Корнет Оболенский. Русский князь. Смелый офицер. Один из основателей американского спецназа

Сегодня по радио услышав не знаю в который уж раз потрясающую песню в исполнении А.Малинина "Поручик Голицын", решил, наконец, заглянууть в интернет- кто же автор стихов и музыки нестареющей песни.
И погрузился в такие дебри, что тошно стало, глядя на эти фашисткие мундиры.
Но, "из песни слова не выкинешь"- судите сами, читая эту исследовательскую
статью о неизвестном и забытом поколении и неоднозначные комментарии
читателей...

ИЗ ИНТЕРНЕТА
............

Ушаков Геннадий для Blatata.Com.

Русский шансон » Публикации » Кто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX векаКто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX века

Crabtree.narod.ru
На фото полковник С.В. Павлов и сотник П.Н. Донсков (справа).

В январе 2009 года посетители центрального рынка нашего маленького провинциального городка могли быть свидетелями необычной сцены - молодая девушка лет восемнадцати - девятнадцати исполняла под гитару известную песню в стиле городской романс "Поручик Голицын". На фоне базарной суеты где умы уважаемых граждан города заняты исключительно ценами на сало и китайский ширпотреб ее голос звучал удивительно чисто и вдохновенно и заставлял долго еще оглядываться и вдумываться в смысл услышанного и причины происходящего действа.
Романс "Поручик Голицын" посвящен Белой гвардии, Белому движению и переносит слушателя на Дон в годы Гражданской войны. Широко известным стал во второй половине семидесятых благодаря подпольным студиям звукозаписи и известному исполнителю шансона Аркадию Дмитриевичу Северному, и затем разлетелся по всему миру от Украины, где впервые был записан на магнитную пленку до США, где исполнить ее своим долгом считал каждый уважающий себя русскоязычный шансонье.
На сегодняшний день исполнителей его просто бесчисленное множество начиная от подхватившей ее вслед за А.Северным группы "Реддо" до А.Малинина. Перечислить всех просто не представляется возможным в рамках одной статьи. Любознательный читатель может открыть поисковик Яндекса и сам ознакомиться с ними. Встречаются и вовсе "экзотические"- например лидер партии ЛДПР, член Государственной Думы России В.В.Жириновский, который ввиду слабых вокальных данных начитывает его под музыку.
Эмигранты как первой так и второй волны мягко говоря критически отнеслись к появлению романса ввиду его, с их точки зрения, низкопробности, тогда как историки XX века отмечают определенный положительный момент в этом событии. Романс "Поручик Голицын" стал закономерным продолжением диссидентского движения в СССР, начавшегося в шестидесятых. Тогдашнее советское общество в условиях "застоя" постепенно теряя социальные и нравственные ориентиры, разуверяясь в коммунистических идеалах мысленно стало обращаться к тем, кого изгнало в Бизерту и Галлиполи после окончания Гражданской войны, пытаясь вернуть потерянные вместе с ними духовные ценности и романс "Поручик Голицын" став прологом целому направлению в песенном творчестве (так называемому "белогвардейскому романсу") направил умы ищущих по этому направлению через идеализацию образа белого офицера как бескорыстного защитника поруганной Родины и православной веры, через прославление его жертвенного подвига и предлагая его как образец для подражания. Значение романса "Поручик Голицын" в контексте всего сказанного выше трудно переоценить даже несмотря на его некоторую ресторанность, бокально-рюмочность, что ли. Сохранилась эта тенденция и в наши дни. На сайте украинской казачьей организации Киевский Казачий Союз опубликована серия фотографий порочащих с точки зрения авторов молодых руководителей Международного объединения "Верное Казачество", ставящего перед собою как одну из основных целей восстановление исторической правды о жертвенном подвиге участников Белого движения которым являлось и казачество. Для думающего же читателя этот "компромат" говорит о пройденном патриотически настроенной молодежью пути - от реалий сегодняшней жизни к светлой легенде и на крыльях этой легенды к поиску своего пути в общественно-политической жизни современной Украины.

