Черты национальной политики александра 3 русификация шовинизм. Изменения в крестьянской сфере. Изменения в порядке выборов в земства

краткое содержание других презентаций

«Внутренняя политика Александра 3» - Александр III. Министерство Д.А. Толстого. Университетская контрреформа. Земские начальники. Ликвидация мирового суда. В.П. Мещерский. Земская контрреформа. Контроль над волостным судом. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Игнатьев предложил созвать Земский собор. Отставка Н.П. Игнатьева. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Министерство Н.П. Игнатьева.

«Контрреформы Александра 3» - Портрет. Земская контрреформа. Начало. Национальная и религиозная политика. Задачи. Судебная реформа. Воспитатели. Циркуляр о кухаркиных детях. Реформа в области просвещения. Внутренняя политика Александра III. Судебная контрреформа (1887-1894гг). 1845-1894 – годы правления Александра III. Александр правил вместо умершего брата. Замена крестьянской администрации дворянской. Новые назначения. Отставки.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Выход крестьян из общины. Политика в области образования. Идеология. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Документ. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Смена правительства. Временные правила о печати. Полицейское государство. Александр III. Персоналии. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Внутренняя политика Александра III.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Особенности промышленного развития. Характеристика. Экономический подъем 90-х годов. Н.А.Вышнеградский. Характеристика экономической политики. Н.Х.Бунге. Транссибирская железнодорожная магистраль. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Основные направления экономической политики. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III.

«Александр III и его внутренняя политика» - Крестьянский вопрос. Отставки. Александр правил вместо умершего брата. Контрреформа. Экономика при Александре III. Программа царствования Александра III. Правила по отношению к евреям. Внутренняя политика. Портрет. Временные правила о печати. Правление Александра III. Из Москвы выселили всех евреев. Закон о земских участковых начальниках. Воспитатели. Социальное происхождение народников. Судебная контрреформа.

«Контрреформы Александра III» - Общая протяженность – 9332 км. Транссиб – ж/д, связавшая Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Усиление цензуры. Основные идеи царствования. Завод братьев Мамонтовых. Россия при Александре III. Запрет буддистам (калмыкам и бурятам) строить храмы, отправлять богослужения. 1882 г. – запрет труда детей до 12-летнего возраста. Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки».

При Александре III Российская империя представляла собой 120-миллионное многонациональное государство, в составе которого насчитывалось более 200 наций, народностей и разноплеменных этнических групп. Огромная разница в уровнях развития проживающих в стране народов существенно осложняла проведение национальной политики. 3

Рассматривая политику Александра III нужно учитывать личностные качества царя. Несмотря на то, что Александр III имел 1/64 русской крови, по своему характеру и по душевному складу он был русским человеком. 4 В первую очередь его идентифицировала как русского православная вера. Для Александра Александровича религиозность означала нечто большее, чем подчинение обрядовым требованиям церкви. Он любил церковную службу и молился истово. Религия давала ему эмоциональную связь и спокойным братом, и с матерью. 5

Русскость – это была та черта, которую в первую очередь бросалась в глаза всем, кто встречался с императором. Он был воспитан в православной вере своей матерью, императрицей Марией Александровной. Его учителями и воспитателями были люди, глубоко любившие Россию: историк С.М.Соловьев и филолог Ф.И.Буслаев. Большую роль в формировании его личности сыграл известный юрист К.Победоносцев. Писатель И.Тургенев, написавший после встречи в Париже с цесаревичем Александром Александровичем во французском журнале статью «Александр III», отмечал: «Все, что о нем можно сказать, это то, что он русский и только русский. Он представляет даже замечательный пример влияния среды согласно теории Дарвина: в его жилах течет едва несколько капель русской крови, и, однако, он до того слился с этим народом, что все в нем – язык, привычки, манеры, даже самая физиономия отмечены отличительными чертами расы. Где б его ни увидели, везде бы назвали его родину». 6

