Как правильно называется день железнодорожника. Состав железнодорожных войск. Когда День железнодорожника: история праздника

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. В 2019 году данный праздник будет отмечаться 4 августа.

История праздника

Праздник «День железнодорожника» имеет длинную историю. Учрежден он был еще в 1896 году. Приурочили новый праздник к особой для страны дате - дню рождения императора Николая 1 - 25 июня (или 6 июля по новому стилю).

Напомним, что именно этот правитель начал строить в России первую железную дорогу. За время его царствования была создана первая железная дорога, которая вела в Царское село и использовалась в прогулочных целях. К этому же времени относится и появление первой всероссийской магистрали, которая протянулась от Санкт-Петербурга до Москвы. Нужно отметить, что Комитет министров тогда выступил против постройки в России железных дорог, но царь настоял на своем решении. Он мечтал о сближении Петербурга с Москвой.

Активное железнодорожное строительство способствовало тому, что протяженность железных дорог к концу позапрошлого века уже превышала 33 тысячи км.

Впервые был установлен приказом князя Михаила Хилкова, который являлся министром путей сообщения России. Вышел данный приказ 28 июня 1896 года - 9 июля по новому стилю.

Новый праздник начали отмечать все сотрудники железнодорожного транспорта, не только у нас, но и в некоторых европейских странах.

Традиции

Отмечался праздник День железнодорожника с размахом. В этот день не работали все железнодорожные учреждения. Вечером в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги традиционно устраивался ужин с концертом. На вокзалах и крупных станциях проходили благодарственные молебны. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома 117, в котором в те времена находилось Министерство путей сообщения. На торжестве здесь присутствовали высшие чины Министерства путей сообщения.


Причем, до 1917 года отмечался 25 июня. После Октябрьской революции 17 года этот праздник был упразднен почти на двадцать лет.

Традицию чествовать железнодорожников решено было возродить только в 1936 году. В 1935 году с 25 по 30 июля в Москве состоялось совещание работников железнодорожного транспорта. На нем железнодорожники выступили с предложением возродить забытый праздник. Тогда в стране шел период индустриализации, поэтому железнодорожный транспорт имел очень важное значение для ее экономического развития.

Правительство выпустило постановление, согласно которому День железнодорожного транспорта СССР было решено каждый год проводить 30 августа.

Специальный выпуск газеты "Гудок", вышедший 29 июля 1936 года, сообщал общественности о том, что День железнодорожного транспорта объявлялся всенародным праздником. По всей стране прошло его первое празднование. В столице центральными площадками празднования этого дня стали два столичных парка – Сокольники и парк имени Горького.


В 1940 году вышло постановление правительства Советского Союза о переносе этого праздника на первое воскресенье августа. В 80-е годы 20 века праздник переименовали в .

В настоящее время этот праздник уже можно назвать международным, т.к. отмечается не только в нашей стране, но также в Кыргызстане, Беларуси, на Украине и в некоторых странах Восточной Европы.


Нужно отметить, что День железнодорожника можно считать одним из первых профессиональных праздников в России . В этот день принято поздравлять всех, кто связан с железнодорожным делом.

Железные дороги и железнодорожная отрасль

Железные дороги играют очень большую роль в жизни любой страны. Они являются основной транспортной артерией, которая связывает между собой города. Сегодня в нашей стране железные дороги являются самым популярным и доступным видом транспорта.

Железнодорожная отрасль сегодня заслуженно гордится своей историей и традициями. Между российскими регионами поддерживается стабильное пассажирское и грузовое сообщение.

Железная дорога работает четко и бесперебойно, что вносит свой весомый вклад в социально-экономическое развитие нашей страны.

История становления железнодорожного транспорта

Достаточно интересна и мировая история становления железнодорожного транспорта. Прародители привычных нам железных дорог существовали еще в древние времена. Для перевозки тяжелых грузов древние греки, египтяне и римляне создавали колейные дороги. В эпоху Средневековья в рудниках использовались рельсы и вагончики, сделанные из дерева. Но они не отличались практичностью и были заменены металлическими приблизительно в 1738 году. На подъездных путях к шахтам в 1767 году Ричард Рейнольдс разместил стальные рельсы.

