Кружок "Весёлая грамматика". Весёлая грамматика по русскому языку. Правописание - И-Ы- после Ц

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15 VIII вида

г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Внеклассное мероприятие для начальных классов

«Веселая Грамматика»

Составила и подготовила:

Ромашова Мария Геннадиевна, учитель начальных классов

2011-2012 уч.год

Внеклассное мероприятие «Веселая грамматика».

Задачи:

    в игровой формеповторить материал, изученный на уроках письма и развития речи,

    способствовать обогащению словарного запаса детей;

    развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;

    развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

    воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями; медали и дипломы для поощрения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    слайд. Вступительное слово.

ВЕДУЩИЙ: Русский язык - один из самых интересных школьных предметов. Он не прост в изучении, имеет множество правил, орфограмм и упражнений. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну грамматики «В страну выученных уроков». Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям , что вы сними легко, справитесь, и мы с вами попадем в королевство «ГРАММАТИКИ».

1 ученик .
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

2 ученик .
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить.

(Звучит торжественная музыка. Появляется Королева Грамматики)

ВЕДУЩИЙ: - Ребята, да к нам на праздник сама Королева Грамматики пожаловала!
2слайд
Королева: Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рада встрече с вами! У меня случилась беда. Мое королевство «Веселой Грамматики» заколдовал злой колдун. Моё королевство вымерло, стало серым и вовсе не веселым. Чтобы его расколдовать, надо вспомнить правила грамматики, выполнить трудные задания, наполнить мое королевство весельем, смехом. Помогите мне. ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте поможем Королеве Грамматики. Пора приступить к серьезным испытаниям.
(Классы делятся на 2 команды: команда 2-х классов, команда 3-х классов)
1 команда « Почемучки».

Девиз: « Хотим всё знать!»

2 команда « Крепкий орешек».

Девиз: « Все вопросы мы без спешки разгрызаем, как орешки».

3-4слайд Конкурс 1. "Составь слово"

2 класс. В каких словах растет ель? Записать как можно больше слов, в состав которых входит слово ель.
(карамель, кисель, писатель, учитель, мебель, капель, портфель, мель, понедельник, картофель)

3 класс. Из букв одного слова нужно составить другие слова. Грамматика. (Грамм, мама, кит.

Ведущий обращается к болельщикам: Ребята, поможем королеве расколдовать её королевство?

5слайд

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

Конкурс для болельщиков
Разгадайте загадки о школе.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, я скажу. (Дневник)

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

(Выполнение каждого конкурса проверяется по экрану.)

6 слайд

ВЕДУЩИЙ: Ребята, посмотрите, в королевстве Грамматики немного стало светлее.

7-8слайд КОНКУРС 2. «ИГРАЕМ В АЛФАВИТ»

Ч то такое алфавит? Для чего нужен алфавит?

ВЕДУЩИЙ: Алфавит надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, справочниках, книги на полках в библиотеке, по алфавиту составляются списки людей, книг, городов и т. д.

Послушайте одну историю.

Собрались однажды в лесу звери и захотели устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Как тут быть? И тогда обезьяна предложила установить очередь в порядке алфавита. Все согласились. Но только они его не знали. Поможем им, ребята?

Установите очередь зверей в алфавитном порядке.

(За 2 мин. Нужно как можно больше слов записать в алфавитном порядке)

3 класс. Слова: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, енот, пантера, ёж, носорог, шакал, антилопа, хорь, рысь.

2 класс Сложить буквы в алфавитном порядке.

9слайд Конкурс болельщиков
-Про каких животных говорится:
голоден, как …
упрям, как …
колючий, как…
изворотлив. Как…
надут, как.
здоров, как…
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Игра «Произнеси правильно». Мама мыла мылом Милу.

У пенька опять пять опят.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Свинья тупо рыла полдвора изрыла.

10 слайд ВЕДУЩИЙ: Ребята, посмотрите, а королевство Грамматики стало цветным.

11-12 слайд КОНКУРС 3. Как называется место, где …

2 класс. 1 команда

Продают хлеб (ГДЕ?) –

Стригут –

Продают конфеты –

Принимают в стирку бельё –

Шьют одежду –

Вас лечат –

(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница.)

3 класс. 2 команда

Дают на время книги (ГДЕ?) –

Зимой выращивают овощи –

Хранят автомобили –

Учат детей –

Дома готовят еду –

Работают клоуны –

(Библиотека, теплица, гараж, школа, кухня, цирк.)

