Кто стремится ко многому у того и. «Мы сможем полюбить других через молитву о них». Старец Софроний и его изречения. О семейной жизни

Кто стремится ко многому, у того многого и недостает.


Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель.

Ф. М. Достоевский


Дайте Кутону стакан крови. Он хочет пить.

П. Верньо


Вожди из детства моего!

О каждом песню мы учили,

пока их не разоблачили,

велев не помнить ничего.

Забыть мотив, забыть слова,

чтоб не болела голова.

Те, кто в чести и славе ныне,

Кто всем бросается в глаза,

Они не будут и в помине,

Их имена сотрет гроза...


Изучение биопсихики лидерства с помощью социальной психологии, психоанализа, социометрии, теории черт так и не позволило выявить стереотип вождя. Даже сила воли не относится к числу непременных качеств. Если стереотип тоталитарного лидера существует, то это, скорее всего, человек без черт, то есть человек, возвысившийся именно благодаря своей безликости. Ничтожные цари были во все времена, но только в эпоху масс безликость стала непременным качеством, которое при благоприятной ситуации делает одного из многих «отцом народа». Можно сказать так: из духа народных масс материализуется заурядная личность их «отца». Бесноватый - дух пивных Мюнхена, Ленин и Коба - дух «святых принципов» и подлости в государстве рабов.Нынешние сами себя позиционируют как простые парни из подворотни...


Как это ни парадоксально, вождизм - это почти всегда серость, заурядность, среднестатистичность, сиюминутность, ведь вождя надо понимать всем и сейчас. Вождь должен духовно соответствовать эвримену, каждому, средне-статистическому. Он не может ждать столетия, чтобы его поняли. Он должен или быть заурядным, или прикидываться таковым. Даже среди имиджей Наполеона главными были: «рубаха-парень» и «свой в доску». Наполеон не был заурядной личностью, но что великого, незаурядного, кроме Code civil * (* Гражданский кодекс Наполеона), он оставил потомству?


В виде исключения встречаются вожди квазиинтеллигентные и полуобразованные, однако это вредит им больше, чем приносит пользу, интеллигентность уменьшает силу и мощь убежденности, необходимой апостолу.


В эпоху масс вождей делает вождями примитивность. Колебания, раздумья, рефлексия с вождизмом несовместимы. Совокупность неразборчивости с непреклонностью - вот что порождает вождей. Трагедия эпохи масс заключается в том, что самые фанатичные и жестокие способны удерживать в повиновении такие гигантские империи, о каких не мечтали Цезари и Наполеоны.


Но как «медным лбам» удается обуздывать и унижать целые народы, множество талантливых и способных людей, как удается оболванить высоколобых, обесчестить весь человеческий род своими безумствами и преступлениями?


Говорят о харизме... Но какая в свинстве харизма? В харизме ли дело? В иррациональной ли силе суть?


Я не думаю, что есть однозначный ответ, как нет и эталона «отца». Но общие черты есть, их довольно много и отличие фюрера от фюрера - в пропорциях.


Важна не столько даже сущность, сколько умение «играть роль», «выразить нужду момента», «быть как все». Индивид с рыночной ориентацией, человек-флюгер с легкостью вырабатывает в себе качества, соответствующие спросу. Личность, ориентированная внутрь, а не вовне на это не способна и не может стать лидером йехуизированной массы. Самозванство неотделимо от общественного спроса на самозванцев.


Власть - особого рода наркотик, политическая токсикомания. Ориентированные на нее люди всегда должны быть «на взводе», должны накачивать себя и усыплять других. Власть всегда наркотична или эйфорична.


Серьезным заблуждением обыденного сознания является приписывание тоталитарным личностям «дьявольского синдрома» - того, что Эрих Фромм называл «иметь рога». До тех пор, пока мы будем думать, что все фюреры имеют рога, писал он, мы не сможем их разглядеть. Некрофилия, садомазохизм, аутизм, мегаломания, фанатизм, экстремизм - всё это лишь одна сторона вождизма, другая - в том, что это «средние люди», каких тысячи и тысячи и какие при благоприятных обстоятельствах, каковыми являются революции, войны или смутные времена, могут стать фюрерами.


Опасны не сами изуверы, но то, что каждый фюрер рождает тьму себе подобных, страшных даже не количеством, а еще большей мелочностью души.


Здесь необходима оговорка. Отличие обычных людей от такого сорта «героев» можно разглядеть на примере Раскольникова. Чтобы оправдать убийство процентщицы, он сближает себя с Наполеоном и требует себе права отменять и преступать законы. Тот, кто хочет «осчастливить» людей, должен без малейших раздумий и сомнений проливать кровь и убивать. Что отличает Раскольникова от них? Он не перестает страдать от угрызений совести. Совесть - вот та преграда, на которую натыкается его теория.


Как удается этим отверженным, закомплексованным, нередко психически нездоровым людям всколыхнуть огромные массы, внушить им свои идеи, толкнуть на дьявольское дело разрушения мира? Как там у Ивана Бунина?


И озверелые люди продолжают свое дьяволово дело - убийства и разрушение всего, всего! И всё это началось по воле одного человека - разрушение жизни всего земного шара...


В "Окаянных днях" И.Бунин попытался дать ответ на сакраментальный вопрос:

Бог шельму метит. Еще в древности была всеобщая ненависть к рыжим, скуластым. Сократ видеть не мог бледных. А современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых «прирожденных преступников» - бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза.


Как не вспомнить после этого Ленина и тысячи прочих вплоть до нынешних?..


"А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья... И как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько «удалых разбойничков», столько бродяг, бегунов, а потом хитрецов, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции. Что же дивиться результатам?"


Оставим в стороне антропологию и антропометрию, ответ и так ясен: народные вожди - плоть от плоти... Это верный, но не полный ответ. Дело не во внешности - дело во внутренней сути: вожди зомбированных масс - не важно, правые или левые, нацистские или большевистские - это внутренне люди массы, ничтожные, ничего собой не представляющие, не способные выбрать себе земное поприще, не знающие, куда себя деть... Революции, массовые движения, смутные времена спасительны для них - они спасают от бесконечной внутренней пустоты, одновременно удовлетворяя безмерные внутренние притязания. Вот почему все они профессионалы этой несуществующей профессии «бунтаря», «революционера», разрушителя.


Главная разгадка феномена «вождя масс» в его абсолютном соответствии среднему человеку толпы. Речь идет именно о «золотой середине»: в меру - ничтожности, в меру - хватки; тот же конформизм, та же никчемность, тот же утопизм...


Ошибка большинства исследователей феномена фюрерства - представление их в виде неких чудовищ, одержимых крайними формами садизма, некрофилии, подверженных шизофрении или психопатии. Притом, что отклонения от нормы действительно существуют, в личностях Ленина, Сталина, Гитлера, Гиммлера и иже с ними преобладает не отклонение, а именно «норма», усредненность, среднестатистичность...