Александр III хорошо знал и любил русскую историю, высоко чтил и сохранял русские традиции и обычаи. При нем в Министерстве иностранных дел все делопроизводство и переписка стали вестись на русском языке. 7 Все эти факты говорят о том, что царь был настоящим русским патриотом. Для царя русское означало родное. Сам он всегда разговаривал на русском языке, предпочитал русскую пищу заморским деликатесам. Царь являлся русским националистом. Потом уже в ХХ веке это понятие будет дискредитировано крайними, гипертрофированно-шовинистическими его проявлениями (фашизм, нацизм). Для предыдущего периода ничего предосудительного данное определение не содержало. Становление нации, духовно-нравственное самоопределение ее во всех странах на определенных этапах истории неизбежно приводило к торжеству национальной идеи и национальных лидеров. В России такое время – вторая половина 19 века. 8

Да, существовала и довольно жесткая национальная политика, которую обычно обозначают девизом «Россия для русских» (под понятием русский тогда подразумевали не только этнических русских, но и всех прочих в первую очередь представителей других славянских народов, придерживавшихся православного вероисповедания).

При этом речь не шла о том, чтобы все нерусские должны быть или изгнаны, или насильственно «превращены» в русских. Таких целей никто не ставил и не мог ставить. Суть русификаторства формулировалась совсем иначе: обеспечить приоритеты русскому (православному) элементу, добиться того, чтобы русские и русское стало в империи первым и главным. 9

Признавая националистические настроения Александра III, следует сразу же оговориться, что они никогда не опускались до уровня шовинизма. Никакой травли других народов, преследования их культур и верований, только потому, что они не русские в России по инициативе монарха не велось. 10

При Александре III происходило формирование национально-государственного политического курса, преследовавшего цель защитить национальные, религиозные и культурные интересы и ценности основной православной массы жителей империи, составляющих около 80% населения.

Империя веками являлась многонациональной и таковой должна была остаться. Однако мириться с дискриминацией русских в своем доме – России – царь не мог и не хотел. 11

Таким образом, говоря, о первопричинах прорусской направленности национальной политики Александра III, нужно учитывать личностные характеристики царя. Именно сформированный в юности патриотизм стал основой национально-государственной политики монарха.

    Особенности русификации при Александре III

В 80-е годы XIX века в состав империи входило много этносов, и социальная жизнь каждого из них текла по особым обычаям и законам. Этносы, конечно, взаимодействовали, в большей степени на уровне элит, чем на уровне народов, но не жили единой жизнью, общими мыслями и настроениями, не существовали как единое общество 12 . Поэтому основной задачей политики государства являлось создание единого российского общества, во главе с главным компонентом – русским этносом. Этого можно было достичь при помощи ассимиляция культурных особенностей народов государства. Таким образом, основной мерой национальной политики АлександраIII стала русификация.

До конца XIX в. русификация проводилась, прежде всего, с целью создания более эффективной местной администрации, но в 1880-е гг. намерения центральной власти четко отразили стремление к культурной ассимиляции этнических меньшинств с целью преобразования империи в более однородное, более национальное государство.

Политика русификации не была в империи новостью. Однако прежде она применялась лишь в отношении народов, уличенных или подозреваемых в сепаратистских устремлениях. В завещании, составленном в сентябре 1876 году, Александр II наставлял наследника не забывать, что могущество «нашего отечества... основано на единстве государства, а потому все, что может клониться к потрясению его единства, к отдельному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо».

При Александре III русификация перестала быть наказанием, налагаемым на непокорный край; она приобрела характер систематической политики по отношению ко всем подвластным российскому государю национальностям, даже наиболее ему верным. Само значение «русификации» резко изменилось. «Русский дух» и «русская почва» требовали энергичной защиты от коррозии, которой угрожали им разрушительные «идеи», исходящие от иных наций с иным «культурным типом». Государство-семья не может вмещать в себя подданных чужеродных культурных типов, поскольку эти типы сопряжены с иным общественно-политическим строем. Как писал в 1882 году Катков в «Московских ведомостях», «Россия может иметь только одну государственную нацию». Но «великие реформы» и экономический рывок во второй половине XIX века способствовали социально- экономическому и культурному развитию окраин, то есть иных наций. Критерии «русскости» в царствование Александра III постепенно смещались в направлении чисто политическом. Еще в начале XIX века «русский» значило всего лишь «относящийся к России», а затем, в Николаевскую эпоху «официальной народности», понятие «русский» означало православного верноподданного, при Александре III слово «русский» потеряло связь с культурными и вероисповедными качествами и стало исключительно политической характеристикой. 13