13-15 слайд КОНКУРС 4. « КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»

2 класс. 1 команда

ЗАДАНИЕ 1. Соедините пары слов.

Волк блеет

Овца гогочет

Гусь кукарекает

Кузнечик воет

Петух стрекочет

3 класс. 2 команда

Лошадь шагает

Путник ползёт

Поезд едет

Черепаха мчится

Машина бежит

Конкурс болельщиков «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

16 слайд ФИЗМИНУТКА. Разминка для команд
ВЕДУЩИЙ: - Вы знаете, что предметы могут совершать действия. Я буду называть предмет, а вы – показывать его действие.
Ножницы – стригут.
Молоток – стучит.
Пила – пилит.

Самолет – «летает»
Баян – играет.

Топор – рубит.

Насос качает.

17-18 слайд (Звучит песенка Незнайки. Выбегают Незнайка и Буратино)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это? Вы догадались?

Незнайка: Куда это ты собрался, Буратино?
Буратино: В школу.
Незнайка: А что у тебя в портфеле?
Б.: (достает карточки со словами) А вот посмотрите! (На карточках записаны слова: рибята, учинеки, маладец, лемейка, нарот) А ты куда идешь?
Н.: На ярмарку.
Б.: А у тебя что в корзинке?
Н.: (достает карточки со словами) А вот посмотрите! (Незнайка показывает слова: карова, конуста, маркофь, биреза, легужка)
ВЕДУЩИЙ: А правильно, ли записаны ваши слова? Ребята подскажите, что это за слова. Помогите нашим героям исправить ошибки.

19 слайд КОНКУРС 5. «Кто быстрее найдет ошибки в словарных словах»

20 слайд Конкурс болельщиков
- Закончите пословицу по ее началу.
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
6. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
7. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
8. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
9. Поспешишь - … (людей насмешишь).
10. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
21 слайд -появляется изображение красочного Королевства Грамматики.

Королева: Дорогие друзья, я узнала, что мое королевство засверкало красками, но еще не хватает яркости и веселья. Надо справиться с еще одним заданием. Помогите.

22 слайд КОНКУРС 6 « Доскажи словечко»)

1

4. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ….(карандаш)

5. В узенькой коробке

Ручки, ластик, скрепки, кнопки.

Всё один в себя вобрал

Школьный маленький …(пенал)

6. В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. Как тетрадка, невелик

Называюсь я …(дневник)

7. Хоть не прачка я, друзья,

Стираю старательно я …(ластик)

Как называются отгадки? (школьные принадлежности)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Называюсь я ….(тетрадь)

2. Я люблю прямоту

И сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья

Кто же я?....(линейка)

3. Я с собой её ношу,

Не играю, а пишу.

Замечательная штучка

Самопишущая ….(ручка)

23 слайд ( Звучит сказочная мелодия. На картинке Королевства вырастают цветы, появляются бабочки)

Королева: Дорогие мои спасители. Вы расколдовали мое королевство. Оно снова стало Королевством Веселой Грамматики. И снова люди будут сюда с удовольствием заглядывать, пользоваться правилами грамматики. Большое спасибо друзья! Я вам так благодарна, что приготовила для моих спасителей награды- сказочные медали Королевства Веселой Грамматики.

ВЕДУЩИЙ : Всем спасибо за вниманье

За задор и звонкий смех

За азарт соревнованья

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой моя речь:

Говорю я: до свиданья

До счастливых новых встреч!

Список используемой литературы и источников:

    Внеклассное мероприятие в начальной школе "Русский язык с увлечением!"(КВН по русскому языку. 4-й класс), автор Наборская С.Ю. http://viki.rdf.ru/author/261/

Ваш малыш уже подрос. Вы хотите научить его чтению, но не совсем ясно представляете себе, как это лучше сделать.
Вашим добрым помощником в обучении грамоте станет озорной Шустрик со своими игровыми заданиями и упражнениями. Вместе с ним очень скоро вы добьётесь хороших результатов.
Рекомендована для групповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет.

Работа над предложением.
Скажите: - Ребята занимаются.
Потом спросите у детей:
Что я сейчас произнес?
(Предложение)
Из чего состоит наша речь?
(Из предложений)
Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы)
Что обозначают черточки?
Как обозначается конец предложения?
Как обозначается начало?

Задание № 1. Составьте предложение по картинке, сосчитайте в нем количество слов и запишите его схему, (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово).

Подготовьте набор сюжетных картинок для индивидуальной работы в группе. Используя их, можно провести игру “Кто составит больше предложений?”

СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 2
ЗАНЯТИЕ 3
ЗАНЯТИЕ 4
ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ СЛОВА
ЗАНЯТИЕ 5
ЗАНЯТИЕ 6
ЗАНЯТИЕ 7
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
ЗАНЯТИЕ 8
ЗАНЯТИЕ 9
ЗАНЯТИЕ 10
ЗАНЯТИЕ 11
ЗАНЯТИЕ 12
ЗАНЯТИЕ 13
ЗАНЯТИЕ 14
ЗАНЯТИЕ 15
ЗАНЯТИЕ 16
ЗАНЯТИЕ 17
ЗАНЯТИЕ 18
ЗАНЯТИЕ 19
ЗАНЯТИЕ 20
ЗАНЯТИЕ 21
ЗАНЯТИЕ 22
ЗАНЯТИЕ 23
ЗАНЯТИЕ 24
ЗАНЯТИЕ 25
ЗАНЯТИЕ 26
ЗАНЯТИЕ 27
ЗАНЯТИЕ 28
ЗАНЯТИЕ 29
ЗАНЯТИЕ 30
ЗАНЯТИЕ 31
ЗАНЯТИЕ 32
ЗАНЯТИЕ 33
ЗАНЯТИЕ 34
ЗАНЯТИЕ 35
ЗАНЯТИЕ 36
ЗАНЯТИЕ 37
ЗАНЯТИЕ 38
ЗАНЯТИЕ 39
ЗАНЯТИЕ 40
ЧИТАЕМ ВСЛУХ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Веселая грамматика, Беженова М.А., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 2, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги.

Цели: через занимательные задания содействовать поднятию
интереса учащихся к русскому языку.
Задачи: 1) формирование умения применять полученные знания на практике;
2) развитие логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
3) воспитывание дружбы, коллективизма.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.

Звенел долгожданный звонок -

Начинается урок!
II. Беседа с детьми о русском языке.
- В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Встретились два приятеля.
1-ый ученик: Привет!
2-ой ученик: Привет!
1-ый ученик: Все? Отстрелялся?
2-ой ученик: Сдал. А Васька, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, такую чепуху.
1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.
- Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту. Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купаться ежечасно!
- Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной.В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 команды. 1 команда «Грамотеи» - 1и 2 класс, 2 команда «Всезнайки» - 3 класс, 3 команда «Любознательные» - 4 класс.

III. Викторина по русскому языку.
1-ое задание: «Алфавитная»
- Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов.
2-ое задание: «Заблудившиеся буквы».
- Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу.
1.Говорят один рыбак. В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).
2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело!
3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол.
4. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном!
5. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву.
6. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами.
3- е задание: «Дети».
-У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок.

Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу.

1 команда: У вороны. ………..(вороненок).

2 команда: У лошади………..(жеребенок).

3 команда: У лисы …………..(лисенок).

1 команда: У галки…………(галчонок).

2 команда: У свиньи ……….(поросенок).

3 команда: У коровы……. (теленок).

1 команда: У козы………(козленок).

2 команда: У собаки…….(щенок).

3 команда: У лягушки……(Лягушонок).
4 – ое задание: «Найди пару».
- Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. - Продолжим дальше.

1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит)

2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница)

3 команда Гав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка).
5 – ое задание: Загадки.
-Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
-Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
-У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)
-Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь)
-Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
-Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
-Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
-Кого один раз в году наряжают? (Ёлку)
-Два братца в одну сторону глядят. (Глаза)
-Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт -
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
-Яркий, жёлтый, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (Апельсин)
-Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
-День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)

Физминутка.

«Гимнастика для глаз».
6 конкурс- игра «Наоборот»
-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза (откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.
7 – ое задание: «Угадай знак»
(На доске записано три знака «!», «?», «.».)
-Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.
- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
- Это День Победы.
- Какое счастье быть свободным!
- Ты любишь раннее весеннее утро?
- Выйди в сад и открой глаза.
- Чувствуешь радость наступающего дня?
- Как прекрасно все вокруг!
- Что ты еж такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи!
8 –ое задание: конкурс «Телеграмма».
Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл.

