Что значит зачет. Как сдать сессию: самые важные советы. Другие виды стипендий

Студенты российских высших учебных заведений, сдающие свою первую сессию, часто интересуются: влияет ли на стипендию результаты зачетов? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Что такое «стипендия»

Слово «стипендия» в русский словарь вошло из латинского языка и в переводе означает «жалование» или «оклад». В юридическом контексте стипендия – это материальная помощь в денежном эквиваленте, которая представляет собой оплату стоимости обучения. Еще одна трактовка этого понятия – денежное пособие для студентов учебных заведений (в том числе аспирантов, докторантов), что выдается им на руки каждый месяц.

В России стипендию учащимся принято выплачивать еще со времен Советского Союза. В 1930 году Совет народных комиссаров подписал постановление об обеспечении лиц, проходящих обучение в высших учебных заведениях (к таким относились рабфаки и техникумы). Размер стипендии студента того времени составлял 45 рублей, выплачивались они каждый месяц. Такая выплата носила название «академической». Условия ее получения с тех пор остались без изменений:

  • деньги выдаются студенту на протяжении полугодия – семестра;
  • возможность выплаты устанавливается по итогам прошедшей сессии (то есть если экзаменационная сессия не сдана студентом, то в следующем семестре он стипендию уже получить не сможет).

Для первокурсников предусмотрены немного другие правила получения денежной стипендиальной выплаты. Такие новоиспеченные студенты в первом полугодии каждый месяц получают стипендию одинакового размера – минимального, который устанавливается на законодательном уровне нашего государства. Она предназначается для каждого первокурсника.

Другие виды стипендий

Помимо академической стипендиальной выплаты, в нашем государстве существуют еще и другие виды подобных выплат.

К ним относят социальную стипендию, которая может быть выдана только при наличии следующих факторов:

  • студент нуждается в материальной помощи, что подтверждается документально;
  • студент обучается на бюджете;
  • список таких студентов утверждается руководством учебного заведения.

Почетная стипендиальная выплата учреждается каким-либо исполнительным органом (например, Ученым советом ВУЗа либо правительством страны). Такие денежные средства выдаются только тем учащимся, что отличились в одной из областей науки, спорта или искусства.

Также достаточно часто практикуется выплата студенту ВУЗа стипендии от предприятия, которое направило его на обучение. Обучающееся лицо в этом случае берет на себя обязательство после завершения учебы и получения диплома вернуться на данное предприятие для продолжения трудовой деятельности.

К стипендиальным выплатам относят и единовременную помощь, которой студент российского ВУЗа может воспользоваться только один раз в году, сделав соответствующий запрос через руководство ВУЗа.

Современная академическая стипендия в России

Успеваемость студентов влияет на получение ними академической стипендии. В российских ВУЗах принято данный вид стипендиальной выплаты выплачивать только в том случае, если студент при сдаче экзаменационной сессии получил оценочные балы достаточного – «4», и высокого – «5», уровня.

Что же может влиять на возможность получения обычной академической стипендии для студентов вузов нашего государства? Как уже говорилось, это результаты экзаменационной сессии, в которую входят:

  1. Экзамены.
  2. Курсовые проекты.
  3. Защита выпускных и дипломных работ.
  4. Практика (как учебная, так и производственная).

Оценки по практике могут выставлять и после завершения экзаменационной сессии, но они все равно будут учтены при расчете размера стипендиальных выплат.

Влияют ли зачеты на выплату академической стипендии в российских ВУЗах

Под зачетом принято подразумевать определенную форму контроля учащихся. Такие зачеты обычно формируются в высших учебных заведениях в одно время перед экзаменационной сессией (например, в зачетную неделю). Их расписание, как и расписание экзаменов, формирует и утверждает деканат учебного заведения. Они распределяются так, чтобы не перегружать учащегося – по одному-двум предметам в день. Механизм проведения зачета по учебной дисциплине следующий:

  • это заключительное занятие по предмету;
  • преподаватель сам определяет форму проверки знаний студентов.

