Викинги кто такие, откуда они и где они жили. Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов. Винланд Лейфа Эйрикссона сын Рыжего открыл Бостон

В один из летних дней 789 года на побережье англосаксонского королевства Уэссекс произошло событие, на которое обратили внимание исключительно местные летописцы. К берегу острова Портленд, в эпоху Римской империи именуемого по-латыни Винделисом, пристали три длинных ладьи, способных идти как на веслах, так и под парусами. С кораблей высадились бородатые светловолосые незнакомцы, говорившие на языке, отдалённо сходном с древнеанглийским – по крайней мере, корни большинства слов были понятны обитателям Уэссекса. Навстречу корабельщикам вышел тан Беохтрик со своими людьми. О чём велась беседа, нам неведомо, но закончилась она ссорой: чужеземцы убили Беохтрика, вырезали его невеликий отряд, забрали трофейное оружие, погрузились на ладьи и исчезли в океане.

В целом, эта история по тем временам не была чем-то из ряда вон выходящим – дело насквозь житейское. Англосаксонские королевства Британии прилежно враждовали между собой, а когда близкородственные свары надоедали, принимались шпынять кельтов в Уэльсе или Шотландии, получали сдачи и вновь возвращались к привычным междоусобицам. Война была делом самым обыденным, а уж если обращать внимание в летописях на каждую мелкую стычку – никакого пергамента не напасёшься. Так почему же столь незначительный инцидент на Винделисе привлёк внимание хрониста, а в наши времена считается едва ли не ключевым событием VIII века в Европе, давшим старт новой эпохе?

Схема Скандинавской экспансии в VIII XI веках. Зелёным обозначены области, подвергавшиеся нападениям викингов, но ими не колонизированные

Тут необходимо отметить, что англосаксы уже больше двухсот лет были христианами – равно как и все без исключения их соседи: франки и бретонцы за Ла-Маншем, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Реликты многобожия если и сохранялись, то на бытовом уровне или в совсем уж отдалённых и труднодоступных горных районах. Высадившиеся же в Уэссексе невоспитанные бородачи оказались самыми настоящими язычниками – что само по себе было крайне необычно.

История с таном Беохтриком – первое документальное свидетельство появления викингов. Разграбление Линдисфарна и Ярроу, набеги на Ирландию, высадка на Оркнейских и Шетландских островах – всё это произойдет потом. В 789 году никто из британцев или франков даже предположить не мог, что христианская Европа столкнулась с силой, которая за три последующих столетия изменит не только границы, но и демографическую ситуацию, культуру и даже станет причиной появления новой молитвы: «A furore Normannorum libera nos, Domine!» – «От ярости норманнов спаси нас, Господи!»

Так давайте попробуем разобраться, откуда взялись викинги, кто они такие и почему вообще состоялось их нашествие.

Скандинавия в Тёмные века

Люди на Скандинавском полуострове появились задолго до Рождества Христова. Самые ранние культуры (Конгемозе, культура Нёствет-Лихулт, культура Эртебёлле и т.д.) относятся к мезолиту и периоду около шестого тысячелетия до н.э. За две-три тысячи лет до н.э. в южной Скандинавии появляются носители «Культуры боевых топоров и шнуровой керамики», которые, предположительно, становятся ядром зарождения германских народов – они мигрируют на север от Ютландского полуострова и начинают заселять территории нынешних Швеции и Норвегии.

Впрочем, это дела совсем давние, а нас интересует период после падения Римской империи, когда группа северогерманских племён начала обособляться от остальной Европы. Великое переселение народов, крушение Рима, принятие христианства готами, франками и прочими германцами – словом, все грандиозные изменения середины первого тысячелетия нашей эры Скандинавию практически не затронули: слишком уж далеко. В Тёмные века интереса к Скандинавии никто не проявлял: франкам было чем заняться на континенте, внедрение христианства шло пускай и уверенно, но медлительно: церкви сначала следовало утвердиться в новых варварских государствах. Обитатели расположенного за Северным и Балтийским морями полуострова «варились в своём котле» много веков, практически ничего не зная о бурных событиях в Европе. Христианские миссионеры там если и появлялись, то были единичными и не способными добиться серьёзных успехов: старые германские боги почитались, как и столетия назад, и их культу ничего не угрожало.


Шлем Вендельского стиля, VIII век (из коллекции Стокгольмского музея древностей)

Тут следует сделать пространное отступление и рассказать о климатических особенностях тех времён – иначе будет непонятно, с чего вдруг, начиная с VIII века, скандинавы бросились искать новые земли для поселения. С течением столетий климат не раз менялся, оптимумы (потепления) и пессимумы (похолодания) чередовались – так называемый Римский климатический оптимум, продолжавшийся со времён Юлия Цезаря примерно до 400 года нашей эры, немало способствовал процветанию Римской империи. Средняя температура тогда была выше в среднем на 1–2 градуса, римские авторы сообщают нам, что в Британии и Германии даже начали выращивать виноград – ориентировочно с 280 года н.э.

В свою очередь, климатический пессимум раннего Средневековья, наступивший во время Великого переселения, усугубил и так не самую благополучную военно-политическую и демографическую обстановку в Европе – начавшееся около V века похолодание сокращает посевные площади, особенно достаётся северным регионам вообще и, разумеется, Скандинавии в частности. Святой Григорий Турский в обширном труде VI века «История франков» отмечает: «В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов ». В 535–536 годах происходит и вовсе невиданная климатическая аномалия. Дадим слово византийскому историку Прокопию Кесарийскому («Война», IV, 14. 5–6):

«…И в этом году случилось величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».

Другие авторы утверждают, что даже в полдень солнце выглядело «голубоватым» и предметы не отбрасывали тени – это означает, что в течение почти полутора лет в атмосфере присутствовала пылевая взвесь, вызванная извержением супервулкана или падением крупного метеорита, а, скорее всего, обоими факторами. Немецкий учёный Вольфганг Бехрингер в книге «Kulturgeschichte des Klimas» приводит археологические данные – в Норвегии VI века около сорока процентов ферм оказались заброшены, то есть их владельцы или вымерли, или мигрировали южнее. Вообще, в древнескандинавской мифологии холод, мороз и лёд имеют свойства эсхатологические, являясь символом смерти и хаоса – вспомним ледяных великанов…

Тем не менее, к VIII веку климат начинает стабилизироваться – наступает потепление, вновь расширяются посевные площади, урожаи зерновых можно снимать на широтах, прилегающих к Полярному кругу, качество жизни резко повышается. Итог вполне закономерен – взрывообразный рост населения.