1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)

2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)

3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)

1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)

3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы, а вы найдите недостающие слова.
1) Ученье - свет, а не ученье -
2) Знай больше, говори -
3) Не имей сто рублей, а имей -
4) Не бойся врага умного, бойся друга -
5) Лучшая вещь новая, лучший друг -
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз –

10 конкурс: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

11 конкурс: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

12 конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

    Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)

    Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)

    Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)

    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

    Чем кончается лето? (О)

    Любимое лакомство мышей? (Сыр)

    Игра в мячик с ракетками. (Теннис)

    Пчелиная стая называется…(Рой)

    Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)

    Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)

    К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)

    Сушёный виноград. (Изюм)

    Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)

    Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)

    Что такое салочки? (Игра)


    IV. Итог мероприятия.

    Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
    Всем спасибо за вниманье,
    За задор и звонкий смех,
    За азарт соревнованья,
    Обеспечивший успех.
    Вот настал момент прощанья,
    Будет краткой наша речь:
    Говорим мы: до свиданья,
    До счастливых новых встреч!

Пояснительная записка

Знание родного языка и любовь к языку неразрывно связаны с любовью к родине. Чем лучше мы знаем язык, чем глубже и полнее овладеваем им, тем больше его любим, тем богаче становится наш внутренний мир, тем возвышеннее и благороднее наши чувства, наши поступки. Поэтому в решении сложных задач воспитания учащихся большую роль играет внеклассная работа по языку, закрепляющая, расширяющая и углубляющая знания учащихся.

Факультатив «Весёлая грамматика» призван вызвать интерес у учащихся к явлениям живой речи, развивать свойственную детям пытливость ума, любознательность. Работа кружка строится таким образом, чтобы не дублировать материал уроков, а расширять и углублять познания детей, воспитывая у них внимание и любовь к слову. Однако занятия по возможности увязываются с материалом уроков русского языка. С этой целью грамматические и словарные игры, загадки подбираются так, чтобы закрепить и углубить знания учащихся по той грамматической теме, которая в данный момент изучается. Материал для занятий подбирается с учётом его трудности и подготовленности учащихся. Каждое занятие служит практическим целям развития культуры речи, овладение навыками грамотного письма. Основное условие успешной работы факультатива – насыщенность каждого занятия занимательным материалом и максимальное использование элементов игры.

Участвовать в работе кружка могут все учащиеся, независимо от их успеваемости.

План работы кружка «Весёлая грамматика»

Тема занятия

Дата проведения

Примечания

Ты обязан русской речью хорошо владеть! О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке.

сентябрь

Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. Что такое грамматика и зачем её надо изучать.

сентябрь

Красна речь пословицей. О пословицах и поговорках в нашей речи.

Русские народные загадки.

Сперва аз да буки – потом все науки. Краткие сведения из истории русской азбуки.

Красота русской речи. Особенности некоторых гласных и согласных звуков. Звукоподражание.

Смотри – не сломай язык. Упражнения и игры со скороговорками.

Как решать буквенные ребусы и шарады.

Весёлая и плачущая буква. Некоторые особенности букв Ф и Ы.

Сколько есть на свете КОС? Задачи и игры с омонимами.

«Ходят» ли дождь и снег? Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении.

Братья Ер и Ерь. Об употреблении ъ и ь на письме. Задачи и игры.

Пульс слова. Ударение в русском языке. Упражнения и задачи с омографами.

Насекомое КТО или ЧТО? О значении и признаках существительных. Игры и задачи о существительных.

Всё растёт из корня. Беседа о предках современных слов. Интересные случаи чередования звуков в корнях слов. Игры с однокоренными словами.

Как рождаются слова. О способах словообразования в русском языке. Решение шарад и ребусов.

Если знаешь части слова, ты напишешь их толково. Трудные случаи разбора слов по составу. Задания на правописание приставок.

Гласные и согласные, с нами несогласные. О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне.

Почему мы так говорим? Знакомство с русской фразеологией.

Итоговое мероприятие «Весёлая грамматика»

Подведение итогов работы факультатива. Планирование работы на следующий год.

Учитель русского языка Баязитова Гульнара Рамильевна

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО на НМС Приказ №

протокол № протокол № от «___» _____2011г.

от «___» _____2011г. «___» _______2011г. Директор школы

кружок

Цели и задачи:

    Расширение и углубление знаний по русскому языку.

    Воспитание внимания и любви к слову.

    Развитие любознательности.

Основные формы работы:

    индивидуальная и групповая работа;

    самостоятельная работа;

    дифференцированные задания;

    игровые занятия.

Ожидаемые результаты:

    повышение качества успеваемости;

    умение работать со справочной литературой;

    стремление углублённо изучать русскую грамматику.

Литература:

1. Иванова В.А. Занимательно о русском языке.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.

3. Шанский Н.М. В мире слов.

4. Граник Г.Г. Секреты орфографии.

5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы.

6. Михневич А.Е. Рассказы о русском языке.

7. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.