Представитель русского народа в этом политическом смысле не мог быть носителем либеральных или революционных идей и намерений. Лица «несоответственных» убеждений, даже титулованные дворяне, как, например, лидер либералов князь Д.И. Шаховской, на титул «истинно русского» человека претендовать не могли. 14

Таким образом, в государстве появилось отождествление национального и религиозного принципов, которым придавался политический смысл. Консервативная «русская идея» основывалась на признании, что «Россия может иметь одну государственную национальность», но понятие национальности - не этнографический, а скорее политический термин. Призыв сойтись на «действительной, то есть на русской почве», имел в виду объединение под знаменем православия и самодержавия. Понятие «русскости» и в консервативной публицистике, и в переписке консерваторов служит, прежде всего, политической характеристикой.

    Основные мероприятия национальной политики

Русификация, ставшая основой национальной политики императора Александра III, предполагала ряд мероприятий, касавшихся в большей степени российских окраин.

Так как, основополагающим фактором идентификации русскости был религиозный, на территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В Правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.

Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII веке для евреев была введена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 году были изданы «Временные правила», согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых «чертой оседлости», им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 году для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 года был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).

Правительство проводило активную политику по «обрусению» Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 году Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.

Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 году было подтверждено ограничение 1875 года, запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.

В Прибалтике правительство вело «борьбу с германизацией». Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь, в основном, принадлежала «остзейским немцам» - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между «остзейскими немцами» и остальным латышским и эстонским населением. От этого «немецкого» засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 году было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.

В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 году. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 года правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. С этой целью был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах.

Таким образом, мероприятия национальной политики Александра III носили консервативный характер, который был выражен в следовании православным, монархическим и славянофильским традициям.

В обстановке общественно-политического подъема в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. в духовных и светских журналах развернулось оживленное обсуждение вопросов о положении православной церкви в государстве, ее ответственности перед обществом, материальном и нравственном уровне русского духовенства. Были поставлены также вопросы о преодолении бюрократизации в управлении церковью, придании ей большей самостоятельности, о преобразовании приходской жизни, совершенствовании системы духовного образования и даже о введении веротерпимости. Само правительство осознавало настоятельную необходимость разрешения этих назревших проблем, особенно в связи с проводившимися в то время другими реформами.

Разработка и проведение указанных преобразовательных мер были возложены на светское и духовное ведомства центрального управления - Министерство внутренних дел и Святейший синод. Разработка этих мер началась в конце 1861 г., для чего под председательством министра внутренних дел П. А. Валуева был создан специальный комитет. Решено было начать с изменения статуса приходского духовенства. Разработка законодательных актов проходила медленно. Лишь в конце 60-х годов был издан ряд указов, определивших правовой статус приходского духовенства. Отменялось правило наследственной передачи церковных приходских должностей, а также наследование самого духовного звания от отца к детям. Из духовного звания исключались церковные сторожа, пономари, псаломщики и прочие церковнослужители. Детям священников и дьяконов предоставлялись свобода выбора профессии, право поступления на государственную и общественную службу. Тем самым подрывалась сословная кастовость духовенства.

Было увеличено казенное пособие приходским священникам (на 67%), вводились небольшие пенсии находившимся "на покое" (в отставке) священникам и их вдовам. По оставшиеся не у дел церковнослужители не получили никаких пособий.

В 1863 г. начался пересмотр системы подготовки приходских священников, что было связано с изменением их статуса, а это вызвало в свою очередь необходимость проведения реформ духовного образования. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать вместо духовных семинарий в гимназии, а в 1867 г. - в военные училища; одновременно это предоставляло возможность выхода из духовного звания. Вместе с тем по указу 1867 г. детям других сословий, в том числе и податных, разрешалось поступать в духовные учебные заведения, по окончании их получать священническую должность и таким образом переходить в духовное сословие.

Ряд изменений произошел и в церковном управлении. В 1867 г. было отменено деление епархий на три "класса". Епархиальные архиереи получали право без санкции Синода строить церкви, давать разрешение на вступление в монашество, самостоятельно решать вопросы духовного образования в пределах своих епархий. Приходское духовенство получало право избирать благочинных, стоявших во главе мелких церковных округов - благочинии, в которые входило от 10 до 15 приходов. Создавались выборные благочиннические советы, возглавляемые благочинными. Таким образом, низшее звено церковного управления строилось по типу крестьянского общинного и волостного выборного самоуправления, введенного реформой 1861 г. Приходское духовенство для решения местных церковных нужд получило право собираться на съезды трех уровней - благочиннические, училищные (по училищным округам) и епархиальные.

