Череп защищает. Возрастные особенности формирования черепа. Как и кем используется символика черепа

Как и кем используется символика черепа

Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые не похожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо… и многие другие группы используют череп в своей символике. В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами – мотогонщиками. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой - реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону. В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«помни, что ты смертный». Воины древнего Рима наносили изображение черепа на одежду, а так же использовали в различных нательных аксессуарах. В наше время символ черепа активно используется в военной атрибутике воинами- наемниками во время различных конфликтов. Этот символ «украшает» современные неонацистские организации.

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: "Не влезай! Убьет!".

Последние десять лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды и украшений. Образ черепа не только обслуживает представителей субкультур, но и считается приемлемым для людей с традиционным типом мышления. Активно используется Александром, Alexander McQueen, Полем Готье, ..

Символический смысл черепа

Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы. Череп это символом смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению еще в самых древних культурах символизировали жизненную силу. Череп-эмблема смертности человека. Но череп всегда рассматривался как вместилище души и считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях. По этой причине череп человека наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. По этой же причине он активно используется военизированными и экстремальными группами людей. Если деятельность личности не предполагает активность, то символизм черепа сводиться к « размышлениям и философствованиям». С таким смыслом он используется в христианстве и в субкультуре готов, обозначая отшельников и обособление от социума.

Культ черепа

мифы, мистика, религия, традиции.

Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем душ и. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого. Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». Сходные обряды производились и над черепами умерших родственников. У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских и христианских отшельников, знак их отречения от мира на пути к спасению. Также череп может быть мерилом развития (продвинутости) личности у тибетский божеств. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.

Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.

Жак де Моле (магистр Тамплиеров) был сожжен по приговору суда инквизиции 18 марта 1314 г., предав проклятию короля и папу. Люди слышали, как Великий магистр прокричал: «Климент! Греховный судья и бессердечный палач! Я говорю: через сорок дней тебя настигнет кара господня!». Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами в Америку

Череп магистра, помимо других мистических свойств, обладал силой проклятия. Де Моле проклял главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Жаку де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786 году Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.

В среде майя практиковался так называемый «культ черепов »: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. При раскопках в одной из деревень племени археологи обнаружили забор из человеческих черепов. Во время завоевания Мексики спутники испанского конкистадора Эрнана Кортеса обнаружили хранилище ацтекского храма, где были складированы несколько тысяч черепов.
В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место . Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.

По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья. Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Позже череп использовался как священный кубок в различных ритуалах. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага. Головы менее знатных врагов прибивались на жилищах, как это делают охотники с головами убитых животных. Между тем черепа проявивших в бою воинскую доблесть вываривались в масле и бережно хранились в сундуках. Культ черепа играл заметную роль и в воинских обрядах скифских племен: они пили кровь первого убитого врага, предъявляли головы врагов королю при требовании своей доли добычи, использовали скальпы как платки, шили из них юбки и украшали черепа. В основе этих, на первый взгляд, варварских обычаев лежит представление о том, что голова являет собой божественный бессмертный дар. Именно в ней были заложены данные человеку способности и смысл его жизни, которые победитель хотел перенести на себя для защиты и противодействия несчастью.

Как известно, со своими личными врагами скифы долго не церемонились. Если скиф совершал убийство, иногда даже своего соседа или родственника, он распиливал его череп. Верхняя часть черепа тщательно вычищалась и вымывалась, после чего из нее делалась чаша для питья. Для этого половинку черепа обтягивали сыромятной кожей, а богатые скифы украшали сверху ее золотыми или серебряными пластинами. В праздничные дни такие чаши вынимались из хранилищ и выставлялись перед гостями, чтобы напомнить им, что у хозяина было множество врагов, но всех их ему удалось одолеть. Тем самым он предупреждал своих гостей, что с ним лучше не ссориться. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него».

В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом, свидетельствует об их размышлениях о смерти. С черепом изображаются св. Магдалина, св. Франциск Ассизский.

