Значение шпеер, альберт в энциклопедии третьего рейха. Шпеер Альберт: биография, фото, работы. Альберт Шпеер после тюрьмы

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Особа, приближённая к фюреру, Шпеер Альберт, был архитектором, самым влиятельным в гитлеровской Германии. Кроме этого, он был рейхсминистром вооружений и оборонной промышленности, а значит, одним из самых важных лиц в государстве.

Семья

Шпеер Альберт пошёл по стопам отца, весьма известного в стране архитектора, и сын его, тоже Альберт, продолжил семейную традицию, став, может быть, не столь именитым зодчим, но все же достаточно востребованным. В 1964 году он основал собственную архитектурную фирму во Франкфурте-на-Майне. Шпеер Альберт-сын родился уже в Третьем рейхе, в 1934 году, когда его отец в свои двадцать девять уже устоялся в профессии и в то же время ещё не потерял пассионарности. Родился сподвижник Гитлера в Манхейме, изучал архитектуру в Берлине, после чего был оставлен в родном техническом университете ассистентом.

В партию нацистов Шпеер Альберт вступил практически сразу - уже в 1931 году, стал членом нескольких комиссий, занимавшихся берлинской архитектурой, то есть сооружением штаб-квартиры для гауляйтера, а потом готовил майский съезд NSDAP 1933 года в Темпельхофе. Своей помпезной стилистикой нацисты обзавелись только благодаря Шпееру - он продуманно использовал весь свой профессиональный арсенал вплоть до световых шоу и эффектов с флагштоками. Проект обустройства участка для съезда 1934 года в Нюрнберге готовил тоже, естественно, Альберт Шпеер.

Знаменитость

Молодой человек, трудившийся с таким триумфальным успехом, привлёк внимание Гитлера почти сразу. А когда это внимание было замечено окружающими, архитектор немедленно стал знаменит. От заказов не было отбоя, должности быстро накапливались, не успевая сменять друг друга. Гитлер, видимо, сам хотел быть архитектором, но не вышло, потому и получилось, что профессия художника - его несбывшаяся мечта, а Альберт Шпеер - воспоминания о ней.

Очень быстро архитектор вошёл в ближайшее окружение фюрера. В 1937 году он уже инспектировал весь Третий рейх в своей профессиональной области. Именно его усилиями Берлин стал "столицей мира", у Гитлера на этот счёт были планы просто грандиозные. Всё это очень подробно описывается в книге, которая родилась непосредственно после Нюрнбергского процесса, в тюрьме, где провёл двадцать лет Альберт Шпеер, "Третий Рейх изнутри". Это были исключительно интересные политические воспоминания.

До войны

Однако до того времени, когда вышла книга Альберта Шпеера, было ещё очень далеко. Архитектор вдохновенно проектировал стадионы, госучреждения, дворцы, мосты, монументы и целые города Германии. А Гитлер подавал ему идеи для воплощения, которые сам Шпеер очень хвалил (надо сказать, не все с ним соглашались в оценках, но Шпеер не мстил - ни тогда, ни впоследствии). Это был (да и есть) самый известный архитектор века. Правда, после него не осталось ни одного здания - только несколько фонарей и лес на окраине столицы.

Другие архитекторы считали этот стиль позавчерашним веком смешной и нелепой сентиментальности. Однако жарких споров не наблюдалось. Дело в том, что у Гитлера авторитет был непререкаемый, хотя и не получилось у него окончить Академию художеств. А Шпеер получил целых три высших профессиональных образования. Как с ними спорить? Все видели, что диктатор долгими часами мог смотреть, как работает его протеже, изучать макеты, рабочие наброски и всё остальное, чего касались руки мастера. А в 1938 году Гитлер вручил Шпееру партийный значок - золотой.

Война

Вторая мировая война принесла архитектору несколько десятков всевозможных должностей. В 1941-м стал депутатствовать в Рейхстаге, а в 1942-м поднялся на серьёзнейшую правительственную должность министра военной оборонной промышленности. Кроме того, он - член ЦК по планированию военных поставок, главный инспектор по энергетике и водным ресурсам, технолог партии нацистов и руководитель организации Тодта.