Когда в Израиле шел суд над похищенным моссадом в пригороде Буэнос-Айреса Адольфом Эйхманом главным уполномоченном на «окочательное решение еврейского вопроса», присутствующая на процессе Ханна Арендт с удивлением для себя обнаружила, что он был «страшно и ужасающе нормален»:


"Когда род его занятий вынуждал его убивать людей, он не считал себя преступником, потому что делал это не из своей склонности, но в силу своей профессии. Из чистого желания он никогда не обидел бы даже мухи".


Я уже несколько раз говорил об опасности «лучших учеников», имея в виду безмыслие «усвоения материала». Эйхман был напрочь лишен способности мыслить самостоятельно и выражать свои мысли на языке, свободном от усвоенных штампов и клише. Он принял фашистский строй мышления и «усвоенный материал» сделал его неспособным различать зло от добра.


Зло тоталитаризма не столько даже в изначально «злых» людях (хотя таковые, конечно, необходимы), зло тоталитаризма - в «банальности зла», в той простоте, с которой многие, лишенные способности критического мышления, принимают Верховную Версию, превращают ее в собственный строй мышления. Безмыслие - вот главный источник триумфального шествия тоталитаризма в век масс, коим это безмыслие свойственно, сродно, природно.


Знакомясь с признаниями наших эйхманов из кремлевской номенклатуры, я убеждаюсь в правильности диагноза: в один голос все эти замятины-загладины повествуют о «безмыслии», царившем в высших эшелонах власти до Политбюро включительно. Как «лучшие ученики», себя они из «широких масс» цековских работников исключают, что лишь увеличивает ответственность этих «образованцев».


Изучение биографии «садистов», «некрофилов» или «психопатов» в юном или молодом возрасте, когда еще не было и намеков на грядущие «божественность» и «величие», выявляет удивительное отсутствие свидетельств как чудовищности, так и малейших признаков одаренности. Предвзятым исследователям приходится буквально «высасывать из пальца» сначала признаки грядущей «гениальности» (при жизни фюреров), а затем - признаки патологии (после краха и смерти).


Так, биограф Гиммлера Б. Смит пишет:


"Не организация СС и не пост шефа тайной полиции Рейха, который в конце концов занял Гиммлер, волнуют нас больше всего, а пытки и уничтожение миллионов человеческих существ. Невозможно найти этому объяснение в детских и юношеских годах Гиммлера".


Среди них очень часто попадаются вегетарианцы, трезвенники, аскеты, тяготеющие к железным кроватям и «жизни солдата». Впрочем эта солдатская жизнь обходится государству гораздо дороже королевской, а сам аскетизм носит демонстрационный характер, за которым скрывается неистовое дионисийство и сатириаз. Только у самых-самых, то есть больше всего любящих человечину и власть, вегетарианство и любовь к железу носят непоказной характер.


Довольно высок процент эпилептиков, параноиков и пожирателей ковров. Впадая в пароксизм, они бесчинствуют, катаются по полу, брызжут пеной, наводя страх на окружающих. Но гораздо чаще это индивиды пограничного состояния, фанатики, психика которых находится между здоровьем и болезнью. Почти все они калибаны - маньяки, живущие в вымороченном мире своей болезненной фантазии и не имеющие адекватного представления о реальности. Как там у Николая Бердяева? -


"Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что всё мировое зло в евреях, масонах, большевиках или еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя. Это замечательное явление человеческого рабства".


«Двойное дно», постоянное лицедейство, разительное расхождение между подсознательными импульсами и словами, сутью и «имиджем» играют при анализе личностей палачей и садистов гораздо большую роль, чем патологии, психические отклонения или паранойя. В большинстве своем это вполне здоровые с психической точки зрения индивиды, которых еще большими нелюдями делает вопиющее противоречие между провозглашаемыми идеалами и собственной глубинной сутью. Все они без единого исключения - «миротворцы», «отцы нации» и «спасители человечества» от всяческих скверн.


Гиммлер может служить хорошим примером расхождения между «имиджем» и реальностью, которое мы наблюдаем и у многих других политических деятелей: будучи безжалостным садистом и трусом, он выступал под маской доброго, верного и смелого человека.


«Спаситель» Германии Гитлер, «любивший» свою родину превыше всего на свете, в конце концов оказался готов разрушить не только весь мир, но и саму Германию.


«Отец народов» Сталин тоже почти разрушил страну, населенную этими народами, и довел их сознание до полного морального разложения.


Еще одним выдающимся примером такого рода лжи был Муссолини: всегда игравший роль агрессивного смельчака, настоящего мужчины, девиз которого «Жить опасно», он был в действительности исключительным трусом. Анжелика Балабаноф, работавшая в редакции «Аванти» в Милане в тот период, когда Муссолини был еще социалистом, рассказывала, что, по словам врача, бравшего у Муссолини кровь для анализа, он встречал немного мужчин, которые бы испытывали в этой ситуации такой панический страх. Больше того, Муссолини каждый вечер дожидался ее, чтобы вместе возвращаться из редакции домой, так как боялся идти один по улицам. Он говорил, что боится «каждой тени и каждого дерева». (В тот период ему еще совершенно ничего не могло угрожать). Есть и много других примеров, демонстрирующих его трусость...


То, что обычно именуют «железной волей» вождей, на самом деле является дьявольскими страстями, сжигающими их изнутри, заставляющими любой ценой искать пути их удовлетворения. Ленин совершил невозможное: вначале революцию, казалось бы, совершенно ненужную и не имевшую после февраля 1917-го оснований, затем - победил в абсолютно проигрышной гражданской войне. Что это было - «железная воля», «гениальная стратегия», «сверхчеловеческое предвидение»? Нет, - грандиозная, не имеющая прецедентов воля к власти, которую он даже и не пытался скрывать. Те, кто внимательно читал его политические агитки и письма 1917-го и последующих годов, не нуждаются в подтверждении этого тезиса.


Любопытно, что другой человек, которому тоже приписывают «железную волю» - я имею в виду Гитлера - на самом деле был невероятно нерешительным, и это одна из причин его поражения во второй мировой войне. Что до побед - Ленина и Гитлера, - то и здесь проявились ненасытная воля к власти, фантастические устремления, дар убеждения и благоприятная политическая реальность, способствующая захвату власти.


"Слабость воли Гитлера проявлялась в его нерешительности. Многие из тех, кто наблюдал его поведение, отмечают, что в ситуации, требующей принятия решения, его вдруг начинали одолевать сомнения. У него была привычка, свойственная многим слабовольным людям, дожидаться в развитии событий такого момента, когда уже не надо принимать решения, ибо его навязывают сами обстоятельства. Гитлер умел манипулировать обстоятельствами, чтобы нагнетать обстановку: он подбрасывал в топку побольше дров, перекрывал все пути к отступлению и доводил ситуацию до точки кипения, когда он уже вынужден был действовать так, как действовал. Таким образом, мобилизуя всю свою изощренную технику самообмана, он избегал необходимости принимать решения. Его «решения» были в действительности подчинением неизбежности свершившихся фактов, но не актами воли".


