Виктор франкл биография сказать жизни да. История одной победы. Виктор Франкл и смысл жизни в концлагере. Воля к смыслу

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил Зигмунд Фрейд и функционировало Венское психоаналитическое общество.

Виктор Франкл написал 3игмунду Фрейду восторженное письмо и скоро получил ответ, между ними завязалась переписка. Основателю психоанализа понравился активный и любознательный юноша, высказывающий интересные мысли. Он помог Франклу опубликовать его статью в Международном журнале психоанализа. Однако тот, изучив различные направления психоаналитической науки, заинтересовался идеями Адлера, основавшего Вторую венскую школу психотерапии, тем самым отделившись от фрейдистского направления в психологии.

В 1924 г. Виктор Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он окончательно определился в своем выборе и присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии. Ознаменованием выбора стала его статья в Международном журнале индивидуальной психологии, полностью отвечающая всем идеям этой школы.

Суть этой особой психолого-терапевтической системы состоит в том, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. В детстве человек чаще всего не может реализовать свою индивидуальность, результатом этого становятся комплексы, появление которых также может быть спровоцировано несовершенством социального положения человека или его положения внутри различных общностей. Эти комплексы становятся причиной появления либо чувства превосходства над миром (которое выражается путем тирании близких людей, мании величия, заносчивости), либо наоборот - злоупотребления беспомощностью, что часто приводит к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Основная задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти жизненную линию, ставшую причиной нервозности, и исцелить пациента методом ободрения.

Но и это направление не отвечало полностью зарождающимся идеям самого Виктора Франкла. Он часто расходился с коллегами во взглядах и в 1927 г. покинул «Общество индивидуальной психологии». Тем не менее, общение с Альфредом Адлером оказало на него большое влияние, и все творчество Франкла так или иначе связано именно с индивидуальной психологией.

В это время им был сформулирован термин «логотерапия», который впоследствии стал одним из основных понятий его психоаналитической концепции. В это слово Франкл вкладывал нечто большее, чем другие психологи. Для него греческое «логос» это не просто «слово как вербальный акт», а «слово как основной смысл, суть».

В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи, а в 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В это время он активно занимался клинической практикой и публиковался в различных медицинских журналах. Он создал и разрабатывал особую технику лечения, получившую название «техника парадоксальной интенции». Этот метод имел инверсионный характер и основывался на принципе «от противного». Врач «поощрял» невропатические проявления пациента, подкреплял его опасения, тем самым достигая положительного результата. На основе этого опыта клинической психиатрии постепенно формировались идеи логотерапии, или, по выражению В. Франкла, экзистенциального анализа. В логотерапии ученый отрицал как психоаналитические методы, так и методы индивидуальной психологии. Он стремился, создавая этот метод психиатрии, познавать не инстинктивное, а духовное содержание личности.

Помимо этого направления, В. Франкл разрабатывал еще и ряд проблем практической психологии, так, например, в 1933 г. он выполнил исследование так называемого невроза безработицы.

В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. Незадолго до этого ему предложили уехать в Америку, однако ученый отверг приглашение, поскольку на его семью оно не распространялось. Его спасла случайность – человек, оформлявший списки отправляемых в лагеря смерти, вычеркнул Франкла из списка, поскольку сам был его бывшим пациентом. Оставшись таким образом в живых, В. Франкл не оставил своей практики, наоборот, достаточно быстро он стал заведовать отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы. Возможно, это стало одной из причин того, что в 1942 г. его отправили в концлагерь. Ученый провел там три года и вышел только в 1945 г., уже после окончания войны.

После освобождения В. Франкл выпустил книгу, которая называлась «Психолог в концлагере» Эта книга создавалась им в течение трех страшных лет, сохранялась в памяти, пока, наконец, не появилась возможность опубликовать ее. Она сразу стала популярной, была переведена на множество языков, и ее общий тираж превысил 2,5 миллиона экземпляров.

После такого тяжелого периода жизни для Франкла наступил этап творческого подъема. В конце сороковых годов он выпустил огромное количество книг по психологии и психотерапии, по медицине и философии «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Время и ответственность», «Психотерапия на практике».

