Диссоциация и диссоциативные отклонения — что это такое? Электролитическая диссоциация

Диссоциация – это неосознанный процесс, во время которого мышление отделяется от сознания и продолжает свою работу в независимом режиме. К примеру, возникла ситуация, требующая определенного взгляда. Но человек не может определиться, и у него возникают противоречивые мнения по этому вопросу: он вроде и согласен, но в то же время и не согласен.

То есть, другими словами, человек диссоциировал. Пару веков назад диссоциация впервые появилась как термин в психологии, психология смогла уже точно объяснить его значение. В результате многочисленных наблюдений ученые смогли выяснить, что некоторые идеи и мысли «отсоединяются» и продолжают свое существование отдельно от личности человека, как бы вне его мышления.

Весьма примечательно то, что диссоциация сама по себе не вызывает опасений, однако ее следствием являются различные психические расстройства, в частности раздвоение личности. Такой феномен выражается в состоянии, когда человек совмещает в своем сознании несколько отдельных личностей.

В этом случае психологи ставят диагноз, который называется диссоциативное расстройство. Однако прежде чем углубляться в эту тему, стоит разобраться, какие техники диссоциации существуют и каково влияние этого состояния на личность человека.

«Это происходит не со мной»

Это состояние, которое не всегда несет в себе что-то неприятное, связанное с болезнями. Механизм диссоциации – это механизм психологической защиты. Это нашего сознания, защитная реакция от некоторых событий, когда мы воспринимаем происходящее с нами как бы со стороны.

В этом случае человек не ощущает себя участником событий, он будто стоит в стороне, как посторонний наблюдатель. Таким образом, он разделяет негативные эмоции и свою личность, не давая им соединиться, чтобы не погружаться в полной мере в ощущение дискомфорта или боли. Человек может диссоциировать не только неприятности, но также и весьма приятные эмоции, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие.

В наше время диссоциацией уже никого не удивишь, хотя этот термин редко упоминают в обыденной жизни. Тем не менее каждый из нас пользуется этим приемом чуть ли не каждый день. Если человек пытается сдержать эмоции, получив некую травму, – значит, он применил диссоциированный прием. Он как бы отсутствует, живет вне своего тела.

То есть, применяя подобный прием, вы продуктивно избавляете себя от неприятных ощущений, нивелируете их. Вспомнив историю, которая вас когда-то расстроила, вы инстинктивно ограждаете свои мысли от прошлых огорчений. Такая защита свойственна каждой личности.

И лишь в отдельных случаях может сложиться такая ситуация, когда человек сознательно отторгает свою личность, – это состояние может привести к тому, что индивид как бы «покидает» собственное тело, становясь наблюдателем. Различается это состояние в двух вариантах:

  • Норма.
  • Патология.

Нормой считается адекватное восприятие стрессовых ситуаций. Если обстоятельства принуждают контролировать события, управлять действиями, проявлять с собранной эмоциональностью, то человеку приходится использовать такой психологический прием, как диссоциация. И в таком случае это совершенно нормально. Временно человек получает возможность трезво оценить создавшуюся ситуацию, адекватно отреагировать и принять верные решения.

Но не всегда человек применяет этот прием, чтобы оградиться от неприятных ощущений, которыми сопровождаются опасные и сложные ситуации. Очень чувствительные люди, со слабой психикой, могут диссоциировать и в менее серьезных ситуациях. Такие люди редко проявляют свою эмоциональность и со стороны воспринимаются как бесчувственные и холодные. Это патология.

«Я – позиция»

Наряду с диссоциацией обычно идет ассоциация. Ассоциации и диссоциации – это две стороны одной медали. Ассоциация – точно такой же способ существования. Различие в том, что, когда вы становитесь участником ситуации, вы получаете удовлетворение, то есть ассоциируетесь.

Вы либо вспоминаете некие события и полностью погружаетесь в те эмоции, которые тогда испытывали; либо же ваше сознание полностью захватывает чей-то рассказ, и вы будто наяву переживаете все рассказываемое. Этот психологический прием и в том и в другом случае не может быть хуже или лучше. Человек сам выбирает, отстраниться ему от ситуации или же влиться в неё.

