Доклад: Спорынья

Морфология изучает внешнее строение организмов.
Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Физиология изучает работу организма и его органов.

Гистология изучает ткани.
Цитология (молекулярная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.
Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

Гигиена создает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.
Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Тесты

1) Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
А) систематика
Б) экология
В) физиология
Г) палеонтология

2. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
А) систематика
Б) генетика
В) селекция
Г) анатомия

3. Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука
А) анатомия
Б) биохимия
В) цитология
Г) селекция

4. Наука, изучающая роль митохондрий в обмене веществ
А) генетика
Б) селекция
В) органическая химия
Г) молекулярная биология

5. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
А) генетика
Б) цитология
В) селекция
Г) биохимия

6. Генетика - наука, изучающая закономерности
А) наследственности и изменчивости организмов
Б) взаимоотношения организмов и среды
В) исторического развития органического мира
Г) индивидуального развития организмов

7. Строение и распространение древних папоротников изучает наука
А) физиология
Б) генетика
В) палеонтология
Г) селекция

8. Строение организма и его органов изучает
А) анатомия
Б) физиология
В) генетика
Г) цитология

9. Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует
А) цитология
Б) эволюционное учение
В) экология
Г) систематика

10) Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
А) генетика
Б) систематика
В) физиология
Г) экология

11) Причины изменчивости изучают
А) экологи
Б) палеонтологи
В) генетики
Г) физиологи

12. Улучшением существующих пород животных и сортов растений занимается наука
А) экология
Б) селекция
В) генетика
Г) молекулярная биология

13. Какая наука изучает внутривидовые взаимоотношения организмов?
А) систематика
Б) экология
В) селекция
Г) морфология

Clavicdps purpurea (Fr.) Tul..

Места обитания. Распространение. В нашей стране спорынья встречается во всех географических зонах, кроме пустынь и тундры. Появляется она при наличии условий, способствующих циклу развития как гриба, гак и растений-хозяев. Наиболее, благоприятны для развития спорыньи зоны с высокой относительной влажностью воздуха (70% и выше) и умеренно теплой температурой в период цветения ржи. Оптимальная температура для роста и развития гриба 24° С. Наиболее благоприятные условия для высокой продуктивности спорыньи чаще всего возникают в Прибалтике, западных областях Украины и Беларуси, а также в некоторых районах Дальнего Востока.

Заготовка и качество сырья. Заготовки дикорастущей спорыньи в настоящее время утратили практическое значение. Спорынья введена в культуру, и выращивается на озимой ржи в специализированных совхозах.

При сушке убранных рожков необходимо соблюдать большую осторожность, так как алкалоиды спорыньи очень чувствительны к повышенным температурам. Наиболее пригодна сушка нагреванием при температуре 40-60° С. Сушка при температуре выше 60° С ведет к разложению алкалоидов. Рожки спорыньи хранят в плотных бумажных мешках или в ящиках в сухом прохладном помещении с постоянной влажностью около 30%.

В соответствии с требованиями Фармакопейной статьи ФС 42-1432-80 в рожках спорыньи содержание суммы алкалоидов должно быть не менее 03%; содержание эрготамина не менее 0,2%; потеря в массе при высушивании не более 8%; золы общей не более 5%; изломанных рожков не более 30%; рожков, поврежденных насекомыми, не более 1%.

Алкалоиды спорыньи очень ядовиты. Содержание рожков спорыньи в фуражном зерне не должно превышать 0,05% (по массе), но даже в таком количестве при длительном употреблении муки с примесью спорыньи возможно отравление. Поэтому рожки спорыньи, а также зерно ржи, не очищенное от рожков, необходимо хранить отдельно от продовольственного и фуражного зерна. Лица, занятые на работах по выращиванию инфекционного материала спорыньи, приготовлению суспензии спор для заражения ржи, на сушке и послеуборочной обработке рожков, должны быть снабжены защитными очками, респираторами, резиновыми перчатками и спецодеждой.

