занялся изучением процессов творчества, другие – с начала 1950-х, когда была создана первая синектическая группа, а третьи – с выхода в 1961 году книги Гордона «Синектика: развитие творческого воображения».

За долгие десятилетия своего существования синектика и развивалась, и одновременно … упрощалась, становясь доступнее для понимания и использования. Даже состав основных этапов со временем претерпел изменения. К тому же и сегодня это довольно сложная система, так что не удивляйтесь, если обнаружите, что в различных популярных статьях метод описывается по-разному (иногда вообще возникает ощущение, что речь идет о каких-то разных вещах): это все тот же слон, только один начинает рассказывать о нем с хвоста, а другой – с хобота. Но в любой интерпретации в синектике присутствует нечто, отличающее ее от всех прочих: два основных синектических оператора и четыре вида аналогий.

Операторы

Операторы синектики – это «превращение незнакомого в знакомое» и «превращение знакомого в незнакомое».

Первый оператор отражает вполне привычный нам способ решения проблем. Допустим, вы сталкиваетесь с чем-то на первый взгляд неразрешимым. А потом вам удается этого «монстра» разбить на несколько подзадач, в отношении каждой из которых вы можете сказать: «О! Так это ж просто задача из такой-то области!». И, например, оказывается, что «неразрешимая» непривычная проблема удовлетворить требования нового очень капризного (но очень выгодного и перспективного!) заказчика – это всего лишь совокупность совершенно нестрашных задач из сфер логистики, управления персоналом, информационного обеспечения бизнеса и поддержания отношений с клиентами.

Хоть прием декомпозиции и позволяет решить многие задачи, действительно интересную проблему одним им не взломаешь. Вы можете получить вроде как вполне ясную подзадачу – но которую не будете знать, как решить (или вообще или с учетом конкретных нюансов и ограничений, продиктованных ситуацией).

И тогда приходится обращаться ко второму оператору и превращать знакомое (но нерешаемое) в нечто иное, позволяющее буквально взглянуть на проблему другими глазами. Для этого в синектике служит механизм аналогий или метафор. Всего в синектике присутствует четыре вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия

Это один из самых «распиаренных» путей к изобретениям и прочим творческим озарениям. По крайней мере, согласно распространенным версиям, самозатачивающиеся инструменты появились как подражание устройству зубов грызунов, «соавтором» кесонного метода строительства подводных сооружений является червь-древоточец, а поведение преодолевающих препятствие муравьев подсказало идею сцепки танков для пересечения противотанковых рвов. И таких примеров – множество.

Механизм прямой аналогии подразумевает поиск уже когда-то и где-то решенных задач, в чем-то схожих с той, что поставила вас в тупик. И вторым шагом – попытку применить к вашей задаче принцип найденного решения. Иногда все оказывается до смешного просто, когда решение находится практически в той же области, что и исходная задача. Так, американский изобретатель Даг Холл получил как-то от известной фирмы заказ на разработку технологии приготовления нового напитка – холодного чая. «Чего тут мудрить!», – решил изобретатель и просто воспроизвел в привычный ежедневный процесс заварки, но в гораздо более крупных размерах – самый большой в мире «чайный пакетик» опускается в гигантский «стакан» с кипятком.

Личная аналогия

Как известно, теория относительности появилась, в том числе, и благодаря привычке Эйнштейна путешествовать верхом на световом луче и время от времени даже превращаться в сам световой луч (понятно, что все это гениальный физик делал только в своем воображении). Вообразить себя частью проблемы или конструируемого решения, участником изучаемого процесса, осознать свои ощущения и действия при этом – это и есть личная аналогия.

Например, в сфере бизнеса миллионы неиспользованных возможностей ждут, чтобы кто-то вообразил себя чем-то несусветным: допустим, багажом, отправленной посылкой или сданной в ремонт стиральной машинкой. Не говоря уже о таких тривиальных вещах, как представить себя на месте покупателя, постояльца или пассажира.

Символическая аналогия

Этот вид аналогии к тому же и помогает открыть в вас поэта. Задача – дать яркое определение проблемы (ключевого объекта, процесса и т.д.) буквально в двух словах. При этом желательно, чтобы эти слова по смыслу плохо соответствовали друг другу, в идеале – наличие прямого противоречия. Такого рода аналогии называют еще «название книги».

Например, как вы думаете, «запрограммированная неожиданность» – это о чем? Правильно – о сути страхового бизнеса. Или вот еще ряд аналогий: «яркая обыденность», «чистоплотная замарашка», «необязательная необходимость», «сухое умывание», «шершавая нежность», «бросовая ценность», «дешевая изысканность». Это часть «названий книги», некогда рожденных синектической группой, работавшей над созданием новых бумажных салфеток.

