Что человек делает из глины

Валентина Харькова

Воспитатель Харькова В. П.

Программное содержание.

Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном) ;

Обогатить представления детей об использовании глины человеком;

Продолжать учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Расширять знания о народной глиняной игрушке : дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить знания детей о камнях, их использовании.

Материал :

Халаты для проведения опытов, бейджики каждому ребёнку.

Емкости с камнями, землёй, глиной, песком. Полевой шпат.

Лупы, стаканы пластиковые с водой, ложки.

Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая, салфетки влажные, доски для лепки.

Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами.

Фарфоровые статуэтки : конёк - горбунок, золотая рыбка, балерина, Аленушка и др.

Карточки – схемы по теме «Камни» . Модель обследования глины.

Ход занятия.

Воспитатель : послушайте загадку

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-

В ладошке лежать.

Тяжёлый, большой-

Одному не поднять.

Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? (Дети, используя карточки обследования камня, рассказывают о камнях) .

Правильно, камни имеют разную форму, размер, поверхность, вес, они тяжёлые.

Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень.

Сухая, я твердой бываю - как камень.

Размочат - как тесто, податливой буду.

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята, кто я такая? (В. Мирясова)

Воспитатель : верно, это глина. Сегодня мы с вами будем говорить о глине.

Воспитатель : сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и сядьте за столы. На них стоят подносы. Что вы видите?

Воспитатель : какого цвета глина? Дети. Она коричневая.

Воспитатель : а бывает глина другого цвета?

Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет :

красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый.

Больше всего на планете глины серого цвета.

Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их) . Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету.

Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень : она крошится.

Воспитатель : если в первый стакан сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?

Дети выдвигают различные гипотезы. (Мнения разделяются : одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках).

каждый ребенок, сначала опускает глину и камешки в стаканы и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т. е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).

Воспитатель : а как вы думаете : дружит ли глина с водой?

Давайте проверим.

Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Воспитатель : да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду?

Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок) . Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель : скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель : посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся.

Воспитатель : они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Оказывается, её пылинки когда – то были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель : Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Воспитатель : мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить.

Воспитатель : позже мы будем лепить, а сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем :

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите» .

А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу, взявшись за руки)

А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Воспитатель : садитесь за столы, кто хочет рассказать, что мы узнали о глине?

Вам поможет карточка обследования глины. Дети рассказывают : глина серого цвета, мягкая, влажная, из неё можно лепить посуду и игрушки.

Воспитатель : как вы думаете : нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки.

Посмотрите : у меня игрушка, она глиняная.

Вспомните, как делают глиняные игрушки?

Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из нее лепят игрушки,

которые затем обжигают в печи. Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными.

Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Воспитатель :

Из глины также делали посуду, кухонную утварь : кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная - белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает) .

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях : для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич» ).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните : на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция - глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки : дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция - керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно : в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Воспитатель :

Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.

«Заоблачная керамика»

Что делаем? Поднимаемся на воздушном шаре в цветах российского флага с гончарным кругом и выкручиваем традиционный русский горшок во время полёта над Плещеевым озером.

Цель проекта: привлечь внимание к Гончарному искусству.

Объединяем стихии: Землю (глину), Воду (Плещеево Озеро), Огонь, Воздух (Воздухоплавание) во время полёта.

20ого июля 2018 года в рамках фестиваля воздухоплавания "Золотое кольцо России" Илья Калашников и Павел Трофимов взлетают на воздушном шаре с гончарным кругом на борту в районе Переславль-Залесского, чтобы выкрутить горшок за облаками и привлечь внимание к гончарному искусству. А также, подружить стихии: огонь, воду, воздух и глину.

Илья Калашников - гончар, поэт, инженер-математик, изобретатель, телеведущий. В три года вылепил свою первую работу и долго мечтал творить в глине. Работал в инновационных проектах, совместно со Сколково, создавал водородный топливный элемент, автоматизировал спутники и перенёс инновационное мышление в традиционную керамику. Влюбился в неё с первого взгляда. И уже не расставался, соединяя народные традиции и инновации. Участник многочисленных керамических фестивалей, лауреат конкурсов декоративно-прикладного искусства. Илья Калашников не только восстанавливает сказочные народные сосуды, впитавшие мудрость предков, но и с помощью 3D принтера печатает свои стихи о керамике на глиняных табличках, записывает звук на горшки, чтобы через 5000 лет смогли его воспроизвести наши потомки и играет на первом в мире визуально-музыкальном инструменте на основе гончарного круга, который сам сконструировал.

