Еще мама читать полностью. Андрей Платонов: Еще мама. Анализ текста по вопросам

(1)Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) День

был жаркий,но где-то собиралась гроза, и небольшая тучка брызнула на дорогу, прибивая пыль, и на сочные листья деревьев и кустарников, растущих вдоль дороги. (3) Левая сторона леса была темна, а правая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра.(4) Все было в цвету, соловьи звонко пели, и песни их слышались то близко, то далеко.(5) Ветра в лесу не было слышно.(6) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, из-под прошлогодних листьев, лежавших на земле, поднимая их, вылезали, зеленея, первая трава и цветы. (7) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.(8) На краю дороги стоял дуб. (9)Он, вероятно, был намного старше берез, составляющих лес.(10) Он был огромный, в два обхвата, с обломанными ветками и с темной корой, заросшей старыми болячками.(11) С неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами он сердитым и уродом стоял между улыбающимися березами. (12) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей. (13) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья.

1.Из предложений 1-7 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2.В каком утверждении допущена ошибка.

1) в слове рощу все согласные звуки твердые.

2) в слове правая звуков больше, чем букв

3) в слове подчиняться звуков меньше, чем букв

4) в слове дуб на конце произносится звук п

3. Какое утверждение ошибочно

1) в слове краю звуков больше, чем букв

2) в слове солнц а букв больше, чем звуков

3) в слове огромный все согласные звуки твердые

4) в слове болячками звук ч мягкий

4. Из предложений 8-13 выпишите слова с чередующейся гласной в корне

5. Замените словосочетание березовую рощу , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6. Из предложений 5-9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного.

7. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: “В суффиксах страдательных причастий пишется две буквы НН”.

8. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

10. Найдите предложение с вводным словом. Напишите его номер.

11. Среди предложений 1-7 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(этих) предложения(ий).

12. Из предложений 2-9 выпишите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением.

13. Среди предложений 3-7 найдите односоставное. Определите его вид.

14. Среди предложений 9-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.

15. Из предложений 3-7 выпишите составное именное сказуемое.

16. Среди предложений 2-7 найдите сложное с разными видами связи.

17. В тексте найдите сложносочиненные предложения. Напишите их номера.

18. В тексте найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) . Напишите их номера.

19. Какой языковое средство выразительности используется в предложении 4 ? Напишите, как он называется.

20. Выпишите по одному словосочетанию с разными видами связи.

а) согласование

б) управление

в) примыкание

21. Выпишите словосочетания, в которых прилагательное

а) качественное

б) относительное

в) притяжательное

22. В предложении 12 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложносочиненного предложения.

Только он один не хотел подчиняться весне, (1) ее обаянию, (2) и не хотел видеть ни солнца, (3) ни его первых лучей.

Вариант 2

Но вот кому-то удалось рассмотреть, что четыре всадника, едущие впереди отряда, держат углы большого пестрого персидского ковра.(2)Это тот самый ковер, назначением которого было покрывать в поле большой боярский шатер.(3) Теперь на этом ковре, подвешенном между четырьмя седлами лежит что-то маленькое, обложенное пуховыми подушками и укутанное ярко-цветным шелковым нарядом боярина. (4)Яркие покровы, в которые закутана загадочная фигура, были смочены падавшим целый день дождем и позволяли определить, что под ними сокрыт не раненый богатырь, а не более четырнадцати- или пятнадцатилетний ребенок. (5) Когда охотничий караван подошел к самому дому, все увидели, что на ковре, обращавшем общее внимание, была привезена девушка.(6) Молодая, с черными волосами голова пленницы была открыта и утопала в смокшейся подушке, уста девицы были полуоткрыты, зубы крепко стиснуты, а веки сомкнуты. Она казалась спящею, но на самом деле она была в долгом непробудном обмороке.(7) Так была привезена своими похитителями в село Плодомасово боярышня Марфа Андреевна Байдурова.

В каком высказывании допущена ошибка

1) в слове боярский в се согласные звуки твердые

2) в слове внимание звуков больше, чем букв

3) в слове дождем написание не совпадает с произношением

4) в слове персидского есть звук Т

2. Замените словосочетание боярского шатра , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

3. Замените словосочетание охотничий караван, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

4. Из предложений 3-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного.

6. Из предложений 5-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне

7. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.

8. Напишите номер предложения с обособленными однородными определениями.

9. В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Яркие покровы, (1) в которые закутана загадочная фигура, (2) были смочены падавшим целый день дождем и позволяли определить, (3)что под ними сокрыт не раненый богатырь, (4) а не более четырнадцати- или пятнадцатилетний ребенок.

10. Напишите номер сложного предложения с разными видами связи.

11.Напишите номер сложного предложения с параллельным подчинением придаточных.

12 . Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

13. Напишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

14. Напишите номер сложносочиненного предложения.

15. Из предложений 5-6 выпишите краткое(ие) страдательное(ые) причастие(ия).

16. Среди предложений 2-3 найдите предложение с однородными членами.

17. Из предложения 4 выпишите слово(а) с проверяемой безударной гласной.

Л.Н.Толстой "Война и мир" Встреча князя Андрея Болконского с дубом

"...На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 1 Вариант

(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Лева я сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.

Выполните задания В1-В10

В1 . Замените словосочетание БЕРЕЗОВУЮ РОЩУ

В2 . Из предложений 1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

В3 . Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание приставки С , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

В4 . Из предложений 9-11 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».

В5 . Выпишите грамматическую основу из предложения 3.

В6 . Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленными обстоятельствами . Напишите номера этих предложений.

В7 . Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В8 однородными членами

В9 . В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении .

Правая, 1 мокрая, 2 блестела на солнце, 3 чуть колыхаясь от ветра.

В10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении .

Это был огромный, 1 в два обхвата дуб, 2 с обломанными, 3 давно видно, 4 ветками и с обломанной корой, 5 заросшей старыми болячками.

Вариант 1

Вариант 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 2 вариант

(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Левая сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.

(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.

(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…

Выполните задания В1-В10

В1 . Замените словосочетание СОСНОВЫЙ БОР , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В2 . Из предложений 15-16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

В3 . Из предложений 14-15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»

В4 . Из пр-ний 12-13 выпишите слово, в котором применяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».

В5 . Выпишите грамматическую основу из пр-ния 6.

В6 . Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом . Напишите номер этого предложения.

В7 . Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

В8 . Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами . Напишите номер этого предложения.

В9 . В приведенных ниже пр-ния пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении .

Это был огромный, 1 в два обхвата дуб, 2 с обломанными, 3 давно видно, 4 ветками и с обломанной корой, 5 заросшей старыми болячками.

В10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном(ых) обстоятельстве(ах) .

Береза, 1 вся обсеянная зелеными клейкими листьями, 2 не шевелилась, 3 и из-под прошлогодних листьев, 4 поднимая их, 5 вылезала, 6 зеленея, 7 первая трава и лиловые цветы.