Сочинение по произведению на тему: Рабство и свобода в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Cочинение «Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Поэму "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения, которые нашли отражение в поэме. Здесь поэт дал широкую картину дореформенной и послереформенной России, показал основные черты современной действительности, раскрыл противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью помещиков. Несмотря на то что в стране было отменено крепостное право, жизнь крестьян никак не изменилась, она осталась такой же тяжелой и несправедливой. Поэтому тема рабства и свободы была актуальна для России 60-х годов XIX века.

Так уж повелось, что люди чаще всего делятся на две категории: те, которые довольны своим положением, и те, которые пытаются что-то изменить, например обрести свободу. Довольными своей жизнью в поэме выступают холопы. Они так долго служили своим хозяевам, что привыкли к этому и жить по-другому просто не хотят. Дворовый князя Лереметьева вылизывает барские тарелки. Он, стоя за столом барина, даже болезнь получил "дворянскую" — подагру. Он гордится своим положением любимого раба у князя и мечтает только об одном:

Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, Но ней я дворянин/

Этот человек, который сам является ра-. бом, презирает простых мужиков, не считая их за людей.

Ипат, холоп князя Утятина, называет своего "благодетеля" князюшкой, а себя именует не иначе как рабом недостойным. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от князя, потому что помнил его милости. Барские "милости" заключались в том, что хозяин запрягал его в телегу или купал в проруби, а затем поил водкой. С негодованием говорит Некрасов о тех, кто способен предать своих же крестьян. Таков староста Глеб — он сжег вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей.

С Егоркой Шутовым, который служил в полиции, расправляется сам народ: Гнусь человек! — Не бить его, Так уж кого и бить?

Многие крестьяне просто терпят помещиков, не зная, как вырваться из-под их гнета. Поэтому лучшим местом они считают кабак, где можно залить водкой свое горе и хоть на время забыть об обидах и унижениях. О таких крестьянах нам рассказывает Яким Нагой. Он считает, что именно водка сдерживает мужиков от расправы над помещиками:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная, — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается,

Покорными крестьянами является целая деревня вахлаков. Получив волю, они снова продаются в рабство за заливные луга.

Но есть и такие крестьяне, которые только терпят до поры до времени. Примером самоотверженности и силы духа выступают Яким Нагой, Ермил Ги рин, Матрена, Агап, Савелий. Тяжела женская доля крестьянки. Автор с любовью рисует образ Матрены Корчагиной, которая всю жизнь несла свое тяжкое бремя: издевательства мужниной родни, упреки, непосильный труд. Ей пришлось пережить трудный голодный год, смерть любимого сына. И хотя Савелий "дедушка, родитель свекра-батюшки", утешает ее: "Терпи многострадальная, терпи многокручинная", он сам понимает, что терпеть дольше нельзя. Савелий предстает в поэме настоящим русским богатырем, который и работать за семерых может, и на медведя в одиночку хаживал. Многое пришлось пережить на своем веку Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который "до нитки" разорил своих крестьян. Теперь Савелий понимает, что путь к свободной жизни лежит через борьбу. "Наши топоры лежали до поры", — говорит Савелий и тем самым намекает на открытое выступление. Крестьяне, возмущенные барскими злодеяниями подняли бунт и убили своего хозяина. Савелий побывал на каторге, но его дух не сломлен и он ничуть не раскаивается в содеянном.

Чем-то похож на Савелия покаявшийся разбойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить честно, но после долгих лет отшельничества встречает пана-злодея Глуховского. Пан без капли раскаяния похвастался:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю! Разбойник расправился с паном, и грехи его были отпущены.

У многих мысли о свободе только начинают созревать, и их бунт пока еще пассивный. Таким бунтарем выступает Агап из главы "Последыш". После того как он высказал барину все свои обиды, тот приказал его выпороть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крестьяне с его согласия устроили спектакль. Они напоили его и вынесли как будто выпоротого. По-своему взбунтовался и Яков Верный, который повесился, чтобы отомстить за своего племянника. Но многие идут уже на открытый протест. Бунтуют не одиночки, а целые селения:

Иногда пройдет

Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося

В избытке благодарности

Селенье где-нибудь.

Крестьяне понимают необходимость борьбы и ждут человека, который укажет им путь. Таким человеком выступает в поэме Григорий Добросклонов. Он смело идет вперед, потому что верит в силу России:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная

Матушка - Русь!.

Некрасов показал, что угнетение и рабство неизбежно породят бунт и что крестьяне сами станут бороться за свою свободу. Свобода, по мнению Некрасова, ключ к счастью.

Сочинение по произведению на тему: Рабство и свобода в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. «Кому на Руси жить хорошо» – с этого вопроса начинается поэма. В поэме решается самый главный вопрос о современной автору действительности что принесло народу освобождение и хорошо ли это для всех слоев населения? Это был вопрос политический. Многие в то время вслед за Некрасовым повторяли: «Порвалась цепь великая, порвалась и ударила одним концом по барину, другим – по мужику».

Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к подлинному народному счастью.

Автор говорит о том, что русские крестьяне – это богатыри. Подтверждение тому – образ Савелия, богатыря святорусского. Он говорит о себе: «Клейменный, да не раб!» Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше «недотерпеть», чем «перетерпеть», и он призывает к протесту. В рассказах Савелия о крестьянской доле слышатся революционные нотки.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает изображение «женской доли». В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, но и она говорит: «Не дело между бабами счастливую искать».

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с «девичьей холи в ад»; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное «я» и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим. Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 г.

Чтобы ответить на вопрос «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов оглядывает всю Русь и приходит к выводу: личное счастье, заключающееся в выгоде, сытой жизни, – ненастоящее счастье. При этом всегда будет чего-нибудь не хватать. Крестьяне по-прежнему бедны и беззащитны либо вынуждены обеспечивать себе жизнь, унижаясь. Прежние «хозяева жизни» чувствуют себя обделенными. Подлинное счастье в том, чтобы служить народу, искать внутреннюю свободу в народе. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.

О нем рассказывается в последней части, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – поэт, он создаст песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию:

Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Сочинение


Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех - предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, - это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей - те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова - это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово... Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».

Рабство и свобода - эти два понятия неотступно следуют за человечеством. Всегда были люди, которым нравилось быть рабами, и люди, которые стремились вырваться из-под власти тех, кто их поработил, и обрести свободу.
Николай Алексеевич Некрасов был подлинно народным поэтом. Он не старался показать жизнь общества, жизнь Петербурга. Он чувствовал, что должен донести до всех людей жизнь простого народа, показать страдания простых крепостных крестьян. Некрасов старался передать взгляд на мир глазами крестьян, и поэтому его язык похож на народные песни и былины. Он активно использует трехсложные размеры и слова из речи простых людей. Также часто встречаются места, написанные белым стихом.
Некрасов видел среди крестьян больше горя и слез, чем песен и радости, да и та радость, которую он видел, была чаще на лицах пьяных людей, забывших о горе. Поэтому не удивительно, что почти во всех произведениях мы видим трагичные судьбы и сломанных горем людей.
Одним из основных произведений Некрасова является его знаменитая поэма о народном счастье «Кому на Руси жить хорошо». В ней он пишет о горе народа, о том, что нет простым людям счастья на Руси. В своей поэме Некрасов поднимает важную тему для народа - тему рабства и свободы, необыкновенно актуальную в то время, так как крепостное право не было еще отменено. По ходу произведения мы вместе со странниками открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Но, что самое страшное, крестьяне привязаны к хозяевам духовно. Как бы плохо им ни было, они все равно все терпят или в лучшем случае безыдейно бунтуют, только для того, чтобы спустить куда-нибудь свое горе, но у них нет никаких идей о том, как изменить свою жизнь, и, когда они получают свободу, они не знают, что с ней делать.
В «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем именно таких крестьян. Некоторые из них просто терпят помещиков, другие просто «холопствуют» перед барином, а третьи пытаются протестовать, но дальше слов они никуда не идут и после уговоров со всем соглашаются, как гоголевский зять Мижуев, который начинал плясать под чужую дудку как нельзя лучше.
О первом типе крестьян говорит Яким Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян. И во время своего рассказа повествует об ужасах крестьянской жизни и говорит о том, что если бы крестьяне не пили, то они бы всех поубивали:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Также примером покорных крестьян является вся деревня вахлаков, которые, когда получили волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.
Другой категорией крестьян, которую мы встречаем в поэме, является категория крестьян-«холопов». Эти люди «холопы» в душе, и они счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки, и, стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь - подагру. Больше всего в нас вызывает отвращение то, что он всерьез презирает простых мужиков.
Другим, еще более «холопским», является образ Ипата - холопа князей Утятиных. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко. В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.
Но наиболее интересной группой крестьян являются крестьяне, которые пытаются бунтовать, но все равно способны только на слова. Они похожи на крестьян из «Истории одного города» Салты- кова-Щедрина. Эти крестьяне выработали особый способ бунта - они все вставали на колени и вроде бы протестовали против горчицы, но в то же время они разрешали себя пороть. Вот таким же бунтарем является и Aran из главы «Последыш». Он накричал на барина и высказал о нем все, что он думает. Но когда барин приказал его выпороть, крестьяне уговорили Агапа, чтобы он помог им сыграть спектакль. Крестьяне напоили Агапа и вынесли его как будто выпоротого. Таким образом он тоже успокоился и все закончилось «бунтом на коленях». Таким же «пассивным бунтовщиком» является Яков Верный, который, чтобы отомстить барину за своего племянника, не убил его, а только сам повесился. То есть он только выразил протест, и не более.