В обязательном порядке на получение зачета влияет посещаемость и успеваемость студентов на протяжении всего полугодия. Так, благоразумный ученик, посещающий все занятия и сдающий все требуемые работы на высоком уровне, может претендовать на получение «автомата» – автоматического получения зачета.

Существует несколько форм проверки знаний учащихся в виде зачета в высшем учебном заведении:

  1. Письменная работа.
  2. Устный опрос.
  3. Реферат.

Успешная сдача зачета в обязательном порядке фиксируется записью в соответствующих документах:

  • общей ведомости оценок студентов группы;
  • личной зачетной книжке студента.

Эта запись может быть двух видов – «зачет» или «незачет». Студент, что сдал все зачеты в отведенное для этого время, получает допуск к экзаменационной сессии.

Если говорить о влиянии зачетов на назначении стипендиальных выплат (речь идет об академическом их виде), то необходимо уточнить следующее:

  • входит ли такой зачет в экзаменационную сессию (то есть является обязательным для сдачи);
  • оценивается ли зачет в баллах.

Зачеты, сдаваемые студентами в вузах нашего государства, делятся на два вида:

  1. Обычный (запись о сдаче такого зачета в ведомость и зачетную книжку производится без оценивания знаний студента в баллах).
  2. Дифференцированный (зачетный контроль с оцениванием, то есть в зачетку и ведомость будут вписываться оценки в баллах).

Именно дифференцированный вид зачетного контроля с оцениванием знаний студентов в баллах влияет на начисление академической стипендиальной выплаты на следующий семестр.

Вид зачета всегда можно уточнить по учебному плану, который составляется деканатом факультета того ВУЗа, где студент обучается.

Влияет ли зачет на получение социальной стипендии

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что собой представляет социальная стипендия для студентов российских ВУЗов. Данный вид стипендиальной выплаты может быть выплачен только лицу, которое обучается на бюджетной основе.

Социальная отличается от академической стипендии тем, что это материальная помощь для учащегося, нуждающегося в поддержке государства. Академическая же выплачивается в качестве поощрительного стимула для студентов со знаниями на достаточном и высоком уровне. Если студент будет учиться на низком уровне, то академическая стипендиальная выплата со следующего учебного семестра с него снимается. Социальная стипендия снимается только в случае, когда причина назначения подобной материальной помощи в денежном эквиваленте прекращают свое действие. Еще одним основанием для прерывания выплаты такой помощи для студентов служит отчисление обучающегося студента из ВУЗа. Современный студент российского высшего учебного заведения может получать сразу несколько видов стипендиальных выплат – и социальную, и академическую.

Результаты зачетной недели не влияют на выплату и начисление социальной стипендии. На нее могут претендовать следующие категории студентов:

  • воспитывающие детей;
  • имеющие родителей инвалидов I и II группы;
  • из неполных семей;
  • из многодетных семей;
  • семейные студенты;
  • сироты, оставшиеся без попечения родителей до 23 лет;
  • студенты-инвалиды I и II группы;
  • пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • студенты-инвалиды и ветераны боевых действий;
  • доход родителей, который меньше прожиточного минимума на члена семьи.

Срок назначения вспомогательной социальной стипендии – один год. Но если в этот период у студента будут не сданы экзамены по каким-то предметам за текущую сессию, то выплата приостанавливается до того момента, пока не будут сданы все существующие задолженности.

Рассмотрим данное положение на реальном примере: студент российского ВУЗа Синицын Александр не сдал один из основных экзаменов, вынесенных на экзаменационную сессию, проводимую зимой. Значит, последнюю стипендиальную выплату он получил в декабре. В это же время выплата социальной стипендии будет приостановлена. Студент Синицын А. сможет снова получать материальную денежную помощь, как только сдаст появившуюся задолженность по экзаменационной сессии. Если это произойдет в феврале, то выплаты уже будут произведены за этот месяц с учетом пропущенного января. При этом полученная оценка на размер социальной стипендиальной выплаты не влияет.

