Методика «Уровень социальной фрустрированности. Социальная фрустрация

Шкалы: социальная фрустрированность

Назначение теста

Инструкция

Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите наиболее подходящий ответ в цифрах: полностью удовлетворен (0 баллов), скорее удовлетворен (I балл), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее не удовлетворен (3 балла), полностью не удовлетворен (4 балла).

Тест

Удовлетворены ли вы:

1. Своим образованием.
2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.).
5. Содержанием своей работы в целом.
6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
7. Своим положением в обществе.
8. Материальным положением.
9. Жилищно-бытовыми условиями.
10. Отношениями с супругом(ой).
11. Отношениями с детьми.
12. Отношениями с родителями.
13. Обстановкой в обществе (государстве).
14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
16. Сферой медицинского обслуживания.
17. Проведением досуга.
18. Возможностью проводить отпуск.
19. Возможностью выбора места работы.
20. Своим образом жизни в целом.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных

По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

Интерпретация результатов

Если испытуемый набирает:

3,5-4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности;
. 3,0-3,4 балла - повышенный уровень фрустрированности;
. 2,5-2,9 балла - умеренный уровень фрустрированности;
. 2, 0-2,4 балла - неопределенный уровень фрустрированности;
. 1,5-1,9 балла - пониженный уровень фрустрированности;
. 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
. 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

1

Социальная фрустрированность представлена как комплекс переживаний и отношений личности, возникающих в ответ на действие фрустрирующих факторов, которые тесно связаны с системой жизненных целей и ценностей, индивидуальным опытом, а также рядом других факторов, имеющих культурную обусловленность – традициями, нормами и ценностями конкретной культурной общности. Дан анализ взаимодействия социальных, личностных и кросс-культурных факторов социальной фрустрированности педагогов. Выявлена внутренняя факторная структура социальной фрустрированности у педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям (русские, кабардинцы, осетины). В целом проведенное исследование позволило установить, что факторы депривации значимых социальных потребностей личности, проявляющие себя в симптоматике социальной фрустрированности, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект.

личность

агрессия

социальная фрустрированность

культура

кросс-культурная психология

психологические измерения культуры

этно-культурные факторы

народы Северного Кавказа

кабардинцы

1. Алехин А.Н., Вертячих Н.Н. Социально-стрессовые расстройства трудоспособного населения. (Клинико-психологическое исследование). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 3. – URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 07.09.2014).

2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. – 2013. – № 8. – С. 3–15.

3. Балина Т.Н. Социальная фрустрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 3. – С. 97–102.

4. Банщикова Т.Н. Трансформация компонентов профессиональной идентичности с признаками деструктивного характера в ситуациях неопределенности // European Social Science Journal, – 2013. – № 11–2 (38). – С. 276–283.

5. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004. – 26 с.

6. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2005.

7. Капцов А.В. Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. – 3-е изд., доп. – Самара: ИПК «Содружество», 2010. – 40 с.

8. Клушина Н.П, Власова О.Г. «Лицей – технический университет»: Проблемы, поиски, решения // Высшее образование в России. – 2004. – № 3. – С. 66–70.

9. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества: монография. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

10. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 351 с.

11. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П., Борисенко И.Г. Лимит модернизации системы образования и роль государства // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – № 1 (12). – С. 128–134.

12. Hofstede G. National cultures revisited // Behavior Science Research. – 1983. – № 18. – P. 285–305.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется повышенным уровнем ответственности, широтой и интенсивностью социального взаимодействия, динамичностью и неопределенностью профессиональных ситуаций, что обуславливает ее чрезвычайную напряженность и стрессогенность . В последние годы напряженность педагогической деятельности возрастает и в связи с усилением внутренних противоречий системы образования, обусловленных, с одной стороны, ее консервативностью, а с другой стороны, процессами модернизации . Вместе с тем стрессогенность педагогической деятельности определяется не только ее содержанием, но и психосоциальными факторами. Диссонанс между ожиданиями, смыслами, ценностями педагога как субъекта профессиональной деятельности и возможностями их реализации в социальных условиях, составляет основу социальной фрустрированности, оказывающей деструктивное влияние на его личность и профессиональную деятельность.

