Виды индивидуальной психологической работы с личностью. Lovetorun — беговые путешествия. Объект и предмет психологии

Психологическая помощь - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи

· Психопрофилактика(предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.

Первая встреча

Процесс психологической помощи начинается со встречи.

В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.

Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?

Информация . В принципе желательно (так показывает практика консультативной работы во многих странах), чтобы до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со+ держательной работы.

Психодиагностическое обследование . В ряде случаев (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится до консультативной беседы, лучше, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.

Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?

Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него. Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан во всем соглашаться с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать им с места - непрофессионально); хвалить клиента или обнадеживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой специалист и т.п.). Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов+консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов+консультантов:

физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по+разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент-с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие “лику профессии”, степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.

Перейдем теперь к описанию собственно консультативной беседы . Начнем с определения. Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой “глубинным интервью”, консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. Консультативная беседа, в зависимости от этапа работы, бывает начальной, процессуальной, завершающей и поддерживающей. В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом- того, что называется “рабочий контакт”; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формировании реалистичных ожиданий в отношении совместной работы. Одна из наиболее трудных задач - поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Даже если клиент испытывает доверие к консультанту и не чувствует никаких межличностных барьеров, в действие, активируя сопротивление, могут включаться психологические защиты, тем более когда человека волнуют очень личные, подчас интимные проблемы. Если к тому же человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом или, чаще всего, знакомыми или родителями, сопротивление нередко представляет собой значительное затруднение для консультанта. Ясно, помимо всего прочего, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не придет к другому, чужому человеку, без особой на то причины просто так, “по душам” поговорить на темы, которые не всегда можно открыть не только близкому другу, но и самому себе. Проговаривание, признание субъективных барьеров, которые пришлось преодолеть клиенту, выражение в связи с этим уважения и положительного, понимающего отношения- один из возможных ключей к снижению сопротивления. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его самоощущению в обстановке консультирования также помогают снять напряжение. Основная начальная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы послужить катализатором, “облегчителем” процесса коммуникации. Чрезвычайно важно прочувствовать человека, уловить его нужды, переживания, устрем думышленно продемонстрирует свои потребности и проблемы. Недаром Фрейд говорил о том, что “тайна человека сочится через поры его кожи”. Хотя клиент может прямо и не сказать о том, что его волнует больше всего (в сущности, порой он и не осознает свои подлинные проблемы), уже первая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных, хотя и подспудных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы - не менее важное дело, чем ее начало. Критерии положительного завершения именно первой встречи настолько важны, что в современной литературе их выделяют как основание для предпочтения в выборе психолога и психотерапевта. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируемого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего - при всех равных и в профессиональном отношении безукоризненных параметрах - является ощущение незавершенности ситуации. В самом деле, у врача пациент получает направление на анализ или рецепт, у юриста - консультацию и руководство к действию, а у психолога- обманутые ожидания: не только не выписали рецепт, но даже не дали совета... Поэтому весьма существенным моментом является именно словесное, означенное завершение встречи и беседы при потенциальной незавершенности данной ситуации.

Приведем некоторые ключевые завершающие реплики:

К сожалению, на сегодня наше время истекло. Наша следующая встреча, как мы говорили, может состояться во вторник в 14 часов. Если вы примете окончательное решение о нашей совместной работе в том объеме, который мы обозначили, пожалуйста,

позвоните мне накануне.

Что ж, сегодня нам удалось, если и не полностью, то, по крайней мере, отчасти, увидеть, что с вами происходит. Надеюсь, наша дальнейшая работа позволит углубить процесс. Итак, до вторника?

Сегодня мы о стольком переговорили... И, знаете, мне кажется, что еще больше осталось невысказанным. Если вы действительно решили разобраться и с этой ситуацией, и в себе, я буду ждать вашего звонка до конца недели, чтобы точнее оговорить дату и расписание нашей работы.

Первая встреча, первая консультативная беседа вводит клиента в контекст психологической помощи как специфической по содержанию и по целям психосоциальной практики. Конечно, она далеко не исчерпывает и даже частично не может охватить весь многосложный репертуар психотехник, которыми пользуется психолог в зависимости от проблематики клиента, интенсивности и характера психологической помощи и собственных предпочтений. Детально техники консультативной и психотерапевтической работы будут рассмотрены в следующих разделах, где дается подробный анализ психологических парадигм, используемых в практике психологической помощи. Сейчас же, согласно логике изложения, мы охарактеризуем основные коммуникативные техники, владение которыми требуется при любой, тем более первой, консультативной беседе, и разъясним некоторые рабочие и процедурные моменты, относящиеся к самой ситуации психологической помощи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЕ И ЭТИКЕТ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позволяют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санкционированными авторитетом науки и практики техническими приемами, прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что “все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п. Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи, психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие клиента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря, например, на требование безусловно положительного отношения к клиенту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже наоборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психологию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт профессионала. А чаще всего - некий обобщенный инвариант, содержащий коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации первой встречи коммуникативные техники.