Одна из целей символической аналогии – проявить скрытый в чем-то привычном конфликт, составляющий в то же время самую суть явления. Если мы ясно видим ключевое противоречие, мы уже видим и путь, на котором следует искать решение. Одно дело - создать какую-то непонятно какую салфетку, которая пользовалась бы успехом у потребителей. И совсем другое – если нужна «шершавая нежность» или «сухое умывание». Мы просто ищем технологии, способные воплотить это в жизнь. Также краткая и метафоричная формулировка должна помочь запустить какие-то иные цепочки ассоциаций.

Мы не знаем, как именно на самом деле появилась идея «оконного интерфейса», реализованная в компьютере Макинтош, а после повторенная в Windows. Но если бы в те времена над созданием интерфейса работал синектик, он вполне мог бы прийти к следующей символической аналогии для монитора: «непрозрачное окно». А там уже и до «окон» рукой подать.

Фантастическая аналогия

Этот вид аналогии предполагает помещение задачи в какой-то «нереальный» контекст или введение в нее фантастических средств или персонажей. Как бы эта задача решалась, если бы у вас было устройство антигравитации? Или поставим вопрос иначе: какое чудо техники далекого будущего вам нужно, чтобы ваша задача решалась легко? Или если бы у вас была волшебная палочка, то что именно она бы сделала?

Что касается персонажей, то можете задаться вопросом: а как бы в этой ситуации выкручивались Баба Яга или Змей Горыныч? Другими словами, вы освобождаетесь от гнета реальности, от всех «невозможно» и «не получится», и находите несколько фантастических решений проблемы. А потом смотрите – какое из них можно из мира фантазий перенести в реальный мир.

Синектика- метод поиска творческих решений.

11 класс. Тема: технология решения творческих задач.

Выполнил: Анучина Е.А.

Североуральск



Синектика- (в переводе с греч.) совмещение разнородных элементов.

  • Особенности метода- в основу обсуждения положен мозговой штурм. Обсуждение проходит в постоянных группах (5-7чел.) Возглавляет группу синектор- генератор новых идей.
  • Качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанное товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

Суть метода:

  • Синекторы используют при обсуждении аналогии- сходство, соответствие двух предметов(явлений) в каких-то свойствах или отношениях.
  • Например: математика- подобие треугольников, углов; физика- строение атома по аналогии со строение Солнечной системы; технические объекты – по аналогии с биологическими объектами.
  • Т.О. синектика- нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов(подобий) в различных областях знаний
  • Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Типы аналогий, используемые синекторами

ПРЯМАЯ

Личная

Символическая

Фантастическая

Объект(процесс)

Сравнивают с

аналогичным из

другой области

техники или из

живой природы

для нахожден.

образца решения

Выразить

буквально

в двух словах

суть задачи

Отождествить

себя с техни-

ческим

объектом

Ввести какие-нибудь

фантастические сред-

ства (или персонажи),

выполняющие то, что

требуется по условиям

задачи


Пример прямой аналогии:

  • Условие решения: Объект(процесс) сравнивается с аналогичными из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

Например, задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой- пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

Решение: рассмотреть как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений (стволы деревьев); как устроены пищеводы животных,питающиеся «колючей» пищей и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.


Личная аналогия(эмпатия):

  • Представить себя техническим объектом и попытаться осознать, как бы вы действовали в данных обстоятельствах.

(Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Решение: Представив себя заслонкой, мы сначала уворачиваемся от ударов, а потом можно взять какой-то щит, чтобы отталкивать частицы руды..

В реальности – заслонку намагнитили, и она как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.


Символическая аналогия

  • Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект(понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому. Т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное:

Определяемое понятие

Определение

Молчаливый рассказчик,диалог наедине

Взвешенная неразбериха

Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота

Прочность

Принудительная целостность

Решение: были предложены метафоры: живая броня, невидимая кольчуга,

Отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое реше-

ние: Подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем

нарастающего льда.


Фантастическая аналогия:

  • Нужно представить изменяемый объект таким, каким хотели бы видеть в идеальном случае,

без учета существующих ограничений и возможностей(наличие источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

Например: В 17 веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Англ. Врач У.Гарвей ввел новую аналогию- насос- и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.


Практическая работа:

  • 1. Придумать и записать наибольшее число символических аналогий(метафор) для каждого из предметов: доска, часы, карта, окно, книга, вентилятор.
  • 2. Рассмотрите объекты(лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий (маляр, водолаз, учитель, космонавт ит.д.)