В отечественной психологии понятие социальной фрустрированности раскрывается в категориях здоровья и адаптации , ценностей и смыслов , психических состояний . Социальную фрустрированность принято рассматривать как ответ на действие фрустрирующих факторов в виде комплекса переживаний и отношений. Эти переживания, субъективно воспринимаясь человеком как депривация его значимых социальных потребностей, порождают разного рода эмоциональные возбуждения, вплоть до агрессивных проявлений. Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. Фрустрационные переживания тесно связаны с системой жизненных целей и ценностей индивида, его индивидуальным опытом, а также рядом других факторов, имеющих культурную обусловленность - традициями, нормами и ценностями конкретной культурной общности.

Цель исследования состояла в выявлении и анализе социальных, личностных и кросс-культурных факторов социальной фрустрированности педагогов. Основная гипотеза строилась на предположении об опосредованности социальных фрустрирующих факторов, оказывающих влияние на педагогов культурным контекстом жизнедеятельности, задаваемым, с одной стороны, их принадлежностью к этнической группе, а с другой - личностно-регуляторными особенностями субъекта.

Материал и методы исследования

Выборку испытуемых составили 247 педагогов Юга России, работающих в образовательных учреждениях г. Ставрополя и Ставропольского края (43 человека); г. Краснодара и Краснодарского края (35 человек); Кабардино-Балкарии (59 человек); Северной Осетии - Алании (57 человек); Карачаево-Черкессии (53 человека). Этнический состав выборки представлен русскими (106 человек); кабардинцами (48 человек); осетинами (27 человек); карачаевцами (12 человек); черкесами (8 человек); украинцами, армянами (по 4 человека); абазинами и балкарцами (по 3 человека); даргинцами, грузинами (по 2 человека); кумыками, чеченцами, латышами и белорусами (по 1 человеку). Большая часть испытуемых (223 из 247) - женщины. В связи с разнородностью этнического состава испытуемых по регионам и недостаточной этнической представительностью региональных выборок для сравнительного анализа были выбраны 3 наиболее представительные выборки испытуемых - русские, кабардинцы и осетины.

Сбор эмпирических данных проводился посредством следующих методов.

1. Анкета, включающая в себя вопросы закрытого типа, направленные на выявление социально-демографических характеристик испытуемых.

2. Методика Л.И. Вассермана, разработанная для оценки социального благополучия личности и уровня ее социальной фрустрированности . Опросник включает список из 20 позиций, касающихся неудовлетворенности разными сферами личностно-средовых взаимоотношений. Опросник содержит 5 основных направлений (шкал) по 4 позиции в каждом, включающими в себя удовлетворенность сферами отношений субъекта - с родными и близкими, с ближайшим социальным окружением; удовлетворенность своим социальным статусом, социально-экономическим положением и образом жизни в целом.

3. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) , направленный на выявление мотивационно-ценностной структуры личности, который включает шкалы жизненных ценностей (развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение, сохранение своей индивидуальности), а также перечень жизненных сфер, в которых эти ценности реализуются (профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность).

Математико-статистическая обработка данных проводилась в среде SPSS c использованием классических методов математического анализа, включающих в себя процедуры нормализации данных, дисперсионного, корреляционного, факторного и кластерного анализа, а также дискриминантного анализа корректности кластеризации. Для уточнения и содержательного описания психологических различий выборок, связанных с уровнем социальной фрустрированности респондентов, применялись процедуры сравнения значимости различий между выборками испытуемых с использованием T-критерия для независимых выборок, а также метод сравнения M-средних с последующим графическим представлением результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проверка статистических гипотез о неравенстве в уровне отдельных сфер социальной фрустрированности с использованием т-критерия Стьюдента для попарного сравнения трех независимых выборок показала наличие ряда значимых различий между группами в сферах социальной фрустрированности и жизненных ценностей (p < 0,005). В графической визуализации обнаруженных различий показатели, значимо различающиеся в выборках, соотнесены со сравниваемыми группами посредством процедуры расчета M-средних.

