Своеобразие поэмы 12. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”. Художественное своеобразие поэмы А. А. Блока «Двенадцать

Сегодня я – гений!
Александр Блок

Поэма «Двенадцать» явилась откликом на события 1917 года. Отношение к революции определилось через ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир. Сохранилась «Записка» Блока о поэме: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 и в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. Поэтому те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой – будь они враги или друзья моей поэмы» .

«“Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью» , – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение и много вопросов.

Вопрос

Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Ответ

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, герои поэмы – двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей» .

«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющихся одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передает неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 года. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, – «злоба, грустная злоба» , стрельба, грабежи, вымерший черный город. «Безродный пес» – образ, который точнее всего передает состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера еще чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле» , «товарищ поп» и «буржуй на перекрестке» робко прячутся от непонятных для них событий и изображены Блоком с нескрываемой иронией.

На фоне разоренного города совершают свое победное шествие двенадцать красногвардейцев «без креста»: «В зубах – цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» . Бубновый туз – лоскут с ромбом – прикрепляли к спине каторжников и бандитов. С появлением отряда в поэме возникает тема революции:

Революционный держите шаг!»

Вопрос

Двенадцать бойцов «вдаль идут державным шагом» под развевающимся «кровавым флагом» . В их хозяйской поступи Блоку слышится музыка рождающегося нового мира.

Композиция отражает стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции» , – призывает Блок.

Вопрос

Как передает Блок «музыку революции» ?

Ответ

Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерам, иногда с нерифмованным стихом.

Вопрос

Какие ритмы вы услышали?

Ответ

В поэме звучат интонации марша :

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется
Лютый враг.

Слышен городской романс . Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив :

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня :

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Кроме музыки в поэме заметно выделяются лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» , доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…

Язык поэмы был непривычен для читателей. «В согласии со стихией» – звучали совершенно новые ритмы: частушка («Эх, эх, попляши!/ Больно ножки хороши!» ), городской романс («Не слышно шуму городского…» ), солдатская песня («Как пошли наши ребята…» ), озорная речь улицы («Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!» ).

Вопрос

Какая лексика встречается в поэме?

Ответ

Строй лексики разнообразен. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?» ; и искажения слов: «етажи», «елекстрический» ; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец» ; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Вопрос

Как изображает Блок образы героев поэмы?

Ответ

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб» ; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель – / Вития…» ; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» .

Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» . Среди них Петька, «бедный убийца» , повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!» .

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая» , и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила» , и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…» .

Вопрос

В чем особенность сюжета поэмы?

Ответ

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати», Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Вопрос

Проследите, где и как меняется мотив ненависти?

Ответ

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Вопрос

Какие мотивы еще увидели в поэме?

Ответ

Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» . Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:

… Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Вопрос

Какие образы-символы заметили в поэме?

Ответ

Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег» , кровавый флаг; число двенадцать, «пес безродный» , Христос.

Вопрос

Каково же значение образа Христа в поэме?

Ответ

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим» , и он мертвый – «в белом венчике из роз» . «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». Возможно, появление Христа означало возможность будущего преображения, а, следовательно, и одобрение революции.

«Христос» в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.Долгополов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» – писал сам Блок.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая эима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, и содержание поэмы “Двенадцать” вне контекста всего творчества поэта, невозможно. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.
На раннем этапе своего творчества Блок, как и, многие символисты, испытал влияние философии Владимира Соловьева с его идеей “вечной женственности” (“Стихи о Прекрасной Даме”). Однако после 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями писателя. Вхождение Блока в реальный мир, его сошествие на “грешную землю” порождают трагизм мироощущения (через “Незнакомку” и “Балаганчик” поэт приходит к картинам “Страшного мира”). Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, “обывателя” (см. анализ стихотворений “Незнакомка” и “Фабрика”), постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов (работы Вяч. Иванова, статьи Блока). Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил – “диони-сиевского” (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы, наиболее ярко представленная в “духе музыки”) и “аполлонического” (то, что называется искусством – строгие формы, каноны, – наиболее ярко – в скульптуре). В момент возникновения культуры “дионисиевское” преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах – возникают общественные институты, многочисленные запреты – мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и проч.) – другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится “аполлоническое” начало, которое постепенно – с развитием цивилизации г – начинает преобладать. Дионисиевского же, напротив, становится все меньше. И чем больше “аподлонического” и меньше “дионисиевского”, тем ближе культура к упадку. Когда “аполлоническое” окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. “Старые боги” умирают, культура (цивилизация) изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой, выродившейся культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, уничтожат все моральные и нравственные принципы, ею созданные и навязанные людям, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал “дионисиевского” (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации). Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: “Интеллигенция и революция”, “Искусство и революция”, “Крушение гуманизма”. Именно как разрушительную стихию, “дионисиевское” начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока – “Двенадцать” и “Скифы”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня Read More ......
  2. В поэме четко ощущают­ся два плана: один – конкретный, реальный, вытекающий из не­посредственной сути изображенных событий, другой – скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия рево­люции как “мирового пожара”. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы революционной Read More ......
  3. 1919 год. Литературный вечер в холодном большевистском Петрограде. “Прочтите “Двенадцать”! – голос из зала. “Я не умею читать “Двенадцать”, – сухо отвечает Александр Блок. Эта поэма появилась в год, когда Россия испытывала невиданные до сих пор потрясения, в сравнении с Read More ......
  4. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название Read More ......
  5. Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Read More ......
  6. Поэма “Василий Теркин” стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на “Евгения Онегина” соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло Read More ......
  7. Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы “Двенадцать”, которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Read More ......
  8. В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель показал Read More ......
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”