Однако, тут следует учитывать не только климатические особенности, но и географическую специфику Скандинавского полуострова. Если на территории восточной Швеции имеются обширные равнины, пригодные для сельского хозяйства, то в гористой Норвегии выращивать хлеб и пасти стада можно исключительно на узких полосках земли вдоль побережья и в долинах рек. Бесконечно дробить наделы между сыновьями невозможно – земля всё равно их не прокормит. В сухом остатке: избыточное (и пассионарное) население, недостаток продовольствия. Скандинавия – не резиновая. Что делать?

Выход был найден довольно быстро – раз нет плодородной земли, значит, таковую надо искать за морем. С учётом того, что древние скандинавы давным-давно умели строить отличные корабли, решение вопроса лежало на ладони. Первый «прототип» драккара, «Хьортспрингская ладья», найденная археологами в Дании, на острове Альс, относится к IV веку до н.э. – лодка могла вместить до 20 гребцов. Больше того, скандинавские ладьи, имеющие минимальную осадку, могли ходить по любому мелководью и проникать в узкие реки.


Хьортспрингская ладья – судно древних германцев, ок. IV века до н.э. Национальный музей Дании

Вот тогда-то и начинаются первые вылазки древних скандинавов в сторону континента и Британских островов – для начала в целях больше разведывательных, чем завоевательных. Необходимо было ознакомиться с обстановкой, а таковая ясно свидетельствовала: земли там много, плотность местного населения крайне невелика, таковое население к молниеносным налётам со стороны моря непривычно, да и вообще не в курсе, что они возможны. Существуют и документальные свидетельства – процитируем учёного, богослова и поэта VIII века Флакка Альбина (Алкуина):

«Триста пятьдесят лет мы и наши отцы жили в этой прекрасной земле, и никогда прежде Британия не ведала такого ужаса, какой познала теперь, после появления язычников. Никто не подозревал, что грабители могут приходить из-за моря».

Никто не подозревал. И Европа заплатила огромную цену за своё неведение.

Они пришли!

В свете вышеизложенного остаётся открытым вопрос – а как же европейские короли и игравшие всё большую политическую роль епископы прохлопали столь невероятную опасность? Куда смотрели великие исторические деятели той эпохи? В конце концов, императора Карла Великого никак нельзя назвать некомпетентным бездельником, а столь важный для государства инструмент, как разведка, бывшие варвары вполне успешно переняли у ушедшего в небытие Рима! Совершенно очевидно, что хоть какие-то связи между империей франков и Скандинавией существовали – северные границы Саксонии и Фризии примыкали к территории нынешней Дании, обитатели которой также примут живейшее участие в грядущих бесчинствах викингов.

Ответа нет. Возможно, сыграли свою роль нараставшие культурно-цивилизационные различия – вспомним слова Алкуина, в которых ключевым является понятие «язычник», которое противопоставляется «христианам». Европейцы тогда были объединены не по этническому, а по религиозному признаку: чужаком являлся любой не-христианин, будь то испанский мавр-мусульманин или почитающий богов Асгарда скандинав. До поры до времени франки и королевства Британии относились к неумытым язычникам из далёких северных фьордов пренебрежительно, искренне полагая, что Господь на стороне христиан (тогда – кто против них?!).


Викинги. Древнеанглийские миниатюры

Теперь надо объяснить, что же мы вообще подразумеваем под термином «викинг». Само слово образуется из двух частей: «vik», то есть, «залив, бухта», и окончания «ing», обозначающего общность людей, чаще всего родовую – сравним: Каролинг, Капетинг и т.д. Получаем «человек из залива»! Исходно дружины викингов составлялись из тех самых излишков населения – младшие сыновья, не наследующие надел, люди, покинувшие род сами или изгнанные из него, а то и просто искатели приключений, богатства и славы. То есть, не оседлые скандинавы-землевладельцы. Впрочем, почему только скандинавы? В составе экипажа корабля мог оказаться кто угодно – норвежец, венед, руянин, приладожский кривич. После того как скандинавы начали осваивать «Путь из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов и далее в бассейн Волги, в составе дружин начало появляться немало славян, тем более что политеистические пантеоны Скандинавии и Древней Руси были очень близки, и на этой основе можно было весьма быстро найти общий язык.

Итак, викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности. Такие добры молодцы безо всякой ненужной рефлексии могли запросто ограбить соседний фьорд, своих же сородичей-норвежцев или свеев – прецеденты известны. В большинстве они не были ограничены обязательной для оседлых скандинавов системой моральных табу и постепенно стали полагать, что стоят выше скучных земледельцев хотя бы потому, что в религиозной сфере началась сакрализация войны – достаточно вспомнить о культе богов-воинов, Одина, Тора и других.

Тор с молотом Мьёллнир. Статуэтка, датируемая примерно 1000 годом н.э.

Если появилась социальная группа, то в таковой непременно зарождаются своя субкультура, своя этика и свои религиозные воззрения – особенно в условиях господствующего вокруг родоплеменного строя. За примерами далеко ходить не нужно – функции жречества, годи, постепенно переходят к военным вождям: если ты удачливый конунг, значит, приближен к богам, они тебе благоволят – следовательно, ты и отправляешь необходимые ритуалы и приносишь жертвы. Гарантированно попасть в Вальхаллу после смерти можно лишь одним способом – героически погибнуть в бою. На одно из первых мест ставится личная доблесть и слава, разумеется, добытая в честной битве.

