Нарисовать творческий проект средневековая деревня. Причины объединения крестьян в общины. Общее описание объекта

Деревня – это тот населенный пункт, в котором, по всей Европе, жили большее количество людей. Исходя из того, где располагалась деревня, и когда она создалась, жители в ней были совершенно разные. Некоторые деревни больше походили на города, многие же были в худшем положении.

В средние века деревни зачастую создавались на пересечении дорог. Это были как маленькие от 9 до 11 домов, так и достаточно крупные 45-55 домов. Не редкостью были и отдаленные хутора в горной местности, они служили перевалочным пунктом для купцов. Конец был ознаменован ростом населенных пунктов. Иногда деревни перерастали в целые города .

В связи с территориальными и климатическими условиями деревни так же сильно отличались. На севере Европы был довольно холодный климат, и дома строились низкие, преимущественно из деревьев обмазанных глиной, которые хорошо сохраняли тепло. На небольших окнах устанавливали разве что ставни. Внутри дома всегда был очаг и печь, а вот комнаты редко отделялись, были случаи, когда хозяева жили под одной крышей вместе со скотиной. Интересно то, что до 15 века дом считался передвижными имуществом, и его было легко снять и перенести на другое место.

Картина кардинально менялась ближе к южной, более теплой, Европы. Деревянные постройки возводились по периметру квадрата или прямоугольника, оставляя внутренний дворик между ними, который иногда перекрывали навесом. Под такими навесами хранили зерно или сено. Вокруг них под одной крышей строились жилые помещения, распространяющиеся по всей территории здания. Так было на Аппенинском или Пиренейском полуостровах. Дома строились из прутьев обмазанных глиной, под которыми был каменный фундамент. В горах были амбары для хранения зерна. Двух этажные дома начались, строятся намного позже и встречались только у зажиточных крестьян. Первый, иногда его называли подвальный этаж, отдавали под хозяйственные нужды, на втором же жил хозяин, комнаты были чисты и ухожены. Вокруг горных деревень строили высокую каменную стену, в связи, с чем они были похожи на маленькие города. Жители отрабатывали военную повинность, и в то же время работали на земле. Церковь и источник были в центре деревни, к нему приходили с целью узнать свежие новости и естественно водой.

Земли, на которых работали крестьяне, окружали деревню со всех сторон. Это были поля, пашни, сады, посадки овощей и многое другое. Дальше располагались места для выпаса животных и леса.

Участки, на которых работали крестьяне , были разные по виду и форме. В одном из случаев каждому крестьянину выделяли полоску на поле, отмеченную межевыми камнями, он засевал одной культурой, возделывал ее и собирал урожай. В горных же поселениях крестьянину давали участок, которым он мог распоряжаться по своему усмотрению. Земли вокруг деревни разделялись по назначению на: пахотные, земли для сада, земли для выпаса животных, между которыми выстраивали низкую стену.

В каждой из деревень создавалась внутридеревенская община, в состав которой входили все мужчины населенного пункта, достигшие совершеннолетия. На сходках такой общины решали все спорные вопросы, возникающие при соблюдении правил рыбной ловли, принимали санкции, если скот переходил границы чужих участков. Деревенское сообщество не могло существовать без постоянного контроля. Требовало решения таких проблем, как: дела наследства, постройка общей мельницы, раздел имущества, утверждение посевных культур. В горных районах Испании и в Скандинавии, крестьяне, живущие в деревнях , были свободными, поэтому тут подобных поселений было больше. Деревня могла принадлежать сеньору или монастырю , в случае судебных разбирательств , представители могли присутствовать на нем. Деревни могли быть трех видов: со свободными и зависимыми крестьянам, и смешанные. Если же деревня были смешанная, то на ее территории были поля как сеньора, так и свободных крестьян. Если возникали споры, то на суде сеньор , в силу своих личных качеств, или подчинялся мнению большинства или доказывал свою правоту. Если у сеньора были хорошие ораторские качества, он мог в заведомо проигрышной ситуации одержать победу.

Крестьяне, обладавшие лишь ограниченными правами на землю — главное богатство Сред-невековья, — занимали подчинённое положе-ние в обществе. Но именно их труд являлся его основой.

Крестьяне и сеньоры

В Средние века те, кто трудился, — а более 90% их составляли крестьяне — считались третьим сословием , необходимым, но самым низшим. Их низкое положение связывалось с зависимостью и тем, что они не имели в своей собственности зем-ли — она была владением сеньора. В то же время считалось, что крестьянин всех кормит и что его труд угоден Богу.