Выборки осетинских и кабардинских педагогов характеризуются высокой выраженностью, по сравнению с русскими, фрустрированности возможностей проведения отпуска и досуга, а также высокой неудовлетворенностью уровнем своего материального положения.

Группа педагогов-осетин значимо отличается выраженностью потребности в реализации своих жизненных ценностей, в первую очередь собственной индивидуальности, духовного удовлетворения, развития себя, а также семейных и профессиональных ценностей (в попарных сравнениях с русскими и кабардинцами p = 0,000).

Как видно из рисунка, яркой чертой выборки педагогов-кабардинцев является так же, как и для осетин, неудовлетворенность возможностями выбора формы проведения отпуска и досуга. Представленность в этой выборке показателей терминальных ценностей, оказывающих влияние на потребности и мотивацию личности, совпадает с ценностями русских педагогов по всем пунктам, за исключением одного - значимости ценности собственной индивидуальности (p = 0,0000). Данный результат в целом, согласуется с устоявшимися в социологии и психологии концепциями дихотомии восточной и западной культур и идеей психологических измерений культур . В рамках имеющихся научных данных традиции восточных культур (к которым относится кабардинцы), базируются на ценностях коллективистской культуры; поведение человека определяется принадлежностью к группе, а групповые цели превалируют над индивидуальными.

Выявленные различия между группами русских, кабардинских и осетинских педагогов позволили предположить, что структура связи между различными элементами их социальной фрустрированности имеет специфику, обусловленную этнокультурно. Для проверки этой гипотезы был проведен анализ факторной структуры социальной фрустрированности во всех трех выборках. С целью выявления общей базовой факторной структуры социальной фрустрированности педагогов был проведен факторный анализ данных, полученных на основной выборке испытуемых (N = 247), что позволило выделить 6 факторов, описывающих 61,9 % дисперсии и образующих удовлетворительную факторную структуру.

Показатели социальной фрустрированности и жизненных ценностей в группах русских, кабардинских и осетинских педагогов

В первый фактор (15,1 % объясненной дисперсии) вошли шкалы удовлетворенности возможностью проведения отпуска (0,747), выбора места работы (0,680), проведением досуга (0,664), интегральный индекс фрустрированности (0,583) и удовлетворенность отношениями с друзьями (458). Условно этот фактор был обозначен как «Возможности». Второй фактор (14,2 % дисперсии), обозначенный как «Профессия», включил в себя шкалы удовлетворенности взаимоотношениями с субъектами профессиональной деятельности (0,758), условиями профессиональной деятельности (0,663), содержанием своей работы (0,590) и взаимоотношениями с коллегами (485). Третий фактор, объясняющий 10,2 % дисперсии «Социально-экономический статус», включил в себя шкалы удовлетворенности своим материальным положением (0,748), жилищно-бытовыми условиями (0,710) и положением в обществе (0,524). В четвертый фактор «Семья» (9,1 % совокупности) вошли шкалы удовлетворенности отношениями с детьми (0,729), родителями (0,641), супругом (0,608) и образом жизни в целом (0,555). Пятый фактор «Общественно-политические условия» объясняет 7,2 % дисперсии и представлен шкалами удовлетворенности обстановкой в обществе (0,820), а также сферами медицинского обслуживания(0,581) и услуг (0,460). Шестой фактор - «Образование» - объясняет 6,1 % и включает в себя шкалы удовлетворенности своим образованием (0,785) и отношениями с администрацией (0,521).

Для выявления этно-культурной специфики проявления социальной фрустрированности педагогов был проведен факторный анализ ее показателей отдельно по группам, что позволило зафиксировать ключевые различия в структуре социальной фрустрированности педагогов трех выборок.