Очень важный человек в рейхе. И успешный. Всегда и во всём добивался самых высоких результатов. Может быть, именно поэтому его имя нашли в списках, составленных неудачливыми заговорщиками, планировавшими покушение на Гитлера. Они зарезервировали для Шпеера место рейхсканцлера в новом правительстве. Правда, Шпеер отрицал всяческие связи с этими людьми, и, что удивительно, ему поверили. Он вообще всегда позволял себе много, даже прямое неподчинение фюреру. В конце войны тактика "выжженной земли" не была приведена в действие из-за того, что Шпеер саботировал этот приказ, и вся немецкая инфраструктура, которая уцелела после советских и английских бомб, была сохранена.

Выводы

А вот выводы этот талантливый, смелый и умный человек сделал неправильные. Причём настолько неправильные, что впору засомневаться в его уме и таланте. Смелости, правда, не отнять. После поражения в войне Германии пришел конец, решил Альберт Шпеер. И его битва закончилась, потому что фюрер был гениален, а германский народ оказался недостоин такого предводителя.

В 1946 году Альберта, как и других оставшихся и сложивших оружие, судил Нюрнбергский трибунал. Свою вину он признал, чего не сделал почти никто из сидящих на той скамье. Более того, он сказал, что этот суд необходим, поскольку авторитарная система всех наделяет ответственностью.

Ложь

Вместе с тем он полностью отрицал собственное участие в политике и уверял собравшуюся публику в том, что занимался только экономической и технической деятельностью, а также архитектурой. Во всём обвинил газеты, Геббельса и его информационную войну. Однако с Гиммлером был близок по службе, причём очень близок. Занимаясь обороной и день ото дня повышая производительность труда, он хорошо знал, за чей счёт она поднимается.

На предприятиях трудились рабы из концлагерей, бывшие люди, за жизнь которых никто не давал и медного гроша. Однако в жестокости обращения с ними он тоже не сознался. Хитрил Альберт Шпеер, и его "битва с правдой", как назвала психобиографию о нём Гитта Серени, именно поэтому потерпела поражение. В преступлениях против человечества его всё-таки обвинили. Освобождён он был только в 1964 году. А в 1970-м уже начали переводить на другие языки его книги. Альберт Шпеер ещё раз сумел вкусить мировую славу. Умер он в 1981-м, в Лондоне, по одним сведениям - в госпитале, по другим - находясь в отеле с любовницей.

Личность

Историки по сей день спорят о вине или невиновности Альберта Шпеера. Документы, поднятые из архивов, утверждают, что не знать о преступлениях в тех же концлагерях он просто не мог. Однако биографы упорствуют в мнении, что позиция их героя не была однозначной, поскольку загруженность работой была абсолютной, а преданность Гитлеру - просто слепой.

Осведомлённость Шпеера доказал ещё Нюрнберг, а вот о степени причастности можно только гадать. Мнения явно контрастны, потому большинство людей просто читают книгу Шпеера, местами с ним соглашаясь, местами - нет. Министр вооружений был бы доволен, потому что равнодушен не оставался никто. Впрочем, он даже на том суде не просил для себя милости.

По страницам

Если читать книгу Шпеера внимательно, непременно станет ясна и степень его знания о преступлениях нацизма, и степень его участия. Начать нужно даже не с переезда под одну крышу с фюрером, а с более поздних событий, с ноября 1938-го, когда описывается скорбный день девятого числа, сменивший "Хрустальную ночь". Шпеер ехал на работу, смотрел на расколоченные витрины еврейских магазинчиков и политые кровью улицы, но особого значения увиденному не придал. Потом было много подробно описанной работы (книга написана на основании дневниковых записей), а потом Гитлер эдак махнул рукой: ох уж этот Геббельс, снова, дескать, перегнул палку.

Кстати, постоянная и жгучая гитлеровская ненависть к евреям не казалась Шпееру недопустимой, он, как оказалось, просто не принимал её всерьёз. Холокост был неочевиден. Нацисты, к слову, ни одного документа с прямым текстом о геноциде нам не оставили. Его назвали замечательно и практически безобидно: "окончательное решение еврейского вопроса". Любимчик Гитлера, встречавшийся с ним каждый день, обсуждавший с ним свои проекты и бывший постоянно в курсе всех его планов, мог ли не знать и не понимать, что всё это значило? Не мог не знать. А вот дистанцироваться от знания - сумел.

Созидание или разрушение?