Молчание . Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти непреодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важнейших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот,- канун инсайта. Распознать психологический и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться им, - большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), перефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент продолжает молчать- помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или “Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продолжается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и принять его как данность.

Эпатическое слушание . Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскрытию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) - не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента.

Прояснение . Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое-то ощущение особенно сильно заставляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно только “не знаете” или присутствуют и какие-то другие чувства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда болит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может... (плачет).

Рефлексивная вербализация . Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых - усиление эмоционально+смыслового резонанса высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии, характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций- от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций - предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складывается впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления неадекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие . Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий: техника должна применяться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация . Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требующая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском направлении она вообще не используется) техника создает определенное напряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством. Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений. Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстраненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатление одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят понять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухода от напряжения, связанного с усилиями понять, - это посещение психологов? Выгода получается многократная. Чувство собственной значимости возрастает: ведь я - загадка. Ответственность с себя снимается - “пусть они думают”, откладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента и, наоборот - путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. Помимо чисто профессиональных, технических аспектов психологической помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, которые, тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют профессиональный этикет поведения психолога-консультанта и общую атмосферу ситуации.

Рассмотрим простейшие из этих вопросов.

Курение . Иногда клиенты, нервничая, спрашивают, можно ли закурить. Воспретить курение клиенту - нетактично. Это может быть воспринято как давление или нежелательное ограничение свободы. Поощрять курение - негигиенично и вредно для здоровья. Один из приемлемых способов поведения состоит в том, чтобы отделить процесс курения от консультативной беседы. Тактичность и уместность мотивировок, партнерский тон обращения поможет снять напряжение, побуждающее клиента к курению.

Ведение записей . Любой способ фиксации информации (магнитофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения встречи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и основательнее подготовиться к следующей встрече.

Частые опаздывания . Если клиент- чаще, конечно, женщина - регулярно опаздывает к заранее оговоренному времени, следует проработать возможные причины опозданий: сопротивление, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опоздание психолога на встречу, если оно не вызвано неблагоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.

Вопросы оплаты . В тех случаях, когда психолог консультирует в условиях частной практики, следует специально и заранее оговорить стоимость услуг и порядок оплаты (почасово, по результату) на взаимно приемлемых основаниях. В связи со спецификой психологической помощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.

Ориентировка клиента во времени . Практика показывает, что разъяснение клиенту временных рамок работы, включая общую ориентировку в возможных сроках консультативной работы в целом и длительность каждой отдельной встречи, - важный и в процедурном, и в поведенческом отношении момент. Психолог должен чувствовать себя свободным, сообщая клиенту об окончании времени встречи, анализируя отношения клиента со временем, поскольку за соответствующим поведением могут скрываться весьма важные для психологической проработки основания.

Одежда и имидж консультанта . Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или, наоборот, чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения- все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда - все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

  • Алгоритм оказания неотложной помощи. 1. Вызвать машину скорой медицинской помощи
  • Арина - 1.Как Вы считаете, возможно ли при помощи магии достигнуть многого в жизни?
  • Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях
  • Безопасное напряжение и безопасная величина тока. Способы помощи пострадавшим, получившим электротравму

  • Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

    1) психопрофилактику;

    2) психокоррекцию;

    3) консультирование;

    4) психотерапию.

    Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

    Психологическая коррекция - «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» 2 .

    Психологическое консультирование - «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

    Психотерапия - «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» 4 . (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется).

    Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

    Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо

    Таблица 1-Виды психологической помощи

    Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
    1. Психопрофилактика Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка . Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии
    2, Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных я культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист Коррекция особенностей психического: развития, которые не соответствуют норме
    3. Психологическое консультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения "
    4. Психотерапия: Гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом
    клиническая Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная; Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики
    личностно-ориентированная «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного» 5 «Изменение в отношении клиента к окружению социальному и собственной личности» 6

    также для будущей успешной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем, то есть, специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ).

    Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что Психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас на некоторое время отвлечётесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то возможно Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации.

