Колизей в Риме: интересные факты. Колизей в Риме — уникальный амфитеатр

Колизей - самый большой из римских амфитеатров, находится примерно в полутора километрах на юго-восток от Пантеона. Свое нынешнее название амфитеатр получил в Средние века, вероятно, от стоявшей неподалеку колоссальной статуи Нерона (Colossus Neronis), а вначале он назывался...

Колизей – самый большой из римских амфитеатров, находится примерно в полутора километрах на юго-восток от Пантеона. Свое нынешнее название амфитеатр получил в Средние века, вероятно, от стоявшей неподалеку колоссальной статуи Нерона (Colossus Neronis), а вначале он назывался Амфитеатром Флавиев, – по императорской династии, финансировавшей его строительство.

Возведение амфитеатра началось при императоре Веспасиане, после ряда побед, одержанных им в Иудее, а было закончено в 80 году императором Титом, сыном Веспасиана. Длительное время Колизей был важнейшим развлекательным центром в Римской Империи, здесь проводились бои гладиаторов, звериные травли и другие представления, популярные в .

В 405 году император Гонорий запретил бои гладиаторов, так как они не соответствовали представлениям христианства, ставшего новой официальной религией. Впрочем, звериные травли продолжали проводиться в Колизее вплоть до 6 века. В эпоху средневековья Колизей в Риме использовался в качестве крепости знатными родами. Позже он перешел в публичное пользование, есть данные, что в 14 веке здесь проводились бои быков.

В середине 14 века в Риме случилось мощное землетрясение, в результате обрушилась южная часть древней постройки. С тех пор амфитеатр служил важным источником строительных материалов для масштабных кампаний, предпринимавшихся папами. В 18 веке папа Бенедикт XIV посвятил Колизей страстям Христовым, предположив, что на его арене в период гонений на христиан погибло много мучеников за веру. Он приказал установить посреди арены крест и окружить его алтарями.

С тех пор и до конца 19 века в Колизее базировался один из монашеских орденов. В отличие от театров Великой Греции, которые строились обычно на склоне холма, Колизей в Риме является отдельно стоящим сооружением. Длина эллиптического в плане сооружения составляет составляет 189 м, ширина – 156 м. Таким образом, Колизей занимает площадь в 24 000 квадратных метров. Высота внешних стен – 48 м, их периметр – 545 м. Стены амфитеатра возведены из известняковых блоков, соединенных при помощи железных скоб, а не посредством раствора.

Лишь северная часть внешней стены сохранилась до нашего времени. Северный фасад Колизея составлен их трех ярусов арок. Вдоль аркад тянутся колонны тосканского, ионического и коринфского ордера, по фронтону проходят пилястры коринфского ордера. В древности в каждом проеме второго и третьего яруса находилась статуя того или иного античного божества. По вершинам стен было установлено более 200 мачт, которые поддерживали защищавшее зрителей от дождя и ветра покрытие.

Амфитеатр мог вместить более 50 тысяч зрителей. Расположение мест вполне отражало социальную структуру римского общества. В амфитеатре было восемьдесят входов, четыре из которых, расположенные на северной его стороне, предназначались для элиты общества. Входы с четырех сторон, расположенных на осях амфитеатра, были богато украшены лепниной, от которой до нашего времени, к сожалению, дошли лишь незначительные фрагменты. Зритель, желавший посетить амфитеатр, должен был приобрести билет, на котором указывался сектор и номер ряда, это позволяло посетителю быстро найти свое место.

С севера и юга располагались сектора, занимаемые императором и его приближенными. По сторонам находились платформы для сенаторов, которым позволялось приносить с собой свои стулья. Имена некоторых сенаторов до сих пор можно различить на тех местах, которые были зарезервированы для них. Выше сенаторов сидела знать, а за ними – прочие граждане Рима. Любопытно, что состоятельные граждане сидели ближе. Самые верхние же места предназначалась для плебеев, бедняков, рабов и женщин. В античности огромную арену покрывал деревянный пол, засыпавшийся песком.

В настоящее время этот пол отсутствует и хорошо видна структура подземных помещений, в которых размещалась сложная инженерная машинерия, обслуживавшая представления. Эти помещения были соединены тоннелями с несколькими точками за пределами Колизея, что позволяло, например, приводить гладиаторов или животных из расположенных неподалеку бараков и стойл.