В ещё мирное время создавался проект новой столицы мира - Берлина. Воплощение задуманного должно было состояться в 1950 году. Это очень короткий срок для столь масштабного строительства. Но и Гитлер, и Шпеер претворяли в жизнь эти планы буквально с одержимостью, хотя сам Шпеер с началом войны и предложил заморозить стройку. Но фюрер не согласился. Здесь всё было всерьёз, всё самое лучшее, самое высокое, самое громадное. Размах зашкаливал. Однако где было брать рабочую силу для этого проекта вселенского масштаба? Концлагеря появились уже в 1933-м. Выход был найден. После 1943 года Шпеер вооружениями уже почти не занимался - ему удалось так хорошо наладить производство, что процесс шёл сам.

Единственное место, которому он уделял постоянное внимание, находилось под землёй. Ракеты. Чуть ли не космос. Там он бывал почти каждый день. Что представляли собой эти производства - мы знаем, документальное кино смотрели. Восемнадцатичасовой рабочий день, минимум еды, человек работоспособен пару недель, потом умирает. Что видел во время этих посещений Шпеер? Трупы штабелями - наверняка, ведь их вывозили не чаще чем раз в сутки. А ещё на суде Кальтенбруннер подтвердил высказывание Шпеера о том, что технический прогресс - это совершенствование орудий производства плюс совершенствование человеческой породы. Теперь пазл сложился.

26-летний архитектор вступил в НСДАП в 1931 г. — как он говорил позже, был впечатлен не идеологией, а лично Гитлером. Альберт Шпеер желал стать великим творцом, и партия сулила отличную карьеру. Уже через пару лет таланты и умение нравиться привели амбициозного Шпеера в ближний круг фюрера. С Гитлером, который сам был неудавшимся архитектором, они мечтали о строительстве новой величественной столицы. Личный архитектор фюрера, генеральный инспектор Берлина по строительству, депутат рейхстага — еще до войны Шпеер получил колоссальные творческие возможности, влияние, славу, богатство и высокие должности. Гитлер дал все, и Шпеер был рад вниманию «самого великого человека», и даже назвал в его честь своего сына (конечно, позже Адольфа переименовали в Арнольда). Художник продал душу дьяволу.

Но война, а не архитектура составляла суть нацизма, и Альберту Шпееру, человеку совсем не воинственному, пришлось служить «великой миссии» своего покровителя. 8 февраля 1942 г. он был назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов: руководством производства оружия Шпеер занимался до конца войны. Его организационные способности помогли экономике Германии продержаться до начала 1945 г.

Архитектор Гитлера стал единственным «добрым нацистом» из осужденных

Рационализация в производстве, стандартизация и удешевление оружия давали отличные результаты, но самый значительный вклад внесло другое новшество — использование рабского труда военнопленных, узников концлагерей и насильно угнанных остарбайтеров (всего около 7 млн человек). Драгоценные арийцы не должны были ощущать тягот войны. Условия в большинстве мест были таковы, что даже физически крепкий молодой человек едва ли мог продержаться больше года — гибли прямо на рабочих местах. Объемы производства вооружений постоянно росли, и в разы, даже в 1944 г. в условиях масштабных бомбардировок союзниками промышленных объектов. Но рабский труд миллионов остарбайтеров лишь оттягивал неизбежный крах гитлеровской Германии.


«Храм света» (Lichtdom), построенный в Нюрнберге по проекту Шпеера

Шпеер стремился во что бы то ни стало избежать виселицы и постарался стереть следы своей причастности к преступлениям, а также саботировал приказ Гитлера «Нерон» о разрушении промышленных и инфраструктурных объектов Германии. Еще с 1944 г. Шпеер выступал за прекращение войны. Его записка Гитлеру от 30 января 1945 г., в которой говорилось, что война проиграна окончательно, возможно, имела целью побудить фюрера к ее прекращению. Но Гитлер предпочел смерть, свою и еще миллионов людей, и в мае 1945 г. Шпееру пришлось заботиться о своем выживании. 23 мая союзники арестовали его и других видных нацистов во Фленсбурге, городке на границе с Данией.


Министр Шпеер предстал перед Нюрнбергским трибуналом — его обвиняли в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Действия архитектора во время процесса вошли в историю куда ярче его зданий: он стал единственным, кто признал коллективную ответственность нацистского руководства за преступления.