В православии по преданию, прах Адама находился на Голгофе – где произошло распятие Христа, его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество – даруя возможность спасения. Символическое значение черепа с костями в православии – это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости – адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.

Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.


В живописи

В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» . Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи , аллегорический натюрморт , композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рядом с черепом часто изображали… еду. Фрукты, овощи, мясо, другие скоропортящиеся продукты. Вместе эти предметы должны были напоминать зрителю о быстротечности жизни. «Спешите творить добро, – говорят нам авторы таких натюрмортов, – ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.

Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.

В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.

Череп среди войн и противостояний.

Синонимы: Адамова голова= Мертвая голова =Totenkopf =Веселый Рождер

В дополнение к черному цвет обязательны: кости, сабли, молнии...

Пираты

Возникновение черного пиратского флага Примерно в середине XVI века достаточно логично. Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции , желтый – символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.

Общеизвестное название пиратского флага – «Веселый Роджер» (Jolly Rodger), возможно от английского слова roger - «мошенник-бродяга» или в некоторых контекстах - сам дьявол. Ведь одно из шутливых прозвищ Сатаны - Old Roger, Старина Роджер.


Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью - рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича - скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу - красный скелет. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы! Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право.

Элемент военной формы

Чаше всего череп упоминается в военное время.


Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. На похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма, рыцарский зал его дворца был задрапирован полотнищами с вышитым серебряной нитью черепами без нижней челюсти и скрещенными костями, а затем в память об усопшем были сформированы два полка лейб-гусар, носивших эту же эмблему.

В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» - «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках.


Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Сегодня в современных армиях практически полностью утрачена традиция использования символики смерти - черепа («мертвой (адамовой) головы»). Примеры ее употребления в некоторых частях специального назначения чаще всего сводятся к маргинальному эпатажу на уровне декоративного украшения обмундирования. Связь с подлинным сакральным значением, которое нес в себе череп в качестве воинского символа еще в ХХ веке, на сегодняшний день не прослеживается

Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США

Германская армия-«Тотенкопф»

Впервые Череп-как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» - «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.

В память об умершем монархе были сформированы регулярные 1-й и 2-й полки королевских лейб-гусар, носившие черную униформу (чикчиры, доломан и ментик), черный кивер (Flugelmuetze) с выполненной в прусской манере серебряной эмблемой - черепом со скрещенными костями. По всей видимости, в данном случае «Черные мертвоголовые гусары» («Shwarze Totenkopfhusaren») не просто желали отличиться и выделить свою часть из ряда других.

Череп и кости в этих двух гусарских полках, несмотря на все реорганизации прусской, а затем и германской армий использовались не только до 1918 года, но и были унаследованы армиями Веймарской республики и Третьего рейха.


В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. В 1916 году символ смерти был присвоен огнеметчикам лично наследным принцем в качестве высшего знака доблести, который «будет постоянно стимулировать дальнейшее повышение боевого духа, презирающего смерть». «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана. После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии - фрайкоров, сражавшихся против немецких большевиков (спартаковцев), что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».

Русская армия-«Адамова голова»

В русской культуре происхождение символа черепа, имеет христианские корни. Традиционно используется череп с перекрещенными костями и имеет название «Адамова голова».

В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами.

Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в. В 1907 году в Российской Императорской Армии были восстановлены виды кавалерии и исторические названия полков. Также была введена традиционная униформа. 5 марта 1914 года, вместо герба на шапке было приказано носить «Мёртвую Голову». С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на законных основаниях.

Задолго до Февральской революции началось разложение армии России. Военные неудачи 1915 г. и усиливавшееся недовольство населения продолжавшейся войной привели к массовому дезертирству. Нарастало неповиновение приказам, иногда доходившее до мятежей
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта по ходатайству Брусилова принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, разлагавшиеся красными агитаторами и тем самым удержать фронт от распада. В дальнейшем эти «добровольческие части» стали основой Белой Добровольческой Армии.
Первоначально добровольческие формирования не только не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» - изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Эту же эмблему стали изображать на знамёнах этих частей. Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.