Факторная структура русских педагогов представлена шестью факторами (табл. 1). В скобках обозначен процент объясненной дисперсии по каждому из факторов, а также факторный вес показателей.

Для русских педагогов удовлетворенность возможностями выбора (отдыха, досуга, работы) связана с общим уровнем социальной фрустрированности, а также степенью удовлетворенности медицинским и бытовым обслуживанием. Показатель удовлетворенности отношениями с супругом в выборке русских педагогов переместился из фактора «семья» в фактор «общество» и оказался связанным с отношениями с друзьями и удовлетворенностью обстановкой в обществе.

Таблица 1

Факторы социальной фрустрированности русских педагогов (N = 106, объясненная дисперсия 61,6 %)

1 фактор (16 %)

Возможности

→ медицинское обслуживание (0,704)

→ сфера услуг (0,699)

→ возможность проведения отпуска (0,683)

→ общий уровень социальной фрустрированности (0,673)

→ выбор места работы (0,622)

→ проведение досуга (0,537)

2 фактор (11 %)

Экономический статус

→ жилищно-бытовые условия (0,823)

→ положение в обществе (0,731)

→ материальное положение (0,577)

3 фактор (10,5 %)

Профессия

→ условия профессиональной деятельности (0,690)

→ образ жизни в целом (0,558)

→ отношения с субъектами профессиональной деятельности (0,526)

4 фактор (8,6 %)

Окружение

→ отношения с друзьями (0,642)

→ взаимоотношения с супругом (0,640)

→ обстановка в обществе (-0,508)

5 фактор (8 %)

Образование

→ удовлетворенность уровнем образования (0,761)

→ взаимоотношения с администрацией (0,610)

→ взаимоотношения с коллегами (0,479)

6 фактор (7,5 %)

→ взаимоотношения с родителями (0,779)

→ взаимоотношения с детьми (0,719)

Факторная структура социальной фрустрированности в выборке кабардинских педагогов (табл. 2) имеет характерные отличия, объяснимые с позиций психологических измерений культуры , и, в частности, дихотомии индивидуального и коллективного.

Таблица 2

Факторная структура социальной фрустрированности педагогов-кабардинцев (N = 48, объясненная дисперсия 68,2 %)

1 фактор (17,4 %)

Общество

→ взаимоотношения с коллегами (0,752)

→ обстановка в обществе (0,656)

→ взаимоотношения с администрацией (0,655)

→ образ жизни в целом (0,647)

→ удовлетворенность сферой услуг (0,547)

2 фактор (17,3 %)

Профессия

→ условия проф. деятельности (0,826)

→ образование (0,760)

→ положение в обществе (0,745)

→ материальное положение (0,741)

→ взаимоотношение с субъектами профессиональной деятельности (0,541)

3 фактор (14,3 %)

Возможности

→ проведение досуга (0,777)

→ возможность выбора места работы (0,717)

→ возможность проведения отпуска (0,695)

→ медицинское обслуживание (0,673)

4 фактор (12,2 %)

→ отношения с детьми (0,844)

→ отношения с супругом (0,717)

→ отношения с родителями (0,687)

5 фактор (7 %)

→ взаимоотношения с друзьями (0,845)

→ удовлетворенность сферой услуг (--0,419)

В группе кабардинцев, по сравнению с совокупной мультиэтнической выборкой испытуемых, фактор, условно обозначенный как «Возможности», по своей значимости становится третьим, а на первое место в факторной структуре выходит фактор «Общество», включающий в себя показатели системы формальных и профессиональных отношений. Примечательно, что именно в этот фактор оказалась включенной и шкала удовлетворенности образом жизни в целом, выступающая в определенной мере индикативной в определении наиболее значимой сферы потребностей человека.

Анализируя факторную структуру социальной фрустрированности осетинской выборки педагогов, отметим, что она так же, как и кабардинская, несет на себе элементы коллективистической ориентированности потребностей (табл. 3).

