Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие. Что делали с насильниками на Руси. Передача ребенка крестным родителям

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеровв отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах - городах.

Города - центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа - никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие - наконечники стрел, сабли, копья, мечи - и защитное одеяние - кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты - молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры - украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка - красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая синяя роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву - это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению - для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок - ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

Считалось, что мыло, которым омывали покойника перед похоронами, собирает в себе всю негативную энергию и болезни, которым болел человек. Большинство людей, после процедуры омывания, мыло просто выбрасывали. Зачастую, его закапывали в землю. Но некоторые люди мыло не выбрасывали, а хранили на протяжении многих лет.

Что делали с мылом, которым омывали покойника

Еще во времена древней Руси считалось, что мыло, которым омывали покойника, подходит для магических обрядов. После похорон, все ведьмы и колдуны собирали остатки мыла. С его помощью можно было навести смертельную порчу или, наоборот, вылечить от смертельного заболевания. Мыло помогало справиться с разными болезнями, например, уменьшало опухоль. Колдуны, помогая человеку выздороветь или наводя порчу, использовали разное мыло. Если им омывался покойник-мужчина, то такой кусок подходил исключительно мужчине, если покойник-женщина, то мыло применялось только для женщин.

Также в магии применялось мыло после покойника и для других целей, например, снятие цыганского приворота и избавления от проклятий. Мыло после покойника впитывало в себя мертвую энергетику. Она помогала остановить нежелательное явление. Часто мыло после покойника использовали женщины, мужья которых сильно пили и не хотели избавляться от пагубной привычки. Мылом, которым омывали покойника, натирали натирали деревянный забор. Когда оставался маленький кусочек, его отправляли в глубокую яму с водой. Зачастую, использовали какие-либо ямы или водоемы неподалеку от кладбища. Естественно, каждая процедура сопровождалась определенными заговорами. Также существовал и другой вариант использования мыла. Им стирали нижнее бельё мужчины, который злоупотреблял алкоголем.

Мыло после омывания покойника ещё использовалось в качестве домашней медицины. Жены давали такое мыло для умывания злым мужьям, чтобы они становились добрее. А молодые девушки мыли мылом руки, чтобы кожа оставалась всегда такой же гладкой и не дрябла. Каждая процедура выполнялась с определенными заговорами.

Одежда должна была быть легкой и свободной, чтобы не мешать размашистым движениям при косьбе. Рубаха идеально подходила под эти требования. Шили ее из холста или ситца, чаще всего не подпоясывали. Женщины в большинстве губерний не надевали сверху и сарафан, а выходили на поле в одной длинной рубашке. Уборка сена почиталась чистой и праздничной работой. Все весенние гуляния и обряды плодородия подготавливали эту счастливую, но трудную для крестьян пору.

Явиться к такой работе в будничной, тем более грязной одежде считалось недопустимым. К почве, рождающей благо для крестьянина, следовало относиться с почтением. Особенно важно учитывать это было для женщин. Ведь женщина обладала особой связью с матерью-землей. Вот откуда пошла специальная рубаха для сенокоса – покосница. Ее подол (традиционно его считали близким к земной энергии) расшивали древними плодородными орнаментами. Так, на подолице появлялись орепей (ромб с точкой – символ засеянного поля), ерга (знак солнца с загнутыми краями), рожаница (символическое орнаментальное изображение женщины). Цвет ткани преимущественно выбирали белый, но иногда и крестьянки носили и красные рубахи, символизировавшие близость к солнцу.


Финансовое благополучие, неожиданное богатство, достаток в доме - это то, о чём всегда мечтали люди. Но чтобы разбогатеть, во все времена нужно было приложить немало усилий. А как привлечь деньги без особого труда? В древней Руси существовало множество примет и поверий, следование которым должно было помочь разбогатеть и навсегда забыть о нужде.

Целковые в решете и птицы, приносящие деньги

Сегодня в скверах можно часто увидеть старушек, которые увлечённо кормят голубей. Возможно, эти люди просто любят птиц, а может быть они знают старинную русскую примету, которая говорит, что чем больше крошек склюет птица, тем богаче станет щедрый кормитель. Кстати, именно с этой целью новобрачных закидывали на свадьбе зерном, считая, что чем больше зернышек упадет на плечи невесты и жениха, тем богаче они будут жить в будущем.


В Древней Руси обрядам на привлечение богатства уделялось большое внимание. Чего только стоит так называемый посев денег. Ночью нужно было взять решето, положить в него деньги, выйти в чистое поле и изобразить своеобразный посев, дополняя все эти действия соответствующими заговорами. Кстати, в отличие от героя детской сказки Буратино, который закопал золотые монетки в поле и ждал появления денежного дерева, на Руси деньги в землю не закапывали. Если и делали это, то использовали одну, самую мелкую монетку.