Если этот же случай рассматривать для примера выплаты академической стипендии, то Синицын Александр после несданного экзамена во время зимней сессии лишается права на ее получение. Академическая стипендиальная выплата будет возобновлена лишь после успешной сдачи следующей экзаменационной сессии, то есть уже после курса в летний период. При этом результаты всех экзаменов должны быть на достаточном и высоком уровне. Это относится и к зачетам дифференцированного типа, которые оцениваются в баллах.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать - это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчетов и др.).

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАЧЕТ" в других словарях:

    Способ прекращения обязательств, согласно которому обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого: либо наступил; либо не указан; либо определен моментом востребования. См. также:… … Финансовый словарь

    Перерасчет, пересчет, сконтрация, пересчетка Словарь русских синонимов. зачет сущ., кол во синонимов: 18 автомат (43) айс … Словарь синонимов

    В гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично 3. встречного однородного требования, срок которого наступил либо этот срок не указан или определен моментом востребования. Для 3.… … Юридический словарь

    А. Принятие в счет чего либо. Б. Взаимопогашение равных сумм платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Погашение взаимных обязательств, платежей двух или нескольких юридических и физических лиц в пределах равных сумм, величин взаимного долга. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

    зачет - 1. Принятие в счет чего либо. 2. Погашение в пределах равных сумм взаимных платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    Зачет - см. Прекращение обязательства зачетом … Энциклопедия права

    ЗАЧЕТ - фиксация положит. р та личного и командного участия в соревновании. Необходимое для получения командного 3. число участников команды, полностью выполнивших программу соревнований, устанавливается в Положе нии о соревновании … Справочник по коневодству

    ЗАЧЕТ - в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично З. встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для З … Юридическая энциклопедия

    ЗАЧЕТ - регламентированная ст. 78 НК процедура, применяемая налоговым органом в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора), а также пени. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Зачет обязательств , Н.Г. Вавин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство "Правоведение"…
  • Зачет по выживаемости , Василий Гриневич. Тридцать лет назад количество аварий и катастроф в космосе внезапно - и неизвестно почему - приняло чудовищные размеры. С тех пор "выживаемость" стала обязательной дисциплиной в курсе…

Процесс обучения в вузе отличается от школьного. На смену урокам приходят лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы. Учебный год разбит на семестры, в конце которых начинается зачетная неделя, а затем сессия.

Мы составили словарь первокурсника, в который внесли термины, чаще всего встречающиеся в процессе обучения. Они помогут вам быстрее освоиться.

Зачеты и экзамены - проверка полученных знаний и навыков

В высших учебных заведениях качество усвоения студентами материала оценивается на зачетах и экзаменах. Сначала дадим определения этих важнейших понятий в терминологии вуза.

Зачет - это предварительная оценка знаний студента. Зачет не имеет оценки в баллах. По его результату студенту в зачётку выставляется «зачтено» или «не зачтено», то есть пометку о том, знает студент тему хотя бы на “тройку” или нет. В один и тот же день может проходить несколько зачетов. Несданные зачеты равнозначны недопуску к экзаменам.

Зачеты сдают во время зачетной недели, когда уже не проходят занятия, но еще не начались экзамены. Обычно зачет принимает тот же преподаватель, что читал лекции, либо его ассистент. Зачет может проходить в форме теста, деловой игры, ответов по билетам либо защиты проекта. Студенты , которые регулярно посещают занятия и имеют хорошую успеваемость, могут получить зачет «автоматом» на последнем занятии. В балльно-рейтинговой системе “автомат” можно получить за счет набранных баллов.

Экзамен - это итоговая оценка знаний студента по конкретной дисциплине. Его проводят в период экзаменационной сессии. В один день должно проходить не больше одного экзамена.

