Что таоке человек с социологической точки зрения. Кто ввел термин "социология". Понятие личности в социологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Контрольная работа

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

ВИТЕБСК 2007


Задание 1

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Элементы культуры

Функции культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Социальные функции идеологии

Виды идеологии

Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.


Задание 1 Общество и культура

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).

Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.

Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.

Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).

Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.

Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).

Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.

в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.

Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.

Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.

В социальной среде происходят:

Внутренне личные процессы (например, самообразование);

Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).

Процесс внутри группы (например процессы организации);

Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);

Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);

Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).

Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).

Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:

Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);

Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);

Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);

Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);

По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);

Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).

Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.

По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).

Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).

Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.

На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.

Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:

- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);

Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);

- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);

- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).

Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.

Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.

В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):

Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;

Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);

Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.

Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации

М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).

Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).

Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:

во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;

во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Человек выступает объектом и субъектом социализации.

Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.

Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Контрольная работа

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

ВИТЕБСК 2007


Задание 1

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Элементы культуры

Функции культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Социальные функции идеологии

Виды идеологии

Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.


Задание 1 Общество и культура

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Социальная трансляция норм

Нормы становятся таковыми только когда они приняты всеми. Понятие «общепринятая норма» означает, что все члены общества знают данное предписание, согласны с ним, признают его позитивный характер и руководствуются им в большинстве случаев, а также ожидают друг от друга поведения, соответствующего этой норме. Обязательные предписания, не получившие социального признания, не становятся нормами. Всеобщая значимость норм вовсе не означает, что все действующие в обществе нормы обязательны для всех.

Многие нормы обращены только к людям, занимающим определенное социальное положение. Это так называемые «ролевые нормы».

Всеобщая значимость норм, таким образом, - это их распространение на подавляющее большинство взрослых и совершеннолетних здоровых и дееспособных членов общества. Такие нормы общество передает из поколения в поколение путем воспитания на их основе детей в семье. Помимо этого способа существуют и другие и другие способы передачи норм. Мы воспринимаем и передаем своим детям и другим людям социальные нормы через функционирующие в обществе кодексы законов, своды частных правил – например, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.д., благодаря постепенному накоплению жизненного опыта – методом «проб и ошибок», в систематическом процессе обучения, через образцы, заданные в традиции, сказках, мифах. То, в какой именно форме транслирует свои нормы и ценности данное конкретное общество, зависит от типа культуры. Так, миф является базисной формой трансляции в архаических и традиционных обществах, закон и право – в современных. Большую роль в передаче норм и ценностей играют религия и идеология.

Существуют различные уровни освоения и принятия норм. Низший уровень принятия нормы – это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень – мотивация здравым смыслом, когда норма принимается и соблюдается на основе понимания ее необходимости и социальной полезности. Всякая норма при этом функционирует не изолированно, а в системе других принятых обществом норм. В развитом обществе ключевым способом признания норм остается интернализация – «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементом его внутреннего мира и воспринимается как идущая изнутри, как своего рода «голос совести». В архаических обществах интернализация тоже имеет место, но в форме табуирования – глубокого внерационального усвоения норм группы путем запрета, ставшего привычкой. Помимо табу, существуют следующие виды социальных норм: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) корпоративные; 7) семейные; 8) нормы, присутствующие в обычаях, традициях, привычках; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, обрядов, ритуалов.

Наиболее жестко наказывается нарушение табу в традиционных и архаических обществах и законы – в современных. В традиционных и теократических обществах на уровне нарушения табу и закона карается нарушение религиозных предписаний и оскорбление божества. Менее жестко общество наказывает нарушение нравственных норм, не формализованных в виде законов. Обычаи и привычки – это наиболее не обязательные нормы, и нарушение их влечет за собой очень мягкие санкции в виде простого социального порицания, а может вообще ничего за собой не повлечь.

Изменение социальных норм

Нормативная система, как и другие элементы общества, подвержена изменениям. Это и текущие исторические изменения, связанные с эволюцией общества, постепенной трансформацией системы ценностей. Это и резкие изменения, обусловленные нормотворческой и законодательной деятельностью властей, государственными переворотами и революциями. Обычно изменения первого типа происходят медленно, на длительном историческом отрезке, и начинаются с постепенного сведения уходящих норм и санкций к чистой формальности. Нормативные изменения второго типа осуществляются преднамеренно путем волевого решения субъекта, облеченного властью. Обычно этому процессу сопутствует ускоренное добровольное или принудительное социальное признание новых норм.