При Александре II прекратились преследования старообрядцев. За легализацию "раскола" выступала либеральная печать, которая считала, что поскольку старообрядцы не нарушают государственных законов, гонения против них противозаконны; более того, приводят к обратным результатам - "ожесточают гонимых", провоцируют конфликты, к тому же они и неэффективны, ибо нельзя против идей, учений, веры действовать грубой силой.

В 1864 г. был учрежден комитет по "раскольническим делам". Выработанные им и утвержденные царем в том же году "Правила" легализовали значительную часть старообрядческих толков и согласий, которым предоставлялось право свободно отправлять свое богослужение, а также выезжать за границу. Были признаны имеющими юридическую силу старообрядческие метрические записи (крещений, венчаний, отпеваний). Старообрядцам дозволялось заниматься иконописанием (для своих нужд), учреждать свои школы грамоты, занимать некоторые общественные (но не государственные) должности. Но эти права не распространялись на считавшиеся "вредными" старообрядческие согласия, не признававшие не только церковную, но и светскую власть.

Легализация значительной части старообрядческих согласий при Александре II позволила выявить более полную картину численности старообрядцев, "отпавших от православия". При Николае I светские и церковные власти полагали, что таковых насчитывалось не более 2 млн, но на деле оказалось, что их было никак не менее 8 млн, а некоторые исследователи "раскола" утверждали, что фактически не признававших официального православия числилось от 12 до 14 млн человек, или примерно 18% русского населения.

Церковные реформы, проведенные при Александре II, несколько оживили деятельность Русской православной церкви, смягчили стеснявшие ее бюрократические оковы. Однако они были неглубокими, так как не затрагивали принципиальных вопросов управления церковью и взаимоотношений ее со светской властью, к тому же они были непоследовательными и незавершенными. Это обусловило их непрочность и фактически отказ от них в последующее царствование.

При Александре III конфессиональную политику определял назначенный еще Александром II в 1880 г. обер-прокурором Синода профессор гражданского права К. П. Победоносцев. На этом посту он находился 25 лет. Победоносцев полагал, что при проведении этого курса православная церковь призвана сыграть огромную, если не решающую, роль. При нем были восстановлены закрытые в 60-70-е годы XIX в. церковные приходы и открыты новые. За время царствования Александра III ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22% увеличилась численность священнослужителей. Опираясь на поддержку светской власти, Победоносцев стремился поднять религиозность русского народа, распространить православие и среди нерусских народов. При нем оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных периодических изданий и увеличились тиражи духовной литературы. Он стимулировал учреждение церковных братств, призванных, особенно в западных губерниях России, укреплять православие.

Победоносцев считал, что церковь, помимо исполнения своих религиозных обязанностей, должна была развивать другие формы деятельности, важные для укрепления ее авторитета в народе. Большое значение он придавал церковной проповеди, внебогослужебным собеседованиям священников со своими прихожанами, устройству при церквах библиотек, организации церковной благотворительности, а также проведению торжеств по случаю различных церковных юбилеев.

Под жесткий контроль было поставлено епархиальное духовенство. "Доверенным" лицам Победоносцев поручил надзор за епископами. Посланные в епархии, эти лица должны были состоять при архиереях и направлять обер-прокурору конфиденциальные донесения об их настроениях и поведении. Проводились частые перемещения архиереев из епархии в епархию; строптивых и неугодных обер-прокурор отправлял в захолустные районы (в Сибирь, на Дальний Восток), что вызывало неприязнь и протесты архиереев против "самодержавства" Победоносцева.

Победоносцев всячески противодействовал духовным контактам интеллигенции с пародом, с церковью. Им были закрыты возникшие в 70-80-х годах XIX в. в Москве и Петербурге Общества любителей духовного просвещения, в которых состояли представители высших столичных кругов и часть профессуры (главным образом духовных академий). Он преследовал известного религиозного философа В. С. Соловьева, писателей Л. Н. Толстого и Н. С. Лескова, с подозрением стал относиться к произведениям своего прежнего друга Ф. М. Достоевского.