Вымышленный персонаж поручик Голицын на сегодняшний день стал олицетворением Белого дела, его визитной карточкой, брендом:
" Ах,Голицын, вы России символ.
За спиной сожженные мосты.
Ах,какие белые на синем
Всем нам о России снятся сны."
(романс А.Днепрова и О. Павловой)
С момента появления первой магнитной записи романса и по сегодняшний день и в советском обществе и на постсоветском пространстве неоднократно возникал интерес к его авторству. Любознательный читатель может найти в интернете множество исследований на эту тему - к примеру на сайте Сергея Карамаева white-force.narod.ru под названием "Стихи и песни о белой гвардии (белой эмиграции)". Свое авторство заявляли исполнители Жанна Бичевская, Михаил Звездинский, автор многих песен и организатор известного в 70е ансамбля "Черноморская чайка" Владислав Коцышевский и многие другие. Совсем недавно автором был объявлен поэт и бард А.Галич. Кто же на самом деле был автором романса "Поручик Голицын" и творчество какого из участников описываемых в романсе событий могло послужить основой для его создания?

На сегодняшний день благодаря колоссальному количеству информации в интернете на тему истории шансона, громадному количеству литературы по так называемой альтернативной истории двух Гражданских войн, изданной с 1991 года после распада СССР, а также коренных изменениях во взглядах на эти события, роли их участников с обоих сторон в дальнейшей судьбе народов бывшей Российской империи, произошедших в современном обществе, появилась возможность соединить в один рисунок кусочки информационной мозаики и назвать имя автора романса "Поручик Голицын", а также назвать имя человека чье поэтическое творчество и мемуары послужили толчком к его появлению став своеобразной эстафетой поколений начатой в 1918 году и увлекли на путь поиска истины несколько поколений.

Поразителен и другой факт - последним приведенным стихом поэт П.Н.Донсков предлагает воспользоваться его творчеством, его вдохновением, его силой потомкам в трудные моменты жизни, как будто из сороковых он предвидел далекое будущее и историю своего творческого наследия. Особенно если учесть последствия появления романса "Поручик Голицын".
Но смысловое совпадение - это только совпадение. Для доказательства нашего предположения проследим историю написания романса от первого известного и официально задокументированного или записанного на магнитной пленке момента его появления, разложим в хронологическом порядке все что известно об его первых исполнителях, о претендующих на авторство, но только то, что является общеизвестным фактом и не требует никаких доказательств, т.е. то что встречается в официальных биографиях, автобиографиях, мемуарах и интервью их современников и размещено в доступных для всех источниках.

Впервые романс появился в 1977-78 годах. Прозвучал он в исполнении Аркадия Северного. Записан он был в подпольной студии звукозаписи принадлежавшей Сергею Ивановичу Маклакову - известному в те годы покровителю и любителю шансона. Более раннего исполнения этого романса нет нигде. Абсолютно нигде. Такой же вывод делает и Сергей Карамаев на своем выше упомянутом сайте, профессионально занимавшийся такими поисками. В официальной биографии А.Северного размещенной на официальном сайте его имени его друзьями и современниками рассказывается о том что в этот промежуток времени репертуар у А.Северного иссяк, песни стали повторяться и А.Северный предложил поместить в очередной сборник романс "Поручик Голицын". В этой же официальной биографии рассказывается о том, что на квартире у С.И.Маклакова, где собственно и находилась так называемая "подпольная" студия звукозаписи часто бывал друг С.И.Маклакова - поэт лирик Владимир Роменский писавший стихи "в ящик стола", т. е. никогда не публиковавший своих произведений и в общем то и не собиравшийся это делать. В.Роменскому предложили переложить на музыку его стихи. Песни удались и именно тогда В.Роменскому С.И.Маклаков предложил доработать "разрозненные четверостишия белогвардейской песни",предложенные А.Северным. Именно В.Роменский создал романс в том виде, в каком привыкли его слышать мы.
Следующим шагом проследим где мог взять А.Северный упомянутые четверостишия (сам А.Северный за всю творческую жизнь не написал ни одной песни т. к. был лишь исполнителем). В 2007 году в интервью Сергею Чигрину Вячеслав Петрович Коцышевский, в 70е известный автор и исполнитель многих песен, организатор известного в те годы ансамбля "Черноморская чайка", так же как и С.И.Маклаков занимавшийся подпольной звукозаписью, рассказал о том что именно он является автором романса "Поручик Голицын" (стенограмма в полном объеме размещена на blatata.com.). В интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том что романс им написан для А.Северного во время их первого сотрудничества, но в очередной сборник включен не был так как В.П.Коцышевскому не понравилось его исполнение. Как он рассказывает, А.Северный не прочувствовал романс и его отложили на потом. К сожалению, господа бравшие интервью у В.П.Коцышевского не поинтересовались что толкнуло его на написание романса столь необычной для него как поэта и исполнителя тематики, что явствует из стенограммы интервью. В этом же интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том, что находясь в дружеских отношениях с А.Северным он был в курсе многих событий его жизни. В частности, В.П.Коцышевский рассказывает о том что известный исполнитель шансона Михаил Звездинский является дальним родственником А.Северному и в результате дружбы имевшей место между ними А.Северный оказал настолько значительное влияние на М.Звездинского, что М.Звездинский взял свой творческий псевдоним от настоящей фамилии А.Северного - Звездин (настоящая фамилия М.Звездинского - Дейнекин). В.П.Коцышевский рассказывает о том что в те годы Аркадий подарил много песен М.Звездинскому в том числе и его первый вариант романса "Поручик Голицын".