Для объяснения действий «великих вождей» Э.Фромм ввел понятие иррациональной воли - самосжигающей страсти, подчиняющей себе все действия таких людей.


Э.Фромм: "Вглядываясь в это характерное для личности Гитлера сочетание слабой воли с потерей чувства реальности, мы неизбежно приходим к вопросу, действительно ли он стремился к победе или бессознательно, вопреки очевидным его усилиям, действия, которые он предпринимал, были направлены к катастрофе. Некоторые весьма проницательные исследователи склонны отвечать на этот вопрос утвердительно".


К.Буркхардт: "Мы не выйдем за границы здравого смысла, предположив, что сидевший в нем мизантроп нашептывал ему то, в чем он был всегда бессознательно абсолютно уверен: что его, причем именно его лично, ожидает ужасный, бесславный конец. 30 апреля 1945 г. это опасение стало реальностью".


Видимо, наряду с обычным суицидом, обусловленным абсолютным разрывом связей с жизнью, имеется специфическая, «фюрерская» его форма - бессознательная страсть к саморазрушению, сопровождаемая желанием «прихватить» с собой весь мир. «Существует богатый клинический материал, демонстрирующий, что люди могут стремиться к саморазрушению, несмотря на то, что их сознательные цели являются прямо противоположными».


Неотъемлемым качеством фюрерства является авантюризм, подсознательная тяга к игре, феномен «рулетки», ставка в которой - мир, жизнь миллионов.


Гитлер был игроком. Он играл жизнями всех немцев, играл и своей собственной жизнью. Когда всё было потеряно и он проиграл, у него не было особых причин сожалеть о случившемся. Он получил то, к чему всегда стремился: власть и удовлетворение своей ненависти и своей любви к разрушению. Этого удовлетворения поражение у него не отнимало.


Много написано о патологических аспектах гениальности и значительно меньше о шизофренических аспектах вождизма. Между тем еще Лев Выгодский обнаружил, что шизофреники склонны к абстрактному мышлению, но при этом «центральным моментом их мышления является тенденция к наглядному примитивному типу течения интеллектуальных процессов». Я полагаю, что существует внутренняя связь между абсолютной рационализацией мира и бессмыслицей: в своей патологической тяге облагодетельствовать, рационализировать, распланировать мир утописты, коммунисты, вожди, шизофреники «в огромном количестве только и продуцируют что сплошную бессмыслицу».


Главной опасность для человечества, считает Э.Фромм, является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычной властью. Культура для того и необходима человечеству, чтобы оградить себя от неограниченной власти, которой рано или поздно воспользуется этот человек. Увы, этот типаж совсем не легко разглядеть до его прихода к власти.


Э.Фромм: "Мы почему-то считаем, что порочный, склонный к разрушению человек должен быть самим дьяволом и выглядеть как дьявол. Мы убеждены, что у него не может быть никаких достоинств и что лежащая на нем каинова печать должна быть очевидной и различимой для каждого. Такие дьявольские натуры существуют, однако они чрезвычайно редки. Как мы уже имели возможность убедиться, деструктивная личность демонстрирует миру добродетель: вежливость, предупредительность, любовь к семье, любовь к детям, любовь к животным. Но дело даже не в этом. Вряд ли найдется человек, вообще лишенный добродетелей или хотя бы благих порывов. Такой человек находится на грани безумия или, что в принципе то же самое, является «моральным уродом». Пока мы не откажемся от лубочного представления о пороке, мы не научимся распознавать реального зла".


Представлять Ленина, Сталина или Гитлера только нелюдями, значит утратить способность распознавать грядущих вождей, еще не успевших проявить свою разрушительность. В том-то и заключается их опасность, что они обладают чудовищной способностью к мимикрии. Типичными признаками грядущей дьявольщины, кстати, унаследованными у самого Сатаны, являются как раз не сера и адский огонь, а предлагаемые райские кущи. Пора понять, что наибольшего опасения заслуживают не явные бесы, а «невидимки», вышедшие из подворотен. Вот почему я инстинктивно напрягаюсь, сталкиваясь с очередной риторикой о гуманизме, патриотизме, спасении родины и благе народа...


Им свойственно полное бессердечие, отсутствие сострадания, звериный эгоцентризм, нарциссизм, то есть все те качества, которые сильно развиты также у преступников. Фанатизм рождает в них чувство цезаризма, избранности. Все фюреры считают, что лучше других разбираются во всех вопросах бытия, причем знание им заменяет примитивная идеология, в которую, как в прокрустово ложе, они втискивают всё богатство и все противоречия мира.


Огюст Мирабо говорил о Робеспьере: «Он далеко пойдет: он верит всему, что говорит».


Маниакальность и фанатизм - непременные спутники фюрерства. Некрофилия, садо-мазохистские наклонности, мегаломания, мания преследования, деформированное восприятие реальности - норма для «вождя масс». Почти все они ощущают себя центральными фигурами мирового процесса, явлениями, разделяющими историю на две части: до и после них. Как и мировой процесс, они надэтичны. Из-за одномерности сознания авторитарные личности крайне самонадеянны, тяготеют к крайностям, нетерпимы к инакомыслию, лишены сомнении, абсолютно убеждены в необходимости всеобщего ранжира. Чувство собственной непогрешимости наполняет их уверенностью в том, что они не только владеют всей истиной, но и непрерывно творят ее сами.

Усвоив набор плоских банальностей, они полагают, что проникли в тайны мировой мудрости.


Маниакальная вера в примитивную «идею» имеет страшные последствия: погибая, такие индивиды стремятся прихватить с собой на тот свет весь мир, не понявший их.


У большинства такого рода homo maniacus патологически развитое себялюбие, верным признаком которого являются непрерывные разглагольствования о своих планах и идеях. Мир для них - только способ реализации их фанатических доктрин *. (* Психиатры и психологи, например, Лоостен, Месье-Альбер, Хирш, Бине-Сангле, пришли к выводу, что депрессивные психические расстройства присущи также и великим гуманистам, но мессианство последних носит ярко выраженный этический характер, тогда как мессианство фюреров всегда античеловечно).


Другой стороной нарциссизма является аутизм, отсутствие живых связей с другими людьми, неспособность к товариществу. Сотрудничество здесь замещается соратничеством, то есть ратностью, то есть рать-на-ратностью. Они полностью лишены чувств приязни и доверия, дружбы, доброй воли. По этой же причине разные фюреры ненавидят друг друга, как вожаки свор, унюхавшие соперника. «Друзья» для них неотрывны от врагов и поэтому всегда - первые жертвы. Очень сильно развит иррационализм и самообожествление - до полной утраты связи с реальностью. Пример - полное отрицание Сталином всей информации о войне из-за абсолютной веры в своего «демона».


