Интересные факты о людях и обществе. Занимательные факты по обществознанию (11 класс) на тему: Предметная неделя в школе (обществознание)

10 класс.

1. Наследство

Вот одна из дошедших до нас задач древних римлян: «Некто, умирая, оставил жену в ожидании ребенка и сделал такое завещание: в случае рождения сына отдать ему 2/3 оставленного имущества, а матери -1/3. В случае рождения дочери отдать ей 1/3 наследства, а матери – 2/3. Вдова завещателя родила близнецов: мальчика и девочку. Как разделить наследство, чтобы удовлетворить условиям завещания?»

2. Катастрофы не будет

Во время пребывания по делам службы в Калифорнии инспектору Варнике представился случай продемонстрировать местной полиции свои незаурядные способности. Однажды он был срочно вызван на аэродром, расположенный недалеко от Лос-Анджелеса. Из случайно услышанного телефонного разговора полиции стало известно, что рейс самолета, который отправляется на Аляску, закончится катастрофой. Один из пассажиров, намереваясь совершить самоубийство, берет с собой бомбу, которая при взрыве на огромной высоте даст ему двойную гарантию успеха задуманного им чудовищного предприятия. Жертвами маньяка станут десятки людей! Инспектор Варнике, прибыв на аэродром, принялся внимательно наблюдать за пассажирами, направлявшимися к самолету. Вот из только что подъехавшего автобуса вышло сразу пять человек. После беглого просмотра документов инспектор Варнике попросил задержать одного из них. На кого могло упасть подозрение Варнике?

3. У Данте есть такие строки:

Меж двух равно манящих яств, свободный

В их выборе к зубам бы не поднес

Ни одного и умер бы голодный…

Так агнец медлил бы меж двух угроз

Прожорливых волков, равно страшимый;

Так медлил бы меж двух оленей пес.

Такое поведение напоминает поведение философского осла, который навсегда прославил ректора Сорбонны. Что это за осел?

4. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному. Как это могло случиться?

5.Загадка

Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? А подавать руку для рукопожатия?

Занимательные задания по предмету «Человек. Общество. Право».

11 класс.

  1. Мешок яблок

Мужик пошел продавать лошадь. Поменял ее на корову. Корову на барана. Барана на гуся. Гуся на сапоги. Сапоги на мешок яблок. Пришел домой, а яблоки то оказались гнилые. Жена обрадовалась, поскольку соседка отказалась дать им кредит.

Причина отказа соседки?

2. Великосветский «охотник»

В одной из вилл на краю города З. поселился некий Альфредо ди Мейро. Благодаря приятной наружности и аристократическим манерам, ему удалось добиться расположения самых влиятельных людей города, особенно женщин. Пользуясь необычайной популярностью в городе, Дон Альфредо занимал деньги направо и налево. Когда же сумма его долгов приняла внушительные размеры, виллу Альфредо ли Мейро посетил инспектор Варнике. Хозяин виллы принял инспектора необычайно любезно, провел его во внутренние помещения, где на стенах были развешаны различные реликвии, а также чучела и шкуры хищных зверей. - Всю эту коллекцию я собрал в бассейне реки Амазонки, - пояснил вежливо Дон Альфредо. Инспектор Варнике с интересом стал рассматривать экзотические сувениры. Наконец он тяжело вздохнул и, простившись с хозяином, отправился в полицию. - Этот человек, судя по всему,- отчаянный лжец,- заявил там инспектор. – Весьма сомнительно, чтобы кто-нибудь из уважаемых граждан города получил свои деньги обратно! Какое обстоятельство позволило инспектору Варнике прийти к такому выводу?

3. Кому принадлежат слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

4. Три брата (Иван, Дмитрий и Сергей) преподают различные дисциплины (физику, биологию и химию) в университетах Волгограда, Саратова и Казани. Известно, что:

    Иван работает не в Волгограде, а Дмитрий не в Саратове;

    Волгоградец преподает не физику;

    Тот, кто работает в Саратове, преподает химию;

    Дмитрий преподает не биологию.

Что преподает Сергей, и в каком городе?

5. Загадка

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им.

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, влекущее за собой юридические последствия.

Не всякий жизненный факт является юридическим. Таковым может быть обстоятельство, предусмотренное нормами права.

Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Юридические факты, их характер, перечень определяются соответствующими нормами права.

Примером может служить норма гражданского права, предусматривающая, что в случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. Здесь явка и обнаружение местопребывания гражданина, объявленного умершим, являются конкретными жизненными обстоятельствами, которые влекут за собой такое юридическое последствие, как отмена судом решения о его смерти.

Следовательно, юридическими фактами являются те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены в гипотезе нормы права.

Как и правоотношения, юридические факты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, зависят они от воли людей или нет, юридические факты подразделяются на юридические события и юридические действия.

Юридические события - это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей. К ним относятся: рождение, естественная смерть человека, стихийное бедствие и т. д.

Юридические действия - это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. К ним относятся различные поступки людей, имеющие правовую значимость.

По количественному составу различают простые и сложные юридические факты.

Простой юридический факт представляет собой одно обстоятельство, влекущее юридическое последствие. Например, неявка на работу без уважительных причин, переход улицы в не установленном месте и т. д.

Сложный юридический факт состоит из двух и более жизненных обстоятельств, каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.

Так, для получения пенсии по старости требуется:

1) наличие трудовой книжки;

2) достижение определенного возраста;

3) решение органа социальной защиты о назначении пенсии.

Такой сложный юридический факт получил наименование «юридический состав».

По характеру действия такой юридический факт можно классифицировать на правомерное (дозволенное) и неправомерное.

Правомерные действия - это такие поступки людей, которые согласуются с предписаниями норм права.

Разновидностью правомерного действия является юридический поступок.

Юридический поступок - это действие, которое вызывает наступление юридических последствий независимо от того, предвидел ли их субъект права, совершавший его, или нет. Например, драматург пишет пьесу по заказу определенного театра (намеренные действия). Но постановка пьесы другим театром порождает для автора пьесы субъективное право на денежный гонорар в размере, указанном в законодательстве, хотя драматург и не предвидел такого результата.

Другой разновидностью правомерного действия является юридический акт.

Юридический акт - это форма поведения субъекта права, направленная на достижение определенных правовых результатов (заключение договоров, совершение сделок, возбуждение уголовного дела, решение суда и т. д.).

Неправомерные действия - это другая разновидность юридического факта. Она представляет собой запрещенные нормами права формы поведения субъектов права. Они нарушают предписания юридических норм.

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки.

Ресурс состоит из презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010, интерактивного кроссворда (Excel) и приложений - раздаточного материала. Интерактивность презентации обеспечивается системой гиперссылок и триггеров.

Игра «В мире финансов» может быть проведена среди старшеклассников (3 команды по 6-8 человек) в рамках Недели финансовой грамотности.

Целевая аудитория: для 9 класса

Внеклассное мероприятие по обществознанию "Я - законопослушный гражданин" проходит в виде игры. Ученики разбиваются на команды. Мероприятие по обществознанию расширяет знания о правах и обязанностях подростков. В игре 4 тура;Гражданское право, уголовное, трудовое, семейное. На каждой туре ребята выполняют различные задания, зарабатывая баллы.

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности участия граждан в избирательном процессе; способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.

Внеклассное мероприятие проводилось в виде игры "Брейн-ринг" среди сборных команд 8 и 9 классов. Задачами игры являются: формирование правовой культуры; практическое использование правовых знаний; коррекция коммуникативных качеств учащихся. Учащимся были предложены вопросы по темам, изучающимся на уроках обществознания. К игре была разработана презентация. Она позволила разнообразить задания, помогла заинтересовать учащихся в ходе игры. В ходе игры были предложены задания на слайдах для зрителей, что позволило охватить участием большее количество учащихся.

Закрепляются знания учащихся по правовым вопросам, полученные на уроках правоведения или обществознания, через решение практических задач; повторений основных определений и терминов. Представлены как серьезные, так и шуточные заданияю.

Данная разработка затрагивает актуальный вопрос – правовое воспитание детей. Позволит познакомить учащихся с международными документами, статьями Конституции РФ и Семейного Кодекса, защищающие права ребенка. Материал будет полезен как учителям-обществоведам, так и классным руководителям.

Интересная и увлекательная игра для учащихся 7-8 классов. Игра включает учебный дидактический материал для повторения и обобщения знаний по обществознанию в форме интеллектуальной игры «Звездный час». Эту разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия в рамках, например, предметной недели в школе.
Цель данной игры: в игровой форме проверить уровень знаний и владение терминологией у ребят по темам: "Общество. Исторические ступени развития общества”, "Право на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы», а также повысить интерес к предмету.
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 7 до 9 вопросов. В конкурсе выигрывает тот, который наберет максимальное количество баллов и звездочек.
Игра снабжена красочной презентацией, выполняющей роль видеотабло.


Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Философия и этические проблемы медицины» и презентация к нему составлены преподавателем общественных дисциплин «Аркадакского филиала ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище» Фоломкиной Натальей Борисовной. Тип внеаудиторного мероприятия - круглый стол. Проводится методом беседы. Разработка содержит вступительное и заключительное слово преподавателя и материал для сообщений студентов. Предлагаются вопросы для обсуждения. Обсуждение может проводиться поэтапно или в конце мероприятия. На мероприятии должна присутствовать группа экспертов: юристы, врачи, представители церкви. Они должны принять участие в обсуждении и дать оценку мероприятию. Текстовая разработка мероприятия сопровождается презентацией. Можно использовать и фильмы (отрывок фильма Б. Натансона

Продолжаем разбор трудных заданий ЕГЭ по обществознанию и сегодня разберем задание 19. Это задание оценивается 2 первичными баллами, если нет ошибок, и 1 баллом, если есть хотя бы одна ошибка. Баллы не ставятся, если допущено больше 1 ошибки в задании 19 ЕГЭ по обществознанию.

Трудности у абитуриентов при выполнении этого задания возникают в определении характера суждений, которые могут представлять собой констатацию факта, оценочные суждения или могут носить характер теоретических суждений. Вообще для качественного выполнения этого задания я рекомендую ознакомиться с моими прошлыми статьями, чтобы наработать фоновые знания, так сказать.

Например в статье, я подробно описываю этот вид деятельности. Также рекомендую ознакомиться с материалом статьи . А лучше всего Вам будет проработать мой полный видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Чтобы не пропускать новые и полезные статьи, а также быть в курсе свежей информации своевременно, и оформите подписку!

Итак, друзья, после того, как вы ознакомитесь с этими материалами, можете переходить к рекомендациям в этой статье. Итак задание 19 ЕГЭ по обществознанию.

Разберем конкретное задание из реального теста ЕГЭ:

Постарайтесь сделать его сейчас сами и только затем читать ответы! Для выполнения этого задания надо ясно себе уяснить, что факты — это реально произошедшие события , которые констатируются в тестовом задании. Констатировать можно что угодно: действия людей, события, не зависящие от воли людей (наводнение, цунами, аварии и другие более миролюбивые события;))

Оценочные суждения — это суждения, выражающие мнение, или позицию другого человека. Например один и тот же факт можно по-разному оценить, и само собой любую оценку можно оспорить.

Теория — суждение, которое строится на основе многочисленных фактов общественной жизни. Такие суждения выражают некую закономерность, которая прослеживается на основании фактов.

Теперь перейдем к заданию. (А) Гражданин К., 44 лет, прошел собеседование при приёме на работу. Это суждение констатирует факт, что некий человек тупо прошел собеседование. Нет ни мнения (плохо или хорошо прошел), просто прошел. Никаких теоретических выводов о том, что влияет на прохождение собеседование не сделано. Значит мы имеем дело с констатацией факта.

Такого же плана будут и другие подобные суждения: «он завалил экзамен», «он не пришел на пару», «она пьет... газировку;)» и т.д.

Читаем задание 19 ЕГЭ по обществознанию далее: (Б) Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К на три года.

Вот она боль, трагедия жизненная! Сейчас кстати так реально и происходит: молодым везде дорога, а старики пусть с голода подыхают, милостыню просят... Извиняюсь, что отвлекся от темы. Какое же это суждение: факт, оценка или теория?


Даже толковые ребята могут здесь ошибиться, ведь многим же говорили доморощенные репетиторы, или не дай Бог в школе: «Ищите в тексте оценочные слова, если есть — значит это оценочное суждение!», и люди, даже премного опытные могут поставить здесь неверную цифру 2. А на самом деле это предложение — тоже констатация факта!

Обратите внимание, что я подчеркнул. То есть основной смысл высказывания уже ясен из первой части предложения (Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту.) Вторая часть — уточняющая, и отвечает на вопрос: почему работодатель так поступил? И это тоже констатация факта, даже несмотря на оценочные слова «менее успешно». Другими словами, если вы видите, что оценочные слова относятяс не к всему предложению, и не влияет на смысл предложение, а также (что немаловажно),главный смысл предложения — в констатации факта, то предложение носит фактический характер!

Далее читаем 19 ЕГЭ по обществознанию: (В) Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста.

Главное в предложении то, что, по мнению автора (который написал этот текст), работодаель плохо знает трудовое законодательство. Между тем, это не констатация факта, так как автор не утверждает этого, а выражает предположение вводя вводное слово «Похоже». Если было написано так: «Данный работодатель плохо знает трудовое законодательство» — это был бы факт: реально плохо знает. То есть когда спрашиваешь про 64 статью его, он не знает вообще, о чем его спрашивают!

Но предложение в тексте носит характер оценочных суждений.

Это тоже мнение автора — характер оценочных суждений. По его мнению, это было бы правильным. Но автор не в курсе, что чтобы это сделать надо пройти через огонь, воду и медные трубы и не факт, что достигнешь успеха. На мой взгляд, правильным было бы пойти в инспекцию по трудовым спорам, которая есть в каждом городе (Это предложение, кстати, тоже оценочное суждение). Ключевое слово «правильным было бы».

И напоследок последнее предложение этого задания 19 ЕГЭ по обществознанию: (Д) Урегулирование трудовых споров является одной из функций государства.

Это суждение носит теоретический характер. Так как сделан теоретический вывод.

Друзья! Чтобы решать такие задания быстро, качественно и на максимальные баллы, надо постоянно тренироваться! Много умников на ютубе говорят, что надо 80 % учить теорию и только 20 % — усилий тратить за решение тестов. Это, друзья полный бред. Надо в равной мере тратить усилия и на теорию и на практическое решение тестов, то есть 50 на 50.

В следующих постах мы обязательно продолжим разбор трудных заданий, поэтому !

Дания

Автомобили должны передвигаться только с включенными фарами, чтобы их можно было отличить от припаркованных машин.
- Нельзя заводить машину, если под ней кто-то находится.
- Если автомобиль, проезжая мимо конной повозки, испугает лошадь, то он должен съехать на обочину, если же лошадь продолжает нервничать, водитель должен чем-нибудь прикрыть автомобиль.

Англия

Некоторые законы были приняты несколько столетий назад, но видимо их просто забыли отменить и они продолжают веселить нас. Например, в здании английского парламента нельзя появляться в рыцарских доспехах, а стрелять из лука по валлийцам в городе Честере можно только после полуночи.
- В Лондоне избивать жен можно только после девяти часов вечера, дабы не мешать криками соседям.
- Нельзя переворачивать марку с изображением королевской семьи клейкой стороной вверх – это расценивается как измена.

Франция

Владельцы свиней не имеют право называть поросенка Наполеон.
- Запрещается парковать «летающие тарелки» в виноградниках по всей территории страны.
- Землевладельцам разрешается совращать наемных рабочих, работающих в его владениях, этот закон действует со средних веков.

Канада

Нельзя платить за вещь стоимостью в 50 центов монетами по 1 центу.
- Каждая пятая песня, которая звучит на местном радио, должна быть исполнена певцом канадского происхождения, поэтому там часто можно услышать песни Селин Дион.
- Все вывески должны быть только на французском языке, а надписи на другом языке должны быть расположены ниже французских надписей и быть в два раза меньше.