В то же время на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»). Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу.

1. Напиши, какие органы защищены разными частями скелета.

Череп защищает головной мозг
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие
Тазовый пояс защищает органы выделения, кишечник
Позвоночник защищает спинной мозг

2. Расположи названия разных частей скелета (череп, голень, позвоночник, стопа, бедро) в таком порядке, в каком верхняя часть опирается на нижнюю.

3. Раскрась рисунки школьников, поступающих разумно. Сделай подписи в виде советов.

За столом сиди прямо, не горбись! По утрам не забывай делать зарядку! Двигайся!

4. Объясни работу мышц в локтевом суставе. Напиши, где работают мышцы-сгибатели, а где - разгибатели

5. Зачеркни рисунки, на которых ребята поступают неправильно. Напиши разумные советы.

Разумные советы: На бегу не забывай смотреть под ноги . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся перетерпеть а срочно обращайся к врачу .

6. Поработайте в паре. Один пусть подпишет, где изображена ходьба, а где бег. Второй пусть допишет фразы и определит, чем они различаются.

При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой стоит на земле , а при беге есть моменты, когда человек не соприкасается с землёй .

7. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? (Вставь нужные слова.)

Мышцы спины и ног развиты лучше , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном (прямом) положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине .

Череп представляет собой костный каркас, состоящий из 23 костей и защищающий головной мозг от повреждений. Череп имеет 8 парных и 7 непарных костей.

Череп человека относится к костной системе и опорно-двигательному аппарату. Череп подразделяется на два основных отдела – лицевой и мозговой. Отделы черепа человека выполняют определенную роль и оказывают влияние на весь организм.

Лицевой отдел черепа человека состоит из парных (верхняя челюсть, носовая кость, нижняя носовая раковина, небная кость, скуловая и слезная кости) и непарных (решетчатая кость, сошник, нижняя челюсть, подъязычная кость) костей. Лицевой отдел черепа оказывает влияние на органы чувств, дыхания и пищеварения.

Непарные кости имеют области, заполненные воздухом, которые соединяются с носовой полостью. Воздушные области позволяют черепу быть прочным, а также они обеспечивают тепловую изоляцию для органов чувств. К воздушным полостям относятся клиновидная, решетчатая, лобная, парная, височная кости и верхняя челюсть.

Особую роль выполняет дугообразная подъязычная кость, которая располагается между гортанью и нижней челюстью, а также соединяется с костями черепа с помощью связок и мышц. Эта кость образует тело и парные рога, от которых отходят шиловидные отростки височных костей. Соединения между костями являются фиброзными.

Верхние кости черепа человека плоские и состоят из пластинок с костным веществом, а в ячейках костного вещества находится костный мозг и кровеносные сосуды. Некоторые кости черепа человека имеют неровности, которые соответствуют извилинам и бороздам головного мозга.

Мозговой отдел черепа человека состоит из непарных (затылочная, клиновидная и лобная) и парных (теменная и височная) костей. Мозговой отдел, который имеет объем около 1500 см³, является защитным костным каркасом для головного мозга. Этот отдел располагается над лицевым отделом.

Воздухоносная лобная кость состоит из двух чешуй и носовой части. В лобной кости формируется лоб и лобные бугры, которые образуют стенки глазниц, полость носа, височные ямки и части передней ямки. Теменная кость формирует своды черепа, а также в ней находится теменной бугор. Затылочная кость образует основание черепа, свод и черепную ямку, которая состоит из 4 частей, располагающихся в затылочных отверстиях. Воздухоносная клиновидная кость состоит из тела, которое имеет гипофизную ямку с гипофизом.

Сложной парной костью является воздухоносная височная кость, которая формирует свод черепа и вмещает органы слуха. Воздухоносная височная кость образует пирамиду, в которой помещена барабанная полость и внутреннее ухо.

