В рассказе весной 1942. Изображение войны в романе «Война и мир. Стремление Наполеона к миру

Рассказ танкиста

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

2. В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война: «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и чёрные дымы деревни. И всё было так непередаваемо говоряще и значительно - степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно нечем было дышать».

Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».

Литература и изобразительное искусство

Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?

Фонохрестоматия

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при чтении передать характеры персонажей.

Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?

    - Всё нынче как спросонку...
    - Бедовый, из тех, что главарями у детей...
    - А он гвоздит - не выглянуть из башен...
    - ...за каким домишкой он примостился...
    - ...заходим в тыл и полный газ даём.
    И эту пушку, заодно с расчётом,
    Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетания из произведения А. Т. Твардовского.

3. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?

Нет такой страны в мире, которая выигрывала бы все свои войны, и утверждение, что именно Россия их никогда не проигрывала, это не признание в любви к Родине - это признание в собственном невежестве.
Ниже приведены десять войн в которых Россия, увы и ах, потерпела поражение.

Ливонская война (1558-1583).

Ян Матейко, «Стефан Баторий под Псковом».

Эта картина изображает посольство царя Ивана Грозного к Стефану Баторию с просьбой о мире. Именно с выборами в польские короли этого талантливого полководца и связывают поражение Московского царства в этой войне, которая начиналась для России очень успешно. А еще с набегами Крымского ханства, и прогрессирующей паранойей Ивана Грозного «Царь учиниша опричнину... ».
По Ям-Запольскому перемирию с Польшей, Россия отказывалась от Ливонии и ряда русских городов, хотя ей возвращались некоторые пограничные земли. По Плюсскому перемирию с Швецией Россия лишалась русских городов, прилегающих к побережью Балтики, сохранив за собой лишь узкий выход к Балтийскому морю в устье Невы. Кроме того, эта война привела к Порухе - тяжелейшему экономическому кризису последних лет царствования Ивана Грозного.

Русско-польская война (1609-1618).

Сергей Иванов. «Смутное время», Лагерь интервентов.


Одно из основных событий Смутного времени, и одна из основных его причин. О окончании этой войны, по позорному Деулинскому перемирию Россия уступила Польше Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли, в которых было 29 городов, и отказывалось от претензий на Ливонию. Польско-русская граница так близко приблизилась к Москве, что расстояние от неё до приграничной Вязьмы составило всего 250 вёрст, а Речь Посполитая на 50 лет установила самые большие размеры в своей истории.
Драгоценности, вывезенные поляками из Москвы, они оставили себе. При этом признать царем Михаила Романова Польша отказалась (польский король Владислав до 1634 года сохранял за собой титул московского царя, и во время торжественных приёмов надевал московскую корону).

Русско-шведская война (1610-1617).

Король Густав II Адольф. Молитва перед боем.


В Смутное время новгородцы призвали на русский престол сына шведского короля и сдали шведам Новгород, позже шведами были захвачены также Старая Русса, Ладога, Гдов, Орешек, Ивангород и еще ряд русских городов. Но интересы шведов в России ограничивались лишь превращением Балтийского моря в своё внутренне море, к тому же Швеция одновременно с Россией вела войны с Польшей, Данией и Германией.
Поэтому король Густав II Адольф согласился на Столбовский мир, по условиям которого Россия выплачивала шведам репарацию в размере 20 тыс. рублей и возвращала себе часть русских городов. Но уступала Швеции территорию с городами и крепостями от Ивангорода до Ладожского озера и полностью теряла выход к Балтийскому морю. Который только через 100 лет смог вернуть Пётр I.
.

Русско-шведская война (1656-1658).

Николай Сверчков, «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск».