Тревитик в 1803 году решил поставить свой автомобиль для на рельсы. Он изменил конструкцию машины, превратив ее в паровоз с паровой трубой внутри. Но данная конструкция имела и некоторые недостатки.

Их сумел обобщить и проанализировать Джордж Стефенсон. В 1814 году он разработал свой первый паровоз. Правда, передвигался он очень медленно и не отличался большой грузоподъемностью.

Между английскими городами Ливерпуль и Манчестер в 1830 году была открыта первая железная дорога. С тех пор во всем мире началось интенсивное развитие железнодорожного транспорта.

Около половины мировой железнодорожной сети к началу Второй мировой войны принадлежала семи странам: СССР, США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и Италии.

Железнодорожный транспорт России


Железнодорожный транспорт в нашей стране сегодня является одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Он насчитывает около 86 тысяч км железнодорожных путей, половина из которых электрифицированы.

По общей протяжённости железнодорожных путей в мире Россия сейчас занимает второе место после США. Первое место она занимает по протяжённости электрифицированных дорог.

В начале прошлого века была построена самая грандиозная дорога - Транссиб, которая соединила европейскую часть территории России с Дальним Востоком и Уралом.


В 2001 Правительство нашей страны утвердило программу капитального реформирования системы железнодорожного транспорта. 18 сентября 2003 года было создано ОАО «Российские железные дороги». Оно считается сегодня одной из самых крупных транспортных компаний в мире.

Составной и неотъемлемой частью армии России, которая обеспечивает защиту государства, выступают железнодорожные войска. Специальные подразделения предназначены для того, чтобы осуществлять строительство, охрану или восстановительно-ремонтные работы железнодорожных полотен, станций и сооружений.

Основная задача деятельности войск – бесперебойное функционирования железной дороги, моментальное реагирование, ликвидацию последствий аварийных ситуаций и катастроф. Самоотверженная работа войск и контроль над исправностью дорожных магистралей обеспечивают россиянам безопасные путешествия по всей территории государства.

История

Президент России утвердил своим указом празднование Дня железнодорожных войск в 1996 году. Праздник приурочен ко дню формирования воинских отрядов, которые охраняли курсирование поездов и состояние дорог по маршруту Санкт-Петербург – Москва.

Хронология событий:

  1. 6 августа 1851 г. – постановление императора Николая I о контроле путей сообщения. Было создано 14 военных подразделений, телеграфические отряды и роты кондукторов.
  2. 1877-1878 гг. – добросовестная служба, храбрость и патриотизм военнослужащих во время русско-османских боевых операций.
  3. 1904-1905 гг. – во время военного противостояния между Российской империей и Японией решающая роль была отведена железнодорожным силам.
  4. Январь 1918 г. – войска были распущены.
  5. Октябрь 1918 г. – гражданская война: острая необходимость и реабилитация железнодорожных подразделений.
  6. 1918-1920 гг. – в процессе вооруженных действий военными было отремонтировано свыше 25000 км путей и 3200 мостов отремонтировано и сдано в эксплуатацию.
  7. 1941-1945 гг. – тысячи героев-железнодорожников ценой своей жизни разминировали и защищали дороги в период противостояния фашизму.
  8. 1946-1951 гг. – послевоенное строительство и капитальное восстановление железнодорожных путей.
  9. 1974-1989 гг. – создание Байкало-Амурской магистрали.

Современные войска – это профессиональные подразделения, которые успешно решают различные задачи оборонительного характера, используя новейшие технологии.

Традиции

На протяжении столетий военные железнодорожники самоотверженно и доблестно служат России. В благодарность правительство отмечает в праздничный день отличившихся военнослужащих повышением в звании, наградами, орденами, почетными знаками и ценными подарками. Традиционно, каждый год проводятся масштабные празднования и концертные туры. Население, чествуя отважных героев современности, с благодарностью отмечает работу военных железнодорожников.

Этот профессиональный праздник приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации железной дороги (Фото: sibr.ru)

День Железнодорожных войск , отмечаемый в России ежегодно 6 августа, установлен Указом Президента Российской Федерации от 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации», а в настоящее время празднуется в соответствии с указом «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 мая 2006 года.