В своей монографии «Воля к смыслу» он продолжал развивать различные аспекты теории логотерапии. Анализируя основные принципы существующих психоаналитических учений, он определил фрейдистский принцип удовольствия как волю к удовольствию, а адлеровское стремление к статусу - как волю к власти. Но он отмечал, что оба этих принципа не учитывают духовное начало человека, его стремление придать своей жизни максимальный смысл, которое Виктор Франкл считал основополагающим. Это желание «актуализировать так много ценностей, сколь это возможно» ученый назвал волей к смыслу и считал отличительным признаком человеческого, ведь животным несвойственно искать смысл своего существования.

Классическая психотерапия, по мнению Франкла, интерпретирует эту волю к смыслу как слабость, воспринимает ее как один из невротических комплексов. Тем самым такая психотерапия, игнорирующая духовную сторону человека, ошибочно отрицает одно из основных человеческих достоинств. Применяя метод логотерапии, можно избежать этих недостатков лечения, так как здесь учитываются духовные особенности человека, его воля к смыслу.

В 1946 г. Виктор Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. Он стал преподавать в Венском университете, где в 1949 г. получил степень доктора философии. С 1950 г. Франкл возглавил австрийское общество психотерапевтов. В середине 1960-х гг. многие работы Франкла были переведены на английский язык, что принесло ему мировую известность. Он совершил две очень длительные поездки по различным странам, где читал свои лекции по логотерапии, в том числе был и в СССР.

Виктор Франкл умер в 1995 г. в Вене. Современники назвали его основателем Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция функционально отличается от теорий Фрейда и Адлера. Виктор Франкл утверждал, что основополагающим принципом существования человека является «воля к смыслу», то есть желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, он создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой устранил недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.

Судьба ученого была действительно тяжелой. Он пережил годы нацистской оккупации, три года концлагерей, где мало кто оставался в живых. Стремление к науке, желание опубликовать мысли, зреющие в голове, поддерживало Франкла в течение этого времени. После войны он продолжил развивать свою теорию. В отличие от многих других, его концепция не содержит готовых директив и правил. На вопрос о точных приемах и действиях Виктор Франкл обычно отвечал: «Это все равно что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Действительно, ведь у каждого человека свой смысл жизни.

Произведения:

Виктор Франкл родился в Вене, в среднеобеспеченной еврейской семье. Его мать, о чем он всегда упоминал с гордостью, вела свой род от одного из знаменитых хасидских мудрецов рабби Лёва из Праги. Франкл описывал свою мать как воплощение добра, очень сердечную, эмоциональную женщину. Отец был для него примером праведности, человеком строгим, собранным, спартанским. К отцу Виктор всегда испытывал огромную любовь и привязанность. Отец, как и мать, был очень религиозным. Детство Виктора было весьма благополучным, он ощущал заботу, поддержку, защиту и одновременно свободу. В семье было двое сыновей и одна дочь.

Франкл был человеком глубоко религиозным, это было личное отношение к Богу, не имевшее ничего общего с конфессиональной религиозностью; Бога он позднее определял как наиболее интимного собеседника в своих внутренних диалогах. Во многом, наверное, благодаря своей религиозности он и увлекся в юношеские годы социализмом, стал одним из заметных функционеров социалистического союза гимназистов Австрии.

Довольно рано, в детстве, у Виктора Франкла возникло желание стать врачом. Примерно тогда же к нему пришло осознание факта смертности: он понял, что когда-то умрет. Главный вопрос, который волновал его в молодые годы - не вытекает ли из того факта, что все смертны, вывод, что жизнь не имеет смысла? Это был не страх перед смертью, а мучительная проблема конечности жизни - что из этого следует, и какое влияние оказывает на жизнь. Таким образом, его интерес к духовной проблематике, к смыслу начал формироваться в ранние годы.

Еще один эпизод из младших классов гимназии: учитель естественной истории, описывая жизнь разных организмов и человека, сказал, что жизнь в конечном счете - это не что иное как процесс окисления. Франкл вскочил со своего места и спросил: «В таком случае, какой же жизнь имеет смысл?». Этот эпизод он часто вспоминал как одно из первых проявлений интереса к смыслу.

