Этапы процесса познания экономических явлений. Методы познания экономических процессов и явлений, их классификация

Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приемов изучения и описания какого-либо явления. В отличие от непосредственного наблюдения за происходящими событиями, научное познание жизни, опирающееся на надежные методы исследования, позволяет проникнуть в глубь (в сущность) изучаемых процессов и явлений, раскрыть их внутреннее содержание, выявить причины и движущие силы развития. Подлинно научным методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала наиболее общие способы и приемы познания действительности. К ним относятся: качественный и количественный анализы, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, выдвижение и проверка гипотез и др. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках, но формы и границы их применения зависят от особенностей предмета конкретной науки.

В экономической теории процесс познания складывается из трех этапов:

1. Эмпирический этап – это сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, и сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами.

2. Теоретический этап – это выявление общих принципов, закономерностей на основе известных фактов и создание новых гипотез и теорий.

3. Практический этап – это формирование на основе выявленных закономерностей, принципов или подходов экономической политики.

Учитывая специфику предмета, основным методом исследования экономических явлений является метод научной абстракции, а также анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез.

В процессе анализа используются статические группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия, при этом используется метод научной абстракции. Он включает в себя два взаимосвязанных процесса познания.

1. Движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

2. Движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции улавливается сущность явлений, формулируются категории и законы, выражающие эти сущности.

В результате абстрагирования выводятся экономические категории, то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений. Углубление экономических знаний позволяет находить объективные и устойчивые взаимосвязи между экономическими явлениями, которые выражаются в виде экономических законов.

Другим важным приемом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического. Вся экономическая жизнь состоит из фактов, которые необходимо собирать, анализировать и обобщать. Факты могут быть самые разные, поэтому надо искать принципы их взаимосвязи и выявлять объединяющий их смысл.

Переход от эмпирического к теоретическому этапу происходит путем индукции, когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы или дедукции, когда к сбору фактов подходят с позиции определенной теории.

Дедуктивный метод – это способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений или правил.

Индуктивный метод – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, или от отдельных фактов к обобщению.

При переходе от теоретического к практическому этапу познания используется позитивный и нормативный анализ.

Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен от субъективных суждений.

Нормативный анализ, напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры нужно принять, основываясь на определенной экономической теории.

Позитивный анализ изучает то, что есть, а нормативный анализ выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Предмет и метод экономической теории находятся между собой в неразрывном единстве.

По мере углубления содержания предмета, используются более разнообразные методы исследования. Итогом этих исследований являются знания, выраженные в виде экономических законов. Они носят объективный характер, значит, не подчиняются воле и сознанию людей и не могут быть в оценке людей ни хорошими, ни плохими. Их нельзя запретить или отменить. Люди обязаны изучать механизмы действия этих законов и принимать решения в соответствии с их требованиями.

Одной из существующих причин кризиса нашей экономики является волюнтаризм российских политиков. Волюнтаризм - это принятие решений, не сочетающихся с объективными требованиями экономических законов, это произвол в политике и экономике.

Учитывая исторический путь, пройденный экономической наукой можно сказать, что предметом изучения экономической теории являются производственные отношения и экономические законы, управляющие поведением людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

3. Структура курса истории экономических учений в системе экономических наук.

Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории экономических учений правомерно выделить следующие три раздела:

Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений.

Метод - ϶ᴛᴏ совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект. Специфика метода зависит от своеобразия объекта исследования и предмета науки.

Своеобразие общей экономической теории состоит по сути в том, что общество выступает и как объект, и как субъект познания. Люди творят историю, они же и познают ее. Отсюда следует, что метод экономической науки в отличие от методов естественных наук потенциально содержит в себе больше субъективных, случайных, привносимых деятельностью исследователя элементов. Метод экономической теории - ϶ᴛᴏ совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

Предмет и метод исследования взаимосвязаны. Причинно-следственная связь предмета и метода выражается в том, что с изменением предмета изменяется и метод. Чем сложнее объект исследования, тем выше степень зрелости теории, тем более совершенный метод его изучения требуется. Это положение должна быть записано в следующем виде: степень зрелости объекта исследования → степень зрелости теории → степень зрелости метода. Обычно метод исследования формируется на базе определœенной методологии.

Методология экономической науки - ϶ᴛᴏ учение о способах и приемах познания социально-экономических процессов хозяйственной системы. Познание как мыслительный процесс выступает в виде двух его типов – обыденного и научного.

Обыденное мышление формируется под воздействием экзогенных, внешних экономических связей. Совокупность экзогенных связей порождена изменениями, находящимися на поверхности явлений хозяйственной жизни. К их числу относятся соотношение между спросом и предложением на рынке товаров и услуг, изменение уровня безработицы, колебание курса денежной единицы на валютном рынке и т. д. Под воздействием этих процессов происходят характеризующие общие изменения экономики видимые конъюнктурные изменения.

