Чтение м алимбаев дождливый день. Занятие по художественной литературе. Чтение М. Алимбаева «Уроки вежливости

Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Возрастная группа: вторая младшая

Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: художественная литература

Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Цель: учить слушать внимательно стихотворение и выполнять по тексту движения; развивать мыслительную деятельность, внимание; воспитывать интерес к стихотворным – игровым произведениям.

Оборудование: красиво оформленная коробка, игрушки или картинки (птичка, самолет).

Ход занятия.

Валеологическая минутка «Здравствуй солнце…»

Ребята, к нам прилетела птичка, хочет с нами поиграть.

Сюрпризный момент:

Воспитатель вносит красивую коробку.

Хотите узнать, что в коробке?

Давайте посмотрим.

Достает из коробки картинки с изображением птиц.

Скажите, что умеют делать птицы, то что мы не умеем?

А я знаю стихотворение - игру. Хотите послушать?

Предлагает послушать стихотворение М. Алимбаева «Летать, летать»

Летят, летят…

Летят зяблики…

Летят, летят…

Летят яблоки…

Летят, летят…

Летят галки…

Летят, летят…

Летят палки…

Летят, летят…

Летят орлы…

Летят, летят…

Летят козлы…

В этом стихотворение есть путаница.

Скажите яблоки это птицы?

А козлы летают? А палки?

А теперь я предлагаю вам поиграть со мной, я буду рассказывать стихотворение, а вы будете выполнять движения махать руками.

Предлагает повторить несколько раз стихотворение-игра «Летят, летят»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много

С ними я люблю играть

Этот пальчик пирамидка

Этот пальчик желтый мяч

Этот красная машинка

Этот детская кровать

Этот пальчик кукла Зина

Я сложу их всех в корзину.

С каким стихотворением – игрой мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. А еще мы узнали, кто летает, а кто не летает.

Ожидаемый результат:

Знать: стихотворение М. Алимбаева «Летят, летят»;

Иметь: представление о летающих птицах, и о нелетающих предметах;

Уметь: слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

    Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. Составляют ассоциативную карту. Отвечают на вопросы учителя.

степь - это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва - то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека - это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра.

Ребята, сегодня мы побываем с вами в казахстанской степи заочно.

Народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев родился 29 октября 1923 года в ауле Кызыл Агаш Шарбактинского района Павлодарской области. М.Алимбаев – один из авторов Государственного гимна Республики Казахстан.

С детских лет он с увлечением слушал народные песни, легенды из уст своей матери и запоминал их на всю жизнь. Оставшись рано сиротой, воспитывался в интернате, затем поступил в Павлодарское педагогическое училище. С 15-летнего возраста М.Алимбаев начал писать стихи. Когда началась Великая Отечественная война, будущий поэт добровольцем ушёл на фронт. Находясь в действующей армии, он выступал на страницах фронтовой республиканской печати. После войны он всецело посвящает себя литературе.

М.Алимбаев пишет много и для детей. Он умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом.

Поэт тонко чувствует красоту природы, находит для её описания яркие сравнения, эпитеты.

Почему Алимбаев называет себя сыном степей?

В каких строках сказано, насколько обширна и величественна казахская степь?

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала –

Найдите в стихотворении сравнения. (Я, как таймень; лёд – ковёр; снег – одеяло;

Найдите эпитеты т.е. яркие, образные художественные определения (Работал до седьмого пота; вставал чуть свет;)

Ребята, в этом стихотворении есть и гипербола (сильное преувеличение).

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала …)

Воспитатель Тюмейко Галина Витальевна мини – центр «Балапан» село Пресное.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Күні/ Дата: _______________________________

Білім беру саласы / Образовательная область: « Коммуникация».

Бөлім / Раздел: Художественная литература.

Тақырыбы / Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

Мақсаты / Цель : Помочь детям выучить наизусть стихотворение, читать выразительно.