    Личные качества. Исследователи в. области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность» самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

    Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны, - оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение обязательное при оказании психологической помощи сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

    Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости.

    Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом.

    Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность - это, прежде всего, чистота намерения.

    Чувство юмора. В «Искусстве любви* Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. И это вполне справедливо. Вспомните, как именно это качество не раз, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях: «Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А. Герцен).

    Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, ао проясняя его.

    Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия - «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле - «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но техничность, не освященная духовностью, - ничто, поскольку главный терапевтический инструмент - Вы сами, а ваш терапевтический стиль - уникальность Вас как личности.

    На основании вышеизложенного мы можем констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, если он по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.


    1 | |

    Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.

    Дерево психологии

    Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

    Общая психология - это ствол - теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

    Ветви дерева - основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

    От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки - это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

    Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

    Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки - более узкие разделы.

    Основные виды "науки о душе"

    Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:

    • теоретическая - изучает явления, феномены, разрабатывает теории и выделяет закономерности;
    • прикладная - применяет все известные закономерности развития и теоретические знания на практике;
    • практическая - объединяет в себе области, которые направлены на предоставление психологической помощи.

    Практическая психология

    Видами практической психологии являются:

    • психодиагностика - обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
    • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) - деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
    • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
    • психологическое консультирование - оно может быть очное - при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное - клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.

    Научная и житейская психология

    Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

    Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

    Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

    В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

    Методы психологии - возможные критерии классификации и виды

    Методы - это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.

    К основным относятся:

    • житейское или научное наблюдение;
    • лабораторный или естественный эксперимент.

    Вспомогательными являются:

    • обобщение независимых показателей;
    • анализ результатов деятельности;
    • устный, письменный опросы или интервью;
    • тестирование.

    Классификация методов психологии по различным критериям

    В классификации по уровню научного познания выделяют:

    • теоретические методы - проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
    • эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

    Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

    Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

    • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
    • обработку данных (качественные и количественные показатели);
    • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

    "Дерево психологии" постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение "душевной" науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.

    Стрессовые ситуации - явление для человека вполне обыденное и привычное. На работе прессует начальство, загружая тоннами заданий или заставляя работать сверхурочно. На учебе что-то не дается, поджимают "дедлайны" курсовых и эссе. В семье могут возникать разногласия или недопонимания, муж/жена или родители начинают выяснять отношения, что неизменно ведет к конфликту.

    Все эти нагрузки и стычки расшатывают нервную систему человека, результатом чего является возникновение различных комплексов, психологических проблем и патологий. Чтобы предупредить их развитие или исправить уже приобретенные отклонения от нормы, существует множество видов психологической помощи.

    Что представляет собой подобная помощь?

    Любое вмешательство извне в психику человека направлено на стабилизацию его душевного состояния, на коррекцию возможных поведенческих расстройств или на выявление и последующее искоренение личностных проблем.

    Психологическая помощь может быть оказана на бытовом или на профессиональном уровне, все зависит от степени серьезности проблемы. Если это неурядицы на работе или, к примеру, ссора с друзьями, то даже простой обыватель, не являющийся специалистом в психологии, может помочь ближнему, просто выслушав его, проявив сочувствие и понимание. Долгое время данную функцию в Средневековье и в Новое время, до того, как психология сформировалась как наука, выполняли священники. Принцип исповеди позволял прихожанам совершать психоэмоциональную разгрузку, стабилизируя душевное состояние, предоставляя некий вид социально-психологической помощи.

    В некоторых случаях простой словесной поддержки и сочувствия бывает недостаточно. Когда человек душевно болен, когда произошла деформация и расщепление его личности, когда он уже не в состоянии мыслить адекватно, на помощь приходит психиатрия, сочетающая в себе консультирование и медикаментозную терапию.

    Многообразие психологической помощи

    В зависимости от применяемой во время лечения тактики и от серьезности положения выделяют разные виды психологической помощи. Один вид может быть применен к пациенту с целью устранить его речевые и внутренние барьеры, тем самым помогая ему в большей степени раскрыть свой потенциал.

    Другой вид направлен на восстановление эмоционального баланса пациента, который был нарушен, например, вследствие нервного истощения. Для разных проблемных состояний и положений может использоваться принцип индивидуальных встреч или групповых тренингов.

    Зачем нужна помощь?

    Наиболее часто люди обращаются к психологам, когда что-то в их жизни перестает идти по плану, когда портятся отношения с близкими людьми, когда возникают проблемы с работой. Причин много, но все они ведут к одному - к нарушению душевного баланса.