Бомбардировки союзниками заводов были почти безрезультатны

Стратегия защиты Шпеера оригинальна и находчива: признание коллективной ответственности одним из обвиняемых было очень на руку суду, при этом Шпеер уменьшал свою личную вину. Было глупо и бесполезно отпираться от обвинений, подкрепленных доказательствами, как делали другие подсудимые — Шпеер признал использование рабского труда и заявил о своем раскаянии. В его искренность поверил даже судебный психолог процесса Густав Гилберт (а позже и знаменитый Эрих Фромм). Правда, в один момент Шпеер чуть было не переиграл, рассказав, что в конце войны планировал убить Гитлера: пытался забросить яд в воздухозаборник его бункера, но в решающий момент не нашел стремянки. У других обвиняемых эта история вызвала издевательские смешки.


А. Шпеер во время Нюрнбергского процесса

Доказательств других злодеяний у суда не было. Шпеер заявил, что не знал о тайно проводимом Холокосте и избежал обвинений в гонениях на евреев. Публичное раскаяние и осуждение Гитлера спасли Шпееру жизнь. Он, так или иначе, заронил у суда сомнения в том, заслужил ли он повешения (на чем, кстати, настаивала советская сторона). К тому же, в течение 10 дней до ареста Шпеер давал показания американским военным аналитикам о своей работе, а также об эффекте, произведенном союзническими бомбардировками военных заводов, показав себя как ценного информанта. Приговор за военные преступления был мягок — всего 20 лет тюрьмы. Кадры видеохроники процесса запечатлели, как Шпеер выдохнул, услышав вердикт.

Пребывание за решеткой он посвятил созданию мифа о «добром нацисте». Покинув Шпандау в 61-летнем возрасте, через три года (1969) Шпеер издал подготовленные там «Воспоминания», и чуть позже — тюремный дневник. «Гитлера поддерживали идеализм и преданность таких людей, как я», — писал он. Книги стали бестселлерами и сделали автора богачом и любимчиком публики и СМИ. За интервью платили десятки тысяч марок. Образ «доброго нациста», обманутого Гитлером интеллектуала и художника, ничего не знавшего о его преступлениях и лично преданного своему вождю, пришелся немцам по душе. На него хотелось быть похожим, с ним ассоциировали себя бывшие нацисты и их сторонники.


Ворота Шпандау

Но сохранение мифа и сопутствующего ему богатства требовало усилий. Еще в тюрьме Шпеер боялся новых обвинений: «Шпандау кажется мне не местом моего заключения, а моей защитой». В 1971 г. историк Э. Гольдхаген нашел подтверждение того, что в октябре 1943 г. Шпеер был на конференции в Познани, где Гиммлер открыто заявлял, что всех евреев истребят. Легенда дала сбой. Шпеер заявил, что еще до речи Гиммлера покинул зал. Когда это было опровергнуто, ему удалось найти свидетелей, клявшихся, что Шпеер в самый важный момент заседания куда-то вышел.

На производстве оружия под руководством Шпеера умирали сотни тысяч

В том же 1971 г. с ним начала переписку вдова бельгийского партизана Элен Жанти-Равен. Ее книга о пережитом в годы войны сильно потрясла Шпеера, и в одном из писем он признался, что слышал речь Гиммлера, но «был против [того], что будут убиты все евреи». Вероятно, Шпеер осознавал и свою вину в происходящем в 1943 г., однако пути назад не было уже давно. Но о письме к Элен стало известно уже после его смерти. Умер богатый и обласканный вниманием Альберт Шпеер в 1981 г. от кровоизлияния в мозг в отеле с молоденькой замужней любовницей.


1969 г., время славы и интервью за огромные гонорары

Правда об участии Шпеера в преступлениях против евреев, которой он так боялся, обнаружилась после его кончины. Годами историки изучали сотни тысяч актов ведомственных архивов — по крупицам тайное становилось явным. Во время многочисленных интервью после тюрьмы Шпеер говорил, что «никогда ничего не слышал конкретно об Освенциме». Самым большим потрясением для общества стало обнаружение документов, подтверждающих участие Шпеера в перестройке этого лагеря, в том числе проектировании его крематориев. Архитектор проектировал смерть. Он и его помощники инспектировали различные концлагеря. В одном из писем Гиммлеру в 1943 г. Шпеер писал: «Меня радует, что осмотр концентрационных лагерей дал в итоге положительную картину». Он настаивал на сбережении стройматериалов — качество бараков для заключенных мало его волновало.