Вождей и утопистов объединяет одна страшная черта: они приспосабливают мир к собственной фантазии о нем, не подчиняются законам жизни, а пытаются подчинить их себе. Мир должен быть только таким, каким он представляется земному божеству.

Все вожди живут в ирреальном, фантастическом мире, созданном их сознанием, не пропуская в него никакую информацию, способную их мир поколебать. Неумение воспринимать многообразие реальности, способность слышать только желаемое, бессознательное самозашоривание - характерные свойства фанатизма, являющегося непременным признаком феномена вождя.


Маниакальная одномерность мировидения препятствует фюрерам извлекать уроки из допущенных ошибок. Им проще называть черное белым, чем признаться в просчете. Умные умнеют, дураки глупеют, эти же не меняются, именно это качество чаще всего и приводит «хозяев бытия» к краху.


Причина упадка при всех тираниях - одномерность и примитивность, навязанные всем. Маньяк, добившийся власти, ориентирован на подавление любого инакомыслия. У фюрера, думающего за всех, могут получиться неплохие солдаты, которым думать не положено, но не может образоваться отличное общество. Бдительность может развить страх, но не способна предотвратить упадок, этот неизбежный спутник мономышления.


К человеческим, а точнее - к бесчеловечным качествам этого психофизического типа относятся вероломство, жестокость, беспощадность, бесстыдство, наглость, неприкрытое или камуфлируемое изуверство. Людей здесь измеряют не иначе как миллионами, солдат - километрами фронта, народ - массами. Демиурги не терпят соперничества, а их сверхподозрительность ведет к тому, что малейшая оплошность или превосходство обрекают новых Арахней на судьбу пауков, прядущих свою клетку из собственных внутренностей. Вообще мифологическое скопище гнусных и непристойных тварей - все эти химеры, горгоны, сциллы, кентавры, гарпии, сирены, фавны - могут дать в уменьшительном стекле некоторое отдаленное представление о «величайших из великих».


Подлость, alias * (* Иначе говоря (франц.)величие или наоборот, величие, alias подлость. Все эти короли Убу, вооруженные тыквы - жестокие, жадные, подлые, лицемерные садисты, которые сначала лишают человека разума, а затем гонят его на убой. Вероятность стать фюрером или солдатским вождем пропорциональна кубу способности идти по трупам, так же как жестокость тиранов производна от их трусости и невежества.


Жестокость эта многолика. Сколько мы знаем экзальтированных некрофилов, пускающих мелодраматическую слезу, или убийц - образцовых отцов семейств, или садистов-меломанов... Сулла, как известно, рыдал, слушая рассказы о жестокостях заморских царей, а Ферийский тиран Александр не мог спокойно смотреть трагедии из опасения, как бы его сограждане не услышали вздохов по поводу страданий Гекубы или Андромахи, в то время как сам он, не зная жалости, казнил ежедневно множество людей.


Да, лицемерие и лживость не должны иметь никаких ограничений. Незадолго до расправы с конкурентом №1 «фюрер всех немцев» публично провозглашал: «мне хочется высказать благодарность тебе, мой дорогой Эрнст Рем, за незабываемые услуги, которые ты оказал движению, и объяснить тебе, насколько я благодарен судьбе, что могу назвать такого человека, как ты, моим другом и боевым соратником».


Обладая комплексом неполноценности, диктаторы нередко имеют повышенную чувствительность. Они трогательно любят цветы, собак и пасторальные фильмы из «народной жизни». Бесноватый десятки раз заставлял прокручивать фильм «Как бы я жил без тебя?», размышляя о своем народе. Вероятно, ответ народа - «гораздо лучше, чем с тобой» - расстроил бы его до глубины души.


Честолюбие вождей ненасытно, как сатириаз. Никакое могущество не удовлетворяет их.


К океану почестей необходим еще стакан: Нероны становятся артистами или поэтами, Коммоды - гладиаторами, бесноватые - художниками, Сосо - философами и литературоведами, наши многозвездные ублюдки - великими писателями, не умеющими читать.


Свидетель - социальный психолош Т.Шибутани: "Ориентированные на власть люди обладают идеализированной концепцией; они хотели бы выделяться во всем и расстраиваются всякий раз, когда их талантов оказывается недостаточно. Они пытаются господствовать над другими, оказавшись в подчиненном положении, они становятся повышенно чувствительными к ошибкам вышестоящих и извлекают из этого большое удовольствие".


Фанатики - это люди, которые отчуждены от самих себя. Фанатическая преданность гуманному делу очень часто уживается с полным безразличием к близким.


Они равнодушны к тому, что, казалось бы, должно составлять их главные интересы, даже к своему здоровью. Они безразличны к отрицательным оценкам критиков, отмахиваясь от них как от людей некомпетентных. Они создают некий идеал и служат ему, не принимая во внимание никаких смягчающих обстоятельств, даже недостатка способностей.


Успех не ослабляет их необычного честолюбия. Добившиеся успеха революционеры часто наносят ущерб делу внутренними раздорами; после многолетней совместной работы, направленной на ниспровержение старого порядка, они часто ссорятся между собой после того, как достигнута победа.


Каждый считает себя более ловким, чем все остальные, но взаимная подозрительность всеобща.


Ориентированные на власть люди никогда не довольны своей судьбой независимо от того, насколько благосклонна к ним фортуна. Жажда власти кажется ненасытной. Тот факт, что высокий социальный статус не умиротворяет их, показывает, что в действительности они не довольны собой как человеческие существа.


Те, кто добились успеха, кажутся утратившими способность иметь друзей. Они вынуждены искать способ преодоления своего одиночества и нередко заводят любимое животное. Часто возникают психосоматические расстройства, и многие открыто признают, что они несчастны.


Вождизм имеет вполне определенную внутреннюю философию. Прямее других ее выразил Наполеон III в "Жизни Юлия Цезаря": благоразумие и послушание народов - благодаря им народы за несколько лет совершают путь, который мог бы растянуться на века.

Но учителя праведности, как правило, не создают новых идей, они отбирают их так же, как отбирают кров, хлеб и свободу. Феномен фюрера - это комплекс вожделеющей неполноценности в совокупности с демагогическим эпигонством: бесноватый в роли лицедея, перемалывающий меллеровские сентенции вечного возвращения и переоценки всех ценностей, Сосо в роли «первого ученика», усвоивший из примитивного учения две главные идеи - «непреклонно» и «беспощадно».



Как говорил Франц Галль, не следует допускать, чтобы люди с идеями влияли на ход дел в мире. Ведь репрессиями командуют те же, кто вводит в конституции права и свободы.

