Мы пронесем через столетья ваш подвиг, славу, героизм

Богоров И. И. Эклампсия в 1941-1942 гг., по материалам акушерской клиники Ленинградского педиатрического института / И. И. Богоров, А. В. Анисимов // Сборник работ членов Ленинградского акушерско-гинекологического общества за время войны и блокады. - Л., 1943. - С. 55-63.

  • Вайнштейн В. Г. Хирургический госпиталь в блокированном Ленинграде // Вестн. хирургии. - 1985. - № 5. - С. 22-25.
  • Возвращение в строй: сборник / под ред. П. А. Иванова. - Л. : Газет.-журн. и книж. изд-во, 1944. - 80 с.

    Сборник посвящён работе ленинградских госпиталей во время войны.

  • Гладких П. Ф. Работа психиатрических учреждений в Ленинграде во время блокады // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1980. - № 5. - С. 760-761. - Библиогр.: 10 назв.

    Приведены основные показатели работы психиатрических больниц блокированного Ленинграда в 1942 г.

  • Деятельность акушерско-гинекологических клиник 1 Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова в Ленинградском акушерско-гинекологическом обществе // Алиментарная дистрофия и авитаминозы: науч. наблюдения за 2 года Отечественной войны: уч. зап. ... - Л., 1944. - С. 134.
  • Зайцев А. П. Ленинградская психиатрическая больница им. П. П. Кащенко в военные годы // Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны: сб. науч. тр. - Л., 1985. - С. 111-114.
  • Копылов Ф. А. Ампутации в госпиталях Ленинграда в период Отечественной войны // Вопросы ортопедии и протезирования: сб. науч. тр. - Л., 1947. - Вып. 3. - С. 34-41. - Библиогр.: с. 41.

    Статистика проведённых ампутаций.

  • Коровин А. С. Обзор операционных журналов военно-морских госпиталей Ленинграда за два года Отечественной войны // Воен.-мор. врач. - 1944. - № 3. - С. 8-13.
  • Кухарчик В. В. О состоянии дела переливания крови в гражданских и военных лечебных учреждениях города Ленинграда // Науч. труды Ленингр. НИИ переливания крови. - Л., 1943. - Т. 5. - С. 144-150.
  • Кухарчик В. В. Состояние дела переливания крови в Ленинградских тыловых военных лечебных учреждениях // Труды Ленингр. НИИ переливания крови. - Л., 1941. - Т. 4. - С. 130-134.
  • Кухарчик В. В. Обеспечение военных и гражданских лечебных учреждений кровью и растворами в осаждённом Ленинграде // Науч. труды Ленингр. НИИ переливания крови. - Л., 1947. - Т. 7. - С. 37-45.
  • Левин О. А. Переливание крови и кровозамещающих растворов в ленинградских госпиталях за годы Великой Отечественной войны // Науч. труды Ленингр. НИИ переливания крови. - Л., 1947. - Т. 7. - С. 46-54.
  • Ляховицкий М. Я. Вторая психиатрическая больница в условиях блокады Ленинграда // Врачеб. дело. - 1965. - № 9. - С. 114-116.
  • Ляховицкий М. Я. Работа городской психиатрической больницы в условиях войны и блокады // Совет. невропсихиатрия. - 1948. - Сб. 7. - С. 37-43.

    Статистические данные работы 2-й Психиатрической больницы Ленинграда за период с августа 1941 года по январь 1944 года.

  • Первые результаты // Вопр. коммунал. хоз-ва. - 1926. - № 7. - С. 101-102.

    О предварительных итогах 1 этапа строительного сезона в Ленинграде, в том числе: о ремонте больницы им. Нечаева, ремонте уже имеющейся и сооружении новых канализации и водопровода.

  • Порембский В. К. Эклампсия за год войны по данным родильного дома им. Снегирёва // Сборник работ членов Ленинградского акушерско-гинекологического общества за время войны и блокады. - Л., 1943. - С. 64-72.
  • #блокада #Ленинград #война #довольствие #ВОВ

    В целях более удобного управления 23 августа г. Северный фронт был разделен на два фронта - Карельский и Ленинградский. С 29 августа 1941 г., когда немецко-фашистские войска заняли железнодорожную станцию Мга, оказался в обороне и блокаде. С выходом левого фланга войны противника на побережье Финского залива территория фронта была расчленена на две части, изолированные одна от другой. Основная часть, включавшая в себя Ленинград, простиралась от западного берега Шлиссельбургской губы Ладожского озера, а к северу-. до линии фронта на Карельском перешейке. Вторая часть представляла собой плацдарм в районе Ораниенбаума, включая и сам Ораниенбаум.

    С суши этот плацдарм полностью блокировался противником и опирался па побережье Финского залива. Связь с ним поддерживалась только через Финский залив по трассе Ленинград - Кронштадт - Ораниенбаум, на всем протяжении находившейся под воздействием не только авиации, но и артиллерии противника.

    На основной территории фронта единственным железнодорожным путем, эксплуатировавшимся на всем протяжении, был участок железнодорожной линии Ленинград - Ладожское озеро. Движение поездов осуществлялось на всех участках пути в условиях фронтовой обстановки- при частых налетах вражеской авиации, бомбежках и артобстрелах железнодорожных станций, вокзалов и перегонов. В ночь с 6 на 7 сентября 1941 г. на Ленинград был сделан первый налет авиации противника. Первая сильная бомбардировка города была произведена 19 сентября 1941 г. С этого времени бомбардировка ночью и днем повторялась почти каждые сутки вплоть до 5 декабря 1941 г. Были дни, когда количество воздушных тревог доходило до 10-12 в сутки. В ряде случаев воздушные тревоги длились 5-6 часов подряд.