Наконец, именно викинги «изобретают» морскую пехоту в том виде, в каком мы её знаем – противопоставить их невиданной прежде тактике европейцам-христианам было нечего. Выработанная древними скандинавами схема была простой, но невероятно эффективной: внезапный налёт практически в любой точке морского или речного побережья (снова вспомним о способности драккаров ходить по мелководью), а после успешной атаки столь же молниеносное отступление, пока противник не успел подтянуть сколь-нибудь значительные силы – ищи-свищи потом этих разбойников в открытом море. Это уже потом викинги займутся респектабельной торговлей, ради любопытства откроют Исландию, Гренландию и Америку и пойдут служить в «варяжскую дружину» к византийским императорам, а в конце VIII – начале IX веков они занимались исключительно самыми вопиющими грабежами, захватом земель в Англии, Ирландии и на материке, работорговлей и прочими не менее интересными вещами…


Древнескандинавские корабли, современная реконструкция. На переднем плане драккар Islendingur («Исландец»), совершивший в 2000 году переход под парусом через Атлантический океан. В настоящий момент находится в музее г. Ньярдвик, Исландия

Рассказывать здесь о первом крупном налёте викингов – атаке на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 года – не имеет смысла, данная история общеизвестна. Достаточно сказать, что это неприятное событие произошло всего через четыре года после первого появления викингов у берегов Уэссекса; скандинавы очень быстро осознали, что христианские монастыри и города хранят немало богатств, которым следовало бы найти более разумное применение. С Линдисфарна викинги утащили даже гроб основателя монастыря, святого Кутберта, и его нашли только спустя триста лет, в 1104 году, по счастью, мало повреждённым. С той поры Европа более не знала покоя – они появлялись практически каждый год, то здесь, то там. Предугадать направление следующего удара было абсолютно невозможно, равно как и всерьёз противостоять скандинавам военной силой – они выскальзывали из рук, будто капли ртути; армии наследников Карла Великого или британских королей просто не успевали подойти к месту очередного нападения.

Впрочем, о дальнейшей истории походов викингов мы расскажем как-нибудь в другой раз – данный текст был призван объяснить, как климатические и географические особенности раннего Средневековья предопределили начало эпохи норманнских завоеваний, продолжавшейся триста с лишним лет.

Все мы слышали о викингах. Порой, это слово вызывает у человека представление о злобных и кровожадных людях, которые одеты в грубую шерсть, а на головах у них рогатые шлемы, вооруженные топорами, ищущими наживы. Но на самом деле все обстоит иначе. Кто же такие на самом деле викинги, откуда они и где жили, вы узнаете прочитав эту статью. Здесь рассказано всё самое важное об истории викингов.

Викинги - история происхождения

Понятие «викинг» происходит от древне-норвежского слова «vikingr» . Данное слово связывают с обозначением бухт и фьордов. Помимо этого в Норвегии есть регион Вик, и некоторые ученые считают, что викинги начали собираться именно там. Викингами были обычные свободные крестьяне Скандинавии. Археологи не нашли ни одного «шлема с рогами», это лишь уловка режиссеров, для придания викингам более кровожадного вида в фильмах. Жили они группами в деревнях с небольшим населением. Это был суровый народ, т.к. выжить иначе в Скандинавии было невозможно. В то время, как в Европе стали складываться вассально-сюзеренные отношения и строиться замки, в Скандинавии такого не было, все крестьяне были свободны и работали на себя.

Обычаи викингов были весьма интересные. Так, если рождался ребенок, его сразу голышом выносили на улицу, дабы показать малыша матери природе. С детства детей обучали военному делу, ведь скандинавские племена часто враждовали между собой. После достижения шестнадцати лет, юношей отводили на «полосу препятствий», которую они должны были пройти за определенное время, а затем сразиться со взрослым членом племени. Если молодой человек успешно проходил испытание, он получал статус воина, и ему разрешалось жениться. Что касается семьи, то викинги жили в большом доме всей семьей. Под понятие семьи попадали не только родители, но и сыновья и их семьи. Дети от родных братьев считались друг другу родными. Если погибнет один брат, другой должен был жениться на его жене и забрать детей.

Викинги - история завоевания

Условия для выживания на севере были не самые лучшие, что и подтолкнуло северные народы к странствиям и завоеваниям. Изначально походы викингов были направлены на поиски новых земель для проживания, однако со временем они стали совершать набеги на поселения Британии и Северной Европы. Однако, обо всем по порядку.

Корабли викингов

Для того чтобы переплывать моря, викингам нужны были подходящие суда. И такие суда у них имелись. Часто название корабля воинствующих викингов мелькает в кроссворде и сканворде - они назывались «Драккары». Название кораблей, на которых передвигались викинги было дано в честь драконов, мифических существ, которых уважали викинги и считали что они существуют и могут принести мореходам удачу, и устанавливали статую дракона на носу корабля. «Драккар» был прекрасным кораблем для того времени. Узкий и длинный, с широким дном, он мог достигать длины до 60 метров, а в ширину от 5 до 12. В движение такой корабль приводился парусом или веслами. На таком корабле было удобно не только переплывать моря, но даже океаны. Если вы зададитесь вопросом как нарисовать корабль викингов, то ответ будет простым: посмотрите на соответствующие тематически иллюстрации на этой странице. У вас сразу появится представление о том, как эти суровые корабли выглядели.

Первый набег викингов произошел в 789 г. Три корабля подплыли к Юго-Западной Англии, напали на поселение Дорсет и разграбили его. Эту дату принято считать точкой отправления экспансии викингов. Викинги были язычниками, и часто стали нападать на прибрежные монастыри Британии и Северной Европы. Они убивали монахов, выносили все драгоценности и совесть их не мучила. Со временем народ Скандинавии понял, что заниматься разбоем довольно прибыльно, и количество викингов увеличивалось, а территория их экспансий расширялась. В 839 году норвежцы основали свое королевство в Ирландии, а в 844 году достигли берегов мусульманской Испании. В том – же году была захвачена и частично разграблена Кордова, столица мусульманской Испании. В 845 году был захвачен Париж. Через 15 лет в городе Киев князьями стали викинги Аскольд и Дир, в том же году викинги появились под стенами Константинополя. Это был апогей их экспансий, викингов знала и боялась вся Европа. Ныне многие путают понятия норманны, викинги и варяги. На самом деле всё очень просто - на севере Европы и в Италии викингов называли норманнами, на Руси и в Византии варягами. Так, на Руси и в Византии храбрость и боевые умения варягов очень ценились, и правители этих государств имели личные варяжские гвардии. Со временем викинги завоюют Англию, создадут свои государства на севере Франции и юге Италии, станут правителями русских земель.

