Черный ящик. Проект "черный ящик" Задания по информатике на тему черный ящик
Чёрный ящик умеет преобразовывать информацию по какому-то правилу.
В результате изучения работы «черного ящика» получен список соответствующих значений параметров на входе и на выходе.
Определить, что делает система, анализируя результаты ее работы, т.е. по какому принципу значения входных параметров связаны с выходными. Представить эту связь в виде функции.
Пример 1
входная информация |
выходная информация |
Что ответит чёрный ящик, если ему подать на число 12 ?
Ответ : система удваивает значение параметра на входе; у = 2х.
Правило может быть и более сложным.
Пример 2
входная информация |
выходная информация |
Что ответит чёрный ящик, если ему подать на число 9 ?
Ответ : система возводит в квадрат значение параметра на входе, а затем переставляет цифры числа в обратном порядке.
Список некоторых наиболее известных "Черных ящиков":
- По числу вычисляется остаток от деления его на какое-то заданное число.
- Сумма цифр числа.
- Любая формула: квадрат числа, число плюс три и т.д. …
- Можно к числу прибавлять номер хода.
- Три - три, два - три, один - четыре, (число - сколько букв в его записи).
- Номер первой буквы "а" в слове: т.е. бомба - 5, 2 - 3, банан - 2, 1 - не могу (в данном случае так же можно сказать 0)
Задачи для самостоятельного решения
Некий «черный ящик» можно настроить на десять программ преобразования информации. В результате изучения его работы получены протоколы испытаний, описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.
Теоретический тур школьного этапа
по информатике и ИКТ
2015-2016учебный год
5-6-7 классы
- 1.
(5 баллов) Найдите закономерность и продолжите ряд:
- 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6,…
- 2) а, б, в, г, д, е, …
- 3) 1, 2, 4, 8, 16,…
- 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 0, 1, 1,…
- 5) о, д, т, ч, п, ш,…
- 2. (24 балла) Вставьте вместо точек слово из трех букв, которое будет окончанием одного слова и началом другого.
Пример: У(…)ЕСО – У(КОЛ)ЕСО.
СО(. . .)ЬБА ЗА(. . .)ЛЕЦ МОЛ(. . .)ЛИЦА |
НАТ(. . .)ВНЕНИЕ АПО(. . . .)Б |
- 3. (10 баллов) Впишите в скобки слева такое слово чтобы можно было решить эти уравнения.
Б+(ЖИВОТНОЕ)=(ДЕФЕКТ)
АР+(НОТА)=(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)
В+(ИМЯ)=(СВОБОДА)
Н+(ДЕРЕВО)=(ПОЛЕ)
И+(ЗЛАК)=(ЦВЕТОК)
ПА+(КРЕСЛО)=(ПУЛЯ В ГИЛЬЗЕ)
Б+(РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ)=УКРАШЕНИЕ
С+(ЦВЕТОК)=(ПРИЯТНОЕ ВКУСОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ)
З+(КРАСКА ДЛЯ НОГТЕЙ)=(РАСТЕНИЕ С КОЛОСЬЯМИ)
У+(АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ)=(ЗАПУГИВАНИЕ)
- 4. (6 баллов) В этой таблице спрятаны обрывки записок
- Зайца (А2, Г6, Г1, А6, В3, Б1, Г4, Б4);
- Волка (А3, Г2, Б3, Г5, Б2, Б6, В2, В6);
- и записки для тебя (В5, А1, Г3, А4, В1).
Восстанови эти записки (не забудь разделить текст на слова).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А |
Мол |
Гла |
Оди |
ц.У |
яжа |
яза |
Б |
шо |
яцх |
оги. |
юут |
адв |
|
В |
РА! |
алу |
йца |
цаф |
Ты — |
чше. |
Г |
едл |
нза |
оде |
гон |
оро |
вно |
- 5. (5 баллов) Используя шифр, найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
- 1) 6 8 7 4 10 8
А |
В |
Г |
И |
Л |
М |
Н |
О |
Р |
Т |
Я |
- 2) 1 2 10 8 9 1 5 5ШИФР
- 3) 7 1 2 4 3 1 10 8 9
- 4) 1 9 4 11
- 5) 1 5 5 4 3 1 10 8 9
6. (5 баллов) Определи пословицу . Циферблат – ключ:
12, 6, 1, 9 |
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2 |
7, 9, 5, 8, 11, 4 |
- 7. (5 баллов) Определите принцип преобразования информации в «черном ящике».