Но были ли «отцы нации» действительно «идейными»? Могут ли верить в светлые идеи исповедующие лишь одно насилие? Не являются ли идеи только ширмой для беспощадной, бескомпромиссной и беспринципной борьбы за власть? Имеем ли мы дело с перерожденцами или изначально было только одно вожделение?


Из множества фанатиков, рвущихся к власти, не было ни одного, который мотивировал бы это своим желанием властвовать. Миротворцам такого рода не присуща оригинальность - все они въезжают во дворцы на старой кляче, именуемой «служение родине», со знаменем, на котором начертано: «защита общественных интересов». Чем больше они пекутся о благе своих народов, тем ближе к бойне - вот закон! Надо страшиться таких ревнителей блага, ибо никогда не знаешь, где кончается забота и где начинается кровопролитие.


Когда вожди кликушествуют о гибели отчизны, значит нечто угрожает их власти. Когда фюреры заверяют в своей приверженности миру, значит война на пороге.


Если же вожделения удается осуществить, то вождь постепенно проникается сознанием собственной избранности и отождествляет себя с исторически накопленной славой великих институтов своей страны. Когда он глаголет от имени народа, то в звучании его слов ему чудятся отзвуки вечности и славы.


Этому представителю народа (речь идет о Робеспьере) приписывали все события, счастливые или несчастные, происходившие в стране, - законы, нравы, смену времен года, урожаи, эпидемии. И это было заслуженной несправедливостью, ибо щуплый, невзрачный, чистенький человечишка с кошачьим лицом имел неограниченную власть над народом.


Как трудно руководить. Без министров

Хлеб рос бы внутрь земли, а не вверх.

Ни куска бы угля не вышло из шахты,

Когда бы канцлер не был столь мудрым.

Без министра пропаганды женщины беременеть бы

не соглашались.

А без военного министра ни одна война бы не началась.

Да и солнце без разрешения фюрера не всходило б,

а если б даже всходило,

То, наверно, всходило б не в должном месте.


Глава из 8 тома 10-томника Игоря Гарина "Йехуизм". Сссылки указаны в тексте книги.

Почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо?

Если бы где-нибудь существовал добрый волшебник, я бы попросил его открыть людям самую большую тайну на свете: почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо? У большинства из нас есть работа или иной источник постоянного дохода, есть, где жить, что есть, что пить, во что одеться, где развлекаться. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся этим бытием! Нет! Куда ни посмотришь, везде нестроения, вражда, разлады, расколы, гнетущее одиночество. Едва ли найдется в России человек, у которого совсем-совсем не было бы никаких скорбей, проблем, неприятных забот.

Болезнь под названием «плохая жизнь»

Отчего столько горя, боли, страданий в нашем мире, мире, задуманном быть прекрасным? Кто-то ответит мне: проблема - в плохих правителях, политиках, думающих только о своем кармане, во всеобщей коррупции, во вредных начальниках, сосущих «кровь» из подчиненных, в негодных соседях и знакомых, которые спят и видят, как бы нам напакостить. Большая проблема - в жене (муже), которая никак не хочет соответствовать моим представлением об идеальной женщине (мужчине), в детях, не желающих слушать моих советов или приказов, в родителях, которые «морально устарели» и, ничего не понимая в «текущем моменте истории», лезут со своими наставлениями.

Итак, одна из главных причин болезни под названием «жизнь плоха», на мой взгляд, есть хроническое недовольство всем и вся. Даже на фоне внешнего благополучия мы находим поводы быть недовольными. В первую очередь, конечно, недовольными своими близкими, родными людьми. Придирки, ссоры, конфликты, уходы к маме, наконец, катастрофа развода суть следствия синдрома хронического недовольства. Многие ходят на работу как на каторгу, потому что постоянно испытывают отрицательные эмоции по всем направлениям: содержание работы, ее условия и размер оплата, коллеги, начальники, подчиненные.

Что же стоит за недовольством, изрядно отравляющим нашу жизнь? И можно ли стать по-настоящему счастливым, полным жизни и всегда радостным? Можно ли быть всем довольным? Вот об этом давайте поговорим.

Духовная природа недовольства

Думается, что недовольство питают эгоизм, высокое мнение о себе, . Гордый, до крайности любящий себя, мнящий о себе высоко человек мерилом всего и вся ставит себя. Себя! Он - центр вселенной, он - знаток жизни, он - непогрешимый судия. Человеку, конечно, свойственно любить самого себя, свойственно считать самого себя авторитетом, свойственно прощать себе ошибки, недостатки и грехи. Но проблема в другом: человек считает свое мнение, свои взгляды, свои оценки единственно правильными. Себе-то он доверяет на все сто! Он не может ошибаться! Он всегда прав! А значит, он знает, как все в этом мире должно быть, как должны к нему относиться другие, как нужно строить жизнь.

Соответственно, недовольство кем бы то ни было и чем бы то ни было у такого возникает всякий раз, когда поступки других людей идут вразрез с той идеальной моделью устройства мира, которую придумал себе человек.

Например, я считаю нормальным, что, придя вечером домой, могу рассчитывать, что жена, которая пришла домой раньше меня, приготовит ужин. И тут выясняется, что она увлеклась интересной телепередачей и ужин не приготовила. Законный повод для недовольства и ворчания? Ну, как же! Еще какой законный, без всяких альтернатив! Почему? Потому что я точно знаю, что жена ДОЛЖНА поступить так, а не иначе. И если такие «фортели» с ее стороны будут происходить регулярно, я начну думать - а не поменять ли мне жену?

Жена тоже может «доставать» мужа придирками и нытьем, потому что у него маленькая , никаких перспектив карьерного роста, они до сих пор не могут купить машину, а еще он плохой помощник по хозяйству, уделяет мало времени ребенку и т.д. и т.п. Отчего же так? Оттого, что в идеальном мире, придуманном женой, муж должен соответствовать известной песне: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был и умен».

Или на работе: придирчивый начальник, который довольно жестко требует четкого исполнения функциональных обязанностей, кричит, угрожает, притесняет и прочая… Ушел бы, если б было куда. Но приходится, сжав себя в кулак, терпеть. Хоть деньги платит за работу.

Мы хотим изменить других, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся

Знакомые картины? Думаю, для многих из нас - да, знакомые. Мы хотим изменить мир к лучшему, но по той модели, которую сами считаем лучшей. Мы хотим изменить других, подстроить их под себя, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся. Какое уж тут счастье? Какая радость? Одно неудовольствие.

Что же делать? Ответ напрашивается сам собой: нужно не мир менять под себя, а себя менять под мир. Не пытаться приспособить других под себя, а себя приспосабливать к другим - в первую очередь к самым близким, родным людям. Однако это возможно, если мерилом «правильности» окружающего нас мира и людей буду не я, который не лишен недостатков, а Кто-то Другой. Абсолютный идеал, без малейшего пятнышка. И мы такой идеал имеем. Это Господь наш и Спаситель Иисус Христос.