Некоторые географические открытия викингов

Однако викинги занимались не только разбоем и грабежами, но также и открывали новые для себя земли. Так, в 860 году был открыт остров Исландия. На нем были построены несколько колоний, которые со временем очень разрослись, населения самой большой насчитывало 40 000 человек. Вскоре викинги доплыли до Гренландии, а после и до берегов Северной Америки. Там они стали пытаться основывать колонии (около 1000 год) но удаленность от основных земель проживания, суровый климат и плохие отношения с коренными американскими народами заставили викингов бросить эту затею. Несмотря на это, именно викинги первыми доплыли до Америки, а не Христофор Колумб.


В течение нескольких столетий, до и после 1000 года, Западная Европа постоянно подвергалась нападениям «викингов» - воинов, приплывавших на кораблях из Скандинавии. Поэтому период примерно с 800 по 1100 гг. н.э. в истории Северной Европы носит название «эпохи викингов». Те, на кого нападали викинги, воспринимали их походы как чисто грабительские, но они преследовали и другие цели.

Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества - короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Победы в чужеземных странах приносили им славу и положение. Уже на ранних этапах вожди начали также преследовать политические цели и брать под свое управление территории в завоеванных странах. В хрониках мало говорится о том, что в течение эпохи викингов значительно выросла торговля, но об этом свидетельствуют археологические находки. В Западной Европе происходил расцвет городов, первые городские образования появились и в Скандинавии. Первым городом в Швеции была Бирка, расположенная на острове на озере Меларен, примерно в 30 километрах к западу от Стокгольма. Этот город существовал с конца VIII до конца X века; его преемником в районе Меларена стал город Сигтуна, который в наши дни представляет собой идиллический маленький городок примерно в 40 километрах к северо-западу от Стокгольма.


Для эпохи викингов также является характерным то обстоятельство, что многие жители Скандинавии навсегда оставляли свои родные места и оседали в чужих странах, в основном как земледельцы. Многие скандинавы, прежде всего выходцы из Дании, поселились в восточной части Англии, несомненно, при поддержке правивших там скандинавских королей и хёвдингов. На шотландских островах происходила широкомасштабная норвежская колонизация; норвежцы также плавали по Атлантическому океану в ранее неизвестные, незаселенные места: Фарерские острова, Исландию и Гренландию (ред- принимались даже попытки поселения в Северной Америке). В течение XII – XIII веков в Исландии были записаны яркие рассказы об эпохе викингов, не вполне достоверные, но все же незаменимые как исторические источники, дающие представление о языческой вере и образе мыслей людей того времени.


Контакты, осуществлявшиеся в эпоху викингов с окружающим миром, в корне изменили скандинавское общество. Миссионеры из Западной Европы прибыли в Скандинавию уже в первое столетие эпохи викингов. Наиболее известным среди них является Ансгарий, «скандинавский апостол», который был послан франкским королем Людовиком Благочестивым в Бирку около 830 г. и вернулся туда еще раз около 850 г. В поздний период эпохи викингов начался интенсивный процесс христианизации. Датские, норвежские и шведские короли осознали, какую мощь может придать их государствам христианская цивилизация и организация, и осуществили смену религий. Трудней всего проходил процесс христианизации в Швеции, где еще в конце XI века шла ожесточенная борьба между христианами и язычниками.


Эпоха викингов на Востоке.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.


Художник В. Васнецов "Призвание варягов". 862 г. - приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все - из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства - не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

Рос - Рус - Руотси (Rhos - Rus - Ruotsi).

В 839 году к франкскому королю Людовику Благочестивому, находившемуся в тот момент в Ингельхейме на Рейне, прибыл посол от императора Феофила из Константинополя (современный Стамбул). С послом прибыли также несколько человек из народа «рос», которые добирались в Константинополь столь опасными путями, что теперь хотели возвратиться домой через королевство Людовика. Когда король подробнее расспросил об этих людях, выяснилось, что они свеи. Людовик хорошо знал свеев-язычников, поскольку он сам ранее направил Ансгария миссионером в их торговый город Бирку. Король стал подозревать, что люди, называвшие себя «рос», на самом деле шпионы, и решил задержать их до тех пор, пока не выяснит их намерений. Такой рассказ содержится в одной франкской хронике. К сожалению неизвестно, что потом случилось с этими людьми.


Этот рассказ важен для изучения эпохи викингов в Скандинавии. Он и некоторые другие рукописи из Византии и Халифата более или менее очевидно показывают, что на востоке в VIII–IX веках скандинавов называли «рос»/«рус» (rhos/rus). Одновременно данное название использовалось для обозначения Древнерусского государства, или, как его еще часто называют, Киевской Руси (см. карту). Государство выросло в течение этих столетий, и от него ведут свое происхождение современные Россия, Беларусь и Украина.


О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.


Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков - Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу - однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик - это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег - Хельге, Игорь - Ингвар, Ольга (жена Игоря) - Хельга.


Чтобы более определенно высказываться о роли скандинавов в ранней истории Восточной Европы, недостаточно лишь изучить немногочисленные письменные источники, нужно также принимать во внимание археологические находки. Они демонстрируют значительное количество предметов скандинавского происхождения, датируемых IX–X вв., в древней части Новгорода (Рюриково городище за пределами современного Новгорода), в Киеве и во многих других местах. Речь идет об , оружии, конской сбруе, а также о предметах быта, и магических и религиозных амулетах, например, о молоточках Тора, найденных на местах поселений, в погребениях и кладах.


Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством - ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре - в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость - детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.


Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.

Халифат - Серкланд.

Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат - исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер - например, детали одежды или пиршественные предметы.

Когда исламские письменные источники упоминают «рус» - под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди - не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической - христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.

Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.


Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое - что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.

Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):

«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».


Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» - поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.

Хазары и волжские булгары.

В эпоху викингов в Восточной Европе существовали два важных государства, в которых доминировали тюркские народы: государство хазар в степях к северу от Каспийского и Черного морей, и государство волжских булгар на Средней Волге. Хазарский каганат прекратил свое существование уже в конце Х века, но потомки волжских булгар живут сегодня в Татарстане - республике в составе Российской Федерации. Оба эти государства играли важную роль в передаче восточных влияний в Древнерусское государство и страны Балтийского региона. Подробный анализ исламских монет показал, что приблизительно 1/10 их часть является имитацией и отчеканена у хазар или, еще чаще, у волжских булгар.