Таблица 3

Факторы социальной фрустрированности осетинских педагогов (N = 27, объясненная дисперсия 62 %)

1 фактор (15,8 %)

Общество

→ удовлетворенность медицинским обслуживанием (0,785)

→ материальное положение (0,762)

→ обстановка в обществе (0,689)

→ удовлетворенность сферой услуг (0,598)

→ жилищно-бытовые условия (0,557)

→ проведение досуга (0,520)

2 фактор (15,4 %)

Ближайшее социальное окружение

→ взаимоотношения с детьми (0,840)

→ образ жизни в целом (0,832)

→ взаимоотношения с друзьями (0,648)

→ положение в обществе (0,556)

3 фактор (12 %)

Иерархические отношения

→ взаимоотношения с администрацией (0,752)

→ возможности проведения отпуска (0,714)

→ отношения с супругом (0,471)

→ удовлетворенность образованием (0,470)

→ отношения с родителями (0,427)

4 фактор (10,8 %)

Профессия

→ взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности (0,798)

→ возможность выбора места работы (0,637)

→ условия профессиональной деятельности (0,481)

5 фактор (8 %)

Формальные отношения

→ взаимоотношения с коллегами (0, 798)

→ положение в обществе (-0,555)

Так, первым фактором структуры так же, как и у кабардинцев, выступает фактор «Общество», который характеризует в большей мере формальные системы отношений человека - обстановка в обществе, материальное положение, удовлетворенность медициной и сферой услуг, жилищно-бытовые условия и досуг. Второй фактор отражает потребности, связанные с ближайшим социальным окружением. В частности, в него входят показатели удовлетворенности отношениями с детьми, друзьями, которые тесно связаны с удовлетворенностью своим образом жизни в целом.

Особенность факторной структуры осетинской выборки педагогов - содержание третьего фактора, условно названного «Иерархические отношения». В данный фактор вошли показатели шкал взаимодействия в социальных группах, характеризующихся вертикальными связями - администрация и родители. Примечательно, что в этот же фактор вошли и взаимоотношения с супругом, что может быть объяснено влиянием традиций и патриархальной культуры отношений.

Заключение

Выявление особенностей внутренней факторной структуры социальной фрустрированности педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям, позволяет утверждать, что факторы депривации значимых социальных потребностей личности, проявляющие себя в симптоматике социальной фрустрированности, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект. Этническая и региональная культура, представленная в традициях, обычаях нормативах, задает основной вектор и эталоны субъективного оценивания значимости отдельных составляющих социального пространства индивида и потому может рассматриваться как один из факторов его резистентности к стрессу и деструктивным социальным влияниям.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00882.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь;

Соловьёва О.В., д.псх.н., профессор кафедры дефектологии Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.10.2014.

Библиографическая ссылка

Мещерина Н.Г., Власова О.Г., Банщикова Т.Н. ЛИЧНОСТНЫЕ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-2. – С. 438-443;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35543 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социальная фрустрированность – вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.

Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере и что человек конкретно сам смог достичь – с другой стороны.

Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности – неудовлетворенности. При этом он переживает фрустрацию не столько от достигнутого, например от условий, в которых живет, или материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего. Нечто похожее происходит в сфере отношений: они нас устраивают или не устраивают не сами по себе, а в зависимости от ожиданий и оценок. Иной человек вполне удовлетворен тем, что у него нет друзей, что он не вступает в неформальные отношения с коллегами. Не возникают тесные, доверительные контакты – и не надо.

Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания недостигнутого, чем от реального положения личности.

Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня, личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо снижает уровень притяза ний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерархии, либо дискредитирует тех, кто их занимает. Нередко психологическое напряжение снимается путем «отказа» от конкурирующих ценностей. Например, в современных условиях некоторые люди отдают предпочтение иерархии образования, поступаясь при этом материальными достижениями.