    создала в Ленинграде и войсках фронта крайне тяжелое положение. Городские запасы продовольствия быстро иссякли. Железнодорожный транспорт, промышленность и коммунальное хозяйство города испытывали тяжелые затруднения в части снабжения топливом, электроэнергией и сырьем. Раннее наступление холодов еще больше увеличило тяжесть обстановки. Из-за недостаточности питания возникли массовые истощения. Им сопутствовал рост заболеваний дизентерией и другими инфекционными болезнями. В декабре 1941 г. смертность в Ленинграде равнялась годовой смертности за весь 1940 г.

    Перед тылом Ленинградского фронта в период блокады Ленинграда стояли необычные задачи: обеспечение регулярной доставки боеприпасов, вооружения, материальной части, ведение в необходимых масштабах доставки продовольствия и фуража для войск фронта, Краснознаменного Балтийского флота и гражданского населения, обеспечение ленинградской промышленности возможности продолжать производство, что требовало доставки топлива, сырья и прочих материалов, осуществление эвакуации в тыл страны больных и раненых военнослужащих, разгрузка блокированного Ленинграда путем эвакуации значительных масс гражданского населения и вывоз эвакогрузой, осевших с начала блокады в Ленинградском железнодорожном узле из-за невозможности вывоза. Для снабжения Ленинграда продовольствием и осуществления всех перечисленных выше видов перевозок была сооружена ледяная дорога через Ладожское озеро протяженностью 28 км, которая вошла в под наименованием «Дорога жизни», введенная в эксплуатацию 22 ноября 1941 г.

    По ледяной трассе было доставлено в Ленинград 354 200 т различных грузов, в том числе 268 400 т продовольствия. Население, промышленность, коммунальное хозяйство города, войска фронта и Краснознаменный Балтийский флот получили продовольствие, боеприпасы, вооружение, горючее и смазочные материалы, уголь, фураж, медицинское имущество и лечебные средства. Ледовая трасса дала возможность разгрузить город путем эвакуации в тыл страны более полумиллиона человек гражданского населения и свыше 35 тыс. раненых и больных бойцов и . Вывезено промышленных и других звако-грузов 3677 железнодорожных вагонов.

    В широком масштабе развернулась борьба за коммуникацию на Ладожском озере летом 1942 г. При подготовке к навигации были созданы заново и усовершенствованы объекты портового и причального хозяйства, объем дноуглубительных и дноочистительных работ превысил 467 тыс. куб. м, порты и причалы были оснащены подъездными железнодорожными путями и средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ. За летний период было доставлено в Ленинград по водной трассе 779 586 т различных грузов и вывезено в тыл страны 292 952 т эва-когрузов. Людей было перевезено 849 597 человек, в том числе 539 597 человек в тыл страны. Эвакуация гражданского населения достигла 448 010 человек.

    Подвоз топлива обеспечил возобновление и развертывание работы промышленности. Был снова введен в строй целый ряд предприятий промышленности из числа временно законсервированных в начале блокады. Такая тыловая обстановка была в первый год войны в осажденном Ленинграде. В такой обстановке квартирно-эксплуатационному отделу Ленинградского фронта пришлось расквартировывать войска и военные госпитали и обеспечивать приспособление отведенных помещений для их размещения. Личный состав КЭО фронта, имевший практический опыт по обеспечению войск квартирным довольствием в период войны с белофиннами, несмотря на полное отсутствие в Уставе тыла и других военных руководствах указаний о функциях и работе квартирно-эксплуатационных органов в военное время, справился с задачами по расквартированию войск и обеспечению их всеми видами квартирного довольствия.

    Сосредоточение большого количества войск и тыловых учреждений в Ленинграде и пригородах в связи с блокадой потребовало изыскания большого количества жилфонда за счет отвода и приспособления городских зданий, строительства землянок, приспособления летнего дач-но-поселкового фонда зданий и уплотненного размещения в существующем фонде НК.О и ранее отведенном городом по мобплану с оборудованием и обеспечением всеми видами коммунального обслуживания. Квартирно-эксплуа-тационным отделом и КЭЧ гарнизонов в 1941 г. были приспособлены все военные городки под максимально уплотненное размещение воинских частей с устройством двухъярусных и трехъярусных нар в казармах, манежах и других помещениях, с расширением пищеблоков, устройством наружных умывальников, уборных, что дало возможность разместить, людей в 4,5-5 раз больше против мирного времени. Для размещения новых формирований, прибывших из Прибалтики, Койвисто, Ханко, из-под Луги, проходящих воинских частей и особенно вновь формируемых госпиталей и батальонов выздоравливающих ввиду недостатка жилой плошади был обследован фонд городских зданий большой вместимости и отобранная часть в 1941 г. приспособлена под расквартирование с производством всех необходимых работ.

