Могут ли слепые люди плакать. Могут ли слепые видеть? Откровенность в общении

На сон почти треть своей жизни и каждую ночь видит сны, даже если не помнит их после пробуждения. Причём сновидением считается восприятие не только визуальных, но и звуковых, тактильных и даже вкусовых образов. The Village узнал у эксперта и незрячих людей, какие сны снятся слепым.

София Кочнева

терапевт-сомнолог, помощница Романа Бузунова - заведующего Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий „Барвиха“» Управления делами президента РФ

Если люди лишены зрения с рождения и, соответственно, никогда не получали никакой зрительной информации, то они не «видят» сны, они их, скорее, чувствуют. Сновидения у таких людей ярче выражены через запахи, вкусы, тактильные эмоции и переживания, что компенсирует отсутствие визуального впечатления от мира. То есть это прямое отражение того, как слепые воспринимают внешний мир во время бодрствования, - через уши, руки и обонятельные рецепторы.

Зрячему человеку тяжело представить себе, как это происходит. Можно попытаться интерпретировать, закрыв глаза и сосредоточившись на внутренних ощущениях происходящего вокруг.

Все люди, как известно, видят сновидения во время быстрой фазы сна, когда глазные яблоки находятся в стадии постоянного быстрого движения. Эта фаза занимает немного времени и имеет у зрячих и слепых одинаковую продолжительность. То есть слепые люди видят абсолютно полноценные сны, их глаза точно так же движутся, когда они проходят стадию быстрого сна. Это абсолютно здоровые и полноценные сны с учётом поправки на зрение.

Что касается людей, которые ослепли в течение жизни, то в первые месяцы им снятся лица людей и обстановка, которая их окружала раньше. Но сон - это всего лишь информация, которую мы получаем в течение дня, просто во сне мозг выдаёт её в переработанном и часто искажённом виде. Поэтому, если человек ослеп 10–20 лет назад, он видит такие же сны, которые снятся слепому от рождения человеку.

Есть такой термин - проприоцептивная чувствительность. Он означает, что человек чувствует изменение положения своих конечностей в покое и в движении. Фактически у слепых это чувство развито лучше, поэтому во сне они могут находиться в состоянии постоянного совершения действия.

Сергей Флейтин

полностью ослеп
в 10 лет

Я не придаю снам слишком уж большого значения и не всегда обращаю на них внимание. Кроме того, нужно, наверное, уточнить, что у меня есть визуальный опыт. Я окончательно ослеп в 10 лет, так что адекватное представление об окружающем мире имею, хотя конкретные образы за столько лет уже поистёрлись. То есть до 10 лет я видел, но плохо. Читал, например, водя носом по книжке: у меня была очень тяжёлая близорукость. Когда я ещё не окончательно потерял зрение, сны мне снились цветные, в красках реальной жизни. И в интернате, где я учился, кое-кто даже считал это признаком ненормальности. Ну а мне, наоборот, казалось ненормальным то, что люди видят чёрно-белые сны.

Поскольку я уже больше тридцати лет ничего не вижу, сны стали смешанными. В них присутствует и мой нынешний опыт незрячей жизни, и опыт прошлой жизни - могут прорваться и какие-то зрительные образы, воспоминания. По-настоящему яркие сны мне снятся крайне редко. В основном это чистой воды биохимия, содержание которой определяется степенью усталости, переживаниями прошедшего дня или тем, что было съедено и выпито за ужином. Иногда может присниться что-то забавное, и тогда, если оно останется в памяти, я даже могу рассказать об этом близким. Но я никогда не занимался поисками сакральных смыслов или скрытых посланий в снах.

Галина Карнаухова

слепая с рождения (остаточное зрение
в виде цветоощущения потеряла в 18 лет)

Сейчас мне 50. До 18 лет у меня сохранялось какое-то остаточное зрение в виде цветоощущения, но во сне я никогда не видела так называемых визуальных образов. Вообще, сновидения мне снятся очень редко. Но если снятся, это ощущения: я как будто нахожусь в процессе физической активности и воспринимаю происходящее не со стороны, а через собственное участие. Чаще всего мне снится какая-то ситуация или обстоятельство из прошедшего дня или просто что-то абстрактное. Например, недавно мне приснился сон про моего дедушку, которого мы с сестрой никогда не знали: он умер ещё в нашем раннем детстве. А тут он вдруг приснился, и это произвело на меня по-настоящему сильное впечатление. Я помню этот сон до сих пор, хотя видела его ещё летом. Это было как в жизни: мы с дедушкой общались, я привела его к нам домой, где дед познакомился и поговорил с мужем.

