Современная школьная библиотека матрица возможностей. От школьной библиотеки до ресурсного центра. Дорогу осилит лишь идущий

Доклад методиста по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре Комаровой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Комарова Н.Н., методист по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре

«Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех»

Генри Форд“О сотрудничестве”

С 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), с сентября 2015 г. все школы массово перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Библиотеке сегодня отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего полного образования предъявляют новые требования к школьной библиотеке: из учебно-вспомогательного подразделения она должна стать ресурсным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиообразования.

Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информацион-ные ресурсы, школьная библиотека яв-ляется для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информаци-онно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как ос-нове формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения позна-вательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распрост-ранению грамотности и общему развитию личности ребенка.

Согласно ФГОС школа должна сформиро-вать грамотного, компетентного читателя, ко-торый сможет ориентироваться в многообра-зии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет ис-пользовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.

Сегод-ня школьная библиотека ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и са-мостоятельной работы с информацией в различных форматах, формирование специфических умений и навыков информационно-поисковой дея-тельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инстру-ментов.

Школьная библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Каждый день на абонементе обслуживаются в среднем 30-40 человек (городские школы). И хотя не во всех школьных библиотеках Николаевского района есть читальный зал, его функции выполняются в полном объеме. Учащиеся обращаются к энциклопедической и справочной литературе, готовят сообщения, доклады, рефераты. Для этой работы в даже самой маленькой сельской библиотеки создаются посадочные места.

Современная школьная библиотека - это:

  • учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
  • специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
  • публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимыересурсы для проектной и творческой деятельности;
  • библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу.

Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.

Задача школы - помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей.

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.

Сотрудничество учителя с библиотекарем необходимо, чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки для:

  • развития и обучения обучающихся;
  • формирования информационной культуры;
  • организации образовательных событий;
  • разработки поурочных планов и внеурочных занятий;
  • подготовки и проведении проектных заданий;
  • внедрения информационных технологий.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с УМК;
  • работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, социальными партнерами.

В основе ФГОСтандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Программным документом в плане перспектив преобразования школьных библиотек является Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Новая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр отвечает всем требованиям новых стандартов, обеспечивает необходимые условия для обучения, ориентированного на самоопределение и удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его развития и индивидуальных возможностей. На уровне Хабаровского края работает федеральная стажировочная площадка «Информационно-библиотечные центры» по трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. Создан региональный ресурсный информационно-библиотечный центр на базе Центра развития образования г. Хабаровска. В сеть ИБЦ входит наш единственный пока ИБЦ МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.). На уровне муниципального района также ведется работа по преобразованию школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Начата работа по разработке положения, концепции развития ИБЦ в МБОУ СОШ № 2,5.

С целью формирования и совершенствования профессиональной компетентности школьных библиотекарей по моделированию информационно-образовательной среды в школьный информационно-библиотечный центр посредством включения их в практическую деятельность проведены методические объединения, обучающие семинары н-р «От школьной библиотеки – к информационно-библиотечному центру: векторы развитии», где библиотекари знакомились с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, проектами положений, особенностями работы ИБЦ.

С целью организации информационно-библиотечной среды с единым информационным и библиотечно-библиографическим фондом, расширением функций библиотек общеобразовательных организаций для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования в Хабаровском крае проходилаапробация проекта «Региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы» 1С: Библиотека. Участие ИБЦ МБОУ СОШ №4 (Павлова Е.Г.) оказалось невозможным в связи с техническими причинами (низкая скорость).

В создавшихся условиях предъявляются особые требования к школьному библиотекарю. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, своеобразный информационный менеджер, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. В 2016/2017 учебном году в каждом общеобразовательном учреждении (16) имеется школьная библиотека.

Согласно штатному расписанию в общеобразовательных учреждениях библиотекари работают:

  • 1 ст. – 5 чел. (45 % от общего количества библиотекарей) (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный);
  • 0,5 ст. – 7 чел. (55% от общего количества библиотекарей).

По основной деятельности работают 4 педагога-библиотекаря (МБОУ СОШ № 1,2,4, 5) и 5 чел. – библиотекарями (МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный, МБОУ СОШ п. Лазарев, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка, МБОУ ООШ с. Чля), в остальных школах - внутренние совместители. Согласно штатному расписанию в 6 школах (МБОУ ООШ п. Нижнее Пронге, МБОУ ООШ с. Нигирь, МБОУ ООШ с. Оремиф, МБОУ ООШ п. Пуир, МБОУ НШ ДС с. Озерпах, МБОУ НШ ДС с. Чныррах) нет ставки библиотекаря.