В начале 80-х годов XIX в. по инициативе Победоносцева стали усиленно насаждаться церковно-приходские школы. Они находились в непосредственном ведении Синода. Во главе этих школ были поставлены приходские священники, которые являлись и "законоучителями" (преподавателями главного предмета в школе - "Закона Божьего"). В изданных 13 июня 1884 г. "Правилах о церковно-приходских школах" говорилось, что "школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". Сам Победоносцев более откровенно отзывался об истинном предназначении этих школ: "Церковно-приходские школы по самим условиям существующего в них обучения и надзора представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования и потому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения".

Победоносцев придавал церковно-приходским школам решающее значение в деле воспитания народных масс в духе преданности православной церкви и престолу. Он надеялся, что эти школы, как наиболее "дешевые", будут поддержаны и духовенством, и самим народом.

В печати учреждение церковно-приходских школ было встречено неоднозначно. Развернулась полемика об их целесообразности. Против церковно-приходских школ высказывалась либеральная печать, указывая на неподготовленность к учительской деятельности большей части приходского духовенства, на опасность внесения в эти школы традиционных для низших духовных учебных заведений зубрежки и начетничества, а также па то, что церковно-приходская и светская начальная школы вместе существовать не могут, так как построены на "противоположных началах".

В 80-90-х годах XIX в. церковно-приходские школы получили довольно широкое распространение благодаря мерам, принятым правительством. Если ко времени издания "Правил о церковно-приходских школах" их насчитывалось 4,1 тыс. с 98 тыс. учащимися, то к 1900 г. их было уже 42,6 тыс. с 1,6 млн учащимися, и число церковно-приходских школ сравнялась с числом начальных школ Министерства народного просвещения.

Церковно-приходские школы были двух типов - с двухлетним и четырехлетним сроком обучения. В первых обучали молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковнославянской и гражданской печати, четырем правилам арифметики; во вторых к этим предметам добавлялись история церкви и курс гражданской истории страны.

Хотя расширение сети церковно-приходских школ и преследовало откровенно утилитарно-политические цели, тем не менее они сыграли немалую положительную роль для распространения грамотности в народе.

В связи с ростом рабочего движения в 70-90-е годы XIX в. светская власть потребовала от православной церкви оказать содействие в борьбе против влияния на рабочих народнической, а позже и социал-демократической пропаганды. По инициативе Победоносцева и редактора "Московских ведомостей" М. Н. Каткова в начале 80-х годов XIX в. при Исаакиевском соборе в Петербурге было создано специальное общество, в задачу которого входили издание клерикально-монархической литературы и ее бесплатная раздача рабочим.

В многонациональной России православная церковь была "господствующей и первенствующей", однако се влияние не распространялось па десятки миллионов исповедующих католичество, протестантизм, мусульманство, иудаизм, буддизм, а также "отпавших от православия" русских старообрядцев разных толков и сектантов. Не все русские признавали официальное православие, но вместе с тем исповедовали православие и многие нерусские народы (украинцы, белорусы, молдаване, ряд народов Поволжья, Урала, Сибири, принявших крещение).

Поданным годовых отчетов Синода, в 1840 г. православное население России насчитывало 44 млн человек обоего пола, в 1860 г. - 52 млн, в 1890 г. - 72 млн, по первой Всероссийской переписи 1897 г. - 87,4 млн человек. Удельный вес православного населения в течение XIX в. составлял от 70 до 75%.

Стремление распространить православие среди нехристианского населения России не имело особого успеха. В отношении старообрядчества проводилась довольно гибкая политика. Изданный в 1883 г. новый закон о старообрядцах подтверждал постановления 60-70-х годов XIX в., отменявшие многие ограничения для них, введенные Николаем I. Старообрядцам (кроме "вредных сект") разрешалось занимать общественные должности, заниматься торгово-промышленной деятельностью, получать паспорта на общих основаниях. Они могли открывать молитвенные здания, но с разрешения министра внутренних дел и обер-прокурора Синода. Однако им запрещалось сооружать колокольни, проводить крестные ходы, а главное - распространять свое учение среди православного населения. Продолжало преследоваться и "отпадение от православия в раскол".