Необходимо отметить существование общей глобальной тенденции к либерализации и интеллектуализации социальных норм и смягчению санкций. Этот процесс связан с секуляризацией и экуменизацией общества, межэтнической интеграцией и сопутствующей им релятивизацией ценностей. То, что воспринималось изолированной социальной группой как моральный абсолют, сквозь призму единого многообразного мира видится уже как один из множества вариантов нормативной системы. Постепенно складывается единое этическое пространство, в котором нормы и санкции все более н6есут на себе отпечаток гуманизации. Человеческое существование становится все менее регламентированным в плане обычаев и традиций, а социальное санкционирование в развитых обществах имеет преимущественно государственно-правовой характер. Система уголовных наказаний гуманизируется, что проявляется, в частности, в отсутствии смертной казни как меры наказания.

Таким образом, современное общество совершенно очевидно развивается в направлении гуманизации человеческих взаимоотношений и смягчения предъявляемых к индивиду нормативных требований. Соответственно развивается тенденция нарастания поведенческой автономии индивида. Современное общество характеризуется гораздо более высокой степенью индивидуальной свободы.

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Идеология – это связная система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

В современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, предусматривающее ответы на возникающие у человека вопросы по поводу социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет и т.д. Специфическое место идеологии в системе духовной жизни общества определяется тем, что, хотя она и дает свои ответы на все эти вопросы, идеология – не наука, и ее ответы не подлежат научной верификации, то есть доказательству. Поэтому в идеологии всегда остается место для возможных ошибок, натяжек, преувеличений. Несмотря на это, идеология является концептуально оформленной системой, иначе говоря, имеет форму научного знания, и именно благодаря такой форме обладает убедительностью и действенностью. Еще одна принципиальная черта идеологии заключается в том, что она возникает не стихийно, а вырабатывается сознательно и целенаправленно особым слоем людей. Однако при этом она реально выражает интересы и умонастроения классов, наций, представляющих их политических партий и движений.

Идеология обладает мировоззренческим, целостным характером. В этом смысле она смыкается с мифом, так как только миф подобно ей создает целостную картину мира, наделенную глубоким эмоциональным значением. Тем не менее, идеология содержит в себе элементы научных знаний и опирается на реальные социальные факты. Но подает она эти факты так, как видит их та социальная группа, интересы которой она выражает.

Будучи своего рода социально-политическим мифом, идеология представляет собой символическую структуру, где рациональные смыслы закодированы в символах, наделенных благодаря им особым эмоциональным значением. В силу этого идеология обретает предметное воплощение.

Современные исследования в области идеологии главным образом фокусируются на механизмах ее социального функционирования. Ведь в действительности идеология повседневно существует и оказывает влияние не на уровне концептуальных дискуссий, а на уровне нерефлексируемого социального поведения. Масс простых и не очень образованных людей, на уровне специфического использования языка и невербальной символики. Кроме того, идеологии обладают возможностью относительно автономного и порой парадоксального развития на чисто символическом, а не концептуальном уровне.

Из ценностной природы идеологии вытекает и возможность ее использования заинтересованными группами в качестве орудия манипулирования массовым сознанием.

Социальные функции идеологии

Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:

1. Познавательная – проявляется в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем.

2. Оценочная – позволяет индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

3. Программно-целевая – состоит в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения.

4. Футуролого-прогностическая – предлагает обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывает его возможность.

5. Интегративная – проявляется в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий.

6. Защитная – обеспечивает взаимодействие с другими идеологиями: борьба или сосуществование.

7. Социально-организующая – идеология определяет принципы организации общества и управления им.

Виды идеологии

Современное общество полиидеологично. Существует ряд идеологических концепций, долгое время занимающих умы и получивших реализацию в социальной практике.

Консерватизм – это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. С точки зрения консерватора любое изменение представляет собой социальное зло и чревато возможными неприятностями и катастрофами. Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого. В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

Либерализм – это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Ничто в обществе, кроме свободной воли других индивидов, не ограничивает индивидуальной свободы. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях общечеловеческого единства независимо от национальности, гуманизма, прогресса, демократического правления. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок.

Социализм – это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где были бы реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается как реальное и охраняемое государством равенство социальных и экономических возможностей всех членов общества. Социалистическая идеология высшей ценностью полагает коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы. Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

Национализм – это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям. Его можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности на угрозу иноэтнического влияния. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Тем самым этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации.

