Экзистенциальный кризиc. Экзистенциальный кризис. Экзистенциальные проблемы человека

«Экзистенциальный кризис» - типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению - исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia - «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета - «быть или не быть?» - были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса - личное дело каждого. Но, как и в случае с многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» - «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать - нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы - ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, - серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления - австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса - «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели - как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно - «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис - болезнь эпохи перемен».

Экзистенциальный кризис случается внезапно или становится результатом накопившихся эмоций. Если вы начинаете задумываться о смысле жизни или сомневаться насчет своего места в ней, скорее всего, вы столкнулись с экзистенциальным кризисом. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно напоминать себе обо всем, что у вас есть. Не поддавайтесь соблазну изолировать себя от людей и стремитесь общаться с окружающими.

Шаги

Оцените ситуацию

    Проанализируйте свои последние действия и мысли, чтобы определить причины кризиса. Весьма вероятно, что кризис обусловлен конкретным моментом или событием. Например, это может быть совещание на работе, которое не принесло желаемого результата, или обед со счастливой парой, после которого обострилось желание найти свою вторую половинку.

    • Если вы будете знать причины, то сможете обходить стороной или правильно реагировать на подобные ситуации. Например, начните проводить время в компании друзей и не ходите на встречи, где вы будете третьим лишним.
    • Часто причинами являются важные события, например, смерть близкого человека, увольнение или развод.
  1. Иногда лучше ничего не делать. Некоторые люди могут пережить ряд экзистенциальных кризисов и не страдать от последствий, в худшем случае -испытать минимальные страдания. Попытайтесь выявить закономерности в кризисные моменты и обратите внимание на последствия, если вообще ничего не делать.

    • Если вас переполняют отрицательные мысли, необходимо принять меры. В первую очередь следует поговорить с психотерапевтом.
  2. Создайте мысленный список людей, которые любят вас. Подумайте обо всех, с кем вы когда-либо общались. Выделите тех, кого вы считаете друзьями и близкими людьми. В рамках этой категории выберите людей, которые действительно любят вас. Часто выполняйте такое упражнение, чтобы увидеть, насколько широк ваш круг поддержки.

    • Не оценивайте окончательный список в контексте количества. Сосредоточьтесь на качестве.
  3. Обдумайте совет, который вы могли бы получить от своего кумира. Представьте человека, которым вы восхищаетесь, даже если вы никогда не встречались. Вообразите, что вы рассказали ему о своих чувствах, а он дал вам совет. Это отличный способ помочь себе таким отстраненным образом.

    • Например, поделитесь своими проблемами с воображаемой Опрой Уинфри и предположите, что она могла бы сказать вам в ответ.
  4. Рассмотрите суть проблемы. В такой момент полезно выговориться близкому человеку. Даже если вы считаете, что депрессия вызвана конкретным событием, наверняка окажется, что причина не ограничивается этой проблемой. Продолжайте спрашивать себя: “Что еще тревожит меня прямо сейчас?”.

    • Например, если у вас есть маленькие дети, вас может расстраивать не только постоянная стирка белья, но и отсутствие возможности видеться с друзьями так же часто, как до рождения детей.

    Не зацикливайтесь на страданиях

    1. Заставляйте себя выходить из дома и общаться с людьми. В кризисные моменты меньше всего хочется видеться с другими, но это именно то, что вам нужно. Начните с малого и сходите в кино, а затем уже повидайте друзей.

      • В окружении людей проще отвлечься и избавиться от ощущения одиночества.
      • В такие моменты старайтесь не сравнивать себя с другими, иначе вы можете почувствовать себя еще хуже.
    2. Используйте кризис, чтобы определить желаемые перемены в жизни. Экзистенциальный кризис может указывать на неудовлетворенность и разочарованность определенными аспектами жизни. Обдумайте причины кризиса и попытайтесь найти способ изменить жизнь к лучшему.

      • Например, если вы застряли на должности без перспектив роста, попробуйте найти другую работу. Ставьте достижимые цели , например, научиться чему-то новому или каждую неделю подавать заявки по ряду вакансий.
      • Если не знаете, что нужно сделать, попробуйте поговорить с другом или психотерапевтом.
    3. Переключите внимание на других. В момент экзистенциального кризиса возникает чувство, будто существуете только вы и ваша проблема. Выходите на улицу и обращайте внимание на остальных людей, чтобы изменить такой образ мыслей. Попробуйте понять чужие проблемы и подумайте, как бы вы могли помочь людям.