Однако церковные и светские власти более всего были обеспокоены широким распространением в то время так называемых рационалистических сект: штундистов, баптистов, пашковцев, толстовцев и пр.

Старообрядцы придавали первостепенное значение обрядности, точнее - приверженности к старым обрядам, в которых видели суть сохранения "древлего благочестия". Догматических расхождений у них с господствующей православной церковью по существу не было. Появившиеся в России новые, сектантского типа, христианские конфессии, в основном возникшие на Западе, делали акцент на "разум" (почему их и принято называть "рационалистическими"). Они, наоборот, практически отвергали всякую обрядность или сводили се к минимуму. Поэтому расхождение их с православной церковью происходило более всего на почве догматики. Проповедь идеи всеобщего равенства, общинности, трудолюбия, благотворительности, строгости нравов, взаимопомощи, а также ненасилия и всеобщей любви особенно привлекала в эти секты простое население, что и обеспечило значительный их успех в России в конце XIX в. Вследствие этого был принят ряд радикальных мер к их "искоренению": запреты исполнять службы, судебные преследования. Многие десятки тысяч последователей этих сект вынуждены были эмигрировать (в основном в США и Канаду). Гонения правительства против оппозиционных к православию конфессий приводили к обратным результатам, создавая вокруг гонимых ореол мучеников. Против религиозных преследований подняла голос либеральная печать; выступали против этого и новые суды, стоявшие за законность. Гонения за веру отталкивали от правительства не только либеральных, но и лояльно относившихся к нему консервативных людей, разжигали недовольство и в национальных регионах, а недовольство на религиозной и национальной почве неизбежно выливалось в социальный протест.

Внутренняя политика Александра III, правившего в 1881-1894 гг., являлась реакционной в противовес предыдущему императору - Александру II. Правительство Александра III стремилось подавить революционное движение в России и обезопасить основы государственного строя. Для этого оно проводило соответствующую законодательную политику внутри страны. Но, кроме того, российское руководство поддерживало лояльные властям слои населения - в первую очередь дворянство. В этом направлении тоже проводились различные мероприятия и принимались законы. Также Александр III и его окружение проводило реакционную религиозную политику, поддерживая во всем православие. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.П. Игнатьев - министр внутренних дел России в 1881-1882 гг. ()

Рис. 3. Д.А. Толстой - министр внутренних дел и шеф жандармов России в 1882-1889 гг. ()

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Еще отчетливее внутренняя политика Александра III отразилась в вышедшем в 1887 г. законе «О кухаркиных детях». Его автором стал новый министр народного просвещения И.Д. Делянов (рис. 4). Суть закона заключалась в том, чтобы сделать как можно более сложным процесс поступления детей низшего сословия в средние образовательные учреждения - гимназии. Кроме того, в гимназиях изменился учебный курс - упор делался теперь на церковное образование и древние языки. Также увеличился уровень церковно-приходских школ, хотя уровень образования там был весьма низким.

Рис. 4. И.Д. Делянов - министр народного просвещения России в 1882-1897 гг. ()

Общая идея законов об образовании заключалась в том, чтобы ограничить число образованных людей в России, которые потенциально могли стать революционерами, опасными для власти.

Борьба с революционным движением отразилась и в других сферах жизни Российской империи того периода. Так, в 1882 г. было создано Совещание четырех министров, возглавляемое обер-прокурором Святого Синода К.П. Победоносцевым (рис. 5). Данный государственный орган имел право по своему усмотрению закрывать любые печатные издания, которым он активно пользовался. Было закрыто много печатных российских органов, таких как «Голос» А.А. Краевского (рис. 6), «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 7) и др.

Рис. 5. К.П. Победоносцев - главный идеолог контрреформ Александра III, глава Совещания четырех министров ()

Рис. 7. Русский литературный журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина ()

Еще одним мероприятием при Александре III , направленным на усиление цензуры, была чистка библиотек в 1884 г. Из них были изъяты более ста наименований книг, которые были сочтены опасными.