В подтверждение рассказа В.П.Коцышевского в официальной биографии А.Северного в интернете есть рассказ его друзей о том что А.Северному иногда всерьез, иногда в шутку предлагали к исполнению стихи откровенно антибольшевистского содержания, на что он неизменно отвечал отказом т.к. не считал себя человеком способным воевать с системой и вести за собой других людей и тогда зачастую такие стихи переделывались до неполитизированного содержания. В этой же официальной биографии можно найти примеры антибольшевистских частушек которые предлагались А.Северному.
Проследим дальнейшую судьбу романса что бы увидеть не выдаст ли себя кто то из тех, кто заявляет на него свое авторство пытаясь официально закрепить на него свое право и тем самым подтвердит наши предположения и рассказ В.П.Коцышевского. Все далее сказанное читатель может найти в Википедии на М.М.Звездинского, на его же официальном сайте в автобиографии и дискографии, а так же в Википедии Яндекса на известного исполнителя шансона М.З.Шуфутинского:
1988 год - М.М.Звездинский освобождается из колонии отбыв свой последний восьмилетний срок.
1990 год - Судебное дело известного барда Александра Николаевича Лобановского к М.М.Звездинскому по авторству
песен "Очарована, околдована", "Сгорая плачут свечи", "Увяли розы", "Нерусь" и ряда других автором которых объявил себя М.М.Звездинский. А.Н.Лобановский суд выигрывает предъявив сертификат Всесоюзного Агентства по Авторским Правам, выданный ему в восьмидесятые, чем повергает в шок М.М.Звездинского, так как последний этого не ожидал.
1991 год - М.М.Звездинский сразу после распада СССР закрепив сертификатом того же ВААП авторство на ряд своих песен, в том числе и на романс "Поручик Голицын" уезжает в США, где с 1991 по 1996 годы выпускает шесть альбомов дисков, В них появляются белоказачьи песни. Одна из них носит название "Сотник смелый". По наблюдениям музыкальных критиков "Сотник смелый" не пользуется особым успехом тем не менее постоянно исполняется на концертах наряду с "Поручиком Голицыным". В те же годы появляется его автобиография где он рассказывает о том что романс "Поручик Голицын" написан им в шестнадцатилетнем возрасте т. е. в 1961м году.
Напомню читателю что мемуары П.Н.Донскова изданы в США в 1960 году. Сотник - воинское звание П.Н.Донскова как в первую так и во вторую Гражданские войны (казачье воинское извание сотник в Русской Императорской Армии соответствовало общевоинскому званию поручик).
2007 год - партия ЛДПР вносит на рассмотрение законопроект о реабилитации участников обоих гражданских войн на стороне Белой России и фашистской Германии. Законопроект не принят по причине отсутствия средств в гос. бюджете.
2009 год - глава партии ЛДПР В. В. Жириновский становится еще одним исполителем романса "Поручик Голицын". М.М.Звездинский долгие годы является членом партии ЛДПР России.