«Двенадцать» - поэма переворота. Не только и не столько поэма, описывающая общую атмосферу, царящую в погибаю­щей после революции стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма - насмешка над «революцией». Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Сам он не может повлиять каким-либо кардинальным образом на исторический ход событий, не может (или не хочет) «говорить вполголоса: "Предатели! По­гибла Россия!"». Он отчаянно смеется над несоответствием идеалов, постав­ленных «революцией», и окружающей действительностью. Он зло смеется и над представителями старого мира - попами, буржуями, барынями - всеми, кто довел страну до революционной си­туации, и над представителями так на­зываемого «нового» мира - ничтожны­ми личностями, способными воевать лишь с уличными девками да с тенями в подворотнях:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь...

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

«Свобода, свобода, эх, эх, без крес­та!» - звучит как разгульный, разбойни­чий клич. Не случайно автор отметил, что «на спину б надо бубновый туз» - такой лоскут из красной или желтой ткани на­шивался на спину каторжникам. Эти лю­ди «идут без имени святого...»:

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво -

Али руки не в крови...

Они проходят как стихия, они проно­сятся как вьюга, они подчиняются толь­ко внутреннему стремлению разруше­ния: «Мы на горе всем буржуям миро­вой пожар раздуем». Автор постоянно сравнивает движущие силы революции со слепой стихией, которая все рушит на своем пути:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Разыгралась что-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга!

За четыре за шага!

В поэме последовательно применен художественный прием, основанный на эффекте контраста. Сразу бросается в глаза, что зрительный ряд строится на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. Эта цветовая символи­ка ясна по своему смыслу. Она знаме­нует два жизненных исторических нача­ла: низкое и высокое, ложь и правду, прошлое и будущее - все, что противо­борствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе. Символика эта социально прояснена, в ней - отра­жение и художественное обобщение реальных исторических явлений.

Что такое снежная вьюга в «Двенадца­ти», как не образ «исторической пого­ды», образ самого переворота и хаоса, им принесенного? Черный вечер и бе­лый снег воплощают в своей контраст­ности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое, снежное торжест­вует в финале поэмы, где полностью побеждает непроглядную тьму, из кото­рой вышли двенадцать. Здесь автор за­вуалированно пророчит победу белой, светлой силы над черно-красным хао­сом, принесенным той стихией, к кото­рой принадлежали двенадцать.

«Двенадцать» - это полное торжест­во стихии. Она - главный герой поэмы. Как сама поэма, так и стихия в ней еди­на и синтетична, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами.

Двенадцать красногвардейцев проби­ваются сквозь лютую вьюгу; они «ко всему готовы», им «ничего не жаль», они настороженны; их ведет вперед ин­стинкт, но они еще толком не представ­ляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего «державного шага» в будущее. Они в этой борьбе еще ново­рожденные, рожденные вместе с «новым» миром, рожденные самим этим «новым» миром.

В героях поэмы, беззаветно вышед­ших на штурм старого мира, пожалуй, больше от анархической «вольницы» (активно действовавшей в Октябрьские дни), нежели от авангарда петроград­ского рабочего класса, который под предводительством партии большеви­ков обеспечил победу революции.

