Безударные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание падежных форм имен существительных в русском языке. Эмоциональный настрой на работу

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.
Тип урока
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

Педагогические задачи
Совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты
Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже; научатся правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже; определять склонение имен существительных; выделять падежные окончания имен существительных; составлять словосочетания с данными именами существительными в творительном падеже; выполнять звуко-буквенный анализ слова, разбор слова по составу

Метапредметные УУД
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
явления, факты; самостоятельно делать выводы; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные результаты
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
учащегося

II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник).
– Прочитайте скороговорку Е. Благининой в упражнении 218.
– Докажите, что вы правильно написали падежные
окончания.
– Какие звуки учит произносить скороговорка? Подчеркните буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки.
Простокваши дали Клаше (1 скл., Д. п.)Недовольна Клаша:– Не хочу я простокваши (1 скл., Р. п.),Дайте просто каши (1 скл., Р. п.)!
Дали вместо простокваши (1 скл., Р. п.)Нашей Клаше (1 скл., Д. п.) каши (1 скл., Р. п.),– Не хочу я просто каши (1 скл., Р. п.),Так – без простокваши (1 скл., Р. п.)!
– Звуки [ш] и [к]
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Отгадайте загадку.
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву («п»).
– Какие звуки обозначает буква «п»? Из каких элементов она состоит?
– На какие 2 группы можно разделить слоги?
– Назовите слоги с твердым согласным звуком.
– Назовите слоги с мягким согласным звуком.
– Какие гласные смягчают согласный звук?
– Фамилию какого поэта вы записали?
Выполняют чистописание. Записывают слоги, слова.
П п
Па пи пу пе по пя пы пе пэ пя
А. С. Пушкин

– Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?
– Иллюстрации к каким сказкам вы видите на доске?
– Сегодня мы отправимся в мир сказок А. С. Пушкина. Я читаю отрывки из сказок. Ваша задача: найти словарные слова, а затем записать их в начальной форме.
Царь с царицею простился.
В путь дорогу снарядился
Отвечает месяц ясный:
– Не видал я девы красной
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром –
Сослужу тебе потом
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана

Записывают словарные слова в начальной форме.
Дорога, месяц, отец, ужин, обед, кровать, потом, восток, орех.
казанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемыми написаниями
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех
– Прочитайте ребус.

ЗАВТРА – 1. На следующий день после сегодняшнего. 2. В недалёком будущем. 3. Завтрашний день. Слово «завтра» образовалось от слов ЗА и УТРО. Изначально ЗАВТРА – «за следующим утром». ЗАВТРА – ЗА УТРО = «за следующим утром».
СЕГОДНЯ – 1. В этот, текущий день. 2. Теперь, в настоящее время. 3. Этот, текущий день. Слово образовано от старинного выражения СЕГО ДНЯ – «этого дня». СЕГОДНЯ – СЕГО ДНЯ = «этого дня».
СЕЙЧАС – 1. Теперь, в настоящее время. 2. Очень скоро, немедленно. 3. Только что, совсем недавно. 4. Сразу, с первого взгляда. Слово СЕЙЧАС произошло от старинного выражения СЕЙ ЧАС – «этот час». СЕЙЧАС – СЕЙ ЧАС = «этот час».
Однокоренные слова: завтра – завтрашний, назавтра, послезавтрашний, послезавтра; сегодня – сегодняшний Синонимы: сейчас – теперь, скоро, немедленно.

З
А
В
Т
Р
А

С
Е
Г
О
Д
Н
Я

С
Е
Й
Ч
А
С

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарным словам. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарными словами, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
Сегодня на уроке будем учиться правильно писать окончания имен существительных в творительном падеже
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу

IV. Объяснение нового материала.

– Прочитайте стихотворение на доске, вместо картинок называя существительные.
– Определите падеж названных вами имен существительных. Есть ли в стихотворении другие имена существительные в творительном падеже? Назовите их.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме

– Выпишите имена существительные в творительном падеже, дополнив ими словосочетания. Выделите окончания.
– Итак, сегодня мы будем более подробно знакомиться с творительным падежом, его основными и смысловыми вопросами, предлогами, которые употребляются с именем существительным в творительном падеже.
б) Назовите основные вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)
– А сейчас отгадайте загадку.
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
– Записываем с комментированием.
– Прочитайте словосочетания с именем существительным в творительном падеже. Задайте вопрос.
Выписывают словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделяют окончания.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку. Выполняют запись с комментированием.
– Картофель.
– (Под чем?) под землей.

