Быть знаменитым некрасиво анализ по плану. Анализ стихотворения Пастернака Б.Л. «Быть знаменитым некрасиво. «Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.




Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,

Другие по живому следу

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения. Основа этого цикла размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад». Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.

Окружающая жизнь для художника - не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект - идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.

Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений - в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или - достаточно непривычно - приобрел тает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.

Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех

и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно - его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества - самоотдача». На первом месте для Пастернака - высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения - все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, - субъективный момент в стихотворении очевиден, - оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы - утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.

Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.

У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.

Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то чточ#зключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги - не значит поставить точку. Последняя книга лирики - не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее -нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Окружающая жизнь для художника — не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект — идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.
Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений — в стихотворении . Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или — достаточно непривычно — приобретает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.
Поздний академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира , неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.
Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества — самоотдача». На первом месте для Пастернака — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения — все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, — субъективный момент в стихотворении очевиден, — оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы — утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.
Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.
У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.
Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то что заключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги — не значит поставить точку. Последняя книга лирики — не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее — нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» Подготовила Проскурякова Е.Д. МБОУ СОШ № 13

2 слайд

Описание слайда:

«Быть знаменитым некрасиво...» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

3 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» (1956) появилось в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути. Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами.

4 слайд

Описание слайда:

Место данного стихотворения в творчестве поэта Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» вошло в сборник «Когда разгуляется» (1956-1959). Б.Пастернак адресовал его коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что это он адресовал лично им. Стихотворение - напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

5 слайд

Описание слайда:

Тема, идея, основная мысль Основные темы – назначение поэта и поэзии; осознание поэтом своей роли и сути на земле. Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива. Над рукописями трястись. * Идея - поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле, так как людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Основная мысль - поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

6 слайд

Описание слайда:

Сюжет Стихотворение не имеет внешнего сюжета - лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара …оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

7 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В первых двух строфах Пастернак выводит формулы, аккумулирующие взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Автор рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился.

8 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

9 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях». В пятой - призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

10 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В шестой строфе Пастернак пишет о необходимости не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. В седьмой строфе автор учит сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.

11 слайд

Описание слайда:

Лирический герой стихотворения Лирический герой не мечется, не теряется в догадках. Он напряжён, но спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

12 слайд

Описание слайда:

Ведущее переживание, отразившееся в поэтическом произведении Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания. Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.