Думаю что найдется немало мест где можно найти такие совпадения - к примеру общественная библиотека Нью-Йорка где есть оригинал мемуаров П.Н.Донскова, или книга посетителей кладбища где похоронен П.Н.Донсков, но в этом нет надобности. Рассмотрев перечисленные даты можно однозначно утверждать об авторстве В.П.Коцышевского на романс "Поручик Голицын". А.Северный, продолжая рассказ В.П.Коцышевского, подарил М.Звездинскому не только романс но и историю его написания. Последний же пребывая в США не только ознакомился с мемуарами но и как можно прочнее подстраховал себя на случай судебного разбирательства, как это было в случае с А.Н.Лобановским. В дальнейшем он связывает свою жизнь с последователями П.Н.Донскова.
Чтобы понять почему молчал В.П.Коцышевский эти годы нужно посмотреть на серию фотографий на blatata.com. Нищета по нынешним временам ужасающая. С конца 80х В.П.Коцышевский в концертной деятельности не участвует и на сегодняшний день практически забыт. В разговоре С.Чигрину он говорит о том что вынужден просить деньги за интервью.
Кроме того, до 1991 года всенародное заявление о том, что романс написан тобою по мотивам мемуаров П.Н.Донскова означало начало больших неприятностей со стороны КГБ СССР. С 1991 года это потеряло всякий смысл. А.Северный умер в 1980 году, В. Роменский годом позже после автомобильной катастрофы. Впрочем, все сомнения может развеять сам В.П.Коцышевский - он на сегодняшний день жив. Это хорошая тема для журналиста - "белого" археолога которому предстоит узнать какой шутник предложил исполнить А.Северному гимн казачества Второго сполоха П.Н.Донскова, а В.П.Коцышевский ознакомившись с его мемуарами написал романс и тем самым поставить точку в более чем тридцатилетних поисках. Кроме самой истории написания мы можем услышать и первый вариант романса в исполнении автора - большинство музыкальных критиков и просто ценителей шансона говорят о том, что все существующие варианты чем то "ущербны". Быть может найдется меценат который подарит нам возможность снова оказаться в далеких семидесятых?

Почему М.Звездинский молчит о П.Н.Донскове можно найти в Википедии по запросу на М.Звездинского сосчитав количество проведенных им в советских лагерях лет. Советская пропаганда сделала из М.Звездинского уголовника-рецидивиста, а цикл белогвардейских и казачьих песен фактически возвращает ему честное имя, не говоря уже о денежном эквиваленте этой чести. Кроме того, вторую важную причину молчания называют посетители форума его официального сайта. Один из посетителей тонко подмечает что все его творчество основывается на двух - трех песнях среди которых "Очарована, околдована" и "Поручик Голицын" и, напоминая о плагиате первой, прямо обвиняет в плагиате второй.

Для тех кто после прочтения статьи поспешит обвинить М.М.Звездинского в плагиате романса "Поручик Голицын" предлагаю ознакомиться с о статьей в Википедии о Всесоюзном Агентстве по Авторским Правам России, пункт "плагиат": "Произведение написанное по мотивам произведения другого автора плагиатом не является и охраняется авторскими правами" а именно этим и является романс "Поручик Голицын" в исполнении М.М.Звездинского. Изначальный вариант В.П.Коцышевского много раз переделывался и изменялся различными авторами и исполнителями как это бывает с народными песнями не имеющими автора и, скорее всего, там кроме "Пылают станицы" и "Поручик Голицын" (не имеющего исторического прототипа и взятого как и "корнет Оболенский" для рифмы) ничего общего нет.
Лично я с глубоким уважением отношусь к творчеству Михаила Михайловича Звездинского. Его "Дворянский гимн" услышанный в молодости остался в памяти на долгие и долгие годы. Кроме того, ряд песен на казачьи темы (в том числе "Сотник смелый") фактически продолжают темы творчества П.Н.Донскова увековечивая тем самым память о нем.

Кто же такой П.Н.Донсков? Из его мемуаров о нем известно совсем немного. Это уроженец Дона, в годы Гражданской войны будучи студентом одного из учебных заведений Новочеркасска вступил в партизанский отряд белого генерала И.Ф.Семилетова. Во время эвакуации Русской Армии из Крыма на корабли Антанты не попал. Вместе с другими вынужден был сложить оружие. На этот момент имел звание сотника. Три недели ожидания расстрела, пять лет тюремного заключения. После освобождения учительствовал. На момент прихода немецко фашистских захватчиков проживал на территории Дона. После оккупации Дона в 1942 году является одним из наиболее активных организаторов продолжения Гражданской войны с большевиками. Занимал должность адъютанта полковника С.В.Павлова - главы "Штаба обороны Дона", далее - зам по пропаганде и агитации. На момент издания своих мемуаров проживал в США, Нью Йорк.
К сожалению, более о нем не сохранилось никакой информации - ни даты рождения (скорее всего ровесник XX века), ни даты смерти. Такая информация сохранилась лишь в архивах КГБ СССР и ЦРУ США и в те годы всячески скрывалась последними т. к. П.Н.Донсков на момент издания своих мемуаров являлся военным преступником и подлежал немедленной выдаче в СССР.