Нужно разворачивать свою жизнь

Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть, стал таким же, как мы, человеком, кроме греха. Греха в Нем не было и нет. Всей Своей земной жизнью, Своим учением, наконец, Своими страданиями и крестной смертью, на которые Он пошел из любви к Своим созданиями, Он на все грядущие века засвидетельствовал великую истину: уподобиться, приблизиться к Богу можно только через самоотречение, через жертву, через любовь. Христос - это пример для подражания всем, кто хочет обрести счастье и в этой кратковременной земной жизни, и в жизни загробной, вечной.

Отчего любящий Христа человек доволен своей жизнью?

Отчего истинно верующий, любящий Христа человек доволен своей жизнью? Оттого, что видит в окружающих его людях образ Божий, видит Христа, Который есть любовь, мир, радость, блаженство. Верующий видит Христа в каждом человеке, каким бы внешне злым тот ни был. Верующий измеряет окружающий мир не собой, а Богом, Который заповедал любить всех, даже врагов, прощать любые обиды, не держать ни на кого зла, а искать всюду мир, покой и радость. И если христианину что-то не нравится, он не ропщет и не раздражается, проявляя смирение без ропота и недовольства.

Зачем это нужно человеку? Да затем, что он хочет уподобиться своему небесному Учителю и Отцу, сказавшему: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).

Чтобы обрести действительное счастье, нужно научиться у Христа кротости и смирению

Все просто! Чтобы обрести действительное счастье, радость - по слову Христа, «покой», - нужно научиться у Него кротости и . Если это у нас получится, недовольство другими просто уйдет из нашей жизни.

Истинная вера разворачивает многое в нашей жизни на 180 градусов.

Мы были нетерпимы к проступкам других и прощали себе собственные духовные недуги? Вера делает нас нетерпимыми к своим грехам и побуждает прощать прегрешения ближних.

Мы находились в постоянном недовольстве - другими людьми, зарплатой, политикой, начальством, своей судьбой? А вот собой-то мы всегда были довольны? Вера открывает нам правду о самих себе: оказывается, это мы далеки от совершенства. Вера учит нас быть недовольными собой, своими гнилыми словами, поступками и мыслями - это единственный путь к примирению со всеми, путь, к которому призывает нас Христос.

«Отмучилась»?

Человек, обретая Христа, обретает источник нескончаемой радости. Только тот, кто всем своим существом припал ко Спасителю, может понять слова : «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Нельзя радоваться, испытывая к кому-то или чему-то недовольство, неприязнь. Нужно все - недостатки, слабости, грехи других людей - покрывать любовью. Вот путь Христов. Причем путь к настоящей радости и счастью. Почему же? Да потому, что через прощение и любовь ко всем в душе человека водворяется мир, покой, тишина. Источник этого мира - чистая совесть.

Стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец

Верующий, стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец. Он всюду вокруг себя должен сеять мир, любовь, растрачивая теплоту сердца на примирение враждующих, соединение разделенных, водворение понимания среди непримиримых. Дается это поначалу трудно, ибо диавол сильно сопротивляется, но потом - все легче и легче, так как помогает Господь.

Сам Господь хочет, чтобы мы были именно так счастливы. Ведь Он - наш Отец. Разве может Отец не хотеть добра Своим чадам? Только мы, будучи свободными, сами решаем, хотим ли мы быть счастливыми или искать «счастья» в попытках изменить других по своим «лекалам». А ведь эти попытки всегда сопряжены с горьким напряжением, неудовольствием. Бывает, что человек всю свою жизнь проводит в скорбях хронического недовольства, в брюзжании и раздражении. Вот оттого и живется ему плохо. Бывает так, что когда умирает сварливая женщина, знакомые говорят о ней: «Отмучилась». Вроде того, что уж теперь Там, на Небе, она уж точно заживет припеваючи. Как же, своими страданиями заслужила вечный покой!

Думается, большая ошибка считать загробную блаженную вечность наградой за скорби и страдания в этой, земной жизни. Конечно, если внешне жизнь человека была скорбной, но внутри он обрел Христа, сроднился с Ним и все ниспосланные беды переносил стойко, с надеждою на помощь Божию, тогда, конечно, в Том мире его может ждать вечная радость. Но если скорбная жизнь человека стала прямым результатом хаоса в его душе, его непримиримого отвержения Бога, его веры в свою исключительную непогрешимость, то и Там он вряд ли успокоится, то есть упокоится с миром.

Радость , уверен, начинает приобретаться еще здесь, на земле. Единственный путь к этой радости - это путь восхождения ко Христу, Которым измеряется весь окружающий мир и Которым одним приобретается благодушное, полное любви, отношение ко всем, кто встречается на нашем жизненном пути...

Основная тема сборника цитаты о людях и человечестве знаменитых и неизвестных авторов:

  • Я органически, злобно ненавижу людей, которые под беспощадными ударами жизни начинают выть и кидаться в истерику по углам. Н. Островский
  • Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму. Г. Лихтенберг
  • Чем больше познаешь людей, тем больше хочется общаться только с домашними животными. В. Зубков
  • Бывают люди - растения, люди - звери, люди - боги. Жан Поль
  • Умный многому сумеет научиться у врага.
  • Бывают люди с умом сияющим и люди с умом сверкающим: первые просветляют, последние же ослепляют. М. Эбнер-Эшенбах
  • Умные люди - это те же пахучие цветы; один приятен, а от целого букета болит голова. Б. Ауэрбах
  • Бывают люди, которым нужно лишь показать, где истина, и они устремляются к ней с простодушным и трогательным изумлением: они дивятся, как это столь очевидная вещь (если, конечно, кто-то сумел убедить их, что она очевидна) не открылась им раньше. Н. Шамфор
  • Уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений. К этой цели клонились всегда сознательно и бессознательно, прямо и косвенно все усилия всех умных и честных людей. Д. Писарев
  • Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры. О. Бальзак
  • У недалеких и самолюбивых людей бывают моменты, когда сознание, что они несчастны, доставляет им некоторое удовольствие, и они даже кокетничают перед самими собой своими страданиями. А. Чехов
  • Бывают отлично одетые глупцы, бывают и принаряженные глупости. Н. Шамфор
  • Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. Леонардо да Винчи
  • В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть. Н. Шамфор
  • Сколько людей, столько и мнений. Теренций
  • Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. Б. Фонтенель
  • Серость не может воспламениться, но может раскалиться до фанатизма. М. Эбнер-Эшенбах
  • Все мещанские добродетели - надежный щит от требований мирно текущих будней: осмотрительность, рвение, здравомыслие - все они беспощадно тают в пламени одной-единствен-ной решающей секунды, которая открывается только гению и в нем ищет свое воплощение. С. Цвейг
  • Сенека Младший
  • Всегда обнаружится изрядное количество людей безответственных, равнодушных, ленивых, привыкших существовать на авось, не думая о завтрашнем дне. Перекантуются как-нибудь на подхвате. За счет куска с богатого стола. Эти люди неисправимы и неистребимы, они были, есть и будут. И чем зажиточней общество, тем таких бездельников (в разной форме) становится больше. В. Успенский
  • От природы люди вовсе не враги друг другу. Ж. Ж. Руссо
  • Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Ж. Лабрюйер
  • Обывательский здравый смысл - плохой судья, когда дело идет о важных предметах. Плутарх
  • Есть люди с таким болезненным самолюбием, что считают унижением для себя даже то, что их обошла эпидемия. К. Хаббард
  • Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей. А. Шопенгауэр
  • Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра. Аристотель
  • Нет такого мешанина, который в пору мятежной юности хотя бы один день, хотя бы одно мгновение не считал себя способным на глубокое чувство, на смелый подвиг. Г. Флобер
  • Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели. В. Кпючевский