Образование библиотекарей:

  • высшее библиотечное – 2 чел. – 17 % (МБОУ СОШ № 2,4);
  • высшее педагогическое – 3 чел. – 25 %; (МБОУ СОШ № 1, № 5 п. Маго, с. Красное);
  • высшее другое -1чел. -8% (МБОУ СОШ с. Константиновка)
  • среднее спец. библиотечное – 1 чел. – 8 % (МБОУ СОШ № 5);
  • средне - спец. педагогическое – 2 чел. – 17%. (МБОУ СОШ № 5, с. Чля)
  • средне - спец. другое - 2 чел. – 17 %,
  • другое (среднее общее) – 1 чел.- 8 %.

Данные свидетельствуют, что только 3 специалиста имеют специальное библиотечное образование.

Районное методическое объединение школьных библиотекарей оказывает содействие библиотекарям в освоении информационных технологий, способствует развитию творческого потенциала, осуществляет проведение учебной, методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела.

У всех школьных библиотекарей рабочее место обеспечено компьютером. Для пользователей в 6-ти библиотеках есть 8 компьютеров (МБОУ СОШ № 1. 4 (3 экз.), 5, МБОУ СОШ с. Красное, МБОУ СОШ № 5 п. Маго МБОУ СОШ с. Константиновка.

Выход в Интернет имеется в 10 библиотеках.

Школьные библиотеки в 2002 году обеспечены программой АБИС «MAРК-SQL – школьная версия», используются в работе только в 4 организациях (МБОУ СОШ № 2,4, № 5 п. Маго, р.п. Многовершинный). Низкий показатель использования связан с тем, что в сельской местности часто меняются библиотекари, отсутствуют ставки.

Комплектование учебниками

Работа по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы школьной библиотеки) начинается с началом учебного года.

Имеется отлаженная система работы, которая включает в себя инвентаризацию учебников, изучение Федеральных перечней учебников на учебный год, сбор заявок от учителей – предметников, составление заказа школы, муниципального заказа, заключение контрактов с издательствами на поставку учебников, оформление стендов «Учебник – 2016»в каждом общеобразовательном учреждении. С 2010 г наш район самостоятельно делает заказ на учебники, напрямую работает с издательствами. В течение 3-х последних лет нашему району выделяется 2 млн 260 тыс рублей на приобретение учебников. В 2016 г. заключены контракты с 10 издательствами. Заказано 8949 экземпляров учебников (2015 г – 9241экз.), из них 3889 экземпляров рабочих тетрадей для первоклассников. Снижение количества экземпляров связано с увеличением стоимости заказанных учебников и учебных пособий.

В связи с введением новых стандартов ежегодно обновляем учебники соответствующих классов, рабочие тетради заказываем только для первоклассников.

Пополнение фондов художественной литературы, справочной литературы происходит очень редко, последнее поступление было в 2012 году. Получено 120 комплектов экз. от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Астрель». «Дрофа» на сумму 530 тыс. рублей. Это в основном программные произведения, словари и справочники

Следует отметить достаточно сложное положение с подписной кампанией на периодические издания. В связи с финансовыми трудностями школы не имеют средств на подписку, поэтому я предлагаю осуществить более тесное сотрудничество школьных и детских библиотек с целью ознакомления с новинками.

Важнейшим показателем результативности деятельности библиотек являются ежегодные муниципальные и краевые конкурсы: муниципальный конкурс «Лучшая библиотека года – 2016», краевой конкурс «Лучший информационно-библиотечный центр – 2016». В муниципальном конкурсе в приняли участие МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 5 п. Маго, МБОУ ООШ с. Чля. По итогам конкурса призерами стали – МБОУ СОШ № 1 (педагог-библиотекарь Рожкова Н.Н.), МБОУ СОШ № 5 п. Маго (педагог-библиотекарь Найденова М.А.). Следует обратить внимание на содержательную творческую работу Рожковой Н.Н. на тему «Информационная культура школьников», где она раскрывает систему работы по данномунаправлению, подтверждая практическими наработками, разработками библиотечных уроков, выпусками школьных газет.