Впрочем, через 50 лет Россия пробовала вернуть себе утраченные земли и выход к Балтийскому морю, воспользовавшись тем что Швеция вступила в Северную войну и ей было не до России. Поначалу война развивалась успешно, были отвоеваны часть Ливонии и Карелии, осажена Рига, захвачены Тарту, Шлиссельбург и несколько других городов. Однако в 1657-58гг. шведские войска получили подкрепление и нанесли русским войскам ряд поражений, вынудив к заключению Валиесарского перемирия сроком на три года.
К тому времени умер Богдан Хмельницкий, украинским гетманом был избран противник союза с русскими Иван Выговский, началась Руина, и Россия оказалась втянута в войну на Украине. Не желая терять украинские земли, увязнув на Севере, Россия по Кардисскому мирному договору возвратила Швеции всё завоёванное в той войне, восстановив границу, установленную Столбовским миром без выхода к Балтийскому морю. А Швецию, повторюсь, в России больше ничего не интересовало.

Русско-турецкая война (1710—1713).

Арсений Чернышов, фрагмент диорамы «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I».


Эту войну Пётр I начал и закончил одним провальным Прустским походом, цель которого была довольно мелочна - пленить Карла XII. В результате Пётр I вместе с Екатериной I сами не попали в плен лишь потому, что подкупили визиря и ряд турецких военачальников.
По Прутскому мирному договору Россия вернула Турции захваченный в 1696 году Азов, продала Турции все свои корабли на Азовском море, срыла укрепления Таганрога и других крепостей на юге, из-под власти России вышли Запорожская Сечь и казаки с западной стороны Днепра, на которой за Россией остался только Киев.
Но главным итогом этой дурацкой войны стала потеря Россией выхода к Азовскому морю и недавно построенного южного флота. Азов был вновь был захвачен русской армией лишь спустя 25 лет при императрице Анне Иоанновне.

Русско-прусско-французская война (1806-1807).

Джоакино Серанжели, «Прощание Наполеона с Александром I в Тильзите».


Россия участвовала в этой войне против наполеоновской Франции на стороне Четвертой коалиции держав (Россия, Пруссия, Англия), ведя при этом собственную Русско-турецкую войну (1806-1812). Вести одновременно две войны Россия не могла, и после ряда тяжелых поражений от Наполеона, Александр I был вынужден пойти на заключение Тильзитского мира.
В России отнеслись к Тильзиту как к национальному позору и неслыханному бесчестью - он означал признание побежденным вчерашнего врага союзником, а вчерашнего союзника врагом. Помимо болезненного удара по самолюбию, присоединение к континентальной блокаде Англии сильно ударило по российской экономике, и развязало Англо-русскую войну 1807-1812 годов.

Крымская война (1853-1856).

Роберт Гибб, «Тонкая красная линия».


Война, начатая Россией против Турции за господство в черноморских проливах и на Балканах, превратившаяся в войну против коалиции Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. По сути дела, Николая I втянул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию в военный конфликт с сильными европейскими державами, который не мог закончиться победой.
Подписанный Парижский мирный договор потребовал от России вернуть Турции всё захваченные территории, ей запретили иметь в Чёрном море военный флот, Россия утратила свое влияние на Балканы. Но были и положительные последствия от поражения в той войне - она послужило толчком к реформам Александра II и отмене крепостного права.

Русско-японская война (1904-1905).


Война между Российской и Японской империями задумывалась Николаем II, как «маленькая победоносная война» для отвлечения народных масс от сугубо внутренних российских проблем, плюс установление контроля над Маньчжурией и Кореей. И ставшая в итоге эталоном проигранной войны при наличии подавляющего превосходства в людских и материальных ресурсах.
Портсмутский мирный договор предусмотрел уступку Россией Японии половины Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и на часть Южно-Маньчжурской железной дороги. Россия также признала Корею японской зоной влияния, и право Японии на рыбную ловлю вдоль российских берегов.

Первая мировая (1914-1918).

Пётр Карягин, «Ужас войны. Дошли!» Атака русской пехоты на германские окопы.


Начавшаяся с небывалого патриотического подъема, поддерживаемая всеми слоями российского общества, эта абсолютно бесполезная для России война привела к революции и крушению Российской Империи. И к уникальному в истории поражению в войне проигравшей стороне.
Подписав сепаратный Брестский мир буквально за полгода до капитуляции Германии, Россия отказалась от территории площадью 780 тыс. кв. км. с потерей значительной части сельскохозяйственной и промышленной базы страны, с населением в треть всего населения Российской империи. И с признанием выплаты миллиардных репараций и других унизительных условий.
Брестский договор был аннулирован Советской Россией сразу же после капитуляции Германии, но места среди победителей ей не нашлось - этот мир позволил проигрывающей Германской империи протянуть агонию, перекинув свои силы из Восточного фронта на Западный.