Из истории известно следующее: 2я сотня генерала И.Ф.Семилетова была сформирована на добровольных началах в начале января 1918 года в здании Донского кадетского корпуса. В сотню вошли несколько офицеров, одиночные юнкера, несколько старых казаков и главная масса - учащаяся молодежь 16 - 18 лет - студенты, гимназисты, семинаристы и просто рабочая молодежь Новочеркасска. Февраль 1918 года - Степной поход Донской партизанской армии (проводился одновременно с первым кубанским походом генерала Л.Г.Корнилова). Через два месяца отряд Семилетова был практически уничтожен и вернулся в Новочеркасск за пополнением которым явилась все та же молодежь 16 - 18 лет Новочеркасска. 1 июня 1918 года приказом генерала П.Краснова отряд Семилетова был расформирован и его служащие были зачислены в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина в Партизанский (Алексеевский) полк. Полк принимал участие во всех военных действиях Добровольческой армии как в период наступлений так и в период военных неудач.
Далее было отступление на Новороссийск, в марте эвакуация из Новороссийска в Крым и исход в ноябре 1920 года Русской Армии из Крыма.
Судьбу юношей отряда генерала И.Ф.Семилетова, созвучную судьбе украинских юношей добровольцев у Крут, описал в своих стихах белый офицер, участник Степного похода Н.Туроверов:
Запомним,запомним до гроба
Жестокую юность свою,
Дымящийся гребень сугроба,
Победу и гибель в бою.
Тоску безысходного гона,
Тревоги в морозных ночах,
Да блеск тускловатый погона
На хрупких, не детских плечах.
Мы отдали все, что имели
Тебе, восемнадцатый год,
Твоей азиатской метели
Степной - за Россию -поход.
Из приказов по Терскому Гвардейскому Атаманскому Дивизиону (создан из дивизии собственного конвоя императора Николая II после его отречения в Могилеве): 6 октября 1919 года. Приказ 34: "Зачислены к 1-й сотне Кизляро-Требенского полка сотник Донсков и штаба 2-й Терской казачьей дивизии хорунжий Вертепов."
Согласно истории этот дивизион отступал на Новороссийск вместе с другими частями Добровольческой армии, в Новороссийске попасть на корабли увозившие остатки армии в Крым не смогли, с боями отошли по территории войска и через Грузию прибыли 27 июня в Крым. В ноябре 1920 года дивизион с остатками армии барона П.Врангеля был переправлен в Галлиполи. В отличии от эвакуации из Крыма где уход был более менее организован, эвакуировать всех из Новороссийска в Крым не смогли. Несколько десятков тысяч гражданского населения и в том числе около семи тысяч белых офицеров либо попали в плен наступающим частям Красной Армии либо вернувшись на территорию РСФСР растворились среди гражданского населения.

С 1926 года по 1942 год П.Н.Донсков написал в ящик стола около шестисот стихотворений и поэм для театра. Малоизвестный советский писатель в своем художественном произведении упоминает некоего донского казака Петра Донскова участвовавшего в постановках самодеятельного театра в одном из сел Оренбургской области. Небольшая часть стихов П.Н.Донскова была опубликована в фашистской Германии. Известно издание "Казачья библиотека 11" 1944 год, Берлин, сборник "Ковыль", где его стихи печатались наряду с такими известными поэтами Дона как Н.Туроверов. Современники называли П.Н.Донскова певцом Дона, душою казачества Второго сполоха.
"Штаб обороны Дона", одним из организаторов которого в 1942 году был П.Н.Донсков, был создан на оккупированной немецко фашистскими захватчиками территории Дона с разрешения командования немецкого вермахта в основном бывшими белыми казачьими офицерами с целью продолжения гражданской войны с большевиками. Военная организация, Донская казачья армия в разные времена (1942 -1945 год) насчитывавшая до 35 тысяч военнослужащих и членов их семей. Конечная цель борьбы - создание автономного казачьего государства на оккупированной немцами территории. С1942 года по 1943 год - борьба с красными партизанами на территории Дона, оборона Дона от наступающих советских войск, строительство оборонительных сооружений. После ухода с Дона в связи с занятием его территории советскими войсками оставалось просто "плыть по течению"- это борьба с партизанами в Белоруссии и партизанами Тито в Югославии. В 1944 году после начавшейся борьбы за руководство Донской армией в связи с приближающимся поражением Германии в войне и последовавшим за этим заказным убийством полковника С.В.Павлова (С.В.Павлов был убит пулей снайпера через лобовое стекло автомобиля при движении по проселочной дороге) Донская казачья армия была зачислена в РОА - армию печально известного изменника СССР генерала Власова. В 1945 году Донская казачья армия сдалась английским войскам в Лиенцы (Австрия). Во время выдачи советскому командованию ввиду оказанного невооруженного сопротивления часть казаков и казачек погибла, небольшая часть бежала в горы. Остальная часть по выражению историков казачества Второго сполоха "рассыпалась в пыль по лагерям СССР".

