Как проходят уроки физкультуры в начальной школе? Когда речь идет об укреплении здоровья школьников, то мы сразу вспоминаем об уроках физкультуры. Как же проходят эти уроки в нашей школе и с какими проблемами сталкиваются учителя физкультуры? Останови

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Проблемы урока физической культуры

глазами учащихся

Иванова Анна Геннадьевна

Учитель физкультуры ГБОУ № 628

Санкт-Петербург

2016

Ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом всегда были важны в нашей стране, а за последние 5-6 лет вышли на первые позиции по значимости. Достаточно вспомнить внедрение третьего урока в программу по физической культуре в школе, возрождение комплекса ГТО. Огромным толчком к этому послужило проведение зимних Олимпийских Игр в Сочи. Но, не смотря на это, наблюдается странная тенденция: интерес к уроку физкультуры в школе падает.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересу школьников к уроку физической культуры.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

КАК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В основной части работы мы хотим выяснить, какое место занимает физкультура в школе вообще и в нашей гимназии в частности для того, чтобы понять угасает ли интерес к урокам физкультуры или нет.

Сегодня существует много литературы по данной проблеме. В нашей работе мы использовали учебные пособия и учебники по физической культуре.

Изучив доступную литературу, мы получили следующую информацию: физическая культура это часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, а также имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. То есть без физкультуры учебный процесс невозможен.

Как же должна проходить физкультура в школе? Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке, если она имеется. И в спортзале, и на площадке должны быть созданы определенные условия, согласно нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть раздевалок, сколько душевых комнат, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Каждый урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс. В конце урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Еще физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности детей.

Но социальная активность современных детей реализуется сейчас в основном через социальные сети, сидя за компьютером, а недостаток двигательной активности у школьников неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья.

Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

КАК ПРОХОДИТ ФИЗКУЛЬТУРА В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

В нашей гимназии физкультура проходит три раза в неделю, каждый урок длится 45 минут, независимо от возраста учащихся. Один раз за время обучения в школе дети имеют возможность один урок в неделю на протяжении учебного года заниматься в бассейне, обычно это параллель третьих классов. В течение учебного года мы на уроках физкультуры занимаемся легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой. Гимназия располагает двумя спортивными залами, размерами 24х12 метров с соответствующей разметкой. В залах есть оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Для занятий гимнастикой есть снаряды: гимнастический конь, гимнастический козел, гимнастическое бревно, параллельные брусья, шведские стенки, гимнастические канаты, скамейки с зацепами для прохождения полос препятствий. Также имеется разнообразный инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастические маты для акробатических упражнений, обручи, скакалки, медицинболы (утяжеленные мячи), гимнастические коврики. Для занятий подвижными и спортивными играми (в нашем случае это баскетбол, волейбол и пионербол) залы оборудованы баскетбольными щитами (по 4 штуки в каждом), волейбольными сетками. В наличии есть также баскетбольные и волейбольные мячи, точного количества которых мы не знаем, но их хватает обычно для всех занимающихся детей, то есть примерно по 25-30 мячей каждого вида. Занятия легкой атлетикой проходят осенью и весной, в первой и четвертой четвертях. Наиболее удобно заниматься легкой атлетикой на улице. Бег на короткие и длинные дистанции, метания на дальность, прыжки в длину с разбега в зале не проведешь. Но у гимназии нет стадиона, и погодные условия в Санкт-Петербурге далеко не всегда позволяют выйти на улицу. В зале можно отработать только технику отдельных элементов: правильность стартовой позиции для длинного и короткого бега, исходные положения для прыжков и метания, передачу эстафетной палочки. Но есть и нормативы и упражнения и в легкой атлетике, которыми можно заниматься в зале: прыжок в длину с места, метания на точность, челночный бег, круговая эстафета. Для этого имеется инвентарь в виде теннисных мячей (они подходят для метания в зале), эстафетных палочек, различных конусов (с их помощью можно размечать дистанцию для челночного бега), также имеется специальная стационарная разметка для прыжков в длину, мишени для метания на точность, стойки и планка для прыжков в высоту, стартовые колодки.