Однако стоит заметить, что основная тяжесть борьбы с революционным движением легла на плечи полицейских управлений. Уже в 1881 г. было опубликовано «Положение о мерах по сохранению порядка и государственного спокойствия». Согласно этому документу различные государственные структуры получали большие права в целях борьбы с революционным движением и опасными для царского режима людьми. Например, генерал-губернаторы могли объявлять целые районы страны находящимися на чрезвычайном положении. Исключительными правами наделялись местные власти - закрытие учебных заведений, приостановка выпуска газет, высылка нежелательных лиц без решения суда и т. д. Дела по революционерам передавались из ведения гражданских судов в военные. В 1880-х гг. набирает обороты такой государственный орган, как Охранное отделение, ведавшее политическим сыском и занимавшееся борьбой с революционерами. В Шлиссельбургской тюрьме было специальное отделение для политических заключенных (рис. 8).

Рис. 8. Шлиссельбургская крепость ()

Все вышеперечисленные факты дают основание предполагать, что при Александре III Россия приобретала черты полицейского государства.

В то же время император считал необходимым поддерживать те группы населения, которые зарекомендовали себя как лояльные властям. В первую очередь это относится к дворянству, сильно пострадавшему во времена Александра II . Для поддержки дворянского сословия Александром III был предпринят целый ряд законодательных мер.

Так, в 1885 г. был открыт Государственный Дворянский Земельный Банк, выдававший дворянам специальные кредиты на поддержание и ведение помещичьих хозяйств (рис. 9). Стоит также отметить и закон «О земских участковых начальниках» 1889 г. Стать земским начальником мог только дворянин, который получал большие полномочия на местах. В том числе земские начальники контролировали крестьянские общины. Они могли принимать решение о наказании крестьян (даже телесных) без решения суда.

Рис. 9. Государственный Дворянский Земельный Банк в г. Воронеже ()

В том же духе были выдержаны положения о городовых губернских уездных земских учреждениях. Их целью было способствовать росту влияния дворянства в органах местного самоуправления. Повышался имущественный ценз для представителей городского сословия. Для дворян же он, напротив, снижался. Тем самым увеличивалось преимущество дворян в различных органах самоуправления.

Также был предпринят ряд других мер. Например, гласные от крестьянского сословия теперь предварительно обязательно утверждались губернатором. Члены управ и городские головы становились государственными чиновниками. Все эти меры делали органы местного самоуправления подконтрольными государству.

Реакционной следует признать и политику Александра III в религиозных вопросах. Во многом благодаря К.П. Победоносцеву значительно крепли позиции православной церкви в ущерб другим. Так, во время правления Александра III начались преследования буддистов - бурятов и калмыков; католиков - поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др. В то же время, если представитель другой религиозной общины переходил в православие, все подобные ограничения с него снимались. Однако государство внимательно следило за новообращенными и в случае их отступления от принципов православия жестоко карало.

В целом следует отметить, что подобная политика велась с целью русифицирования окраин Российской империи. Считалось, что таким образом государство сохранит свое единство.

В общем, время правления Александра III - это время, когда российское правительство решительно отказалось от реформ, начатых Александром II. Это было сделано с единственной целью - сохранить самодержавие.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 2001.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Троицкий Н. Контрреформы 1889-1892 гг. Подготовка, Содержание контрреформ, Последствия // Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 1997.
  5. Чернуха В.Г. Александр III // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. - СПб., 2001.
  1. Akeksander 3.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы борьбы правительства Александра III с революцией. Какие законы были приняты в этом направлении и к чему они привели?
  2. Как государство при Александре III поддерживало лояльные властям слои населения? Какие мероприятия для этого проводились и какие законы были приняты в этом направлении?
  3. На что была направлена религиозная политика при Александре III?

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Александр III

Контрреформы – это изменения, которые проводил Александр 3 в годы своего правления с 1881 по 1894 года. Названы они так, потому что предыдущий император Александр 2 провел либеральные реформы, которые Александром 3 считались неэффективными и вредными для страны. Император полностью ограничил влияние либерализма, сделав ставку на консервативное правление, сохраняя мир и порядок в Российской империи. Кроме того, благодаря внешней политике Александра 3 прозвали «царь-миротворец», поскольку он не вел ни одной войны за все 13 лет своего правления. Сегодня мы поговорим про контрреформы Александра 3, а также об основных направлениях внутренней политики «царя-миротворца».