Как П.Н.Донсков мог оказаться в США можно только делать предположения. За два дня до выдачи казаков в Лиенцы их офицеры обманом были отделены и вывезены в советскую оккупационную зону (в 1946 году были осуждены в Москве и казнены через повешение Гельмут фон Паннвиц, генерал П.Краснов, А.Шкуро и др.), поэтому можно сделать вывод что П.Н.Донскова в Лиенцы не было. Зная о том что П.Н.Донсков открыто конфликтовал с руководством Донской казачьей армии - известно его открытое письмо генералу П.Краснову где он обвиняет его в подготовке заказного убийства полковника С.В.Павлова, можно предположить что он перешел после гибели своего начальника и друга, а также после перехода Донской армии в РОА (противником чего он, П.Н.Донсков, был) в Отдельный русский добровольческий корпус созданный из эмигрантов первой волны и их детей проживавших в Югославии и так же как и Донская казачья армия воевавший с партизанами Тито. В состав корпуса входило несколько сотен казаков- белоэмигрантов. Из истории известен случай когда на запись в этот Отдельный русский корпус (позднее получил название последней Белой русской вооруженной силы) в один из дней в полном составе походной колонной с боевыми знаменами и в форме прибыл Атаманский дивизион - тот самый дивизион, куда был прикомандирован некий сотник П.Н.Донсков при отступлении в Новороссийск в 1919 году. Сдавшийся английским войскам Отдельный русский корпус содержался в местечке Келлерберг (Австрия) до 1952 года, после чего все находившиеся в этом лагере получили разрешение поселиться в США. Половина вместе с командованием корпуса поселилась под Нью Йорком.

Читая мемуары П.Н.Донскова можно сделать вывод, что он не был палачом своего народа, не истреблял его в беспощадной ненависти за то что он, этот народ выбрал в 1918 году других вождей. Находясь на территории советского Дона П.Н.Донсков стал свидетелем проведения политики физического уничтожения донского казачества как чуждого пролетарскому обществу элемента. Пережил на Дону голодомор 1932-33 годов. Обо всем этом он рассказывает в своих мемуарах.
Почему П.Н.Донскова можно назвать "сотником смелым" по аналогии с песней М.М.Звездинского - рекомендую прочитать его мемуары. Приведу для многих не известный из истории Второй мировой войны факт - помимо окружения под Сталинградом 330 тысячной армии Паулюса мог быть и второй такой "котел". Пользуясь растерянностью немецкого командования после замыкания кольца вокруг армии Паулюса советское командование двинуло в наступление оставшуюся незамеченной танково-пехотную колонну где все рядовые ввиду важности наступления были заменены на младших командиров в район Батайска с целью отрезать немецко- фашистские армии на Кавказе. П.Н.Донсков обнаружил а затем остановил с тремя сотнями казаков эту колонну имея одну пушку с двумя десятками снарядов и бутылки с зажигательной смесью.
Можно понимать и воспринимать П.Н.Донскова, можно ненавидеть его награждая сотнями эпитетов и сравнений, но ведь романс пели, поем и петь будем именно благодаря ему. Еще впереди поиски его потерянных стихов и поэм содержащих не сколько уже надоевшую всем антикоммунистическую пропаганду сколько песни Дону, его людям, его истории.

Поручик князь Константин Александрович Голицын, член прославленной фамилии государственных деятелей и виноделов России. Из архивных документов известно, что Голицын служит в кавалерии вместе с корнетом Оболенским и события начала 1918 года застали его с эскадроном в Донских степях, воюющим против большевиков.

Голицын Константин Александрович (1893-1931) - участник Белого движения.

В своем эскадроне, состоящем из офицеров – членов полка Императорской фамилии поручик ведает вопросами вооружения и боепитания. Героем романса он стал благодаря знакомству с Георгием Гончаренко (автор текста песни «Поручик Голицын»), в годы Гражданской войны.




