Где прошла коронация Наполеона I? Наполеон I (Наполеон Бонапарт). Биография

«Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года» – апофеоз пропагандисткой живописи не только в творчестве классициста Жака-Луи Давида, но и во всём европейском искусстве. Не странно ли: тот самый Давид, который был одним из первых лиц Великой французской буржуазной революции, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента и подписантом решения о казни короля Людовика XVI, уже через несколько лет станет прославлять самопровозглашённого императора? Когда Наполеон спросил у одного из приближённых (в прошлом – ярого республиканца, как и Давид), понравилась ли ему коронация, тот отвечал: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны» .

Но Давид заглушил в своём сердце подобные рефлексии. Торжественный въезд Наполеона в Париж в 1797 году потряс художника как событие не столько политическое, сколько эстетическое. Корсиканец поразил его, тонкого ценителя античной эстетики, своим римским профилем и энергией абсолютной, не подлежащей малейшему сомнению власти. «Какая же у него голова! – восторгался Наполеоном Давид. – Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи!»
Наполеон, следует заметить, не отвечал художнику взаимностью. Он полагал, что прошлое «живописца революции» даёт основания сомневаться в искренности его верноподданнических инстинктов. Но Бонапарт всегда высоко ценил профессионалов (именно это во многом определило его успех) и потому запечатлеть для потомков торжество своего «венчания короной и помазания на царство» он поручил именно Давиду.

Почти три года понадобилось художнику для выполнения этого масштабного гимна имперскому величию. Устроители церемонии коронации постарались на славу: такой помпезности Франция не могла упомнить и во времена монархии. Кортеж из золотых карет с представителями знати, боевыми генералами, церковниками во главе с Папой Пием VII, которого Наполеон решил пригласить на торжество, обеспечивая себе религиозную легитимность, – этот в буквальном смысле блестящий кортеж медленно и торжественно двигался от дворца до Собора Парижской Богоматери, а десятки тысяч парижан толпились на улице, чтобы поглазеть на грандиозное зрелище.

Апогеем самой коронации стал момент, когда Папа собирался возлагать на императора золотой лавровый венец, а Наполеон вырвал из его рук корону и сам водрузил её себе на голову. Этим вызывающим жестом Бонапарт утверждал абсолютный характер своей власти, показывал, что обязан ею только самому себе, а не содействию Папы, да и кого бы то ни было (кстати, позже, когда Наполеон присоединит к Франции Папскую область, Пий VII будет брошен в темницу). Изначально Давид намеревался изобразить именно момент возложения короны . Но, по размышлении, решил, что это внесёт ненужную конфликтность и драматизм, и изобразил следующий этап церемонии – когда Наполеон коронует Жозефину.

В «Коронации Наполеона» Давид старается не упустить ни одной важной детали. Многочисленные присутствующие на церемонии – реальные лица. Сам художник изображён сидящим где-то на трибунах. Многие чиновники наполеоновского госаппарата, опознав себя на картине, потом выражали неудовольствие: зачем Давид расположил их так далеко от императора. Художник парировал: «Быть слишком близко к солнцу – небезопасно для жизни».

Наполеон потребовал внести кое-какие правки – например, Давиду пришлось дописать его мать Летисию, которая в реальности на церемонии отсутствовала. Но в целом император остался «Коронацией» доволен: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

(1748-1825)
Нарисована в 1805-1807 гг.
Масло на холсте - В: 6.21 м; Д: 9.79 м
Париж, Лувр © RMN


За два месяца перед Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., Наполеон заказал Давиду картину, увековечивающую это событие. Приказ означает, что «основание Империи должно быть увековечено». Давид , оставленный без модели после смерти Робеспьера, с энтузиазмом берется за работу.

Своей "Коронацией" Давид достигает пика мастерства, которое заключается в обновленном классицизме (в основном, основанном на старинных сюжетах) через реализм. Тщательные мазки, которые делают почти все изображенные фигуры узнаваемыми, позволяют также некоторую резкость и даже непочтительность, и, что самое важное, критические намерения со стороны художника:
- по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины. Давид - революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога.
- по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему. Он восклицает: "Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!"
- по отношению к устанавливающемуся имперскому режиму: реализм Давида иногда близок к карикатуре. Некоторые находят критическое намерение в его изображении церемонии. Такая интерпретация, которая, хоть и противоречит восхищению художника Императором, остается возможной.

Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.

Еще одно легкое искажение реальности: Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона. Итак, после длительного колебания, Давид выбирает листья.

Если бы Давид ограничил себя рамками классического изображения коронации, он изобразил бы Наполеона у ног Пия VII и опустил бы Жозефину пониже. Но это было бы неправдой, особенно потому, что отношения Императора и папы были сложными.

Таким образом, художник выбрал коронацию Императрицы Императором. Давид , не показывая, что Наполеон сам короновал себя, остается осторожным. Присутствие четы придает картине дополнительное эмоциональное выражение.

Лишь одна треть изображения занята персонажами. Величие архитектуры (Нотр-Дам в Париже) выражено через многочисленные вертикальные оси: три колонны, плюс высокие свечи на алтаре.

На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:
- вокруг папы: кардинал Феш , кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.
- группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер .
- группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр , Периньон и Келлерман .
- обращены лицом к зрителю: мать Наполеона, мадам Су , мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон .
- над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.
- позади главного алтаря: иностранные послы.

Давид потребовал ничтожную сумму в 100,000 франков за картину, что стало причиной бесконечных споров с имперской администрацией, которая не желала платить. Картина была закончена в ноябре 1807 г. Все три года, пока она создавалась, Император часто справлялся о ней.

4 января 1808 г. он посещает студию Давида и в течение часа рассматривает картину. Очарованный реализмом сцены, он объявляет: "Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь". Затем он добавляет, обращаясь к художнику: "Отлично сделано, Давид , вы читаете мои мысли; вы сделали меня французским рыцарем".

Затем Император приказывает, что картину выставили на публике: с февраля 1808 г. толпы восхищаются картиной. Во время Салона этого же года Наполеон награждает Давида крестом Почетного Легиона, добавляя: "Вы - тот, кто вернул во Францию хороший вкус. Продолжайте всегда хорошо служить вашей стране."


Давид
КОРОНАЦИЯ НАПОЛЕОНА
David: Sacre (le)

Французский государственный деятель и полководец, император Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика. Происходил из семьи незнатного корсиканского дворянина.

В 1784 году окончил Бриеннское военное училище, в 1785 году - Парижскую военную школу. Профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии в королевской армии.

С первых дней Великой французской революции 1789-1799 годов Бонапарт включился в политическую борьбу на острове Корсика, примкнул к наиболее радикальному крылу республиканцев. В 1792 году в Валансе вступил в Якобинский клуб.

В 1793 году сторонники Франции на Корсике, где в это время находился Бонапарт, потерпели поражение. Конфликт с корсиканскими сепаратистами вынудил его бежать с острова во Францию. Бонапарт стал командиром артиллерийской батареи в Ницце. Отличился в сражении против англичан при Тулоне, был произведен в бригадные генералы и назначен начальником артиллерии Альпийской армии. После контрреволюционного переворота в июне 1794 года за связи с якобинцами Бонапарт был отстранен от должности и арестован, но вскоре освобожден. Числился в резерве военного министерства, в сентябре 1795 года, после отказа от предложенной должности командира пехотной бригады, был уволен из армии.

В октябре 1795 года член Директории (французское правительство в 1795-1799 годов) Поль Баррас, возглавивший борьбу с монархическим заговором, взял Наполеона в помощники. Бонапарт проявил себя при подавлении мятежа роялистов в октябре 1795 года, за что был назначен командующим войсками Парижского гарнизона. В феврале 1796 года был назначен командующим Итальянской армией, во главе которой осуществил победоносную итальянскую кампанию (1796-1797).

В 1798-1801 годах возглавлял Египетскую экспедицию, которая, несмотря на взятие Александрии и Каира и разгром мамелюков в битве у пирамид, потерпела поражение.

В октябре 1799 года Бонапарт прибыл в Париж, где царила обстановка острого политического кризиса. Опираясь на влиятельные круги буржуазии, 9-10 ноября 1799 года произвел государственный переворот. Правительство Директории было низложено, а Французскую республику возглавили три консула, первым из которых стал Наполеон.

Заключенный в 1801 году конкордат (договор) с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви.

В августе 1802 года он добился своего назначения пожизненным консулом.

В июне 1804 года Бонапарт был провозглашен императором Наполеоном I.

2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы римского, Наполеон короновал себя императором французов.

