Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Обзывалки (подвижная игра для агрессивных, обидчивых детей)

Цель: познакомить подростков с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой фор­ме при помощи вербальных средств

Время проведения : 15 минут

Содержание: участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидны­ми словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обра­щение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты-морковка!». В заключительном круге играющие обяза­тельно говорят своему соседу что-нибудь при­ятное, например: «А ты - моя радость!..».

Примечание: игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует преду­предить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

5 .Выполнение техники «и-а»

Цель: познакомить подростков с безопасными способами разрядки агрессии.

Время проведения: 10-минут

Примечание: Многие дети вначале очень стесняются выполнять это упражнение. Особенно тяжело дается громкий крик. Здесь может помочь поддержка ведущего и все группы (например, порепетировать крик всем вместе, хором).

Обсуждение: участники отвечают на вопросы ведущего: «Что было сложного в этом упражнении?», «Помогает ли данное упражнение выразить свою агрессию?» и т.д.

  1. 6. «Эффективное взаимодействие»

Цель: научить подростка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Время проведения: 15 минут

1 этап Вербальный вариант.

Группа работает парами. Один из участни­ков каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тет­радь с записями и т. д.). Задача второго участ­ника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда за­хочет. Затем участники меняются ролями.

2 этап Невербальный вариант.

Упражнение выполняется аналогично вер­бальному варианту, но с использованием толь­ко невербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопро­сы: «Когда было легче просить предмет?», «Ка­кие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»... Некоторые участ­ники осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.

III. Заключительная часть

7. «Медитация»

Цель: разрядка агрессивных эмоций

Время проведения: 10 мин

Содержание: ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь.

Обсуждение : участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «похода на выставку», описывают, что они чувствовали во время выполнения задания.

Получение обратной связи через вопросы: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

Оглашение тематики следующего занятия.

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание:
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты - морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!..»

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не толькоповеденческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не толькоагрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-топриятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

7.Упражнение «работа с гневом».

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение 11). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем (особенно если группа смешанная) методы вьтбираются в зависимости от контингента участников:
воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы, пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психологи- для проведения коррекционных занятий и т.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

8. Упражнение на развитие эмпатии.

Очень часто у агрессивных детей отсутствует
чувство эмпатии, так необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими.
Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.

По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: « Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина это время?», «Как вы думаете, почему Баб Яга стала такой злой?» и т. д.

Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:

1 подгруппа: «Колобок».

2 подгруппа: « Курочка Ряба».

3 подгруппа: «Маша и Медведь».

4 подгруппа: «Гуси-лебеди».


"Аэробус"

(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.
Ход игры: "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Примечание: когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех , кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

"Аэробус"

(подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.
Ход игры: "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Примечание: когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

«Обучение и развитие детей» - Развитие психических функций Внимание. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Готовность к школьному обучению. Развитие психических функций Мышление. ШКОЛА Императивный (авторитарный) стиль Демократический стиль Либерально-попустительский (антиавторитарный). Список литературы.

«Обучение детей в школе» - Почему дети по-разному реагируют на начальный этап обучения? Именно так подходят к проблеме здоровья детей авторы книги. Режим дня младшего школьника Автор: Безруких. Разговорная речь. Конструирование. Воспитание детей – сложный процесс. Чтение. Общий кругозор. Математика. Книга раскрывает секреты сказочного мира бумагопластики.

«Средства обучения» - Аудиовизуальные средства (пособия). Педагогические основы применения технических средств обучения. Web-технологии. Звукотехнические. Преподаватель должен: Учебные CD, магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи, лингафонное оборудование. Обучающие программы, обучающие машины и др. Задачи ТСО в педагогической деятельности.

«Формы и методы обучения» - Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы. Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом. Классификация методов обучения Махмутова М.И. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода.

«Проблемное обучение» - Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. Основы проблемного обучения. Наличие проблемной ситуации. Методы проблемного обучения. Правила создания проблемных ситуаций.

«Обучение персонала» - Для обязательного обучения: Ф.И.О. Работника __________________________________________________________ Должность ________________________________________________________________ Подразделение ______________________ ______________________________________. Директор по управлению персоналом. Основными видами обучения руководителей и специалистов являются.