Перед сдачей дают несколько дней на подготовку. Студентам за 2-4 недели выдают список вопросов (до 100), которые потом будут разбиты на экзаменационные билеты - до трех вопросов в каждом. Перед экзаменами преподаватели устраивают консультации, где дают разъяснения по вопросам. Желательно на них приходить и задавать вопросы, чтобы, как минимум, освежить в памяти преподавателя вашу персону, так как именно он - лектор - будет оценивать ваш ответ.

Экзамен обычно проводится в форме устного опроса по билетам. Кроме вопросов про теорию, в билете бывают практические задания: анализ реального случая или решение задачи. Преподаватель также может задавать дополнительные вопросы сверх имеющихся в билете.

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе, где высшая оценка - «отлично», низшая - «неудовлетворительно». Оценки сразу же после сдачи объявляют студенту. Положительные оценки заносятся в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, неудовлетворительные - только в ведомость. Полученные на экзамене оценки затем идут в диплом. Если студент получил за экзамен “неуд”, то он должен прийти на пересдачу.

Если за экзамены вы получили только ”4” и “5”, то вы можете рассчитывать на академическую стипендию. Хотя бы одна “тройка” лишает вас этой привилегии, социальная стипендия сохраняется.

В зачетную книжку заносятся положительные результаты экзаменов

Чем отличается экзамен от зачета

Отличия зачета от экзамена представлены в следующей таблице.

Предварительная аттестация, по результатам которой студент будет допущен/не допущен к экзамену

Итоговая оценка знаний

Проводится в зачетную неделю перед сессией

Проводится во время сессии

В один день может быть несколько зачетов

В один день может проводиться только один экзамен

Ставится на основании курсовых и контрольных работ, рефератов, устного опроса, рейтинга

Сдается по вопросам в билетах

Не оценивается в баллах

Оценивается по пятибалльной шкале

Обычно принимает преподаватель, ведущий семинары, практические занятия, лабораторные работы

Обычно принимает лектор

Зачет можно получить «автоматом» на основании результатов практических, контрольных и курсовых работ, регулярного посещения занятий

Экзамены «автоматом» практически никогда не ставятся или ставят “удовлетворительно”

Задания даются достаточно простые, чтобы их смогло выполнить большинство студентов

Вопросы и задания соответствуют сложности курса

Результаты зачета заносятся в зачетную книжку

Экзаменационные оценки идут в диплом

Чем сессия отличается от аттестации

Сессия - это период сдачи экзаменов в вузах. В это время проводится проверка знаний по дисциплинам, которые преподавались в текущем семестре (модуле). Студент, успешно сдавший все экзамены, сможет продолжать дальнейшее обучение.

Сессия бывает зимней и летней. В этот период обычно бывает не более шести экзаменов. На подготовку к каждому дается не менее трех дней. Все экзамены сдают в среднем около трех недель. Время начала и окончания экзаменационного периода каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Перед сессией обычно проходит зачетная неделя, во время которой студенты сдают рефераты, зачеты, курсовые и лабораторные работы. Студента допускают к сдаче экзаменов, если он получил все зачеты. Если студент не сдал какие-либо экзамены, ему предоставляется возможность пересдачи (не более трех раз для одного предмета).

Закрыть сессию - сдать все зачеты и экзамены. Не закрывшие сессию учащиеся отчисляются. После закрытия сессии у студентов начинаются каникулы.

Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проконтролировать успехи в обучении и посещаемость. Староста относит в деканат журнал посещаемости, преподаватели отчитываются о результатах проверочных работ и других заданий студентов, выставляют оценки по рейтингу успеваемости. Если студент забросил учебу сразу после первой пары в семестре, то уже на промежуточной аттестации деканат узнает об этом. В списке негативных последствий: вызов к декану факультета, строгий выговор, риск отчисления.