– Какой еще вопрос можно задать?
– Это смысловой вопрос творительного падежа. Итак, кроме основных вопросов «кем?», «чем?»,
у творительного падежа есть еще один вопрос – «где?» – смысловой.
– Где?

Самостоятельная работа
– Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу. Работать будете по вариантам.
I вариант.
Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река).
II вариант.
Пролетел над (поле), нашел под (дерево), вертится перед (зеркало).
– В каком падеже нужно употребить имя существительное?
– Выделите окончания. Назовите предлоги, которые употребляются только с существительными
в творительном падеже.
– Назовите предлоги, которые употребляются с существительными в творительном и винительном падежах.
– Назовите предлог, который употребляется с существительными в творительном и родительном падежах.
Составляют словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Отвечают на вопросы.
– В творительном падеже.

– Над, перед, между.

– За, под.

V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 219).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Вспомните признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.
– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в творительном падеже?
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении.
– Творительный падеж можно определить по вопросам, предлогам, окончаниям существительных. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль
по результату

Работа
по учебнику
(упражне-
ние 220)
– Прочитайте стихотворение И. Бунина.
– Докажите, что выделенные имена существительные стоят в творительном падеже. Почему у них разные окончания?
– Спишите. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже, выделите окончания.
– Какой частью речи является слово «сегодня»? Что оно обозначает?
Слово «сегодня» отвечает на вопрос «когда?», является наречием. Наречие «сегодня» образовалось путем слияния двух слов: «сего», что означало «этого», и «дня». Произносить слово «сегодня» нужно по правилам орфоэпии: се[во]дня.
Сегодня – 1) В настоящий, этот, сейчас текущий день. 2) В настоящее время, теперь.
Списывают текст. Указывают склонение имЁн существительных в творительном падеже, выделяют окончания.
Ночью буря бушевала,
А с рассвет (2 скл., Т. п.) на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снег (2 скл., Т. п.) понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатерть (3 скл., Т. п.) полей
Мы простились с запоздалой
Верениц (1 скл., Т. п.) гусей.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «сад».
Сад – 1 слог.
с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
а – [а] – гласный, ударный;
д – [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
––––––––––––––––––––––––––
3 буквы, 3 звука.
Выполняют разбор слова по составу.

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Выпишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Выписывают словосочетания.
Пряли (где? под чем?) под ткачиха (с кем?)
с невод (с чем?) с сидит (за
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказыва-

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет
– На какие вопросы отвечают существительные творительного падежа?
– Какие предлоги употребляются в творительном падеже?
– Могут ли существительные творительного падежа употребляться без предлога?
– Назовите героев сказок А. С. Пушкина.

– Составьте словосочетания с данными именами существительными в творительном падеже.
чем?) за встретил (с чем?) с встретил (под чем?) под дуб (под чем? где) под скачет (за кем?) за

– Рыбка, старик, Балда, царь Дадон, царевна, царь Салтан, петушок, белка, королевич Елисей.
Составляют словосочетания с данными именами существительными в творительном падеже.
Гордился рыбкой, хвалился Балдой, сидел с царём Салтаном, дивился петушком, путешествовал с королевичем Елисеем, воевал с царём Дадоном.

ния. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-
ради (зада-
ние 150).
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» в задании 150. Вставьте в предложения пропущенные имена существительные в форме творительного падежа. Выделите окончания имен существительных в творительном падеже.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тест и сдоб.
Пахнет маляр скипидар и краск.Пахнет стекольщик оконной замазк.
Рыхлой земл, пол и лугПахнет крестьянин, идущий за плуг.
Рыб и мор пахнет рыбак.Только безделье не пахнет никак.

Работа в тет-
ради (зада-
ние 151).
– Прочитайте задание 151. Составьте из частей пословицы, употребляя имена существительные из скобок в нужном падеже. Запишите составленные пословицы. Укажите падеж имен существительных.
Задание 151.
Не спеши языком (Т. п.), а делом (Т. п.) не ленись.
Трактором (Т. п.) пахать – не лопатой (Т. п.) копать.