    В отведенных по мобплану и дополнительными распоряжениями горисполкома под госпитали городских зданиях и школах были проведены работы второй очереди по 21 объекту и полностью все необходимые строительные, сантехнические и электромонтажные работы на 60 объектах, включая принятые от Наркомздрава, всего на 73 600 койко-мест. Полностью приспособлены и оборудованы под госпитали с производством всего комплекса работ 14 военных городков на 20 000 койко-мест. Приспособлено с производством необходимых работ по оборудованию военных городков и городских зданий под 11 батальонов выздоравливающих 6 объектов на 14 000 койко-мест. Полностью приспособлено под размещение воинских частей и оборудовано нарами или койками с устройством и расширением пищеблоков, санузлов и производством необходимого ремонта 204 городских здания, отведенные решением исполкома, вместимостью 89 600 человек. Всего приспособлено в 1941 г. военных городков и городских зданий 101 объект на 107 600 человек. Развернуты на базе госпиталей и медсанбатов дома отдыха в 27 зданиях на 10 200 коек с необходимым дооборудованием и производством текущего ремонта.

    Эксплуатация занимаемых зданий под госпитали осуществлялась в тяжелых условиях. В период с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. была полностью нарушена работа коммунальных сооружений города и прекращена подача электроэнергии и воды. Разрушения, причиняемые вражескими авиабомбардировками и артиллерийскими обстрелами, еще больше усугубляли положение с сохранением всей сантехники: от разрывов авиабомб и снарядов в большинстве объектов неоднократно выбивались стекла и их заменители, что при низкой наружной температуре приводило к размораживанию труб и сантехнических приборов, выходу из строя систем центрального отопления, водопровода и канализации.

    Эвакуация людей в тыл страны и их смертность по разным причинам, а также слабое физическое состояние оставшихся в Ленинграде в незначительном количестве кадров вольнонаемного низового обслуживающего эксплуатационного персонала и работников КЭЧ и КЭО требовали особо напряженной работы этого небольшого коллектива, целиком переключившегося на работу в военные городки и госпитали, зачастую выполняя работу за слесарей, механиков центрального отопления и электромонтеров. Эксплуатационный персонал КЭО Ленфронта работал самоотверженно в тяжелых условиях. За период блокады Ленинграда только в одной квартирно-эксплуатационной части Ленинградского гарнизона умерло эксплуатационного персонала; мужчин - 75 человек, женщин - 29 человек. Уволено с работы из-за длительной болезни: мужчин - 14 человек, женщин - 22 человека. 10 января 1942 г. погиб и начальник Петергофской КЭЧ капитан П. С. Крылов, умер от ран при артобстреле.

    Эвакуация семей начсостава поставила в тяжелое, положение дома начальствующего состава (ДНС) в части охраны оставшихся личных вещей и организации службы МПВО. Малозаселенные ДНС с центральным отоплением были законсервированы с переселением жильцов на кухни и в дома с печным отоплением, была организована охрана пустующих объектов в условиях близости фронта и полугора годовой блокады текущий ремонт осуществлялся для проведения профилактических мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий в связи с вражескими действиями. За счет средств текущего ремонта производились камуфляжно-маскировочные работы, огнезащитная обмазка-окраска деревянных чердачных конструкций, приспособление и оборудование бомбогазоубежиш, герметизация комнат, многократное остекление оконных переплетов и ремонт разрушенных вражескими действиями частей и элементов зданий. Проводилась работа по оборудованию и монтажу дублирующих устройств для аварийного электроснабжения и водоснабжения военных городков и госпитальных объектов. Основное внимание было уделено госпиталям, в которых благодаря принятым мерам и проведенным мероприятиям была обеспечена нормальная госпитальная работа в теплых и отремонтированных помещениях.

    Большая работа квартирно-эксплуатационными органами была проведена по подготовке к весне 1942 г. после суровой зимы. В короткий срок путем мобилизации всех людских и транспортных средств КЭО и квартирно-эксплу-атационных частей все военные городки, ДНС и отведенные НКО городские здания были полностью очищены от фекальных отбросов, грязи, льда; канализация приведена в порядок, а где не работали городские участки канализации - построены временные выносные уборные. В своем донесении начальнику КЭУ ГИУ КА от 14 мая 1942 г. начальник КЭО Ленинградского фронта А. Ф. Жерупанов указывал: «…По городу Ленинграду все военные городки и ДНС проверены, трупы погибших в результате разрушений, причиненных вражеской авиацией, артобстрелом, и умерших по другим причинам убраны и захоронены…»

    Основными кадрами, на которые опирался квартирпо-эксплуатационный отдел Ленинградского фронта и с кем проводил все свои мероприятия по эксплуатации, ремонту, оборудованию аварийных устройств и ликвидации последствий вражеских действий, были две ремонтненвосстано-вительные роты по 100 человек каждая, сформированные по ходатайству КЭО перед Военным советом Ленфронта, ремонтно-механические мастерские КЭО, ремстройконтора и ремстройгруппы при квартирно-эксплуатационных частях, низовой эксплуатационный персонал и личный состав госпиталей. Этими силами были проведены камуфляж но-маскировочные работы на 110 объектах, светомаскировочные работы во всех зданиях, на 450 объектах произведена огнезащитная обмазка-окраска деревянных чердачных конструкций всех зданий: в 1941 г. - 627 объектов (1250 000 кв. м), в 1942 г. - 304 объекта (685 000 кв. м); оборудованы бомбо- и газоубежища в военных городкам, ДМС и городских зданиях, занятых под госпитали, а также дооборудованы отведенные НКО убежища городских зданий: в 1941 г. - 67 объектов, в 1942 г. - 82 объекта. Произведен демонтаж для эвакуации в тыл оборудования электростанций, пищеблоков и прачечных из гарнизонов временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории и организована эвакуация квартимущества в 1941 г. с 16 пунктов. На местах в военных городках, отведенных городских зданиях и домах начальствующего состава организована служба МПВО и сформированные команды оснащены необходимым инвентарем для борьбы с зажигательными авиабомбами в 1941 г. на 226 объектах. Организована пожарно-сторожевая охрана пустующих ДНС и отдельных зданий. Восстановлены и пущены в ход 6 гарнизонных прачечных, переданных в эксплуатацию КЭО, в которых выстирано белья и обмундирования: в 1941 г. - 2050 т, в 1942 г. - 2280 т. Произведено доукомплектование, главным образом за счет женщин, и обучено низового обслуживающего персонала взамен ушедших в армию и эвакуированных в военных городках, госпиталях и ДНС: в 1941 г. - 400 человек, в 1942 г. - 788 человек.