Ассоциации и диссоциации – это разновидности состояния человека в зависимости от сложившихся обстоятельств. Другими словами, ассоциативный человек – это человек, который принимает все близко к сердцу. Он довольно глубоко проникается чужими ситуациями, которые вызывают в нем различные чувства.

Иногда, если погружение в чужие обстоятельства слишком глубоко, человек начинает испытывать бессилие или даже нетерпеливость. Диссоциативный человек, напротив, пытается оградиться не то что от чужих эмоций, но даже от своих. В первую очередь от своих. Такой индивид теряет некую целостность, эмоции у него постепенно прекращают проявляться, он становится холодным и бесчувственным.

Причины диссоциации уходят корнями далеко в детство. Обычно там берет свое начало склонность диссоциировать различные ситуации. Дети весьма чувствительны, и если ребенок наблюдал это состояние у кого-либо, он начинает перенимать подобные действия.

Однако не всегда это состояние является результатом наблюдения. Оно может развиться и у людей, которые пережили некую тяжелую физическую или моральную травму, были свидетелями жестокости или сами подверглись жестокому обращению. Крайне редко диссоциативное расстройство возникает у людей, склонных к психическим заболеваниям. Можно выделить несколько диссоциативных отклонений:

  • Психогенная диссоциативная . Она проявляется в виде внезапной потери памяти у человека, когда он сталкивается с неприятной ситуацией. Стоит отметить, что человек остается адекватным, весьма правильно анализирует ситуацию. После всего он осознает, что была частичная потеря памяти. Такое случается во время стихийных бедствий или же войн.
  • Диссоциативная фуга. Она заключается в обязательном бегстве. Человеку необходимо срочно уйти от раздражающих предметов, людей или обстоятельств. В этот момент человек может воспринимать себя со стороны, как отдельную от себя самого личность.
  • Диссоциативное расстройство (транс). В этом случае происходит полное расстройство сознания, пропадает реакция на внешние раздражители. Человек просто «отсоединяется» от действительности. Изредка личность меняется до неузнаваемости, перенимая чужие привычки и манеры поведения. Это первый шаг на пути к раздвоению личности.

Техники диссоциации позволяют человеку контролировать это состояние. Благодаря им человек может быть ассоциированным или диссоциированным вполне осознанно и в зависимости от обстоятельств. Самой распространенной техникой является . Благодаря гипнотическому влиянию наш мозг быстрее находит связь с реальностью, помогая избежать неприятных последствий или вовремя применить тот или иной психологический прием.

В основе ряда психических расстройств лежит такое явление, как «диссоциация».

Что же это такое?

Понятие

Диссоциация — психологический механизм , заключающийся в стремлении человека воспринимать ситуацию так, будто она происходит не с ним, а с кем-то другим.

Мозг диссоциирует, защищая психику от сильных эмоциональных потрясений.

Сами потрясения могут быть как негативными (пережитая травма, неприятные воспоминания), так и позитивными (чересчур сильные положительные эмоции, вызывающие дистресс и истощение).

Диссоциация защищает нас от ударов по психике, т.к. появляется уверенность в том, что мы отсутствуем в данной ситуации. Разум разделяет и редактирует воспоминания. Оригинальные мыслеобразы остаются в подсознании и могут всплыть в памяти, если сработает определенная ассоциация.

В повседневной жизни диссоциация может быть полезна и проявляться в обыденных ситуациях. К примеру, если нужно оценить свой наряд или поведение со стороны.

В XIX веке французский психолог Пьер Жане ввел термин «диссоциация» (от латинского dissociatio — «разъединение, разделение»), обнаружив, что часть идей человека может существовать вне его сознания. Однако эта идея может быть возвращена в сознание с помощью гипноза.

О диссоциации, как о механизме защиты психики в этом ролике:

Признаки

Кроме того, при диссоциации человек может слышать внутренние голоса (беседы его личностей) и иметь склонности к суициду.

Примеры

Есть множество примеров диссоциации у человека, от нормы до патологий. Наиболее ярким является пример множественного (диссоциативного) расстройства личности , или по-простому раздвоения личности.

В этом случае при переживании травматического опыта мозг создает «вторую личность», цель которой как раз состоит в принятии на себя этого самого опыта (чтобы «основная личность» оставалась в безопасности).