Ощущение «взлета» революции с гро­мадной силой сказалось в «Двенадцати» в мотивах ночной метели, порывистого, резкого ветра, взвихренного снега. Эти мотивы проходят сквозь всю поэму по­добно основной теме в симфонии. При этом ветер, снежная вьюга, пурга как ди­намические образы восставшей, разбу­шевавшейся стихии приобретают в «Две­надцати» различный смысл примени­тельно к разным персонажам поэмы. Для теней и обломков старого мира злой и веселый (злорадный) ветер - сила враждебная, безжалостно выметающая их из жизни, для двенадцати же он - их родная стихия, они как порождение этого ветра, они детище хаоса, стремящееся к разрушению. Этим двенадцати вьюга" не страшна, не опасна.

Красный флаг появляется в конце по­эмы, он - этот символ революции - здесь становится символом нового кре­ста России. Страна стоит на перепу­тье - «позади голодный пес», а впереди якобы «светлое будущее». Есть мнение, что Христос во главе красногвардейцев благословляет революцию, ее конечные цели и идеалы. Но в том-то и дело, что не во главе - нигде в поэме об этом не ска­зано, - а «впереди». Мы просто привык­ли воспринимать, что впереди, с крас­ным флагом - значит, во главе, но здесь другая ситуация: флаг здесь олицетво­ряет собой новый крест Христа, новый крест России, и идет Христос не во гла­ве, а его ведут - ведут на расстрел, на новое распятие...

«Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли ты, что будет зав­тра? Кто ты? Ты ли это? Или только по­добие Его. Но завтра же я осужу и сожгу тебя на костре, как злейшего из ерети­ков, и тот самый народ, который сего­дня целовал твои ноги, завтра же, по одному моему мановению, бросится подгребать к твоему костру угли. Зна­ешь ты это? Да, ты, может быть, это знаешь...» Это Достоевский, «Братья Карамазовы», диалог Великого Инкви­зитора с Иисусом Христом.

Никому не нужна Его помощь, никому не нужно Его благословение: «От чего тебя упас золотой иконостас?» О каком «моральном благословении» может ид­ти речь, когда «...идут без имени свято­го... ко всему готовы...». Этим двенад­цати не нужно ничьего благословения, точно так же как не нужно оно было и тем, кто делал революцию. Просто в то время удобно было использовать стихи такого великого поэта в свою пользу, с целью оправдания революции и кровавого беспредела, а ведь Блок сам говорил, что в его поэме совсем нет политики.

Он любил всех, он любил Россию и тем больнее переживал ее политический, экономический и духовный кризис. Блок проживал все события, происходившие в России, вместе со страной. Он вместе с его Русью страдал, замерзал, голодал. Поэтому Блок в своей поэме чувствует настроение и переживание каждого пер­сонажа и с точностью передает эмоции каждого. Автор постоянно подчеркивает, насколько далеки «высокие» идеи рево­люции от земной жизни:

От здания к зданию Протянут канат.

На канате плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит, На что такой плакат,

Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий - раздет, разут...

В октябрьском перевороте поэт услы­шал только одну «музыку» - громовую музыку катастрофического крушения старого мира, которое он так давно предчувствовал и ждал. Да, он ждал, но скорее не столько крушения самого мира, сколько перемены в психологии людей, перемены человеческого созна­ния, улучшения мира не за счет его пе­релома и передела, а за счет внутрен­них изменений в каждом человеке, то есть изменения мира за счет измене­ния самого человека. Поэтому кровавый переворот, провозглашенный социали­стической революцией, Блок воспринял как внезапно налетевшую, но уже пред­сказанную и ожидаемую стихию. Рево­люция, по Блоку, всемирна, всеобща и неостановима. Она воплотилась для не­го с наибольшей полнотой в образе не­удержимого «мирового пожара», кото­рый вспыхнул в России и будет еще дол­го разгораться все больше и больше, перенося свои очаги и на Запад и на Восток, - до тех пор «пока не запылает и не сгорит старый мир дотла».

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»

Кандидат пед. наук, доцент КФУ

Поэма «Двенадцать» ознаменовала новый этап в творчестве. Написанная в первую зиму после октябрьского переворота, она удивила современников своим необычным содержанием и формой. «Бессмертная как фольклор»,- так оценил поэму современник Блока О. Мандельштам.

В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории XX века. В центре поэмы «Двенадцать» – состояние человеческих душ. Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.

