Вий краткое описание. Николай васильевич гоголь

Краткий пересказ

«Вий» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов

ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.



В семинарии наступает долгожданное событие, когда распускаются по домам бурсаки (так называют казеннокоштных семинаристов). Они добираются из Киева группами, зарабатывая по дороге себе на пропитание духовным песнопением по богатым, зажиточным хуторам.

Три таких бурсака (философ Хома Брут, богослов Халява и ритор Горобец Тиберий) сбились ночью с дороги, и вышли к какому-то хутору. Старуха, хозяйка хутора, соглашается пустить их на ночлег, но при условии, что спать они будут в разных местах.

Когда Хома Брут собирается уже заснуть в пустом хлеву овечьем, к нему приходит хозяйка. Она сверкает глазами, прыгает ему на плечи и вот, он уже несется над землей, обливаясь потом. Хома начинает читать подряд все молитвы и чувствует, что при этом ведьма слабеет. Наконец, ему удалось выскочить из-под нее. Схватив полено, он охаживает им ведьму. Она падает на землю, издает последний стон, и перед Хомой уже лежит молодая красавица, а не противная старуха. Обезумев от страха, бурсак пускается в бегство и возвращается обратно в Киев.

Ректор вызывает Хому к себе и отдает приказ отправляться в дальний хутор к богатому сотнику, чтобы читать отходные молитвы по его умершей дочери.

Предсмертным желанием молодой панночки была просьба о том, чтобы над ней три ночи читал отходную Хома Брут. Шесть здоровых казаков сопровождают Хому к месту, чтобы он по дороге не сбежал. Сотник спрашивает его о том, откуда он знал его дочь, но Хома и сам не ведает, что ответить. Когда он подходит к гробу, то в панночке узнает ведьму, которая оседлала его той ночью на хуторе.

После ужина Хому запирают в церкви, где стоит гроб. Он очерчивает вокруг себя мелом круг и читает молитвы. Ведьма встает из гроба, натыкается на его защиту и ничего не может поделать. Всю ночь она летает по церкви в гробу, а когда на рассвете слышится крик петуха, ведьма падает в гроб и крышка его закрывается.

Весь день бурсак слоняется без дела, пьет горилку, а ближе к вечеру становится все грустнее и грустнее. Его опять запирают в церкви. Круг и молитвы спасают Хому, но ведьма на этот раз подбирается ближе. Она читает свои заклинания и смотрит на него своими мертвыми зелеными глазами, стоя совсем рядом с кругом. Труп ведьмы призывает нечистую силу, которая уже ломится в двери церкви. Но крик петуха опять прекращает весь этот кошмар. А Хому утром находят поседевшим и еле живым. Он просит отпустить его, но сотник не соглашается. Тогда он пытается сбежать, но его ловят.

Наступает третья ночь. Ведьма выскакивает из гроба, кричит свои заклинания и церковь наполняется чудовищами. Хома читает молитвы уже из последних сил. Тогда ведьма кричит: «Приведите Вия!» В церкви появляется страшное чудовище, косолапое и с железным лицом, это и есть Вий, предводитель нечистой силы. Он приказывает, чтобы подняли ему веки. Внутренний голос подсказывает Хоме не глядеть на чудище, но он, не удержавшись, смотрит. Вий указывает на него железным пальцем, нечистая сила бросается на Хому, и дух его вылетает прочь. Нечисть прослушала первый крик петуха, раздается второй, и все чудища бросаются вон из церкви, но, не успев, так и застывают в ее дверях и окнах. Больше никто не найдет дорогу к той церкви, обрастающей бурьяном.

Тиберий Горобец и богослов Халява поминают в Киеве Хому, узнав об его участи. После третьей кружки они заключают, что Хома мог бы выжить, если бы не испугался.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Обновлено: 2012-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Трое семинаристов отправились домой на вакации, по дороге попросились заночевать в одной деревне. Хозяйка, старая и страшная бабка, уложила Хому в сарае, а ночью пришла к нему, оседлала и отправилась на шабаш. Храбрый парень сумел справиться с ведьмой, но когда она умирала, то превратилась в юную красавицу.

А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.
Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.

Вывод (мое мнение)

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

" знаменитому автору в Диканьке приходится столкнуться с мистическим убийцей, и с кучей весьма неоднозначных персонажей. в этом, как не трудно догадаться по названию фильма, ему предстоит противостояние с самым сильным злом, которое только можно представить. Сможет ли команда друзей Гоголя справиться с ним? Да еще и выжить в полном составе? Почитаем-узнаем!

После событий первого фильма в вещах Якова Петровича Гуро Николай Гоголь находит дело: секретную справку на самого себя с припиской: «Тайна рождения — тёмный?». 5 братьев Гоголя умерли при родах или вскоре после рождения; в дальнейшем в видениях Николая и воспоминаниях Якима (не решающегося раскрыть барину правду) Василий Гоголь-Яновский от отчаяния принимает предложение незнакомца с повязкой на лице вокруг носа. Незнакомец обещает, что младенец выживет, но платой за это будет соглашение с некими силами; Василий отвечает, что готов на что угодно, лишь бы больше не хоронить своих детей. Когда Николай рождается, незнакомец оживляет мертворожденного младенца.