Одно из проявлений «нормальной» диссоциации — искажение неприятных фрагментов воспоминаний, внушение самому себе, что ситуация не имела к вам отношения (происходила не с вами) и т.д.

В норме

Диссоциацией в норме (или другими словами адаптивной) считается первая реакция человека на стресс или сильное эмоциональное потрясение .

Когда ситуация требует собранности и надо «взять себя в руки», к чему человек может оказаться не готов, мозг диссоциирует.

Таким образом человеку предоставляется возможность временно отстраниться от эмоций, оценить собственные действия со стороны и принять рациональное решение.

Этот механизм полезен в некоторых случаях. Однако слишком частое использование диссоциации несет негативные последствия (в основном сказывается на отношениях человека с обществом).

Так, люди с повышенной чувствительностью диссоциируют в любых ситуациях, требующих эмоционального вовлечения. В связи с этим им часто трудно наладить отношения с другими людьми.

Постоянная диссоциация понижает эмпатию, пропадает способность оценивать эмоциональную сторону происходящего . Это, в свою очередь, ведет к изоляции, замкнутости индивида.

К постоянным диссоциациям склонны в основном люди, пережившие насилие или травмы в детстве, когда психика особо восприимчива.

Патологическая

При постоянных диссоциациях нарушается психическое здоровье человека.

Могут развиться расстройства из разряда диссоциативных.

Согласно исследованиям, у 98% людей они развиваются в первые годы жизни или в юном возрасте.

Ребенок диссоциирует, когда испытывает болезненное переживание. Вернуть его в нормальное состояние может эмоциональный контакт с одним из родителей (обычно матерью). Если он не получает должной заботы, временная диссоциация превращается в постоянную.

Перетечет это в психическое расстройство или нет, зависит от конкретного человека: имеет ли он природную предрасположенность к расстройствам, высока ли чувствительность, как долго длился травматичный опыт и пр.

Как справиться с диссоциацией при помощи простукивания? Метод эмоциональной свободы :

Виды диссоциативных отклонений

Диагнозы, входящие в МКБ-10:


Диссоциативное расстройство — . О причинах и способах лечения в этом видео:

Связь ассоциации и диссоциации

Помимо диссоциации существует также ассоциация. Это разные типы восприятия ситуаций .

Если в случае диссоциации подразумевается «отключаюсь, смотрю чужими глазами», то при ассоциации наоборот — «максимально включаюсь в ситуацию».

Ассоциация позволяет нам быть в ситуации, ощущать ее как бы изнутри, непосредственно участвовать. Диссоциация позволяет отстраниться, наблюдать со стороны .

Ассоциация — «мои действия», диссоциация — «моя оценка собственных действий».

Мы уже говорили, что диссоциация позволяет нам смягчить восприятие неприятных ситуаций. Ассоциация же наоборот открывает нам доступ к эмоциям, переживаемым внутри ситуации .

Мы ассоциируем, когда вспоминаем приятные фрагменты, в которых мы участвовали (воспоминание о Дне рождения, поездке куда-либо и т.д.).

Ассоциация отчасти связана с эмпатией. Благодаря ней мы можем ассоциировать себя с другим человеком , понимать его мотивы, намерения действий. Это происходит, например, когда мы плачем над грустным эпизодом фильма или пародируем другого человека.

Оба этих восприятия полезны в легкой форме и редких проявлениях.

В заключение можно сказать, что умеренно диссоциировать — это нормально и в какой-то степени даже полезно. Но при появлении симптомов расстройств или в случае постоянных диссоциаций следует немедленно обратиться к психиатру .

Ассоциация-диссоциация . Как избавиться от негативных переживаний? Узнайте из видео:

В данной статье я хочу порассуждать о диссоциации, ее частоте и интенсивности использования как защитного механизма в жизни человека, о гранях здорового и патологического, и о том, как речь может рассказать об этом.

Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания, но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза.

Предисловие

В психиатрии есть группа заболеваний, которая называется «диссоциативные расстройства». По сравнению с паранойей или шизофренией звучит, наверное, не очень страшно, однако это достаточно серьезный диагноз. Что же это такое? Диссоциация в переводе с латинского языка означает «распад». При данном заболевании происходит нарушение психических функций, таких как память, сознание, чувство личностной идентичности. Эти психические функции отделяются от целостного потока сознания и становятся независимыми. Таким образом, нарушается целостность личности.