    Если картина не клиническая, то для достижения результата вполне хватает обычного консультирования. Положительным результатом в этом случае является преодоление трудностей в общении, снятие внутренних зажимов, мешающих заниматься плодотворной трудовой деятельностью.

    Улучшение состояния пациента обычно наблюдается, когда он начинает понимать, что его внимательно выслушают и поймут, а также смогут помочь, унять душевное беспокойство. Уже тогда человек испытывает облегчение. Однако одного сеанса редко бывает достаточно, в среднем консультирование занимает от 2 до 15 сеансов, которые должен проводить специалист с квалификацией психолога.

    Диагностика состояния пациента

    Прежде чем определять методики, с помощью которых будет проводится лечение, специалисту нужно понять, какова глубина проблемы и, вообще, имеет ли она место на самом деле. Еще в конце 19-го века впервые предпринял попытки определить состояние психических функций посредством измерения уровня восприятия, скорости реакции и так далее.

    В 1920-х известный швейцарский психолог пошел дальше в диагностике душевных расстройств, разработав специальную систему пятен, названные позже его именем. Эти «кляксы» до сих пор используются специалистами при оказании многих видов психологической помощи, так как являются действенным способом определить особенности личности того или иного пациента.

    Для диагностики часто применяются различные тесты и опросники, которые проходятся пациентом под надзором врача, но без его непосредственного участия. Также невозможно узнать полную картину болезни без обыкновенных бесед и наблюдений. Зачастую именно они дают наиболее ценную информацию, но собираться она может в течение нескольких месяцев.

    Психологическое консультирование

    В большинстве случаев, не страдая от серьезных расстройств психики, люди все равно обращаются за помощью к психологам, ощущая внутренний дискомфорт. Психологическое консультирование как вид психологической помощи в первую очередь ставит перед собой более важные задачи, чем просто выслушивание пациента и сопутствующее этому поддакивание.

    Главная цель - показать человеку, в каком курсе он может вести свою жизнь, осознать и, возможно, переосмыслить свои намерения, отношение к жизни, оттенить его цель и смысл, ради которого он живет. В данном случае медикаментами помочь невозможно, поэтому психолог должен быть не только специалистом в психологии, но и в философии, социологии.

    Консультирование семьи

    Психологическое консультирование может с успехом работать не только в рамках отдельного индивида, но и в рамках целой семьи. Когда между мужем и женой возникают разногласия, которые они не под силу решить, тогда им помогает психология. Консультирование семейной пары состоит из 3 этапов.

    На первом сеансе специалист знакомится с содержанием проблемы, собирает общую информацию, выбирает наиболее предпочтительный вид психологической помощи семье. На следующем этапе он выслушивает мнение о проблеме и способах ее решения от обоих супругов, проводится тестирование и решение проективных заданий. Третий этап наиболее важный и долгий, он может занимать несколько недель в зависимости от глубины проблемы. В это время психолог пытается решить проблему с помощью разных подходов, которые требуют участия обоих супругов. Его цель на данном этапе - показать паре, насколько важно слышать друг друга и принимать точку зрения близкого человека.

    Психотерапия. В чем суть?

    Психотерапия - это систематизированное воздействие на психику человека с целью устранения его внутренних проблем, связанных с его отношением к социуму и к самому себе. Термин "психотерапия" был введен в оборот английским врачом Даниэлом Тьюком еще в 19-м веке и обозначал влияние души на тело после воздействия со стороны врача.

    Сейчас не существует четкого определения данного термина, однако задача и средства данного вида психологической помощи ясны: это улучшение качества жизни пациента путем установления глубоких и доверительных отношений для дальнейшего применения лечебных методик, в том числе и медикаментозных. Существует также клиническая психотерапия, которая уделяет основное внимание биологическим изменениям в организме и их влиянию на психику человека.

    Поведенческая и когнитивная терапии

    Одним из наиболее популярных ответвлений психотерапии является бихевиоральная, или, другими словами, Цель данной методики заключается в изменении девиантного поведения до уровня нормы, а также в выработке новых индивидуальных моделей поведения, полезных в быту и профессиональной деятельности.

    Поведенческая терапия прекрасно справляется с задачей освобождения от страхов и фобий, поэтому она может рассматриваться как вид психологической помощи детям. В случае же взрослых пациентов весьма положительный результат от проведения терапии наблюдается даже при тяжелой и продолжительной зависимости: наркотической, алкогольной.

    Когнитивная терапия отличается от поведенческой прежде всего тем, что она не сильно акцентирует внимание на поведении пациента. Особое внимание уделено его мыслям и чувствам, чтобы направить их в такое русло, в котором человек сможет мыслить более реалистично. Подобный вид оказания психологической помощи успешно используется для лечения пациентов с депрессией или клиническим перфекционизмом. Направление их мыслей («у меня нет будущего» или «либо все, либо ничего») меняется в более положительную и реалистическую сторону.

    Общий вывод

    Психика - это самый важный и одновременно с этим самый хрупкий комплекс душевных процессов, без которого невозможно существование человека. Сильные стрессы и переживания вследствие возникновения проблем в отношениях с близкими людьми, друзьями или наплыв трудностей на работе могут пошатнуть этот комплекс.

    Если это произошло, то нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту. Современная психология и психиатрия предлагают огромный спектр психологических подходов в лечении пациентов, от простых успокаивающих бесед до полного изменения жизненного курса в позитивное русло. Какой вид психологической помощи подойдет, может решить только профессиональный психолог, однако нужно быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не существует.

    На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Поэтому психологии отводится совершенно особое место. Слово «психика» (греч. Psyche) означает «душа», «логос» - учение, т.е. наука о душе, душеведении, о внутреннем, субъективном мире человека. Согласно общеизвестному мнению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Однако это не совсем так. История психологии утверждает, что «уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с наполнением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности».

    Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Термин психология был предложен немецким схоластом Гоклениусом в конце 16 века. Долгое время психология развивалась как составная часть философии и только в середине 19 века выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным в силу того, что психология постепенно превращалась из описательной науки в экспериментальную.

    Предметом изучения психологии служит психика человека, которая представляет собой социальный феномен и в отличии от психики животных является осознанным познанием. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде.

    Постепенно психика была приравнена к сознанию (т.е. способность думать, чувствовать, желать). На смену психологии души пришла психология сознания, которая оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием способа производства.

    Во втором десятилетии 20 века в основе психологии становится поведение. Такое понимание предмета психологии привело к новым противоречиям - как изучать поведение без исследования мыслей, чувств, побуждений человека. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма - первичным является материя (мозг); психика, сознание - это вторичное отражение мозгом объективной действительности.



    Все объекты окружающего нас мира обладают свойствами физического отражения. Живые организмы отражают влияние из вне, сохраняя свою целостность, поскольку изменения происходят во внутренней среде (свет вызывает раздражение нервных клеток в сетчатке глаза, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы и т.д.), другими словами, между раздражающими и ответными действиями возникает более или менее сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической.

    И наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, исчезнувшая в действительности, сохраняется в виде идеального образа. В основе указанного явления лежит способность нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения, эта форма отражения называется психической.

    Психическое отражение возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Вне деятельности и общения нет человека и его психики.

    Таким образом, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

    Важнейшими элементами предмета научного знания в психологии являются:

    а) конкретные факторы психической жизни человека;

    б) существующие закономерности связей и отношений;

    в) определение механизма психологической деятельности.

    Факт психологической (лат. Faktum - свершившееся, сделанное) - это психическое явление, истинность познания которого может быть доказана. Например, в качестве психологического факта может выступать индивидуальный опыт человека, т.е. память.

    Но задача психологии не собирать факты, а раскрывать их сущность и связи, включая в систему других фактов. И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов».

    Психология призвана раскрыть закономерности существования необходимых, устойчивых и повторяющихся связей (отношений) между фактами (явлениями). Например, память имеет свои закономерности функционирования. В частности, закон повторения материала позволяет лучше его запомнить.

    Механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Общеизвестно, что анатомия человека (например, деятельность мозга) тесно связана с психикой. Психические болезни - это результат нарушения деятельности мозга.

    Методической базой изучения психики человека служит теория отражения, а основной естественно-научной теории является учение И.М. Сеченова, И.п. Павлова и их последователей (П.К.Анохина, К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) о высшей нервной деятельности. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

    Теоретические положения И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.М. Павловым, открывшим важнейшие законы взаимодействия человека со внешней средой, которые стали основой учения о двух сигнальных системах.

    В научных трудах К.М. Быкова, П.К. Анохина, А.Д. Сперанского продолжались исследования в области соотношения субъективной и объективной реальности теории и практики психических процессов, состояний и свойств.