Глава третья. Заколдованное место

Утром в Диканьку прибывает колдун-басурманин Басаврюк: местные его знают и боятся, потому что у него слава охотника за душами христиан. Однако оснований для его ареста нет, и священник предупреждает Гоголя держаться от него подальше.

Когда в Диканьке исчезает очередная девушка (Дарина) и её поиски ни к чему не приводят, Гоголь замечает в записках Гуро список дат — церковных праздников и каждому празднику соответствует одна жертва Тёмного Всадника. В попытках обнаружить Дарину Гоголь пытается научиться контролировать свой дар и видит красный цветок в «логове зверя». Не зная, как трактовать видение, он наконец принимает помощь Оксаны; её условие — Николай должен принадлежать ей. Цветок оказывается кровоцветом, цветущим раз в году там, где спрятано колдовское золото. Сорвать его и заполучить клад может только невинная душа, если она прольёт кровь другого невинного.

«Логовом зверя» оказывается Медвежий овраг, который местные обходят стороной, считая, что это проклятая земля. В видениях Николай предвидит, что там и произойдёт убийство, и незнакомая девушка задаёт ему вопрос: «Может, ты мой суженый?». Взяв ружьё, Гоголь ночью отправляется туда, но вместо Всадника Дарину туда приводит колдун. Он предлагает жениху сестры Дарины пролить кровь, чтобы тот получил золото (и разбогател, чтобы жениться), а колдун заберёт его душу. Когда тот соглашается, Николай, не сумев отговорить злодеев, убивает его, а колдун исчезает. Раненую Дарину с трудом спасает доктор Леопольд Бомгарт: хотя он зарёкся не оперировать живых после того, как он в прошлом не сумел спасти ребёнка, врач находит в себе смелости попытаться вновь и ему это удаётся.

Однако предотвратить убийство новой жертвы Всадника не удаётся: ей оказывается вторая девушка из видений. Гоголю, Бомгарту, Якиму, кузнецу Вакуле и следователю Бинху ничего не остаётся, кроме как ждать следующего праздника.

Глава четвёртая. Вий

На новый праздник Гоголь убеждает Бинха призвать жителей Диканьки не выходить ночью из домов. Хотя ночь проходит без жертв, наутро 7 домов оказываются помечены знаком Всадника. Что необычно, им помечен ещё и дом Данишевских, хотя раньше Тёмный Всадник никогда не притрагивался к дворянам и убивал только крестьян. Не видя других вариантов, Николай предлагает спрятать всех девушек из помеченных домов в тайном месте под охраной казаков. Это предложение не находит поддержки у Бинха, так как тот начинает подозревать Гоголя в связях с убийцей. Данишевский от предложения увезти Лизу тоже отказывается в грубой форме.

Благодаря маленькой дочери кузнеца Вакулы Гоголь догадывается, что знаки на домах поставила ведьма из села (знаки нарисованы пёсьей кровью, а в её доме девочка видела мёртвую собаку). Однако допросить ведьму не удаётся: её закалывает осиновым колом неизвестный, сбегая при появлении Николая. Очнувшись на месте убийства, Гоголь попадает под подозрение Бинха (никто, кроме него, не видел убийцу) и находит на полу написанное им же заклинание на латыни.

Изучив улики и оружие незнакомца (Оксана, едва увидев его, в ужасе говорит, что это осина со святой земли, заговоренная против нечистой силы), Николай приходит к выводу, что убийца намеревался совершить обряд над телом, но не успел завершить его, а значит, попытается закончить позже. Убийцу и правда ловят в засаде в сарае, где лежит тело ведьмы; им оказывается странствующий экзорцист Хома Брут. Он прибыл в Диканьку, чтобы вновь сразиться с демоном Вием, а ведьма нужна была ему как приманка. Убедившись, что Гоголь не убийца, Бинх даёт добро на то, чтобы спрятать девушек.

Хома берёт Гоголя в заложники и, вырвавшись из заточения, просит помочь ему одолеть Вия. Запершись в церкви с телом ведьмы и начертив круг, Хома дожидается прибытия Вия, но погибает. Гоголь дочитывает заклинание сам, отчего Вий исчезает, но и сам Николай падает замертво.

В это же время Тёмный Всадник находит тайное место (заброшенный хутор) и убивает всех казаков и девушек внутри него. Прибыв на место, Бинх и Вакула заключают, что Всаднику кто-то раскрыл местоположение убежища, о котором знали только четверо: сам Бинх, его помощник (писарь Тесак), Гоголь и Алексей Данишевский. Первым делом Бинх решает арестовать и допросить Гоголя, но находит его в церкви без признаков жизни.

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.