Диссоциация в жизни

После того как я вас сознательно напугал, хочу поговорить о диссоциациях, присутствующих в жизни психически здоровых людей, или - говоря языком психологии - невротиков, коими является большинство людей на планете. Надо сказать, что диссоциация - это защитный механизм психики, который включается, когда человек не может справиться с ситуацией, в которой находится. Это может быть длительная травматическая ситуация или шоковая травма, которую человек не может принять и интегрировать в собственную психику. Наиболее травмирующие и оказывающие сильное влияние на развитие человекаситуации, конечно, возникают в раннем детстве, когда при сильном стрессе ребенок не может справиться сам и у него отсутствует должная поддержка родителей, но также такие ситуации могут возникать и во взрослом периоде жизни. Это локальные стрессовые ситуации или длительные травмирующие ситуации, из которых человек чаще не хочет, чем не может выйти из-за вторичных выгод.
Если психика человека не справляется, то включается механизм диссоциации. Человек может выпасть в трансовое состояние, может создать в своей голове иную альтернативную ситуацию, более приемлемую для него, поселить туда свои идеи, мысли, эмоции, и переживать их вместо реальности. Естественно, этот процесс происходит бессознательно. При очень сильных стрессовых ситуациях (таких как различные катастрофы, смерть близких и т.п.) может возникать психогенная амнезия - говоря простым языком, человек не хочет осознавать или признавать произошедшее и может не помнить событие или целую часть жизни.
Есть очень много вариантов проявления диссоциации, и даже в самых сложных случаях ее проявление не всегда можно однозначно назвать психическим заболеванием. Большинство людей являются здоровыми с точки зрения психиатрии. Но меня интересует процесс с точки зрения психологии. Что же происходит с психикой и личностью в реальности с точки зрения психологии?
Вопреки некоторым бытовым мнениям («а может ему так легче», «лучше не переживать», «пусть так и будет») ничего хорошего в диссоциации нет, поскольку данный процесс не стоит на месте и может усугублять психическое состояние человека, всё больше отдаляя его от реальности. При этом человек неосознанно мучается. В сознательной жизни это может проявляться в кошмарных снах, соматических заболеваниях, асоциальном поведении, употреблении различных психоактивных веществ. Часто это оправдывается и самим человеком и социумом: «у него было трудное детство», «с ним такое случилось» и т.д. Самое худшее в этой ситуации, что человек в это время не живет, а существует, так как он не может полно переживать свою нынешнюю, реальную жизнь из-за не пережитых травм прошлого.

Диссоциация - это естественный процесс психики, который помогает выжить в стрессовой ситуации, когда у человека недостаточно ресурсов для эмоционального вовлечения, и я хочу, чтобы у вас осталось понимание этого. Диссоциация превращается в патологию, если данный процесс защиты используется постоянно, как поведенческий паттерн.

Кроме того, диссоциация нам иногда необходима, и в некоторой степени мы с ней сталкиваемся в повседневной жизни. Диссоциация может происходить в трансовом состоянии, когда человек что-то делает машинально - например, идет полусонный на работу, засыпает или, наоборот, пытается не дать себе заснуть, чтобы досмотреть интересный фильм, думает или медитирует.