    В целях обеспечения безаварийной эксплуатации военных городков и госпиталей в зимних условиях 1942/43 г., учитывая возможные перебои в подаче городом воды и электроэнергии, для дублирования центрального отопления было вновь установлено 2510 печей, в том числе в 1941 г. 310 печей; на случай отключения городской электроэнергии и для бесперебойной работы силовых установок (центрального отопления, рентгена, физиотерапии и т. п.) и осветительных нужд госпиталей и воинских частей установлено тепловых, газогенераторных и паровых двигателей 123 шт. общей мощностью 2500 л. с, в том числе в 1941 г. 37 шт. мощностью 680 л. с. На случай неподачи воды городом, недостаточного напора в городской сети или ее повреждений в госпиталях были оборудованы аварийные установки водоснабжения с устройством запасных резервуаров, станций подкачки, водонапорных баков на 44 объектах, в том числе в 1941 г. на 8 объектах. Было произведено бурение аварийных мелководных скважин на 10 объектах с дебетом воды 85 куб. м в час. Для обеспечения аварийным освещением операционных, пищеблоков, санпропускников и мест общего пользования в госпиталях, были установлены аккумуляторы - 3400 шт., в том числе в 1941 г. - 1200 шт. Кроме того, по 23 госпитальным обь-ектам были проведены временные электролинии протяженностью 7,5 км от фидеров Ленэнерго, оставшихся неотклю-ченными.

    Для пользования отоплением вне зависимости от подачи городской электроэнергии в зданиях с большой кубатурой, занимаемых госпиталями, система центрального отопления была переведена с водяной на паровую на 14 объектах, в том числе в 1941 г. на трех. Были полностью восстановлены замороженные системы центрального отопления на 49 госпитальных объектах, отключенные от ТЭЦ города объекты переведены на местные котельные с производством всех необходимых работ на 6 объектах, выстроено и приспособлено 16 новых котельных, в том числе в 1941 г.- три. Для обеспечения работы санпропускников, отопления помещений и горячего водоснабжения было установлено в госпиталях и прачечных 99 преобразователей Прохорова «АДУ» (автодушевых установок), в том числе в 1941 г. - 35.

    Для предупреждения и ликвидации аварий были сформированы слесарные аварийные бригады при квартирно-эксплуатационных частях, ремонтно-механических мастерских и ремонтно-восстановительных ротах: в 1941 г. - 6 бригад, в 1942 г. - 8. Две бригады были оснащены парообразователями «АДУ» для отогрева замерзших линий центрального отопления, водопровода и канализации.

    В трудных условиях производилось топливоснабжение воинских частей и госпиталей. Доставка топлива в условиях блокады была чрезмерно ограничена. Имевшиеся запасы топлива были перераспределены и к концу 1941 г. израсходованы. Единственный путь к обеспечению топливом был в развертывании самозаготовок дров. Решением Военного совета Ленинградского фронта от 27 ноября 1941 г. были сформированы две рабочие дровозаготовм-тельньте роты численностью по 345 человек каждая для обеспечения топливом военных госпиталей и учреждений, дислоцированных в Ленинграде. Эти роты находились в распоряжении Осинорощенской и Токсовской КЭЧ, которые производили работы по заготовке дров и лесозаготовкам. Воинские части фронта обеспечивались топливом путем собственных лесозаготовок. Для доставки топлива н-а Карельском перешейке к 25 ноября 1942 г. была построена узкоколейная железная дорога от ст. Пери до м.. Сало-Кюля протяженностью 28 км с узкоколейными усами протяженностью 14 км. При прокладке узкоколейной железной дороги было уложено 42 000 шпал, построено 17 мостов пролетом от 4 до 32 м; для обеспечения работы узкоколейной железной дороги изыскано и отремонтировано: мотовозов - 6, вагонеток-платформ - на 6 поездов, вагонеток ручных для усов - 80. Большая часть рельс разбиралась на участках, подвергавшихся вражескому артобстрелу, в непосредственной близости к передовой линии фронта. Эксплуатационный эффект узкоколейной железной дороги составлял до 1777 куб. м в сутки.

    Обеспечение квартирным имуществом усложнялось теми обстоятельствами, что эвакуированные до блокады из Ленинграда в тыл страны четыре военные академии и 16 военных училищ с разрешения центра вывезли с собой все основное квартирное имущество и инвентарь, оставив помещения без мебели. Развертывание госпиталей и батальонов выздоравливающих проводилось в школах и учрежденческих зданиях, домах культуры и в военных городках, освобожденных выбывшими военными академиями и училищами, требовавших полного оснащения их мебелью и инвентарем для госпитальных нужд. Значительно было сокращено производство мебели и другого квартинвентаря в местной промышленности.