В основном подобные сны, состоящие из голосов и общения с людьми, я и вижу. Допустим, во сне могу куда-то идти с друзьями или что-то делать руками, чем-то заниматься. Приведу пример: мы с мужем увлекаемся кулинарией, печём всякие тортики и пирожные. Однажды мы в «Жан-Жаке» сделали свой десерт, тирамису, для одного документального проекта. И мне потом не одну ночь снилось, как мы делаем крем и пропитку, украшаем блюдо. Но вот запахи еды не снились.

Чаще всего в сновидениях я получаю, скорее, впечатления от действий или общения. Значения сновидениям я особого не придаю, но были и интересные случаи. Например, моя давно умершая мама в одном из таких снов мне, можно сказать, на словах предрекла очень долгое хождение по конторам, когда мы пытались решить проблемы с недвижимостью. Помню, она обратилась ко мне с сестрой и сказала: «Девчонки, что вы всё так долго - бегаете и бегаете?»

Иллюстрация: Настя Григорьева

За последние 150 лет благодаря развитию медицины мы стали понимать, каким образом разные участки мозга отвечают за различные задачи в работе нашего тела. Есть отдельные мозговые центры, руководящие памятью, движением, зрением и слухом, осязанием и обонянием, речью и так далее.

Посередине задней части мозга расположена зона, получившая название зрительной коры, - уже давно известно, что именно здесь сосредоточены клетки, отвечающие за зрительные ощущения. Значительная часть сведений о том, как функционирует та или иная часть мозга, была получена в ходе изучения травм и повреждений. Когда в результате несчастного случая страдает некий участок мозга, врачи по изменениям в поведении или способностях человека могут судить о том, за что отвечает этот участок в нормальном, неповрежденном состоянии. Хотя это не столь совершенный, как хотелось бы, инструмент получения знаний. Повреждения не так уж часто затрагивают только один участок мозга, так что полученной в ходе исследования информации зачастую недостает точности. Если в машине после аварии не работают фары, это может объясняться целым рядом причин: например, вышел из строя аккумулятор, или генератор переменного тока, или лампы, или переключатели, - тут нужно быть осторожным и не делать скоропалительных выводов.

Впрочем, при всех этих «но» в одном ученые уверены на сто процентов: если зрительную кору головного мозга серьезно повредить или удалить, пациент ослепнет.

Но как узнать, что человек действительно слеп? Вопрос может показаться глупым, тем не менее одно исследование, начатое в 1970-х годах, продемонстрировало, что слепота - не совсем то, чем она кажется. Очевидный способ проверить, слеп человек или нет, - спросить у него об этом. Большинство людей не станет врать в столь серьезном деле, именно поэтому связь зрительной коры со зрением не вызывает сомнений. Все те, чья зрительная кора была сильно повреждена, не могли видеть - в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Они были неспособны делать все то, что делают зрячие, с трудом ориентировались в пространстве и, естественно, не воспринимали никаких визуальных образов.

Но в 1974 году человек, оставшийся в науке под инициалами Д. Б., перенес операцию по удалению опухоли мозга, которая затрагивала его зрительную кору, и в результате ослеп на одну половину поля зрения. Это означало, что он мог видеть только половину окружающего его пространства, ту, что находилась слева, но понятия не имел, что происходит справа. Также были случаи, когда животные с поврежденными или отсутствующими зрительными центрами по-прежнему могли выполнять задачи, требовавшие использования зрения. Они, например, поворачивали голову в сторону вспышки света. Поскольку животные не в состоянии сообщить, видят они что-нибудь или нет, долгое время было непонятно, в чем дело. Но, столкнувшись с пациентом, который заверял докторов, что ничего не видит, группа ученых из Оксфорда во главе с профессором Ларри Вайскранцем решила выяснить, может ли пациент, несмотря на слепоту, выполнять те же задачи, что и животные.