Работа в тет-
ради (зада-
ние 152)
– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц в задании 152. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже. Допишите окончания имен существительных.
– Подчеркните незнакомые вам слова
Я вареники леплю, я вареники люблю,
С творогом (2 скл.) люблю, с клубникой (1 скл.),
С мясом (2 скл.) , с вишнями, с черникой (1 скл.),
С ежевикой (1 скл.) и морошкой (1 скл.),
Но сильней всего – с картошкой (1 скл.)!

VII. Итог урока. Рефлексия
Организует оценивание результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. Предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие окончания надо писать у имен существительных 1, 2, 3-го склонения в творительном падеже?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Продолжают высказывания:
Сегодня я узнал
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 153 в рабочей тетради, упражнение 221 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Шуточное стихотворение
Наряжался бык

(утенком),
Гусь –

Медвежонок –

(жеребенком),
Грач –

(свиньей),

(волком),
Червяк –

(мартышкой),

А индюк решил быть сразу На веселый карнавал,
Львом, слоном и дикобразом. Только суслик не попал.

В правописании падежных форм имен существительных можно выделить несколько правил

1) правописание окончаний "а" и "о" в существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами;
2) правописание "и" или "е" в падежных окончаниях единственного числа;
3) правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения - фамилий и названий населённых пунктов;
4) правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных;
5) правописание "о" и "е" после шипящих и ц в окончаниях существительных.
6) правописание ь в падежных формах существительных;
7) Правописание окончаний "а", "о", "е" в именительном падеже существительных с уменьшительными, увеличительными суффиксами и после "л":

После суффикса "ищ" у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание "е", а у существительных женского рода - окончание "а": арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание "и", а существительные среднего рода окончание "а": заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища.

Примечания:

1. При образовании существительных с суффиксом "ищ" необходимо иметь ввиду исходное слово и его значение при этом пишутся разные окончания как в единственном, так и во множественном числе; Например: ручище (от рука) и ножища (от нога); муж род - городище (большой город), мн. число - городищи и ср. род - городище (остатки древнего поселения), мн. число - городища; м. род - топорище (большой топор), мн. ч. - топорищи и ср. р.- топорище (рукоятка топора), мн. ч. - топорища; м. р. - пожарище (большой пожар), мн. число - пожарищи и ср. род - пожарище (место, где был пожар), мн. число - пожарища.

2. Все существительные с суффиксом -ищ- в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и существительные без этого суффикса; например: домище (дом), домища (дома), домищу (дому), домищем (домом); ножища (нога), ножищи (ноги), ножище (ноге); головищи (головы), головищ (голов), головищам (головам) и т.д.

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание "а" у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: думушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

2) окончание "о" у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: горюшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко,сараишко, заборишко.

Примечания :

1. Слова мужского рода типа заборишко в косвенных падежах имеют такие же окончания, какие имеют эти существительные без суффикса "ишк"; например: заборишко (забор), заборишка (забора), заборишку (забору), заборишком (забором), о заборишке (о заборе). Формы косвенных падежей заборишки, заборишке, заборишкой считаются устаревшими.

2. Слова воробышек - воробушек, камешек - камушек различаются стилистически: суффиксами "ышек", "ешек" оформляются в стилистическом отношении нейтральные слова, а суффиксом "ушек" - слова разговорные или диалектные.

После суффикса "л" в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание "а", у существительных среднего рода - окончание "о": верзи-л-а,заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.
После суффикса "иц" у существительных среднего рода пишется окончание "е": варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (Например: пальтецо, ружьецо).

Правописание -и или -е в падежных окончаниях единственного числа :

1. В родительном падеже единственного числа у имён 1-го склонения пишется окончание -и или -ы, а в дательном и предложном – -е; но в словах на -ия и в этих падежах пишется окончание -и: Р.–с улицы, из деревни; Д.–к улице, К деревне; П.–на улице, в деревне; но: Д.– к линии; П.– на линии (от слова линия).