    Развертывание госпиталей, уплотненное размещение формирований в городских зданиях, землянках и военных городках потребовало производства большого объема работ по приспособлению помещений, оборудованию и расширению пищеблоков, санузлов, постройке нар и т. д., что вызвало необходимость изыскивать оборудование, мебель и разные строительные и электротехнические материалы. Отсутствие завоза извне, разрушения в результате артобстрелов и воздушных бомбардировок и растущая потребность в предметах квартдовольствия потребовали принятия КЗО решительных мер по организации производства на базе оставшегося оборудования эвакуированных цехов, заводов и мастерских ряда предметов квартдовольствия, ранее завозимых из других областей. Благодаря принятым мерам госпитали, которым было уделено особое внимание во всех звеньях квартслужбы, квартирным довольствием были удовлетворены почти полностью. Из гарнизонов, перешедших в состав боевых рубежей и подвергавшихся интенсивному налету вражеской авиации и артобстрелу, в короткий срок было перевезено попутным транспортом, возившим па передние линии обороны боеприпасы, до 20 тыс. железных кроватей и до 10 тыс. предметов другой мебели. Из дальних гарнизонов, расположенных ближе к государственной границе, была организована вывозка и эвакуация в Вологду, Волхов и Ленинград ценного квартимущества и оборудования с демонтажем его силами квартчастей и специально командированными на места слесарно-монтажными бригадами, сформированными при ремонтно-механической мастерской К.ЭО Ленфронта. Вновь было организовано в Ленинграде производство предметов квартирного довольствия: чугунных пнщеварных котлов, кипятильников непрерывного действия, печёй-вре-мянок с трубами, походной мебели, железных кроватей, свечей, фонарей, светильников и другого имущества. Заготовлено строительных и электро- и сантехнических материалов: в 1941 г. - на 4 331649 руб., в 1942 г. - на 4 322 825 руб. Кроме того, изыскано, демонтировано и получено от разных организаций от разборки в разрушенных зданиях в 1942 г. радиаторов центрального отопления 20 000 кв. м, разных сантехнических и электротехнических материалов и оборудования до 12 вагонов. Заготовлено кроватей-топчанов - 43 464 шт., тумбочек прикроватных - 4050 шт., стульев-табуретов - 16 010 шт., чугунных пищеварных котлов - 3067 шт., печей-времянок.с комплектами труб - 18 800 шт. Кроме того, получено во временное пользование от гражданских организаций для госпиталей: кроватей - 20 550 шт., тумбочек прикроватных - 13 566 шт., столов разных - 17 275 шт., стульев и кресел разных - 55 281 шт. Также значительно помогло оснащению квартимуществом госпиталей и штабов изъятие мебели из ДНС. Заготовлено осветительных приборов: ламп керосиновых и светильников - 33 655 шт., электроламп - 80 216 шт., фонарей со стеклами - 54 675 шт., свечей стеариновых и др. - 90 т.

    Таким образом, квартирно-эксплатационные органы Ленинградского фронта, осуществляя работу в условиях блокады Ленинграда, в отрыве от снабжения из центра смогли обеспечить квартирным довольствием воинские части, а главное, обеспечить всеми необходимыми коммунальными услугами военные госпитали, создавая нормальные условия для и бойцов, находившихся на излечений после ранения. Эта работа по обеспечению квартирным довольствием войск выполнена КЭО Ленинградского фронта и находившимся в тот период в его подчинении личным составом КЭЧ Лснгарнизона, Правобережной, Токсовской, Осинорощенской и Петергофской квар-тирно-эксплуатациоиных частей, последняя в годы войны трижды меняла свою дислокацию: находилась в Кингисеппе, Ораниенбауме и снова возвратилась в Петергоф (ныне Петродворец).

    В руководстве квартирно-эксплуатационным отделом Ленинградского фронта помогали начальнику КЭО А. Ф. Жерупанову его помощники офицеры Г. П. Ефремов, М. П. Любимов, Я- Т. Мельников, А. М. Гражданов. Подчиненные КЭО Ленфронта КЭЧ возглавляли офицеры: В. Ь. Стеняев, Н. И. Туляков, Р. Д. Гуревич, И. М. Кульпии, С. А. Старосельцев. В армиях руководили работой квар-тирно-эксплуатационных отделений офицеры В. Ф. Малявин, Н. Ф. Кротов, В. И. Марковии, Г. Г. Черноносов, Л. С. Чувахин. В период блокады были награждены правительственными наградами офицеры А. Ф. Жерулавбз, В. В. Стеняев, М. П. Любимов.

    За длительный период блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками был нанесен ущерб казарменно-жилищному фонду Ленинградского фронта в сумме 637 655 990 руб. Всего же за годы Великой Отечественной войны казарменно-жилищному фонду Ленинградского военного округа нанесен ущерб в сумме 1 985 727 584 руб.2 Особенно сильным разрушениям был подвергнут фонд Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Для его восстановления потребовалось создать специальное УВСР.

    Много сил и труда потребовалось для восстановления разрушенного и строительства нового казарменно-жилиш,-ного фонда в послевоенные годы.

    Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обходные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже 12 сентября началась первая навигация по Ладожскому озеру. C большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда - в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. За этот период в осаждённый город было доставлено 60 тыс. т. различных грузов и эвакуировано около 33 500 ленинградцев.

    17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день - первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262,5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.

    Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях свыше 1 млн. т. различных грузов. Из города было эвакуировано около 540 тыс. человек.

    С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

    18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

    Музей "Дорога Жизни"
    Ленинградская область, пос. Осиновец.
    Филиал центрального Военно-Морского музея:

    Пискарёвское мемориальное кладбище.