Знающие люди собирали специальные травы. Говорили, что если сделать из них отвар и искупаться в нём, то можно разбогатеть в ближайшее время. К сожалению, названия трав до нас не дошли. Привлечь богатство могли золото и серебро, особенно посуда. Из неё рекомендовалось есть, пить и даже умываться. Позволить себе это могли только небедные люди. Возможно, отсюда произошла поговорка «деньги к деньгам».

Дрожи, лист осиновый, да денег дай

Помочь разбогатеть могли деревья, особенно осина. В период листопада каждый имел возможность попросить у неё денег, даже не попросить, потребовать, поскольку нужно было подойти к дереву, обхватить ствол и сильно потрясти его, чтобы листья полетели во все стороны. Чем их больше - тем богаче будет проситель. При этом произносился определенный заговор, в котором человек уговаривал дерево не жадничать.


Осину называли при этом сестрицей, осинушкой, просили отсыпать денежек, чтобы можно было жить да не тужить, умоляли не скупиться. После того как речь была произнесена, нужно было трижды стукнуться лбом об осиновый ствол и идти домой, ни в коем случае не оборачиваясь. Ждали человека после такого ритуала «прибытки».

Яблони тоже помогали людям богатеть. Существовал заговор, который читали на растущей луне. В нём просили Бога благословить молодую яблоню на деньги, золото, серебро. После этого есть яблоки с дерева было нельзя, чтобы не испортить заговор.

Ищешь клад – жди ночи на Ивана Купалу

Найти клад и стать владельцем несметных сокровищ люди мечтали в древние времена точно так же, как и сегодня. На Руси существовало поверье, что отыскать клад проще всего в ночь на Ивана Купалу. Отправляясь на поиски клада, нужно было взять запасенные заранее свечи, которые раздавали во время панихиды над умершим и не забыть прихватить с собой ладаницу, чтобы окурить землю три раза. Лишь потом вынуть из неё уголек, положить на землю и раздуть пламя, от которого следовало зажечь свечку. Когда огонь разгорался, над ним нужно было подержать инструмент, взятый для копания, и только потом приступать к раскопкам.


Как определяли место, где мог быть зарыт клад? Тут был еще один секрет. В народе верили, что люди, спрятавшие сокровище, нередко приносили в жертву животных, а иногда даже людей. Это делалось для того, чтобы богатство не украли - духи должны были сторожить его. Потому на месте потенциальных кладов могли появляться призраки, из-под земли мог раздаваться собачий лай или ржание лошади. Могли охранять клад и спрятавшие его разбойники. Например, на нижегородских землях долго ходили байки о несметных сокровищах атамана Кудеяра. Если было закопано золото, то мог привидеться петух, а если серебро, то свинья. Иногда появлялись сверкающие огоньки, которые расценивали как отблески пламени, разожженного когда-то для принесения жертвы.


После того как место было определено, следовало копать, но при этом категорически нельзя было ругаться, смеяться, спорить. Считалось, что духи воспринимают громкие разговоры и смех как неуважение. Возможно, это служило своеобразным утешением, когда клада на месте не оказывалось.

Дырявый карман зашивай, крошки со стола не сметай и другие важные нюансы денежного притяжения

Существовали приметы, которым в Древней Руси старались следовать, чтобы привлечь деньги в дом. Кстати, некоторые из них популярны и сегодня. Например, нельзя свистеть в доме - наверняка с детства многие помнят «Не свисти в доме, денег не будет». Или веник. Ставить его нужно было обязательно вниз ручкой, иначе этот озорник мог просто вымести из избы достаток. Если кто-то просил в долг, то давать деньги рекомендовалось обязательно утром, в крайнем случае днём. Но только не вечером, поскольку уходя с денежками в кармане, должник мог утянуть за собой все оставшиеся сбережения. Передавать деньги через порог тоже нельзя по тем же причинам.


До сих пор в бухгалтериях при передаче денег их кладут на стол, а не передают из рук в руки. Эта древняя примета, о которой сегодня даже и не вспоминают, а привычка осталась. Также нельзя было сидеть на столе, потому что этот предмет предназначался исключительно для того чтобы принимать пищу. Предки считали, что неуважение к столу обязательно скажется на достатке. И не в лучшую сторону.


Было еще много мелких правил, которые следовало соблюдать. Не свистеть в ключ, чтобы не забыть где лежат деньги, стричь ногти обязательно по вторникам и пятницам, не хранить в кошельке посторонние предметы, всегда носить в нём монетку для притягивания денег, не ходить с рваными карманами, через которые утекает энергия богатства, не сметать крошки со стола и так далее. А ещё деньги нужно было считать, чтобы они не заканчивались. «Деньги счёт любят» - так звучит старая поговорка.


На деле, разумеется, все было не так просто, и выбраться из бедности удавалось единицам. О том, какая пропасть существовала в уровне жизни между господами и подданными, читайте в обзоре .

На Руси считалось, что новорожденный все ещё принадлежит чуждому миру. Придя в мир людей, он нуждается в очеловечивании, «доделывании», подобно некоему материалу, из которого нужно вылепить, «сотворить» человека.