Идеология контрреформ и главные преобразования

1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

  • К. Победоносцева
  • М. Каткова
  • Д. Толстой
  • В. Мещерский

Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

Изменения в крестьянской сфере

Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

  1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
  2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
  3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

Новым министром финансов стал Н.Бунге. Именно ему доверили провести решение «крестьянского вопроса». 28 декабря 1881 года был принят закон, который утверждал отмену положения «временнообязанных», для бывших крепостных крестьян. Также в этом законе уменьшались выкупные платежи на один рубль, что по тем временам средняя сумма. Уже в 1882 году правительство выделило еще 5 миллионов рублей на уменьшение платежей в отдельных регионах России.

В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

Рабочее законодательство

Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:


  • 1 июня 1882 года был принят закон, который запрещал труд детей младше 12 лет. Также в этом законе вводилось 8-часовое ограничение на труд 12-15 летних детей.
  • Позже принят дополнительный закон, в котором запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.
  • Ограничение размера штрафа, который предприниматель мог «стягивать» с рабочего. Кроме того, все штрафы поступали в специальный государственный фонд.
  • Введение расчетной книжки, в которую необходимо было вносить все условия найма рабочего.
  • Принятие закона, увеличивающего ответственность рабочего за участие в стачках.
  • Создание фабричной инспекции для проверки выполнения законов в трудовой сфере.

Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

Борьба с «крамолой»

Для предотвращения распространения террористических организаций и революционных идей 14 августа 1881 года был принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия». Это были важные контрреформы Александра 3, который видео большую угрозу для России именно в терроризме. Согласно новому приказу, министр внутренних дел, а также генерал-губернаторы имели право объявить «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии. Также генерал-губернаторы получали право закрывать любые частные учреждения, которые подозревались в сотрудничестве с нелегальными организациями.


Государство существенно увеличило объем средств, которые выделялись тайным агентам, число которых значительно возросло. Кроме того, открывалось специальное полицейское отделение, «охранка», для рассмотрения политических дел.

Издательская политика

В 1882 году был создан специальный совет для контроля за издательствами, состоящий из четырех министров. Однако главную роль в нем играл Победоносцев. В период между 1883 и 1885 было закрыто 9 изданий, среди которых очень популярные «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.


В 1884 году была проведена еще и «чистка» библиотек. Был составлен список из 133 книг, которые запрещалось хранить в библиотеках Российской Империи. Кроме того, усиливалась цензура на вновь опубликованные книги.

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

Среднее образование и его реформирование

Самые неоднозначные контрреформы Александра 3 коснулись среднего образования. 5 июня 1887 года был принят закон, который в народе назвали «о кухаркиных детях». Его главная цель – затруднить поступление в гимназии детям из крестьянских семей. Для того, чтобы крестьянский ребенок мог продолжить учится в гимназии за него должен был ручаться кто-то из «знатного» сословия. Также существенно повышалась плата за обучение.

Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.


Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика

В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Православная церковь становилась опорой самодержавия. Император объявил борьбу с сектантствами. В гимназиях увеличивалось количество часов на предметы «религиозного» цикла. Также буддистам (а это буряты и калмыки) запрещалось строить храмы. Евреям запрещалось селиться в крупных городах, даже за «чертой оседлости». Кроме того, полякам-католикам был закрыт доступ к управленческим должностям в Царстве Польском и Западном Крае.

Что предшествовало реформам

Уже через несколько дней после гибели Александра 2, Лорис-Меликов, один из главных идеологов либерализма, министр внутренних дел при Александре 2, был отправлен в отставку, а вместе с ним ушли министр финансов А.Абаза, а также известный военный министр Д.Милютин. Новым министром внутренних дел был назначен Н.Игнатьев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Этот документ является одним из главных в определении идеологии контрреформ Александра 3. Кроме того, император отказался принимать Конституцию, которую разработал Лорис-Меликов.

Что касается М.Каткова, то он был главным редактором «Московских ведомостей» и вообще одним из самых влиятельных журналистов страны. Он обеспечил поддержку контрреформ на станицах своего издания, а также других газет по все территории империи.

Назначения новых министров показало, что Александр 3 не собирался полностью останавливать реформы своего отца, просто он рассчитывал повернуть их в нужное для России «русло», убирая «чуждые для нее элементы».