Вход |
Выход |
Ответ |
|
Пример: УТРО |
З |
Утром – завтрак (З) Ответ: О |
|
ЗЕМЛЯ |
Ж |
||
ВЕНА |
Г |
||
ЗИМА |
Д |
||
ОКРУГА |
1 |
||
КУКЛА |
И |
|
Практический тур школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2015-2016учебный год 5-6-7 классы . |
1. (20 баллов) Робот. Роджер Вилко хочет добыть ключ из лабиринта, в который сам попасть не может, однако может запустить туда маленького робота. Робот знает команды:
- Вверх (передвинуться на одну клетку вверх)
- Вниз (передвинуться на одну клетку вниз)
- Влево (передвинуться на одну клетку влево)
- Вправо (передвинуться на одну клетку вправо)
Команду, которую робот не может выполнить, он просто пропускает и переходит к следующей. У робота ограниченный объем памяти, поэтому Роджер может написать программу, состоящую только из четырех команд. Когда робот доходит до конца своей программы, он начинает ее заново. Когда робот оказывается в клетке, где лежит ключ, выполнение программы немедленно завершается.
Как Роджеру запрограммировать робота так, чтобы он попал из клетки S в клетку F , где лежит ключ?
2. (20 баллов) Водолей. Имеется два пустых сосуда объемом 8 и 5 литров. Используя программную среду Водолей, составь программу получения 4 литров воды в любом из сосудов.
Чёрный ящик -- объект, внутренняя структура которого неизвестна или неважна в рамках решаемой задачи, но о функциях, которого можно судить по его реакциям на внешнее воздействие.
Полное описание функций «черного ящика» называется его каноническим представлением. «Чёрные ящики», характеризуемые одинаковыми каноническими представлениями, считаются эквивалентными.
В отличие от «черного ящика» «белый ящик» -- это объект, внутренняя структура которого нам полностью известна, например, какое-либо созданное нами техническое устройство или компьютерная программа.
Понятие «чёрный ящик» широко используется во многих научных дисциплинах, в первую очередь технических, при изучении и/или описании любых объектов, обладающих относительно устойчивым характером (без учёта развития или изменения самого объекта). Это обусловлено тем, что «чёрный ящик» является наглядной формой представления результата основного процесса человеческого мышления -- абстрагирования, и использование «чёрного ящика» при описании объекта значительно облегчает понимание смысла. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -- 4-е изд. -- М.: Политиздат, 1981. -- 445 с.
Кибернетика, как уже отмечалось выше, занимается, главным образом, исследованием механизмов управления и передачи информации в сложных стохастических системах. Для изучения процесса управления кибернетики используют понятия обратной связи и гомеостаза; для анализа вероятностных характеристик систем они применяют статистическую теорию информации; наконец, исследование комплексности систем они осуществляют с помощью понятия черного ящика. Представляя систему в качестве черного ящика, кибернетики по умолчанию соглашаются с когнитивными ограничениями своего понимания огромного числа возможных состояний, доступных сложной системе в любой момент времени. Однако при этом они признают возможности манипулирования некоторыми входными сигналами и наблюдения некоторых результатов работы системы на выходе. Если выходные сигналы непрерывно сравниваются с конкретными желаемыми величинами, то некоторые реакции системы могут быть определены с точки зрения их влияния на входные сигналы черного ящика с тем, чтобы сохранить систему «в управляемом состоянии».
При моделировании системы в виде черного ящика идентифицируются четыре набора переменных: набор возможных состояний системы (S); набор возмущений, способных повлиять на текущее ее состояние (Р); набор реакций на эти возмущения (R); набор целей, определяющих приемлемые состояния в соответствии с установленными критериями (Т). Считается, что система находится в “управляемом состоянии” если в любой момент времени ее состояние соответствует состоянию из набора Т. С помощью этой модели устанавливается чрезвычайно важный кибернетический принцип: если система находится в управляемом состоянии, то необходимо, чтобы для любого возмущения, стремящегося вывести систему из допустимых состояний, существовала такая ее реакция, которая после своего осуществления приводила бы систему в одно из состояний из совокупности Т. Данный принцип был разработан английским кибернетиком Россом Эшби и получил название «закона необходимого многообразия», обычно формулируемого следующим образом: «только многообразие способно поглотить многообразие». Уильям Росс Эшби, Введение в кибернетику, «Иностранная литература», Москва, 1959
Принцип работы метода «черный ящик»
Черный ящик - понятие кибернетики, с помощью которого пытаются справиться с трудностями при изучении сложных систем. Представление системы в виде черного ящика означает, что при настоящем уровне знаний мы не можем проникнуть вглубь данной системы (или подсистемы) и разобраться, каковы внутренние закономерности, преобразующие ее входы и выходы. Однако мы можем изучать поведение этих входов и выходов, то есть зависимость изменений на выходе от изменений на входе. Многократный учет позволяет открыть закономерность между поведением входов и выходов и предвидеть поведение системы в будущем, а значит, управлять ею. Хотя метод «черного ящика» имеет прогностическое значение, он не позволяет вывести конструктивные рекомендации о том, какие необходимы изменения в системе для того, чтобы она лучше функционировала с позиций достижения целей. Иногда, если известен закон преобразования, связь между входом и выходом можно представить в аналитической форме. Таким образом, «черный ящик» - это объект, который воспринимает входные сигналы и генерирует выходные сигналы, предварительно ассоциируя их с входом по некоторому закону.