      • Кроме возможности увидеть свои проблемы со стороны, помощь другим дарит чувство радости.
      • Так, если покупатель в супермаркете упустил что-либо из рук, можно подойти и помочь.
    4. Не сравнивайте себя с другими. Это прямой путь к депрессии и новому кризису, поскольку всегда кажется, что другие успешнее вас. Если у вас возникают завистливые мысли по отношению к тому или иному человеку, то скажите себе “нет”. После этого попробуйте представить, что у вас общего с этим человеком.

      • Например, не завидуйте сотруднику, который поедет в отпуск на лыжный курорт. Вместо этого сосредоточьтесь на общих качествах: вы тоже любите проводить время на свежем воздухе.
    5. Наведите порядок. Беспорядок или неопрятная окружающая обстановка легко могут стать прибежищем для отрицательных мыслей и чувств. Наведите порядок, соберите пыль, вымойте полы и окна. Можно даже купить новую мебель.

      • Пригласите людей, которые готовы помочь вам, чтобы не чувствовать себя одиноко.

    Обратитесь за помощью

    1. Выговоритесь другу или родственнику. Обратитесь к человеку, которому доверяете, чтобы такой разговор остался только между вами. Предложите встретиться в спокойной обстановке, где вас никто не побеспокоит. Максимально подробно расскажите о своих чувствах и ощущениях. Заранее предупредите, если вы не нуждаетесь в советах и просто хотите выговориться.

Жан-Поль Сартр.

Данное направление отрицало философию рационализма и утверждало, что человеческое существование является иррациональным. Его представители считали, что человек может осознать свое единство с миром, или экзистенцию, в некой «пограничной ситуации», например, при смертельной угрозе. Данное переживание представляет собой ценность, так как позволяет человеку перейти на иной уровень осознанности бытия.

Из экзистенциализма родилась новая психологическая школа, основанная на Благодаря этому направлению в психологии получило распространение такое понятие, как экзистенциальный кризис, возникающий в тот момент, когда человек впервые задумывается о том, зачем он существует в этом мире.

Экзистенциальная психология видит человека как случайное существо в мире материальном. Подспудно осознавая это, любой из нас начинает задаваться вопросом о том, каково его место здесь, в чем предназначение, в силах ли он справиться с испытаниями, уготованными на его долю.

Экзистенциальный кризис может возникнуть в юности, в момент созревания личности, а также и в зрелом возрасте, когда человек оценивает свою прожитую жизнь. Это может быть мучительное эмоциональное переживание, особенно если нет возможности найти ответы на мучающие вопросы.

Преодолеть экзистенциальный кризис можно несколькими путями. Большинство людей решают, что не стоит задаваться подобными вопросами, так как различные дела требуют внимания и участия.

Некоторые находят выход, осознав, что имеет значение лишь настоящий момент, и важно прожить его полноценно, чтобы потом, приближаясь к смерти, не жалеть об упущенных мгновениях.

Так или иначе, но экзистенциальный кризис всегда имеет итог в виде выбора. Человек принимает решение следовать определенному направлению и находит опору для своей дальнейшей жизни. В результате он обретает относительную внутреннюю гармонию до следующего момента переосмысления ценностей.

Неотъемлемой частью кризиса является экзистенциальное одиночество. Проживание его также может быть болезненным. Однажды к человеку приходит понимание того, что он одинок перед лицом смерти. Рано или поздно он уйдет в небытие совершенно один, оставив в этом мире все привязанности и материальные блага.

Подобное переживание побуждает человека задаваться вопросами о сущности мироздания. Есть ли где-то творец этого мира или все, что с нами происходит, является случайностью, и наши жизни подобны существованию микроорганизмов в сравнении с величием Вселенной?

Экзистенциальное одиночество может остро чувствоваться после утраты в период переживания горя или после тяжелой психологической травмы. Также подобные мысли возникают у человека, находящегося на пороге смерти. Чувство одиночество может быть настолько сильным, что человек вытесняет его. И тогда для успешного преодоления тяжелого, часто депрессивного, состояния ему необходимо научиться осознавать и принимать свое одиночество.

Истинное освобождение возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть рамки своей личности и начать открываться людям, стремиться к ним и станет искренним в проявлении своих чувств. Так может быть успешно преодолен экзистенциальный кризис.

Одной из несомненных заслуг психологии экзистенциализма является тот факт, что представители этого направления видели человека как существо развивающееся, стремящееся преодолеть привычные рамки бытия и границы личности. Это расширило понимание человека, сделало возможными новые подходы в психотерапии, которая стала успешнее справляться с депрессивными состояниями и переживанием отделенности человека от мира, свойственного западной культуре. Человек рассматривается как хозяин своей жизни, отвечающий за себя, стремящийся стать самим собой.

Одним из важнейших понятий экзистенциализма является экзистенциальный не боязнь, которая толкает человека на создание искусственных ограничений. Напротив, проживание страха потрясает человека до самых основ, открывая перед ним неведомые ранее истины.