    Здесь захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек- 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих). Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941-1942 гг. (так, 15 февраля 1942 г. Захоронено 8452 умерших, 19 февраля- 5569, 20 февраля- 10043).

    Пискарёвское мемориальное кладбище.



    Дорога жизни


    На фото: 46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского озера, Памятник-паровоз, 56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал - Ладожское Озеро, Разорванное кольцо, Кобона, Румболовская гора, Катюша, Переправа, Цветок жизни, Стальной путь, Легендарная Полуторка, Войбокало


    Схема ледового участка Дороги Жизни



    Буксирный пароход «Ижорец №8» («Каредж»).


    В сентябре 1941 г. с боеприпасами и продовольствием прибыл в порт Осиновец. За первую навигацию перевез большое количество различных грузов, за что капитан парохода Н.Д.Бабошин был награжден орденом Красной Звезды.После войны пароход отремонтирован. Под названием "Коредж" плавал на Белом озере.

    В 1976 г. из Белоозерска приведен в Осиновец и поставлен на вечную стоянку в музее.

    Представитель многочисленного семейства речных буксиров постройки 30-х годов. (Водоизмещение 130-140 т, длина 23 м, скорость 5-7 узлов). В годы войны многие из них были мобилизованы в ВМФ, входили в состав Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий.

    Небольшие суда, которым в мирное время был запрещен выход в Ладогу, служили тральщиками, сторожевыми кораблями, канонерскими лодками (в составе Онежской флотилии). Вооружались 45-мм орудием, одним-двумя пулеметами. На канонерских лодках ставился еще 37-мм зенитный автомат.

    «Ижорец-8» остался в распоряжении Северо-Западного речного пароходства и обеспечивал буксировку барж по ладожской трассе.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Сторожевой катер МО-215 (точнее то, что от него осталось).

    Построен в Ленинграде. 16 августа 1941 г. вступил в строй. С боями прошел до границы с Фашистской Германией. Участвовал в боевых операциях на ладожском озере и Финском заливе. Прошел около 5 тясяч миль. Совершил 24 боевых похода. Потопил 5 барж икатеров противника. В боях имел повреждения. Командир МО-215 лейтенант Епихин Н.П. дослужился до капитана I ранга.

    В годы войны входил в состав Ладожской военной флотилии. Представитель типа «Малый охотник – 4» (а не «морской», как некоторые считают), строившихся крупной серией в 30-40-х для противолодочной обороны, дозорной службы, морской погранохраны. Водоизмещение 56 т, длина 27 метров, скорость 26 узлов. Вооружение: 2 – 45 мм пушки, 2 – 12,7 мм пулемета ДШК, глубинные бомбы. Деревянный набор и обшивка не способствовали сохранности экспоната под открытым небом. Та же судьба постигла однотипный катер, стоявший в Новороссийске. Корпус МО-215 прогнил и провис на кильблоках, артиллерия и палубное оборудование демонтированы (орудия установлены у входа в музей).

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Сторожевой катер МО-215.



    Сторожевой катер МО-215.



    Советский военно-транспортный самолёт Ли-2


    Ли-2 - советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939 г.), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Музей "Дорога Жизни".



    Башня Т-34 производства 112-го завода "Красное Сормово".
    История неизвестна, стояла на одном из бронекатеров Ладожской флотилии.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.



    Советский штурмовик Ил-2. Боевые (?) ранения.


    Советский штурмовик Ил-2, летал в составе 15 гв. штурмового полка, был сбит 17 января 1943 г. в районе г. Всеволожск.

    Экипаж: пилот ст.лейтенант Павлов Владимир Иванович, покиб при посадке, стрелок ст.сержант Иващенко Кирилл Андреевич, при посадке получил ранение (выпрыгнул с парашютом), пропал без вести 17 июля 1944 г. (не вернулся с боевого вылета) в составе того же 15 гв. штурмового полка.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.




    Ил-2. Бортовое оружие.



    Мыс Осиновец


    22 ноября 1941 г. на лёд "Дороги жизни" вышла первая автоколонна грузовых автомашин.

    Дорога жизни с 12 сентября 1941 г. по март 1943 г. связывала блокадный Ленинград со страной. Летом - по воде, зимой - по льду.

    В этом месте на побережье Ладожского озера суда никогда не приставали – это считалось невозможным. Но для спасения города возможным становилось все – и сюда подходили груженные зерном баржи. Плавание это было особо опасным – не только немецкие самолеты и артиллерия, свирепствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17 сентября, на разбитых штормом баржах, погибло свыше 1000 человек. Тонули корабли, гибли люди, но перевозки не прекращались.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Осиновецкий маяк.


    Через Осиновецкий мыс огнем прошла война. В сентябре 1941-го к маяку, куда подойти считалось невозможным, прибыл караван судов, доставивший с Большой земли первые 800 тонн зерна для осажденного Ленинграда. Отсюда по легендарной Дороге жизни переправляли раненых. В Кобонне под эвакуационный пункт оборудовали церковь.

    Музей "Дорога Жизни".
    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Осиновецкий маяк.


    Самый высокий из восьми маяков Ладожского озера - 73 метра. С верхней башни видно на 50 километров вперед.

    Маяк начали строить в 1905 году. Как говорят документы- при помощи палки и веревки. Тем не менее возводили на века, только наружный диаметр - 8,5 м. Флюгер привезли из Англии, поэтому части света обозначены на языке туманного Альбиона. Одновременно заложили дом для маячника, овощной погреб, ледник. Сегодня они в полуразрушенном состоянии.