2. В предложном падеже единственного числа у имён 2-го склонения пишется окончание -е; но в словах на - u[j], -и (орфографически -ий, -ие) в этом падеже пишется -и: в доме, в инее, в масле, в горе; но: о гении (от слова гений); в заявлений (от слова заявление).

3. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа у имён 3-го склонения пишется окончание -и; от двери, к двери, о двери.

Примечания .

1. У имён среднего рода 2-го склонения на -ье в предложном падеже надо писать "е": в платье, в ущелье.
2. Имена и отчества должны быть в одинаковых падежных формах, а их окончания в родительном, дательном и предложном падежах пишутся согласно правилам: Род падеж.– oт Марии Семёновны, от Клары Васильевны: Дат. падеж – к Марие Семёновне, к Кларе Васильевне; Предл.падеж – о Марии Семёновне, о Кларе Васильевне, об Денисе Сергеевиче; о Борисе Михайловиче.

Правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения – фамилий и названий населённых пунктов:

В творительном падеже русские фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ым";
Знаком с Чапаевым, с Петровым.
в творительном падеже нерусские по происхождению фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ом";
Знаком с Чаплином, с Бюловом.
в творительном падеже названия населённых пунктов на -ын (ин-), -ыно (-ино), -ов (-ев, -ёв), -ово (-ево, -ёво) имеют окончания -ом.
Родился под Бородином, под Усачевом.

Правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных :
Нужно запомнить 10 существительных на мя:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя

Разносклоняемые существительные на -мя в косвенных падежах имеют суффикс -ен-.
Нет темени, об знамени, нет вымени, в семени.
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя – нет семян, нет стремян; но в других формах этих существительных используется суффикс -ен-.
Например: нет времени, в семени, в семенах; нет имени, в имени, в именах

Буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
Под ударением после шипящих и ц пишется "о", без ударения пишется "е" в следующих падежных окончаниях:
1) -ой, -ей: межой, но рогожей; лапшой, но кашей; овцой, но курицей.
2) -ом, -ем: плащом, но товарищем; кольцом, но пальцем.

Буква ь на конце существительных после шипящих.
В именительном (и сходном винительном) падеже единственного числа у имён существительных 3-го склонения после шипящих пишется буква ь: рожь, сушь, вещь, ночь. Буква ь в этом случае не обозначает мягкости, а является лишь знаком формы слова (женского рода единственного числа именительного или винительного падежа 3-го склонения). У имён существительных мужского рода 2-го склонения в тех же падежах буква ь не пишется: нож, ковш, плащ, мяч.

Примечания .
1. В родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: Решили несколько задач. Камень сбросили с плеч.
2. Фамилии, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без буквы ь на конце и тогда, когда они относятся к женщинам: Иван Волкович – Елена Волкович.

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс)

Цель урока:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Предметные результаты:

1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять имена существительные в творительном падеже.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

ХОД УРОКА

    Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?

– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой

( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)

- Сегодня на уроке мы будем добывать знания, исследовать объекты русского языка.

2. Минутка чистописания .

А начнём урок с минуты красивого письма.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

– О чем говорится в загадке?

(Зима. Удивительно красивое время года)

Охарактеризуйте звуки.

Зима, зимушка, зимовье, мороз.

– Какое слово можно назвать «лишним»?

– Почему?

Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочное слово.

Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?

Прочитайте слова, записанные на доске. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие?

Что Вы знаете об Имени Существительном?

3. Словарная работа. .- Наш корабль подходит к о. Склонения.

Записать слова и определить склонение (на компьютере)

Библиотека, вагон, декабрь, квартира, молоко, хозяйство, посуда.

Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

(чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)

4.Постановка цели и задач урока.

Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке?

Назовите их по порядку.

Игра «Узнай падеж»

– Я называю вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны определить падеж.

1) кому? (Д. п.)

2) на, за, под, через, про, в. (В. п.)

3) нет. (Р. п.)

4) «щедрый» падеж. (Д. п.)

5) без предлога не употребляется. (П. п.)

6) подлежащее. (И. п.)

7) кого? (В. п., Р. п.)

8) два предлога. (Д. п.)

9) что? (И. п., В. п.)

– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

Вспомните алгоритм написания безударных окончаний существительных.

– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные окончания. (Р.п.; Д.п; В.п.)