В марте 1805 года короновался и в Милане, после того как Италия признала его своим королем.

Внешняя политика Наполеона I была направлена на достижение политической и экономической гегемонии в Европе. С приходом его к власти Франция вступила в период почти непрерывных войн . Благодаря военным успехам, Наполеон значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Наполеон был не только императором Франции, протянувшейся до левого берега Рейна, но также королем Италии, посредником Швейцарской конфедерации и протектором Рейнской конфедерации. Королями стали его братья: Жозеф в Неаполе, Луи в Голландии, Жером в Вестфалии.

Эта империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого или Священной Римской империей Карла V.

В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и ставший началом крушения империи. Вступление в марте 1814 года в Париж войск антифранцузской коалиции вынудило Наполеона I отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба в Средиземном море.

В 1815 году Наполеон, воспользовавшись недовольством народа политикой сменивших его во Франции Бурбонов и возникшими на Венском конгрессе разногласиями между державами-победительницами, попытался вернуть себе трон. В марте 1815 года во главе небольшого отряда он неожиданно высадился на юге Франции и через три недели без единого выстрела вступил в Париж. Вторичное правление Наполеона I, вошедшее в историю под названием "Сто дней", продолжалось недолго. Император не оправдал возлагавшихся на него французским народом надежд. Все это, а также поражение Наполеона I в битве при Ватерлоо и привели его ко второму отречению и ссылке на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов

Мировая военная историография высоко оценивает деятельность Наполеона I как полководца, умело использовавшего для развития военного дела объективные условия, созданные французской буржуазной революцией. Его полководческая деятельность оказала большое влияние на развитие военного искусства XIX века.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804 ) - картина французского художника Жака Луи Давида , созданная по заказу императора Франции Наполеона I и изображающая эпизод его коронации, произошедшей 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери . Матери Наполеона не было на его коронации, однако при заказе картины император попросил Давида изобразить её в самом центре.

История

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи ». Он выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину , а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне .

Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале , в 1889 году передано в коллекцию Лувра . Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале . Код: INV. 3699.

Реплика

Работа произвела впечатление в Салоне: в том же 1808 году Давид получил заказ от американского предпринимателя на выполнение копии с сохранением масштаба. Художник сразу же приступил к работе, начав писать по памяти - однако закончил её лишь в 1822 году, уже в Брюсселе, где осел после эмиграции. В 1947 году эта реплика вернулась во Францию и заняла своё место в том же зале Версальского музея, где ранее выставлялся оригинал.

Персонажи

  1. Жозефина Богарне , первая жена Наполеона
  2. Летиция Рамолино - мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации
  3. Луи Бонапарт , брат Наполеона, впоследствии - король Голландии Людовик I
  4. Жозеф Бонапарт , старший брат Наполеона, впоследствии - сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I
  5. Наполеон-Шарль , старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне , племянник Наполеона и его наследник
  6. Сёстры Наполеона
  7. Шарль-Франсуа Лебрен , третий консул Франции
  8. Жан-Жак де Камбасерес , второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона
  9. маршал Александр Бертье , начальник штаба Наполеона и его военный министр
  10. Шарль де Талейран-Перигор , министр иностранных дел и великий камергер
  11. маршал Иоахим Мюрат , муж сестры Наполеона Каролины
  12. художник Жак-Луи Давид
  13. Мехмет-Халет Эфенди , посол Османской империи‎ во Франции
  14. египтянин Рафаэль де Монахис , личный переводчик Наполеона во время Египетского похода
  15. Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси-Лаваль, придворная дама Жозефины

Напишите отзыв о статье "Коронация Наполеона (картина Давида)"

Примечания

Источники Комментарии

Литература

  • Sylvain Laveissière. Le Sacre de Napoléon peint par David. - Paris: Musée du Louvre, 2004.
  • Jean Tulard. Le Sacre de l"empereur Napoléon. Histoire et légende. - Paris, 2004. - ISBN 2-213-62098-9 .

Ссылки

  • в базе данных Лувра (фр.)
  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Коронация Наполеона (картина Давида)

Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
– Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости.

Наполеон Бонапарт - великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид - представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

""Коронация Наполеона"" - картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ""Коронация Наполеона"" Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси - три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ""Коронация Наполеона"" была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

""Коронация Наполеона"" (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ""бухгалтерией"", которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ""Коронация Наполеона"" (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.