Міндеттері/ Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством казахского поэта М. Алимбаева, формировать представления о материнской любви и заботе о своём ребёнке, учить анализировать произведение с позиции выразительности языка, настроения автора, закрепить правила по безопасности в повседневной жизни, закрепляя знакомые слова на казахском языке, развивать речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к птицам.

Көрнекіліктер /Оборудование и материалы: цветные иллюстрации.

Билингваль құрауыш / Билингвальный компонент: Ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Іс-әрекет кезендері

Этапы

деятельности

Тәрбиушінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Учёт

Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно –побудительный

Поддерживаю интерес детей к предстоящей работе, вместе определяю жанр произведения. Предлагают познакомиться с ещё одним стихотворением М. Алимбаева «Сорока и её сынок». Все вместе вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Проявляют интерес к предстоящей работе. Определяют и закрепляют свои знания об особенностях жанра нового литературного произведения. Знакомятся с названием стихотворения, вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Іздену-ұйымдастырушы Организационно-поисковый

Читаю стихотворение .

Провожу беседу с детьми.

Вопросы: - Понравилось ли стихотворение? – Чем понравилось стихотворение?

Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?

Какие советы давала Сорока своему птенчику? – Как вы думаете, почему она учила своего малыша быть внимательным и осторожным?

Вспомните пожалуйста, а какие правила безопасности должны соблюдать дети?

Как вы считаете, сынок у Сороки воспитанный или нет?

Почему вы так считаете?

А ваши учат вас правилам дорожного движения и другим правилам безопаности?

Даю детям установку на повторное внимательное прослушиваниетекста стихотворения для заучивания наизусть.

Все вместе заучивают стихотворение . После нескольких раз прошу детей по желанию прочитать стихотворение наизусть. При этом учу детей обращать внимание на выразительность стихотворного текста.

Физминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают(машем руками как крылышками).

Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону),

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) –

Там не тронет их никто.

Помогаю детям найти знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Провожу индивидуальную работу.

Слушают стихотворение. Выражают своё мнение о стихотворении. Активно включаются в обсуждение содержания стихотворения. Определяют настроение автора, тон стихотворения. Сосредотачиваются для поиска ответов на вопрос о правилах безопасного поведения. Закрепляют правила безопасности в повседневной жизни. Пытаются оценить поведение сыночка мамы Сороки, а также убедить окружающих в правильности своего отношения к данному вопросу. Пытаются вспомнить наставления своих мам по той же проблеме.

Сосредотачиваются для запоминания и заучивания текста стихотворения. Запоминают текст, читают наизусть целое стихотворение. Пытаются читать выразительно.

Принимают участие в физминутке, имитируя движения птичек. Заряжаются положительными эмоциями, выражают радость.

Закрепляют знакомые слова на казахском языке: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Рефлексивтік-коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Сообщаю, что время ОУД истекает, благодарю детей за активную совместную работу..

Благодарят, делятся своими впечатлениями о совместной работе.

Күтілетін нәтіже / Ожидаемый результат:

Воспроизводят: Фамилию автора стихотворения, его название, содержание стихотворения, характерные особенности стихотворного

жанра, названия уже знакомых стихотворений поэта, знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения.

Понимают: Информацию о многообразии стихотворений поэта М. Алимбаева, о проявлении нежных и тёплых чувств матери к своему

ребёнку, о постоянной заботе матери, о необходимости соблюдения правил безопасного существования в окружающей среде.

Применяют: Свои познания об отношениях между матерью и ребёнком в процессе беседы, собственный опыт по определению и

оцениванию поведения персонажей в социуме; коммуникативные способности при заучивании и чтении наизусть стихотворения,

обсуждении проблемных вопросов; реализуют свои творческие способности при чтении стихотворения с интонационной выразительностью.

ПОКУДА СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ

Лишь раз воды из родника пригубишь –

Всего лишь раз в родном лесу побудешь –

К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

М.Алимбаев

НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,

Славно в ней валяться!