Хазарский каганат рано принял иудаизм в качестве государственной религии, а государство волжских булгар официально приняло ислам в 922 году. В связи с этим страну посетил Ибн Фадлан, написавший рассказ о своем посещении и о встрече с купцами из Руси. Наиболее известно его описание погребения хёвдинга русов в корабле - погребального обычая, характерного для Скандинавии и встречавшегося также в Древнерусском государстве. В погребальную церемонию входило жертвоприношение рабыни, которую насиловали воины из отряда, прежде чем убить ее и сжечь вместе со своим хёвдингом. Это рассказ, полный жестоких подробностей, о которых едва ли можно догадаться по археологическим раскопкам погребений эпохи викингов.


Варяги у греков в Миклагарде.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: "Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)".

Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.


Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.

Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд - варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.

Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом - варангос (varangos), в арабском - варанк (warank).

Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.

На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:

«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»

Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.


Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов.

В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.


Связи между правителями Скандинавии и Древнерусского государства в течение XI-XII веков были весьма оживленными. Двое из великих князей Киевских взяли себе жен в Швеции: Ярослав Мудрый (1019-1054, ранее княжил в Новгороде с 1010 по 1019 г.) женился на Ингегерд, дочери Олава Шётконунга, а Мстислав (1125-1132, ранее княжил в Новгороде с 1095 по 1125 г.) - на Кристине, дочери короля Инге Старого.


Новгород - Хольмгард и торговля с саамами и готландцами.

Восточное, русское влияние достигло в XI-XII веках также саамов в северной Скандинавии. Во многих местах в шведской Лапландии и Норрботтене имеются места жертвоприношений на берегах озер и рек и у скал, имеющих причудливую форму; там сложены оленьи рога, кости животных, наконечники стрел, а также и олова. Многие из этих металлических предметов происходят из Древнерусского государства, скорее всего, из Новгорода - например, и оковка русских поясов того же рода, что были найдены в южной части Швеции.


Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.

Конец эпохи викингов.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.


Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.

В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?

В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.


Перевод: Анна Фоменкова.

Знаете ли вы что...

Скандинавы, служившие в варяжской гвардии, были, вероятно, христианами — или же принимали христианство во время пребывания в Константинополе. Некоторые из них совершали паломничество в Святую землю и Иерусалим, называвшийся на языке скандинавов Йорсалир. Рунический камень из Брубю в Тэбю в Уппланде поставлен в память об Эйстейне, который отправился в Иерусалим и скончался в Греции.

Другая руническая надпись из Уппланда, из Стэкета в Кунгсэнгене, рассказывает о решительной и бесстрашной женщине: Ингерун, дочь Хорда, велела высечь руны в память о самой себе. Она отправляется на восток и в Иерусалим.

На Готланде был в 1999 году найден самый крупный клад серебряных предметов, относящийся к эпохе викингов. Его общий вес - около 65 килограммов, из которых 17 килограммов составляют исламские серебряные монеты (приблизительно 14 300).

В материале использованы рисунки из статьи .
игры для девочек

Кельты и Викинги

Во Франции их называли норманнами, на Руси - варягами. Викинги - так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры. Войны и пиры - вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии - и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов - асам были угодны воины, погибшие в бою. Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке - «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд - «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией. А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках - саги и исландский парламент альтинг - первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных "северных людях" и их драконоголовых кораблях. В 794 они "посетили" близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии) Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватилиГамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери. В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия. В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов. В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией ("Зеленая страна"), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид. В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им "Винланд"("Виноградная страна"). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона. После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину. Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю. В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

История Викингов

ВИКИНГИ - (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе - Нового Света. Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” - фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны - букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами. Куда бы ни отправлялись викинги - на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, - они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики - Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами. Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси. Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk - залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”. Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения из энциклопедий

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы — участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8—середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе — норманнами (сканд. Northman — "северный человек"). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. — Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки. Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

Мультимедиа энциклопедия "История мира

Великие битвы

В просторы южных степей на протяжении многих столетий почти непрерывным потоком вторгались кочевники. Пришлые скотоводческие племена зимой останавливались в устьях рек, близ морских побережий, а в летний период передвигались в ковыльные степи, ближе к лесной полосе. Они постоянно совершали грабительские набеги на русские поселения.

Начиная с IX и до XIII века Киевская Русь вела упорную борьбу с этими племенами. Уже в X веке это было большое государство, занимавшее огромную территорию от (Карпат до Кавказа и от Балтийского моря до Черного, а по своему культурному развитию и военной мощи оно не уступало Византии. Об этом свидетельствуют летописи и археологические материалы, найденные в курганах и городищах. Центром экономической и культурной жизни Руси являлся город Киев. В кем скрещивались торговые пути «из варяг в греки» и из Европы на восток, в Аравию. Великий князь киевский объединил почти все племена восточных славян. В вассальной зависимости от него находились другие князья и бояре.

Дружинники Киевской Руси не раз совершали походы на Царьград (Константинополь). Так, в результате похода Олега в 911 году был заключен выгодный для Руси договор с греками. Но особенно широкий размах приобрели походы киевского князя Святослава, сына Игоря. Грозную силу его дружины испытали на себе многие враждебные племена. Святослав нанес сокрушительный удар по Хозарскому царству и обложил данью ясов и касогов. Он вел постоянную борьбу с печенегами, которые не знали земледелия и занимались преимущественно грабежами. Печенежские орды, вооруженные копьями и луками, молниеносно нападали на неприятеля и так же быстро скрывались от него. Набеги печенегов приносили большой вред Киевской Руси. В 968 году они напали на Киев. В это время Святослав с основными войсками находился в походе, поэтому защищал Киев маленький отряд во главе с воеводой Претичем. Трудно пришлось бы бороться этому отряду с неравными силами врага, но печенеги неожиданно обратились в бегство, узнав, что Святослав с дружиной возвращается из похода.

Еще более опасными врагами русских княжеств оказались новые кочевники - половцы, появившиеся в донских степях в середине XI века. Они вытеснили отсюда торков и печенегов, заняв северные берега Азовского и Черного морей до Днепра. После трех ожесточенных битв с русскими князьями (1061, 1068, 1093 годы) половцы овладели территорией Дона и прикубанскими степями. Приазовская Русь и Таманское княжество с городом Тмутараканью были отрезаны от Киевской Руси.