Иногда под аттестацией подразумевают более широкое понятие: это проверка усвоения программы студентами по выборочным дисциплинам - за семестр или год. Аттестация по дисциплинам проводится в формах, определенных учебным планом:

  • зачета или экзамена;
  • защиты курсового проекта;
  • защиты отчета по практике.

Что такое балльно-рейтинговая система

Это понятие часто встречается в терминологии студентов.

Балльно-рейтинговая система (БРС) - система оценки работы студента путем начисления баллов. Система разработана в рамках Болонского процесса, который создает благоприятные условия для сближения систем высшего образования стран Европы. Условно БРС можно разделить на три рейтинга:

  • учебный;
  • научный;
  • социальный

В странах Европы при этом используют систему кредитов (зачетных единиц Карнеги). Получить один кредит - значит успешно проявить себя в рамках определенной учебной дисциплины за один академический час в неделю.

В российских вузах студентам за их работу на занятиях в течение семестра начисляют баллы. Рейтинг рассчитывается по стобалльной шкале. Учебный рейтинг складывается из баллов за посещаемость, успехи в учебе (по результатам зачетов и экзаменов), творческий подход в предмету (презентации, доклады, проекты). Научный рейтинг зависит от баллов, полученных за участие в научных работах кафедры, конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ. Социальный рейтинг тем выше, чем активнее студент принимает участие в общественной жизни вуза.

Если за работу в течение семестра студент набрал менее 30 баллов, его не допускают к экзамену или зачету. Чтобы набрать нужное количество, ему потребуется выполнить дополнительные работы. За сдачу зачета или экзамена студент получает до 40 баллов. Если при сдаче зачета или экзамена студент получает менее 20 баллов, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

  • о присуждении грантов на обучение или стажировках в зарубежных вузах;
  • о переводе с платного обучения на бюджетное ;
  • о выдаче именных стипендий;
  • о других формах поощрения.
  • Итоговый рейтинг накапливается за все годы обучения. По его результатам принимаются решения:
  • о предоставлении студенту преимущественного права на поступление в магистратуру или аспирантуру;
  • о предоставлении рекомендательных писем работодателям от имени высшего учебного заведения;
  • о внесении в книгу почета.

Лекция, семинар, коллоквиум, практикум

Рассмотрим подробнее эти наиболее распространенные в словаре студента понятия.

Лекция - одна из основных форм обучения в высших учебных заведениях. Преподаватель рассказывает теоретический материал, обычно в форме монолога. Студенты конспектируют информацию, по которой потом будут готовиться к зачетам и экзаменам.

На 1-3 курсах часто проводятся потоковые лекции : в огромный лекционный зал приходят все студенты с одного курса и слушают лектора.

Семинар - вид практических занятий, которые могут проходить в разных форматах: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач. Семинар помогает усвоить знания, полученные на лекциях. Эта форма обучения способствует развитию навыков самостоятельной работы. Также это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов, коллективное подведение ее итогов.

Семинары позволяют студенту применить знания на практических заданиях

Это одна из форм проверки и оценки знаний студентов в вузах. В переводе с латыни понятие означает «разговор». Часто он проводится в виде промежуточного мини-экзамена, который проходит один или несколько раз в семестр. В ходе проверки могут оцениваться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. В других случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы. По его результатам выставляет зачет по дисциплине. В некоторых случаях коллоквиум представляет собой дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие. Нередко коллоквиум проводится по согласованию между преподавателями и студентами.

Практикумы - занятия в форме практической или лабораторной работы. Они проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, на производственных участках. Основная цель практикумов - применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Место прохождения практики зависит от будущей специальности учащегося. Студенты технических вузов учатся работать с различной аппаратурой, приборами и техническими средствами. В гуманитарных вузах студентов могут направить для получения опыта в средние учебные заведения страны, государственный или муниципальный архив. Будущие банковские работники направляются для прохождения практики в банки или другие финансовые учреждения.