Бланк методики «Уровень социальной фрустрированности»

Удовлетворены ли вы Полностью удовлетворен Скорее неудовлетворен Затрудняюсь ответить Скорее не удовлетворен Полностью неудовлетворен
Своим образованием
Взаимоотношениями с коллегами по работе
Взаимоотношениями с администрацией на работе
Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. д.)
Содержанием своей работы в целом
Условиями профессиональной деятельности (учебы)
Своим положением в обществе
Материальным положением
Жилищно-бытовыми условиями
Отношениями с супругом(ой)
Отношениями с ребенком (детьми)
Отношениями с родителями
Обстановкой в обществе (государстве)
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми
Сферой услуг и бытового обслуживания
Сферой медицинского обслуживания
Проведением досуга
Возможностью проводить отпуск
Возможностью выбора места работы
Своим образом жизни в целом

Проверьте себя. Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет модификацию методики Л. И. Вассермана (Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995, № 2). Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.

Обработка данных. По данному пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее не удовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

– 3,5-4 балла – очень высокий уровень фрустрированности;

– 3,0-3,4 – повышенный уровень фрустрированности;

– 2,5-2,9 – умеренный уровень фрустрированности;

– 2,0-2,4 – неопределенный уровень фрустрированности;

– 1,5-1,9 – пониженный уровень фрустрированности;

– 0,5-1,4 – очень низкий уровень;

– 0-0,5 – отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+"».

Обработка результатов и интерпретация. Под-считывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Т и Д»

Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

– у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Социальная фрустрированность - это вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением индивида в социальных иерархиях. Предлагаемый опросник фиксирует степень неудовлетворенности личности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Испытуемым предлагается оценить тестовый материал в соответствии со следующей шкалой: 0 - полностью удовлетворен; 1 - скорее удовлетворен; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - скорее не удовлетворен; 4 - полностью не удовлетворен. Эти оценки соответствуют количеству начисляемых за каждый ответ баллов.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Удовлетворены ли вы?..

  • 1. Своим образованием.
  • 2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
  • 3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
  • 4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).
  • 5. Содержанием своей работы в целом.
  • 6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
  • 7. Своим положением в обществе.
  • 8. Материальным положением.
  • 9. Жилищно-бытовыми условиями.
  • 10. Отношениями с супругом (супругой).
  • 11. Отношениями с детьми.
  • 12. Отношениями с родителями.
  • 13. Обстановкой в обществе (государстве).
  • 14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
  • 15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
  • 16. Сферой медицинского обслуживания.
  • 17. Проведением досуга.
  • 18. Возможностью проводить отпуск.
  • 19. Возможностью выбора места работы.
  • 20. Своим образом жизни в целом.

Сумма набранных баллов делится на 20 (число вопросов)- По каждому пункту определяется уровень социальной фрустрированности:

  • 3,5 -4 балла - высокий уровень;
  • 3,0-3,4 балла - повышенный уровень;
  • 2,5-2,9 балла - умеренный уровень;
  • 2,0-2,4 балла - неопределенный уровень;
  • 1,5-1,9 балла - пониженный уровень;
  • 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
  • 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Диагностика переживания одиночества (Е. Е. Рогова)

Деятельность педагога постоянно протекает среди людей, однако внутренне учитель может ощущать себя непричастным к окружающим. В этом случае можно говорить о возникновении переживания одиночества. Ощущение одиночества сопровождается раздражением, отчуждением, депрессией. Оценить уровень переживания одиночества поможет опросник, разработанный Е. Е. Роговой.

Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства его личности. Варианты ответов: "да", "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Иногда я сомневаюсь, действительно ли моим знакомым интересно то, что я говорю.
  • 2. С детства я окружен заботой и лаской.
  • 3. Я тяжело переживаю свое одиночество.
  • 4. Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.
  • 5. К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.
  • 6. Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.
  • 7. В детстве я обычно играл один.
  • 8. Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
  • 9. У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.
  • 10. Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.
  • 11. Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
  • 12. Никому в действительности нет до меня дела.
  • 13. Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.
  • 14. Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.
  • 15. Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.
  • 16. Иногда я чувствую себя изолированным от других.
  • 17. Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
  • 18. Мне одиночество больше напоминает серое пасмурное утро, чем солнечное ясное утро.
  • 19. Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.
  • 20. Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.
  • 21. Бывает, мне хочется побыть одному.
  • 22. Люди вокруг меня, но не со мной.
  • 23. Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.
  • 24. Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.
  • 25. Вся моя жизнь бесполезна.
  • 26. Случается, что я не разделяю взглядов окружающих.
  • 27. Часто я чувствую себя покинутым.
  • 28. Мне скучно и неинтересно среди сверстников.
  • 29. Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.
  • 30. Мне не хватает поддержки людей, которые бы меня понимали.
  • 31. Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.
  • 32. К сожалению, я часто не вписываюсь в компанию.
  • 33. Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.
  • 34. Общению с людьми я предпочитаю уединение.
  • 35. У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
  • 36. Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
  • 37. Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.
  • 38. Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.
  • 39. Мне всегда хотелось вести дневник.
  • 40. У меня много единомышленников.
  • 41. Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.
  • 42. Родители одобряют меня в моем выборе друзей.
  • 43. Для меня невыносимо быть в одиночестве.
  • 44. Лучший отдых для меня - чтение книги.
  • 45. Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.
  • 46. Не в каждой группе я чувствую себя своим и желанным.
  • 47. Я постоянно ощущаю себя одиноким.
  • 48. Мне не нравится заниматься каким-либо делом в одиночку.
  • 49. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  • 50. Мне кажется, что окружающие сами часто не знают и не понимают, чего они хотят от меня.

КЛЮЧ

одиночества

Номер вопроса и вариант ответа

Временное

(ситуативное)

Постоянное

Эмоциональное

Поведенческое

Когнитивное

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные результаты сопоставляются с ключом. За каждое совпадение прибавляется I балл. Максимальное количество по каждому виду одиночества - 10 баллов. Различают следующие уровни переживания одиночества:

  • 10 -7 баллов - высокий уровень;
  • 6-4 балла - средний (адаптивный) уровень;
  • 3-0 баллов - низкий уровень.

Временное одиночество - наиболее распространенная форма такого состояния, относящаяся к кратковременным приступам одиночества. Реже наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается, когда в течение длительного времени индивид не может установить удовлетворяющих психосоциальных связей.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были (положительные или отрицательные эмоции, связанные с переживанием одиночества; принятие или неприемлемость одиночества для индивида). Такое одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей и окружающих взрослых, отвержения со стороны сверстников.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности, невключенность в референтную для индивида группу). Такое одиночество может выражаться как активно (стремление, избегание), так и пассивно.

Когнитивное одиночество - состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности). Оно может быть следствием резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях с окружающими, несовпадения интересов, взглядов.

Методика диагностики невроза (К. Хек, X. Хесс)

Методика предназначена для экспресс-диагностики вероятности невроза у испытуемого. Обследуемому предлагается ознакомиться с суждениями и ответить на них "да" или "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я внутренне напряжен.
  • 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  • 3. Я чувствую себя легкоранимым.
  • 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  • 5. Часто без особых причин у меня возникает чувство безучастности и усталости.
  • 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  • 7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  • 8. Я довольно нервный.
  • 9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  • 10. Я довольно раздражительный.
  • 11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  • 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  • 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  • 14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  • 15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  • 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  • 17. Мое настроение легко изменить.
  • 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  • 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие.ноли.
  • 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  • 21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  • 22. Иногда я испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  • 23. Критика или выговор меня очень ранят.
  • 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  • 25. Иногда я слишком сильно беспокоитесь из-за незначительных вещей.
  • 26. Я часто испытываю недовольство.
  • 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  • 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  • 29. Большей частью я счастлив.
  • 30. Я недостаточно уверен в себе.
  • 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  • 32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  • 33. Я много копаюсь в себе.
  • 34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  • 35. Иногда у меня все болит.
  • 36. У меня бывает гнетущее состояние.
  • 37. У меня что-то с нервами.
  • 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  • 39. Самая тяжелая борьба.для меня - это борьба с самим собой.
  • 40. Иногда я чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Сумма баллов более 24 говорит о высокой вероятности невроза.