Только в 1095 году русские войска во главе с великим князем Владимиром Мономахом впервые одержали победу над половцами на их же земле, а в 1101 году им на Дону был нанесен новый тяжелый удар объединенными силами русских князей. В ожесточенной битве на реке Сутень (Молочная ) было убито 20 половецких князей. В их числе и князь Азуп, именем которого в древние времена назывался нынешний город Азов.

В последующие годы русские дружины не раз громили половцев. Так, в 1111 году большое войско во главе с Владимиром Мономахом снова двинулось на Дон. Кочевники в битве с русскими потеряли около 10 тысяч человек. Спустя 5 лет поход в окрестности Дона совершили русские войска под предводительством Ярополка. Было взято три половецких города: Балин, Чевшлюев и Сугров, а также захвачено в плен много ясов - союзников половцев.

О славных ратных делах русских воинов, об их храбрых предводителях повествуют страницы древних летописей. Так, из Волынской летописи мы знаем, как войска Владимира Мономаха принудили уйти на Кавказ половецкого хана Отрока, которого впоследствии приглашал вернуться на родину, в донские степи, его брат Сырчан. Этот исторический случай ярко передан в стихотворении «Емшан» поэтом XIX века Майковым. Отрок, став царем одной из народностей Кавказа, сначала наотрез отказался от приглашения своего брата. Но когда певец, прибывший гонцом от Сырчана, показал пучок емшана, привезенный из донских степей, Отрок был глубоко тронут и согласился возвратиться.

Отрок угрюмый принял вид И, на певца не глядя, знаком, Чтоб увели его, велит Своим послушливым кунакам. И взял пучок травы степной Тогда певец и подал хану; И смотрит хан - и сам не свой, Как бы почуя в сердце рану, За грудь схватился... Все глядит: Он - грозный хан, что ж это значит? Он, пред которым все дрожит, Пучок травы целуя, плачет! И вдруг, взамахнувши кулаком, «Не царь я больше вам отныне! - Воскликнул. - Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро Отрок снарядил караваны и отправился с дружиной в донскую степь.

Об этом рассказывается и в других русских летописях. Например, в «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) сообщается о поражении Шарукана и Боняка, нанесенном в 1106 году войсками Владимира Мономаха, и о том, что спустя пять лет был разбит и загнан на Кавказ, за железные ворота (в Абхазию) и половецкий хан Отрок Шаруканович.

В конце XII века положение Киевской Руси резко ухудшилось. То и дело возникали феодальные распри между князь­ями, что приводило к ослаблению русских земель. Корыстолюбивые феодалы заботились больше о своих интересах, а не о судьбе русского народа и независимости своей Родины.

Этим не замедлили воспользоваться половцы. Они усилили набеги на Киевскую Русь, подвергая ее грабежам и опустошению. Особенно сильно страдали земли окраинных княжеств.

Обособленные выступления русских князей, не желавших терпеть притеснения, обычно не имели успеха и лишь усугубляли бедственное положение русского народа.

Один из таких неудачных походов был предпринят в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославичем. Собрав небольшую дружину и не посоветовавшись с другими князьями, не предупредив о столь ответственном шаге великого киевского князя Святослава, Игорь отправился в половецкие степи, где в столкновении с многочисленными отрядами половцев потерпел поражение.

Знаменательно, что это событие, нашедшее яркое отражение в памятниках древнерусской письменности, и, прежде всего в «Слове о полку Игореве», происходило на Диком поле, в бескрайних просторах южных русских степей. И в древних летописях, и в «Слове о полку Игореве» не раз упоминаются, слова «Дон», «Донец», рисуются картины донской природы, описывается величавый степной пейзаж.

Согласно летописным сведениям, князь Игорь выступил в поход 23 апреля 1185 года. Неделю спустя, 1 мая, он достиг Донца и, несмотря на плохое предзнаменование (солнечное затмение, считавшееся на Руси провозвестником несчастья), приказал своему войску переправиться на другой берег. У Оскола он сделал двухдневную остановку, поджидая своего брата Всеволода с дружиной, который шел другим путем из Курска, а затем направился в половецкие степи - к «синему Дону».

Игорь рассчитывал, что ему удастся застигнуть половцев врасплох. Однако высланные вперед дозорные вскоре сообщили, что половцы знают о приближении русских и готовы вступить в бой. Игорю советовали вернуться назад («яко не наше есть время», т. е. неблагоприятное для нас время), но он был храбрым и честолюбивым князем и отверг этот совет. Если не пойти на врага, то «позор будет пуще смерти».

На следующий день русские встретились с половецкими полками и обратили половцев в бегство, захватили их вежи (Кочевые жилища на телеге ) и большой полон (пленных).

Однако на следующее утро неприятель, собрав «всю половецкую землю», «ак борове» (подобно лесу), стал наступать на Игорево войско. Было очевидно, что ему в этой неравной битве не устоять.

Но не пали духом отважные русские ратники, мужество не покинуло их храбрые сердца. Началось жестокое побоище, которое длилось три дня и три ночи.

Упорно и самоотверженно сражались полки Игоря, много побили они поганых половцев. В схватке был ранен князь. Игорь, но и раненый он продолжал борьбу. До последних сил, пока оставалось в руках оружие, бился его брат Всеволод.

Только на третий день половцам, предводительствуемым ханом Кончаком, удалось сломить русских. Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод, а также оставшиеся в живых дружинники попали в плен.

Есть косвенное указание на то, что князь Игорь в период своего пребывания в плену находился на Дону, возможно, в Кобяковом городище (западная часть нынешнего города Аксая), которое длительное время служило ставкой половецких ханов. Интересные сведения об этом имеются в «Слове, о полку Игореве». Рассказывая о подготовке побега Игоря из плена, автор «Слова» говорит:

Игорь спит, Игорь бдит. Игорь мыслию поле мерит От великого Дона до малого Донца

Автор «Слова о полку Игореве» сумел хорошо разобраться в противоречиях общественно-политической жизни Киевской Руси. Главным злом в Русском государстве он считал раздоры между князьями. Обобщив и сопоставив исторические факты, автор «Слова» пришел к травильному выводу: к призыву князей и всего русского народа к единению, в котором он видел единственный выход для спасения культуры и независимости Киевской Руси от грабительских нашествий кочевников.