Речь как индикатор

Далее я хочу поговорить о нашей повседневной жизни: насколько мы втянуты в процесс диссоциации, насколько часто мы отделяем себя от текущей ситуации, помещаем себя в другую или ассоциируем себя с кем-то еще, отделяя себя от своей жизни, зачем мы это делаем, и к чему это может привести. А проанализирую я это через речь.
Прислушайтесь к речи вашего собеседника или к своей собственной речи. Какое местоимение вы или ваш собеседник используете, говоря о себе? Во многих случаях люди, говоря о себе, произносят «ты», «тебя», то есть, говоря про себя, человек не ассоциирует с собой то, о чем он рассказывает. Причины этого в каждом случае индивидуальны, но, так или иначе, по каким-то причинам бессознательно человек не хочет ассоциировать себя с тем, что он делал, делает или рассказывает. То есть бессознательно не хочет, а сознательно находится или находился в ситуации и, возможно, даже не почувствовал, что она ему вредна или неприятна. Это уже говорит о потере связи между чувствами и сознанием, между телом и сознанием, то есть диссоциация уже есть. Иногда чувствование таких ситуаций можно назвать интуицией, а интуиция - это доверие к себе, своим чувствам, но далеко не мыслям. Ведь мысли - это часто идеи, которые могут принадлежать кому-то другому, но, долго размышляя над ними, человек постепенно начинает принимать их за свои. А вот чувства у нас точно собственные, их нельзя внедрить или позаимствовать, они всегда настоящие. Можно сказать, что человек с хорошо развитой интуицией, а вернее - слышащий себя, свои чувства, в большей степени здоров, так как менее диссоциирован. Обычно и в речи такого человека реже звучат местоимения «ты», «тебя», когда он рассказывает о себе.
Иногда, чтобы бессознательно избавиться от ответственности или добавить своему решению веса, а также в состоянии неуверенности, люди говорят «мы», хотя в 90% случаях речь идет об индивидуальном действии или решении. Если действие было совместным, то здоровее будет сказать «я и еще кто-то». Менее диссоциированные люди реже употребляют местоимение «мы», потому что они чувствуют себя более индивидуальными и более целостными.
Следующий пример речевых оборотов, употребляемых в обществе, свидетельствующий о диссоциации - это высказывания о себе (ведь диссоциировать мы можем только себя). Такие выражения, как «мое тело», «мой организм», с их различным продолжением («толстое», «худое», «чего-то хочет», «болит» и т.д.) - очень привычны и естественны в нашей речи, но что они делают? Они отделяют нас от тела. То есть существует некое «я», сидящее в теле. Возникает вопрос, а кто это - «я»? Наверняка не мозг, ведь вряд ли мы думаем о мозге, говоря о себе. К тому же, мозг - это часть тела. Итак, «я» - это, скорее всего, мысли, сознание. Вот так потихоньку мы незаметно отделяем наше сознание от тела. К слову сказать, во многих духовных практиках это даже поощряется. Но «я» есть целое: и тело, и дух вместе взятые, и здоровы мы телом и духом только тогда, когда между ними есть связь, а мы эту связь не нарушаем. Я ни в коем случае не хочу сказать, что духовные практики вредны, но к ним нужно подходить в более осознанном состоянии - иначе они не пойдут на пользу, а, наоборот, начнется более глубокий процесс диссоциации.
Хочу напомнить: я анализирую речь и использую ее как индикатор психического состояния. Во всех приведенных мной примерах у человека уже есть диссоциация. Человек диссоциирует себя своими мыслями, действиями, поведением, образом жизни, отношением к себе и окружающим.
Но я думаю, если начать осознавать свою речь, это будет серьезным шагом к изменению себя.