Он необходим, так как способен освободить человека от размеренного и бездумного существования, от бытовых проблем. Экзистенциальный кризис чаще всего сопровождается проживанием подобного страха.

Страх может придти внезапно, и поначалу человек не отдает себе отчета в его причине. Но постепенно, вглядываясь в себя, он начинает задумываться о смысле происходящего с ним и понимает, что большинство его и ориентиров ошибочны. Это приводит к очередному изменению мировоззрения и, как следствие, к возникновению нового направления жизни и преодолению кризиса.

All the lonely people, where do they all come from?

All the lonely people, where do they all belong?

The Beatles, “Eleonor Rigby”

Кризису среднего возраста подвержены более 80%

людей с 35 до 55 лет.

19 млн. человек ежегодно совершают

неудачные попытки самоубийства.

В 70% случаев причина – депрессия.

Статистика.

Сколько человек при этом ведут растительный образ жизни неизвестно…

Экзистенция – это не Сартр и Камю с Фроммом , а Ты - Читатель в опасном возрасте и с симптомами воскресного невроза, твое индивидуальное переживание действительности. И кризис твой рано или поздно закончится летальным исходом.

Болезнь свободы и выбора, от которой ты бежишь, стремишься запить и заесть и укрыть нелепыми хобби или юбками близких, обостряется отчаянием или замирает хроническими болезнями, но проходит только с последним вздохом человека. Ты ведь человек? - Тогда жди своих вопросов, бежать бесполезно!

Понятие экзистенции впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости, пройдя через кризис, а может скитаться в паутине заблуждений до смертной минуты, при этом отрицая ее.

Жил я славно в первой трети

Двадцать лет на белом свете - по учению,

Жил безбедно и при деле,

Плыл, куда глаза глядели, - по течению.

Заскрипит ли в повороте,

Затрещит в водовороте - я не слушаю,

То разуюсь, то обуюсь,

На себя в воде любуюсь, - брагу кушаю.

В.Высоцкий, “Две судьбы”

Кризис юности. Кризис среднего возраста. Кризис старости. Формально различаются причинами, но имеют в основе одну экзистенциальную тоску, тоску по смыслу жизни.

Переход к взрослой жизни не может быть осуществлён без выработки нового мировоззрения. В это время необходимо осознанное принятие определённой системы взглядов на жизнь, на то, как жить в этом мире и какой путь в нём избрать, у человека кристаллизуется система ценностных ориентаций, определяется "смысл жизни", стратегические цели и более или менее амбициозные жизненные планы. И если повезло – ты все правильно сделал. И вот, не заботясь более о хлебе насущном, но о модной машине и коллекционном вине в холодильнике, ты видишь жизнь как телевизор, проходящий без твоего участия, где диктор говорит что делать, а режиссер как играть. И ты больше не помнишь как это: быть собой? Но знаешь как быть комфортно и уютно. Пока не уйдет хлопнув дверью любимый. А может в глаза заглянет нищая девочка с аккордеоном? Или наполненный дом зазвенит пустотой смсок из бутиков?

Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечастно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

А. Пушкин, “Евгений Онегин

Она свободная и самодостаточная женщина.

Это у нее просто хобби такое –

плакать ночью в ванной, обняв колени.

Интернет, шутка

Это кризис среднего возраста, экзистенциальный кризис.

Понятие кризиса середины жизни в научный обиход введено Карлом Юнгом, который относит его к возрастному периоду 35–40 лет. Однако настоящее опередило науку, и быстро растущее поколение, за одно десятилетие поменявшее калькуляторы на гаджеты, делает карьеру или состояние и входит в кризис все раньше. Что характеризует экзистенциальный кризис?

Одиночество. Смертность. Осознание, что жизнь не имеет смысла. Разрушение ценностей и новый взгляд на мир. Чувство и боязнь собственной свободы, и как следствие пиковые боль или наслаждение, ведущие к поиску нового смысла. Это классика жанра.

Наступление собственной смерти перестает быть абстрактным событием. Начинается обратный отсчет времени – теперь ты думаешь, не о том, сколько прожито, а сколько осталось. Именно в этот момент человек начинает отчетливо видеть то, что Хайдеггер назвал «невозможностью дальнейших возможностей». Конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче, поскольку понимая конечность жизни, мы стремимся сделать ее более полной и яркой, - тоже кто-то сказал…

Иначе настигнет кризис старости – отчаянного укрытия от надвигающейся смерти в яростных стереотипах, желчной ненависти, нелепом оптимизме, апатии или религиозном культе. Ну да, на передовой ты уже был и точно знаешь, что смысла в жизни нет. Может Бог есть? Ну хоть в обмен на щедрое пожертвование… Но это позже. Твой шанс - твои вопросы.