Русь долгое время была препятствием на пути кочевников в Западную Европу. В феодальной Европе в это время возникали города, росло городское население. Свободные крестьяне превращались в крепостных, зависимых от сеньоров. Обострялась борьба крестьян с феодалами, вспыхивали восстания. Между феодалами и горожанами росла борьба. Процветали разбой и грабежи: феодалы нападали на проезжающих с караванами купцов, грабили, взымали с них высокие пошлины, делая невозможным нормальное развитие торговли.

Еще за столетие до появления «Слова о полку Игореве» начался политический распад феодальных государств на множество владений. Между государствами шли непрерывные войны. Духовенство проповедовало отречение от земных благ, внушало забитому народу, что скоро наступит конец мира. На площадях больших и малых городов Европы пылали костры. На них духовенство сжигало «еретиков». Папы римские призывали королей и рыцарей к крестовым походам на Иерусалим, против мусульман, во имя спасения гроба господня. Султаны и шахи призывали мусульман во имя аллаха уничтожать христиан. Лилась кровь христианская и мусульманская...

А из древней Руси в те времена разносился тревожный голос русского гениального поэта:

По русской земле Редко пахари покрикивают, Но часто ворони грают, Трупы меж собой деля...

Обращаясь к галицкому князю Ярославу Осмомыслу, автор «Слова» призывает:

Стреляй господине Кончака поганого кощея За землю Русскую, За раны Игоря, Храброго Святославича!..

Русский народ-богатырь принял на свои плечи удары бесчисленных орд кочевников. Что было бы с Европой, если бы Русь не задержала продвижение кочевников на Запад? Вероятно, развитие европейской культуры было бы приостановлено на определенный период. Западная культура не подвергалась уничтожению. На Руси же погибло множество культурных ценностей и памятников письменности.

В середине XIII века в ставку Батыя французским Людовиком Святым был послан голландский монах Рубруквис с целью склонить татар к принятию христианской веры. Рубруквис, проезжая через донские степи, в своих записях отметил, что на Дону от смешения алан-ясов с русскими образовался особый народ: закаленные в боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое для себя добывающие войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогие постройки и иметь многолюдные города. Для защиты от холода и непогоды они строили землянки и кухни из плетней и камыша. Зато они не отказывали своим женам и дочерям в богатых по-царски нарядах. Жены их украшали головы подобно француженкам и опушивали низ своего платья белками, выдрами, горностаями. Мужчины одевались проще: летом и зимой они носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны. Этот особый народ известен по летописям, как бродники (Название произошло от слова «бродить», которое означало «быть свободным, независимым» ).

Другой посол, Иоанн Плано Карпини, был послан папой Иннокентием IV к Батыю в 1246 году. Побывав в Золотой орде, он рассказывал в своих записках о многочисленных народах, обитавших на Дону, о многолюдном городе Орнасе, население которого состояло из алан-христиан, хозар, русов и сарацин-мусульман, имевших в этом городе магазины, склады товаров. В Орнасе имелась хорошая гавань для стоянки кораблей. Татары решили взять Орнас приступом. Но эта попытка оказалась безуспешной: город был обнесен крепкими стенами, а жители оказывали отчаянное сопротивление. Тогда татары с помощью итальянских инженеров запрудили реку, которая протекала через город, и потопили всех жителей Орнаса.

Где же находился этот город? По всей вероятности, древний Орнас находился на месте города Черкасска, ныне станицы Старочеркасской, через который в то время протекал приток реки Дона - Протока. Спустя несколько столетий в XVI веке по берегам Дона возникли вольные общины донских казаков, продолжавшие традиции бродников.

Донским просторам суждено было стать ареной и другой великой битвы, сыгравшей исключительно важную роль в истории нашей Родины. Весной 1236 года татаро-монгольские орды под предводительством Батыя - внука Чингис-хана - вторглись в пределы русской земли. На своем пути захватчики грабили, жгли города и села, уводили в неволю множество пленных.

В суровую зиму 1237 года после пятидневной обороны под ударами татарских полчищ пала Рязань. Татары жестоко расправились с ее мужественными защитниками. Они сожгли город, а всех жителей истребили. Только дым, земля и пепел, как повествует летопись, остались на месте древней Рязани. Вслед за ней были разгромлены одно за другим почти все русские княжества, которые из-за разрозненности не смогли противостоять несметным ордам врага. На Руси установилось татаро-монгольское иго. Бесчисленные поборы, подати и повинности, издевательства и притеснения стали обычным, повседневным явлением в период господства татар на Руси.

Но свободолюбивый русский народ не мог смириться с положением бесправного раба. Русские люди не раз восставали против ненавистных татарских правителей. Однако первые попытки сбросить татарское иго не имели успеха. Еще очень сильна была Золотая орда - татарское государство, занимавшее земли, завоеванные Батыем, - и слишком слабы разрозненные, неорганизованные выступления русских. Прошло немало десятилетий прежде чем Русь, постепенно объединяя раздробленные земли, смогла накопить силы для борьбы с татарами.

Только когда во главе Московского княжества стал князь Дмитрий Иванович (1359 год), этих сил было уже достаточно, чтобы нанести решительный удар татаро-монгольскому игу.

В борьбе за освобождение (русского народа из-под гнета татарских поработителей Дмитрий Иванович сыграл выдающуюся роль. Этот смелый, свободолюбивый, глубоко преданный интересам своей Родины политический деятель хорошо понимал, что свергнуть вековое господство татар можно лишь совместными действиями всех русских княжеств. Поэтому он обратился ко всем князьям, ко всем русским людям с призывом собирать войско и ополчения и идти всем вместе на врага.

На этот клич горячо отозвался русский народ. Под знамена московского князя со всех концов русской земли шли княжеские отряды и народные ополчения («полки») - муромское, владимирское, костромское, ростовское, ярославское и другие, которые составили главную массу русского войска.

Собрав стотысячную рать, Дмитрий Иванович двинулся в поход против золотоордынского хана Мамая. 27 августа он перешел через Оку и направился по Рязанской земле к Дону. 5 сентября 1380 года передовые отряды конницы русского войска подошли к устью реки Непрядвы, впадающей в Дон. В этот день Дмитрий Иванович получил сообщение от своих дозорных, что Мамай стоит уже на Дону.