В школьные годы Франкл увлекается философией, психологией, политикой. В этот период у него возникают альтернативы в духовных поисках, он участвует в дискуссиях на актуальные политические, психологические, социальные, медицинские, философские и прочие темы, не избежав того, что он позднее обозначал как искушение психологизмом, а также социологизмом. Психологизм сводит все человеческое поведение к внутренним конфликтам и удовлетворению влечений, а социологизм - к реагированию на социальные отношения.

Самым сильным из этих искушений был психоанализ, который в конце 1910-х -начале 1920-х гг. находился в самом расцвете и, естественно, молодой Франкл не мог пройти мимо него. На какое-то время вера в Бога отошла на задний план и он стал склоняться к нигилизму в отношении религиозных ценностей,

Во многом именно под влиянием психоанализа Франкл принял решение стать психиатром. У него не было сомнений по поводу врачебной карьеры, но стоял вопрос выбора специальности. В конечном счете он предпочел психиатрию. Отчасти это было связано и с его стремлением влиять на других. Он испытывал тогда большой интерес к гипнозу, уже в 15 лет освоил его и умел профессионально, грамотно гипнотизировать людей.

В конце 1920-х гг. в жизни Франкла начался очень сложный затяжной период кризиса, поисков, потери ориентации и неопределенности. Он начал активно заниматься консультированием молодежи по психологическим проблемам, издавал какое-то время журнал «Человек в повседневной жизни»

Тогда у него, кроме неудовлетворенности имевшимися подходами, не было своих оригинальных взглядов, тем более намерения основать свою школу. В 1928 г. он организовал бесплатные консультации, куда могли обратиться молодые люди с духовными и душевными проблемами.

Франкл много выступал в непрофессиональных аудиториях, говорил с молодежью о смысле жизни, читал в открытой публичной «народной школе» лекции, в которых раскрылся его ораторский дар.

В 1930 г. Франкл завершил медицинское образование, с 1930 по 1936 год получил подготовку как специалист по неврологии и психиатрии, и с 1933 по 1937 работал в психиатрической больнице, в кризисном стационаре. За четыре года он принял около трех тысяч неудачливых самоубийц.

В конце 20 х гг в результате большого опыта работы с людьми появились первые наброски логотерапевтических идей в 1926 г. он впервые использовал в докладе слово «логотерапия», а в 1929 г. впервые применил попытку того, что у него потом превратится в технику парадоксальной интенции - игровой подход, направленный на парадоксальное переосмысление своих фобий.

В конце 1930-х гг. швейцарские журналы публикуют первые его статьи, в которых основные идеи логотерапии оказываются уже последовательно прописанными. Франкл начинает писать книгу, хотя у него в тот момент еще отсутствовали определенные ценности, ориентации и задачи. Он был молод, достаточно популярен, активен, внешне все было благополучно: работа, проекты, много интересных задумок, задач; не хватало только того, ради чего стоит жить.

Поэтому в период с 1931 по 1938 г. он прожигал жизнь: ходил по ресторанам, варьете, пользовался большим успехом у женщин.

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Вся жизнь изменилась достаточно радикальным образом в 1938-м году, когда Австрия была присоединена нацистской Германией. Это ознаменовало для Франкла конец целого периода жизни и начало ее нового отрезка, самого тяжелого, трагичного, в котором было больше всего вызовов.

На судьбу Франкла повлияла прежде всего не война, а его еврейское происхождение: и он, и его семья фактически были обречены рано или поздно попасть в концлагерь. Нацизм для Франкла обозначал каждодневную угрозу жизни, необходимость лавирования между всевозможными опасностями.

В это время Франкл стал пытаться получить визу, чтобы уехать в Соединенные Штаты. Долгое время его усилия оставались бесплодными. В 1940 г. его сделали руководителем неврологического стационара Ротшильдовской еврейской больницы. Эта должность обеспечивала работой и давала относительную защиту близким от депортации в концлагерь; кроме того, он оказался в состоянии с помощью коллег спасти довольно многих больных от умерщвления как неполноценных.