Когда мы выступаем на районных соревнованиях за нашу гимназию, мы бываем в других школах и можем сравнивать. Очень многие школы изначально спроектированы так, что в них только один спортивный зал, гимнастическое оборудование, а именно снаряды, есть очень в редких школах, даже количество баскетбольных щитов больше двух в зале – мало где встречается.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

Но, не смотря на прекрасные возможности нашей гимназии, мы наблюдаем на уроках физкультуры в нашем классе спад интереса к уроку. Сведения, которые нам дали учителя физкультуры о том, какова ситуация в других классах нашей гимназии, говорят о том, что дети стали заниматься физкультурой менее охотно, чем раньше. И чем старше дети, тем меньше у них желания для занятий. Вот тогда-то нам и стало интересно выяснить причины этих изменений. Для того, чтобы понять причины, мы решили опросить детей разных возрастов с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие дети из 1А, 3В, 5А, 5Б, 7В и 8А классов, общим количеством 164 человека. В анкете были следующие вопросы:

  • нравится ли вам урок физкультуры?
  • что вам нравится в уроке больше всего и почему?
  • что не нравится и почему?
  • что бы вы хотели добавить в урок?
  • занимаетесь ли вы физической культурой и спортом где-либо еще кроме гимназии, где занятия Вам нравятся больше и почему?

Ниже мы представляем результаты проделанной работы.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Диаграмма 1. Нравится ли Вам урок физической культуры?

Диаграмма 2. Нравится ли Вам урок физической культуры? Распределение по классам

Диаграмма 3. Что в уроке Вам нравится больше всего?

Диаграмма 4. Что в уроке Вам не нравится больше всего?

Диаграмма 5. Что бы Вы хотели добавить в урок?

Диаграмма 6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом где либо еще кроме гимназии?

Диаграмма 7. Распределение по классам занимающихся и не занимающихся вне гимназии

ВЫВОДЫ

После проведённого нами анкетирования детей на заинтересовавшую нас тему, мы можем сделать следующие выводы:

  • В нашей гимназии отношение к уроку физической культуры в целом положительное. По общей статистике, урок физкультуры нравится 86% учеников. По статистике 1 и 5 классы одобряют урок физкультуры больше чем остальные классы из опрошенных. Детям нравится заниматься спортивными играми (115 голосов). Также важная роль отводится личности учителя физической культуры, в нашем случае учитель по физкультуре нравится многим детям (93 голоса).
  • Интерес по мере взросления учащихся от класса к классу угасает по следующим причинам: что больше всего детям всех возрастов не нравится кроссовая подготовка (127 человек проголосовали) и занятие теорией (40 человек проголосовали), недостаточно реализуется дифференцированный подход к ученикам на уроках, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%)
  • На формирование увеличения интереса к уроку физической культуры могут оказывать влияние следующие факторы:
  • Индивидуальный подбор упражнений.
  • Дифференцированная физическая нагрузка.
  • Увеличение количества времени отведенного на спортивные игры.
  • Увеличение количества занятий проводимых на улице.
  • Увеличение количества уроков в неделю.

Занятия по физкультуре в школе очень важны, т.к. анкетирование показало, что 66% учеников не занимаются в спортивных секциях после школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что проблема потери интереса к уроку физической культуры для современной школы действительно является актуальной. Это подтверждается изученными нами исследованиями, проведенными среди учащихся школ города, и анкетированием, проведенным среди учащихся нашей школы. Для того, чтобы поддержать интерес учеников к уроку физической культуры, и как следствие, к ведению здорового образа жизни, мы предлагаем следующие пути и методы решения проблемы:

  1. Увеличение времени, отведенного на спортивные игры, а также внедрение в урок дополнительных спортивных игр, таких как, например футбол.
  2. Дифференцировать подход к физическим нагрузкам и выполнению нормативов, учитывая физические особенности того или иного учащегося.
  3. Огромное желание всех учащихся нашей школы иметь возможность заниматься в плавательном бассейне и на специально оборудованной уличной площадке также сильно повлияли бы на повышение интереса к урокам физической культуры.