Кости черепа человека соединены между собой швами. На лицевом отделе кости прилегают с помощью плоских и ровных швов, а соединяет швы чешуя височной и теменной костей, образуя шов чешуйчатого типа. Теменная и лобная кость соединяются с помощью венечного шва, а две теменные кости соединены сагиттальным швом. На месте соединения сагиттального и венечного швов у детей есть большой родничок, то есть соединительная ткань, которая еще не стала костной. Затылочная и теменная кости соединяются лямбдовидным швом, а на пересечении лямбдовидного и сагиттального швов образуется малый родничок.

Возрастные особенности формирования черепа

Главную роль в формировании черепа человека играет головной мозг, органы чувств и жевательные мышцы. В процессе взросления строение черепа человека изменяется.

У новорожденного кости черепа заполнены соединительной тканью. Обычно у младенцев образуется шесть родничков, которые закрываются соединительными пластинами – клиновидного и сосцевидного типа. Череп новорожденного эластичен и его форма может изменяться, поэтому плод проходит через родовые пути без повреждений головного мозга. Переход соединительной ткани в костную ткань происходит в 2-х летнем возрасте, когда роднички полностью закрываются.

Строение черепа человека взрослого и ребенка различное. Развитие черепа проходит в несколько основных этапов:

  • От рождения до 7 лет – это этап равномерного и энергичного роста. В период с одного года до трех лет активно формируется задняя часть черепа. К трем годам с появлением молочных зубов и развитием жевательной функции у ребенка формируется лицевой череп и его основание. К концу первого периода череп приобретает длину, которая аналогична длине взрослого человека.
  • С 7 до 13 лет – это период медленного роста свода черепа. К 13 годам полость свода черепа достигает 1300 см³.
  • После 14 лет до зрелого возраста – это период активного роста лобного и лицевого отделов головного мозга. В этот период усиленно проявляются половые различия. У мальчиков череп вытягивается в длину, а у девочек сохраняется его округлость. Общая вместимость черепа 1500 см³ у мужчин и 1340 см³ у женщин. Мужской череп в этот период приобретает выраженную рельефность, а у женщин он остается более сглаженным.
  • Пожилой возраст – это период изменения черепа, связанный со старением организма, выпадением зубов, уменьшением жевательной функции и изменением жевательных мышц. Если у человека в этот период выпали зубы, то челюсть перестает быть массивной, уменьшается эластичность и прочность черепа.

Функции черепа

Череп человека, как сложный костный орган, выполняет несколько основных функций:

Служит костным каркасом для головного мозга и органов чувств, а его костные образования являются защитными ячейками для носовых ходов и глазниц;

Кости черепа соединяют мимические мышцы, мышцы шеи и жевательные мышцы;

Участвует в процессе речи, а челюсти и воздухоносные пазухи предназначены для образования звуков;

Играет важную роль в пищеварительной системе, в частности, челюсть предназначена для осуществления жевательной функции и ограничения ротовой полости.

Травмы черепа и их лечение

Травмы черепа могут привести к серьезным нарушениям функционирования организма человека – параличу, психическим расстройствам, нарушениям речи и памяти. К основным травмам черепа относятся: перелом свода закрытого и открытого типа, перелом основания черепа, черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга.

Перелом свода черепа проявляется в виде гематомы волосяной части головы человека, нарушениях сознания, потери памяти и нарушении дыхания. Человека, получившего данную травму, следует уложить на ровную поверхность и на голову наложить повязку. При бессознательном состоянии пациента необходимо положить спиной на носилки в позиции полуоборота, а под одну сторону туловища подложить подушку или валик. При нарушениях дыхания проводится искусственное дыхание, затем пострадавшего доставляют в медицинское учреждение для проведения медицинского обследования.

Перелом основания черепа может проявляться в виде кровотечений из носа и ушей, головокружений и головной боли, потери сознания. При повреждении основания черепа пострадавшему следует освободить дыхательные пути и ротовую полость от спинномозговой жидкости и крови, а при нарушениях дыхания провести искусственное дыхание.