К удивлению ученых (а также самого пациента), Д. Б. мог проделывать такие вещи, каких от слепого не ожидают. Он различал местонахождение внешнего раздражителя, например яркого света, и указывал в верном направлении. Он также мог сказать, движется источник света или стоит на месте, а еще был способен определить, направлен световой луч горизонтально или вертикально. Но самое удивительное: когда ему последовательно демонстрировали два цветных световых луча, он мог определить, одинаковы цвета или различны. И все это, между прочим, пациент проделывал, не осознавая, что может видеть свет, направление луча и цвета. Напротив, как вы, наверное, догадались, когда пациенту предложили выполнить все эти задания, он решил, что врачи сошли с ума. Как можно ожидать, что человек различит свет и цвета в той части своего поля зрения, в которой он ничего не видит? Всякий раз, когда Д. Б. указывал в определенном направлении или отвечал на серии вопросов, ему казалось, что он просто угадывает. И каково же было его изумление, когда ему сообщили: все его действия и ответы доказывали, что он по-прежнему в некотором роде может «видеть».

Так что же происходит с пациентами, обладающими подобной способностью «слепозрения» (термин введен все тем же профессором Вайскранцем)? Хотя за субъективное ощущение зрения отвечает зрительная кора, в мозгу есть и другие области, вовлеченные в обработку визуальных сообщений, полученных глазами и передаваемых в мозг. Прежде чем визуальная информация поступит в зрительную кору, она проходит через другие участки мозга и даже ветвится, чтобы добраться сразу до нескольких областей. Ученые обнаружили, что визуальная информация активизирует - ни много ни мало - целых девять участков мозга. Судя по всему, один из этих вспомогательных участков, получив информацию о точке света, способен дать руке сигнал, чтобы она поднялась и указала в нужном направлении, - даже при полностью разрушенной зрительной коре. Это как если бы пассажир, едущий на поезде к конечной станции, сошел бы на предыдущей остановке и передал посылку с обозначенным на ней адресом другому пассажиру, едущему в противоположном направлении, от конечной станции. Тот, кто находится на конечной станции и ожидает, что ему передадут посылку, дабы он отправил ее дальше, так и не узнает, что передача посылки все же произошла, при этом посылка благополучно доберется до места назначения, указанного в адресе.

В ходе дальнейшего изучения этого феномена, которое (некоторые наверняка скажут: к счастью) сильно тормозилось из-за того, что серьезные травмы, задевшие нужные участки мозга, встречались довольно редко, выяснилось, что и с прочими чувствами, локализованными в других частях мозга, происходит нечто подобное. Существует, например, «слепокасание»: когда некто с мозговой травмой, лишившей человека осязательных ощущений в руке, может тем не менее с завязанными глазами правильно указать, к какому месту руки прикасается датчик. Есть также свидетельства «глухослышания»: человек, утративший всякую способность к пониманию речи (у него был поврежден участок мозга, отвечающий за распознавание слов), несмотря ни на что, мог отличать звучание знакомых слов, которые он когда-то читал, от незнакомых.

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с форсмажорными ситуациями, связанными с временной потерей возможности видеть. Виной тому стихия и отключение электричества. Представьте, что в вашей местности случился ураган, который привел к неисправности линии электропередач. И вот, когда внезапно погас свет, ваши глаза какое-то время никак не могут приспособиться к темноте. Вы не можете отловить свои ощущения и идете куда-то вдоль стены, на ощупь, исследуя предметы руками.

В такой момент у человека наступает растерянность, он чувствует, что лишился самого важного чувства - возможности видеть, остается только прислушиваться к темноте. А теперь представьте, что слепой человек проходит через все это ежеминутно. Чтобы узнать больше о людях с дефектами зрения, нужно примерить их ощущения на себя.

В этой публикации будет приведено 13 интересных фактов о незрячих людях, ознакомившись с которыми, вы, возможно, по-иному станете воспринимать людей с ограниченными возможностями.