Цели, поставленные нами в начале работы, а это выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, что такое урок физкультуры, и какое значение он имеет, были достигнуты в ходе работы. Мы выяснили, что отношение к уроку в целом положительное, но есть ряд проблем, решить которые сообща в наших силах. И учителя и ученики должны обратить на это особенно пристальное внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов:Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-

Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад. шк., 1980.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.

Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе. Издательство РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург, 2013

Кузьмина С.В., Черняев Е.А. Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития, СПб, 2015.


Когда дело касается любимых школьных уроков, физкультура редко оказывается в их числе. Но уроки физической культуры обязательны во всех школах и даже в университетах. Однако, есть несколько способов пропустить несколько уроков. Возможно, у вас улучшится настроение, если вы узнаете, как можно пропустить уроки физкультуры.

Шаги

Избегайте занятий физкультурой

    Попросите родителей написать вам записку. Если вы хотите пропустить урок физкультуры, можно попросить родителей написать объяснительную записку. В школах и даже университетах преподаватели физкультуры часто принимают родительские записки в качестве уважительной причины. Попросите родителей помочь вам пропустить пару занятий и написать записку.

    • Пусть родители напишут в записке, что вы болеете, и вам нельзя заниматься физической культурой.
    • Родители могут написать вам записку о том, что вы вывихнули лодыжку или запястье, и некоторое время вам нельзя заниматься физической активностью.
  1. Притворитесь, что у вас болит лодыжка. Классический метод, который всегда можно использовать для прогула занятий физкультуры – это симулирование того, что у вас болит нога. Если бы вы действительно вывихнули лодыжку, вам нельзя было бы заниматься физкультурой. Поэтому если вы сможете убедить преподавателя, что вывихнули ногу, несколько занятий физической культуры сможете провести на скамье запасных.

    • Чтобы ваши слова звучали более убедительно, притворитесь, что вы хромаете, когда будете идти. Так преподаватель поймет, что у вас действительно травмирована нога.
    • Не стоит в этот день бегать, прыгать и быстро ходить, потому что если преподаватель увидит вас, он поймет, что с вашей ногой все в порядке.
  2. Скажите, что у вас мигрень. Головные боли и мигрень – очень болезненное явление, которое, конечно, мешает заниматься спортом. Обычно при головных болях человек избегает любой физической активности до того момента, пока не пройдет головная боль. Если вы сможете сымитировать головную боль, то сможете спокойно пропустить урок физкультуры.

    • Регулярно вздыхайте и прислоняйте ладонь ко лбу – так можно изобразить головную боль.
    • Пока вы притворяетесь, что у вас болит голова, не делайте никаких резких движений.
    • Помните, вы должны выглядеть так, будто у вас действительно болит голова. Но не перестарайтесь.
  3. Забудьте спортивную форму или обувь. Обычно для посещения занятий физкультуры нужно носить с собой спортивную одежду и обувь. Если вы придете на урок без формы, вам нельзя будет заниматься. Забыв спортивную форму или обувь дома, вы спокойно сможете пропустить занятие физкультуры.

    • Помните, что такой способ работает не всегда (в зависимости от предпочтений учителя и от интенсивности занятий). В некоторых школах могут предоставлять запасную спортивную одежду для занятий физкультурой, поэтому вам нужно хорошо знать, как проходят ваши занятия, а уже потом выбирать этот способ.
    • Если вы занимаетесь плаванием на уроках физкультуры, скорее всего, этот способ сработает.
  4. Старайтесь не злоупотреблять этими методами. Чем чаще вы пользуетесь одной из вышеперечисленных уловок, тем меньше вам будут верить. К тому же, если ваша посещаемость будет слишком низкой, вам могут не поставить зачет в конце семестра по этому предмету. Поэтому следует пропускать занятия лишь время от времени, чтобы не испортить свои оценки и не подорвать доверие к себе.