Скитаясь по пастбищам этого мира,

Без конца раздвигая высокие заросли,

Я стараюсь найти быка.

Вдоль безымянных рек, по запутанным тропам

Я в горах пробираюсь далёких.

Мои силы уходят, нет мочи терпеть,

Не могу отыскать быка.

И лишь ночью в лесу слышен хруст саранчи.

Какуан, “Десять быков”

Могу ли я быть в этом мире? Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть». Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть. Нет истерики, есть планы, стратегии, работа.

Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная жизнь, которую я хочу жить. И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь, то может возникать много бессильной ярости, отчаяния и желания бежать.

Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь? Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить». Это тема депрессий. Речь идет о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях.

Имею ли я право быть таким? Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в суждении, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю? Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью.

Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Что я должен делать? Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму, чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности. Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных.

“Нео, ты - избранный! – О, нет, только не это…”. Поздно, ты проснулся. Нет, до буддийского Пробуждения еще очень далеко, но все же.

Прости меня, все что я сделал не так,

Мои пустые слова,

Мои предвестья войны.

Господи, спаси мою душу! -

Я начинаю движение в сторону весны.

Б. Гребенщиков, “В сторону весны”

Итак, что же делать? Если шанс спасти мир не подворачивается и пятый элемент невидать, некоторые психологи советуют замять дело.

Например известный Петер Цапффе со своими Изоляция - «полнейшее отстранение от всех тревожных и разрушительных мыслей и чувств»; Фиксация - Цапффе сравнивал этот механизм с идеей «лжи жизни» Генрика Ибсена в его пьесе, где семья достигла приемлемого существования, игнорируя скелеты и позволяя каждому жить в собственном мире грез; Отвлечение - проявляется, когда «каждый ограничивает внимание только в пределах самых важных точек через постоянное эмоциональное увлечение»; Сублимация - перенаправление энергии от негативного к позитивному (социально приемлемые цели).

Экзистенцалисты также странным образом проводили зону ответственности. Человек отделен и от природы и от своего тела и, будучи последовательными, от собственного сознания, сотканного из впечатлений, воспоминаний, отпечатков внешнего мира. Таким образом, философское направление, посвященное изучению существования не дает ответ на вопрос об исцелении его от боли, принимает отсутствие Единого и объявляет трусостью любую надежду. Тошнота остается.

Логотерапия Виктора Франкла призывает к поиску смысла жизни.

Люди в одиночестве пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепциии. Зачастую идут на Восток, где Единство растворено в привлекательных мистических понятиях, а многочисленные практики позволяют погрузиться в новый лабиринт на долгие годы.

Одно время был популярен дауншифтинг, означающий попросту «бросить все и вести ненапряжный, простой образ жизни где-нибудь в деревне, желательно на океане», но сейчас это понятие ушло в подполье.

Если не вниз, а вверх? Куда ведут пути и какие они?

Читайте статьи Просветление и Совершенный человек на нашем сайте. ;))

Жан Поль Сартр – французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. Среди его высказываний про экзистенцию и экзистенциальный кризис:

«Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает.

Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений .”

Быть – значит делать выбор, ну или тошнота.

Альбер Камю – французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. В том числе изучал Сизифа как неутомимого оптимиста, передвигающего свой камень своей свободной волей. О кризисе: «Когда мир поддается объяснению, хотя бы и не слишком надежному в свои доводах, он для нас родной. Напротив, человек ощущает себя чужаком во вселенной, внезапно избавленной от наших иллюзий и попыток пролить на нее свет. И это изгнанничество неизбывно… Разлад между человеком и окружающей его жизнью, между актером и декорациями и дает собственно чувство абсурда. Все здоровые люди когда-нибудь да задумывались о самоубийстве… » Как альтернативный самоубийству метод предлагается Бунт – «постоянное столкновение человека с собственным неведением » и Свобода «не прожить как можно лучше, а пережить как можно больше ».

Эрих Фромм – немецкий философ и гениальный психолог продуктивного и деструктивного. Об экзистенциальном кризисе: «Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность, когда индивид противостоит миру вокруг себя как чему-то совершенно чуждому, когда ему необходимо преодолеть невыносимое чувство бессилия и одиночества, перед ним открываются два пути. Один путь ведет его к «позитивной» свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей; таким образом он может вновь обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного «я».

Другой путь – это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не возвращает человека в органическое единство с миром, в котором он пребывал раньше, пока не стал «индивидом», – ведь его отделенность уже необратима, – это попросту бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше жить. Индивид оказывается «свободным» в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира. В этой ситуации «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». Это слова из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего «я».