Научное экономическое мышление формируется под влиянием эндогенных, внутренних экономических связей, развивающихся на базе не идентифицируемых при простом наблюдении факторов. Эти связи формируют своего рода физиологию внутреннего строения жизнедеятельности всœей хозяйственной системы. Так, спрос и предложение, формируемые на рынке товаров и услуг, обычно скрывают сложные внутренние процессы, связанные с конкурентной борьбой за рынки сбыта͵ за объёмы выпускаемой продукции, за снижение издержек производства, от величины которых зависит уровень цен.

Научные методы исследования подразделяются на:

1. Всеобщие – формально-логические приемы и методы, метафизический, диалектический методы.

2. Общенаучные – исторический, логический, математический и др..

3. Специфические – для анализа каждой отрасли создаются и используются собственные приемы.

Формально-логические приемы и методы основываются на формальной логике, науке, изучающей формы, мысли и формы их сочетаний, отвлекаясь от конкретного содержания суждений. Основателœем формальной логики считается Аристотель. Формальная логика включает в себя ряд методов и приемов познания, важнейшими из которых являются анализ и синтез, индукция и дедукция (от частного к общему, от общего к частному), сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство. К числу базовых законов формальной логики относятся:

· закон тождества – каждая мысль должна иметь строго определœенное устойчивое содержание;

· закон противоречия – две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же времени, не бывают истинными;

· закон исключенного третьего – из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, одно непременно истинно;

· закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

Эти законы формальной логики способствуют достижению определœенности, непротиворечивости и, в известном смысле, доказательности мышления.

Метафизический метод используется для исследования экономических явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности. В экономической науке данный метод применяется для изучения отдельных элементов системы, выявления внутренней структуры, классификации экономических явлений (типы собственности, виды рынков, причины безработицы).

Диалектический метод - ϶ᴛᴏ изучение хозяйственных процессов в движении, в развитии. При изучении экономических процессов устанавливаются их взаимообусловленность и взаимодействие, вскрываются противоречия, позволяющие находить компромиссные решения в условиях противоборства разных сторон.

Исторический метод предполагает рассмотрение экономических процессов на разных этапах их исторического развития. Так, реализация экономических принципов и законов в исторически разные периоды времени осуществляется по-разному.

Логический метод позволяет формировать положения на базе определœенных умозаключений, использования мыслительной деятельности, что помогает вырабатывать рациональные приемы развития социально-экономических процессов. Логика как научный инструмент позволяет глубже понимать складывающиеся в реальной хозяйственной жизни причинно-следственные связи.

Единство исторического и логического . Исторический метод представляется логическим, облаченным в историческую форму; логический представляется историческим, взятым как крайне важно е, ᴛ.ᴇ. освобожденное от случайной исторической формы. Использование математики и статистики резко повышает научную обоснованность анализа экономических явлений, а также практических разработок. В экономической теории используется совокупность таких общенаучных методов, как статистические наблюдения, социологические опросы, моделирование экономических процессов, построение гипотез и проведение эксперимента͵ анализ, синтез. Сегодня возрастает значение применения количественных методов, математическое выражение сущностных зависимостей и закономерностей, а также экономического эксперимента.

Под экономическим экспериментом принято понимать искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться на макро– и микроуровнях. К числу наиболее известным относится эксперимент на микроуровне по проведению безденежного обмена английского экономиста Р. Оуэна (1771–1858). В 1832 ᴦ. в Лондоне был создан меновой базар, где в обмен на товары выдавали боны, в которых значилось количество трудового времени, затраченного на производство определœенных продуктов. На эти боны можно было приобретать любые представленные на базаре товары. Эксперимент Р. Оуэна потерпел неудачу, и в 1834 ᴦ. меновой базар был ликвидирован.

Французский экономист П. Прудон (1809–1865) выдвинул идею о мировом переустройстве общества посредством реформ кредита и обращения. Для осуществления своей идеи он предпринял в 1849 ᴦ. попытку основать ʼʼнародный банкʼʼ, банк для справедливого обмена.

В начале XX в. широкое распространение в США получил эксперимент Ф. Тейлора – система научной организации труда, который привел к резкому увеличению интенсивности труда рабочих. В нашей стране к числу наиболее крупных экспериментов на макроуровне относится введение в России в 1918–1920 гᴦ. ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ, в результате которого была установлена продразверстка, согласно которой крестьяне должны были сдавать государству всœе излишки продовольствия и сырья. В 1921 ᴦ. в России был введен НЭП, новая экономическая политика, предусматривавшая широкое использование товарно-денежных отношений, развитие многоукладности в экономике, оживление деятельности частных предприятий при сохранении регулирующей роли государства. В 1965 ᴦ. в СССР была предпринята попытка осуществления крупномасштабной экономической реформы, в соответствии с которой в качестве важнейшего показателя результативности производства должна была выступать прибыль.

Экономические эксперименты проводятся в трех случаях:

· изучаемая хозяйственная система отличается значительными размерами и сложностью, охватить ее макроэкономическим наблюдением невозможно;

· макроэкономические наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности наблюдаемых внутренних закономерностей и процессов;

· экономический процесс плохо изучен, и возможные результаты воздействия на него в реальной действительности бывают непредсказуемыми.