Не могу не упомянуть о чувствах. Если понаблюдать, людям довольно сложно говорить «мое тело чувствует», все же чаще люди говорят «я чувствую». Это связано с тем, что чувства находятся в теле, и их довольно сложно отделить от него. Однако мне довелось встречаться и с такими случаями. Что очень интересно, эти люди занимались духовными практиками. Работа с такими людьми очень трудна, так как уровень их диссоциации очень высок. Схожий пример - фразы типа «моя психика не выдерживает», «...не приемлет» и т.д. То есть опять не «я». Со мной-то все хорошо - с психикой что-то не так, а она - это не совсем я. Психика не я, но она точно моя, значит, я ею управляю и контролирую (как бы не так). Как признать, что психика неконтролируемым образом управляет тем, кто сам не знает, где находится? Вспоминаем один из предыдущих примеров про то, где мы «сидим», и получаем, что и не в психике, и не в голове. Куда же мы тогда вообще делись? (Вопрос для размышления читателям). Все эти выкрутасы происходят потому, что сказать «я» гораздо сложнее - могут включиться разные стереотипы, вызывая неприятные вопросы. Например: «Как это я не выдерживаю, я что - слабый?», «Как это я не управляю собой и своей психикой?».
Следующие примеры диссоциации - это, как ни странно, ассоциация себя со своей профессией, с местом проживания, с вещами. Приведу несколько очевидных примеров: «я - военный» (значит, я не могу чувствовать), «я - юрист/руководитель/чиновник» (значит, я не могу позволить себе дурачиться, искренне веселиться), и т.п. Когда человек начинает себя ассоциировать со своей профессией, он как бы растворяется в ней и теряет себя. Когда внутри нет доверия к себе, нет себя, нужно уцепиться за что-то, например, за профессию - тем более, некоторые из них имеют очень высокий статус в обществе. Профессия «прилипает», и человек остается врачом, военным или юристом всегда, даже в кругу друзей или в семье. Профессия - это очень важная сфера жизни, это самореализация, но есть и другие сферы и о них не нужно забывать.
Когда у человека нет «Я», либо оно очень маленькое, он часто ассоциирует себя с тем, во что он одевается, на чем ездит и где живет - это добавляет вес, повышая статус. Но что происходит с психикой? А в психике происходит диссоциация, потому что человек - это и тело, и сознание, но не надетый бренд и не «надетая» профессия. Есть люди, настолько сильно ассоциирующие себя со своей одеждой, что они не могут надеть другую, то есть они - это не их тело и сознание, а их одежда. А ведь одежда, автомобили и прочие атрибуты - это всего лишь вспомогательные средства для жизни и саморазвития. Конечно, при таком отношении к вещам речь о развитии личности не идет. Личность в данном случае скачет по кругу, как белка в колесе, зависимая от внешних факторов. К сожалению, в наш век потребления сопутствующие средства для жизни ставятся выше того, для кого они делаются, и в рекламе мы слышим: «ты будешь лучше/ успешнее/красивее, если приобретешь...» (дальше следует название соответствующего продукта того или иного бренда).
Я привел лишь несколько примеров диссоциации, которые постоянно присутствуют в обществе и «помогают» расщеплять и без того слабо сформированные личности. Слабо, потому что индустриальное общество не способствует индивидуализации.

С чего все начинается?

Когда ребёнок рождается, у него нет самоидентификации, и он не отделяет себя от матери. Постепенно он начинает смотреть вокруг, видеть себя, поднимать голову и видеть окружающую среду, хватать предметы и ходить. Изучая таким образом мир и сопоставляя себя с ним, ребенок со временем осознает себя как нечто отдельное от всего мира. Именно в это время у него начинают возникать первые мысли о смерти, потому что разрушаются прежние связки «я = мать» и «я = мир вокруг», и он становится обособленным существом. В этом возрасте мать, говоря о ребенке, часто еще использует местоимение «мы» («мы погуляли», «мы поели», «мы покакали») и это нормально. Но примерно к 5-ти годам приходит момент, когда мать должна начать стимулировать и поддерживать процесс сепарации, и это первым делом осуществляется с помощью речи. Говоря о ребенке, следует теперь говорить «он» или «она» (естественно, в присутствии ребенка или обращаясь к нему, называть его по имени), тем самым приучая маленького человека к пониманию того, что он отдельная личность. Затем нужно постепенно делегировать ему ответственность за собственные действия и принятие решений. Можно начать с освоения ребенком элементарных навыков самообслуживания (одевания и т.д.). Важно поощрять его самостоятельность - это значит, хвалить, даже если у него не получилось.
Очень важен и собственный пример. Иногда кажется, что родители считают детей идиотами, глухими или слепыми, тогда как они гораздо умнее, чем это может показаться. Детская психика очень гибкая, она мгновенно впитывает и интегрирует все происходящее вокруг, и происходит это в несколько раз быстрее, чем у взрослого человека. Ребенок более непосредственен, открыт миру и доверчив. Поэтому, если вы что-то пообещали, сделайте это. Если не вышло, объясните ребенку, почему. Несите ответственность за свои действия и решения. Не обманывайте и не манипулируйте: дети прекрасно понимают, если им объяснить, и чувствуют, когда ими манипулируют. Будьте сами честными, и вам не придется пожинать плоды своего обмана и манипуляций, когда ребенок «непонятно в кого так себя ведет» или в подростковом возрасте теряет доверие к родителям (в современной советской психологии последнее считается естественным, но, тем не менее, ничего не бывает «вдруг»). Больше общайтесь со своим ребёнком, воспринимайте его как личность. Так будет строиться здоровое воспитание.
Я думаю, вы не раз слышали, как мама ребенка уже школьного возраста говорит своей знакомой: «А мы поступили в школу». Пока еще забавно, но крайне вредно для ребенка. Однако нередки случаи, когда мама говорит: «Мы поступили в институт» - вот это уже не забавно и не смешно. К сожалению, это может продолжаться и дальше - не мне вам рассказывать, какие конфликты возникают, когда уже взрослый человек принимает решение создать свою семью, а сепарация от родителей так и не произошла. Приведенные примеры служат лишь вербальным индикатором отсутствия сепарации и самоидентификации. Конечно, и самих ситуаций гораздо больше, и они более разнообразны, да и вербальных примеров можно привести множество. Я здесь привел лишь наиболее частые из них и бросающиеся в глаза. Если сепарация не произошла, то получается, что человек физически вроде бы взрослый, а психически все еще инфантилен. Это следствие того, что в детстве родители, в силу особенностей своего развития, не смогли правильно сепарировать ребенка, а он в свою очередь не научился ассоциировать свои решения и действия с самим собой, что отражается в его речи употреблением местоимений «мы» и «ты» вместо «я».

