Как развить дикцию и четкость речи оратора. Как быстро улучшить дикцию

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    01.03.2016

    Чтобы улучшить дикцию и речь в домашних условиях, без курсов актерского мастерства и индивидуальной работы с преподавателем, я рекомендую использовать «диктофон», а потом две техники. Одну на 10 минут в день, другую от 10 до 45 минут в день.

    Чтобы выполнить задание «Диктофон», которое поможет увидеть себя со стороны, удивиться самому себе и сильно захотеть начать активно работать со своей речью, нам понадобиться сам диктофон. Это может быть отдельное устройство или просто мобильный телефон, который может выполнять функцию записи.

    Итак, вооружаемся диктофоном и пишем свои разговоры с другими людьми. После этого слушаем их и в вечернем отчете выкладываем свои выводы в диалог.

    После записи себя на диктофон, Вам захочется улучшить свою речь. В помощь Вам две техники.

    Первая техника.

    Скороговорки 5 минут в день с орехами во рту. Всего лишь пять минут, а результат будет ошеломляющий. Сделайте все в той последовательности, какой я сейчас скажу, чтобы сразу увидеть результат.

    1. Берем диктофон и пишем себя на него. Наговариваем, что угодно в течение минуты. Про то, как день прошел или что за окном происходит. Без разницы.

    2. Слушаем, что наговорили.

    3. Берем орехи в рот. Грецкие, фундук… любые. 5 минут говорим скороговорки.

    Наскочил корабль на мель. Матросы две недели карамель на мели ели.

    Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека — цап!

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

    Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

    На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

    Орел на горе, перо на орле, Гора под орлом, орел под пером.

    4. Снова берем диктофон и наговариваем туда заново, что угодно. После этого слушаем запись и поражаемся чистотой выговаривание слов и звуков…

    Вторая техника.

    Читаем книгу вслух. Каждый день от 10 до 30 минут. Сколько сможете, если сможете 45 минут, то будет еще лучше. Естественно делаем это с 200% усердием!

    Каждый захочет что-то изменить в своей речи.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

    сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

    1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

    • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
    • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

    • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
    • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

    3. Отработка звука «Ц»

    • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
    • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

    4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

    5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

    6. Тренировка произношения согласных:

    • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
    • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

    7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

    • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
    • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
    • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

    8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

    В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

    9. Отработка звуков:

    • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
    • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
    • Рододендроны из дендрария даны родителями.
    • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
    • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
    • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
    • Интервьюер интервента интервьюировал.
    • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
    • Четверть четверика гороха без червоточинки.
    • Яшма в замше замшела.

    10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

    • (В, ш) - воспользовавшемуся
    • (К) - мелкокалиберными
    • (П, в) - опубликовывать
    • (П, р) - опосредованному субсидированию
    • (Р, т, с) - территориальная целостность
    • (Р, т) - проиллюстрировала
    • (Р, в) - ревербератор
    • (С, ф) - средств
    • (Ч, в) - четырехсотдолларового
    • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

    Внятная, четкая, грамотная речь помогает говорящему привлечь внимание любых слушателей. Овладеть основами ораторского искусства можно и дома, выполняя простые упражнения.

    Хорошая дикция, внятное произношение звуков и приятный тембр являются залогом успеха в мире, где информация — главный источник знаний. Очень редко хорошими речевыми данными человек награжден с самого рождения. Эту сферу нужно развивать, выполняя разнообразные упражнения и усердно тренируясь. Делать это можно в любом возрасте. Правильно поставленная речь позволит избавиться от боязни публики, страха сцены и выступлений перед большим количеством людей. Вы будете чувствовать себя более уверенно и покорять залы с первых фраз.

    Хорошая дикция и речь позволяют:

    • привлечь внимание. Человеку с плохими навыками говорения очень сложно обратить на себя внимание, особенно если говорить на большую публику. Такого человека скучно и неинтересно слушать. Внятную и грамотную речь же воспринимать гораздо легче, поэтому уже с первых слов вас будут слушать внимательно;
    • произвести приятное впечатление. Как говорится, встречают человека по одежке, а провожают по уму. В данную фразу хочется внести некоторые изменения. Первое впечатление о человеке складывается от его умения правильно и красиво говорить;
    • достигнуть понимания. Любая история, которую рассказывает человек с четкой речью, лучше усваивается. Если имеются некие дефекты речи, то они больше притягивают внимание слушателя, чем то, о чем вы хотите сказать. Приятный голос запоминается надолго, его хочется слушать снова и снова.