Рядом – неба синева,

Выше не забраться!

Хоть прохладны вечера –

В юрте сладко спится,

И до самого утра

Дом родной мне снится.

Я прилягу на траву,

Полог чуть приподниму, -

Ягодки в траве,

В чистой мураве!

К.Баянбаев

* * *
О родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я

Ты ведь мне и семья, и родня,

И опора моя до последнего дня,

И последний приют для меня.
А.Тажибаев
* * *

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,

Любуюсь я красотами природы

И нет на Родине моей плохой погоды.
Как ты прекрасен, Казахстан, весной:

Цветущие сады и степи

Покрыты и луга травой

И блеск на талом снеге!
А наши горы, как они красивы!

Как гордо возвышаются над степью

и равниной

И вниз бежит река потоком бурным,

И как порой бывает небо хмурым.
О, Казахстан, как ты велик!

Люблю тебя за твой могучий лик:

За степи, горы, реки и моря,

За то, что ты – Родина моя!
З.Айтикина

КАРАГАЧ

на кургане, где ветер поет,

где слышится волчий плач,

вцепившись корнями

в сердце мое,

стоит карагач.

Ломают бури,

но он упрям -

маяк пустынных степей,

развернув навстречу ветрам

плечи черных ветвей.

О.Сулейменов

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

О родная земля, я тобою был создан,

Ты живительной силой вспоила мечты

И вошла в меня так,

Словно утренний воздух

Опьяняющей свежести и чистоты.
Где бы ни был – тебя вспоминаю я

Прокляни, не прощай, если за суетой

Позабуду, как ты из-за насыпи снежной

В дни войны беспокойно следила

За тебя уходил я туда, где опасно,

Где я голову мог поминутно сложить.

Что священней тебя,

Что на свете прекрасней,

Что величием можно с тобою сравнить?

Нет священней тебя ничего на планете.

Так с улыбкой в грядущее смотрит заря.

О, позволь за судьбу твою быть мне в

Сделать краше тебя – это долг мой, земля.

А.Сарсенбаев

МОЙ КАЗАХСТАН

Ты слышишь? –
Песня!..

Вольная, степная

звенит все громче

в небе голубом:

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим,

как воздух, нужен.

О, Казахстан!

Будь счастлив твой народ!

Бок о бок с ним,

навек сердечно дружен,

немецкий брат мой

счастливо живет.
Когда пришел сюда он

в эти степи, -

нашел прием он теплый и

И начал жить –

в великой дружбе с теми,

кто трудно жил

под кровом юрт.
Казахом он по-братски был привечен,

не чувствовал себя

шагал мой брат по жизни

во весь рост!
И, высветляя зори новой жизни,

он каждодневно труд свой отдает

во славу нашей Матери-Отчизны

и звучные стихи о ней поет!
Послушай песню –

звенит все громче в небе голубом:

«Цвети, моя республика родная!

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!..»
К.Вельц

ПЕСНЯ О КАЗАХСТАНЕ

Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

По горам вприпрыжку скачет

Белогривый ручеек.

С Алатау вниз по склонам

В белой пене, как в снегу,

Он бежит к лугам зеленым,

Кувыркаясь на бегу.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Молодой пшеницы волны

На ветру шумят весной,

Лес березовый наполнен

Золотом и синевой.

Посмотри, порой весенней

От тюльпанов степь красна.

И душа от их цветенья

Светлой радости полна.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь, овцы тучным стадом

По джайляу потекли.

Поспеши окинуть взглядом

Красоту родной земли.

Назову столицу раем

В зелени карагачей.

Как над ней светло играет

Океан живых лучей!
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Н.Пфеффер

Асель Кожасова
Занятие по художественной литературе. Чтение М. Алимбаева «Уроки вежливости»

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область : «Социум»

Раздел : Художественная литература .

Тема : Чтение М . Алимбаева «Уроки вежливости »

Цель : Знать простые нормы и правила поведения.