Иногда практикумы могут проходить прямо на производстве

НИРС, курсовая работа и диплом

НИРС - это Научно-Исследовательская Работа Студентов. Под этим понятием обычно понимают работу студента над своей курсовой или дипломной работой. Также она может проходить как работа в научных кружках, клубах, лабораториях или индивидуально с научным руководителем. В расписании это выглядит как факультативное занятие. Самое сложное в жизни студента - заставить себя заниматься НИРСом, так как это самый большой вызов учащимся в плане самостоятельности и планирования своего времени.

Курсовая работа - это вид учебной работы студента с элементами научных исследований. Обычно студенты начинают писать курсовые работы со второго курса. Но если на втором и третьем году обучения учащиеся пишут курсовые в виде рефератов (около 15 страниц), то на старших курсах они должны проводить исследования (40-60 страниц). Написание курсовых готовит студентов к созданию дипломных работ.

Курсовые работы способствуют развитию таких навыков, как умение подбирать и анализировать информацию, работать с источниками, систематизировать собранный материал. Отдельный блок работы над “курсачом” - это оформление. Вам придется изучить стандарты оформления сносок, цитат, титульного листа и приложений и пр. Щедрый бонус - повышение знаний в Microsoft Word.

Дипломная работа , или Выпускная квалификационная работа (ВКР) - это последняя работа в процессе обучения. Она может быть продолжением ваших курсовых работ или их расширенной версией. Требования к диплому выше, чем к курсовой, так как именно ВКР подтверждает вашу способность самостоятельно решать исследовательские проблемы в опоре на полученные знания.

Дипломная работа студента для проверки его готовности к работе по специальности

Что дает обучение в вузе?

Пройдя все этапы обучения, вы не только получите багаж знаний, необходимый для будущей специальности, но и научитесь быстро анализировать информацию. Зачеты и экзамены разовьют в вас стрессоустойчивость и умение находить выход в сложных ситуациях. Вы станете ответственной и самостоятельной личностью, способной решать проблемы и не опускать руки в случае неудач.

ЗАЧЕТ - регламентированная ст. 78 НК процедура, применяемая налоговым органом в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора), а также пени. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в установленном порядке. Зачет суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов (сборов), на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Зачет излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Указанные применяются также в отношении зачета излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов, а также при зачете излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов. Эти же правила применяются также при зачете излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАЧЕТ" в других словарях:

    Зачет - способ прекращения обязательств, согласно которому обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого: либо наступил; либо не указан; либо определен моментом востребования. См. также:… … Финансовый словарь

    зачет - перерасчет, пересчет, сконтрация, пересчетка Словарь русских синонимов. зачет сущ., кол во синонимов: 18 автомат (43) айс … Словарь синонимов

    ЗАЧЕТ - в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично 3. встречного однородного требования, срок которого наступил либо этот срок не указан или определен моментом востребования. Для 3.… … Юридический словарь

    Зачет - А. Принятие в счет чего либо. Б. Взаимопогашение равных сумм платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗАЧЕТ - форма проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчетов и др … Большой Энциклопедический словарь

    ЗАЧЕТ - погашение взаимных обязательств, платежей двух или нескольких юридических и физических лиц в пределах равных сумм, величин взаимного долга. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

    зачет - 1. Принятие в счет чего либо. 2. Погашение в пределах равных сумм взаимных платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    Зачет - см. Прекращение обязательства зачетом … Энциклопедия права

    ЗАЧЕТ - фиксация положит. р та личного и командного участия в соревновании. Необходимое для получения командного 3. число участников команды, полностью выполнивших программу соревнований, устанавливается в Положе нии о соревновании … Справочник по коневодству

    ЗАЧЕТ - в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично З. встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для З … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Зачет обязательств , Н.Г. Вавин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство "Правоведение"…

В высшей школе существуют различные способы контроля и проверки знаний студентов. Это не только экзамены и зачеты. Существует еще и такое понятие, как дифференцированный зачет по дисциплине. Что это такое, как он проводится и чем отличается от иных форм контроля знаний - об этом и пойдет далее речь.