Таким образом, Некрасов поднял главную проблему крестьянства - моральное рабство, неспособность народа жить без барина - духовный сон народа.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Не-
красов начал писать в 1863 году и работал
над ней до самых последних дней своей
жизни. За это время в стране произошли
многие изменения, которые нашли отраже-
ние в поэме. Здесь поэт дал широкую кар-
тину дореформенной и послереформенной
России, показал основные черты современ-
ной действительности, раскрыл противоре-
чия между интересами народа и эксплуата-
торской сущностью помещиков. Несмотря на
то что в стране было отменено крепостное
право, жизнь крестьян никак не измени-
лась, она осталась такой же тяжелой и не-
справедливой. Поэтому тема рабства и сво-
боды была актуальна для России 60-х годов
XIX века.
Так уж повелось, что люди чаще всего де-
лятся на две категории: те, которые довольны
своим положением, и те, которые пытаются
что-то изменить, например обрести свободу.
Довольными своей жизнью в поэме выступа-
ют холопы. Они так долго служили своим хо-
зяевам, что привыкли к этому и жить по-дру-
гому просто не хотят. Дворовый князя Пере-
метьева вылизывает барские тарелки. Он,
стоя за столом барина, даже болезнь получил
«дворянскую» - подагру. Он гордится своим
положением любимого раба у князя и мечта-
ет только об одном:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Этот человек, который сам является ра-.
бом, презирает простых мужиков, не считая
их за людей.
Ипат, холоп князя Утятина, называет
своего «благодетеля» князюшкой, а себя
именует не иначе как рабом недостойным.
Когда крестьянам даровали волю, он не за-
хотел уходить от князя, потому что помнил
его милости. Барские «милости» заключа-
лись в том, что хозяин запрягал его в теле-
гу или купал в проруби, а затем поил вод-
кой. С негодованием говорит Некрасов о тех,
кто способен предать своих же крестьян.
Таков староста Глеб - он сжег вольную,
данную его барином крестьянам:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
С Егоркой Шутовым, который служил в
полиции, расправляется сам народ:
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Многие крестьяне просто терпят поме-
щиков, не зная, как вырваться из-под их
гнета. Поэтому лучшим местом они считают
кабак, где можно залить водкой свое горе
и хоть на время забыть об обидах и униже-
ниях. О таких крестьянах нам рассказывает
Яким Нагой. Он считает, что именно водка
сдерживает мужиков от расправы над поме-
щиками:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная, -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается,
Покорными крестьянами является целая
деревня вахлаков. Получив волю, они снова
продаются в рабство за заливные луга.
Но есть и такие крестьяне, которые толь-
ко терпят до поры до времени. Примером
самоотверженности и силы духа выступают
Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап,
Савелий. Тяжела женская доля крестьянки.
Автор с любовью рисует образ Матрены Кор-
чагиной, которая всю жизнь несла свое тяж-
кое бремя: издевательства мужниной родни,
упреки, непосильный труд. Ей пришлось пе-
режить трудный голодный год, смерть люби-
мого сына. И хотя Савелий «дедушка, роди-
тель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи
многострадальная, терпи многокручинная»,
он сам понимает, что терпеть дольше нельзя.
Савелий предстает в поэме настоящим рус-
ским богатырем, который и работать за семе-
рых может, и на медведя в одиночку хаживал.
Многое пришлось пережить на своем веку
Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое
обращение помещика, который «до нитки»
разорил своих крестьян. Теперь Савелий по-
нимает, что путь к свободной жизни лежит
через борьбу. «Наши топоры лежали до по-
ры», - говорит Савелий и тем самым наме-
кает на открытое выступление. Крестьяне,
возмущенные барскими злодеяниями подня-
ли бунт и убили своего хозяина. Савелий по-
бывал на каторге, но его дух не сломлен и он
ничуть не раскаивается в содеянном.
Чем-то похож на Савелия покаявшийся раз-
бойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить
честно, но после долгих лет отшельничества
встречает пана-злодея Глуховского. Пан без
капли раскаяния похвастался:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Разбойник расправился с паном, и грехи
его были отпущены.
У многих мысли о свободе только начина-
ют созревать, и их бунт пока еще пассивный.
Таким бунтарем выступает Агап из главы
«Последыш». После того как он высказал ба-
рину все свои обиды, тот приказал его выпо-
роть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крес-
тьяне с его согласия устроили спектакль.
Они напоили его и вынесли как будто выпо-
ротого. По-своему взбунтовался и Яков Вер-
ный, который повесился, чтобы отомстить за
своего племянника. Но многие идут уже на
открытый протест. Бунтуют не одиночки, а це-
лые селения:
…Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.
Крестьяне понимают необходимость борь-
бы и ждут человека, который укажет им путь.
Таким человеком выступает в поэме Григо-
рий Добросклонов. Он смело идет вперед, по-
тому что верит в силу России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная
Матушка-Русь!..
Некрасов показал, что угнетение и рабство
неизбежно породят бунт и что крестьяне сами
станут бороться за свою свободу. Свобода,
по мнению Некрасова, ключ к счастью.