В конце 1941-го года в жизни Франкла опять возник переломный момент, когда в американском консульстве ему выдали долгожданную въездную визу. Проблема была с его родителями, ее не имевшими: для них оставалась только одна реальная дорога - в концлагерь. Франкл был на распутье: или попрощаться с родителями и предоставить их судьбе, или поставить на кон свою жизнь, будущее, работу ради туманной перспективы как-то помочь, защитить родителей. Он долгое время не мог принять решение: с одной стороны, родители, которых он горячо любил, оказывались беззащитными, с другой стороны, перспектива защитить их, если бы он остался, все равно была весьма слабой и неочевидной. Вопрос этот мучил его на протяжении многих недель. В один из дней, Франкл вернулся домой после прогулки и увидел на столе кусок мрамора, на котором была одна буква на иврите. Отец объяснил, что это кусок мрамора из развалин синагоги, разрушенной недавно нацистами, часть одной из заповедей, которые были высечены на ней. «А какая это заповедь?» - взволнованно спросил Франкл отца.

«Чти своего отца и свою мать и пребудешь ты в покое и в мире». В этот момент Франкл принял свое решение остаться в Вене, и виза его пропала. Тогда же, в декабре 1941 г., Франкл сделал еще одну удивительную вещь для тех времен - он женился на медсестре из другого отделения его больницы, Тилли, и это была последняя еврейская свадьба в Вене в этот период.

Со дня на день ожидая депортации в концлагерь вместе с родителями, Франкл написал книгу «Врачевание души», первую версию своего основного труда. Он исходил из того, что если и не выживет, то по крайней мере его книга имеет шанс сохраниться. Несмотря на все трагические обстоятельства, его жизнь обрела определенный смысл и структуру. Через какое-то время госпиталь, в котором он работал, закрыли, и в сентябре 1942 г. Франкл вместе со всей семьей был отправлен в концлагерь. Единственное, что он взял с собой, - рукопись книги, зашитую в подкладку пальто, в надежде как-то ее сохранить.

До октября 1944 г. он находился в лагере Терезиенштадт, на 70 км севернее Праги, на территории Чехии. Этот лагерь был сравнительно мягким по сравнению с другими, его тогда называли «образцовым гетто». В нем отсутствовали газовые камеры, на смерть из него отправляли в другие концлагеря, у заключенных там была возможность иногда общаться между собой. В Терезиенштадте он потерял обоих родителей. Отец прожил несколько месяцев, ослабев от голода и пневмонии. Мать Франкла погибла в газовой камере гораздо позже, в октябре 1944 г., когда сам Франкл с женой были отправлены в Аушвиц. Это далеко не единственное из важнейших экзистенциальных переживаний, вошедших в жизнь Франкла в концлагере.

Пожалуй, наиболее поразительным было следующее. Однажды Франкл на вечернем построении был направлен в эшелон, который каждое утро вез определенное количество заключенных в газовые камеры. Никто из тех, кого отправляли этим утренним эшелоном, никогда не возвращался. Выбор был невелик: или броситься на проволоку под током, ограждавшую лагерь, покончить самоубийством, или попытаться бороться, использовать последние шансы. Франкл попрощался с матерью, потом с женой, после этого нужно было идти в свой сектор. Когда он шел туда, смотря на закат, он осознал, что сделал все, что мог в своей жизни сделать, и в первый раз ощутил, что у него нет уже никаких обязательств, никакой необходимости принимать решения. Он свободен от всего, от долга, забот, и на смену мрачному чувству пришло ощущение легкости, которой он не знал раньше. Его жизнь была уже завершена, и он оказался в позиции наблюдателя, который спокойно, беспристрастно смотрит на то, что будет дальше, что принесет жизнь - от него уже ничего не зависит.

Трудно описать, тем более понять, какие глубокие эмоции вызвали эти мысли, это осознание, - чувство счастья, благ.рности, радости и удовлетворенности завершившейся и осуществившейся жизнью, чувство связанности со всем на свете, со всем сущим, с собой и миром… По пути к бараку, когда Франкл попрощался со своей жизнью, ему стало уже совершенно ни к чему себя убивать. У него возник интерес: а что еще может предложить ему жизнь, он ощутил себя в позиции зрителя в кино, который интересуется, чем закончится фильм. Эта позиция, определяемая его понятием самодистанцирования, или самотстранения, как одной из базовых характеристик человека, приняла в тот момент весьма интенсивную форму, позволяя выйти за пределы самого себя, своей собственной жизни и посмотреть на все со стороны.