    В этой статье мы расскажем об упражнениях, которые эффективно помогут:

    • развить речь и дикцию;
    • избавиться от картавости;
    • построить четкость в произношении;
    • не бояться публики;
    • добавить харизму мужчине и женщине.

    Улучшение дикции у взрослых

    Все знают, что выполнение физических упражнений положительно влияет на организм. Но мало кто знает, что речевой аппарат тоже нуждается в регулярных тренировках. Взрослому человеку изменить свою речь несколько сложнее, так как он привык к тому или иному произношению. Но сделать это возможно в любом возрасте, главное, поставить себе цель. Чтобы вас слушали и понимали, выполняйте следующие простые упражнения:

    1. Разминка. Перед началом любой тренировки должна быть разминка, даже если дело касается речевого аппарата. Чтобы разогреться, воспользуйтесь обычным карандашом или деревянной палочкой. Зажмите предмет в зубах и произнесите длинное предложение. Делать это нужно максимально четко. Потом вытяните его и повторите то же самое, только без карандаша. Сделайте несколько кругов.
    2. Упражнение «Грецкий орех». Положите по одному ореху с каждой стороны за щеки. Произносите сложные предложения либо скороговорки в течение 5 минут. Извлеките орехи и повторите все то же, только без них
    3. Записывайте на диктофон свою речь. Выберите небольшой текст любого содержания и попробуйте прочитать его и записать на диктофон. Потом прослушайте полученный файл, обращая внимание на звуки и слова, которые получается плохо выговаривать. Поработайте с этими звуками, проговорите вслух слова, а после этого снова запишите на диктофон тот же текст и сравните результаты. Работайте до тех пор, пока речь не станет идеальной
    4. Займитесь тренировкой диафрагмальных мышц. Очень часто человеку не хватает воздуха на произношение длинных предложений. В таком случае слова часто проглатываются и текст становится смазанным. Чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимо тренировать мышцы диафрагмы. Самый простой способ — надувание воздушных шариков.
    5. Произносите скороговорки. Это самый известный способ улучшения дикции.

    Улучшение дикции у подростка

    Развить хорошую дикцию у детей намного проще, чем у взрослых, так как они являются более гибкими в этом плане, и у них еще не успели закрепиться разговорные привычки. В целом, разницы в тренировках артикуляционного аппарата нет. Пусть это будет взрослый человек, ребенок 9 лет или подросток. Главное, придерживайтесь следующих советов:

    • перед выступлением на публике прополощите горло водой с добавлением щепотки соли. Процедура необходима для активации «подвижности» и гибкости голосовых связок;
    • проводите разогрев. Перед важным мероприятием рекомендуем разогреть голосовые связки при помощи обычного пения;
    • говорите с ровной спиной. Как ни странно, осанка играет большую роль в произношении. С ровной спиной и расправленными плечами проще четко произносить слова. Чтобы спинка была прямой, выполняйте наклоны, повороты, планки;
    • следите за челюстью. Часто во время стресса у нас спазмируются мышцы челюсти, из-за чего произношение слов усложняется. Обратите на это внимание и постарайтесь расслабить мускулатуру челюстей. Для этого выдвиньте нижнюю челюсть вперед, затем назад, широко открывайте рот, а затем сворачивайте губы трубочкой.

    Как улучшить дикцию дома

    Многие посещают специальные школы, курсы по ораторскому искусству, тратят на это много времени и денег. Как за короткий срок развить правильную речь дома? На самом деле, самостоятельно улучшить дикцию просто. Выполняйте зарядку для рта, читайте вслух, разговаривайте перед зеркалом. Хороший способ быстро научится произносить длинные предложения — дыхательная гимнастика. Достаточно уделять этому всего час в день, и уже после первых недель тренировок вы заметите прогресс.