    • Следите за своей успеваемостью. Не пропускайте уроки физкультуры слишком часто, если знаете, что это приведет к неприятностям.
    • Если вы будете пользоваться одними и теми же отговорками каждый раз, преподаватель перестанет вам верить.

    Справляйтесь с чувством дискомфорта

    1. Не стесняйтесь переодеваться. Многим людям становится неловко, когда приходится переодеваться на виду у окружающих. Смущение, тревога и стыд могут возникнуть у любого, кому приходилось переодеваться в общей раздевалке. Если вы очень нервничаете из-за того, что вам придется переодеваться перед занятиями, попробуйте воспользоваться перечисленными ниже советами, которые помогут вам спокойно переодеваться:

    2. Не останьтесь на скамье запасных! Выбор команды для игр и соревнований – источник страха для каждого ученика. Ведь никто не хочет остаться «среди запасных» и быть «лузером». Если вас выбирают самым последним, у вас может понизиться самооценка. Однако, стоит взглянуть на это оптимистично и оставаться в хорошем настроении, даже если вам неприятно.

      • Старайтесь не поддаваться чувству злости и обиды. Плохое отношение только оттолкнет от вас окружающих, усилив ваши негативные чувства.
      • Если вы постараетесь улучшить отношения со своими одноклассниками, вам будет намного лучше, даже если изначально вам отказали. Не позволяйте себе быть тем, кого выбирают последним, не отвергайте людей, которые вас окружают.
    3. Не переживайте, если у вас месячные. Может случиться, что занятие по физкультуре будет в то время, когда у вас менструация. Из-за этого девушки могут почувствовать себя не очень комфортно и захотят пропустить занятие. Тем не менее, вы все равно можете спокойно посетить урок. Просто воспользуйтесь советами, приведенными ниже, чтобы вам было более комфортно на уроке физкультуры:

      • Обязательно смените тампон или прокладку перед началом занятия.
      • Возможно, после урока вам тоже понадобится сменить тампон или прокладку.
      • Если после занятий вам нужно принять душ (или вам придется плавать в бассейне), лучше всего воспользоваться тампоном.

Уроки физкультуры в начальной школе являются обязательными составляющими любого процесс обучения. Поэтому их ежегодно усовершенствуют и дополняют полезными упражнениями, по словам Министерства образования.

Вообще четкое распределение упражнений, а также разбиение урока по частям является самым правильным. Необходимо как методическая поддержка, так и верное выполнение многих элементов. Вообще по современной методике, урок должен быть разбит на несколько основных частей. Так, сначала идет вводная часть. Здесь решаются все необходимые организационные вопросы. Именно эта часть является одной из самых важнейших. В особенности это касается начальной школы. Учитель должен сам заводить детей в спортивный зал, помочь подготовится к уроку, а также приучить к командам. В данном случае имеется в виду построение. Дети должны понимать, что их основной задачей является стать четко по росту, от самого высокого к низкому. Такое постановление получило название «лесенка». Поэтому построению уделяется особое внимание! Как же правильно построить деток? Для старшеклассников такая процедура известна и понятна в целом. Что же касается малышей, то они не совсем понимают суть дела. Строить деток нужно таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу. Кроме того у них должен быть хороший круг обзора, видеть учителя это основная цель. Ну и наконец при выполнении различных заданий педагогу нужно достаточно место для того чтобы в любом случае он мог оказать поддержку. Поэтому построение настолько важно. Также ставить деток рекомендуется по росту или же по уровню их физического развития. В основном всем этим процессом руководит именно учитель по физкультуре, на нем лежит вся ответственность.