Подземные тоннели также позволяли императору проходить на свое место, минуя толпу зрителей. В настоящее время Колизей в Риме является одним из самых популярных туристических объектов и символом города. К сожалению, из-за плохой сохранности амфитеатра в нем нельзя проводить культурно-массовые мероприятия, но неподалеку от него часто устраивают концерты, используя экстерьер Колизея в качестве декорации.

– один из величайших исторических и архитектурных памятников Римской империи, сохранившийся до нашего времени. Колизей расположен в низине между тремя римскими холмами: Эсквилинским, Палатинским и Целиевским. Амфитеатр был построен в 1 веке римскими императорами династии Флавиев. Так популяризировались гладиаторские бои. Открытие амфитеатра сопровождалось играми и сражениями, в которых за сто дней были убиты, по разным данным, от 5 до 9 тысяч диких зверей.

История Колизея и его архитектура

В Колизей можно было попасть через четыре парадных входа. Помимо этого, 76 других входов, расположенных по всему периметру, обеспечивали быстрый доступ к местам в амфитеатре. Места для публики составляли три яруса. Согласно современным подсчетам, в Колизее можно было поместить около 50 000 человек. Места строго соответствовали сословиям, образуя секции для императора и его приближенных, знати и плебеев. На галерке располагались места для женщин и рабов.

Амфитеатр выполнен в виде эллипса, длина которого составляет 524 м, длина арены составляет почти 86 м, ширина – почти 54 м, высота стен сооружения достигает 50 метров. Колизей выстроен из крупных блоков травертина, известкового туфа, соединенных между собой стальными связями. Внутренняя отделка выполнена из кирпича и туфа.

В 217 году, когда правил император Макрин, был поврежден сильным пожаром, но восстановлен при императоре Александре Севере. В 248 году в Колизее праздновали тысячелетие существования Рима.

В начале 5 веке император Гонорий запретил проведение гладиаторских боев, так как это выходило за рамки недавно принятого христианства. С этого времени начался упадок амфитеатра. Нашествие варваров, а особенно землетрясение в 1349 году плохо отразились на состоянии Колизея. Его южная стена обрушилась при землетрясении. Со временем Колизей потерял больше половины своей каменной конструкции, в том числе из-за того, что превратился в источник строительных материалов.Так, в 16 столетии папа Павел III использовал материал Колизея для строительства . Таких примеров было немало. Варварское отношение к древнему памятнику было изменено только в 18 веке. Папа Бенедикт XIV взял Колизей под защиту, объявив его местом истязания христианских мучеников.

В связи с атмосферным загрязнением и изнашиванием в целом, в период с 1993 по 2000 год была проведена реконструкция Колизея.

Сейчас в Колизее иногда проводят различные события. Но, учитывая состояние амфитеатра, он может вместить всего несколько сотен зрителей. Чаще события проводят у стен Колизея, используют его как задний фон. В Колизее, выступали Элтон Джон, Пол Маккартни, Рэй Чарльз и другие.

Что можно посмотреть в Колизее

Кроме самого амфитеатра, для посетителей открыты:

  • Подземные тоннели, из которых на арену выходили гладиаторы.
  • Музей, посвященный Эросу, божеству любви в древнегреческой мифологии. Музей находится на верхнем этаже наружной стены здания.
  • Деревянный помост в центре Колизея, реконструированный в последнее время.

Как доехать

Колизей расположен в самом центре Рима, недалеко от площади Венеции и . По воскресеньям движение автотранспорта на Via dei Fori Imperiali и на площади Колизея запрещено. Можно воспользоваться велосипедом.

Доехать к Колизею лучше всего на метро. Вам понадобится линия В, до станции Colosseo. Также можно воспользоваться линией А до станции Manzoni, но нужно будет еще проехать две остановки на трамвае №3. Ходят автобусы № 60, 75, 85, 87, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Колизей работает ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря. Вход платный, есть различные скидки и бесплатные билеты для определенных возрастов.

Одним из главных символов столицы Италии считается Колизей. Шедевр архитектурного строительства олицетворяет могущество императорской власти, а также гениальную идею римских инженеров античного времени. Амфитеатр является уникальным сооружением на планете, повидавшим множество событий и трагичных сражений. Арена напоминает о тех временах, когда римляне жаждали зрелищ.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В I веке нашей эры был возведён величественный и грандиозный памятник античного мира. Предысторией строительства Колизея являлась сложная политическая обстановка в Римской империи.