    Скороговорки как способ улучшить дикцию у взрослых

    Скороговорки — самый эффективный и распространенный метод улучшить речь. Всего десять минут в день, и результат не заставит себя ждать. Для усиления эффекта проговаривайте стихи и поговорки с орехами во рту. Примеры скороговорок для улучшения дикции:

    1. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
    2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
    3. Шакал шагал, шакал скакал.
    4. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

    Читайте этот текст из скороговорок вслух ежедневно, и вы непременно добьетесь успеха!

    magazine

    4.3

    Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

    "Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

    Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

    Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

    Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

    1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

    2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

    3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

    4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

    5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

    6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

    8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

    9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

    10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

    11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

    Скороговорки для развития дикции

    12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

    13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

    15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

    16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

    17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

    18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

    19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

    20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

    22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

    23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
    Поселились в Ярославле.
    В Ярославле живут славно
    Ярослав и Ярославна.

    24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

    25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

    26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

    27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

    28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

    29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

    30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

    31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

    32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

    33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

    34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

    35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

    36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

    37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

    38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

    39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

    40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

    41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

    42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

    43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

    Скороговорки для дикции

    44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

    45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

    46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

    47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

    48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Русские народные скороговорки

    49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

    50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

    51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

    52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

    53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

    54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

    55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

    56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

    57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

    58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

    59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

    60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

    61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

    62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

    63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

    64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

    65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

    66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

    67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

    68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

    69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

    70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

    72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

    73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

    Народные скороговорки

    74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

    75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

    76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

    77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

    78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

    79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
    Купил Ипат пяток лопат.
    Шёл через пруд - уцепился за прут.
    Упал Ипат - пропали пять лопат.

    80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

    81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
    На три пары полосатых поросят.
    Побежали поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.

    82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

    83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

    84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

    85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

    86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

    Скороговорки для развития речи

    87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

    88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

    89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

    90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

    91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

    92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

    93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

    95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

    96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

    97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

    98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

    99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

    100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

    101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

    102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

    103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принёс на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    Порвали в драке альбатросы.

    104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

    105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

    106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

    108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

    109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

    110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

    111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

    112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

    113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

    114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

    115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

    116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

    118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
    Там расцвёл чертополох.
    Чтобы сад твой не заглох,
    Прополи чертополох.

    119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
    Охапки хины хватает на щи.

    120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

    121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

    122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

    123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

    124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
    Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
    Жили-были три китайки
    Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

    Вот они переженились:
    Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
    Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

    И у них родились дети:
    У Яка с Цыпой - Шах,
    У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
    У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
    С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
    Шах-Шахмони-Лимпомпони.

    125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

    126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

    127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

    128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

    129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

    130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

    131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

    132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

    133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

    134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

    135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

    136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

    137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

    138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

    139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

    140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

    141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

    142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

    143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

    144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

    145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

    146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

    147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
    не жужжит, тихо скользит.

    148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
    Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

    149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
    А солнышко - на подсолнушки.

    Но подсолнухов много у солнышка,
    А солнышко одно у подсолнушка.

    Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
    Созрел, подсох, склевался.

    150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

    151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
    Сушек высушил штук шесть.
    И смешно спешат старушки
    Сушек Сашиных поесть.

    152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
    Колпаки переколпачены, новы,
    Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

    153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
    Что шурша шушере шуршать мешала.

    154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    155. (Ш,к) - Трошкина шавка
    Укусила Пашку.
    Бьёт Пашка шапкой
    Трошкину шавку.

    156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.
    Целый день на пороге избушки
    Тараторили, будто индюшки.
    Замолкали на соснах кукушки,
    Выползали из лужи лягушки,
    Тополя наклоняли макушки -
    Услыхать, что болтают старушки.

    157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

    158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

    159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
    Но точно не выпущу.

    160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
    Есть у жаб своя жилплощадь.
    Здесь живёт ещё жилец -
    Водяной жук-плавунец.

    161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

    162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

    163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
    Этой чищу башмаки,
    Этой чищу свои брюки,
    Эти щётки все нужны.

    164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.