Между тем, эти представления абсолютно не соответствуют реальной практике научного поиска. Метод «черного ящика», который прямо противоположен по своей сути принципу, описанному выше, не просто применяется в самый строгих научных дисциплинах, а является одним из ключевых интеллектуальных инструментов познания.
«Черный ящик» - это интеллектуальная конструкция, в которую как раз и помещают абсолютно неизвестные, неизмеримые, не наблюдаемые и никак не фиксируемые явления. Чтобы понять, как работает метод, приведем частный пример.
Представьте себе, что по определенной траектории летит камень, а вы наблюдаете его движение, вы знаете его скорость, вес и прочие характеристики. То есть это как раз твердо установленные факты. Далее на его пути находится ящик с непрозрачными стенками. Сбоку есть отверстие, куда влетает камень, а вы расположены так, что не видите его дальнейший полет внутри ящика. На выходе тоже есть отверстие, из которого камень вылетает, и вы вновь видите его траекторию и отслеживаете все его параметры. Итак, у вас была невидимая часть полета, она вам неизвестна абсолютно. Вы не знаете, что там делали с камнем, отражался ли он от стенок, натыкался ли на какие-то преграды и тому подобное. Но есть видимая часть до входа в ящик и видимая после выхода в ящик.
Так вот, метод «черного ящика» в том и состоит, что ученый, зная видимые, измеримые характеристики, пытается догадаться, что же происходило во время невидимой части полета внутри «черного ящика». Настоящий ученый начинает строить объяснительную модель, хотя с точки зрения принципа, о котором говорилось в начале статьи, такой подход ненаучен. Ведь согласно этому принципу можно рассматривать только видимую часть полета камня, а о том, что было в «черном ящике» вообще говорить нельзя, нет твердо установленных фактов, не о чем и говорить.
Люди, которые так рассуждают, и думают, что уж это то и есть настоящая наука, на самом деле, рассуждают не так, как это действительно принято в науке.
Между тем, никто не видел не то что электрона, а даже атома, однако люди свободно рассуждают и об атомах, и об электронах, и о взаимодействии элементарных частиц.
Причем важную часть этого знания наука получила, именно используя как бы ненаучный, а на самом деле исключительно научный метод «черного ящика», метод, который не просто разрешает оперировать не твердо установленными фактами, а даже позволяет проводить исследования явлений, абсолютно неизвестных, неустановленных, чьи параметры не зафиксированы напрямую.
То есть наукой признается и даже провозглашается важным принципом сама возможность изучать неизвестные явления по косвенным признакам, другим фактам, иным явлениям.
Школьный тур олимпиады школьниковпо информатикеи ИКТ
2014-2015 учебный год
5-6 классы
(5 баллов) Найдите закономерность и продолжите ряд:
1, 2, 3, 4, 5, 6,…
а, б, в, г, д, е, …
1, 2, 4, 8, 16,…
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 0, 1, 1,…
о, д, т, ч, п, ш,…
(10 баллов)
В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному алгоритму.
Полученное слово обозначает:
1) файл, хранящий информацию о системе;
2) способ обработки информации;
3) скорость передачи данных в компьютере;
4) файл, мешающий работе компьютера.
Все люди в этом здании либо поднимаются на четвертый этаж, либо спускаются на первый. Сколько человек будет на четвертом этаже, а сколько на первом?
1) 8 и 7; 2) 7 и 8; 3) 1 и 3; 4) 1 и 0.
(5 баллов) В этой таблице спрятаны обрывки записок
Зайца (А2, Г6, Г1, А6, В3, Б1, Б4);
Волка (А3, Г2, Б3, Г5, Б2, Б6, В2, В6);
и записки для тебя (В5, А1, Г3, А4, В1).
Восстанови эти записки (не забудь разделить текст на слова).
(5 баллов) Используя шифр, найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
1 2 10 8 9 1 5 5 4 ШИФР
7 1 2 4 3 1 10 8 9
1 5 5 4 3 1 10 8 9
6.(5 баллов)Определи пословицу .Циферблат – ключ:
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2 |
7, 9, 5, 8, 11, 4 |
(15 баллов) Определите принцип преобразования информации в «черном ящике».
Вход |
Выход |
Ответ |
|
Пример: УТРО |
Утром
– завтрак (З) Ответ: О |
||
ЗЕМЛЯ |
|||
ВЕНА |
|||
ЗИМА |
|||
ОКРУГА |
|||
КУКЛА |
|||
(5
баллов) Кузнечик может выполнять
команды: |
|||
9.
(15 баллов)
В
сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и
о работнике его Балде» поп выбирал
работника по следующим признакам:
«Нужен мне работник: Повар, Конюх и
Плотник. А где найти мне такого Служителя
не слишком дорогого?» Какое из следующих
пересечений множеств верно отражает
требования попа? |
10.(30 баллов)Робот. Роджер Вилко хочет добыть ключ из лабиринта, в который сам попасть не может, однако может запустить туда маленького робота. Робот знает команды.