Полностью лишены зрения только 16%

1. На самом деле только 16% людей из незрячих, полностью слепы. Остальная (большая) часть инвалидов страдают лишь от частичной потери зрения. Кто-то из них способен воспринимать цвета в виде отдельных пятен, кто-то ориентируется на свет, кто-то может различать движение предметов, а иные люди могут уловить даже очертания. Размытые и искаженные пятна, а не кромешная тьма - вот что видят наши сегодняшние герои.

Сочувствие окружающих неуместно

2. Люди с ограниченными способностями никогда не жалеют себя и не винят судьбу за произошедшее с ними. Они сильны морально и умеют радоваться жизни. А самое главное, они не ищут у окружающих сочувствия. И если когда-нибудь на вашем пути встретится незрячий человек, остановитесь и подумайте, прежде чем бросить ему в след слова утешения. Воспринимайте инвалидов, как равных себе.

Незрячий сам попросит о помощи

3. Слабовидящие люди намного больше осведомлены о среде своего обитания. Да, иногда у них случаются проблемы с тем, что они не могут найти выход в незнакомом помещении. Видя, что рядом с вами незрячий человек, не обижайте его, предложив услуги поводыря. Если человек действительно в чем-то нуждается, он сам скажет вам об этом.

Навязчивое вмешательство со стороны оскорбительно

4. Продолжая предыдущую тему, углубимся в детали. Многие потерявшие зрение остро реагируют на внезапную помощь со стороны, порой считая таковую унизительной для себя. Любой намек на их неполноценность со стороны окружающих принижает наших героев. Они очень раздражаются, когда кто-то вызывается перевести их через дорогу, в то время, когда они просто поинтересовались, где находится то или иное здание. Им не нравится, когда за них покупают продукты в магазине, а уж тем более пересчитывают деньги рядом с кассовым аппаратом. Прежде чем навязывать свою помощь, спросите у них, нуждаются ли они в этом.

Принцип эхолокации

5. Психологи навязали массам расхожее мнение об обострении у незрячих людей слухового восприятия. На самом деле, это утверждение весьма спорно, а в иных случаях некорректно. С уверенностью можно лишь сказать, что человек, потерявший зрение, может в качестве вспомогательного ориентира в своем ежедневном существовании воспользоваться приемом эхолокации, когда звуковые волны помогают определить местоположение и размеры того или иного объекта.

Слепота - это не приговор

6. Обычный человек не должен подбирать слова в разговоре с незрячим. Необходимо называть вещи своими именами и помнить, что скорее можно обидеть собеседника молчанием, нежели чем упоминанием о его особенности. Никто из них не считает, что слепота - это клеймо.

Среди них тоже встречаются разные темпераменты

7. Среди людей с ограниченными возможностями тоже есть интроверты и экстраверты. Да, они не смогут оценить значимый экспонат в музее или заняться экстремальным видом спорта. Однако иной незрячий любит размеренный и спокойный образ жизни, а иной предпочитает искать приключения.

Любители помечтать во сне

8. Повышенное сенсорное восприятие в течение дня приводит к тому, что во время сна у незрячих людей обостряется восприятие своих тайных желаний. Иными словами, такие люди способны частично программировать сны, видя по ночам то, что они действительно хотят.

Яркие цвета моделируются через ассоциации

9. Не все незрячие пришли в этот мир с врожденным пороком, многие приобрели таковой в течение жизни. Поэтому у людей так свежи и остры восприятия цветков, они помнят, как ранее могли по долгу стоять и любоваться прекрасной розой, ароматной лилией, умиляться обычной полевой ромашке. Сейчас они способны моделировать прежние восприятия через ассоциации. Они помнят, что небо голубое, а солнце и огонь желтые. Яркие цвета по-прежнему имеют для них значение.

Подверженность фобиям

10. Потерявшие зрение часто впадают в зависимость от собственных обостренных страхов, ежедневно испытывая необъяснимую тревогу и беспокойства. Считается, что, таким образом, люди с ограниченными возможностями избегают стрессов. Больше всего они бояться упасть в кювет, оказаться под колесами автомобиля, преследования со стороны других людей. Таким образом, навязчивые фобии не способны влиять на качество жизни.