Павел Трофимов - пилот теплового аэростата. В воздухоплавании с 1996 года. Павел принимал участие в следующих мероприятиях: "Москва-850", пилот шара "Мерседес-бенц", 1998 г. Кубок "Белые ночи", 1998 г. "Москва олимпийская", 1999 г. 1-ый этап кубка Москвы, 2000 г. "Калуга-2000" 2-е место и многие другие. Общий налет — более 900 часов.

Фестиваль воздухоплавания "Золотое кольцо России" - один из крупнейших и самых красивых фестивалей в России. 3 древних города: Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий можно посмотреть с борта теплового аэростата. Увидеть общий старт 15 аэростатов. Посмотреть с высоты на крупнейшие в центральной России озёра Неро и Плещеево. 21 июля, вечером состоится единственное в своем роде шоу "Поющие аэростаты" - организованное свечение 15-ти аэростатов под энергичную классическую музыку.

Урок – презентация

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели урока:

формировать у школьников понятие о полезных ископаемых, ознакомить учащихся с самыми известными полезными ископаемыми, учить распознавать образцы полезных ископаемых, находящихся в коллекции, различать твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые; развивать наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать, самостоятельно делать выводы; воспитывать стремление к сохранению природных богатств страны.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, презентация к уроку, листы оценивания, смайлики , репродукция картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

Ход урока

І. Организационный момент.

Настрой на урок.

Зарядка для глаз, для активизации мыслительной деятельности, для спины.

ІІ. Проверка домашнего задания

( В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты. )

1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?

а) почва

б) воздух

в) вода

а) разведение животных

б) озеленение

в) выхлопные газы автомобилей

5. Вода – это…

а) тело

б) вещество

в) явление

5. Какие из свойств не являются свойством воды?

а) безвкусная

б) текучая

в) имеет форму

5.Какую воду использует человек для своих нужд?

а) Из морей

б) из рек

в) из океанов

2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …

а) не тревожить водных обитателей

б) не уменьшать уровень воды

в) не засорять воду отходами

Самопроверка тестов учениками.

Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверти друг друга.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся .

Мотивация учебной деятельности.

Вариант I. Привести как можно больше примеров горных пород.

Вариант II. Сделать выводы о том, зачем человеку нужно находить и изучать горные породы.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вступительное слово учителя.

Узнаем, какие горные породы называют полезными и как использует человечество полезные ископаемые.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией полезных ископаемых.

Тщательно оберегает Земля свои тайны и неохотно открывает людям двери своих кладовых. Те горные породы, которые используются людьми, называют полезными ископаемыми .

(Рассматривание коллекции: каменный уголь, каменная соль,

нефть, песок, глина, мрамор, гранит .) Слайд

- Рассмотрев коллекцию, вы убедились, что полезные ископаемые бывают трех видов: твердые, жидкие и газообразные.

Ученики вместе с учителем классифицируют полезные ископаемые.

Твердые: каменный уголь, каменная соль, песок, глина, мрамор, гранит.

Жидкие: нефть.

Газообразные: природный газ.

- От этого зависит и способ, которым добывают полезные ископаемые. Как вы думаете, легко ли найти полезные ископаемые?

2. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства». Слайд

Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов в 1881 году. Заказал ее московский меценат Савва Морозов.Художник изобразил на картине владычиц царств золота, драгоценных камней и каменного угля. Три царевны воплощают полезные ископаемые Донбасса. Девушка, олицетворяющая золото, как и положено, изображена в блестящем наряде и короне, украшенной розовым жемчугом. Девушка, олицетворяющая драгоценные камни, одета в опашень, расшитый сапфирами, изумрудами и яшмой, у нее массивные украшения на груди и в волосах. А девушку, олицетворяющую уголь, в отличие от ее сестер, художник изобразил с непокрытой головой, в скромном черном платье. У нее нет в руках белого шелкового платка, как у других царевен, потому что она - работница. Над ее головой пламенеет голубой огонек. Почему ее именно так изобразил художник? Потому что добыча полезных ископаемых - это всегда тяжелый и изнурительный человеческий труд.