И чем заканчивается?

Я специально начал статью с описания психического заболевания, чтобы показать крайние варианты развития процесса диссоциации. На одном конце - диссоциативные расстройства личности, а на другом - обычные люди вокруг, или так называемые невротики, в той или иной степени диссоциированные. К сожалению, с возрастом диссоциация часто усугубляется, потому что данный процесс поддерживается социумом и его системой, которой не нужны целостные личности. Кроме того, процесс интеграции требует от взрослого человека больших усилий. Но я надеюсь, что эта статья даст тему для размышления нынешним или будущим родителям, всем взрослым людям, нашедшим в себе черты, описанные мной выше. В этом мире нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме смерти - поэтому, пока вы живы, дерзайте! Но прямо сейчас, не завтра. Только начините с местоимения «Я».

Дополнительные примеры

Я вспомнил еще несколько примеров, которые, как я считаю, могут говорить о невротизации личности.
«У меня в подъезде» - точно не ясно, где. «У меня муж/жена» - ну если не шелковый/ая, тогда не ясно, у кого именно - у вас или…. «У меня у матери» - аналогично предыдущему примеру, но здесь еще возможна проблема сепарации. Еще я заметил, что люди при встрече стали часто говорить «Приветствую». Это похоже на констатацию факта своих действий из серии «я какаю», «я иду в магазин», «я печатаю статью». По моему опыту, люди, выражающиеся таким образом, имеют нарциссические проблемы на грани психопатии (по Лоуэну). Или всем знакомое «извиняюсь» - человек говорит о себе в третьем лице либо потому, что не вырос, либо потому, что «Наполеон». В моей практике такие люди имели сильное расщепление. А само выражение еще и невежливо: «извините» или «простите» - это просьба, а в «извиняюсь» просьбы нет. Вероятно, таким людям и просить сложно, что тоже говорит о нарциссических проблемах.
Я думаю, можно продолжить список подобных выражений и составить корреляции, но у говорящих так людей, скорее всего, будет расщепление в психике.

Использованные иллюстрации принадлежат их авторам.

ДИССОЦИАЦИЯ

ДИССОЦИАЦИЯ

2. Распад, расщепление сознания на отдельные разъединенные сферы (псих. мед.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ДИССОЦИАЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. dissociatio). 1) разложение вещества на составные части. 2) в психологии распадение ассоциации представлений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИССОЦИАЦИЯ лат. dissociatio. Распадение общества … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    ДИССОЦИАЦИЯ, в химии реакция, при которой молекулы соединения расщепляются на меньшие составные части. Во многих реакциях диссоциации эти части способны вновь группироваться в других условиях; такую диссоциацию называют обратимой. Обратимой… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Диссоциация - (латинское dissociatio разъединение), распад химических соединений на несколько более простых компонентов. Протекает при каком либо энергетическом воздействии (например, термическая диссоциация) или в результате взаимодействия с растворителями… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Разложение; диссоциирование, распад. Ant. соединение Словарь русских синонимов. диссоциация сущ., кол во синонимов: 2 диссоциирование (1) … Словарь синонимов