Социальная фрустрированность

Личностная особенность человека – неудовлетворенность социальным статусом, своими достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми.

Социальная фрустрированность проявляется по-разному. В первую очередь, это низкая самооценка, часто – неустойчивая (временами бывают сильные перепады в самооценке). Ощущение собственного низкого статуса заставляет играть в ситуациях общения вторые роли, быть пассивным и заискивающим. При этом, однако, человек очень обидчив и не прощает неуважительного отношения к себе. Большую часть времени сильно фрустрированные личности испытывают сниженное настроение и дискомфорт, склонны испытывать негативные эмоции.

Социальная фрустрированность имеет разные причины. Очевидная объективная причина – подлинный социальный статус: безработный, простой работник, менеджер среднего звена, топ-менеджер, малоизвестный артист или ученый, известный артист или ученый и т.д. Но даже здесь накладывает свой отпечаток субъективное: важны не только сами по себе социальные достижения (это в числителе), но и их «нормальность» для того или иного возраста (это в знаменателе). Корреляции между социальной фрустрированностью и возрастом почти нет – всего лишь -0,04 (по данным А. Я. Психологии).

Прочих субъективных факторов множество. Имеет значение, например, баланс между ситуациями подчинения и ситуациями командования. Если, например, менеджеру среднего звена чаще приходится самому командовать, нежели выслушивать приказания, уровень социальной фрустрированности у него будет ниже. Может влиять психопатическая конституция – если у человека хронически сниженная самооценка, он склонен интерпретировать разные социальные ситуации не в свою пользу (например, ему может показаться, что его унизили или оскорбили, без объективных причин на то).

Распространенной проблемой является эффект психологического самокредитования – когда человек (особенно характерно для молодых) внушает сам себе, что в будущем он станет великим ученым, известным спортсменом или артистом, миллиардером или влиятельным политиком. Это самокредитование в свое время «лечит душевные раны», но потом за него приходится рассчитываться социальной фрустрированностью.

Скорректировать социальную фрустрированность довольно тяжело. Очень во многом она завязана на . Человеку в первую очередь можно посоветовать научиться контролировать свои эмоции, не интерпретировать ситуации как унижающие его честь и достоинство, поменьше размышлять о собственном социальном статусе.

Собственные исследования А. Я. Психологии (по материалам онлайн-тестирования)

Социальная фрустрированность относится к числу самых разрушительных для личности факторов. Она влечет за собой множество разных проблем: нарушение психологического здоровья, склонность к невротическим состояниям, высокой тревожности, неуравновешенности, плохому соматическому самочувствию, утомляемости.

Настроение, как правило, снижено, человек часто бывает грустным, вплоть до депрессии. Но при этом склонен к перепадам настроения – периоды хорошего настроения при этом коротки. Подвержен стрессам.

В общении социально фрустрированный человек оставляет тяжелое впечатление. Это ощущение усиливается, когда он общается с людьми, которые ему кажутся более статусными. Очень обидчив и злопамятен, любит незаметно «подгадить». Склонен терять друзей – и в силу своей мелочной мстительности, и в силу того, что у окружающих создается впечатление, что они сильно задолжали. Склонен манипулировать, часто через вызывание чувства жалости. При этом общительность снижена. Плохо умеет слушать, конфликтен, но при этом честен.

Слабые склонности и способности в области руководства и предпринимательской деятельности.

Часто имеются проблемы в семейной жизни.

Среди женщин социально фрустрированных немного больше.