Константин Голицын поступил в Добровольческую армию, где в чине штабс-капитана он командовал сводной ротой, состоявщей из бывших стрелков полка Императорской фамилии. В августе 1919 года рота князя Голицына одной из первых ворвалась в Киев, обороняемый большевиками. Но в итоге белые потерпели поражение. В следующий раз Голицын вернулся в Киев летом 1920 года, но уже в качестве военнопленного, пленённого под Одессой. В то время шла Советско-польская война и РККА испытывала острую нехватку командных кадров, и князя, учитывая его богатый военный опыт, вновь отправили на фронт. По окончании Гражданской войны Голицын вернулся в Киев, женился и поступил на советскую службу, устроившись управляющим делами Киевглавпроекта. Следственное дело по обвинению в контрреволюционной деятельности Голицына, около шестидесяти лет хранилось под №1919/АС-91 в архиве КГБ УССР, и было рассекречено вместе с другими архивными документами Службой безопасности Украины.

Из документов известно, что Голицына арестовали ночью, в январе 1931 года по делу «Весна». Постановление о расстреле Константина Голицына было вынесено 20 апреля 1931 года. Однако расстреляли его лишь одиннадцатью днями позже вместе с другими известными персонами белого движения. Точное место захоронения Голицына неизвестно, так как офицеров, расстрелянных по делу «Весна», закапывали в братских могилах на Лукьяновском кладбище.

Супруга Голицына (Свечина) Лидия Александровна (1897-1983) выехала в Россию из Киева и дала своему сыну Александру (1923-1994) девичью фамилию (Свечин), потом недолго работала экономистом в Москве, затем ушла с работы и вышла замуж за советского учёного и шашиста Глебова и взяла его фамилию. Дожила до глубокой старости, умерла в Москве. Внучка К. А. Голицына Елена замужем за известным советским и российским математиком, научным сотрудником Математического института АН СССР, Виктором Александровичем Колывагиным - автором метода доказательства конечности Ш («метод Колывагина»)

Корнет Оболенский.

Строки хорошо известной и любимой песни "Корнет Оболенский, налейте вина..." вспомнились на окраине села Ольхи, где расположена полуразрушенная старинная церковь Николая Чудотворца.

1. Эти величественные руины видны уже издалека. Переезжаем речку под названием Овраг - она и вправду уже превратилась в овраг, и останавливаемся на дороге напротив церкви, у которой и видим два старинных надгробия князей Оболенских.

Село Ольхи до революции было родовым поместьем князей Оболенских. Знаменитый род был самым многочисленным среди всех родов, произошедших от черниговских Рюриковичей. В конце XVIII и первой трети XIX веков усадьбой владел генерал-майор русской армии в эпоху наполеоновских войн, герой Аустерлицкого сражения, Василий Петрович Оболенский (1780-1834).


Портрет В.П.Оболенского мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

2. Потом усадьба принадлежала его сыновьям, князьям Оболенским, людям весьма известным и уважаемым в своё время.

3. Усадьба не сохранилась, а на фундаменте княжеской усадьбы в настоящее время построен корпус Ольховского мясокомбината. Зелёные крыша и забор колбасного цеха виднеются за церковью.

4. От обширной усадьбы осталась только церковь, которая стоит непосредственно возле шоссе. Точных сведений о дате строительства нет, предположительно она сооружена в 1820-1830 гг. Поскольку владельцами имения являлись князья Оболенские, скорее всего они и были инициаторами строительства. В 1853 году храм уже упоминался как каменный, а в 1868 году при храме была открыта церковноприходская школа, одна из первых в уезде.

5. По архитектурному стилю здание можно отнести к русскому классицизму, однако центрическая форма основного объема является весьма редкой для этого стиля. В притворе обрушилась двухскатная крыша, разобраны кирпичные колонны, почти из всех оконных проёмов вырваны фигурные решетки.

6. Однако наружный декор церковного здания богат декоративными элементами: центральный вход украшают каменные колонны.

7. Колокольня. как и обрамления всех проемов, имеет нарядный кладочный декор.

11. Купол основного объема возвышается на центрическом барабане, имеющим небольшие прямоугольные световые окна.

13. Помещение трапезной, примыкающее к основному объему и соединяющее его с трехъярусной колокольней, имеет отдельный вход, также обрамленный кирпичными колоннами.

15. Внутренняя отделка не сохранилась.

16. И вот перед храмом видим гранитные надгробия над могилами дворянского предводителя Смоленской губернии генерал-лейтенанта князя Георгия Васильевича Оболенского и его брата князя Андрея Васильевича Оболенского. Эти могилы появились с разницей всего лишь в один год.