  • Немало людей, похожих на мелкие модные лавки, в которых весь товар выставлен напоказ в витрине. Б. Ауэрбах
  • Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий. П. Кальдерон
  • Некоторые люди, подобно многим индейским деревьям, прячут под наружными колючками и тернистой скорлупой мягкий ценный плод своего человеколюбивого сердца. И. Рихтер
  • Есть люди, которые всю свою жизнь не могут отвыкнуть от своей молодости. С. Джонсон
  • Многие стремятся повидать то, что за морями, а тем, что у них перед глазами, пренебрегают. Плинии Младший
  • Есть люди, которые знают, есть люди, которые думают, что они знают. Однако в душе они верят, что относятся к числу первых.
  • Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться. Ф. Ларошфуко
  • Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями. И. Гёте
  • Многие люди, слабые от природы, делаются совершенно дрянью оттого, что не умеют быть самими собою и ни в чем не могут отделиться от общего хора, поющего с чужого голоса. Д. Писарев
  • Есть люди, которые полагают, что все, что делается с разумным видом, разумно. Г. Лихтенберг
  • Многие люди принимают свою память за интеллект и свои взгляды - за факты. П. Массон
  • Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми. В. Ключевский
  • Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Козьма Прутков
  • Есть люди, которые так много говорят, что не только собеседника, но и себя не слышат. В. Зубков
  • Многие из тех, что при жизни возведены были на пьедестал, никогда не будут иметь статуи после смерти. П. Беранже
  • Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Чаадаев
  • Мещане-собственники - люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности. В. Белинский
  • Есть люди, которые, находясь в унынии или раздражении, любуются на свое состояние, даже гордятся им. Это все равно как, выпустив вожжи от лошади, которая несет тебя под гору, ты еще хлещешь ее кнутом. Л. Толстой
  • Мелочные люди не подвигаются вперед, подобно улитке, они ползут, высматривая, останавливаясь, и натыкаются на всякие предметы. П. Буаст
  • Есть люди, меняющие честь на почести. А. Карр
  • Мелкие людишки служат порой причиной ужасных бедствий. А. Франс
  • Есть люди, никогда не рассуждающие о том, что они должны были бы сделать, а рассуждающие лишь о том, что они сделали, как если бы рассудок имел глаза на затылке и мог видеть только то, что позади. Г. Филдинг
  • Про людей — только правду и только правду…
  • Мелкие люди умеют притворяться необычайно искусно. О. Бальзак
  • Есть люди, столь поглощенные собой, что, влюбившись, они ухитряются больше думать о собственной любви, чем о предмете своей страсти. Ф. Ларошфуко
  • Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме. М. Ломоносов
  • Есть люди, у которых нравственность остается нетронутой, точно материя, из которой они никогда не шьют себе платья. Ж. Жубер
  • Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят. Плутарх
  • Есть особая порода людей… они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости. А. Чехов
  • Людям, не слушающим советов, нельзя помочь. Б. Франклин
  • Есть по обращению два сорта людей. Одни - с тобою, очевидно, такие же, как и со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения в противоположности - из учтивого делается грубый, из льстивого - оскорбительный, из доброго - злой. Л. Толстой
  • Людям свойственно с неохотой подчиняться тем, кого они считают незаслуженно поставленными начальниками над собой. Д. Вашингтон
  • Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. М. Пришвин
  • Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы. Б. Спиноза
  • Естьлюди, которые как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. В. Розанов
  • Людям не нравятся сплетни только в одном случае: когда сплетничают о них. У. Роджерс
  • Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Г. Лихтенберг
  • Людям досадно, что правда всегда проста. И. Гёте
  • Иные люди отталкивают невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках. Ф. Ларошфуко
  • Людская злоба - а ей нет границ - в значительной степени состоит из зависти и опасений. А. Моруа
  • Иные люди считают себя глубокими, между тем как они просто пошлые. Ж. Д’Аламбер
  • Люди… ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле. Г. Плеханов
  • Иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. Эзоп
  • Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения. Ж. Лабрюйер
  • Карлик, взобравшийся на плечи гиганта, может, конечно, видеть дальше него, особенно если вооружится очками; но на этой высоте ему недостает возвышенного чувства, сердца гиганта… Г. Гейне
  • Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги. П. Буаст
  • Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон I
  • Люди, постоянно гонящиеся за все большими богатствами, никогда не находят времени пользоваться ими. Они смахивают на голодающих, которые все стряпают, но не садятся за стол. М. Эбнер-Эшенбах
  • Людей безрассудных больше, чем мудрецов, и даже в мудреце больше безрассудства, чем мудрости. Н. Шамфор

Человек стремится ко многому, что не дает ему счастья. Он мо-

жет иметь все и при этом чувствовать себя глубоко несчастным.

Человек имеет то, что хочет. Он хочет того, что его приучили

хотеть, но это совсем не то, что ему на самом деле нужно.

Всех нас, так или иначе, учат, что человек должен подавлять

свои чувства и жертвовать собой. И мы всю жизнь, в большом и

малом, следуем этому предписанию. Может быть, вы рассмее-

тесь в ответ на эти слова и скажете, что к вам это не относится.

Но это относится почти ко всем людям, когда-либо жившим на

земле. Даже если сейчас вы живете по другим принципам, за-

ботитесь только о себе, избегая любой ответственности и труд-

ностей, эти слова все-таки относятся и к вам.