Комунитаризм – это идеология, сущность которой составляет критический подход к современному обществу; основное концептуальное ядро – идея общечеловеческого братства. С точки зрения коммунитаризма личность и ее социальная роль представляют собой нерасторжимое целое, социальную фигуру, устойчивый образ, налагающий свои черты не культуру и персонифицирующий эпоху. Демократические и либеральные ценности современного мира с точки зрения коммунитаризма представляют собой идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Ни одна из идеологических систем прошлого не может предложить ничего нового для решения накопившихся социальных проблем. Поэтому необходима такая идеологическая концепция, которая смогла бы вывести общество за пределы сложившегося замкнутого пространства, где действуют социальные фигуры нашей эпохи. Это концепция братства людей, противостоящая идеологическому концепту справедливости, лежащему в основе всех современных идеологий. Братство в понимании коммунитаризма – совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идея братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга людей и их ролей.

Гуманизм – идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей. В отличие от остальных идеологий современности, делающих своим аксиологическим основанием не благо человека, а различные более важные с их точки зрения вещи (самоутверждение той или иной нации, класса или социальной группы, сохранение традиционного социального порядка или его реставрацию, свободу предпринимательской инициативы и право частной собственности), идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества. Мировоззренческое ядро гуманистической идеологии образует концепция планетарного гуманизма, основные положения которой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания для всех людей на Земле.


Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс.2001.№6

Сущность экономической стратификации населения заключается в неравном распределении доходов и материальных благ. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить контуры экономической стратификации и социальную траекторию их изменения на протяжении 90-х годов.

Методология исследования

Исследование основывалось на анализе одного из компонентов материального благосостояния населения – денежных доходов, которые можно считать вполне приемлемым показателем для измерения экономической стратификации населения.

Информационной базой исследования послужили материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Исследование опирается также на данные второго этапа обследования – пятой, шестой, седьмой и восьмой волн (декабрь 1994г., октябрь 1995г., октябрь 1996г., ноябрь 1998г.), в ходе которых ежегодно опрашивались около 11 тысяч человек в 4 тысячах домохозяйств. Также использовались данные о текущих денежных доходах, полученных домохозяйством из всех источников в течение последних 30 дней, предшествующих моменту опроса.

Основным наблюдательным признаком является показатель текущего денежного дохода, приходящегося на одну потребительскую единицу в домохозяйстве. Для устранения различий между жителями различных регионов денежный доход был выражен не в рублях, а в количестве прожиточных минимумов, приходящихся на одну потребительскую единицу.

Распределения населения по экономическим стратам

Экономическая стратификация была построена на основе аналитической шкалы, группирующей население по уровню дохода. Была использована шкала имеющая 10 страт: 1) до 0,5 ПМ/ПЕ; 2) 0,5-1,0; 3) 1,0-1,5; 4) 1,5-2,5; 5) 2,5-3,5; 6) 3,5-4,5; 7)4,5-7,0; 8) 7,0-10,0; 9) 10,0-15,0; 10) более 15 ПМ/ПЕ. Полученные данные показали высокий удельный вес бедных и малодоходных страт (1, 2, 3), а также заметный сдвиг в сторону бедных и малодоходных страт населения после 1994 года; численность средних и верхних страт к концу наблюдаемого периода составляла менее половины от первоначального уровня. Таким образом, доминантным процессом изменения конфигурации экономической стратификации было массовое обеднение населения. Эту тенденцию отражает и динамика среднего по совокупности проминимумного дохода.

Контуры экономической стратификации

Экономическая стратификация представляет собой ступени на пути восхождения к богатству. Размещение населения на этих ступенях можно изобразить в виде плоской геометрической фигуры, контуры которой в каждый конкретный момент зависят от количества людей, находящихся на той или иной ступени этой лестницы. Перемещение людей по ступеням будет приводить к изменению формы этой фигуры.

Характер изменений в соотношении численности экономических страт показывает, что трансформация экономической стратификации происходила в направлении, обратном заявленным целям либеральных экономических реформ, - таких как формирование широкого слоя новых собственников, расширение численности средних слоев, повышение доли богатых в составе населения.

Наиболее существенные изменения «фигуры» экономической стратификации произошли в 1994-1996 гг. В этот период происходят серьезные социально-экономические катаклизмы в жизни общества. Начиная с 1995 г., экономическая стратификация приобрела черты устойчивости, неизменности. В этом можно видеть и положительную сторону, так как с этого момента не наблюдалось деформации «фигуры» в худшую сторону. В то же время это говорит о консервации последствий негативных изменений, произошедших в 90-е годы.

