Что характеризует общество как динамичная система. Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию. А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

(ответы в конце теста)

А1. Общество как динамическую систему отличает признак:

1) наличие определенных социальных институтов и подсистем

2) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней

3) возникновение новых социальных институтов и отмирание старых

4) вхождение природы и общества в единый материальный мир

А2. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся М.?

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

А3. Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:
«Большинство приобретенных нами в течении жизни знаний опирается на… »
Были получены следующие результаты (в %) :

- научные исследования: 24%

- интуитивное озарение: 21%

- жизненный опыт и его обобщение: 35%

- божественное откровение, общение с потусторонними силами: 11%

- мудрость народа, заповеди отцов и детей: 8%

1) опрошенные полагают, что научные исследования дают больше знаний, чем жизненный опыт

2) наибольший процент опрошенных полагает, что человеческие знания, главным образом, опираются на жизненный опыт

3) народная мудрость, по мнению трети опрошенных, обогащает нас знаниями

4) наименьший процент опрошенных высказался за божественное откровение, как основной источник знаний

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А) Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый условиях альтернатив.

Б) Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство » характеризует позиция:

1) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка

2) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли

3) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны

4) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов

А6. Гражданка Р., квалифицированный бухгалтер, после продолжительного перерыва в работе, не может найти работу по специальности. От предложенных ей вакансий секретаря и консьержки она отказалась и ожидает предложений по специальности. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

1) фрикционную

2) сезонную

3) циклическую

4) структурную

А7. Что из перечисленного выступает в качестве доходных статей бюджета?

1) выплата процентов по государственному долгу

2) налоги от физических и юридических лиц

3) финансирование оборонного заказа

4) реализация приоритетных национальных проектов

А8. На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов : линия предложения С переместилась в новое положение С1 .

(P – цена товара, Q – объем предложения товара)

Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

1) существенным ростом доходов населения

2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

А9. Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?

А) Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.

Б) Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. По какому признаку выделены такие социальные группы как женщины, мужчины, дети, пожилые люди?

1) демографическому

2) конфессиональному

3) этносоциальному

4) поселенческому

А11. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики

2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий

3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля
4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание

А12. В стране В социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20-30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) было предложено продолжить фразу: «Ваших ежегодных доходов вполне достаточно для того, чтобы… »

Результаты опроса (в %) представлены в таблице:

Варианты продолжения фразы:

молодежь

старшее поколение

приобрести новую квартиру

приобрести дачный участок с домом

приобрести новый автомобиль

оформить ипотечный кредит на покупку жилья

приобрести новый компьютер, электронику и бытовую технику, отдохнуть на море

приобрести новую одежду и нормально питаться

едва хватает на покупку продуктов и оплату коммунальных услуг

Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации ?

1) почти треть опрошенной молодежи не может заработать на продукты питания и оплату коммунальных услуг

2) среди представителей молодого поколения в два раза больше тех, кто может приобрести дачный дом, чем среди людей старшего возраста

3) подавляющее большинство среди обеих групп опрошенных способны приобрести новый автомобиль

4) четверть опрошенных представителей старшего поколения способна оформить кредит на покупку жилья

А13. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?

А) В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.

Б) Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Цель социальной политики современного государства –

1) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей.

2) обеспечение достойно высокого уровня жизни для большинства граждан страны, гарантирование прожиточного минимума.

3) расширение политического участия граждан в представительных органах власти разных уровней.

4) поддержка предпринимателей, содействие в продвижении их товаров и услуг на внешние рынки.

А15. Организация приняла решение о подготовке и представлении документов на государственную регистрацию в качестве политической партии. Каким характерным признаком она должна обладать для подачи подобной заявки?

1) Выдвижение яркого влиятельного лидера, который готов возглавить партию на выборах

2) Присутствие среди членов партии представителей крупного бизнеса, готовых финансировать избирательную кампанию

3) Отсутствие среди партийных лидеров лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности

4) Наличие необходимого с точки зрения закона количества членов организации, формально закрепивших свое членство в ее рядах.

А16. Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1) В стране создается единый национальный избирательный округ.

2) Депутаты представляют различные социальные группы.

3) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

А17. Верны ли следующие суждения о массовых и кадровых партиях?

А) Общим признаком массовой и кадровой партий является организация работы с партийным активом.

Б) Общим признаком массовой и кадровой партий является компактность первичных организаций, активизация их действий во время предвыборных кампаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Низшим, первичным, структурным звеном в системе российского права является

1) институт права

2) отрасль права

3) правовая норма

4) подотрасль права

А19. В каком случае необходимо обратиться к нотариусу?

1) гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает

2) гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде

3) гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем своему сыну

4) гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению. нарушили ее права

А20. К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право

1) избирать и быть избранным в органы государственной власти

2) на получение бесплатного образования

3) на получение профессии в соответствии со своими способностями

4) на неприкосновенность частной жизни и переписки

А21. Спортсмен, занимающийся стрельбой из арбалета, решил на отдыхе поохотиться на уток. После очередного выстрела из арбалета и поражения утки, к нему подошел егерь и потребовал разрешение на охоту. У спортсмена подобного разрешения не оказалось. К какому виду юридической ответственности он может быть привлечен?