Шпеер также принимал, как выяснилось, самое деятельное участие в выселении берлинских евреев — 75 000 человек были изгнаны из 24 000 квартир. Архитектор прекрасно знал, куда отправят несчастных. Он принимал участие в расхищении их ценностей. Во время войны Шпеер собирал коллекцию картин — дорогие полотна старых мастеров были отобраны или принудительно выкуплены за бесценок у еврейских коллекционеров. Альберт Шпеер стал одним из новых владельцев. В конце войны картины были спрятаны с помощью друга архитектора Роберта Франка. Теперь этот накопленный прежде капитал делал Шпеера богатым. Шедевры анонимно продавались на аукционах — сумма одной из сделок составила 1 млн марок (по грубому подсчету, сегодня это не менее полумиллиона евро). Продал «добрый нацист» и сохранившиеся у него рисунки Гитлера — и торговался с покупателями настойчиво, не уступая в цене. «Именно мы, люди, менее всего склонные к эгоизму и корысти, создали условия для его [Гитлера] существования», — писал Шпеер в своем дневнике.


Картина из коллекции Шпеера. «Изображение Кампании», Бёклин, 1859

Но Альберт Шпеер, осознавая тяжесть преступлений, в которых он принимал деятельное участие (пусть даже без удовольствия и, возможно, внутренне протестуя), в общем, считал их приемлемой платой за собственное положение. Как и последующую ложь. Он писал в своем дневнике, имея в виду других нацистов: «В этом мире хитрость и умение приспосабливаться могут далеко тебя завести». Историк Иоахим Фест много беседовал с ним и писал биографию «доброго нациста». Он сожалел, что миф Шпеера развенчан с опозданием: «Альберт Шпеер с чистосердечным лицом всех нас обвел вокруг пальца».

Альберт Шпеер, без сомнения, оставил очень сильный след в моей душе. В первую очередь тем, что он один из немногих людей, который никак не отрицал свою вину на Нюрнбергском процессе, а наоборот полностью помогал следствию. Хотя в большинстве своем, этот человек не устраивал массовые расстрелы, уничтожения, переселения народа. Всё что он хотел сделать - это в первую очередь помочь своей родине победить, а когда катастрофа стала неминуема, то хотя бы не обрекать свой народ на верную гибель и дать ему надежду на восстановление, пусть хоть ценой собственной жизни.

Альберт Шпеер также примечателен тем, что он один из тех немногих людей, которых Гитлер с натяжкой мог назвать своим другом (хотя друзей то у него по сути никогда и не было). Возможно, это связано с любовью фюрера к архитектуре и далеко идущих мечтах о новом Берлине и о новой Германии в целом. Шпеер практически всегда был постоянным гостем на обедах у Гитлера, поэтому в своих воспоминаниях он с достаточно большой достоверностью описывает застолья с фюрером, начиная вкусовыми предпочтениями Гитлера, заканчивая тем, как должны располагаться люди вокруг стола. Именно из таких крохотных деталей получается полный портрет того или иного человека. Шпеер часто упоминает о том, что беспокоило Гитлера в каких-то несерьезных вопросах, рассказывает о его врачах и бесконечных закулисных интригах вокруг фюрера.

Говоря об интригах, хочется отметить, что Альберт Шпеер пытался как мог от них отгородиться, но у него не всегда это получалось. Он пишет, что со временем в его руках концентрировалось все больше власти, а это, как известно, нравится далеко не всем. Единственное, что порой его выручало - это защита фюрера.

Отношение к самому Гитлеру у Шпеера меняется на протяжении всего повествования. Начиная от гипнотического наваждения и заканчивая полным разочарованием с некой примесью жалости:

"Это его состояние, несомненно, волновало тех, кто был рядом с ним и во времена его триумфов. Нынешний Гитлер столь сильно отличался от прежнего, что и я склонен был испытывать к нему жалость. Вероятно, именно по той же причине его окружение не высказывало возражений, когда он приказывал бросать в бой дивизии, существовавшие лишь на бумаге, или авиасоединения, которые уже не могли летать из-за отсутствия горючего."