Ничего, думал Франкл, в этот момент еще не доказано, потому что пока эшелон не пришел и не отвез меня в газовую камеру, жизнь открыта для всего, даже для самого невероятного и невозможного. Жизнь сохраняет свою открытость, в ней уже нет ничего предопределенного, - даже когда нельзя надеяться, всегда есть какая-то надежда вопреки любой безнадежности, даже самое невозможное иногда может оказаться возможным.

Последнее достоинство человека оказывается в том, чтобы ждать, что жизнь откроет тебе сейчас, быть открытым к этим возможностям, не исключать никакую из них, принимать и допускать любую. Нужно преодолеть ту своеобразную гордыню, будто бы ты знаешь заранее, чем все кончится. Это неправильно: нельзя быть настолько уверенным и точно знать, чем все завершится, посмотрим, что еще будет. Ведь никто не может гарантировать тебе на сто процентов, что ты погибнешь. Раз так, значит твоя личная ответственность заключается в том, чтобы быть открытым всем возможностям, которые могут возникнуть. Может быть, эшелон взорвут, а возможно, он уйдет куда-то в другое место, где нет газовых камер.

Пессимизм, думал Франкл, не то же самое, что пассивность; наоборот, именно активность порождает пессимизм. Если в XIX веке был необходим оптимизм, чтобы содействовать прогрессу, то сейчас нужно быть пессимистом, но активным, делая все, что можно.

Позже Франкл определил свое мировоззрение как трагический оптимизм, который выражается формулой: дела обстоят плохо, но если мы не будем делать все, что можно, то они будут еще хуже, так что многое зависит от нас.Наши представления о жизни также, в соответствии с этим общим принципом, должны считаться верными, пока сама жизнь их не опровергнет.

В 1943 г. Франкл назвал сформулированную им позицию эвристическим оптимизмом: никто не может мне доказать и гарантировать полностью, что я завтра погибну в газовой камере, поэтому есть шанс, и я должен по крайней мере сделать все, чтобы этот шанс не снижать. На следующее утро эшелон не пришел. Это был единственный случай за всю историю лагеря, причины его неизвестны.

В октябре 1944 г. Франкла отправили в Аушвиц, больше известный у нас под польским названием Освенцим. Это был один из самых страшных лагерей: в нем газовые камеры работали без перерыва. Жена Франкла тоже попала в этот транспорт - добровольно. В Аушвице их разделили навсегда. Потом он узнал, что она умерла в 1945 г. уже после того, как англичане освободили заключенных - она была в таком состоянии, что долго не прожила. Довольно скоро Франкла переправили в новый лагерь Кауферинг III , филиал Дахау. В нем было немножко легче, чем в Аушвице, но не один раз Франкл буквально чудом избегал смерти. Однажды, когда он уже стоял в списках к отправке в газовую камеру, его вычеркнул главный врач концлагеря, которому он понадобился как помощник, и он действительно смог применить в этом лагере свои врачебные навыки, спасти целый ряд людей от смерти.

Последним лагерем Франкла был другой филиал Дахау, Тюркхайм. Здесь он заболел какой-то инфекционной болезнью, разновидностью лихорадки, и был близок к смерти. Многие месяцы главной его мыслью было сохранить книгу, чтобы она пережила его и все-таки вышла.

В 1945 г. после освобождения из лагеря он вернулся обратно в Вену и обнаружил, что мир, в котором он живет, стал совсем другим. Начался следующий нелегкий период его жизни. В первые же дни он узнал о смерти жены и брата, не говоря уже о многих друзьях и знакомых.

В 1945 г. Франкла сделали главным врачом неврологического диспансера Венской поликлиники - многопрофильной больницы, где он и работал в этой должности 25 лет, вплоть до ухода на пенсию. Коллеги помогли ему подготовить новый вариант погибшей в концлагере книги «Врачевание души», и вся эта деятельность была для Франкла тогда единственным, что-либо для него значащим - он полностью погрузился в эту работу. Он должен был преодолеть тяжелый период депрессии, сомнений, одиночества, слабости.

В течение 4-5 лет он написал и издал подряд несколько книг, в которых были изложены основы его учения, и практически до самой смерти.