Дифференциация между экономическими стратами и экономические слои страты

Средняя величина доходов полюсных групп – самых бедных (1) и самых богатых (10) – в исследуемом периоде различалась более чем в 80 раз. В общей сложности, одному проценту самых обеспеченных принадлежит более 12% всех получаемых доходов, что свидетельствует о высокой концентрации денежных ресурсов и о высоком уровне социально-экономического неравенства в российском обществе. Количественный состав экономических слоев и его изменение в период наблюдения приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение населения по экономическим слоям (%)


Потребительское поведение и экономические слои

Покупка дорогостоящих потребительских благ, особенно таких как квартира, дом, автомашина, осуществляется за счет средств, аккумулируемых в течение того или иного периода времени, как правило, в режиме большей или меньшей жесткости сокращения расходов на удовлетворение других потребностей. Высоким «покупательным» потенциалом обладают верхний средний и высший слои. В результате августовского кризиса 1998г. этот показатель уменьшился вдвое.

Социальные профили экономических слоев

Важной стороной экономической стратификации является ее соотношение с социальной. Результаты исследования показали важную роль нескольких факторов, определяющих размещение социальных групп на различных уровнях экономической иерархии. К их числу можно отнести место проживания (город-село), уровень образования, профиль базового образования, форму собственности предприятий, на которых работает население. Жители города и села, высокообразованные и с минимальным уровнем образования, специалисты высшей квалификации и неквалифицированные рабочие, представители самых разных профессиональных групп входят в состав всех экономических слоев. Поэтому речь может идти лишь об определенных смещениях численности этих социальных групп в составе того или иного слоя, а также об устойчивости их пребывания в каком-либо слое в период наблюдения. Рассматриваемые социальные профили страт сформированы на основе результатов факторного анализа и соотношения рисков (шансов) для разных социально-профессиональных групп входить в состав того или иного слоя.

Устойчивую часть низшего слоя образуют жители села, а также наименее образованная часть населения. Неизменное профессиональное ядро – разнорабочие в торговле и обслуживании. В связи со снижением жизненного уровня к концу периода наблюдения слой пополнился новыми социальными группами. В 1998г. в низший слой попали 70,9% работников сферы здравоохранения со средним специальным образованием или без специального образования; 56,5% преподавателей высшей и средней школы; 52,2% работников науки и научного обслуживания.

Типичные представители нижнего среднего слоя на протяжении всего периода наблюдения – работники сферы здравоохранения, работники торговли и общественного питания, рабочие точного ручного труда. К 1998г. сюда переместились агенты по торговле, финансам, купле-продаже, снабжению, администраторы, мелкие государственные чиновники и др.

Прочное место в верхнем среднем слое занимают работники с высшим образованием в области точных и прикладных наук, специалисты в сфере права, экономики и культуры, преподаватели высшей и средней школы. Но наиболее высокие шансы занять место в этом слое у крупных чиновников и законодателей, генеральных директоров и управляющих, представляющих как государственный, так и частный сектор экономики.

Малочисленность и нестабильность состава высшего слоя не позволяет уловить его социальный профиль на статистически значимом уровне. Получатели самых высоких доходов рассеяны по всему спектру служебных положений, сфер занятости, профессиональных групп.

Мобильность населения по доходам

Мобильность населения по уровню доходов – это процесс перемещения их получателей на шкале распределения по доходам. Характерной особенностью исследований мобильности по доходам является наблюдение за одними и теми же объектами, позволяющее отслеживать изменения их положения в экономическом пространстве в различные моменты времени. Исследование мобильности дает возможность определить, остались наблюдаемые объекты в исходном классе или переместились в другой; сколько было тех, кто перешел в другой класс, и сколько тех, кто остался в исходном доходном классе.

В самом общем виде результаты измерения мобильности показывают, что к 1996 году 71% населения имело доходы меньшего размера, чем в 1994г. При этом среди 35% осуществивших нисходящую мобильность по доходам, их величина сократилась, по меньшей мере, наполовину. После 1996 года масштабы нисходящей мобильности уменьшились, и к 1998 г. в наблюдаемой совокупности насчитывалось примерно 50% тех, чьи доходы были меньше, чем в 1996 г. Одновременно увеличилась доля населения, чьи доходы выросли довольно существенно – более чем в два раза.