Собака-поводырь вместо трости

11. Не все люди привыкли использовать трость в качестве помощника и ориентира на улице. Палка белого или красного цвета часто служит сигналом для окружающих, указывая на степень инвалидности. Охотнее слепые люди используют при передвижении специально обученных собак-поводырей. С живым умным помощником больше шансов не наткнуться на прохожего, не споткнуться о бордюр, найти нужную дверь.

Откровенность в общении

12. Мы уже говорили о том, что слабовидящие не воспринимают свой дефект как изъян. Поэтому, если вам захочется с ними пообщаться по душам, больше расспросить про образ жизни - не стесняйтесь, делайте это. Собеседник откровенно сможет ответить на все интересующие вопросы.

Как достигается уверенность в собственных силах?

13. Для достижения определенного статуса в жизни слабовидящим также нужно верное позитивное окружение, одобрение людей и повышенная самооценка. Чем больше вокруг них будет дееспособных, тем лучше для самих инвалидов и их уверенности в собственных силах.

300 лет назад Уильям Молинё спросил у Джона Локка: сможет ли только что прозревший слепой отличить куб от шара, не прикасаясь к нему? Найти и обосновать ответ пытались многие и философы, и физиологи. И вот недавно были опубликованы результаты эксперимента, в котором наиболее точно соблюдены все исходные условия старинного вопроса и получен однозначный ответ на него. Однако и этот ответ, в свою очередь, породил массу вопросов…

Уже несколько столетий сначала философы, а затем медики, физиологи, нейрофизиологи, специалисты по Computer Science и мн. другие пытаются разгадать загадку зрения. Как именно видит человек? Как он распознает различные предметы и абстрактные формы? Что играет бо льшую роль в работе зрения: опыт или врожденные механизмы? Как зрение связано с другими органами чувств?…

Один из самых известных вопросов относительно зрения был сформулирован ирландским философом . Суть этого вопроса проста: слепого от рождения человека научили наощупь различать куб и шар; куб и шар ставят на стол, а слепой внезапно обретает зрение… вопрос: сможет ли он отличить куб от шара только с помощью зрения?

Джон Локк ответил отрицательно. Затем в дискуссии участвовали Беркли, Лейбниц, Кондильяк, Дидро и мн. другие. Причем обсуждения были не только теоретические - уже была проведена операция по удалению катаракты у слепорожденного тринадцатилетнего мальчика и предпринята попытка выяснить особенности его восприятия мира сразу после прозрения… В XX веке к проблеме возвращался, в частности, разработавший метод обучения слепоглухих детей…

Однако ни теоретические рассуждения, ни даже опыты по излечению слепоты не дали однозначного ответа на проблему Молинё (которая, кстати, была для него не только умозрительной - его жена была слепой). Всегда находились контраргументы и к условиям проведения экспериментов (а, следовательно, к их результатам), и, тем более, к теоретическим построениям…

И вот спустя более чем триста лет был проведен, пожалуй, наиболее чистый эксперимент из всех, в которых пытались ответить на вопрос Молинё .

Исследование было проведено в Индии в рамках «Проекта Пракаш » - специальной программы по лечению слепорожденных детей. Его проводили ученые из США, Голландии и Индии. Результаты опубликованы в журнале .

В эксперименте приняли участие пять добровольцев: YS (M, 8 лет), BG (M, 17 лет), SK (M, 12 лет), PS (M, 14 лет) с плотной врожденной двусторонней катарактой и PK (F, 16 лет) с двусторонним врожденным

помутнением роговицы. Всем им были проведены операции, излечившие слепоту.

Все тесты проводились не позже чем через 48 часов после операции и сразу после снятия повязок с глаз . Таким образом было соблюдено наиболее сложное условие эксперимента: избежать до его начала смешения тактильных и зрительных стимулов .

Всего эксперимент состоял из трех последовательных частей:

1. Участнику с закрытыми глазами давали ощупать объект, затем он должен был опознать его также наощупь из пары предложенных вариантов. (Так проверялась способность участника различать объекты с помощью осязания.)