Проблематика поэмы требовала обновления эстетического арсенала, качественно иной художественной выразительности. Автор задается целью передать «музыку революции». Он стремится найти новую форму, наиболее соответствующую содержанию поэмы. В нее врывается многоголосый шум революционного города со своими ритмами, звуками, своими песнями.

В поэме А. Блока «Двенадцать» прослеживаются традиции устного народнопоэтического творчества.

Подобно тому, как в русской народной сказке действует сказочное «двоемирие», в котором существует «свой» мир (царство героя) и «чужой» мир (царство противника), так и в поэме Блока реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”, публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. Полярный мир нашел свое выражение в “святом” начале революции – образе Христа, связанном с идеей обновления.

Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения.

Действие поэмы разворачивается «На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.

В поэме возникают образы ветра, снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир). Разбушевавшаяся природная стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.

В «Двенадцати» звучит сама стихия. Здесь - ее музыкальные темы, ее ритмическая игра, диссонансы и контрасты. В основе ритмической структуры поэмы - разговорно-песенный строй русской народной речи. Это и частушки, и лубок, и плач, и причитания. К ним примыкают городской романс и марш. «Двенадцать» - самое нетрадиционное произведение Блока .

Поэме присущи реальный и метафорический планы. Шествие двенадцати матросов - это действительно движение по заснеженным улицам, но и символическое - как путь революции и истории.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

«Старый мир» присутствует в поэме в образе буржуя и образе пса, безродного, одинокого и одичавшего. Двенадцать сплавлены в некий цельный, монолитный образ, ибо через них воплощается стихия. Их слитность выражается в поступи.

Блок не закрывает глаза на разгул стихии. Ее жестокость вызывает в нем внутренний протест. Но иной дороги, как через трагизм, через «грех», просто нет. Буйная вольница с грабежом и пьянством воспринимается поэтом не личной виной варваров, а их трагической бедой.

Космическое и земное, мировое и житейское неразъединимы в поэме. Природные стихии вторят человеческим, бури человеческие вызывают в окружающем мире ответные ветра. После гибели Катьки: “Разыгралась чтой-то вьюга, ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга за четыре за шага!” Разбушевавшаяся метель заставляет Петруху вспомнить, воскликнуть: “Ох, пурга какая, Спасе!” Но товарищи снова поправляют его: “- Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас золотой иконостас? Бессознательный ты, право, рассуди, подумай здраво – али руки не в крови из-за Катькиной любви?” И снова рефрен – он обращен не к одному Петрухе – ко всем бойцам-красногвардейцам, ко всему восставшему народу: “- Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный!” И в подтверждение – настойчивый, властный, обязывающий, от лица Истории – троекратный призыв напрячь силы: “Вперед, вперед, вперед, рабочий народ!”

Важное место в поэме занимает мысль о том, что свобода есть, но святого начала еще нет:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Герои Блока идут «без креста». Но во главе их поэту видится не кто иной, как Иисус Христос. Автор хотел в образе Христа воплотить символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма. Блок проводит аналогию между эпохой распада царской России и эпохой гибели Рима, когда и возникла легенда о Христе как о провозвестнике новой всемирной религии. Именно таким провозвестником должен был выступить в поэме Христос - символ обновления жизни. Но для большинства реальных красногвардейцев Христос в действительности отождествлялся с религией и царизмом, против которых они боролись.

Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа Христа в тексте «Двенадцати». Однако все же именно этим образом заключил он свое произведение. Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции, и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.

Блок писал: «Когда я кончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос» .

В сюжете поэмы можно увидеть сходство с библейской легендой. Новая эра, в понимании Блока, - это обновление общественного сознания: вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. С одной стороны - мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны - это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым. Поэтому:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Отряд красногвардейцев из двенадцати человек, ассоциирующихся с апостолами, творит страшные деяния на своем пути: убийство Катьки, грабежи и поножовщина. В этом проявляется их связь со старым миром - миром дикого, необузданного, злого:

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль,

Блок не приемлет нравственное убожество двенадцати красногвардейцев, но именно поэтому он ставит во главе их Иисуса Христа. Христос в поэме выступает как символ нового, символ духовного обновления нации.

Красногвардейцы еще не осознают того обновления, которое они, по мнению поэта, несут народу, но они несомненно несут его. Именно поэтому

Впереди - с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвъюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Главки поэмы разнородны, но в целом эта стилистическая разобщенность призвана дать реальное отображение действительности. В поэме можно найти элементы фольклора, тюремной лирики, частушки, вульгаризмы. Здесь рядом с революционным пафосом свободно “уживается” стихия деклассированных низов, и все проявления жизни взяты в каких-то незначительных деталях, как в настоящей действительности.