В 68 году императором Древнего Рима был Нерон. Будучи жестоким диктатором, он обложил непомерными налогами своих подданных. Денежные средства были вложены на возведение роскошной резиденции в самом центре столицы, что чрезвычайно озлобило обнищавшее население. Сенат объявил Нерона врагом народа, после чего тот совершил самоубийство. Провинции империи пылают гражданскими восстаниями. Рим страдает от внутреннего противостояния. Для разрешения конфликтов в государстве, власть в свои руки берут военные, провозгласившие правителем Рима полководца Флавия Веспасиана.

Являясь человеком, лишенным политических амбиций, Веспасиан умело восстанавливает порядок в империи. По его инициативе проводится череда экономических реформ, облегчающих положение людей. Главной политической программой Флавиуса является предоставление народу зрелищ и развлечений. Он задумывает возведение масштабного амфитеатра, где будут проходить жестокие сражения гладиаторов и травля животных. Арена должна объединять людей в лицезрении кровавых спектаклей. Были разработаны чертежи уникального сооружения, способного вместить 50 000 людей.

Необходимые финансовые средства и рабочая сила для возведения амфитеатра были получены из Иерусалима в результате успешной военной кампании Веспасиана в Иудейской провинции. Для фундамента Колизея потребовалось занять около 2,5 гектаров земли. Осуществить строительство предполагалось на месте резиденции Нерона в центре Рима. Дворец бывшего императора был разрушен, а находящееся рядом озеро осушили. Возводился Колизей в течение10 лет. Торжественное открытие амфитеатра состоялось в 80 году. В честь праздника были объявлены стодневные игры, в ходе которых зрители увидели гладиаторские сражения с дикими зверями, привезенные со всей гигантской империи.

За многие века Колизей подвергался ударом молний, страдал от землетрясений и пришёл в полное запустение после распада Римской империи. В средневековье роскошная облицовка арены сдиралась и использовалась для новых дворцов и храмов Рима. В XIX веке папа Римский Бенедикт XIV остановил разрушение Колизея. Арену объявили святым местом, так как стены амфитеатра были обагрены кровью тысяч христиан мучеников, погибших на потеху римлян.

Архитектура

Римские инженеры были искусными зодчими, что подтверждают стены Колизея. Предполагалось построить громоздкое здание с четырьмя ярусами высотой в 52 метра. Чтобы сооружение не разрушилось под своей массой, строителям потребовались новаторские решения. Колизей возведён в форме гигантского эллипса. Его длина составляет 188 метров, а ширина 156 метров. Наружное кольцо арены обрамлено разными колоннами в дорическом, ионическом и коринфском стиле. Отличительными особенностями являются их толщина, а также замысловатые украшения капителей.

Амфитеатр состоит из целого комплекса семиметровых арочных аркад, которые образуют большое кольцо по окружности здания. Они являлись важнейшим элементом конструкции. Арочный дизайн был довольно прост и эффективен - каждый полукруг из каменных блоков опирается на два кирпичных столба. Многочисленные арки обеспечивали устойчивость сооружения. Пустое пространство между столбами облегчило вес арены и придало ей воздушность. Всего насчитывалось 240 арочных композиций, облицованных травертином.

Строители мастерски сочетали различные породы камня и цемента с вулканическим грунтом. Таким образом, римлянами был придуман бетон. Внутренние эллипсовидные стены, служившие секторами Колизея, обложили бетонно-кирпичной смесью. Внешние стены, облицованные мрамором, придавали сооружению помпезность. Фасад верхнего яруса амфитеатра не обрамлён арками. Он облицован сплошным кирпичом, украшенный пилястрами с небольшими проёмами для окон. Этаж был выстроен позже первых трёх. На его стене имелись отверстия, где устанавливались специальные мачты. Они служили опорами для деревянных стержней, к которым крепилась шелковая крыша. Тент защищал зрителей от зноя и проливных дождей.