2. Участнику вновь давали ощупать объект, но уже опознать он его должен был визуально - распознать его из пары объектов, поставленных перед ним на стол. (Это и было главным тестом в эксперименте.)

3. Участнику показывали объект, он должен был его запомнить и узнать из пары объектов, которые ставили перед ним на стол. (Этот тест был контрольным - таким образом проверялось, насколько хорошо испытуемые видят и как работает первичная функция зрения - отличение одних объектов от других).

Во время тактильной части эксперимента добровольцы ощупывали объекты под столом, закрыв при этом глаза. Во время визуальной части эксперимента объекты помещались на стол на расстояние около 30 см от глаз, при этом участники могли свободно менять угол обзора, немного приближаться или удалятся от объектов. Не разрешалось лишь касаться их.

В каждой из трех частей эксперимента (тактильной, тактильно-визуальной, визуальной) участнику предлагалось 20 попыток опознать объект из двух представленных (при этом все пары объектов выбирались случайным образом и только один раз для каждого участника).

Результаты эксперимента оказались однозначными (см.ниже графическое представление данных): только что прозревший человек не может сразу выстроить связь между своими тактильными и визуальными ощущениями . При том, что у него по-прежнему уверено работает способность тактильного распознавания предметов, а возможность простого визуального отличения одного объекта от другого (без привязки к тактильным данным) близка к 90%.

Однако всего через одну неделю испытуемые при повторных экспериментах показали уже совсем другой результат. Оказалось, что без всяких целенаправленных тренировок они уверенно проходят большинство тактильно-визуальных тестов .

Итак, общий вывод из эксперимента таков: возможность связывать данные от разных органов чувств не проявляется мгновенно, а требует время на “активацию”/ обучение. При этом это обучение происходит спонтанно и очень-очень быстро

Вот она в изложении Лейбница: «Предположите слепорожденного, ставшего уже взрослым, которого научили отличать с помощью осязания куб от шара из того же металла и приблизительно той же самой величины, так что, когда он прикасается к обоим этим предметам, он может сказать, какой из них куб и какой — шар. Предположите далее, что куб и шар поставлены на стол и что наш слепой обрел вдруг зрение. Спрашивается, мог ли бы он, видя их, но не прикасаясь к ним, различить их и сказать, какой из них куб и какой — шар » (Г.В.Лейбниц "Новые опыты о человеческом разумении" 1704г).

И действительно, можно сказать, что на конкретный вопрос, заданный Уильямом Молинё в описываемом эксперимента получен ответ и этот ответ - отрицательный. Однако, это совершенно не значит, что таким образом решен, например, спор между эмпириками и рационалистами о “врожденных идеях”, роли опыта/ априорных знаний и т.п.

Решен лишь вопрос об отсутствии жесткой постоянной связи между двумя центрами распознавания предметов окружающего мира: тактильного и зрительного. Что никак не говорит ни об отсутствии такой связи у новорожденных (ведь эта связь могла перестать функционировать должным образом в результате длительной слепоты, а та скорость, с которой произошло обучение, говорит скорее в пользу наличия сложноустроенных врожденных связей между зрением и осязанием), ни о роли “врожденных идей”, ”априорных схем”, etc. в процессах распознавания предметов окружающего мира (как визуальных, так и через осязание).

В Писании образ слепоты нередко употребляется для того, чтобы описать духовное состояние людей, которые либо не хотят, либо не способны получить Божественное откровение.

В пророческом слове говорится, что служение Мессии будет характеризоваться тем, что у духовно слепых откроются глаза. (Ис. 42:6-7).
Выходя на служение, Иисус объявил о Своём Мессианском предназначении, обещая, что в Нём исполнится пророчество Исаии о прозрении слепых (Лук. 4:18-19).

Иисус, вспоминая слова Исаии, обвиняет фарисеев в том, что они «слепые вожди слепых...» (Мф. 15:14).
Фарисеи были невеждами в Божественных вопросах и чужды природе Божьего закона. Хотя они брали на себя роль вождей, чтобы указать другим путь, но были слепы, ибо своими преданиями заповедали Божьи (Мф. 15:1-9). Они заявляли о себе, что являются авторитетом в духовных вопросах, но были слепы в духовной реальности, как люди, которых они вели за собой. Таким образом, из речи Христа ясно, что если вожди слепы, то и их последователи также слепы, и, вне всякого сомнения, ведущий и его последователь упадут в яму.