1) дисциплинарному

2) гражданскому

3) административному

4) материальному

А22. Верны ли следующие суждения о суде присяжных?

А) По некоторым делам в уголовном процессе принимают участие присяжные заседатели.

Б) Присяжным заседателем может стать любой гражданин РФ, достигший совершеннолетия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ В.ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ.

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука » . Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Гипотеза, эксперимент, доказательность, рациональность, чувственность, теория, концепции.

В3. Установите соответствие между типами политической культуры и характеризующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

В4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон».

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(1) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(2) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(3) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(4) философии. В качестве _______________(5) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(6), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

Билет № 1

Что такое общество?

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Признаки общества:

  • Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
  • Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
  • Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
  • Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
  • Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.



Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

  1. Политика и власть

Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения

Объект власти - тот, кто выполняет.

На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти :
в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;
в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, военную, партийную, профсоюзную, семейную;
в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.

Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)
  • Исполнительная (правительство)
  • Судебная (суды)
  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)

Субъекты политики : индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство

Объекты политики: 1. внутренние (общество в целом, экономика, социальная сфера, культура, национальные отношения, экология, кадры)

2. внешние (международные отношения, мировое сообщество(глобальные проблемы)

Функции политики: организационная база общества, контролирующая, коммуникативная, интегративная, воспитательная

Виды политики:

1. по направленности политических решений – экономическая, социальная, национальная, культурная, религиозная, государственно-правовая, молодежная

2. по масштабу воздействия – местная, региональная, общегосударственная (национальная), международная, мировая (глобальные проблемы)

3. по перспективам воздействия - стратегическая (долговременная), тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии), конъюктурная или текущая (срочные)

Билет № 2

Общество как сложная динамическая система

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни), которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
  • комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
  • самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
  • интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Билет № 3

  1. Природа человека

До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального.

С точки зрения биологии, человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Человек подвержен тем же биологическим закономерностям, что и животные: испытывает потребности в пище, двигательной активности, отдыхе. Человек растет, подвержен болезням, стареет и умирает.

«Животная» личность человека находится под влиянием врожденных программ поведения (инстинктов, безусловных рефлексов) и приобретаемых в течение жизни. Эта сторона личности «отвечает» за питание, сохранение жизни и здоровья, продолжение рода.

Сторонники теории происхождения человека от животных в результате эволюции
объясняют особенности внешнего облика и поведения человека длительной борьбой за существование (2,5 млн.лет), в результате которой выживали и оставляли потомство особи наиболее приспособленные.

Социальная сущность человека складывается под влиянием общественного образа жизни, общения с окружающими. Благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения людей в обществе является прежде всего язык. Известны случаи, когда маленькие дети воспитывались животными. Попав в человеческое общество уже во взрослом состоянии, они не могли овладеть членораздельной человеческой речью. Это может свидетельствовать о том, что речь и связанное с ней абстрактное мышление формируются только в социуме.

К социальным формам поведения можно отнести способность человека к сочувствию, заботу о слабых и нуждающихся в помощи членах общества, самопожертвование ради спасения других людей, борьба за правду, справедливость, и др.

Высшей формой проявления духовной стороны человеческой личности является любовь к ближнему, не связанная с материальным вознаграждением или общественным признанием.

Бескорыстная любовь, альтруизм являются основными условиями духовного роста, совершенствования собственной личности. Духовная личность, обогащаясь в процессе общения, ограничивает эгоизм биологической личности, так происходит нравственное совершенствование.

Характеризуя социальную сущность человека, как правило, называют: сознание, речь, трудовую деятельность.

  1. Социализация

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Выделяют агентов и институты социализации . Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы.

Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее.

Билет №4

Экономические системы

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная (капитализм);
  • командная (социализм);
  • смешанная.

Билет №5

Билет № 6

Познание и знание

В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания :
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания . Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

Познание – это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

Билет № 7

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Эти последствия могут быть различны:

  • личные (смертная казнь, лишение свободы);
  • имущественные (штраф, конфискация имущества);
  • престижные (выговор, лишение наград);
  • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
  • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Билет №8

Человек на рынке труда

Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности.

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.
За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату.
Заработная плата – величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.
Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.

Билет № 9

  1. Нация и национальные отношения

Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.

Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1.Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм – агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2.Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих
цивилизаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.

Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.

Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.

  1. Социальные проблемы на рынке труда

Билет № 10

  1. Культура и духовная жизнь общества

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества:

Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности

Духовные общественные связи индивидов

Сам человек как существо духовное

Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя

Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  1. Право в системе социальных норм

Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Признаки правовой нормы

Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли .

Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека .

Издается в конкретной форме .

Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства .

Всегда представляет собой властное предписание государства .

Является единственным государственным регулятором общественных отношений .

Представляет собой правило поведения общеобязательного характера , т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Билет № 11

  1. Конституция РФ – основной закон страны

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина .

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Конституция:

· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

· обладает высшей юридической силой;

· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

· является базой для текущего законодательства.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:
выступление в качестве основного закона государства;
юридическое верховенство;
выполнение роли основы всей правовой системы страны;
стабильность.
Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.
Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других – где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

  1. Социальная мобильность

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.