Советско-польская война (1919-1921).

Ежи Коссак, «Чудо на Висле» (явление Божьей Матери войскам).


СССР еще не был создан, но сразу после капитуляции Германии в Первой мировой войне Советская Россия захотела вернуть себе часть территорий бывшей Российской империи, и установить на них «плацдарм для мировой революции». В СССР очень не любили вспоминать ту позорно проигранную войну.
По Рижскому мирному договору Польша получала Западную Украину и Западную Белоруссию. Россия также обязалась возвратить Польше все культурные ценности, вывезенные с её территории начиная с 1772 года, и уплатить полякам репарацию в размере 30 млн золотых рублей.

Более поздние войны я вспоминать не стал, потому что СССР, извините, это не Россия. Как оставил в стороне и войны далекой древности - Киевская Русь и удельные русские княжества, это тоже не Россия.
Впрочем, и к Российской Империи современная Российская Федерация имеет довольно отдаленное отношение - в её 25-летней истории на данный момент пока в наличии лишь проигранная Первая чеченская война, выигранные Вторая чеченская и российско-грузинская война 2008 года.

Урок литературы 5 класс № 57.

Дата ____________________

Тема: ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Основные понятия: стихотворение, тема .

Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, иллюстрации, портреты писателей.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.

СТРУКТУРА УРОКА

    I . Организационный момент.

Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.

II. Работа по теме урока.

    1. 1. Слово учителя. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

      Цель этапа: актуализация знаний обучающихся.

    2. - Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?

    1. Звучит песня «Священная война».


    1. - Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941-1945 гг., называется Великой Отечественной войной ?
      - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
      - Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
      - Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?


      - Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
      Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
      Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
      Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941-1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
      Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).

    2. 2. Целевая установка.

  1. Цель этапа: знакомство с темой, целями урока

    - В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

    3. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Цель этапа: анализ стихотворения.

  2. Б. Беседа.

    - Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?
    (В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед»).


    - О каком событии идет речь в стихотворении?
    (Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку).


    - Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
    (Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность).

В. Словарная работа.


Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159) .
-
Все нынче, как спросонку... - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
-
Бедовый, из тех, что главарями у детей... - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
-
А он гвоздит - не выглянуть из башен... - он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
-
...за каким домишкой он примостился... - где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
-
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
- Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

Г. Продолжение беседы.

В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?


- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?


(На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).


- Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

Д. Работа с иллюстрацией (стр. 157).


- Прочитайте отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (2-е задание учебника, с. 158) :


«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно - степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе - не только человеческое, но и горе всей русской земли.
- Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».

4. Слово учителя. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

Цель этапа: краткое знакомство с историей Брестской крепости.

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833-1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».

5. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».

    Цель этапа: анализ стихотворения.

    А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

  1. Б. Беседа.

- Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия).


- Какая картина поразила рассказчика?
(Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.
Для детей сложно разобраться со словами: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...» Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)


- К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).


- «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли»).


- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой).

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Слово учителя.


- Стихотворение Симонова - глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, - именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.

«Был трудный бой...»

«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»

«Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр».

«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар».

После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

(Не забывать имена героев)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Звучит песня «День победы».

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...» или А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Литература

    1. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.

расскажите какой показана война в воспоминаниях твардовского о войне и в стихотворении рассказ танкиста и получил лучший ответ

Ответ от ЕЛЕНА[гуру]

Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –

И только рубашонка пузырём…

Источник: http://teacher.ts6.ru/dopolnitelnie_materiali/voennaya_lirika_a_t_tvardovskogo.html

Ответ от руслан ведерников [новичек]



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.


Ответ от Николай ивлев [новичек]
Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта.
Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста» . В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…
Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда. Поэт берёт на себя часть вины лирического героя за то, что тот забыл спросить имя мальчика. Однако лирический герой уверен, что узнает его среди тысяч лиц. В стихотворении подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего боевого товарища, с которым они вместе боролись против общего врага.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению