Как повысить технику чтения у детей. Компоненты навыка чтения

Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).

Далеко не все дети легко овладевают чтением, это объясняется множеством причин. Автоматизация навыка - это сложный процесс, он редко происходит сам собой. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей - до 5-8 и более.

Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.

Способ чтения.

Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.

1. Сначала он запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком - слоговой способ чтения.

2. Затем учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам и целым словом.

3. Потом овладевает слиянием слогов в слова - чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача - сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а впоследствии и до автоматизма.

Каждый этап - это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. Но никто не может перескочить через ступень, все последовательно проходят эти уровни. И на каждом этапе можно и нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения букв, слогов, окончаний, слов и так далее. Естественно, на каждой "ступеньке" специфика работы будет иметь свои особенности.

Темп чтения.

Темп чтения напрямую зависит от той "ступени", на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.

Нормативы.

К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

К концу первого класса нормативный темп чтения возрастает до 45 слов в минуту. Это минимальный показатель, которому соответствует оценка "удовлетворительно". Отличник должен прочитать за минуту 50-55 слов. Короткие слова ребенок должен читать целиком, не деля на слоги, длинные - по слогам.

Темп чтения во втором классе должен составлять на конец первого полугодия 55 слов в минуту, а к окончанию учебного года - 60-70. Читать следует целые слова, а по слогам - только особенно длинные.

И наконец, в третьем классе скорость чтения к концу первого полугодия должна составлять 75 слов в минуту, к концу года - 90. Читать нужно целыми словами и без ошибок, то есть без пропусков, замен и повторов букв, слогов, слов, с правильной постановкой грамматических и логических ударений. Кроме того, оценивается понимание прочитанного и умение кратко пересказать содержание. От показателей скорости зависит отметка. Чем ниже скорость, тем ниже оценка. Образно говоря, ученик в начале своей читательской дороги представляется водителем автомобиля, а педагог - инспектором ГИБДД, карающим не за превышение скорости, а, наоборот - за медлительность.

Понимание, способ, правильность.

Для того чтобы с уверенностью сказать, что ребенок овладел навыком чтения, недостаточно высокой скорости чтения. Это отнюдь не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал соответствующим его возрасту словарным запасом, а также умел грамотно строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. При этом чтение и речь - две стороны одной медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного.

Выразительность чтения.

Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им с выражением читают вслух. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста, его нюансов и сюжетных поворотов. Но научиться читать выразительно - достаточно сложная для ребенка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.

Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.

Требования школьной программы к выразительности:

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.

К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.

Как определить способ чтения ребёнка?

Примечание для родителей.

Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.

Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.

Текст №2 - для детей, совершенствующих свой навык чтения.

Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.

Текст 1. Лиса и волк (отрывок)

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)

Текст 2. Лада

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отворачивалась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я, пододвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Подведем итоги нашего исследования.

Послоговый этап.

Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.

1. Если вы определили, что ваш ребенок находится на этом этапе овладения чтением, непосредственно переходите к занятиям 1-5 (раздел "Работа на этапе послогового чтения"), которые не только совершенствуют навык слогового чтения, но и включают в себя упражнения на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, самооценки, положительной мотивации - всей личностной сферы ребенка.

2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:

Ребенок нетвердо знает некоторые буквы, путает внешне похожие;
- пользуется так называемым побуквенным способом чтения, поскольку у него не сформировались представления о звуковом образе слова: "Пэ-А, Пэ А - получается "папа",
- неправильное или нечеткое произношение читаемых слов;
- низкий уровень самоконтроля;
- малое поле зрения

Переход от послогового чтения к чтению целым словом.

Если ваш ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные все еще членит на слоги; темп чтения очень неровный - то довольно быстрый, то медленный, - значит, он находится на переходном этапе от послогового чтения к чтению целым словом. Неравномерность темпа чтения в этом случае зависит от того, что сам процесс чтения становится иным. Он начинает включать в себя довольно сложные мыслительные действия, такие как мысленное объединение слогов в слово, осознание его значения, осмысление способа прочтения слова.

1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел "Работа на этапе чтения слогами и целым словом"). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.

2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:

Ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
- "излишняя торопливость", быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.

Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого "чтения двойным способом": темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.

Этап чтения целым словом.