    Наверх по кругу ведут 366 ступеней. Под ногами - бездна, над головой - узкое пространство и вокруг - вода.

    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Осиновецкий маяк.


    В начале прошлого века многие суда не добирались до места назначения - попросту тонули в коварной Ладоге. Тогда морское начальство Российской империи приняло решение построить в Осиновце маяк. Проект составили в 1905 году, но строительство удалось закончить лишь шесть лет спустя. По этому поводу даже установили специальную стелу - кусок рельса, вокруг которого камнями выложена плохо различимая дата.

    Интересно, что на территории маяка можно обнаружить еще несколько подобных стел, покрашенных в красный и белый цвета, но в честь чего они здесь появились, уже никто не помнит. Про подъемные краны тогда никто и не слышал, поэтому русские мастера вспомнили традиции строительства церквей и применили точно такой же метод - с помощью лебедок веревками поднимали строительные материалы наверх. Часть одной из лебедок можно увидеть и по сей день - как памятник строителям ее прикрепили к сосне. Сейчас дерево выросло настолько, что «памятный знак» просто так не достанешь - придется подгонять пожарную машину с лестницей.

    Строили-то наши люди замечательно, а вот с самой главной частью маяка, системой зеркал, вышел казус - в России таких в те годы еще не делали. Поэтому «верхушку» заказали у англичан. Надо отдать должное подданным королевы - английские мастера не подвели, а система исправно работает до наших дней.

    пос. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Ледник у Осиновецкого маяка.



    Осиновец
    У Осиновецкого маяка



    Ржевский коридор Блокады
    Четыре подобных памятный знака, установлены на месте где проходила дорога из Ленинграда до ст. Ржевка, откуда начиналась «Дорога жизни».



    На первом километре «Дороги Жизни»:


    68 лет назад, 29 марта 1942 года, на станции Ржевка произошел страшный взрыв.

    В то раннее утро мартовского дня 1942 года противник обрушил на Ржевку сильный артиллерийский огонь. На беду снаряды угодили в стоявшие на путях вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим. В результате здесь прогремело три страшных взрыва, разрушивших вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Казалось, Ржевка погрузилась в кромешный ад. Взрывы, кровь, стоны и крики раненых. Отдельные очаги пламени слились в огромный пожар...

    «Район взрыва охватил поселок Ржевку, военный городок, полигон и частично один из районов города (Пороховые). На площади радиусом в 1,5 километра одновременно возникло около 20 пожаров...» Осколки снарядов и мин буквально засыпали территорию. Вместе с ними были разметаны неразорвавшиеся снаряды и мины, горящие ракеты, патроны, гранаты и мешочки с порохом... Взрывы разбрасываемых вокруг боеприпасов происходили в радиусе до 700 метров...

    Мемориальная доска на здании вокзала:

    «29 марта 1942 года станция "Ржевка", на которой скопилось большое количество вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, была подвергнута сильному артиллерийскому обстрелу противника. Взрывами огромной силы и огнем были уничтожены вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Погибли сотни людей, железнодорожники, военнослужащие, работники милиции, эвакуируемые ленинградцы и жители поселка. Помни о тех, кто отдал жизнь в борьбе за Ленинград!»

    По мнению историков, ржевский взрыв не был случайностью. Скорее всего, немецкая разведка знала о крупном фронтовом заказе, который незадолго до трагедии получил Охтинский пороховой завод. Снарядов на станции было так много, что в вагоны их загружали целые сутки.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    Юным героям Ленинграда 1941-1944 г.г.
    Первый памятник на Дороге жизни находится на ее третьем километре.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.



    Пусть всегда будет солнце



    "Осталась одна Таня..."


    Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.

    Савичевы умерли.

    Осталась одна Таня.

    Таня умерла уже в эвакуации, под Нижним Новгородом, в июле 1944 года. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...




    Музей-усадьба Приютино


    Приютино- бывшая усадьба первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Н. Оленина.

    С 1941 года рядом с усадьбой располагался ложный аэродром. Здесь дислоцировалась ударная группа минно-торпедного авиационного полка. В усадебном доме был госпиталь, где после тяжелых ранений восстанавливались моряки, летчики и шоферы, водившие грузовики с продуктами по Дороге Жизни.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    "Румболовская гора" г. Всеволожск (10 км.)
    "Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих кмногим, еще не знают на земле, страшней и радостней дороги"
    Ольга Бергольц.



    Дорога Жизни. 10 км.
    10-й километр Дороги Жизни.
    Ленинградская область.



    Жизнь продолжается



    Участок "Дороги Жизни" 1941-1943 г.г. 12-й км.


    Участок "Дороги Жизни" 1941-1943 г.г. Сохраняется как исторический памятик военного времени.

    Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы.

    Грузовики-полуторки на маршрутеДалее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов.

    Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

    Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    Участок "Дороги Жизни" 1941-1943 года. 12-й км.



    "Катюша". Павшим героям бессмертная слава


    1941-1943 г.г. Эти грозные годы запомни, здесь проходила дорога жизни, мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава."

    17-й км Дороги жизни. За дер. Корнево памятник зенитчицам «Катюша». На холме, где сейчас высится памятник, в военные годы стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    "Отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!"


    На фото: "Потомок знай! В суровые года, верны народу, долгу и отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!"