Сотрясение головного мозга проявляется при черепно-мозговой травме. Симптомами являются потеря сознания, головокружение и головная боль, тошнота, рвота, учащение пульса, бледность лица, слабость. При серьезном ушибе головного мозга человек может потерять сознание на несколько часов. В тяжелых случаях нарушается функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пострадавшему следует немедленно сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, а на поверхность раны наложить повязку, затем больного госпитализировать.

При наличии внутричерепных образований проводится трепанация черепа.

Трепанация черепа представляет собой хирургическую операцию с образованием отверстия в кости черепа. Целью трепанации черепа является достижение травмированной области, в которой есть гематома или иные злокачественные образования.

Существует несколько способов трепанации черепа – декомпрессионный с резекцией височной кости и вскрытием мозговой оболочки (при дислокации костного мозга); костнопластический с выкраиванием нескольких мягких тканей и кости; резекционный с удалением части кости черепа (для декомпрессии и хирургической обработки мозговых ран).

Нейрокраниум окружает головной мозг и защищает важнейшие органы чувств. Спереди назад в нем выделяют следующие отделы: обонятельный, глазничный, слуховой и затылочный (рис. 262). Висцеральный череп своими дугами охватывает ротовую полость и глотку. Эти дуги наиболее четко представлены в хрящевом черепе акулы (рис. 262).
Правда, у акул нет предчелюстной висцеральной дуги, следы существования которой заметны у других позвоночных. Губные хрящи у них (рис. 262) не относят к настоящим дугам; они лишь поддерживают верхний край рта. Так как висцеральный череп четко сегментирован, возникает вопрос, существовала ли исходная сегментация и у нейрокра- ниума. Согласно позвоночной теории, выдвинутой впервые И. В. Гете (1749-1832) и Л. Океном (1779-1857), черепная коробка является выростом позвоночника и должна быть соответственно сегментирована. Эти представления, правда, оказались в какой-то степени справедливы только для самой задней, затылочной, ее части. Впрочем, мы должны быть благодарны великому Гете за сам термин «морфология». Они с

Рис. 262. Схема хрящевого черепа акулы. Отделы нейрокраниума: обонятельный (1), глазничный (2), слуховой (4), затылочный (5); 3-отверстие для зрительного нерва; 6-первый позвонок. Висцеральный череп: 8-губные хрящи; челюстная дуга из нёбноквадратного (9) и меккелева (10) хрящей, между ними-первичный челюстной сустав; подъязычная дуга из гиомандибулярного хряща (11) н гиоида (12); I - V жаберные дуги; (7)-(5)-жаберные щели; 7-брызгальце; 13-соединительный хрящ (копула)

Океном указали также независимо друг от друга на наличие межчелюстной кости в черепе человека.
У костистых рыб и четвероногих хрящевой эмбриональный череп преобразуется в костный за счет развития замещающах и покровных костей. -Названия отдельных элементов сложной структуры последнего даны на рис. 262-264. В области нёбноквадратного хряща образуются покровные пред- или межчелюстная и верхнечелюстная кости с зубами. Суставная головка верхней челюсти развивается из замещающей квадратной кости. В эмбриональной нижней челюсти формируются обычно три кости, из которых сочленовная кость образует с квадратной первичный челюстной сустав. Независимо от хрящевой закладки возникают крупные покровные кости крыши черепа и элементы твердого нёба: сошник, нёбные и крыловидные кости (рис. 264). Последние располагаются между основанием черепа и верхней челюстью Ч
Между челюстной дугой и следующей за ней гиоидной, или подъязычной, дугой лежит первая из глоточных щелей, открывающаяся у акул и скатов наружу в виде брызгальца (рис. 262). У костных рыб она исчезает.
11 Квадратная, крыловидная и нёбная кости образуются в области нёбно- квадратного хряща (первичной верхней челюсти), тогда как предчелюстная н верхнечелюстная (вторичная верхняя челюсть) относятся, по-видимому, к предчелюстной дуге. Правда, по представлениям Стеншё, передняя часть нёбноквадратного хряща и будет остатком предчелюстной дуги. Кстати, зубы у низших четвероногих присутствуют на сошнике, нёбных н крыловидных костях.-Прим. перев.