Израиль

Запрещается сморкаться на улицах по субботам (то есть по пятницам, наверное, можно).
- Для езды на велосипеде необходимы водительские права.
- В городе Араде запрещается в общественных местах кормить животных.
- В городе Хайфе противопоказано приводить медведей на городские пляжи.
- В городе Ранат-Гашароне нельзя содержать ротвейлеров.
- В городе Кирият-Моцкин запрещено по выходным включать яркий свет и громко разговаривать.

Китай

Запрещено спасать утопающих, т.к. это является вмешательством в его судьбу.
- Посещать колледж разрешается только умным студентам.

Австралия

Запрещается появляться на улицах в темных одеждах, мягких туфлях и с гуталином на лице.
- Нельзя гулять по встречной (правой) полосе движения.
- Таксисты не могут выезжать на улицы без охапки сена (вероятно, в багажнике) – этот закон остался с прежних времен, когда еще автомобили не заменили конные повозки.

США

В Техасе запрещено стоя делать более трех глотков пива; ходить босиком можно, только лишь заплатив 5 долларов; преступник обязан предупреждать свою жертву о нападении за 24 часа.
- Во Флориде нельзя петь в купальном костюме; противопоказано разбивать более трех тарелок в день.
- В Чикаго запрещается принимать пищу в горящем доме.
- В штате Кентукки ни одна женщина не может появиться на дороге в купальнике, если ее не сопровождает двое полицейских или она не держит в руках лопаты (исключение составляют женщины менее 40 кг. весом или более 90 кг.).

Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни они получали от природы. Ведь что главное для человека-была бы еда да жилье. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения. Но оказалось, что не каждый человек, умевщий делать топоры и прочее оружие, являлся заодно и хорошим охотником! Возникла идея: пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием на охоту ходит, при этом за оружие охотник оружейнику платит добычей! Так возник взаимовыгодный обмен-бартер. Чем человеку все самому делать, в том числе то, в чем он плохо разбирается, не лучше ли распредилить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь? То есть возникла специализация на изготовление определенных типов продукции. Но чтобы менять один товар на другой, необходима потребность продавца конкретно в том товаре, который предлагает другой торговец. Следовательно, обмен товаров мог происходить только при наличии нужных товаров у обоих торговцев, вступающих в сделку. Это условие сильно ограничивало возможность товарообмена. Следует также учесть, что при обмене должно соблюдаться требование равенства стоимости товаров, участвующих в обмене, что тоже ограничивало обмен. Потребность в развитии обмена привело к выделению из множества обмениваемых товаров эквивалента, используемого при обмене товаров. Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации). Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда,мебель,обувь,одежда драгметаллы и т.п.Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента. Качества, присущие золоту,такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла. Товар, обладавший максимальной ликвидностью стал деньгами. Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом,получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Само слово "деньги" возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть "монета". Английский вариант этого слова "минт", французский - "моне"; от этого слова произошло английское слово "мани"- деньги. Монеты существуют повсюду около 2500 лет, но известно,что им предшествовали разные предметы, используемые как деньги. Талант-это тоже название монеты. Талант (Исх.38:25 ,29, Мат.18:29) - счетная монета у Евреев, равнявшаяся 60 минам, или 6,000 драхмам, или 3,000 свящ. сиклям. Как и прочие монеты, она изменялась в своей ценности в разные времена и в разных местах, но во время земной жизни Иисуса Христа приблизительная ценность её на наши деньги была в 1,29 р. В Библии в Новом Завете слово "талант" в значении "деньги" упоминается лишь в притче Иисуса Христа (Мат.25:18 и др.). В других местах святого Писания слово это относится к весу, который был у Евреев для металлов: талант золота, серебра, свинца, меди, железа. Так, например, венец царя Аммонитского имел вес в талант золота (2Цар.12:30); Самарийская гора, на которой был построен г.Самария, куплена Амврием за два таланта серебра (3Цар.16:24) и т.д. Особо много талантов золота и серебра было использовано для священной утвари скинии и храма (Исх.25:39 , Исх.38:24 ,27, 3Цар.9:14). И после плена во времена Сирийских царей счет производился талантами (1Мак.11:28, 2Мак.3:11 и др.). На настенных рисунках Древнего Египта взвешиваются на весах кольца из золота. В самых древних рукописях (времен древней Месопотамии) описано использование в качестве денег отвешенного металла. В Китае, самое меньшее 3000 лет назад, в качестве денег применяли скорлупки каури, раковины некоторых моллюсков из Индийского океана. Некоторые индейцы в Северной Америке тоже использовали чешую моллюсков в качестве денег, которую они называли её "вампум". Есть свидетельства и о том, что тысячи лет назад в примитивных обществах использовались камни. У бумажных денег были предшественники в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром и другими ценными предметами. Известные истории самые первые, находившиеся в свободном обращении купюры, банкноты, были впервые выпущены банкирами в Китае в XVIII веке нашей эры. Хотя банки и банкиры существовали в течение многих веков до появления самых первых банкнот. На первых порах банкноты поддерживали монетами, и в результате этого их стали воспринимать как деньги. К XVII веку бумажные деньги были введены в обращение в очень небольших количествах всего лишь в нескольких странах. Английский банк начал выпускать банкноты в 1964 году, то есть в том году, когда было образовано это учреждение. Основные исторические этапы развития денег: Первый этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами. Второй этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным). Третий этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам. И наконец последний, 4-й этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, в результате чего стали появиляться электронные разновидности платежей.

1. Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил. 2. Итальянскому философу Кардано мерещилось, что за ним шпионят все правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали воском и серой. 3. О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался, можно было заметить углубления от постоянного подёргивания ног. 4. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой. Фридрих Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал ноги в холодной воде. 5. Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей. 6. Артур Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два п. 7. Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями». 8. Королеве Франции Марии-Антуанетте приписывают фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!», которую она якобы произнесла, узнав, что крестьяне голодают. Но впервые эту фразу записал Жан-Жак Руссо ещё до рождения Марии-Антуанетты. Видимо, её сказала какая-то другая королева или принцесса, но кто именно, однозначного ответа нет. 9. После смерти Платона в 347 до н. э., Аристотель стал наставником сыну короля Македонии, будущему Александр Великому. 10. Молодой человек спросил Сократа: - Мудрец, скажи, жениться мне или нет. - Поступи как хочешь - все равно пожалеешь. 11. Сократ глубоко презирал роскошь, считая, что ценно только то, что необходимо для жизни. 12. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. 13. Первыми известными часами были солнечные часы, которые произошли от гномона. Но у солнечных часов есть один существенный недостаток - им нужно солнце, то есть если пасмурно или ночь, солнечные часы не могут использоваться. Поэтому в Вавилоне (или Египте - учёные не могут определить точно) в XVI веке до нашей эры была придумана клепсидра - водяные часы. Устройство клепсидры чрезвычайно просто - вода капала через отверстие, а на стекле по отметке можно было судить какой час. Великий Платон на основе клепсидры создал будильник - вытекающая вода сжимала воздух в нижней ёмкости в которой был предохранитель. При определённом давлении предохранитель откидывался и сжатый воздух устремлялся в фигуру флейтиста, проходя через флейту он вызывал резкий звук, который будил учеников Платона, призывая их на занятия. 14. Самая первая коллекция, описанная в научном труде, принадлежала Аристотелю. Аристотель был заядлым коллекционером, собравшим и описавшим большое количество растений из многих стран. Основным поставщиком его коллекции был Александр Македонский.


Афинский философ Сократ глубоко презирал роскошь, считая, что ценно только то, что необходимо для жизни. Гуляя по базару и дивясь обилию товаров, он говаривал: «Сколько же есть на свете вещей, без которых можно обойтись!».

Древнегреческий мудрец Стильпон из Мегар, принадлежавший к школе Евклида, отличался простым, открытым характером, был чужд какого-либо притворства и приобрел известность среди современников своим замечательным полемическим даром. Как-то раз в споре с киником Кратетом он последовательно загнал его в тупик, и тот в бессильной злобе стал ругаться. «Конечно, Кратет, – заметил ему Стильпон, – тебе легче сказать что угодно, чем то, что нужно!»