    Здесь машины сходили на лед Ладожского озера. По льду была проложена трасса. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала жизнь стоящему за ее спиной огромному городу.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    Ладожский Курган


    1941-1945 г.г. Братская могила "Ладожский курган" создана по инициативе при участии Красных следопытов Багановской восьмилетней школы.

    "Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги погибшим в дни Блокады Ленинграда на "Дороге Жизни" в 1941-1943 г.г".

    Мемориальные доски: Спереди слева: "При переправе через Ладогу в штормовую ночь 17.09.41 г. погибло много курсантов и офицеров военно-морских учебных заведений Ленинграда, гражданских рабочих гидрографического управления ВМФ. Добрая память погибшим". Спереди справа: "1941-1943 г.г. На Ладоге во время боевых действий погибли корабли Ладожской военной флотилии: Сторожевой корабль "Пупга" Тральщики: ТЩ - 122, ТЩ - 126 Морской охотник МО - 175 Спасательный корабль "Водолаз". На этих кораблях в водах Ладоги погибли многие военные моряки, защищавшие дорогу Жизни. Вечная слава героям". Сбоку слева: четыре мемориальные доски с фамилиями курсантов и сотрудников гидрографического управления ВМФ. Сзади: мемориальная доска. В июле месяце 1972 г. речниками Северо-западного речного пароходства установлены две мемориальные доски: первая с перечислением погибших пароходов, катеров и барж и вторая с перечислением матросов, погибших на них и захороненных в могиле.

    "Дорога Жизни".
    п. Осиновец.
    Ленинградская область.


    Дорога Жизни. 47 км. Паровоз "Комсомолец".


    "На этом паровозе в период 1941-1942 г.г. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе: старшего машиниста Василия Елисеева, помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям железнодорожникам за мужественный труд на "Дороге Жизни"."

    Этими паровозами к берегу Ладоги подвозили эвакуируемых жителей осажденного города, обратно везли драгоценные грузы – еду и боеприпасы.

    "Дорога Жизни".
    Ленинградская область.


    "Неизвестному шоферу отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной Войне"

    д. Дусьево у р. Сарья.
    Дорога на Мурманск.
    Ленинградская область.



    "Легендарная Полуторка"


    Деревня Дусьево на Мурманском шоссе, примерно в 80 километрах от Петербурга, - одно из памятных мест ленинградской блокадной эпопеи. Во время блокады через Дусьево проходила автомобильная Дорога жизни, поэтому неслучайно здесь установлен памятник "Легендарная полуторка" и мемориальный знак "Неизвестному шоферу". Но есть у Дусьево и еще одна сторона "блокадной медали", о которой известно гораздо меньше.

    Деревня Дусьево во время битвы за Ленинград стала местом сосредоточения десятков госпиталей и лазаретов.

    Свою роль здесь сыграли несколько обстоятельств. Здесь проходила автомобильная "Дорога жизни", а затем в нескольких километрах от Дусьево проложили временную железную дорогу до Ладожского озера. Во-вторых, это была тыловая полоса - фронт долгое время находился на реке Назии.

    В дусьевских госпиталях лечили от ран представителей всех родов войск, сражавшихся за Ленинград, - пехотинцев, артиллеристов, летчиков, саперов, связистов и т.д. Здесь спасали жизнь тем, кто участвовал в Синявинской наступательной операции 1942-го года, в операции "Искра" по прорыву блокады, в боях за Синявинские высоты летом 1943-го, в битве за полное снятие блокады.

    д. Дусьево у р. Сарья.
    Дорога на Мурманск.
    Ленинградская область.


    Станция Войбокало
    "Через станцию Войбокало в 1941-1943 г.г. проходила "Дорога Жизни", соединявшая осажденный Ленинград со всей страной".

    ст. Войбокало.
    Ленинградская область.



    "Ленинградцам, погибшим при эвакуации в 1941-1943 г.г." Возрождение

    п. Черное.
    Старая церковь на берегу Новоладожского канала.
    Крайняя точка ледового участка Дороги Жизни.
    Ленинградская область.



    Старые церковные ворота

    п.Черное.
    Новоладожский канал.
    Ленинградская область.



    Церковная ограда




    «МАЛАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ» (МДЖ), название сети ледовых дорог в 1941 – 1944 г.г. с северного побережья Невской губы через о. Котлин на Ораниенбаумский плацдарм.

    Действовала по направлениям: мыс Лисий Нос – Кронштадт, Горская – Кронштадт, Кронштадт – Ораниенбаум, Кронштадт – Красная Горка, Шепелевский маяк – о.Сескар – о. Лавенсари, Кронштадт – форты «Обручев» и «Тотлебен». Ледовые дороги обслуживал Кронштадтский гидрографический отряд. В первую блокадную зиму (с 20 ноября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.) по ним прошли св. 200 тыс. чел., св. 40 тыс. автомашин, 29 танков и бронемашин, 66 аэросаней, 350 тракторов, 134 орудия. С 15 декабря 1942 г. по 28 марта 1943 г. по ледовым трассам МДЖ было проведено св. 270 тыс. бойцов, ок. 350 тыс. рейсов автомашин, 1240 орудий и др. грузов. Через МДЖ в зиму 1941/42 г.г. Балтийский флот из своих запасов передал в Л. тысячи тонн горючего и продовольствия. МДЖ использовалась для снабжения боеприпасами и всем необходимым защитников Ораниенбаумского плацдарма и гарнизона Кронштадта, в ноябре 1943 г. – январе 1944 г. – для переброски на Ораниенбаумский плацдарм частей Второй Ударной армии.