(слайд 11) Самой интересной в содержательном плане и техническом оформлении признана «Виртуальная книжная выставка» педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 5 п. Маго Найденовой М.А. Интерактивные выставки пользуются в последнее время особой популярностью у библиотекарей. Эта форма позволяет расширить традиционные виды библиотечной деятельности, носит игровой характер и привлекает учащихся активному чтению.

В краевом конкурсе «Лучший информационно-библиотечный центр -2016» приняла участие МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.), которая заслуженно признана призером. Информационно-библиотечный центр школы получил специализированное оборудование за счет средств краевого бюджета, электронные справочники и словари издательства «Просвещение» и «АСТ-ПРЕСС КНИГА».

В последнее время в библиотечной среде активно используется новый способ продвижения книги – буктрейлер.

С 01 по 31 марта 2016 года впервые в Николаевском муниципальном районе состоялся районный конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга» среди учащихся 5-11 классов по возрастным группам: учащиеся (5-6), (7-9), (10-11) классов.

Цель конкурса: продвижение и популяризация книги и чтения средствами визуальной культуры.

В конкурсе приняло участие 11 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений города и района (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, п. Маго). Работы участников отличались творческим подходом и оригинальностью раскрытия темы, органичностью сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги, полнотой и глубиной раскрытия произведения. Буктрейлеры созданы по мотивам разнообразных по жанру произведений: Вальтер Скотт «Айвенго», Лев Толстой «Кавказский пленник», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи Сергея Есенина «В хате» и другие. Работы участников конкурса размещены на сайте ИМЦ.

Сегодня очень важно создание нового образовательного пространства для библиотекарей школ, которое включает в себя не только традиционные мероприятия по повышению квалификации, организованные на уровне района (семинары, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы и другие), но и создание образовательного пространства в сети Интернет (вебинары, форумы, дистанционные курсы), где можно получить консультацию узких специалистов, познакомиться с документами, регламентирующими деятельность школьных библиотек, обменяться опытом с библиотекарями других регионов, пройти дистанционное обучение).

С целью повышения профессиональных знаний, школьные библиотекари принимали активное участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» по использованию в учебном процессе электронных учебников, в ежегодном Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек, во всероссийском мониторинге школьных библиотек, в видеоконференции «Информационно-мультимедийные технологии – ресурс развития современных школьных библиотек», и т.д.

В течение года библиотекарями школ было организованы разнообразные книжные выставки, просмотры, обзоры на различные тематики: Книги-юбиляры, «Юбилейные издания», к праздникам День матери, День пожилого человека, День Победы, День знаний, и многие другие. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины, конкурсы рисунков, беседы-диспуты, литературные игры, конкурсы чтецов. Следует отметить на разнообразие форм выставок и средств оформления. Большой популярностью пользуются виртуальные книжные выставки.

В течение учебного года проводятся библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги, овладению навыка работы со справочными изданиями.

Также проведены мероприятия различной направленности: литературные викторины, игры-путешествия, литературные вечера, устные журналы, конкурсы, (конкурс инсценированных басен и др.).

С целью привлечения внимания обучающихся к чтению в общеобразовательных учреждениях прошли библиотечные акции в стиле флешмоба «Да здравствует книга!», «А что у вас?», конкурсы библиотечных плакатов, презентаций «Моя семья и книга», творческий проект «Служба спасения сказки», акция «Международный день дарения книг».

С целью популяризации книги обучающиеся школ города и района совместно с библиотекарями приняли участие во Всероссийских мероприятиях:

  • Всероссийском конкурсе буктрейлеров;
  • Всероссийском конкурсе «Читаем Крылова»;
  • Всероссийской литературной викторине, посвященной творчеству Н.Н. Носова «Незнайка и все, все, все…».

В течение года в школьных библиотеках проводятся творческие встречи с местными поэтами (Перегудов А.А., Рачков А.П., Головачева Т.Г. и другие).

Надеюсь, что наша встреча положит начало тесному сотрудничеству наших библиотек, так как у нас с вами единая задача приобщения детей к чтению.

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 2

Часть первую читайте, пожалуйста, в № 10–2009.

От школьной библиотеки до ресурсного центра

Я согласна с мнением директора нижегородской школы № 186 М.В.Бурова, что «мы создаём условия для развития определённых нами базовых компетентностей учеников». Он «убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка...».

В условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущества именно своей образовательной среды. Для этого подобную среду необходимо формировать, причём с пониманием необходимых критериев и параметров. И потому школьная библиотека просто обязана искать и реализовывать новые способы своей деятельности. Диапазон здесь большой – от оптимизации старых способов до значительного или даже принципиального изменения целей, содержания, методов, форм и технологий. Но начинать надо с изменения статуса библиотечной структуры, модернизации традиционной школьной библиотеки для превращения её в ресурсный (информационно-библиотечный, информационно-методический и т.д.) центр школы. Принятое ранее название «школьная библиотека» очень сильно ограничивает деятельность современного библиотечного специалиста: некоторые традиционные направления работы остаются невостребованными, а новые сложно ввести из-за отсутствия нормативной базы. Изменение статуса библиотеки даст возможность специалистам расширить сферу своего влияния, вывести библиотеку на другой, новый уровень развития, определить современные приоритеты, в которых сегодня так нуждаются ученический и педагогический коллективы. Особенно это касается библиотек, являющихся сегодня структурами базовых школ . В нашем городе таких школ три. В Положении о базовой школе, которое мы недавно разработали и приняли, фигурируют такие пункты, которые характерны именно для этих школ:

«…3.2. Базовая школа при организации своей деятельности должна отвечать современным требованиям к условиям образовательного процесса.

Под современными требованиями к условиям образовательного процесса понимается:

…3.2.5. Наличие условий для реализации современного уровня образования на основе информационно-коммуникационных технологий:

– наличие программы информатизации образовательного учреждения и эффективно работающей команды по информатизации;

– наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет;

– наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

– доведение нагрузки на один ПК до 10 человек;

– наличие трёх кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 8;

– наличие обновляемого не реже двух раз в месяц сайта в сети Интернет.

…3.2.7. Наличие школьного ресурсного (информационно-методического или информационно-библиотечного) центра, обеспечивающего условия для получения качественного образования...»

Выступая перед директорами школ на ежемесячной планёрке руководителей, я представила свою позицию по современной модели школьной библиотеки в условиях модернизации образования и моё видение образа специалиста, способного реализовать цели и задачи такой библиотеки, работать на продуктивный и качественный результат. Моё выступление было построено на ключевых отличиях между деятельностью «библиотеки прошлого» и «библиотеки настоящего и будущего», при этом я опиралась на следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки

Традиционная
деятельность
Обновлённая деятельность Компетентности
и умения библиотекаря
Компетентности
и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–
коммуникационные
->
Информационно-
коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ:

– интернет-услуги;

– тиражирование материалов на электронные носители пользователей;

– копирование материалов;

– предоставление АРМ пользователям;

– консультации по использованию ПК

Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно-
проектировочные
->
Программно-
проектировочные
Массовые формы работы:

– литературные вечера;

– литературно-музыкальные композиции

Массовые формы работы:

– активные, дискуссионные;

– новые формы с использованием ИКТ

Коммуникативные;
организаторские;
читательские;
информационно-
коммуникационные
->
Коммуникативные;
читательские;
информационно-
коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение:
– библиотечных презентаций;
– SWOT-анализа;
– аналитических справок;
– мониторинговых карт;
– исследовательских форм
Аналитические;
исследовательские

Директора базовых школ меня поддержали и сегодня очень активно работают над созданием школьных ресурсных центров, проектируют и ремонтируют помещения, приобретают мебель и современное оборудование, комплектуют фонды, разрабатывают нормативную базу, подбирают кадры из библиотечных работников, педагогов и технических специалистов.

Основную миссию центра я определяю так: через эффективную деятельность ИМЦ школы – к качественному образованию, от качественного образования – к новому качеству жизни.

Цель центра: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МОУ «СОШ № … » до 2017 года.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы деятельности ИМЦ.

2. Создание ресурсной базы: финансовой, материально-технической, кадровой, документальной (информационной) и т.д.

3. Организация стратегического планирования деятельности ИМЦ.

4. Формирование единого информационного образовательного пространства школы.

5. Создание на базе центра школьной методической службы.

6. Организация деятельности школьной команды по информатизации учреждения.

7. Совершенствование предоставляемых центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации основных процессов работы ИМЦ, формирование комфортной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий педагогической и библиотечной практики.

8. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных и библиографических ресурсов ОУ на различных носителях.

9. Формирование навыков независимого пользователя (учащегося и учителя): обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

10. Координация деятельности ИМЦ с другими структурами школы и города.