писал о поэтическом богатстве поэмы Блока: «Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…» .

В период написания поэмы Блок особенно интересовался городским фольклором, записывал услышанные голоса городских улиц. Здесь и обороты современного просторечья (даже брань), и традиционно-песенная лексика. Фамильярные слова и вульгаризмы («елекстрический», «юнкерье», «ужо») определяют социальный колорит языка героев .

Блок стремился передать «музыку уличных слов и выражений». Звуки этой музыки он слышал во всем: «в страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном труде, в революции». Музыка революции передается в поэме не только стихией просторечья, которой насыщены сцены на петроградских мостовых. На смену «приземленности» приходит ораторский пафос.

Строки из «Двенадцати» возвращались в народный речевой обиход: так глубоко проник поэт в его специфику. Многие формулы поэмы зазвучали как пословицы и поговорки: «Ветер, ветер - на всем божьем свете!», «От чего тебя упас золотой иконостас?» Лозунги поэмы можно было видеть на красноармейских знаменах, на плакатах и бронепоездах . «Двенадцать» - вершинное достижение Блока в освоении фольклора.

В народном устнопоэтическом творчестве традиционна символика чисел. Часто встречаются слова, кратные трем и отражающие древнее мифологическое мышление людей:3,6,9,12. Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее.

Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он - убийца своей бывшей возлюбленной.

Замотал платок на шее -

Не оправиться никак.

Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом. Стремительность и вместе с тем сложность движения вперед подчеркиваются ритмом импульсивным и трудным, словно сама поэма находится в движении, в постоянных перебоях. Ритм стиха все время меняется, подчеркивая бурную переменчивость самой жизни, соответствуя изображаемому эпизоду. Когда в поэму вступает отряд двенадцати красногвардейцев, ритм становится четким, маршевым. Смена ритма обусловливает необычайную динамику стиха. Благодаря энергии ритма «работает» буквально каждое слово. Блок писал: «Сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны...»

Язык поэмы сочетает в себе привычную для прежнего книжную лексику с простонародным, «площадным» говором, жаргонными выражениями. Поэт использует слова из народных песен, частушечные формы стиха. Вставляет в текст реальные лозунги тех дней:

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Диапазон лексики необычайно широк - от торжественных интонаций:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

до грубых вульгаризмов:

Гетры серые носила,

Шоколад “Миньон” жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла!

«Поэма «Двенадцать», однако, успела пробить брешь в широкую толпу, ту толпу, которая никогда раньше Блока не читала. Поэму «Двенадцать» эта толпа опознала по слуху, как родственную ей по своей словесной конструкции, словесной фонетике , которую вряд ли можно было тогда назвать „книжной“ и которая скорее приближалась к частушечной форме. Несмотря на наступившее творческое молчание поэта, его популярность, благодаря „уличной“ фонетике «Двенадцати», росла со дня на день»,- так оценивал художественное своеобразие поэмы Шкловский .

Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала.

Литература

1.Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах - Л.: Художественная литература., 1982. - Т. 5. - С. 248.

2. Жирмунский Александра Блока. Преодолевшие символизм. М., 1998.

3.Клинг О. : структура “романа в стихах”. Поэма “Двенадцать”. М., 1998.

4.Орлов Блока - М.: «Центрполиграф», 2001. - С. 533-534. - 618 с.

5.Шкловский стол // Шкловский счёт: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 175.

6.Эткинд поэмы А. Блока «Двенадцать» // Русская литература. 1972. № 1.

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» Александра Блока.

Цели урока : 1) образовательные : показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: жанр, композиция, символ.

2) развивающие : развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

3) воспитательные : воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,

воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Всем телом,

Всем сердцем,

Всем сознанием-

Слушайте Революцию.

Создание поэмы:

- Поэма написана в январе 1812 года за 3дня.Закончив работу, Блок записал в дневнике: «Сегодня я –гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были- это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,- утверждал поэт. С каждым годом окружающая действительность всё больше представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Не случайно Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. После 1918года поэт не написал ничего существенного до самой своей смерти. Разочарование в революции было этому причиной. Автор очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Всё стало дозволено. Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом вседозволенности- такой предстаёт Россия в поэме «12».