Химический состав. В рожках спорыньи содержатся алкалоиды, высшие жирные кислоты, амины, аминокислоты и некоторые другие соединения. Все алкалоиды спорыньи принадлежат к классу индольных алкалоидов. Спорынья, возделываемая на ржи, продуцирует в основном так называемые “классические” эргоалкалоиды, относящиеся к производным лизергиновой (изолизергиновой) кислоты.

Применение в медицине. Алкалоиды спорыньи находят широкое и разнообразное применение в медицине. На основе природных алкалоидов спорыньи получены производные, которые используют для профилактики мигреней и других головных болей, при некоторых формах ревматизма, при различных гемодинамических нарушениях сосудистой системы, в психиатрической практике (при лечении галактореи, акромегалии и болезни Паркин-сона), в акушерско-гинекологической практике (для остановки кровотечений). Область применения эргоалкалои-дов постоянно расширяется. В настоящее время рожки спорыньи, культивируемой на ржи, служат сырьем для производства многочисленных отечественных лечебных средств (беллатаминала эрготала, эргометрина, кофетамина). Фармацевтические препараты, содержащие алкалоиды спорыньи, используют только по указанию врача.

А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
2. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
3. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
А. Атмосфера
Б. Литосфера
В. Биосфера
Г. Биоценоз
4. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
5. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
В. Аристотель
Г. Теофраст
6. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
7. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
8. Спора бактерий – это...
А. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
9. Для получения энергии бактерии используют:
А. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
10. Грибы изучает наука:
А. Микология
Б. Экология
B. Микробиология
Г. Биология
11. Грибы размножаются:
А. Вегетативно
Б. Спорами
B. Семенами
Г. Половым путем
12. У грибов споры развиваются в:
А. Гифах
Б. Спорангиях
B. Почках
Г. Микоризе
13. Микориза – это:
A. Название гриба
Б. Грибокорень
B. Разновидность грибницы
Г. Спора
14. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
А. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
15. К классу базидиомицеты относятся:
А. Сыроежка
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб
16. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
А. Спорынья
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи
17. Образует плесень на пищевых продуктах:
А. Мукор
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора
18. Лишайники – это организмы, питающиеся:
А. Гетеротрофно
Б. Автотрофно
B. Автогетеротрофно
Г. Хемотрофно
19. В теле лишайника водоросли находятся:
А. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства: 1) морфология; систематика; 3) экология; 4) ботаника. Способность

растений скрещиваться и давать плодовитое потомство – это основной признак: 1) рода; 2) отдела; 3) класса; 4) вида. Если на гаметофите развиваются только архегонии, то он называется: 1) обоеполым; 2) мужским; 3) женским; 4) спорофитом. Что представляет взрослое растение у голосеменных: 1) спорофит; 2) гаметофит; 3) слоевище; 4) архегоний. Назовите структурные компоненты клеток зелёных водорослей, в которых происходит фотосинтез: 1) вакуоли; 2) хлоропласты; 3) хромотафоры; ; 4) ядра. Назовите зелёную водоросль, у которой имеется красный «глазок» для восприятия света: 1) хлорелла; 2) хламидомонада; 3) спирогира; 4) улотрикс. Что можно сказать о наличии жгутиков у хламидомонады: 1) отсутствуют; 2) есть 2 жгутика; 3) есть 4 жгутика; 4) имеются реснички. Как называется тело ламинарии: 1) корпус; 2) хроматофор; 3) слоевище; 4)эндосперм. Назовите способ размножения хламидомоныды, при котором образуются зигота: 1) бесполое; 2) половое. Что из перечисленного характерно для кукушкина льна: 1) имеет корни; 2) многолетнее растение; 3) однодомное растение; 4) относится к покрытосеменным. Назовите особенность, характерную для сфагнума: 1) каждый лист состоит из клеток двух разных типов – зелёных живых и бесцветных мертвых; 2) хорошо развиты ризоиды; 3) крупные широкие листья; 4) споры не образуются. Что образуется из проросшей споры у кукушкина льна: 1) зигота; 2) зародыш; 3) протонема; 4) зрелое растение. Какие растения относят к семенным: 1) моховидные; 2) плауновидные; 3) хвощевидные; 4) папоротниковидные; 5)хвойные. Назовите стадию развития папоротника, из которой формируется заросток: 1) спора; 2) зигота; 3) зародыш; 4) яйцеклетка. Назовите растение, у которого развиваются весенние спороносные и летние фотосинтезирующие побеги: 1) папоротник щитовник мужской; 2) плаун булавовидный; 3) хвощ полевой; 4) кукушкин лён. Как называют орган, в котором у папоротника развиваются сперматозоиды: 1) архегоний; 2) антеридий; 3) спорангий; 4) семенник. Где у хвоща полевого в основном происходит фотосинтез: 1) в стеблях; 2) в листьях; 3) в корневище; 4) в спороносных колосках. Назовите особенность расположения хвоинок сосны обыкновенной: 1) отходят непосредственно от молодых ветвей; 2) отходят от мелких чешуйчатых бурых листочков; 3) отходят от укороченных побегов; 4) отходят крупным пучком. Где у сосны образуются яйцеклетки и питательная ткань – эндосперм: 1) на чешуйках мужских шишек; 2) в спорангиях; 3) в семязачатках; 4) на заростке. Сколько лет живут хвоинки лиственницы: 1) менее 1 года; 2) 2-3 года; 3) 4-5 лет; 4) 5-7 лет. Назовите значение хвоинок сосны: 1) увеличивают фотосинтезирующую поверхность; 2) защищают от поедания животными; 3) позволяют экономить воду и легко переносить засуху; 4) не затеняют ближайшие хвоинки. Назовите структуру у сосны обыкновенной, оболочка которой формирует два пузырька, наполненные воздухом: 1) семязачаток; 2) пылинка; 3) чешуя женских шишек; 4) семя.