Обращаясь к слепым вождям, Христос обличает и осуждает их лицемерие и фальшь во всех направлениях их жизни (Мф. 23:13-33). Они заботились лишь о внешней стороне благочестия и совершенно не обращали внимания на его внутреннюю сущность. Они в большей мере желали и стремились показаться благочестивыми перед людьми, нежели стремились явиться таковыми перед Богом. Они очищали внешность. Они казались очень аккуратными в том, что было открыто человеческому взору, и так хитро устраивали свои нечестивые дела, что никто не мог заподозрить их в
безнравственности, поэтому обычно люди считали их очень добродетельными. Но внутри, в глубине своего сердца, в сокровенных уголках своей жизни, они были полны «хищения и неправды». Они были прекрасны внешне, подобно гробам, которые снаружи кажутся красивыми (Мф. 23:13-33).

Лаодикийской церкви, как служителям, так и её членам, предъявлено тяжёлое обвинение: она была ни холодной, ни горячей (Откр. 3:15-16). Трагедия этой церкви заключалась в том, что она была убеждена в своем богатстве и слепа в своей нищете.
Лаодикийская церковь была болезненно тепловатой. Тёплый или равнодушный христианин - это наихудший в мире характер. Равнодушие в истории Божьего народа всегда осуждается (3 Царст. 18:21). Здесь нет места для нейтралитета.

Причина равнодушия лаодикийцев заключалось в самомнении и самообмане. Они воображали о себе, что с ними всё в порядке. Они были о себе высокого мнения (Откр. 3:17). Поэтому Иисус Лаодикийской церкви говорит: «.. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16).

Поскольку лаодикийцы были слепы и не видели своей собственной нищеты и наготы, они нуждались в покаянии, им нужно было помазать глаза свои глазной мазью, чтобы увидеть себя такими, какими они в действительности были (Откр. 3:18-19).
Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11) и Евангелие предназначено для спасения таковых. Если же оно не достигает и не спасает их, то они обречены на погибель. Они не имеют другого пути, ибо нет иного способа или средства спасения. Поэтому если Евангелие закрыто для души, то это является как признаком, так и причиной её гибели. (2 Кор. 4:3-4). Бог века сего ослепляет умы неверующих людей. Они находятся под влиянием и властью сатаны, названного здесь богом века сего (Ин. 14:30).

Цель Христа - посредством Евангелия открыть Бога умам людей. Цель же сатаны - держать человека в неведении, и если он не может изгнать из мира свет Евангелия, то старается не дать проникнуть ему в сердце людей. Таким образом, кто не может принять благую весть Евангелия Христова, кто предаётся злому началу мира сего, те не могут более услышать зов Божий. Это не Бог оставил их; они сами своим поведением закрыли себе доступ к Нему.

Ничуть не в лучшем состоянием находятся многие люди, именующие себя христианами, которые обольщены дьяволом, противником, который ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5:8). Бог века сего, князь тьмы совращает верных с пути истины, ослепляя кромешной тьмой. (1 Ин. 2:9). Другими словами, такой христианин не совершил достойный плод покаяния и не пережил возрождение, т. е. Каким он был до уверования, таким и остался. Он ещё находится во тьме и во тьме ходит, и не знает куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин. 2:11; 3:14-15). Таким образом, как неверующий, ум которого ослепил бог века сего, чтобы не воссиял для него свет благовествования, так и тот, который именует себя христианином, но не ходит во свете, а во тьме, оба стоят на опасном пути, на пути, ведущем в погибель.