Несметные полчища татар, словно туча, готовы были обрушиться на русские отряды. Жестокая предстояла битва с врагом. Но не дрогнул Дмитрий Иванович перед лицом смертельной опасности. Не колеблясь, решил он вступить в битву с татарами, хотя и нашлись в его стане трусы и маловеры, советовавшие князю не переходить Дон и не начинать сражения.

Обращаясь к русскому войску, Дмитрий Иванович сказал:

«Друзья и братья! Ведайте, что привел я вас не затем, чтобы реку Дон стеречь. Привел я рать, чтобы землю Русскую от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить. Смерть честная лучше, чем худая жизнь. Краше бы­ло б не идти против поганых, чем прийти и стоять, ожидая, когда враг сам нападет на нас. Не буду ждать врага, пойду навстречу ему. Ныне же - за Дон! Либо там победим и все от гибели сохраним, либо сложим головы свои. Один у нас путь остался! Вперед, за Дон!»

К вечеру 7 сентября русские полки перешли Дон и расположились на небольшом холмистом поле, сплошь изрезанном оврагами и речками с крутыми обрывистыми берегами. Посредине его тянулось болото, в котором обитало множество куликов. Это и было знаменитое Куликово поле, на котором Дмитрий Иванович решил дать бой Мамаю.

Выбор был не случайным. Обладая недюжинными способностями военачальника, Дмитрий Иванович правильно рассчитал, что татары не смогут применить свою обычную тактику обхода с флангов, так как этому мешали реки и овраги. В подобной обстановке они могли вести наступление против русских войск только с фронта, «в лоб», а это давало последним большое преимущество в предстоящей битве.

День сражения - 8 сентября - выдался необычным. С раннего утра Куликово поле окутал густой, непроглядный туман. Все скрылось в нем: холмы, речки, овраги, леса.

Впереди был поставлен «передовой полк», который почти весь состоял из пехоты. За ним расположился «большой полк» под командой самого Дмитрия Ивановича. На его флангах заняли позиции «полк левой руки» и «полк правой руки». В тылу, в лесных зарослях, укрылся «западной (засадный) полк» под командованием опытного воеводы боярина Боброка-Волынца и князя Серпуховского.

Как только брызнули первые лучи запоздалого осеннего солнца, многотысячная Мамаева орда, словно саранча, дви­нулась навстречу русским. Впереди в несколько рядов шла пехота в темных одеждах, в шлемах и панцирях, с копьями разной длины, по бокам двигались бесчисленные отряды конницы, вооруженные кривыми саблями, луками и стрелами. Гулом дрожала земля под ногами несметной татарской рати. Тучи пыли, поднятые конницей, сплошной завесой заволокли горизонт.

Наконец, войска сошлись. Перед началом битвы, рассказывается в старинном предании, состоялся поединок двух богатырей - татарского Тимур-Мурзы (Телебея) и русского Пересвета. Это была короткая и жестокая схватка, в которой погибли оба противника. Их столкновение послужило сигналом к началу сражения. Грянула знаменитая Куликовская битва. «То не ястребы и соколы, и не кречеты белые, перелетев быстро за Дон, ударили на многие стада гусиные и на лебединые, - повествует о начале битвы памятник древнерусской литературы «Задонщина». - То наехали князья русские и богатыри на великие силы татарские и ударили копьями харалужными о доспехи татарские. Загремели мечи булатные о шеломы ханские на поле Куликове, на речке Непрядве» (). Лавиной обрушились татары на «передовой полк». Мужественно сражались русские воины, но слишком велика была вражья сила. «Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала лучи солнца, молниями сверкали мечи, а люди падали, как трава перед косой. Кровь лилась, как вода, и текла ручьями» («Воинские повести древней Руси». М.-Л., 1949 ), - говорит летопись. Вскоре почти весь полк был изрублен татарами. Опьяненные первым успехом, они усилили натиск и врезались в середину большого полка. Началась страшная сеча. Лязг оружия смешался с воплями и стонами раненых, ржанием лошадей и криками сражающихся. На поле брани была такая теснота, что воины бились грудь с грудью. Многие из них погибали под копытами лошадей или задыхались.

Этот драматический момент ярко запечатлел известный поэт-декабрист Рылеев в своей думе «Дмитрий Донской». Сражение представляло собой поистине потрясающее зрелище:

Кровь хлынула - и тучи пыли, Поднявшись вихрем к небесам, Светило дня от глаз сокрыли, И мрак простерся по полям, Повсюду хлещет кровь ручьями. Зеленый побагровел дол. Там русский поражен врагами, Здесь пал растоптанный монгол, Тут слышен копий треск и звуки, Там сокрушился меч о меч, Летят отсеченные руки, И головы катятся с плеч.

Много русских пало смертью храбрых, их ряды сильно поредели, но не дрогнули, не отступили воины. Тогда Мамай бросил свежие силы конницы, которая устремилась слева в обход на русские войска.

С новой силой «звенят доспехи злаченные, стучат щиты червленные, гремят мечи булатные, блистают сабли острые около голов молодецких. Льется кровь богатырская по седлам кованным и катятся шлемы позлащенные коням под ноги» («Воинские повести древней Руси» ).

Наконец, татарам удалось разбить «полк левой руки» и оттеснить его к Непрядве казалось, победа была обеспечена. Но неожиданно из засады вылетел «западной полк» Боброка-Волынца. Его воины жаждали мщения за погибших братьев и с неудержимой силой устремились на растерявшихся татар.

Внезапное появление русских конников воодушевило остальных воинов, и они перешли в наступление. Не выдержав этого удара, татары в замешательстве начали отступать. Вскоре их отступление превратилось в беспорядочное бегство. Русские погнали врага далеко за пределы Куликова поля. Сам Мамай панически бежал из своей палатки на Красном холме, с которого он наблюдал за ходом сражения.

Куликовская битва окончилась полным разгромом Мамая. Она принесла славу русскому оружию и явилась примером непоколебимого мужества, стойкости и отваги русского воина. За победу, одержанную на поле Куликовом, на славном тихом Дону, великий князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. И хотя только спустя столетие Русь освободилась от татарского господства, Куликовская битва подорвала татарскую мощь. Русский народ гордится своими доблестными предками. Героические подвиги русских храбрецов дошли до нашего времени в былинах, преданиях, исторических песнях и сказках, в которых созданы яркие образы защитников русской земли.