Также стоит отметить, что Альберт Шпеер очень сильно заботился о судьбе собственного народа, о его прошлом, настоящем и будущем. То есть он отчетливо понимал, что если будет слепо выполнять приказы фюрера о «выжженной земли», то нация не сможет подняться с колен. Таким образом он лично бойкотировал и нарушал прямые приказания свыше: он ездил на фронт, разговаривал с главнокомандующими, он ездил на встречи с гауляйтерами и пытался их разубедить уничтожать те или иные построения. Примечателен один эпиод:

"Однажды я с гауляйтером Эссена смотрел с высокой террасы на руины пережившего бомбежку города. И вдруг гауляйтер вскользь заметил, что, раз уж кафедральный собор поврежден, его можно снести, чтобы он не мешал модернизации города. Бургомистр Мангейма умолял меня помочь предотвратить уничтожение выгоревшего Мангеймского замка и развалин Национального театра. Я узнал, что и в Штутгарте сгоревший дворец собирались снести по приказу местного гауляйтера. Во всех этих случаях гауляйтеры руководствовались одним и тем же лозунгом: «Долой замки и церкви; после войны мы построим свои собственные памятники!"

Я не могу с большой достоверностью сказать, был ли Альберт Шпеер действительно, в целом невиновным или нет, потому что, имея в руках такую огромную власть, очень трудно быть человечным, а тем более в условиях горнила войны, но я с уверенностью могу сказать, что в сравнении с другими лидерами Рейха, Шпеер самый достойный сын своей родины (который, кстати, полностью отсидел свои 20 лет в тюрьме).

Эта книга предназначена для широкого круга читателей и каждый в ней может найти что-то интересное для себя. В ней нету каких-то долгих, нудных рассуждений о родине, нету излишнего пафоса, нету излишних деталей (Например, Траудль Юнге, секретарь Гитлера, в своих мемуарах несколько раз подробно останавливалась на платьях Евы Браун), зато в ней есть бесконечное покаяние перед собой, а тем более перед всем немецким народом.

Данные мемуары могут помочь в полной мере представить, что творилось в элитных кругах Третьего Рейха. Исторические персонажи здесь не представлены в виде типичных злодеев или в виде коротенькой сносочки в учебнике/книге, нет. Здесь каждый человек - это действительно личность, не манекен, со своими объективными плюсами и минусами.

Повторюсь, больше всего меня поразило в этой книге то, что Альберт Шпеер полностью взял на себя груз ответственности за все свои деяния и понес заслуженное наказание с честью.

Это мемуары несломленного человека.

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Мои родители всеми силами стремились обеспечить своим детям прекрасную и беззаботную юность. Но осуществлению этого желания противостояли богатство и престижные соображения, светские обязанности, большое хозяйство, гувернантка и слуги. Я и сегодня еще ощущаю искусственность и дискомфорт этого мира. Кроме того, у меня часто кружилась голова, иногда я падал в обморок. Гейдельбергский профессор, которому меня показали, поставил диагноз: вегетососудистая дистония. Этот недуг означал существенную нагрузку на психику и рано поставил меня в зависимость от внешних обстоятельств. Я страдал тем более оттого, что мои товарищи по играм и оба моих брата были физически крепче, и я чувствовал, что уступаю им. Они сами нередко давали мне это почувствовать.

Какой-либо недостаток часто пробуждает компенсирующие силы. Во всяком случае, эти трудности привели к тому, что я научился гибче приспасабливаться к окружению мальчика. Если позднее я проявил упорство и ловкость в отношении противодействующих мне обстоятельств и людей, то это, по всей видимости, не в последнюю очередь связано с моей тогдашней физической слабостью.

Когда наша гувернантка-француженка выводила нас на прогулку, мы, в соответствии с нашим общественным статусом, должны были нарядно одеваться. Конечно, нам запрещали играть в городских парках или, тем более, на улице. Поэтому наше поле игры находилось у нас во дворе - ненамного большем, чем несколько наших комнат взятых вместе - ограниченном и зажатом между задворками многоэтажных доходных домов. В этом дворе росли два-три чахнущих без воздуха платана, была увитая плющом стена, туфовые блоки в углу изображали грот. Толстый слой копоти уже с весны покрывал деревья и листья, и все остальное, к чему мы только могли притронуться, способно было лишь превратить нас в совершенно неблагородных грязных городских детей. До того, как я пошел в школу, я больше всего любил играть с Фридой, дочерью нашего домоправителя Альмендингера. Я любил бывать у нее в скромной, темной квартире в полуподвале. Атмосфера скудной непритязательности и сплоченность живущей в тесноте семьи странным образом притягивали меня.