Земля сеньора обычно была поделена на две части. Одну он оставлял для себя: леса для охоты, луга, где паслись его кони, господское хозяй-ство. Весь урожай с господского поля шёл в имение сеньора. Другая часть земли дели-лась на наделы, которые передавались кресть-янам. За использование земли крестьяне несли повинности в пользу сеньора: работали на господском поле (барщина), платили оброк продуктами или деньгами, были и другие повинности. Судил крестьян тоже сеньор.

Свободных крестьян к XII в. в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни несли неболь-шие повинности, а другие подолгу работали на барщине или отдавали сеньору половину урожая. Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян . Они несли повин-ности и за землю, и за себя лично.

Крестьянские повинности часто были весьма обременительны, зато они подолгу не менялись. А если сеньоры пытались увеличить их, нарушая давний обычай, то кресть-яне сопротивлялись, искали спра-ведливости в суде короля или даже восставали.

Жизнь в средневековой деревне

В раннее Средне-вековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье, при котором сельскохозяйственные культуры чередовались в определённом поряд-ке и земли меньше истощались. Урожайность оставалась низкой: в XI-XIII вв. с каждого мешка посеянного зерна собирали урожай от двух до четырёх мешков. А ведь крестьянин должен был оставить семена для посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на осталь-ное прожить вместе с семьёй до следующего урожая! Даже в урожайные годы многие крестьяне недоедали, но часто случались недороды и неурожаи, вызывавшие голод и болезни. Благополучие крестьянина легко мог-ли разрушить и набег врага, и распри феода-лов, и произвол сеньора.

Жизнь крестьян текла неспешно и однооб-разно. Её ритм был задан самой природой. Выживать вместе было легче, и крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину . На её собраниях решались многие вопросы. Она определяла, чем засеять поле, устанавливала правила пользования общими деревенскими угодьями (сенокосом, пастби-щем, лесом ), разрешала споры между кресть-янами, организовывала помощь нуждаю-щимся, поддерживала порядок в округе.

Натуральное хозяйство

Крестьяне обеспе-чивали продовольствием и себя, и своего сеньора с его людьми, и ближайший город. Почти всё необходимое для жизни произ-водилось в каждой деревне. Покупали мало, да и платить за покупки было нечем.

Такое положение, когда почти всё необхо-димое не покупается, а производится на мес-те, называется натуральным хозяйством . В раннее Средневековье оно господствовало, но кое-что всё же приходилось покупать или выменивать, например соль. Да и сеньоры нуждались в дорогих и престижных товарах: в тонких тканях, в хорошем оружии, в поро-дистых конях; всё это привозилось издалека. Так что даже при натуральном хозяйстве тор-говля полностью не прекращалась. Материал с сайта

Жатва. Витраж XII в.

Стрижка овец. Миниатюра XV в.

Крестьянская культура

Кресть-яне помимо труда умели и наслаждаться отдыхом. На празд-никах они пели и танцевали, состязались в силе и ловкости. Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, но час-то восходили к языческим обрядам. Да и сами крестьяне верили в колдовство и домовых.

Средневековая деревня была почти сплошь неграмотной. Зато устное народное творчест-во — старинные песни, сказки и пословицы — вобрало в себя народную мудрость. Мечту крестьян о справедливости воплотил образ благородного разбойника, мстящего за оби-женных. Так, английские баллады рассказы-вают о бесстрашном Робин Гуде, метком стрелке и защитнике простых людей.

Весной крестьяне пахали землю, сеяли яровые, ухаживали за вино-градниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, дела-ли вино, сеяли озимые. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.

На этой странице материал по темам:

  • Жизнь крестьян в средневековой деревне

  • Презентация крестьяне в деревне средние века

Вопросы по этому материалу:

Средневековые деревни располагались вокруг замка . Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и сотен деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями. Участники войны за особые заслуги иногда награждались землей и одной деревней. Это были самые мелкие феодалы. А среднестатистический феодал обладал несколькими селами и их жителями. Вся земля, принадлежащая феодалу и пригодная для возделывания, а также пастбища делились на две неравные части: большая часть, конечно, была господская, а меньшая – крестьянская. Но всю эту землю приходилось обрабатывать, естественно, самим крестьянам. А вот лугами, лесами и водоемами могла пользоваться и сельская община. Каждая семья в деревне имела свой участок земли в поле, небольшой домик, двор с огородом, а также простые орудия труда, рабочий и домашний скот и птицу. Работая на своем поле и в своем хозяйстве, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, но часть произведенной продукции они должны были отдавать своему феодалу, то есть платить оброк. Кроме того, они были обязаны работать и на господских полях (барщина). А феодал в свою очередь платил налог в государственную казну продуктами своего натурального хозяйства.