Со второго класса, как правило, дети делают все самостоятельно. Стоит только лишь педагогу произнести определенную команду, как все становятся на свои места. На самом занятии учитель может идти рядом с учениками или же впереди, тем самым указывая им путь. Когда он обращается к деткам, то его должны видеть абсолютно все. Поэтому здесь важно не только правильно построить детей, но и выбрать хорошее место для учителя. Большинство педагогов стараются выстраивать ребят вокруг себя, так намного удобнее. При желании можно становиться как угодно, главное чтобы дети это хорошо запомнили. Теперь стоит оговорить длительность вводной части. Для малышей она составляет примерно 10 минут. Дело в том, что детки довольно медленно переодеваются и, попадая в огромный зал, сразу же начинают теряться. Поэтому собрать их и построить сложно. В более «старших» класс начальной школы, а именно в 3-4, все проходит несколько быстрее. Вполне хватит и 5 минут. После вводной части следует подготовительная, она также как и предыдущая решает ряд основных задач. Вообще физкультура для младших школьников должна приносить только лишь положительные эмоции. Поэтому здесь деткам дается время для подготовки к будущим нагрузкам. В этот момент, как правило, проходит разминка, состоящая из определенных упражнений. Они несут обще развивающий характер. В основном это несложные движения, направленные на регулировку координации движений. Начиная с 3го класса, упражнения принимают более сложный характер. Сюда относят различные элементы с палками, мячами, обручами и флажками. При этом выполняется все с элементами движения, приседаний, прыжков и многого другого.

Вообще подготовительные упражнения оказывают хорошее коррекционное воздействие. Именно поэтому в начальных классах подготовительная часть и состоит из обще развивающих элементов. Кроме того, учитель должен самостоятельно подобрать два-три упражнения, которые напрямую будут направлены на двигательные навыки и умения. Разрешается использовать только лишь их, как средство для развития определенных качеств у детей. В подготовительную часть следует включить упражнения, которые предотвращают сопутствующие дефекты двигательного аппарата. Так постепенно длительность подготовительной части увеличивается до 15 минут, и в ее состав входит порядка 10 упражнений.

Нагрузка на уроке физкультуры для школьников должна быть умеренной. Далее наступает время основной части, она, как правило, занимает оставшуюся часть времени. В ней необходимо активизировать все силы на основные упражнения. Это могут быть как действия с элементами гимнастики, легкой атлетики, так и игры различного характера. Рекомендуется проводить эстафеты и соревнования. Так у детей пробуждается чувство командного духа, что весьма полезно. Подбирая упражнения, учитель должен понимать, что их основной целью является соблюдение всех вышеперечисленных качество. Проще говоря, все элементы просто обязаны к чему-то приводить. Министерство образования рекомендует проводить новые упражнения в начале урока, а те, которые направлены на развитие одного из качеств, в основной части. Что касается игр, то они должны быть достаточно подвижными. Желательно отдать предпочтение бегу, прыжкам, эстафетам с мячом и т. д. Вообще многие стараются включать как можно больше гимнастических элементов. Естественно, это хорошо, но нужно все, же активизировать все силы на строевых упражнениях. Ведь в младшем возрасте у многих деток наблюдается состояния потерянности, они просто на просто не могут ориентироваться в пространстве.

Основная часть урока должны быть самой полезной и длится минут 25. Все же рекомендуется отводить немного времени в конце урока для подведения итогов. В этот момент можно выставить оценки, отметить самых активных учеников и поговорить о приобретенных навыках. Ведь только лишь посредствам наблюдения, можно понять какие упражнения для детей были действительно интересными. В целом же структура урока может быть несколько изменена. Все что описано выше скорее относится к основным рекомендациям. Такой является современная программа дисциплины физкультуры. Соблюдать ее или нет, каждое учебное заведение решает само для себя. Вообще учитель должен понимать, что обучать деток физкультуре просто обязано нести в некоторой мере индивидуальный характер. Поэтому присматриваться к поведению детей и учитывать их пожелания тоже необходимо. Рекомендуется на практике поделить все уроки физической культуры на несколько типов. Это могут быть как вводные занятия, когда дети знакомятся с новым материалом и упражнениями, а также комбинированные и контрольно-зачетные. Физкультура для первого класса не должна быть слишком сложной. Поэтому были введены некоторые корректировки в процесс обучения.