Если ваш ребенок уже приближается к полноценному синтетическому способу чтения, то есть по слогам читаются только наиболее сложные слова, значит, он находится на этапе "целое слово - слог".

На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:

Техническими - стечение согласных, наличие четырех слогов в словах;
- семантическими - смысл слов не совсем понятен;
- слово содержит и смысловой, и технический барьер, и прочитать его целиком не может и бегло читающий ребенок.

Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:

1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.

2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.

3. Слова со стечением двух и более согласных: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ДОЖДЕВОЙ, СЫРОЕЖКУ, КРАЕШКЕ, ПЛЕСКАТЬСЯ. Особое внимание необходимо обратить на возвратные глаголы с окончаниями "-тся" и " -ться". Ведь они произносятся иначе, чем пишутся: пишем "тся" или "ться", говорим "ца".

Текст 3. Лягушонок

Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)

На этом этапе необходимо работать не только над техникой чтения, но и над расширением словарного запаса вашего ребенка. Прием для работы с трудными словами вы найдете в разделе "Учимся читать правильно", а рекомендации по обогащению словаря - в разделе развитие речи (упражнения). Занимайтесь также и по конспектам занятий 11-15 (раздел "Работа на этапе чтения целым словом и по слогам").

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость учащихся, является навык чтения: комплекс читательских умений и навыков.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения - это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  • · значений слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле;
  • · содержания каждого из предложений в тексте, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • · основа смыла всего содержания текста.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта.

Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, темп чтения.

Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Каждый компонент имеет свои особенности, которые влияют на процесс чтения.

I компонент: СПОСОБ ЧТЕНИЯ. Существуют непродуктивные и продуктивные способы чтения. К продуктивным способам чтения относят: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Эти способы надо отрабатывать, стремиться к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами.

II компонент: ТЕМП ЧТЕНИЯ. Находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.

III компонент: ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Выражается в том, что ученик избегает или допускает замены, пропуски искажения, перестановки, добавления, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

IV компонент: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения.

Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ТЕМП ЧТЕНИЯ.

· Темп чтения оказывает влияние на качество запоминания материала. Чтобы перейти к быстрому темпу чтения необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде целых слов, а не отдельных букв. Постоянная целенаправленная работа как на уроке, так и во внеурочное время с многочисленными упражнениями по отработке темпа чтения позволяет перевести слоговое чтение в чтение целыми словами. Существует множество видов упражнений, направленных на повышение темпа чтения. «Пятиминутка чтения»

Описание: Ребёнок читает один и тот же текст по 1 минуте пять раз подряд. После каждого чтения подсчитывается количество слов и записывается в соответствующую таблицу.

Повторное чтение знакомого текста в течение пяти раз позволяет ребёнку улучшить темп чтения. Количество слов с каждым последующим чтением становится больше. Создаётся ситуация успеха. Постепенно темп чтения увеличивается. Время использования данного вида упражнения индивидуально для каждого ребёнка.

· Чтение «бегущей строки»

Описание: большинство детей в начальной школе, особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке. Поэтому можно включать диск - караоке с детскими песнями, чередуя песни со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки» концентрирует внимание, музыка улучшает настроение. «Чтение» песен нравится детям, их не надо заставлять читать - они делают это с удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.

· Чтение «снежным комом»

· Работая над формированием всех компонентов навыка чтения, использую такую хорошо известную, но забытую форму работы как ведение читательского дневника. Начинаем его вести со второго полугодия 1класса. Сначала записи ведут родители, а дети им пересказывают. Ребята по желанию рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. Со второго класса дети постепенно переходят на самостоятельное заполнение читательского дневника.

Читательский дневник

Компоненты навыка чтения

Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;

4) основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.

1. Побуквенное

1. Плавное слоговое

2. Отрывистое

слоговое

2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов

3. Чтение целыми словами
и группами слов

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В. Г. Горецкому).

I полугодие

II полугодие

25–30 слов в мин

30–40 слов в мин

40–50 слов в мин

50–60 слов в мин

65–75 слов в мин

75–85 слов в мин

85–95 слов в мин

Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

а) замены;

б) пропуски;

в) перестановки;

г) добавления;

д) искажения;

е) повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з) ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем использовать таблицу:


Примечание. При проверке навыка чтения выявляются:

1. Понимание слов:

– ключевых;

– употребленных в переносном смысле.