Задачи :

Формировать правильное поведение, на примерах героев художественной литературы ;

Развивать умение строить взаимоотношения на основе положительного поведения героев произведения;

Воспитывать культуру поведения, через литературное произведение .

Словарная работа : вежливость .

Оборудование : стихотворение, картинки с изображением героев произведения.

Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный Организационный момент

Дети становятся в круг под запись песни «Дорогою добра» , становятся в круг «Круг радости» .

Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов » . Тот, у кого в руках окажется этот красивый мяч скажет вежливое слово , а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову .

Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов , возьмитесь за руки и скажем вместе : «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

Дети встают в круг и улыбаются друг другу.

Дети по очереди произносят вежливые слова .

Дети берутся за руку.

Организационно-поисковый Беседа

Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова ?

Дети, вежливые слова помогают найти друзей : я могу подойти и сказать : «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

- Вежливые слова помогают мирить, если я обидела друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста»

- Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Скажите, где дети могут учиться вежливым словам ?

Почитаем

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю замечательное стихотворение М. Алимбаева «Урок вежливости » , а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить вежливые слова из этого стихотворения.

Биллингвальный компонент

Дети, а вы знаете, как можно на казахском языке сказать «уроки вежливости » ?

«Урок вежливости »

Слон муравью уступает дорогу :

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей : - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу :

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил : - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя .

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал : - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Вопросы :

Ребята, какие вежливые слова , вы услышали в этом стихотворении?

Кому слон уступил дорогу?

Поблагодарил ли муравей слона?

Как вы думаете, кому за вежливость пожелали жить долго ?

Дети, вы знаете, что в каждом произведении есть смысл, то есть то, что нам хотел сказать автор. А в произведении М. Алимбаева , какой смысл хотел передать нам автор?

Игра «Вежливые слова »

Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова » . Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете.

Дети похлопайте!

Прыгайте!

Дети, пожалуйста, подойдите к столами нарисуйте, пожалуйста, цветы.

А теперь мы с вами соберем все цветы вместе.

Как вы, ребята, назвали такой букет?

Правильно, можно назвать букет «Вежливых слов »

Дети отвечают на вопросы.

Дети с интересом слушают воспитателя и высказывают свое мнение.

Дома учат родители, по телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя, в мультфильмах, сказках, книгах.

Дети повторяют 3 раза слова на казахском языке

Дети внимательно и с интересом слушают.

Дети отвечают на вопросы :

Муравью

Орел пожелал жаворонку

Что нужно быть вежливыми и др .

Дети играют в игру

Дети стоят.

Дети стоят.

Дети выполняют.

Дети собирают букет из цветов.

Дети предлагают свои варианты названия букета.

Рефлексивно-корригирующий - Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова , мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

И напоследок доскажите словечки :

Если ты обидел и не прав, то срочно скажи…

И в Астане и в Павлодаре на прощание говорят.

Круг «От сердца к сердцу»

Встаньте дети, пожалуйста, в круги повторяйте за мной слова :

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро - длится»

Дети слушают внимательно

Дети заканчивают фразы

Извини, я не прав

До свидания

Дети становятся в круг и повторяют за воспитателем.

Предполагаемый результат :

Воспроизводят : художественное произведение

Понимают : смысл произведения

Применяют : полученные знания

Публикации по теме:

Дидактическая игра по художественной литературе Дидактическая игра по художественной литературе

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников. Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

Интегрированное занятие по художественной литературе и рисованию во второй младшей группе «Колобок ждет в гости» Білім беру саласы/Образовательные области: «Коммуникация», «Творчество», «Социализация». Блімдері/Раздел: «Художественная литература»,.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект занятия для детей старшей общеобразовательной группы «Уроки вежливости» Урок вежливости Цель: Сформировать у детей навыки вежливости, через знакомство с творчеством С. Я. Маршака. Задачи: Формировать у детей.