Науки, изучающие природу

Для изучения живых организмов: их строения, процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии), приспособления к условиям среды, — используются такие методы научных исследований, как наблюдение, описание, эксперимент.

Изучая искусственные системы: их строение, вещества, из которых они состоят, силу, энергию, которая необходима для работы этих систем, — используют такие методы исследования, как наблюдение, измерение, эксперимент.

Для изучения строения и состава экосистем, взаимодействия их компонентов, процессов поступления энергии, приспособления к условиям окружающей среды, влияния на эти системы деятельности человека применяют следующие методы исследований, как наблюдение, эксперимент, моделирование.

Так, изучая различные системы, применяют одинаковые методы исследований, пользуются одинаковыми понятиями — компоненты, энергия, вещества и т.п..

В курсе естествознания изучали искусственные системы, созданные руками человека, живые системы, естественные группировки и явления природы.

Наука, изучающая различные явления природы и законы, по которым они происходят, — это физика. Без знаний о силе, работу, энергию нельзя создавать механизмы и машины.

Живые существа и процессы их жизнедеятельности изучает биология. Компоненты живой и неживой систем образуют крупнейшую экосистему нашей планеты — биосферу, которая является предметом исследования таких наук, как география и биология.

С веществами в природе постоянно происходят изменения: из простых образуются сложные (органические) или наоборот. Состав и превращения веществ изучает химия.

Строение самой планеты, океаны, материки, различные формы поверхности и причины, приводящие к изменениям рельефа, изучает география.

Взаимосвязи, возникающие между компонентами биосферы, влияние организмов друг на друга, влияние деятельности человека на окружающую среду изучает экология. Экология — это наука о взаимоотношении между организмами в сообществах.

Изучать жизнь на планете невозможно в отрыве от изучения Вселенной, поскольку именно возникновение жизни обусловлено особенностями положения Земли в Солнечной системе. Это отрасль науки астрономии.

Название науки Предмет изучения

1. физика различные явления природы

2. биология живая природа во всем ее разнообразии

3. химия вещества и их превращения

4. география совокупность всех оболочек Земли

5. экология связи между организмами, между экосистемами и окружающей средой, между человеком и природой

6. астрономия космические тела и их взаимодействие

Природа едина. Различные науки изучают отдельные вопросы, чтобы глубже познать ее законы. Примеров взаимодействия наук в изучении природы можно приводить много. Но важно понять: несмотря на мир глазами астронома, физика, химика, биолога, географа, мы видим разные грани одного и того же большого целого — природы.