Мы должны не только называться христианами, но воистину быть таковыми. Ап. Павел эту мысль подтверждает в послании к Римлянам 2:17-21. Ап. Петр требует от своих читателей показать в вере добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь (2 Петр.1:5-7). Далее апостол заверяет, что если у верующих всё вышеперечисленное есть и умножается, то они «не останутся без успеха и плода в познании Господа нашего Христа». Кроме сего, он же основательно утверждает, что «в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Петр. 1:8). Таков человек не знает, что главное в жизни. У него нет способности распознать истинные духовные ценности. Он живёт в тёмном мире. Такой человек настолько слеп, что забыл об очищении прежних грехов. Акт крещения, который совершался для спасения его души, остался позади и совсем забыт. Человек, не имеющий вышеперечисленных достоинств, а именно: добродетель, рассудительность, воздержание, терпенье, благочестие, братолюбие, любовь возвращается туда, откуда однажды был взят, ибо истина его искупления потеряла над ним власть. (2 Петр. 1:10-11).

Слепому нужен вожатый (Деян. 13:11). Человек слепой не может быть вожатым, ибо, если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.
У израильтян были стражи. Стражи выполняли ответственные задачи. Стены города охранялись стражами, которые следили не появился ли враг (Иез. 33:2 и далее). Невозможно себе представить, что для охраны города назначали стражами людей слепых. Все стражи должны быть зрячими.

В свою очередь Бог тоже для Израиля назначил стражей. Назначенные Им стражи - это пророки (Иер. 6:17; Иез. 3:16-19), которые должны бодрствовать, предостерегая свой народ от греха (Ис. 21:6 и далее). В Новом Завете стражи - это те наставники, которые пекутся о церквях и несут ответственность за них (Евр. 13:17).

Вне всякого сомнения, что стражи должны быть зрячими. У Исаии говориться о «бессмысленных» стражах, которые были «слепы» и «невежды» (Ис. 56:10-11). Такие стражи в своём действовании не приносят никакой пользы, а, наоборот, вред. Поэтому Писание говорит, что служитель церкви должен обладать духовными качествами. (Тит. 1:9).
Служитель должен быть зрячим стражем и охранять церковь от людей, которые проповедуют ересь и заблуждение. Бог неоднократно, предупреждая Израиль. (Ис. 3:12). Последствия впавших в заблуждение печальны. (Ис. 9:16; Лук. 6:39).

Пастыри должны стоять на страже и бодрствовать, беречь церковь от вторжения в неё лжеучения. Христос обличает некоторых христиан Пергамской церкви, которые держались учения Валаама и Николаитов. А разве в этом не был виноват служитель Фиатирской церкви в том, что попустил Иезавели учить и вводить в заблуждение христиан любодействовать и есть идоложертвенное (Откр. 2:14-15,20). Может ли слепой водить слепого, не оба ли упадут в яму?

Религиозно-нравственное и общественное состояние Израиля описано пророком Исаией в 59 главе. В характеристике развращения Израиля можно видеть резкое обличение как современного пророка Израильского общества, так и даже худшее состояние позднейшего Израиля, эпохи пришествия Мессии и основания христианства. Духовное состояния Израиля описано в Исаи 59:9-10.

Духовное состояние христианства перед Вторым Приществием Христа выражено в изречении: «Но Сын Человеческий пришед, найдёт ли веру на земле» (Лук. 18:8). Это не означает, что не будет искренне верующих христиан. Это означает, что таковых будет очень мало. Это означает, что будет очень много таких, которые будут именоваться христианами, но они будут иметь только вид благочестия (2 Тим. 3:1-5); будет очень много духовно слепых, которые в вере не показали тех необходимых духовных качеств (о которых выше было уже упомянуто), чтобы иметь свободный вход в вечное Царство господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1:5-11). Может ли слепой водить слепого, не оба ли упадут в яму?

Бог нуждается в зрячих христианах, которые были бы способны с Его помощью при содействии Духа святого на основании Священного Писания жить по Его воле и открыть глаза людям, находящимся во тьме, дабы они увидели свет спасения.
Церковь нуждается в зрячих служителях, которые держались бы истинного Слова и здравого учения, бодрствуя и стоя на страже, сами не заблуждались и не допускали заблуждениям проникать в Церковь.

Весь христианский мир нуждается в молитвенниках, которые, подобно апостолу Павлу, молились бы об уверовавших во Христа, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его, «и просветил очи сердца их», дабы они познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых (1 Еф. 1:15-23).