Терминология

Изначально надо разобраться с терминологией, с которой придется столкнуться. Итак, дифференцированный зачет - это одна из форм проверки усвоенного студентом материала. Нужно отметить, что такая форма контроля целесообразна и для оценки прохождения производственной и учебной практик. Если же говорить самыми простыми словами, то дифференцированный зачет - это тот же зачет, но только в результате проведения которого ставится оценка.

К примеру, если по итогам дисциплины следует зачет, то студент может получить две оценки: «з» - когда преподаватель отмечает, что материал усвоен и «н/з» - когда лектор недоволен теми знаниями, которые получил учащийся во время изучения дисциплины. Вся суть зачета в том, что если знания студента не отличны, но находятся в пределах нормы, то он может получить отметку «з». Дифференцированный зачет - это выставление преподавателем уже полноценной оценки за полученные студентом знания.

Понятие промежуточной аттестации

Нужно отметить, что дифзачет относится к одной из форм промежуточной аттестации. Суть ее в том, чтобы проверить усвоение студентами полученного материала. Кроме дифзачета, существуют еще такие формы контроля, как экзамен или зачет. Считается, что лучшей формой промежуточной аттестации является письменный контроль, ведь он считается наиболее объективной и комплексной проверкой изложенных знаний.

О нормах

Важно также отметить, что все формы контроля должны регламентироваться базовым учебным планом. Это главный документ, согласно которому работает любая кафедра. Это некий график, где содержится информация о том, в каком семестре будет изучаться определенная дисциплина, сколько на это отводится часов, какое распределение между лекционными, семинарскими и иными видами занятий предусмотрено. Также в учебном плане прописывается форма контроля, которая следует после завершения учебного курса.

Дифзачет и промежуточная аттестация

Также хочется отметить, что дифференцированный зачет может быть и формой промежуточной аттестации в рамках одной дисциплины. Так, к примеру, годовая дисциплина «История» после окончания первого семестра может завершаться дифзачетом, а по окончании целого курса - через год - экзаменом. Однако рассматриваемая форма контроля может также быть и самостоятельной, конечной.

Цель проведения дифзачета

Поняв, что дифференцированный зачет - это форма промежуточной аттестации, хочется рассмотреть также цели ее проведения. Их существует несколько:

  • В первую очередь важно, конечно же, оценить уровень усвоенного материала студентом.
  • Понять, насколько студент усвоил теоретическую часть, имеет ли представление о практической ее стороне (если дисциплина это подразумевает).
  • Убедиться в том, что у студента развито образное и творческое мышление, которое просто необходимо при изучении определенных дисциплин.
  • Ну и, конечно же, нужно понять, умеет ли учащийся синтезировать знания и трансформировать их для применения на практике.

Кто принимает дифзачет?

Обязательно надо рассказать обо всех нюансах, которые важно учитывать, если предстоит дифференцированный зачет по МДК. В первую очередь, надо уяснить, что принимать у студентов дифзачет будет тот преподаватель, который «читал» курс. Это может быть как лектор, так и преподаватель, проводивший практические (семинарские) занятия. Это лучше всего, ведь учитель видит, кто из студентов и как работал на протяжении отведенного на изучение дисциплины времени.

Кто допускается к сдаче дифзачета

Если студенту предстоит дифференцированный зачет по истории или иной дисциплине, нужно понимать, что к нему еще необходимо получить так называемый допуск. Что же это такое? К примеру, если учащийся не ходил целый семестр на пары, и тем более не сдавал контрольные работы или рефераты, допуска у него точно не будет. В каких же случаях его можно получить? Если будут сданы все контрольные рубежи и задания, предусмотренные не только рейтинговой системой, но и рабочим планом определенной дисциплины.