Учитель: - В этом произведении он не высказал к революции своего отношения, после первого прочтения обычно поэма вызывает недоумение, так как сложна для понимания. Блок показал революцию как стихийное явление, которое подобно ветру, буре, урагану, метели- не имеет цели и направления. Он написало революции так, как он её услышал. Блок услышал множество звуков, передающих стрельбу, лозунговые кличи, песни- марши, частушки, ругань. Современники не могли понять, приветствует ли Блок революцию или осуждает. По словам В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие- славу ей».

Композиция поэмы:

Поэма состоит из 12 глав, построена по принципу кольцевой композиции (ночь, зима, людские фигуры на улицах – в начале и в конце произведения).

Каждая глава обладает определённой самостоятельностью. Поэма будто составлена из отдельных картинок, которые передают неразбериху, царившую в те дни на улицах и в ума.

- Когда происходит действие в поэме? (изображена суровая зима 1918 года, костры на улицах, патрули)

- Какие детали воссоздают картину того времени? (Патрули красноармейцев на улицах Петрограда действительно насчитывали по 12 человек. В поэме упоминаются «керенки» -бумажные деньги, которые были выпущены Временным правительством, фонарик на оглоблях, которым щеголяли петербургские извозчики, плакат « Власть Учредительному собранию!")

Чтение первой главы.

- Какие образы возникают в 1главе? (вечер, снег, ветер)

Учитель: - Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги. Символический образ ветра, который властвует над миром, в дальнейшем обновляется, развивается, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», когда появляются красноармейцы, он радостно «гуляет».

В основе произведения-конфликт, борьба старого и нового мира. Это столкновение не может закончиться примирением- настолько полярны борющиеся силы.

- Какие же противоположности сталкиваются? (старый и новый мир, цвет, любовь и смерть, личное и общественное)

Для Блока характерны символические цвета. Какие цвета присутствуют? Выпишите словосочетания, попробуйте объяснить значения. («чёрный вечер» - хаос, злоба, тревога, символ «старого мира»;

«белый снег» - чистота, гармония, символ» нового мира»;

«красный флаг» -цвет революции, цвет крови (Катька убита))

- Как относятся к революции прохожие? Чьи голоса мы слышим в 1главе? (голос старушки, та не понимает, для чего столько материи использовано зря- из неё можно что-то сшить ребятишкам;

поп ничего не говорит, но он «невесёлый»;

Чтение 2,3,4,5,6 глав.

- Рассмотрим образ Катьки. Что узнаём о ней? (Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала», «у ней керенки в чулке», « с офицерами блудила»; « зубки блещут жемчугом», « больно ножки хороши», «толстоморденькая». Катька- символ продажной любви, символ старой грешной, распутной России).

-Какое событии лежит в основе 6 гл.? (Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

-Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он опять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи»).

Обратите внимание на то, что 12 красноармейцев идут БЕЗ КРЕСТА (то есть нет ничего святого), а это будущее России.

Чтение 7,8,9,10главы11.

-Как Блок передаёт музыку революции? Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша :

В очи бьётся

Красный флаг.

Раздаётся

Мерный шаг;

встречаются частушки:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи.

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба;

процитирована в поэме революционная песня:

Революционный держите шаг:

Неугомонный не дремлет враг!

слышен романс:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового-

Гуляй, ребята, без вина.

Кроме этого, постоянно слышен треск выстрелов :

Трах- тарарах- тах- тах- тах- тах!

Чтение 11главы.

- Что породила свобода, данная революцией? (От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).

-Какой предстает Россия?

(Россия потеряла нравственные ориентиры, охвачена разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности. Старую Россию символизирует буржуй и голодный пёс, а новую- двенадцать красноармейцев)

-Кто герой поэмы? («рабочий народ»)

Чтение 12 главы.

Учитель: - В 12 главе двенадцать красноармейцев идут сквозь вьюгу. Если замечают кого-нибудь, то кричат, чтобы остановились, иначе начнут стрельбу. В конце поэмы возникает образ Христа.

- Как же объяснить появление фигуры Христа в поэме?

(Существует множество трактовок финала произведения.

    Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

    Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)

    Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

    Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,-это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

Поэма завершается верой А. Блока в грядущее воскресенье России воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении-это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе тёмного и страшного.

Домашнее задание:

    Как вы считаете, почему А.А.Блок так высоко оценил собственное сочинение- поэму» Двенадцать» («Сегодня я – гений!»)?

    Как бы вы интерпретировали образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Литература:

    Н.В.Егораева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. М., 2004г.

    Л.А.Скубачевская, Т.В. Надозирная, Н.В.Слаутина. Литература. Универсальный справочник. М., «Эксмо», 2011.