17. Непременно хочу рассказать об этих достойнейших представителях знаменитого рода Оболенских.
Андрей Васильевич Оболенский (1824-1885) - действительный статский советник, судебный деятель. Получил домашнее образование, затем закончил училище правоведения. Карьера Андрея Васильевича развивалась по министерству юстиции - стряпчий по уголовным делам, далее председатель Калужского уголовного суда, судья, губернский прокурор и председатель Гражданской палаты в Калуге. Работая в Калужском дворянском комитете, Андрей Васильевич занимался вопросом устройства быта помещичьих крестьян, и в дальнейшем ему немало приходилось заниматься крестьянским вопросом. Он даже был приглашен в комиссию по подготовке крестьянских реформ 1861 года. Взгляды его были вполне либеральными, и в комиссии он последовательно выступал за необходимость освобождения крестьян с землей. За полезные труды по устройству крестьянского быта Андрей Васильевич был награжден серебряной медалью и произведён в статские советники. Но тут появились проблемы со зрением, пришлось делать операцию, и Оболенский перешел на службу в Петербург.
Князь Оболенский был женат на Александре Алексеевне Дьяковой (1831-1890), основательнице столичной женской гимназии; в браке у них (19 ноября 1869 года) родился сын Владимир, который стал депутатом Государственной думы Российской империи I созыва от Таврической губернии.

18. По отзывам современников, князь Оболенский принадлежал к числу умнейших, отзывчивых и чрезвычайно симпатичных людей; отличительными чертами его характера были безграничная доброта, уважение к человеческой личности, терпимость и бодрое настроение, не покидавшее его до конца дней, несмотря на постигшую слепоту. С ранней молодости он был дружен с писателем Иваном Сергеевичем Аксаковым и вполне разделял его позднейшие политические убеждения. Поэтому славянское движение семидесятых годов его всецело захватило, и он, уже слепой, до последней минуты жизни не переставал горячо интересоваться событиями на балканском полуострове и вообще вопросами, служению которым он посвятил лучшие годы своей жизни. Рано сознав всю ненормальность крепостной зависимости, он по окончании Училища Правоведения отправился путешествовать пешком по России, чтоб изучить на деле действительное положение народа: он побывал в Ростове, Орле, Туле, прошёл Смоленскую губернию и через Калугу, с котомкой за плечами, дошёл до Москвы.
Князь Андрей Васильевич Оболенский скончался на 52-м году жизни и был похоронен в селе Ольхи, с которым были связаны воспоминания его детства и юности.

19. Его брат князь Георгий Васильевич Оболенский получил образование в Императорском училище правоведения, по окончании которого четыре года служил в министерстве юстиции, однако его гражданская служба продолжалась всего лишь четыре года. Когда в 1853 году началась Крымская война, юный князь добровольно попросился на военную службу. Его зачислили унтер-офицером в резервный эскадрон Павлоградского гусарского полка, но Оболенский добился перевода в самое опасное место сражения. Его назначили ординарцем к начальнику Севастопольского гарнизона князю Васильчикову. Во время осады города Георгий Оболенский отлично себя проявил и был за это произведён сначала в корнеты, а затем в поручики. Будучи корнетом, он героически сражался за Севастополь, получив за это ордена Святой Анны III степени и Святого Владимира IV степени с мечами.

20. В родном Юхновском уезде Оболенский пользовался большим уважением и его, справедливого, либерального и весьма демократического помещика, в 1877 году избрали почётным уездным мировым судьей, а в 1880 году - юхновским предводителем дворянства. В 1882 году Оболенский получил чин генерал-лейтенанта. Дворяне Юхновского уезда избрали его на должность предводителя теперь уже губернского дворянства. Исключительно энергичный и деятельный князь сделал немало добрых дел: в частности, благодаря его стараниям в Смоленске был воздвигнут памятник великому русскому композитору М.И. Глинке. Князь Георгий Васильевич Оболенский умер осенью 1886 года в городе Смоленске, а похоронен был в своём родовом поместье Ольхи.

21. В книге А.Я. Иванова "Материалы для истории Калужской епархии. Православные храмы и причты" храм указан как Знаменский, хотя в народе его именовали Никольским, и престольными праздниками в селе были дни памяти святителя Николая 19 декабря и 22 мая. Эта двойственность названий прослеживается до сих пор.
Храм был закрыт перед Великой Отечественной войной. Передача храма Калужской епархии состоялась 8 апреля 1996 года, а через год в храме был отслужен первый молебен. Говорят, что у жителей села сохранилась икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" из этого храма.

Восстановление храма пока не планируется...