Книжку про концлагерь он надиктовал за 9 дней. Она вышла первоначально под названием «Психолог выживает в концлагере» анонимно, без указания автора, поскольку Франкл считал, что в данном случае важно не авторство, а живое свидетельство.

Теоретическая книга «Врачевание души», особенно в последний год пребывания в концлагере, придавала главный смысл его стремлению выжить, помогала вынести все тяготы лагерной жизни, а задача восстановления, реконструкции книги на новом этапе давала ему смысл жить дальше. Эта работа стала его диссертацией. Как и книга про концлагерь, она вышла в 1946 г. и была распродана через три дня после ее выхода. Следующее издание разошлось за три недели. Несмотря на дефицит бумаги, уже в 1946 г. вышло третье издание, в 1947 - четвертое, и т. д.

В 1959 г. книга была переведена на английский и вышла в США под названием «От лагеря смерти к экзистенциализму». Ее ждал оглушительный успех – по данным на 1995 г. суммарный тираж только английского издания, не считая переводов на 25 языков, превысил 9 миллионов экземпляров. Она продолжает издаваться и по сей день, и недавно Библиотека Конгресса США объявила ее одной из 10 книг, оказавших, по данным специального опроса, наибольшее влияние на американцев.

Начиная с 1962 г. английское издание выходит под названием «Человек в поисках смысла», в него включено также краткое изложение основ логотерапии. Немецкий вариант этой книги, недавно выпущенный в русском переводе, сейчас носит название «И все же сказать жизни да»;

Франкл помимо своей профессорской работы читал много лекций, делал доклады, возглавлял отделение венской клиники, и в 1949 г. получил вторую докторскую степень, по философии. Он считал это необходимым, потому что его интересы становились все больше и больше связаны с духовной, гуманитарной проблематикой. В качестве диссертации по философии он защитил свою новую книгу «Подсознательный Бог», посвященную взаимоотношениям психотерапии и религии, совести человека, его подсознательной духовности.

Франкл успешно интегрировался в новую жизнь, в 1947 г. он женился вновь, опять на медсестре своей клиники Элеоноре, и прожил с ней благополучно до конца жизни. В 1949 г. родилась его единственная дочь Габриэла.

В конце 40-х гг. выходит еще целый ряд его книг. В 1954 г. Франкл был впервые приглашен за рубеж, в Аргентину, с циклом лекций по логотерапии. В итоге этой длительной поездки было основано первое в мире общество логотерапии. Затем началось ее триумфальное шествие на международной арене.

В 1970 г. Франкл впервые получил в Университете Сан-Диего в Калифорнии, личное почетное звание профессора логотерапии, и не случайно там же в 1981 г. состоялся I всемирный конгресс по логотерапии.

Стали защищаться дипломные работы и диссертации по логотерапии, первая из которых, «Логотерапия как теория личности», была защищена Элизабет Лукас в 1970 г. в Вене.

Всего после войны у Франкла вышла 31 книга и около 400 статей, его работы были переведены в общей сложности на 25 языков; к 1995 г. насчитали 131 книгу по логотерапии других авторов, 151 диссертацию и дипломную работу, и больше 1300 статей.

4 и 5 марта 1986 г. Виктор Франкл выступал на факультете психологии Московского университета в аудитории № 51 (ныне №310). Этот приезд стал возможным благодаря усилиям Леонида Яковлевича Гозмана, работавшего тогда доцентом кафедры социальной психологии, одним из первых в нашей стране оценившего значение идей Франкла, и Галины Михайловны Андреевой, использовавшей весь свой авторитет для того, чтобы этот приезд стал возможен. Ажиотаж был огромен; специально на эти лекции приехало большое количество психологов со всех концов страны: из Ленинграда, Прибалтики, даже из Закавказья.

Всего В Франкл посещал Россию 3 раза. Последняя лекция Франкла состоялась в зимнем семестре 1996-97 г. Ему был тогда 91 год, он мог говорить только около 20 минут, уже практически ничего не видел, почти не мог читать. Франкл умер 2 сентября 1998 г., и его смерть не получила сильного резонанса, потому что она практически совпала с сенсационной гибелью принцессы Дианы, отодвинувшей на задний план смерть Виктора Франкла. Он был похоронен на Центральном венском кладбище как почетный гражданин Вены.