    ДИССОЦИАЦИЯ - (от лат. dissociare разделять), разъединение. В патологии термин Д. употребляется в двояком смысле: с одной стороны как морфологическое понятие, обозначающее разъединение, отодвигание друг от друга тех или иных тканевых элементов, что имеет… … Большая медицинская энциклопедия

    диссоциация - Состояние, при котором человек находится не в опыте, но наблюдает или слышит его снаружи как с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации. (Смотри также: Ассоциация). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. dissociatio разъединение) распад частицы (молекулы, радикала, иона), на несколько более простых частиц. Отношение числа распавшихся при диссоциации частиц к общему их числу до распада называется степенью диссоциации. В зависимости от… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. dissociatio разъединение) разделение. В прежней психологии – прекращение действия ассоциации, вызванное, напр., аффектом; распад ассоциативных связей. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    - (от лат. dissociatio разъединение), распад молекулы, радикала, иона или комплексного соединения на две или неск. частей. В зависимости от фактора, индуцирующего Д., повышения темп ры или действия света Д. наз. термической или фотохимической.… … Физическая энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Химия. Растворы. Электролитическая диссоциация (13 таблиц) , . Учебный альбом из 13 листов. Арт. 5-8687-013 Дисперсные системы. Свойство воды. Кривые растворимости веществ. Способы выражения концентрации растворов. Электролиты. Гидратация ионов.…
  • Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы , Ван дер Харт Онно, Нейенхэюс Эллерт Р. С., Стил Кэти. Книга "Призраки прошлого" переведена на многие европейские языки и получила положительные отклики специалистов во всем мире. Авторы предлагают вниманию читателя теорию структурной…

Диссоциации подвергаются кислоты, основания, соли. Большинство солей являются сильными . Это значит, что их растворы или расплавы хорошо проводят электрический ток, благодаря образованию большого количества заряженных частиц - ионов.

Каков механизм диссоциации солей в растворах или расплавах

Представьте, что будет с хорошо знакомой всем людям поваренной солью, если ее кристаллы расплавить или бросить в воду. Это вещество имеет структуру ионной кристаллической решетки. При расплавлении тепловая энергия приведет к тому, что колебания ионов в узлах решетки многократно усилятся, в результате чего связи между соседними ионами начнут разрушаться. Появятся свободные ионы. И этот процесс при нагрева будет продолжаться до полного разрушения кристаллической решетки. Аналогичный механизм разрушения будет и при растворении кристаллов поваренной соли в воде, только вместо тепловой энергии тут действуют молекулы воды, как бы «растягивающие» кристаллы на отдельные частицы.

Впервые теория электролитической диссоциации была выдвинута двумя химиками – Аррениусом и Оствальдом в конце XIX века. Именно с помощью диссоциации описывают свойства солей, а также оснований и кислот. Кислые и основные соли проходят диссоциации ступенчато, например, KHSO4 =K^+ + HSO4^-

Каковы особенности диссоциации солей

При диссоциации солей образуются положительно заряженные катионы металлов (либо катион аммония), а также отрицательно заряженные катионы кислотных остатков. Процесс диссоциации идет в зависимости от того, какая соль подвергается растворению или расплавлению (средняя, кислая или основная).

Если (то есть, образованная кислотой, в молекулах которой все катионы водорода замещены катионами металла, или аммония), происходит по таким , в одну стадию:
КNO3=K^++NO3^-
Na2SO4=2Na^++SO4^2-

Кислые и основные соли диссоциируют в несколько стадий. Кислая соль (то есть образованная кислотой, катионы водорода которой замещены не полностью) сначала теряет металлический ион, а затем отщепляется катион водорода. Например:
NaHSO4=Na^++HSO4^-
HSO4^-=H^++SO4^2-

У основных же солей (то есть образованных щелочами, у которых не полностью замещены гидроксил-группы), сначала отщепляются кислотные остатки, а потом ОН^- -ионы. Например:
Cu(OH)Cl = Cu(OH)^++Cl^-
Cu(OH)^+ = Cu^2++OH^-