Обрезание пуповины

Пуповину, согласно древней русской акушерской традиции, нужно отрезать на определенном расстоянии от живота, например, в некоторых районах было принято расстояние в три пальца. Существовало поверье, что если пуповину у новорожденной девочки отрезать ближе, то, став взрослой, она будет ветреной... Отрезали пуповину на каком-нибудь твердом предмете: мальчику на дубовой плахе, чтобы был крепок, или на топорище, чтобы лучше владел топором, или на книге, чтобы грамотным был. Девочке пуповину отрезали на ольховой плахе, чтобы трудолюбивой была. Пуповину перевязывали льном, прядевом, материнскими волосами. Затем мать прятала пуповину где-нибудь во дворе. Когда ребенку исполнялось 5-6 лет, он должен был развязать пуповину сам, что говорило об его умственных способностях. Если же ребенок не смог развязать пуповины до 6 лет, то считался глупым, «безнадежным».

Захоронение плаценты

Выход плаценты, детского места, последа, рассматривался как вторые роды, при этом ребенок оставался среди людей, а плацента возвращалась в иной мир. Совершался обряд погребения: детское место обмывали, «одевали» (заворачивали в чистую тряпку), снабжали продуктами и закапывали обычно в том месте, где произошли роды. Для того чтобы еще рождались дети, место захоронения осыпали зерном, поливали. Так, погребение обеспечивало новое рождение, поддерживало непрерывный обмен между предками и потомками, нелюдьми и людьми.

Обмывание

Во время ритуального обмывания новорожденный отделялся от того мира, откуда появился: с него смывали чуждость, чтобы затем «вылепить» человека. В севернорусских районах обмывание происходило в бане: ребенка распаривали, доводили его мягкость до предела, после чего повитуха гладила младенцу головку, стараясь сделать ее круглее, сжимала ноздри, чтобы они не были слишком широкими и плоскими. После купания ребенка заворачивали в старую, грязную рубаху отца. Ведь именно старые и поношенные вещи олицетворяли преемственность поколений, передачу ценностей от старшего к младшему. Так, во время заворачивания, одевания ребенок приобщался к культурной сфере, наделялся человеческими признаками.

Имянаречение

По окончании родов повитуха отправлялась к священнику договариваться о крестинах. Только в исключительных случаях, когда ребенок был очень слаб, и ему грозила смерть, церковь разрешала повитухе самой совершать обряд крещения и давать младенцу имя. Ребенка обычно называли именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед», или же ребенка называли в честь умершего или живого родственника: мальчиков, к примеру, часто называли именем деда. Имя обуславливало не только поведение человека, но и его физическое состояние. Распространены представления о том, что если ребенок слаб и болеет, следует изменить его имя, хотя вообще имя не принято было менять.

Передача ребенка крестным родителям

Крестные родители выкупали младенца у повитухи, после чего вместе с новорожденным отправлялись в церковь. Путь в церковь представлялся опасным, так как ребенок в период между рождением и крещением считался особенно уязвимым: он уже выделен из сферы чужого, но еще не окончательно включен в мир людей. По дороге в церковь кумовья должны соблюдать ряд предписаний: идти быстро, не оборачиваться, не разговаривать, не мочиться и т.д. Акт крещения уподоблялся рождению, то есть во время крестин происходило «настоящее» рождение. Поэтому большое значение придавалось дню крестин, времени суток, положению тела ребенка и особенностям его поведения во время крещения. Среди подарков, которые крестные готовили новорожденному, обязательными были крестик, пояс и рубаха. Именно эти предметы отличают человека (своего, крещеного, живого) от нелюдей (чужих).

Получение доли

Важное условие жизни человека – обретение доли (части) жизненной силы из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. С одной стороны, доля каждого предопределена свыше, а с другой, доля не только дается, но и берется, и человек сам кузнец своего счастья. На наличие или отсутствие доли у младенца указывали многие приметы: если ребенок родится лицом вниз – скоро умрет; если с длинными волосами на руках, на ногах или в «сорочке» - будет счастлив; с перевитой пуповиной - будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, - счастливы.

Зачастую доля воплощалась в главном блюде крестинного обеда – каше. На крестины приглашались все главы семей в деревне, и каждый уносил с собой после обеда немного каши для своих детей. Так каждый ребенок селения получал свою часть каши, свою долю после очередного перераспределения.

"Доделывание" ребенка

Предполагалось, что ребенок рождается «сырым», поэтому в некоторых областях все новорожденные подвергались «доделыванию», «допеканию»: ребенка сажали на лопату и клали в печь, подобно хлебу, или имитировали такое сажание. Больных и слабых детей «перераживали», «переделывали»: мать становилась на место происходивших родов и до трех раз протаскивала ребенка через ворот своей сорочки сверху вниз. Также больных младенцев протаскивали через дупло, расщепленное дерево и другие отверстия (например, хомут), символизирующие вход в иной мир, куда ребенок временно возвращался, чтобы вновь родиться.