Этот профессиональный праздник военнослужащих, рабочих и гражданских служащих Железнодорожных войск Российской Федерации (ЖДВ ВС России) приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.

1851 года вышло «высочайшее утверждение» императором «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».
Согласно «Положения», было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек .

Это положило начало формированию первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций, охрана мостов и железнодорожных переездов.

Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия. В годы Великой Отечественной войны Железнодорожные войска вместе со штатскими железнодорожниками восстановили и построили более 120 тысяч километров железных дорог, свыше 3 тысяч мостов. А после ее окончания активно участвовали не только в восстановлении и реконструкции разрушенных железнодорожных магистралей, но и в строительстве новых.

На протяжении более ста пятидесяти лет военные железнодорожники самоотверженно и беззаветно служили и служат Отечеству.

Железнодорожные войска – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2005 до 2010 года входили в состав Тыла ВС РФ), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.

Это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. А также они принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и военных действий и конфликтов.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

Вконтакте

Одноклассники

Армейские праздники России

    Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста - профессиональный праздник танкистов и танкостроителей, который ведет свою историю с советских времен.В ходе битвы на Курской дуге 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В следующем году, 11 сентября 1944 года, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сдел...

    С 2007 года у военнослужащих Военно-морского флота России стало одним праздником больше - 8 октября отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей, установленный Указом Главнокомандующего ВМФ РФ «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота».Командир корабля является прямым начальником...

    14 января свой профессиональный праздник отмечают Трубопроводные войска России.22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях.14 января 1952 года на основании принятого По...

    В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России. Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).В ходе Пер...

Каждый год в первое воскресенье месяца августа страна отмечает День железнодорожника – праздник, история которого уходит корнями во времена царской России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I – именно Николай I начал строительство железных путей сообщения в России. При нем была построена железная дорога в Царское село, а также соединены между собой Москва и Санкт-Петербург. До самой Октябрьской революции праздник железнодорожников отмечался 25 июня.

После большевистской революции все «царские» праздники отменили, в том числе и День железнодорожника, однако уже 28 июля 1936 года советское правительство постановило отмечать этот день 30 июля. Позже дату перенесли – с тех пор железнодорожники отмечают свой День в первое воскресенье августа. Эта же дата отмечается в Кыргызстане и Беларуси.

Всех, кто связан с железной дорогой,
Поздравляю сейчас всей душой!
Вам желаю зарплаты высокой
И любви безгранично, большой,
И, конечно же, счастья, удачи,
Чтоб сбывались все ваши мечты,
Чтоб решались все в жизни задачи
Очень просто и без суеты!

Пусть поезд волшебный приедет,
И в первом вагоне своем
Привозит пусть вам много счастья
И утром, и ночью, и днем.

Второй же вагончик чудесный
Везет пусть здоровья сполна,
Болезни коварные чтобы
Не трогали вас никогда.

А третий вагончик исполнит
Мечты и желанья всех лет,
Чтоб вы никогда не узнали
Ни горя, ни грусти, ни бед.

Поздравляю с Днем железнодорожника! Желаю профессиональных успехов и развития. Пусть все пути и стрелы будут в правильном направлении. Пусть горит зеленый свет любым начинаниям и желаниям. Здоровья вам, силы духа и тела, энергичности, целеустремленности, процветания, благополучия и всего самого лучшего!

Пусть железная дорога
Все печали унесет,
И у самого порога
Смех, уют и счастье ждет.

Пусть всегда горит зеленый
Вашей жизни семафор,
И, успехом окрыленный,
Каждый день заходит в двор.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы
И состав летит вперед!
Пусть в работе вашей сложной
Вас всегда удача ждет.

Труд ваш очень-очень нужен
Им гордится вся страна.
Коллектив пусть будет дружен,
Ладятся всегда дела.

Пусть на каждом полустанке
Ждут здоровье и успех.
И всегда звучит в дороге
Ваш счастливый звонкий смех.

С Днем железнодорожника
Примите поздравление.
Желаем счастья и добра,
Всех благ преумножения.

Пускай по жизни Вас везет
Локомотив удачи,
Решаются легко всегда
Рабочие задачи.