Рис. 264. Схема черепа млекопитающего: Л-вид сбоку; б"-вид снизу. 38-вторичные хоаны. Замещающие кости и остатки хрящевого зачаточного черепа показаны темным, покровные кости-светлым. Замещающие кости нейрокраниума: решетчатая (5), глазо-, крыло-11, передне- и основная клиновидные (7, 9, 29, 30), каменистая (14), верхне-, боковая и основная затылочная кости (12, 13, 15). Остатки хрящевого черепа: носовая перегородка (3). Покровные кости нейрокраниума: носовая (4), слезная (6), лобная (8), теменная (10), межтеменная (11) , чешуйчатая (35), сошник (2). Висцеральный череп: нёбноквадратный хрящ полностью редуцируется, и на его месте (показано штриховой линией) находятся покровные иебная (31) и крыловидная (32) кости; квадратная кость = наковальня (17). Меккелев хрящ также редуцируется; сочленовная кость = молоточек (36); зубная (34) образует вторичный челюстиый сустав с чешуйчатой. Межчелюстная (1) и верхнечелюстная (28) образуют верхнюю челюсть, которая скуловой костью (33) связана с чешуйчатой. Из элементов подъязычной дуги образуются стремя = столбик = гиомандибулярная кость (16) и передние рожки подъязычной кости (37). Первая пара жаберных дуг (I) образует задние рожки подъязычной кости, прирастающие вместе с передними рожками к телу этой кости (23). Вторая пара жаберных дуг (II) образует переднюю часть щитовидного хряща (22) гортани, третья (Ш)-заднюю часть этого хряща и черпаловидный хрящ (19) гортани, а четвертая (IV)-перстневидный хрящ (21) гортани; 20 - хрящевые кольца трахеи. Барабанная кость (18) защищает наружный слуховой проход, образуя также раму, на которой натянута барабанная перепонка; 24-коренные; 25 - предкоренные; 26-клыки; 27- резиы




а у четвероногих становится полостью среднего уха и евстахиевой трубой, закрываясь снаружи барабанной перепонкой (рис. 265).
Жаберные дуги, следующие за гиоидной у рыб и личинок амфибий, несут органы водного дыхания -жабры. Этих дуг у хрящевых рыб 5-7 (рис. 252, 262), у современных костных рыб 4, а у личинок амфибий 3. Между ними находятся жаберные щели. Вентрально пары дуг связаны непарными копулами. У четвероногих нижняя часть гиоидной дуги и остатки жаберных превратились в подъязычный аппарат и хрящи гортани (рис. 264).
Удивительные преобразования привели к возникновению слуховых косточек среднего уха наземных позвоночных. Сначала гиомандибулярный элемент рыб сдвигается в барабанную полость, где становится единственной слуховой косточкой амфибий и зауропсид, палочковидным столбиком (рис. 263, 265), приобретающим у млекопитающих своеобразную форму (стремя, рис. 264). Кроме того, у последних закладки квадратной и сочленовной костей смещаются в среднее ухо, образуя здесь наковальню и молоточек (рис. 154,А). Барабанная кость, на которой натянута барабанная перепонка, вероятно, гомологична угловой. Такое перемещение квадратной и сочленовной костей (т.е. редукция первичного челюстного сустава) привело к формированию у млекопитающих вторичного челюстного суставаПо вымершим зверообразным рептилиям можно проследить отдельные стадии этого процесса.

Новый сустав образовался между чешуйчатой костью нейрокраниума и единственной сохранившейся у млекопитающих костью нижней челюсти-зубной. Доказательство гомологии слуховых косточек и элементов висцерального скелета древних рыбообразных предков - блестящее достижение сравнительной анатомии, показывающее, насколько консервативны однажды возникшие в ходе эволюции элементы (с. 469). Новообразования-вещь довольно редкая. Куда чаще прогресс идет за счет изменения уже имеющихся деталей.