Общей чертой воспроизводства экономических слоев на протяжении всего периода наблюдения является уменьшение численности их постоянного состава по мере перехода от низшего слоя к высшему. Если низший слой сохранял в этот период времени примерно 80% своего состава, то нижний средний – только 40%, верхний средний – всего 20%, а высший слой к 1998 году полностью обновил свой состав.

Социоломгия -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Термин «социология» был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин -- известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» несколько иной смысл. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку -- социологию. Конт считал, что социология -- это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки. Он отмечал, что Маркс "впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс". Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. социология исследование общественный факт

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии -- это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

15 февраля 2015 года известный французский социолог Фредерик Лебарон провёл цикл лекций и семинарское занятие для студентов и преподавателей Балтийского государственного университета им. Иммануила Канта. С БФУ города Калининграда Фредерика Лебарона связывают давние дружеские отношения. Вице-президент социологической ассоциации Франции, ученик и последователь Пьера Бурдьё, авторитетно заявляет, что социология неотделима от экономики и является уникальным инструментом для оценки уровня благосостояния общества.

Ещё в 2008 году Николя Саркози, будучи президентом Франции, предложил экспертам отмежеваться от прежней системы критериев оценки общественного развития: объёма промышленного производства и ВВП, назвав их неактуальными и неспособными дать объективную оценку качества жизни человека в обществе. Фредерик Лебарон пристально наблюдал за работой созданной комиссии, которая, к слову сказать, так и не выполнила поставленную французским правительством задачу.

Почему нельзя полностью полагаться на ВВП как показатель уровня благосостояния общества? Пробки на автомобильных дорогах повышают статистику расхода бензина. Следовательно, дорожные заторы способствуют увеличению доли производства и потребления нефтепродуктов. Однако, автомобильные пробки – скорее отрицательное явление, которое к тому же способствует ухудшению экологической ситуации.

Доля производства домашней продукции тоже не учитывается ВВП. Хотя уровень производства дачного и подсобного хозяйства достаточно высок. Шесть соток вполне могут прокормить среднестатистическую российскую семью. Теневой экономический сектор тоже нельзя сбрасывать со счетов, особенно учитывая российский уровень коррупции.

Какие параметры французская исследовательская группа вложила в понятие качество жизни? Прежде всего, экспертами учитывается материальный доход, уровень образования населения, качество услуг здравоохранения. Обязательно берётся во внимание состояние окружающей среды и показатели физической безопасности населения. Все статистические сведения должны брать во внимание показатели социального неравенства. Кроме того, эксперты отказались рассматривать только объём инвестиций как показатель развития экономики. На первое место вышли индикаторы, определяющие степень отдачи от вложенных средств. Этот показатель, который ввела правительственная комиссия, относится к так называемому критерию устойчивости. Здесь важна эффективность использования ресурсов: природных, интеллектуальных и социальных. Не все они восполняемы. Полезные ископаемые и водные богатства требуют более чем ответственного подхода к их использованию.

Экономика рассматривает понятие качества жизни с материальной точки зрения. А вот социологи вкладывают в определение достойной жизни показатели счастья или несчастья. Можно ли быть счастливым в отдельно взятой стране? Не к этому ли стремилось человечество на всём протяжении собственной истории? Если бы правительство определяло уровень качества жизни с точки зрения не только экономики, но и социологии, то вынуждено было бы рассматривать и такие стороны человеческого бытия, как институт брака и детства, условия жизни инвалидов и престарелых членов общества. Например, дети не являются сегодня источником экономического дохода, но они определяют будущий доход государства с точки зрения трудовых ресурсов. Французские эксперты предлагают рассматривать уровень качества жизни с точки зрения «культурно-специфической обоснованности довольства или недовольства», которое скорей всего определяется не сегодняшним днём, а перспективами развития общества. Ситуация в странах Латинской Америки наиболее приближена к «счастливым показателям»: у них наблюдается процесс сглаживания социальной дифференциации, намечается устойчивый экономический рост. Люди это почувствовали и воспряли духом. Следовательно, по показателям «довольства» они чувствуют себя не хуже немцев и французов.

К сожалению, экономический кризис не добавляет количества счастливых людей в российском обществе. Но есть надежда на цикличное развитие экономики, когда вслед за кризисными явлениями обязательно начнётся период экономического подъёма. А вслед за ним появятся перспективы и надежды на лучшие условия качества жизни.