В основу биографии Виктора Франкла легла статья Леонтьева Д.А. «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА опубликованная вПсихологическом журнале, 2005, т.26, № 2, с. 118-127.

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо, почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил и функционировало Венское психоаналитическое общество. В 1924 г. Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он присоединился к школе индивидуальной психологии, а в 1927 г. покинул «Общество индивидуальной психологии» по причине расхождения во взглядах с коллегами. В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи. В 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. В 1942 г. ученый попал в концлагерь, где он провел 3 года. После освобождения В. Франкл выпустил книгу «Психолог в концлагере». В конце 40-х годов он выпустил огромное количество книг: «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенционализм», «Время и ответственность», «Терапия на практике». В 1986 г. Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. В 1950 возглавил австрийское общество психотерапевтов. Умер В. Франкл в 1995 г. в Вене.

Теория Франкла изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является «Человек в поисках смысла».

Эта теория состоит из трех частей:
- учения о стремлении к смыслу;
- учения о смысле жизни;
- учения о свободе воли.

Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации . Обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

Три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной:
- ценности творчества (например, труд);
- ценности переживания (например, любовь);
- ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

В реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Франкл вводит понятие о поэтическом уровне существования человека, стремится вывести человека из-под действия биологических законов.

Выделяет три уровня существования человека:
- биологического,;
- психологического;
- поэтического, или духовного (именно в нем заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль).

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl). Родился 26 марта 1905 года в Вене, Австро-Венгрия - умер 2 сентября 1997 года в Вене, Австрия. Австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии - метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933-1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днём страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от лёгочного туберкулёза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но всё же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи - логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживём ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни "ДА". Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Награды и премии


Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl ; 26 марта , Вена , Австро-Венгрия - 2 сентября , Вена , Австрия) - австрийский психиатр , психолог и невролог , узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии - метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Жизнь до 1941 года

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера , однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди Венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933-1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключенный, психотерапевт

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезинштадт . В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания. В этом деле у Виктора Франкла был большой выбор психиатров и социальных работников со всей Центральной Европы.

Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным». В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «вечером я спала, а днем страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от легочного туберкулеза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но все же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему: «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи - логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себе не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Ионас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведен в концентрационный лагерь Аушвиц , где провел несколько дней и был далее направлен в Тюркгейм, один из лагерей системы Дахау , куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провел следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отека легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобожден американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Жизнь после 1945 года

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Описание методики терапии Франкла

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.

Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели . Франкл отмечал, что такое состояние происходит из так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

Переводы книг автора, на русском языке

  • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.: ил. - ISBN 5-01-001606-0 .

См. также

Литература

  • Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. - М .: Альпина Нон-фикшн , 2009. - С. 239. - ISBN 978-5-9167-1031-1
  • Франкл В. Воля к смыслу = The will to meaning. - М .: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 97. - ISBN 5-04-005753-9
  • Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.
  • Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / под науч. ред. В. К. Загвоздкина; пер. с нем. Я. А. Дюковой, А. К. Судакова, В. К. Загвоздкина. - М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. - 247 с.

Примечания

Ссылки

  • Видеозапись лекции В. Франкла "Социальные кризисы и воспитание ответственности", прочитанной во дворце Культуры МГУ им. М.В.Ломоносова в сентябре 1992 года.
  • Овчаренко В. И. Психоанализ. Иностранные психоаналитики. Франкл Виктор . Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 7 сентября 2009.
  • Птица Франкл: крыша, она же небо . О Викторе Франкле и встрече с ним в Москве рассказывает Владимир Леви

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 26 марта
  • Родившиеся в 1905 году
  • Родившиеся в Вене
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1997 году
  • Умершие в Вене
  • Награждённые Большим офицерским крестом ордена За заслуги перед ФРГ
  • Экзистенциалисты
  • Психиатры Австрии
  • Психологи Австрии
  • Почётные граждане Вены
  • Узники концлагеря Терезин
  • Почётные доктора Хайфского университета
  • Выжившие в Холокосте
  • Выжившие в концлагере Освенцим
  • Похороненные на Центральном кладбище Вены
  • Узники концлагеря Дахау

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франкл, Виктор" в других словарях:

    - (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал… … Психологический словарь