Государственные резервы существовали для того, чтобы содержать армию (Средневековье – время непрерывных войн и ), торговать, производить товарообмен, запастись на случай неурожаев и голода, строить объекты всеобщего пользования. Таким образом, материальное благополучие в стране обеспечивалось, в основном, за счет крестьянского труда. В средневековой деревне, принадлежащей среднестатистическому феодалу было, например, двадцать – двадцать пять дворов. В каждой семье, кроме взрослых, по пять-шесть детей разного возраста. Вообще-то, дети в семье рождались ежегодно, но часто умирали еще в младенчестве то от какой-нибудь болезни, то от угарного дыма (зимой дома отапливались по-черному, то есть без дымохода), то от несчастного случая, то во время эпидемий.

Каждая семья в деревне, кроме работы на земле и хлопот с домашней скотиной, имела еще и некоторое ремесло. В селе обязательно был свой кузнец, свой гончар, свой пасечник, свой плотник и т.д. Таким образом, люди, объединенные в сельскую общину, могли коллективно обеспечивать себя почти всем необходимым в пределах своей деревни. Конечно, какие-то товары сельские жители ездили покупать (или обменивать) на рынок в город, например, соль, металлические изделия, нитки, иголки и иногда ткани. Хотя производство простых, грубых тканей община в деревне тоже могла наладить. Для этого, конечно, нужно было вырастить лен и коноплю, обработать сырье, построить ткацкий станок и научить двух-трех девушек работать на нем. Полотно из льна и конопли отбеливали в древесной золе, тщательно выполаскивали в речке или озере и расстилали на солнцепеке, чтобы оно выгорело до окончательной белизны. Все женщины и девушки с детства были научены шить простую одежду, готовить еду, прясть шерсть, вязать.

Крестьяне круглый год были заняты работой. С утра до вечера в теплое время года мужчины и подростки работали в поле или огороде, заготавливали сено и дрова на зиму. Иногда выделяли время на рыбалку, чтобы побаловать семью вкусной рыбкой и запастись ею впрок. Крестьяне рыбу не солили, потому что соль – продукт малодоступный и дорогой, ее сушили и коптили. А по вечерам и зимой каждый крестьянин занимался еще и своим ремеслом. Плотник мастерил нехитрую мебель, телеги. Были мастера, изготавливающие деревянную посуду. Гончар выполнял заказы на глиняные изделия: миски, кувшины, бочонки. Кузнец, живущий обычно в конце деревни, был и вовсе фигурой почти мистической: он работал при свете огня, у своей особенной печи, раскалял докрасна металл и превращал его в топор, подкову, нож, гвоздь... К нему же бежали все несчастные, кому надо было вырвать зуб, чтобы избавиться от нестерпимой боли. Ведь у кузнеца имелись щипцы, которые годились и для этой стоматологической процедуры.

Дети в деревне тоже были полезными членами общества. Девочки собирали ягоды в лесу, нянчили младших братьев и сестер, рвали сорняки в огороде. Мальчики пасли домашний скот, рыбачили, носили воду из речки, озера или колодца, чтобы полить огород. Забота о воде круглый год ложилась на мальчишеские плечи. В деревне иногда могли позволить себе и маленькую сыроварню. Если крестьянин задастся целью заготовить сыров на зиму, то он будет молочную продукцию из личного хозяйства отдавать умельцу-сыровару, который и исполнит его заказ. Время от времени в деревне возникали конфликты между крестьянами. Если не удавалось самостоятельно их разрешить, люди обращались к своему феодалу. Он имел право разбирать дела, связанные с бытом или хозяйством своих крестьян, штрафовать, наказывать дополнительной работой. За серьезные преступления феодал не имел права судить. Да и конфликты случались не так уж и часто. Люди, как правило, берегли покой и благополучие в своей общине.

Мыслимо ли узнать, какими были эти давно исчезнувшие поселения? В чем видели их жители счастье и несчастье? В каких отношениях находились друг с другом и с властью? Чем были заполнены их будни и праздники? Не на все эти вопросы удается сегодня найти ясные ответы, но многое мы уже знаем.