3. Слово учителя.

Полезные ископаемые добывают из недр земли для многих видов промышленности. Поисками полезных ископаемых занимаются геологи. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неведомыми тропами, в мороз и жару жить в палатках. Работа трудная, но интересная и почетная. Открывая все новые месторождения, геологи приносят людям пользу. Однако открытое месторождение -это только половина дела. Много усилий нужно приложить, чтобы добыть полезные ископаемые, а затем переработать. Полезные ископаемые добывают в открытых карьерах, подземных шахтах и на буровых установках. Сложной переработки требует нефть,

чтобы получить такие вещества, как бензин, резина, краски, ткани, лекарства. А вот мел можно использовать без какой-либо пере-

работки. Бери его и пиши. Песок из карьера увозят сразу на строительство.

4. Работа с учебником.

Изучение раздела «Что такое полезные ископаемые?» (с. 47–49).

- Какие бывают полезные ископаемые?

- Расскажите о способах добычи полезных ископаемых.

- Какой способ тяжелее всего?

5. Работа в паре.

- Составьте рассказ о способах добычи различных полезных ископаемых: песка, природного газа, нефти, каменного угля.

6. Физкультминутка (по выбору учителя).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Игра «Узнай полезное ископаемое».

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

( Мел. )

Под землей огонь летит,

А на плите обед кипит.

( Природный газ. )

Он желтый, сыпучий.

Если хочешь - можешь взять

И с друзьями поиграть.

( Песок. )

Гончар для меня огонь разведет -

Водою польет, руками помнет.

Замесит, как тесто,- в руках оживу.

И засвищу, и напою.

( Глина. )

В воде родится,

А воды боится.

( Соль. )

Но есть еще солнце

Другое, ребята.

Оно необычное,

Черного цвета.

Оно под землею

Зимою и летом.

И твердо на ощупь,

Похоже на камень,

И холодно -

Можно трогать руками.

Но столько тепла в нем,

Скажу по секрету,

Что хватит согреть им

Всю нашу планету.

( В. Демидов )

- Что это, дети? ( Каменный уголь .)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать раздел в учебнике (с. 47–49).

2. Ответить на вопросы и выполнить задания (с. 48).

3. Подготовиться к исследовательскому практикуму «Какие полезные ископаемые есть в моем крае?».

4. Творческое задание : узнать, в названиях каких городов и поселков «спрятались» полезные ископаемые.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Где находятся горные породы мудрости?

Горная порода мудрости - каменная соль. Ее так называют потому, что она выполняет одну из важнейших функций в нервной системе - помогает в передаче сигналов и получении обратной информации. Каменная соль встречается в Донбассе (Славянское и Артемовское месторождения), Закарпатье (Солотвинское и Тереблянское) и заливе Сиваш (Сивашское).

История глины

История глины очень интересна. Начинается она с сотворения

мира. Долгое время фигуры богов делались из глины, а уже потом -

из камня. На Севере глину использовали по-своему. Чукчи и коряки

использовали белую глину для приготовления пищи и называли ее

земляным жиром.

На Руси глину использовали для стерилизации молока. В сосуд

с молоком бросали ложку глины - и молоко не скисало в течение нескольких дней даже в жару.

Египтяне использовали глину для бальзамирования. С давних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий, она поглощает вокруг себя токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы.

И сейчас, если порошок глины поставить на тарелке в холодильник

на 2–4 часа, то все запахи исчезнут.

В 1795 году французский механик и живописец Н. Конте изобрел рецептуру смешивания графита и глины для изготовления стержней карандашей. Существуют стержни различной твердости Т, М, ТМ.

В природе самый искусный гончар - ласточка. Есть пословица об этом: «Пчелка лепит из вощины, а ласточка - из глины». Комочек за комочком: трудолюбивая птичка лепит глубокую чашу -гнездышко. Высыхая, гнездышко становится настолько прочным, что даже если упадет, не разобьется. Возможно, наблюдая за работой ласточки, люди научились делать дома-мазанки. Глина настолько распространена в строительстве, что и сейчас треть планеты живет в глинобитных домах.

( Из Интернета )

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Игра «Закончи предложение».

- Что интересного вы узнали на уроке?

Горные породы, которые используются людьми, называются …

( полезными ископаемыми .)

Рефлексия:

Какова была цель урока?

Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи которые стояли перед нами?