Критерии оценки

Проведение дифференцированного зачета завершается выставлением оценки студенту, согласно его знаниям. Оценочная шкала практически всегда такая же, как и при сдаче экзаменов. То есть преподаватель имеет право поставить студенту «5» - отлично, «4» - хорошо и т.д., до «2» - что означает неудовлетворительно. Однако надо отметить, что некоторые кафедры дифференцированный зачет также выставляют в виде букв «з» - зачет, или «н/з» - то есть незачет (что, впрочем, бывает крайне редко). Форма оценки должна быть прописана в Положении о текущих и рубежных контролях, которые составляет каждая кафедра в отдельности.

Формы сдачи

Дифзачет может быть сдан в двух формах: устной и письменной. В первом случае оценку преподаватель должен огласить в день сдачи. Во втором - может быть оценка оглашена и через определенное время, которое может потребоваться на проверку написанных студентами работ. Важно: оценка должна оглашаться до дня сдачи ведомости в деканат, чтобы в случае необходимости можно было ее оспорить или уточнить.

Если студент не явился

Бывает так, что студент не является для сдачи дифференцированного зачета. В таком случае в ведомость проставляется отметка «н/я», что означает «не явился». Такая же отметка может проставляться в том случае, если студент желает попасть на пересдачу. Однако это должно быть прописано в вышеупомянутом Положении.

О ведомостях

Также надо отметить, что существует два вида ведомостей.

  1. Зачетно-экзаменационная. Где проставляются все оценки по результатам промежуточной аттестации. Сдается она в деканат. После этого исправление или внесение в нее дополнений невозможно. Важно: студент должен знать, с какой отметкой отправилась в деканат ведомость.
  2. Балльно-рейтинговая, куда заносится то количество баллов, которые получил студент во время сдачи промежуточного контроля.

Как проходит дифзачет

Очень часто студенты интересуются тем, как проходит дифференцированный зачет по математике или иной дисциплине. Особенно, если сдавать его приходится впервые. Тут все просто. Все проходит по принципу обычного зачета. Вот только лишь разница в том, что в результате студент получит оценку, а не просто отметку «з» или «н/з». Если дифзачет письменный, в аудитории будут находиться все студенты вместе. Каждый из них выберет себе билет, на вопросы которого и придется отвечать в письменном виде. Если же дифзачет устный, то студенты будут заходить в аудиторию по одному или по несколько человек. Тоже тянется билет с вопросами, далее следует время, отведенное на подготовку, после чего - изложение материала преподавателю. Считается, что письменная форма контроля дает возможность избежать субъективного отношения преподавателя к студенту. А устная разрешает понять, насколько глубоко и качественно учащийся усвоил предлагаемый материал.

Важна ли оценка?

Если окончено, к примеру, изучение дисциплины «Физика», дифференцированный зачет показывает уровень полученных студентом знаний. Но зачем ставить оценку, если можно просто получить «з»? Так, важно понимать, что данная отметка будет учитываться во время расчета всех «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием. То есть надо понимать, что тройка по дифзачету может существенно подпортить картину.

О пересдаче перед получением диплома

В отдельных случаях студент имеет право пересдавать дифзачет, если он претендует, к примеру, на диплом с отличием. Однако это непростая процедура, которая предусматривает предварительное ходатайство декана факультета или заведующего кафедрой. В основном руководство разрешает пересдавать не более пары оценок для повышений рейтинга. Однако все эти нюансы должны быть прописаны в Положении.

О практике

Дифзачетом, в основном, заканчиваются все виды студенческих и учебных. В таком случае отметка должна выставляться до начала Отметка ставится комплексная: как усвоение теоретической, так и практической стороны.

Важные нюансы

Если студент заболел или по иным уважительным причинам пропустил сдачу дифзачета, сессия его может быть продлена. Альтернатива: могут быть установлены индивидуальные сроки сдачи промежуточной аттестации. Это все оформляется распоряжением декана факультета.