Археологические раскопки средневековых поселений рассказывают об устройстве крестьянских хижин (как и возвышавшихся над ними жилищ властителей), о домовой утвари, о том, чем и как пахали землю, что сеяли, и даже.о том, какие игрушки были у детей и какие украшения носили женщины. Но еще важнее сведения, которые удается почерпнуть из дошедших до нас письменных текстов. Чаще всего их авторами были монахи, лучше других знавшие тогда грамоту. Будучи рачительными хозяевами, они составляли подробные описи принадлежавших им деревень. В некоторых из таких рукописных свитков перечислены десятки или даже сотни сельских поселений, упомянуты по именам их жители и их занятия, описаны имевшие место споры между соседями, сделки между ними и пр.

Одна из самых обширных из числа сохранившихся монастырских описей была составлена в начале IX в. в области Парижа и касалась владений монастыря Святого Германа. В ней перечислено более сотни деревень. Каждая из них насчитывала обычно по 10-12 дворов, изредка встречались большие села по 30-40 дворов. Дома были небольшими, чаще всего наполовину врытыми в землю. Стены дома делались из жердей и обмазывались глиной, крышу крыли соломой.

Крестьянская семья. В каждом из домов жила чаще всего одна семья - отец, мать и несколько ребятишек, Крестьянские женщины рожали часто, но большинство из новорожденных вскоре умирали из-за болезней. До 10- 12 лет, т. е. до возраста, который считали тогда наступлением совершеннолетия, доживало не более половины родившихся. Особенно тщательно родители стремились выхаживать мальчиков - будущих кормильцев. К новорожденным девочкам, да и к взрослым девушкам и женщинам относились с некоторым пренебрежением: главными во всем, что выходило за рамки ведения домохозяйства, считались тогда мужчины. Долгое время даже имена мужчин и женщин составлялись по-разному. Счастьем крестьянской семьи считалось уберечь от смерти побольше сыновей. В средние века вообще, а в ранее Средневековье в особенности, больше всего ценились рабочие руки, без которых особенно в сельском хозяйстве нельзя было достичь достатка: ведь все основывалось тогда на ручном труде.

Крестьянские будни. Судя по описи владений монастыря Святого Германа и другим подобным ей описям, все свои будни крестьяне отдавали труду на полях. Тем не менее урожаи были очень низкими, так как не хватало удобрений, было очень мало тяглого скота, а железные орудия труда использовались еще редко. В IX-X вв. считалось удачей, если удавалось собрать зерна хотя бы вдвое против посеянного. В XI-XIII вв. - второе или вчетверо. Хранить зерно и овощи не умели, запасов на "черный день" не было. Домашний скот (в VIII-IX вв. - овцы, свиньи, волы, в XI-XIII вв. - еще и козы, коровы, лошади) был немногочисленным. Недороды случались чуть не каждые 5-6 лет. В такие годы от голода и болезней умирали целыми семьями. Поэтому средневекового человека мало что страшило больше, чем угроза голода.

Зависимые крестьяне. Для самих крестьян угроза голода не была бы столь неотступной, если бы не необходимость отдавать немалую часть урожая господину земли. На землях монастыря Св. Германа таким господином - не считая короля - был сам монастырь. Первые земельные пожалования он получил еще в VI в. от одного из франкских королей, рассчитывавшего таким путем замолить свои грехи перед Богом. За прошедшие после этого 300 лет права и привилегии монастыря выросли многократно и не только за счет новых королевских пожалований. Немало уступок в пользу монастыря сделали жившие по соседству мелкие свободные земледельцы. Многим из них приходилось время от времени обращаться в монастырь за помощью. То надо было заручиться поддержкой против притеснений со стороны какого-либо особенно наглого королевского чиновника. То требовалось подзанять зерна в неурожайный год. То нужна была помощь в споре с соседями из-за прав на леса и пастбища. Взамен за свою поддержку монастырь добивался согласия этих людей на выполнение в его пользу продуктовых или денежных повинностей или же на помощь во вспашке земли и уборке урожая на господских полях. Ценой выполнения в пользу монастыря таких оброков и барщин мелкие земледельцы сохраняли свои хозяйства, но вполне свободными этих людей уже не назовешь. Ведь они могли отныне пользоваться своими землями только при условии наследственного выполнения повинностей в пользу монастыря. Таких крестьян стали называть зависимыми держателями земли, а их земли - зависимыми держаниями.