Cледующая таблица демонстрирует моё видение структурных единиц центра и функциональной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональная схема деятельности ИМЦ

Меня как методиста и управленца очень радует тот факт, что большинство школьных библиотекарей сегодня разделяют мою точку зрения по поводу необходимости модернизации библиотек образовательных учреждений. Это показал семинар, который состоялся в январе 2009 года, и подтверждают результаты исследования по изучению изменений, происходящих в библиотеках образовательных учреждений нашего города, и отношения к ним библиотечных работников.

Нас интересовало мнение библиотекарей о том, какие проблемы стоят в библиотеках особенно остро, что требует скорейших изменений. Как меняются библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления стоят перед специалистами, в чём видятся перспективы библиотечных инноваций?

Для участия в нашем исследовании предлагалось заполнить анкету. Вот основные результаты исследования:

Большинство библиотекарей с охотой принимают любые положительные изменения.

Библиотекари отмечают наиболее видимые (случившиеся) профессиональные изменения в ассортименте и предоставлении библиотечных услуг, в совершенствовании технологий, в структурных преобразованиях.

Основные изменения, которые в первую очередь должны коснуться библиотечной практики, следующие: изменение системы комплектования фондов, повышение интеллектуального потенциала, дополнительное финансирование и, наконец, реорганизация структуры библиотеки.

Библиотекари считают необходимым и полезным для активизации инновационных процессов привлекать узких специалистов со стороны, таких как методист по учебным фондам, методист медиатеки МИМЦ, библиограф МИМЦ, коллеги из других (инновационных) библиотек, психолог, технический специалист МИМЦ.

75 % опрошенных оценивают ситуацию в своей библиотеке как «инновационно-ориентированную» и готовую к дальнейшим изменениям.

Коллеги указывают на то, что мешает библиотекам более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления деятельностью). В качестве ведущих выделяют две причины: отсутствие стимулов и поддержки руководства и отсутствие необходимых ресурсов и «инновационной способности» библиотекарей.

Толчком для развития инноваций библиотекари считают: потребности и предложения пользователей, успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт), потребности библиотечного производства и инициативу сотрудников библиотеки.

Все библиотекари отмечают острую потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления инновационной деятельности и управления ею.

В соответствии с последним тезисом семинара «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: пути и средства формирования» библиотекари сформулировали заказ для методистов нашего центра (МИМЦ) на дальнейшую работу по формированию их (библиотекарей) профессиональных компетентностей.

Каждая из четырёх групп, работавших на семинаре, формулировала заказ на формирование предложенных методистами компетентностей: информационно-коммуникационных, программно-проектировочных, аналитических и психолого-коммуникативных.

Работа велась с картами заказа.

Задание : оформить профессиональный заказ на информационно-методические услуги и продукты, формирующие информационно-коммуникационные компетентности специалистов библиотечной практики ОУ г. Лесосибирска.

Заказчик:

Проблемные точки:

Основная идея:

Готовность библиотекарей к участию в данной деятельности:

Таблица 3

Результатом этого семинара стал оформленный заказ для методической службы МИМЦ на работу в 2009–2010 годах.

Вот основные позиции (см. табл. 4).

Таблица 4

Формы услуг и продуктов Время
проведения
Место проведения Специалист
Программно-проектировочные компетентности
Городской семинар «Проектирование в библиотеке» Февраль 2009 г. МИМЦ Заместитель директора МИМЦ по УМР
Консультации (индивидуальные и групповые по составлению проектов, отчётов, созданию нового имиджа библиотеки, структурной реорганизации) Март–апрель 2009 г. МИМЦ Методисты МИМЦ, специалисты ЦБС
Информационно-коммуникационные компетентности
Курсовое обучение работе с новейшими компьютерными программами, которые можно использовать в библиотечной практике 2-е полугодие 2008/09 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Системный администратор МИМЦ и методист по ИКТ
Практикум по сопровождению библиотечного сайта или веб-страницы на школьном сайте МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ
Мастер-классы по использованию ИКТ в библиотечной практике 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ, методисты МИМЦ, «продвинутые» библиотекари ОУ
Психолого-коммуникативные компетентности
Тренинг с целью снятия боязни публичного выступления МИМЦ, медиалекторий
Деловая игра, вырабатывающая умение выдерживать и обосновывать позицию во время дискуссии 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Аналитические компетентности
Городской семинар по составлению аналитических форм Каникулярное время 2009/10 учебного года МИМЦ Директор МИМЦ, методисты МИМЦ
Координация курсового обучения В течение всего времени На базе ИПК в
г.Красноярске
Методист-координатор МИМЦ, ответственный за курсовую подготовку работников образования г. Лесосибирска, специалисты ИПК