- Игра « Заселяем домики»

К реке, от деревни, для сестры, из нефти, по площади, к подруге, в ручей, за ногу, про лисицу, над городом, по улице, без медали, от сирени, к озеру, за дорогу, через реку, по яблоне, у дома.

– А какое слово мы не смогли записать в столбики?

– Почему?

У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного. Что мы сегодня узнаем о Т.п. (Вопросы, предлоги, окончания.)

5. Работа над новым материалом.

– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.

Записать слова, поставить его в Т.п, выделить окончание, определить склонение.

Береза, вишня, ученик, сердце, смелость

Вывод: Какие окончания имеют существительные в Т.п.? (карточка)

Дети с улыбкой наблюдали за обезьянкой.

Разберите предложение по членам и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

6.Физминутка.

Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.

И.п. Кого? Что? И. п. Кто? Что?

Д. п. Кому? Чему? В. п. Кого? Чего?

В. п. Кого? Что? Т. п. Кем? Чем?

Р. п. Кем Чем? В. п. В ком? В чём?

П. п. О ком? О чём? Р. п. Кого? Чего?

Т. п. Кого? Чего? Д. п. Кому? Чему?

6. Первичное закрепление . (1 у доски)

Выпишите существительные в Т.п., выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…

7.Работа по учебнику. (с.109)

Упр.209. с.109

8. Определите падеж существительных и запишите только буквы падежей.

Растет под березой, убежал от лисы, прочитал про слона, сидели у реки, шли по городу, шагать с песней, смотрел на крокодила, жить без друга, сидит с газетой, лететь над деревней, приехал к сестре, стать писателем.

Взаимопроверка по таблице.

8. Итог урока.

Пора подвести итоги нашей работы.

– Что вы нового и интересного узнали на уроке?

9.Рефлексия.

«!» – молодец, все делаю правильно;

«+» – хорошо, допускаю незначительные ошибки;

«?» – нужна помощь учителя

Выставление оценок

10. Д/з. Упр.213, правило с.108

Тема : Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Цели урока: 1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён сцуществительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные : установление связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

Что такое антонимы?

К словам подберите антонимы.

плохой- Слайд 1

трусливый-

толстый-

горячий-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова.

– Назовите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)

Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

Какие вопросы у вас возникли?

Какой падеж взял себе такой псевдоним?

Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа,творить.

По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

Что такое синонимы?

Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч… Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

Что мы уже знаем о творительном падеже?

Назовите вопросы существительных в Т.п . (кем? чем? где? куда?) -

Предлоги Т.п . (с, за, под, над, между)

Каким членом предложения является? (второстепенным)

Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.

Послушайте сказку Слайд 6

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».

Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой» . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

Сливой медведем елью

Умницей ужом осенью

Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ой -ом -ю

Ей -ем

3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)

Вставим окончания в словосочетания.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло туч ей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветр ом (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под ель ю (Т.п. 3 скл.)

4)Физминутка.

Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье

5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 8

Пришла (с чем?) с (метель) Слайд
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

6)Упр.221 стр.118(самостоятельно)

8. Рефлексия.

Слайд 9

Какую задачу мы ставили перед собой?

Что же мы узнали на уроке?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.

10. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения, упр. 213

Дифференцированная работа (по карточкам)

1.Карточка (уровень повышенной сложности)

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).

2.Карточка (базовый уровень)

Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Чертеж...м, снег...м, пляж..м, сугроб...м, грач...м, страниц…й, медвед…м, мороз...м, пловц...м, гостинц...м.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

плохой- трусливый- толстый- горячий-

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Закрыло туч… Тянуло ветр … Спрятался под ель…

Безударные окончания имён существительных в творительном падеже. Тема урока:

слон ом уж ом зебр ой медвед ем умниц ей смелость ю слив ой ель ю осень ю 1 скл. 2 скл. 3 скл. 3 скл. -ю 2 скл. -ом -ем 1 скл. -ой -ей

ей ом ю Закрыло туч… Тянуло ветр… Спрятался под ель…

ю ом ом ом ом ой ей Пришла с метель… занесло снег… украсила серебр… укрыла ковр… летел над лес… любовались снежинк… играть с Тан… и Саш… ей

Я узнал (а), что … Мне понравилось на уроке…