Ограничения возможностей применения эксперимента:

· многообразие экономических связей в процессе общественного производства исключает изоляцию экономического эксперимента от окружающей обстановки;

· в отличие от естественнонаучного объект экономического эксперимента не является пассивным по отношению к вводимым факторам эксперимента͵ а объект сам активно действует и влияет на результативность эксперимента.

По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида:

1. Реальные – опыты в реальной обстановке.

2. Модельные – воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель.

3. Человекомодельные – деловые или хозяйственные игры. Οʜᴎ предназначены для обучения хозяйственных руководителœей принятию правильных решений.

По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа:

· хозяйственные;

· исследовательские;

· со характеру исследуемых факторов;

· стимулирующие (дестимулирующие);

· организационные.

Первые связаны с введением экономических показателœей, использованием форм коллективного и индивидуального стимулирования, применением соответствующих нормативов. Вторые связаны с перестройкой организационных структур, с исследованием различных форм распределœения прав и ответственности, методов доведения решений до исполнителœей, с выдвижением кадров на руководящие должности. Экономические эксперименты позволяют на практике отрабатывать рекомендации и программы с целью недопущения крупных просчетов и разрушительного их воздействия на народное хозяйство страны.

Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений." 2017, 2018.

Метод в любой науке не может быть произвольным, он определяется предметом исследования. Методология - это наука о методах. Методология экономической теории - это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности. Методология решает вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория изучает функционирование и развитие экономической системы.

На разных этапах развития экономической теории использовались различные методы исследования: формально-логический , диалектический , математической логики . Многие из них сохраняют свое значение в современной науке, поэтому характеристику метода экономической теории следует начинать с анализа его простейших приемов.

Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика - изучение мысли со стороны ее структуры, формы, с точки зрения ее логического строения, отвлекаясь от конкретного содержания выраженного в ней.

Формальная логика фиксирует содержание знания путем установления его формы и разработки системы правил оперирования формализмами. Она разработала обширный набор методов и приемов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Анализ - это метод познания, состоящий в расчленении целого на его составные части, синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. С помощью анализа выделяют отдельные стороны явления с целью установления их специфики. Синтез же объединяет расчлененные анализом части для выявления того общего, что их связывает в единое целое.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного к общему); дедукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотез. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Доказательство - обоснование истинности одной мысли с помощью других.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода.

Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектическая логика раскрывает внутренние механизмы самодвижения экономических явлений, процессов, экономических систем. Ведущими в диалектической логике стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического.

Процесс познания включает в себя этапы движения мышления от созерцания (конкретного мышления) к абстрактном мышлению и от последнего к реальной действительности (хозяйственной практике).

Восхождение от абстрактного к конкретному: в процессе познания абстрактное представляется как момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое.

Конкретное в мышлении означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта. Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого, пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и др.)

Единство исторического и логического . Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму, т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий.

Логический метод исследования представляется историческим, но освобожденным от случайной исторической формы. Логический метод представляется как более теоретический, общий, необходимый. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в которой они возникали и развивались. Он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и исторических подробностей затрудняет изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, являющиеся основой возникновения более сложных.

Экономическим явлениям и процессам присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы.

Математическая логика представляет собой совокупность искусственных формализованных языков, для которых устанавливаются такие их логические свойства, как доказуемость, выводимость, следствие и т.д. Развитие современной математики обусловило появление экономико-математического моделирования.

Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

Изучение естественного хода экономических явлений и процессов делает актуальным проведение экспериментов. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.


Методы в науке - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов.

В качестве философского метода марксистской политической экономии выступает материалистическая диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Важнейшими принципами диалектики выступают принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.

Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия.

Закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные моменты.

В диалектическом методе необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе. Под таким углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений, главным образом, с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом" виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

Логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме.

Большое значение К. Маркс придавал методу восхождения от конкретного к абстрактному. Он выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Таким образом, за восхождением от конкретного к абстрактному следует обратное восхождение от абстрактного к конкретному. Но это уже иное конкретное, не то конкретное, которое непосредственно дано нам в ощущениях, а конкретное воспроизведенное с помощью научных понятий и выявленных в процессе познания взаимосвязей явлений, элементов системы и т.д.

В процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греческого "аналисис" - разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греческого "синтесис" - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от латинского "индукцио" - наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от латинского "дедукцио" - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.

В курсе "Экономикс" сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от латинского "позитивус" -положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: "Каждая наука сама по себе философия"). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знаний. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.

В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.

В качестве критерия истинности и ложности научных знаний используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) возможность опровержения его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой. Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.

Нормативный метод познания опирается в большей мере на философию прагматизма (от греческого "прагма" - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность человека и которая базируется на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки - изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека.

Экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и проч.).

Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот.

Наряду с философским методом в курсе "Экономикс" широко используется системно-функциональный метод , в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние в свою очередь выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.