    Психические процессы связаны с той стороной жизни, которая обеспечивает познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, т.е. важнейшие составные механизма приобретения, хранения, использование информации о внешней среде). Психические процессы есть элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

    Психические состояния определяют активность познающей и преобразующей деятельности человека. В основе их лежат эмоции (пробуждающая сила) и воля (сила, организующая психическую деятельность). К психическим состояниям относятся: эмоции, настроения, аффекты, бодрость, активность, вялость, апатия и т.д. По сравнению с психическими процессами психические состояния представляют собой более сложную форму психической деятельности.

    Психические свойства личности придают отражению индивидуальные черты. Они обусловлены особенностями протекания психических процессов у данного человека, а также его характером, темпераментом, склонностями, убеждениями, навыками и привычками.

    Таким образом, психология изучает возникновение и формирование психических явлений (процессов, состояний, свойств), закономерности связей (отношений) между ними и механизм психической деятельности.

    Классификация психических явлений необходима, чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, однако нужно иметь в виду, что познание, чувства и воля не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей и чувств, свойственных как нашему сегодняшнему состоянию, так и нашей личности вообще.

    Важнейшая функция психологии состоит в том, что она, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегрантом всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек

    Закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека подчерпывают тесную связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности, естествознанием, общественными науками (историей, экономикой, социологией, этнографией, искусствоведением, юриспруденцией, педагогикой и др.)

    Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология . Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

    Помимо теоретических проблем изучения закономерностей развития психики в задачу общей психологии входит исследование различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. Имеется ряд отраслевых (прикладных) психологий: авиационная, военная, возрастная, зоологическая, инженерная, консультативная, космическая, медицинская, музыкальная, политическая, педагогическая, искусства, спорта, труда, творчества, социальная, сравнительная, экономическая, экологическая, юридическая (правовая) и др.

    Остановимся на некоторых из них.

    Педагогическая психология изучает психологические закономерности воспитания и обучения (усвоения знаний, формирование умений и навыков, активного, самостоятельного, творческого мышления).

    Одна из важнейших задач педагогической психологии - разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения, связанного с перестройкой содержания образования.

    Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе, а также психологические особенности самих этих групп.

    К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; складывающиеся в различных общностях межличностные взаимоотношения.

    В компетенцию военной психологии входят проблемы личности воина и воинского коллектива, психологических основ воинского мастерства, подготовки воинов к ведению боевых действий и правонарушении Командиры, военные инженеры и другие специалисты работают в постоянном контакте с подчиненными. Их деятельность основывается не только на опыте офицера, его профессиональных знаниях, но и на умении понять каждого воина в отдельности и в той общности, коллективе, которые составляют экипаж, расчет отделение, подразделение.

    Медицинская психология изучает личность больного; личность медицинского работника (в том числе будущего); их взаимоотношения в различных условиях(при посещении больного на дому, в амбулатории, клинике); роль психики в профилактике заболеваемости; состояние психики во время болезни, психические нарушения, возникающие при тех или иных заболеваниях.

    Медицинская психология делится на общую и специальную (частную). В ведении частной (специальной) медицинской психологии находятся те же самые вопросы, но уже применительно к конкретной медицинской дисциплине: терапии, хирургии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

    Предмет трудовой психологии - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (профессиональные способности) и его взаимодействия с производственной средой. Из задач, решаемых трудовой психологией, можно назвать психологические особенности подбора кадров, психологию профессионального отбора, роль личного фактора в несчастных случаях и производственном браке, психологию трудового воспитания и обучения, профилактику усталости, борьбу с монотонией, управление межличностными отношениями и микроклиматом в коллективе.

    Инженерная психология изучает психофизиологические возможности человека в процессе его взаимодействия с техникой, закономерности функционирования системы «человек - машина». Как технологическая наука инженерная психология исследует системы управления, выясняя, какие требования к системам в целом и их элементам вытекают из характера этих процессов и свойств.

    Правовая психология раскрывает психологические аспекты правосознания (правопонимание); правотворчества; специфику вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступления, мотив, сильное душевное волнение и др.)и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и т.д.) понятия;

    Юридическая психология изучает психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере практической реализации права. (деятельности правоохранительных и правоприменительных органов).

    Синтез психологии, правовой психологии, юридической психологии послужил основанием для возникновения новой отрасли науки и практики - психологии юриспруденции.

    Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

    Особого внимания заслуживает и психология развития, которая имеет ряд отраслей: возрастная психология, психология аномального развития и сравнительная психология.

    Возрастная психология изучает особенности психических процессов и психических качеств личности. Она имеет ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старческого возраста (геротгоисихология).

    Психология аномального развития (специальная психология)

    Исследует психику людей с отклонениями от нормального развития, связанными с врожденными или преобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Например психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и др.