На данный момент существует новая нормативно-правовая база физической культуры. Основным лозунгом, которой является «Не навреди! ». Данный принцип на заметку взяли все работники, относящиеся к сфере образования. С первого сентября нынешнего года для всех учеников начальной школы были введены специальные нормы нагрузок. Отныне деток делят на несколько групп, в соответствии с их физиологическими возможностями. На сегодняшний день на школьников дурное влияние оказывают множество негативных факторов. Именно поэтому кто-то является более сильным в плане выносливости, для кого-то же это непостижимая грань. Поэтому те нормативы, которые были ранее просто на просто ушли в никуда. Ведь для большинства детей такая нагрузка является просто непостижимой. Кроме того были полностью убраны те дисциплины, которые дети заранее никак не могут сделать. Проще говоря, ранее существовали такие упражнения, правильное выполнение которых несло вред здоровью ребенка. Поэтому сейчас все изучается крайне тщательно еще до того, как дети начнут заниматься физической культурой. Тяжело в данном случае только лишь учителю. Ведь понять и определить уровень ребенка не всегда так просто. Особенно если речь идет о молодом педагоге. Поэтому здесь необходимо следить за всем более тщательно, дабы никому не навредить. Все упражнения должны нести исключительно пользу и никак не обременять ребенка. Необходимо одновременно обеспечить простоту и соответствующую нагрузку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Для многих российских школьников два урока физкультуры в неделю - единственная возможность для хоть какой-то физической активности. А некоторые стремятся оформить справку и исключить занятия физкультурой вовсе. Но есть страны, в которых отношение к физкультуре принципиально другое и детей пытаются заинтересовать спортивными занятиями всеми возможными способами.

3 слайд

Описание слайда:

Физкультура в Японии В Японии здоровье граждан - часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру. Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель. Физкультура в Японии у младших школьников Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного отношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель - выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.

4 слайд

Описание слайда:

В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества. Занятия единоборствами в «букацу» В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе. Женская бейсбольная команда

5 слайд

Описание слайда:

Физкультура в США Спорт в США - одна из национальных идей, а школы - резерв для национальных сборных. Поэтому уроки физкультуры здесь не просто занятия, а целая система, в которую вовлечены почти все ученики. У каждой школы есть своя полноценная площадка: баскетбольная, бейсбольная, для американского (или европейского) футбола. Многие школы оснащены бассейном. Почти все принимают участие в межшкольных соревнованиях, которые даже показывают по местному телевидению для пропаганды спортивного образа жизни с самого раннего детства.

6 слайд

Описание слайда:

Большая часть уроков физкультуры завязана на соревнованиях и командной работе. С первых классов вместе с традиционной разминкой ученики занимаются на школьном стадионе, участвуют во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. У школьника всегда есть возможность выбрать любимый вид спорта. Разминка в начале урока очень долгая и насыщенная. Детей заставляют много бегать, играть в примитивные командные игры с мячом, догонялки, перепасовку. По словам американских педагогов, такой подход к уроку помогает решить три проблемы: разогреть мышцы перед игрой, позволить детям выплеснуть накопившуюся за предыдущие уроки энергию, организовать класс в единую команду, что особенно работает в классах с плохой дисциплиной. Вторая часть урока - фитнес. Во многих школах действует такая система: ученики делятся на группы и каждая группа несколько минут занимается каким-то одним видом активности. Прыгает через скакалку, кидает мяч, отжимается. Через несколько минут группы меняются. Последнюю часть урока уделяют игре. В случае со школьными уроками - это чаще всего баскетбол или волейбол.

7 слайд

Описание слайда:

Физкультура в Англии В Великобритании есть только три предмета, обязательных в течение всей школьной учёбы - это математика, английский язык и физкультура. Кроме традиционной физической культуры школьнику там дополнительно предлагаются разные виды спорта. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта - от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек. Британские школьники занимаются метанием диска В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Как и в США, здесь уделяют внимание межшкольным соревнованиям и внеклассным тренировкам. Турпоходы для школьников, выезды на природу, спортивное ориентирование. Ответственность за эту работу возложена на специальный орган - Национальный совет школьного спорта. Занятие по крикету

8 слайд

Описание слайда:

Перечень видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, огромен. Это хоккей на траве, крикет, бадминтон, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, спортивная стрельба, конное поло, стрельба из лука, йога, скалолазание и многое другое. В некоторых школах есть, например, свои конюшни. Спортивная программа каждой школы индивидуальна. Но чаще всего занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время два-три раза в неделю. А в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Самые популярные командные виды спорта - регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (женский баскетбол), хоккей на траве Соревнования по регби

9 слайд

Описание слайда:

Физкультура в других европейских странах Стандарты занятий физической культурой в разных странах Евросоюза не сильно отличаются друг от друга, и в целом похожи на российские. Уроки физ-ры обязательны и длятся от полутора до четырёх часов в неделю. Но есть свои особенности.

Инструкция

Начинайте урок с построения и организационных вопросов. Учитель должен поддерживать дисциплину в классе, поэтому нельзя считать построение и сдачу рапорта формальностью.

Начните с разминки. Это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена и обязательное условие
обучения.Разминку можно поделить на две части. В первой части мы преследуем цель – разогреть организм, в общем. Сюда подойдут плавный бег, конечностей, туловища, наклоны.Вторая часть разминки заключается в подготовке дыхания и кровообращения. В этой части можно делать ускорения, рывки, более интенсивные упражнения.

Переходите к основной части. Здесь учитель должен уже вести работу с учениками, показать какую-то новую технику, например можно учить бежать с . Это упражнение подходит и для и для . Кроме просмотра техники со стороны, учащиеся должны опробовать новую технику. Также им следует пробежать короткую дистанцию с низкого старта. Если у кого-то, не получается выполнить упражнение , следует сразу же провести работу над ошибками, если позволяет время.

Переходите к общей физической подготовке. Для мальчиков подойдут отжимания и подъём туловища, лёжа на спине. Девочкам же больше подойдут прыжки вместо отжиманий, но подъём туловища будет и для них.

В начале учебного года старайтесь часто включать игровые элементы в образовательный процесс. Ведь еще совсем недавно эти озорные первоклассники ходили в детский сад, и им сложно сразу адаптироваться к новым условиям.

При объяснении нового материала проговаривайте информацию громко и четко, повторяйте ключевые моменты несколько раз.

Диктуйте медленно, четко произнося все части слова, т.к. дети только начинают учиться, и то, что кажется вам элементарным, для них, чаще всего, сложно и непонятно.

При фронтальном опросе по пройденному на прошлом занятии материалу внимательно следите за на свои вопросы. Первоклассники часто боятся признаться, что не поняли чего-то, но их поведение (взгляд, жесты, мимика) выдают их. Внимательно присмотритесь к детям, и вы увидите, какие аспекты вызывают у них сложности.

Учитывайте также тот факт, что любой ответ перед классом является для ребенка в той или иной мере стрессом. Дети боятся, что учитель внезапно задаст им вопрос, а они не смогут на него сразу правильно ответить. Не меньше страшит и реакция их товарищей. Чтобы предупредить появление этих сложностей, предупреждайте учеников о предстоящем опросе, давайте им возможность повторить материал. При ответе ребенка обеспечьте тишину в классе , вежливо пресекайте все комментарии и реплики детей во время выступления ученика.

Видео по теме

Первый урок волнителен как для учителя, так и для его учеников. Именно в первые минуты надо постараться произвести наилучшее впечатление, чтобы было проще наладить контакт. Начать первый урок необходимо так, чтобы ученики были рады встрече с вами на протяжении всего учебного периода.

Вам понадобится

  • - конспект с уроком;
  • - видеоматериалы;
  • - мягкий мячик;
  • - литература о проведении уроков с детьми.

Инструкция

Внимательно изучите в специализированной литературе особенности детей того возраста, с которым вам предстоит работать. Обратите внимание на предлагаемые формы ведения уроков. Каждый возраст несет в себе свои особенности внимания, мышления, получения информации. От этого надо отталкиваться, когда решаете, как начать первый урок.