2. Понимание содержания отдельных предложений:

– самостоятельно;

– при затруднении по вопросам учителя.

3. Понимание, осознание основной мысли произведения.

1.В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижении

2.18-летнего возраста;

3. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

4. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

3.электронного журнала;

5. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

6. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

7. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

8. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

1.С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;

9. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

1.Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;

10. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

1.К.Д. Ушинским;

11. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

2.Я.А. Коменский;

12. Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества -

3.Ш.А. Амонашвили;

13. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

3.учебная деятельность;

14. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

2.субъект – субъект;

15. Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

4.Произвольность.

16. Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

1.педагогу;

17. Выберите и вставьте правильный ответ: … - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

4.Эксперимент.

18. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника (по Д.Б. Эльконину) являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

1.учебные действия;

19.Какой тип мышления доминирует у первоклассника?

4.Наглядно-образное.

20. Решение специальных мнемических задач способствует развитию

21.По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:

2.мотивационная сфера;

22.Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

2.учебник;

23.Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является

3.Базисный учебный план;

24.Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей - это

3.социализация;

25. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это

3.принцип природосообразности;

26. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцент делается на:

3.формирование теоретического мышления школьников;

27. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

3.система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

28. Основным методом обучения в системе обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является

3.дискуссия;

29. Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

4. «Гармония».

30. В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

2.в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;

31. Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи):

3.метод проектов;

32. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

1.создание безопасных, комфортных условий обучения детей;

33. При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

3.при положительных результатах гигиенической экспертизы;

34. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

35. К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

2.К основной медицинской группе;

36.Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе -

1.не более шести;

37.В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:

4. «Окружающий мир».

38.Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:

1.Состояние полного физического, психического и социального благополучия;

39.Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу -

4.репродуктивные действия.

40.Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?

2.способ чтения;.

41.Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от

1.способа чтения;

42.Морфологический принцип орфографии заключается в:

1.морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений;

43.Определите правильную последовательность разбора имени существительного:

3.род, склонение, число, падеж;

44. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит:

1.Распределительный закон умножения;

45. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

3.предметные;

46.Данный способ чтения относят к непродуктивным способам чтения:

3.побуквенное чтение;

47. Как реализуется принцип целостности в курсе «Окружающий мир»?

2.За счет интеграции знаний;

48. Наиболее продуктивным источником знаний об окружающем мире является:

4.организованные наблюдения и уроки - практикумы.

49.В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:

работа с данными;

50.Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования?

3.формирование и развитие навыков речевой деятельности;

51.оптимальным способом организации системы накопительной оценки в начальной школе признается

1.портфолио;

52.Какие из перечисленных условий способствуют проявлению самостоятельности ученика на уроке?

2.Учет уровня (степени) сформированности учебных умений;

53.Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

3.Регулятивные.

54. Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога:

3.рабочая программа;

55. Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», учитель вправе выбрать УМК

1.в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения;

56. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

3.Пояснительная записка;

57. Педагогическая диагностика позволяет установить:

3.уровень овладения учебной деятельностью;

58. Сформированность каких компонентов учебной деятельности позволяет продиагностировать данное задание: Подчеркни правильное решение.

А) 64: 7 = 8 (ост.8)

Б) 51: 9 = 5 (ост.6)

В) 57: 7 = 7 (ост.1.)

3.принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;

59. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной харатеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

3.рабочая программа;

60. Основной единицей системы письма является

1.графема;

61. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению?

3.комплекс, включающий: физическую готовность, развитие познавательных функций и мотивационно-волевую сферу;

62. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это:

1.навык применения она практике орфографического правила;

63.В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:

64. Какое из перечисленных положений является составляющим понятия «читательская компетентность»:

2.владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

65. Равенство, неравенство, выражения, уравнения являются

2.алгебраическим материалом;

66. К какому виду универсальных учебных действий относится умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность%

2.Регулятивные;

67. Выберите и вставьте правильный ответ:… - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

1.Социализация;

68. В соответствии с ФГОС НОО, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть:

2.достижение предметных и метапредметных результатов;

69. В соответствии с ФГОС НОО, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет:

70. В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения):

1.Базисный учебный план начального общего образования,

71. В соответствии с ФГОС НОО, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:

2.на этапе завершения обучения в начальной школе;

72. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

3.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

73. В основе ФГОС НОО лежит:

1.системно-деятельностный подход;

74. В соответствии с ФГОС НОО, для достижения первого уровня результатов внеучебной деятельности особое значение имеет:

2.взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании);

75. В соответствии с ФГОС НОО, планируемые результаты, описывающие группу целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках:

1.«Выпускник научится»;.

76. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

3.планируемые результаты;

77. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?

2.Самой школой - учениками, педагогами, администрацией;

78. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является:

2.концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

79. На основании Закона Российской Федерации "Об образовании", имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования:

2.родитель (законный представитель) обучающегося;

80. Данная образовательная область обеспечивает учащимся возможность выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру:3.

3.«Искусство»,

81. По мнению М.И. Махмутова, этап актуализации прежних знаний является структурным компонентом:

3.урока с проблемным методом обучения;

82. Это нарушение поведения проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности и импульсивности:

2.синдром дефицита внимания и гиперактивности;

83. С какой целью в начальных классах необходимо проводить динамическую паузу не менее 40 мин:

3.для снятия статического напряжения;

84. Какую психическую функцию младшего школьного периода развития Л.С. Выготский называет «центральной»?

85. Как проявляется идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития при организации взаимодействия учителя и ученика при работе?

3.Совместная работа учителя и ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют ему освоить новые знания, умения и навыки или восполнить имеющиеся пробелы в наиболее эффективной форме;

86. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

87. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

3.разъяриться, повсеместный, скользко;

88. В каком ряду во всех словах есть звук [ж]?

2.остужать, жалеющий, перемежающийся;

89. В каком ряду все выделенные слова пишутся с двумя буквами «Н»?

2. Довере…ое лицо, гума…ый поступок, непродума…ое высказывание.

90. В каком ряду все слова содержат двойные согласные?.

91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

3. прав ребёнка

92. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный

94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1. Е.В Бондаревской

95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

2. счастливым в жизни на этой земле

96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;

2. акмеологического подхода;

97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

2.Один раз в пять лет

98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:

2. Экспертиза профессиональной деятельности

99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

4. 6 компетентностей

100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:

1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура

101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание

Чтение.
Техника чтения включает в себя – способ чтения, правильность, выразительность и темп (скорость). Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие её стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Первые два способа относятся к непродуктивным . Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные . Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения в 1 классе, это 25 -30 слов минуту в конце учебного года. Контроль за техникой чтения осуществляется два раза в год, в конце первого полугодия и в конце учебного года.


У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

Пора тебе, чиж, петь.

Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
В лесу.

Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик! Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала на своё место.

Тексты для проверки техники чтения (конец первого полугодия).
Волк и семеро козлят (отрывок).

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву, пить воду студёную. Как только уйдёт коза – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучит в дверь…


Глоток молока.

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она отвёртывалась.

Позвали меня

Лада,- сказал я, -надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

Кушай, Лада,- повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залатала.

Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков спасли её жизнь.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС



Описание

Внеклассное чтение 1 класс
(Cерия: Библиотека школьника)

В серию «Библиотека школьника» вошли самые любимые книги всех поколений ребят младшего школьного возраста. Отлично оформленные, в удобном формате и твердом переплете, они станут отличным приобретением любой семейной библиотеки.


  • Внеклассное чтение 1 класс :
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. Даль «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик»
Н. Сладков «Кто куда»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
И. Суриков «Детство»
Л. Толстой «Филипок»
В. Осеева «Волшебное слово»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»
В. Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква»
В. Бианки «Первая охота»
Н. Сладков «Топик и Катя», «Лисица и Ёж», «Крот и Филин», «Сорока и Заяц», «Кто как спит»
Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка»
Г. Скребицкий «Пушок», «Воришка»
И. Тургенев «Воробей»
В. Чаплина «Чужой»
А. Фет «Осень»
Л. Толстой «Булька», «Черепаха»
К. Ушинский «Четыре желания»
В. Драгунский «Заколдованная буква»
В. Голявкин «Не везёт», «Карусель в голове», «Премия»