Когда какой-либо зависимый держатель умирал, его держание переходило сыновьям. Монастырь не препятствовал этому, так как найти нового держателя из-за не достатка людей было трудно. Крестьяне привыкли,поэтому считать держания своими наследственными владениями. При необходимости они обменивали их с соседями или даже продавали другим крестьянам. Если те соглашались безоговорочно выполнять установленные повинности, монастырь не возражал против таких сделок, поскольку его права оставались незыблемыми. Когда в крестьянской семье подрастали сын или дочь, которым не удавалось подыскать себе брачную партию в родной деревне, они могли переселиться в соседнюю, если только соглашались по-прежнему уплачивать монастырю "поголовную пошлину" и другие личные платежи. На тех же условиях могли переселяться и целые крестьянские семьи. Большинство западноевропейских зависимых крестьян имело таким образом относительную свободу перехода с места на место.

Были, однако, и такие крестьяне, которые такой свободы не имели: земельного надела у них не было вовсе (или же он был очень мал), жили они в основном за счет продуктов, выдававшихся приказчиком монастыря, и целыми днями работали на господских полях или в господском дворе. Таким крестьянам нечего было продавать или обменивать, чтобы переселиться в другое место. Возможности уйти от своего господина у них не было. Некоторые из них не могли без его соизволения даже жениться, По большей части это были наследники позднеримских рабов. Историки называют таких крестьян "крепкими земле" или крепостными.

Со всеми другими крестьянами их объединяло, однако, то, что они могли пользоваться многими из окружавших деревню лесов, собирать там сухостой или даже рубить дрова, охотиться на некоторые виды дичи, ловить в реках мелкие сорта рыбы, пасти скот на пустошах, собирать дикие фрукты и ягоды. Этими правами на лесные и пастбищные угодья все жители деревни владели сообща. Спорные вопросы крестьяне решали на сельских сходах всей деревенской общиной. На ее сходках мог присутствовать и представитель монастыря. Но случалось, что общинное собрание помогало всем недовольным объединится против несправедливых требований землевладельца. Натуральное хозяйство. В описи владений монастыря Святого Германа (как и во всех ей подобных) почти все крестьянские обязанности описывались очень детально. Вот, например какие повинности должен был выполнять в течение года крестьянин Иворий из селения Вилламильт: взамен военного сбора, который монастырь Св. Германа собирал от имени короля, Иворий должен был отдать четырех баранов; в качестве поголовной пошлины ему полагалось уплатить с каждого члена семьи по 4 денария; за сбор дров в господском лесу - еще 4 денария; после сбора урожая - 5 мер полбы; отдельно - 100 жердей и 100 дранок (для покрытия крыши) из собственного леска, 6 кур и яйца; кроме того семье Ивория предписывалось вспахать 4 участка господской земли под озимые и 2 под яровые, а также присылать во время пахоты одного работника на 3 дня в неделю; еще следовало совместно с соседями снаряжать запряженную волами повозку для перевозки монастырских продуктов.

Выполнить все эти повинности было кончено нелегко. Важно, однако, что их объем и состав не менялись не только годами, но и многими десятилетиями (а то и столетиями). Стремления к непрерывному и непрестанному увеличению доходов не проявляли ни монастыри, ни другие крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. В первую очередь это объяснялось тем, что люди того времени еще почти ничего не знали о возможностях улучшения жизни и потому довольствовались очень немногим - тем что можно было изготовить своими средствами. Не только крестьяне, но и их господа долгое время носили домотканую одежду, самодельную обувь, ограничивались утварью и инвентарем, которые удавалось изготовить на крестьянском дворе, или в лучшем случае усилиями местных умельцев-ремесленников. Господа покупали по большей части лишь предметы роскоши, да оружие. Крестьяне - почти ничего, кроме железных частей сельскохозяйственного инвентаря. Таким образом, крестьяне вели хозяйство, при котором люди довольствуются тем, что произведено преимущественно собственными силами, т. е. натуральное хозяйство.Мерилом удачи для простых людей было при таком строе не накопление богатства, но поддержание и сохранение достигнутого социального положения. Средневековый крестьянин мечтал не о том, чтобы возвыситься, но о том, чтобы жить так, как жили предки, сохраняя прежние права и возможности, оберегая от невзгод себя, семью, родственников и близких. О поддержании в неизменном виде всех общественных порядков мечтали тогда и господа крестьян, хотя многие из них и не довольствовались имевшимися у них привилегиями.

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке.

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» — такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

(Ответы учеников.)

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Х в.) .

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Таковы старинные обычаи, — пытаются успокоить молодых старики. — С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота — это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому двору!» — раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог — кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слуг.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

— Средневековая французская пословица гласил: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

— Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?
  2. Для средних учеников — §11, составить схему «Повинности: средневековых крестьян».
  3. Для слабых учеников — §11, вопросы и задания к параграфу.