А что мы узнали?

О каких полезных ископаемых?

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы
Октябрь
Программное содержание.
Позна­комить с различными изделиями из глины, дать представление об изготов­лении кирпичей и их значении в строи­тельстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

Познако­мить с народной глиняной игрушкой : дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсо­вая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетни­ца, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».

Ход занятия

Педагог. Послушайте загадку (зага­дывает загадку о камне - см. первое за­нятие"). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они быва­ют морские и речные, а также драгоцен­ные. Одни используются при строи­тельстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. По­пробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)

Педагог. Верно, это глина. Какие ви­ды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сей­час сядьте за столы. На них стоят подно­сы с глиной. Рассмотрите ее и расска­жите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Педагог. Какого цвета глина?

Дети. Она коричневая.

Педагог. А бывает глина другого цве­та? Да, глина может быть и белой, и се­рой. Ее цвет зависит от того, какие ми­нералы входят в ее состав. Глина - оса­дочная горная порода. В нее входят по­левой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возь­мите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не та­кая твердая, как камень: она крошится.

Педагог. Теперь возьмите в руки мок­рую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Педагог. Да, мокрая глина пластич­ная. Что из нее можно делать? Верно, ле­пить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Педагог. Да, глина - плохой провод­ник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в пе­сок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хоро­шо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропуска­ет воду.

Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же час­тицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобра­зить глину, песок, камень. Молодцы! Да­вайте опять сядем за столы. Как вы дума­ете: нужна ли человеку глина? Что он де­лает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиня­ной игрушки. Посмотрите: у меня иг­рушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податли­вой, из нее лепят игрушки, которые за­тем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становят­ся вот такими яркими, красивыми, на­рядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую .

Педагог. Из глины также делали посу­ду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки... Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная - белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из ме­талла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повы­шенной огнеупорностью. Она исполь­зуется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применя­ется в медицинских целях: для лечеб­ных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества использу­ется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выстав­ке надо вести себя осторожно, не тол­каться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция - глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мас­терству и фантазии глина ожила и пре­вратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экс­позиции? (Глиняные игрушки: дымков­ская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали осо­бым узором.

2-я экспозиция - керамические изде­лия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамичес­кой посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - мо­локо не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые ста­туэтки и глиняные.

Цель:

  • продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
  • формировать оценочные суждения, учить выявлять сходство и различие;
  • прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
  • Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
  • Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Звучит веселая музыка. (дети заходят, здороваются с гостями)

Воспитатель:

Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я не хочу быть Любовь Васильевной, а буду я сейчас, догадайтесь кем?(надевает платок и фартук).

Или я не хозяйка? Или не мастерица?

Красиво дом убрала, кушать наварила.

И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музея. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий)

Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей керамических изделий.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

(обратить внимание на мысник) – Для чего он нужен? Из чего они изготовлены?

– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает эти изделия?

Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
- Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие, (Видео сюжет о работе мастера – гончара)

Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. (продолжение просмотра видео о работе мастера) .

После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары? (глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Игра – имитация

А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.

Мастер Андрюша, что ты произвел? (дети называют)

Д/у «Скажи, какой?»

А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).

Д/у «Назови элементы росписи»

Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия?(дети вспоминают различные виды росписи: Гжель, Дымковская; какие цвета преобладают, называют элементы росписи)

Ознакомление с гончаром Первомайщины.(рассмотрение картины)

Д/у «Сравни»

Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.

Д/и «Что звучит?»

А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.

А ну проверим, как он звучит?- Если звонко звучит наша посуда,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала. Так красиво звучала наша посуда, что мне захотелось потанцевать, а вам?

Д/и «Да или нет?» (дети с помощью вопросов отгадывают, что ребенок увидела в горшке)

Д/у «Назови пословицу»

  1. Гончара глина кормит.
  2. Пусть горшки бьются на гончарову голову.
  3. Горшки не святые лепят.
  4. Без дела слабеет сила.
  5. Без труда нет плода.
  6. Терпение и труд все перетрут.
  7. Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.

А кто в миску руку опускает – то загадку загадает! А отгадки вы найдете в нашем музее.

Мы совсем забыли про наши изделия, время уже их вытаскивать из печи.

Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество. (переход в художественную студию)

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили мой мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)

Итог

Понравилась ли вам наше путешествие?

Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию? Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?