Вам радостных и ярких дней -
Как шпал на рельсах прочных,
Здоровья и любви вагон
И красок жизни сочных.

С днём железнодорожника поздравить
Тебя сегодня поспешу.
И пожелания свои отправить
Со всей душой своей хочу.

Пусть дни безоблачными мчатся,
Здоровье будет хоть куда.
Пусть по рельсам к вам стремятся
Счастье, прибыль и хвала.

Сил железных вам, успехов
И вагон благих вестей.
Пусть не обходится без смеха,
Ведь труд с улыбкой веселей.

В день ЖД тебе желаю,
Чтоб твой путь к удачам вёл,
Чтоб вагон любви, пылая,
В сердце разжигал костёр.

Пусть к везению большому
Направляют поезда.
Мира и уюта дома,
Благ любых на все года.

Твоя нелегкая работа
Пусть в радость будет день за днем.
В дождь, в снег, в любое время года
Мы на ЖД тебя найдем.

Пускай здоровье будет крепким,
Всегда пусть вдосталь будет сил,
Чтоб взгляд твой оставался метким,
А шеф чтоб на руках носил!

Высокой будет пусть зарплата,
Душевным, добрым - коллектив.
И без тебя не обойдется
Пускай любой корпоратив.

Все железные дороги
Создавали ведь не боги.
Кто работает на них,
Принимайте этот стих.

Вам - железного здоровья,
Дружбы крепкой, как металл,
Чтоб в порядке всё с любовью,
Чтоб пьянели от похвал.

Чтоб в семье и на работе
Были вы всегда в очете.
А еще добавить можем:
Нервов вам железных тоже!

Пусть не писатель, не художник,
Однако стоишь ты похвал.
За день твой, железнодорожник,
Давай поднимем мы бокал.
Родной вокзал тебя встречает,
А стук колес волнует кровь.
В тебе романтик пропадает,
О дальних странах грезишь вновь.
К платформе подан поезд счастья,
Разгон возьми и своей властью
Умчись на нем ты от ненастья.

В годы правления Николая I были построены первые железные дороги. Для их охраны были созданы специальные железнодорожные войска. В настоящее время они являются частью Вооруженных Сил России и Белоруссии и следят за состоянием железнодорожного полотна, обеспечивают безаварийное движение поездов через мосты и безопасную работу всей железной дороги. Военным, осуществляющим службу в этих войсках, посвящен памятный день.

Когда отмечают

Дата в РФ учреждена 31 мая 2006 года президентским Указом № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». В 2019 году ее справляют 14-й раз.

В Белоруссии она определена 12 мая 1999 г. Указом Президента страны № 268 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь». В 2019 году торжества проходят 21-й раз.

Кто празднует

Дату отмечают более 50 тысяч военнослужащих железнодорожных войск России и Белоруссии.

История железнодорожных войск

Первое упоминание о военно-железнодорожном подразделении произошло 6 августа 1851 года, когда император Николай I ратифицировал «Положение о составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Были созданы военно-рабочие, кондукторские и телеграфические роты (позднее команды и батальоны) общей численностью более 4000 человек, которые охраняли мосты и переезды, поддерживали технически исправное состояние железнодорожного полотна.

История железнодорожных войск Беларуси исчисляется с августа 1876 года, когда один из батальонов располагался в городе Барановиче Брестской области. Русско-турецкая война доказала необходимость их существования, и в дальнейшем ни одно из сражений не происходило без них. В военные годы они внесли весомый вклад в оборону страны и приближение победы (восстановление, строительство и реконструкцию новых железных дорог, мостов и магистралей).

О профессии

Военнослужащие железнодорожных войск осуществляют строительство, использование, восстановление железнодорожного полотна, которое необходимо для военных транспортировок, модернизацию техники и оборудования и многое другое, то есть выполняют задачи ж/д обеспечения. Они также участвуют в ликвидациях последствий ЧС, аварий, катастроф. Большое внимание уделяется и обучению личного состава.

Массированные удары по железной дороге начались только во время Второй мировой войны. За первые 2 дня было разрушено 100 стратегически важных ж/д объектов. В декабре 1941 года количество достигло 1504 шт.