Внутреннее устройство

Истинным шедевром сооружения считалась гладиаторская арена, размером 80×40 метров. Она представляла собой деревянный настил, засыпанный песком. Пол мог опускаться и подниматься. Нижняя часть амфитеатра уходит на 9 метров под землю. Там находилось техническое оборудование (ручной подъёмник), водопровод, а также клетки с рабами и дикими животными. Зрительские места в Колизее говорили о социальном положении римлян в обществе. Амфитеатр наглядно демонстрировал иерархию граждан. Простые люди (плебеи) сидели на верхних ярусах. Сектора расположенные ближе к арене предназначались для сенаторов, предпринимателей и аристократов. Сидения трибун были высечены из мрамора.

Одной из самых удивительных особенностей Колизея является его сложная внутренняя организация. Амфитеатр разделён кольцевыми и поперечными проходами. У каждого римлянина на руках был билет. Пронумерованные арочные входы (всего их насчитывалось 80) вели посетителей в определённые сектора и яруса. Большие ворота предназначались для прохода в Колизей знатных особ. Простым гражданам доводилось входить в чашу арены через малые проходы, которые вели в узкие коридоры, а затем подниматься по многочисленным крутым ступеням вверх.

Колизей в наши дни

Сегодня Колизей является самой посещаемой туристами достопримечательностью. Фасад и яруса амфитеатра существенно обветшали. В хорошем состоянии остались несколько секторов, способные вместить 1500 человек. Известные музыканты иногда выступают в стенах Колизея. В частности, порадовали своих поклонников Пол Маккартни, Элтон Джон и Билли Джоел. Для того, чтобы попасть в Колизей туристам необходимо выстоять многочисленную очередь. Перед входом в арену установлены турникеты и металлоискатели. На верхний ярус туристы могут подняться по тем же ступеням и коридорам, по которым проходили древние римляне. Единственным новшеством является установленный современный лифт.

Время работы и стоимость билетов

Распорядок работы амфитеатра зависит от сезона. Величественные ворота Колизея открываются с 9:00 до 18:00 (апрель - сентябрь) и до 16:00 (октябрь - март). Стоимость билета составляет 12 евро.

Самый знаменитый памятник Италии, подлинное сокровище исторического наследия для всего мира, удивительный, мистически очаровательный, пугающе огромный и необычайно много повидавший Колизей (Colosseo ). Это самый большой из амфитеатров, когда-либо возводимых в Римской Империи. Построен он был на заре становления новой эры – всего 80 лет спустя после Рождения Христова явился Колизей восторженным взорам местной публики. Начинал его строительство еще сам легендарный император Веспасиан в 72 году. Но закончить свой масштабный проект он так и не успел. Его наследие принял сын – Тит, который и завершил постройку огромного зала для одного из важнейших развлечений древних римлян – зрелищ.

Сегодня, конечно, трудно представить, каким он был – прошлый Колизей. За годы своего существования этой удивительной достопримечательности довелось побывать и в роли арены для проведения публичных казней, гладиаторских боев, спортивных состязаний, и в статусе легендарного памятника древних традиций, и в малоприятной позиции каменоломни. В своем первоначальном состоянии Колизей простоял всего до 8 века. Именно в этом время глава ватиканской церкви, Папа Павел третий официально разрешил своему племяннику обратить Колизей в груду камней, чтобы использовать их для строительства дворца. С этим связана одна из самых увлекательных историй о Колизее. Папа не просто разрешил использовать камни строения, он поставил ограничение: племянник его мог забрать ровно столько камней и плит, сколько он успеет вынести с территории амфитеатра за короткие 12 часов. По внешнему виду сегодняшнего Колизея сложно представить, насколько много усилий пришлось приложить знатному племяннику, чтобы вписать частицу Колизея в свой дворец.

Впрочем, на этом разлом легендарного строения не закончился: на протяжении многих лет предпринимали знатные жители города попытки снести Колизей, чтобы использовать его материал для строительства своих резиденций. Как случилось так, что он сумел отстоять все эти невзгоды, доподлинно не известно. Зато известно, насколько важен сегодня этот памятник истории для всей Италии и мира.

Призраки кровавого Колизея

Вокруг образа Колизея витают сотни страшных историй: есть мнение. Что по ночам по его арене блуждают призраки когда-то убитых здесь гладиаторов, рабов и властителей. Но для того, чтобы, отринув неинтересную реальность, погрузиться в мистику жутковатого очарования этой достопримечательности, стоит перед походом к нему непременно ознакомиться с его кровавой историей или посещать Колизей в рамках экскурсионной программы, ведомой подготовленным гидом.