Жертвовать собой можно по-разному. Если вы живете с не-

любимой женой или мужем ради детей или квартиры - вы

жертвуете собой. Если вы занимаетесь делом, которое вам не-

навистно и давно опротивело, - вы жертвуете собой. Если вы


давным-давно хотите подарить цветы своей однокласснице, ко-

торую когда-то любили, но не делаете этого, - вы жертвуете

Вы всегда жертвуете собой, когда делаете что-то, чего не хо-

тите делать, или, наоборот, не делаете того, чего хотите. Жерт-

вуя собой, вы делаете себя несчастным. А это самое ужасное,

что с вами может произойти, ведь неудовлетворенность жизнью

обесценивает и обессиливает все, что у вас есть. Мускулы и

очарование, деньги и вещи, успех и признание - какой в них

смысл, если вы несчастны. Ведь ничто из этого не заменит вам

Если вы несчастны, вы и других людей будете делать несча-

стными: мужа или жену и детей, друзей и подруг, родственни-

ков и подчиненных. Если вы несчастны, с вами в лучшем слу-

чае не очень приятно общаться, в худшем - вы абсолютно не-

выносимы. Если вы несчастны, ваша неудовлетворенность бу-

дет возрастать. Дела будут идти все хуже и хуже, супруг станет

изменять, партнеры обманут, друзья отвернутся. В конце кон-

цов вы заболеете, впадете в депрессию и, возможно, совершите

самоубийство. Может быть, это произойдет через 20 лет, может

быть, никогда не произойдет - не важно. Вы уже убили себя,

когда отказались от своих желаний и решили жертвовать собой,

когда выбрали жизнь несчастного человека.

Счастливым быть необходимо, иначе жить не стоит. Счаст-

ливым быть можно. Вот формула счастья.

♦ Поступай так, как тебе поистине хочется поступать.

♦ Делай то, что тебе поистине хочется делать.

♦ Живи так, как тебе поистине хочется жить.

Эти утверждения просты до банальности. И почти все люди

искренне убеждены, что именно так они и живут, так и посту-

пают. И вы, дорогой читатель, наверняка думаете точно так же.

Но почему же тогда вы несчастны? И почему так мало счастли-

вых людей вокруг вас? Все просто. Вы, как почти все люди, не

знаете, чего хотите на самом деле. Вы не знаете своих истинных

желаний, путаете их с чем-то другим.

Прежде всего с целями, которые перед собой ставите. Вы

решаете, что через год купите машину, квартиру или построите

дом. Вы делаете для этого все возможное и невозможное, и вам

кажется, что, достигнув поставленной цели, вы обретете сча-


стье. Вы покупаете квартиру, машину, дом, зарабатываете мил-

лион долларов и... ваша неудовлетворенность остается при вас.

Достижение цели никогда не сделает вас счастливым, потому

что истинное желание и цель не одно и то же. Цель всегда свя-

зана с выживанием, с борьбой за территорию. Приобретая ве-

щи, зарабатывая деньги, делая карьеру, добиваясь признания и

славы, вы завоевываете новую территорию, необходимую для

выживания вашего и ваших близких. Выживание - это необ-

ходимость, требование, которое ставит перед вами мир. Вы не

можете не выживать, не бороться за выживание. Вы можете

делать это недостаточно активно, но не делать совсем не може-

те. Иначе вы умрете.

вашего существа. Вы можете не обращать на него внимания и

буквально или метафорически.

За истинное желание очень часто принимают мимолетные

влечения и импульсы: хочу это платье; хочу ее соблазнить; хочу

напиться... Таких желаний бесчисленное множество, они посто-

ют удовлетворения, но счастья не приносят. Наоборот, удовле-

творив такое желание, человек испытывает скуку и опустошен-

Истинные желания, в противоположность мимолетным, не

кричат и не требуют удовлетворения. Они скромно заявляют о

себе, и нужно внимание, чтобы их услышать. Они не порабо-

щают вас, оставляя за вами право решать, следовать им или

нет. Они немногочисленны: у вас может быть несколько или



даже всего одно истинное желание.

Наконец, истинные желания часто путают с внушенными,

привитыми родителями, школой, обществом, телевидением: хо-

чу быть врачом, как отец; хочу быть самым умным; хочу иметь

богатого мужа и двоих детей... Эти желания, если вы их испол-

ните, также не сделают вас счастливым. Ведь они не ваши, а

чужие. Они долго вдалбливались вам в голову, пока вы не при-

Именно поэтому, по причине своей чуждости, они не подарят


вам счастья. Истинные желания, наоборот, всецело и полностью

ваши. Вы не услышали их вовне, они родились в вашем сердце.

и ненавязчив, он не покушается на вашу свободу. Этот голос -

самое лучшее и прекрасное из всего, что в вас есть. Но услы-

Давным-давно, когда вы были ребенком, вы знали свои ис-

тинные желания. Они были для вас очевидны, вы слышали их

тели вами управлять: родители, родные, воспитатели и учителя.

А управлять человеком невозможно, если он следует своему ис-

тинному желанию: ведь тогда он будет делать то, что хочет сам,

а не то, чего хотят от него другие. И окружающие приучали вас

отворачиваться от истинных желаний - не слышать их и не

следовать им.

Может быть, мама, самый любимый человек, шутила по по-

воду ваших истинных желаний и высмеивала их перед знако-

мыми. Может быть, папа называл их ерундой и тоже смеялся, а

бабушка с дедушкой просто не обращали внимания, когда вы о

них рассказывали. И вы стали прятать свои желания: сначала

от людей, как святыню, которую могут осквернить, а потом и от

себя самого. От вас требовали быть как все, но «как все» не

включает ваших истинных желаний, и вы вынуждены были о

них забыть.

А когда вы были подростком и юношей и ваши истинные

желания, быть может, заявили о себе с новой силой, вы опять

не смогли последовать им. Родители и учителя уже промыли вам

несамостоятельны, вы зависели от родителей и не нашли в себе

сил поступить так, как вам хотелось. А родители не поддержи-

вали вас, ведь они тоже когда-то отказались от своих истинных

желаний, и им нестерпимо было видеть, как вы идете по пути к

счастью, от которого они давно отказались.

А потом истинные желания опять затихли, вернее, вы пере-

стали их слышать. Вы смирились и стали делать то, что от вас

хотят. Учеба, работа, карьера или бизнес, семья и дети, кварти-

ра и машина, друзья и любовницы, выпивка и рыбалка - тако-

ва, возможно, ваша жизнь. Может быть, иногда или очень часто


вы испытываете смутную неудовлетворенность и тоску. Вас не

устраивает ваша жизнь, вам хочется чего-то другого, но вы не

можете понять - чего. И пока вы не поймете этого, пока не

осознаете своих истинных желаний, вы ни шагу не сможете

сделать на пути к счастью.

Прокрутите перед мысленным взором свою жизнь. Начните с самого раннего момента,

когда вы себя помните. Представьте, что вам 3 года. Каким вы были тогда? Какой была

ваша жизнь? Чего вам хотелось больше всего на свете, о чем вы мечтали? Запишите

свои детские желания и мечты.

Теперь вам 4 года. О чем вы мечтали тогда, чего хотели. Вспоминайте себя, свою

жизнь, желания и мечты год за годом: с раннего детства до сегодняшнего дня. Какие

(как угодно, хотя бы по 10-балльной системе).

Результат запишите в таблицу.