Таким образом, для специалистов нашего центра уже составлен план-ориентир на дальнейшее методическое сопровождение библиотечной практики в городе. Планируя совместную деятельность, мы определили для себя несколько иные, чем раньше, подходы: необходимо проектировать работу не по основным направлениям, как мы это привыкли делать, а использовать именно компетентностный подход . При таком раскладе мы будем работать на качественный результат и социальный заказ, не придумывая для себя искусственную деятельность. Вот по такому же принципу мы предлагали школьным библиотекарям планировать и их работу. Сегодня, организуя любую деятельность библиотеки, ориентированную на читателей (пользователей), надо в первую очередь понимать, какие компетентности мы собираемся у них формировать, а уже потом следует продумывать эффективные формы и методы, чтобы действительно были сформированы эти компетентности. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, качественных результатов не даёт. Потому что мы очень редко задумывались и задумываемся над тем, с какой целью на самом деле запланировано и проведено то или иное мероприятие. Отсюда и нечитающие дети, и неумение ребят работать с информацией. Цепочку планирования можно определить так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).

Но здесь надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). По-другому в принципе быть не может. Отсюда вопрос: что делает в школьной библиотеке специалист, не обладающий необходимыми профессиональными и креативными компетентностями? Что и как такой специалист может формировать у учащихся и учителей? Это как раз и есть болевая точка в повышении качества образования, это очень актуальная проблема кадровой политики. Её надо решать здесь и сейчас, конкуренция нашего времени выбьет из обоймы «слабых», не готовых работать в другом «формате» людей. Сегодня каждый на своём месте работает пока прежде всего на себя, а потом уже на общее дело. Как ни парадоксально это звучит, но это факт, и его надо учитывать.

Однако вернёмся к заказу библиотекарей, сформированному для методической службы на семинаре.

За счёт ресурсов нашего центра мы сможем полностью удовлетворить данный заказ, поскольку имеем достаточный кадровый, информационный и материально-технический потенциал.

Когда мы ориентируем руководителей школ на формирование центров (на базе школьной библиотеки), мы показываем как модель работу городского центра. Точно знаем, что вся ресурсная база школы (города) должна формироваться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединённым интеллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом (включая неопубликованное), общим финансированием. Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть место (центр), где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Сегодня школы, имеющие подобные центры, будут, вне всякого сомнения, только выигрывать, и настанет то время (совсем скоро, уже завтра), когда заказчик (родитель и ученик) станет выбирать ту школу, где есть хороший ресурсный центр, а не маленькая библиотека площадью 20 квадратных метров с одним библиотекарем. Ресурсный центр школы – это необходимое условие для формирования современного качественного образования. Вспомним тезис А.И.Адамского, который я приводила в первой статье: «В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования . Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».

Обеспечить данную деятельность способен только мощный ресурс центра образовательного учреждения. А мы, библиотекари, представляем собой основной кадровый потенциал (всегда считала и считаю, что именно библиотекари – главные специалисты в школе по работе с информационным массивом). Сегодня как никогда наша профессия востребована в обществе, надо только увидеть свою нишу, «переложить» уже известную нам деятельность на новые технологии, вывести её на другой, современный уровень, и тогда результат будет неоценим. Вспоминается известный всем лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Так будем же такими счастливыми владельцами и востребованными обществом специалистами!

Возвращаюсь к краевому семинару, который вёл А.И.Адамский, и фиксирую ещё один важный для меня результат этого мероприятия. Те, кто хотел двигаться в сторону собственного развития, активно участвовали в семинаре, пытались понимать собственные дефициты. Уже сейчас появились новые проектные идеи. На такой результат и выводили нас организаторы семинара. Идея оформилась в индивидуальный проект по формированию корпоративной мобильной библиотеки в г. Лесосибирске.А вот о том, что это такое, – в следующих статьях.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Attsteklo.Ru. Если вы решили заменить старое лобовое стекло своего автомобиля, то оптимальным решением станет зайти на сайт http://www.attsteklo.ru/ . На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о покупке и замене стекол. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.attsteklo.ru.

Дорогу осилит лишь идущий!

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

    обеспечение учебной литературой всех обучающихся в школе;

    внедрение новых информационных технологий;

    повышение профессиональной компетентности всех участников

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова

– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего.

Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного библиотековедения — философии школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении — это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня — научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.

– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США, Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.

Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов. Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека — это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то, что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают, что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.

Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.