Младшие школьники представляют собой самую непритязательную, но, одновременно, достаточно сложную для удержания внимания аудиторию. Начинать урок с ними лучше всего с процедуры знакомства. Проведите ее в рамках небольшой игры. Например, хорошо подойдет «Снежный ком». Таким образом вы узнаете, как ваших подопечных, и они познакомятся друг с другом.

Помните, что сперва малыши бывают стеснительными. Чтобы снять напряжение, возьмите мягкий и предложите начать знакомство. Представьтесь им, сообщите, что очень хотите узнать их имена с помощью волшебного мяча, который держите в руках. Скажите ребятам, что тот, кто поймает мячик, должен громко назвать свое имя. И кинуть его вам обратно. Вы, со своей стороны, повторите имя ребенка и скажите, что вам приятно с ним познакомиться.

В уже более взрослые ученики. С ними лучше вести себя серьезно, а начать первый урок можно с беседы и знакомства. Также можете показать фильм по теме, для закрепления уже пройденного материала. Если вы хотите узнать, какой у них уровень владения предметом, проведите небольшой тест или вплетите необходимые вопросы в ткань первой беседы.

Старшая будет заранее знать о новом . Им уже сообщат ваши имя, отчество и фамилию, но представиться будет не лишним. Начать первый урок у старшеклассников лучше всего с современной шутки по поводу вашего предмета или небольшой интересной истории, которая произошла с вами или с кем-то другим. При этом, акцентируйте внимание на адекватном отношении с вашей стороны к преподаваемому предмету.

Зачем нужна разминка?

Проведение разминки перед любой физической активностью – обязательно. Она помогает разогреть мышцы и подготовить организм к предстоящим нагрузкам. Если разминка проведена хорошо, на некоторых участках тела температура может значительно подняться. Это делает ткани менее уязвимыми к растяжениям и травмам. Во время проведения разминки учащается сердцебиение, кровообращение становится лучше, давление повышается. Весь комплекс упражнений для разминки можно условно разделить на две части: основную и специальную.

Упражнения для основной разминки

Основная часть разминки должна быть проведена перед любыми физическими нагрузками: тренажерным залом, фитнесом, силовой тренировкой и др. В спортзале в качестве подготовки организма рекомендуется позаниматься на беговой дорожке. Это один из оптимальных вариантов заставить все тело работать и размяться. При беге будут задействовано максимальное количество мышц, работать будет все без исключения, а также произойдет тренировка дыхания и сердца. Подготовку тела рекомендуется начинать с быстрой ходьбы на дорожке, постепенно наращивая темп, 7-10 минут бега – оптимальное время для разминки.

Неплохой вариант подготовки организма к нагрузкам – прыжки на скакалке и ходьба на эллиптическом тренажере. А вот выбирать велотренажер или степпер в качестве помощников при разминке не стоит. Они прорабатывают только нижнюю часть тела, а другие мышцы остаются не разогретыми.

После разогрева на каком-то тренажере нужно провести разминку для суставов. Это могут быть вращательные упражнения. Начинать их рекомендуется с шеи. Несколько движений головой в разные стороны будет достаточно. Затем можно переходить на плечи. Их нужно несколько раз поднять вверх-вниз, а потом отвести 5 раз назад и столько же вперед. Дальше нужно размять грудную клетку, локти, кисти, талию, коленные суставы, голеностопы. Все это делается плавными вращательными движениями, без рывков, дабы не получить травму.

Упражнения для специальной разминки

Эти упражнения делать необязательно, но желательно, особенно если планируется силовая тренировка с проработкой конкретной группы мышц. При выполнении второй части разминки все движения нужно делать быстро и энергично, чтобы тело максимально разогрелось. Вращательные движения и махи руками, подтягивания, отжимания от пола, либо от опоры, растяжка ног – основные упражнения для этой части разминки. Особое внимание нужно уделить тем мышцам, которые будут напрягаться на тренировке.
Кстати, спортсмены со стажем советуют не пренебрегать качественной разминкой перед физическими нагрузками. По их мнению, лучше хорошенько размяться без тренировки, чем начать занятия без разминки.

Видео по теме