Отчет по развитию речи в под группе. Критерии эффективности реализации проекта. Этапы и механизм реализации проекта

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи :

Задачи :

Целенаправленно обогащать словарь детей ;

-развитие активной речи ;

формировать :

Потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи ;

Понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

Способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает) ;

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем :

Дидактические игры :

д/и : «Семья» , «Расскажи об игрушке» , «Собери картинку» , «Кто где?»

«Большой – маленький» , «Кто с кем живет?» , «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) .

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память , внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение , внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2. игровые ситуации : «Мама кормит Куклю» , «Покатаем собачку на машине» , «Готовим обед для Медвежонка» , «Зайка заболел» , «Завяжем котику бантик» , «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры, музыкальные игры :

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод» , «Лошадки» ,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках» , «Лохматый пес» , «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки :

Театрализованное представление сказок :

«Колобок» , «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек : «Тили – бом» , «Пошел котик на торжок»

«Киска» , В. Берестова «Котенок» , «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А. Барто :

«Лошадка» , «Бычок» , «Мишка» , «Зайка»

Чтение р. н. сказки : «Заюшкина избушка» , «Теремок» ,«Репка» , «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи . Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь , внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики . Д/и «Золушка» , «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение , беседы. .

Выводы :

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды .

Создаем условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей . Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития , мелкой моторики, воображения, активной речи .

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме , дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты , активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить , общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи , функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Как обезьянка зиме удивилась» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»: развитие речи во второй младшей группе Тема. Как обезьянка зиме удивилась Цель:.

Конспект НОД во второй младшей группе «Развитие речи детей на основе русского народного творчества» Задачи: Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать умение читать наизусть.

Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Крымска Муниципального образования.

Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований,.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей» Уважаемые родители! 1) Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая.

речевой вербальный слух словарный

Тема: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе


Введение

1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста

1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детского сада

1.3 Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

2. Исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

8. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

9. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1985.

10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988

11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.

12. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.

13. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.

14. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С.130 – 132.

16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.

19. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 1977.

20. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.

Приложение

Диагностический материал обследования

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.

Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.

Список слов, включенных в тест-словарь

Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних - 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.

2. Диагностика лексического развития.

Задание №1. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка - 10 баллов.

1 балл - если подобранное слово является синонимом названного;

0 баллов - если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).

Высшая оценка - 10 баллов.

2 балла - если придумано более 3 слов.

1 балл - если придумано менее 3 слов.

0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.

Высшая оценка - 50 баллов - соответствует высокому уровню.

32-49 баллов – старшему.

Менее 32 баллов - низкому уровню лексического развития детей.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла - средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.

3. Проверка словарного запаса (на уровне слов)

Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети - летом и зимой - днем и ночью - начиная с головы и кончая ногами».

Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть...» артикуляция становится очень четкой. Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.

Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть...» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.

Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).

Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.

Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.

При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла - средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

    Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

    Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов , затем, последовательно переходим к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .



Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

    обогащения словарного запаса;

    при пересказах художественной литературы;

    при обучении составлению рассказов;

    при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

    при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Сейчасдля детей старшего возраста применяюсхемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений(сказка «Красная шапочка») .

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

А вот пример использование мнемотаблиц для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

А это мнемотаблица помогает пересказывать сказку «Теремок».

Дети очень любят загадки и с помощью вот таких мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

2.Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)

А вот такой рассказ мы составили с детьми старшей группы о зиме с помощью мнемотаблицы.

«Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.»

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

    расширяется круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Наталья Кох
Отчет по коммуникации

"Выполнение программы активизации процесса по развитию речи в ходе разнообразных видов детской деятельности"

Развитие речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Главная задача развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная рабата, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Основным видом работы по развитию речи является НООД «Коммуникация», где педагог стремиться, всесторонни, развить речь детей.

Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируется этические представления и нравственные чувства.

Воспитание звуковой культуры речи

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделяется ка ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. При четком произношении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук», «слово».

Для решения этой задачи: нами использовались дидактические упражнения «Листики летят», «Снежинки летят», «Футбол» - для развития долгого выдоха, для облегчения произношения: гласных, шипящих и свистящих звуков. Дидактическая игра «Кто в домике живет» - позволяет закрепить звукопроизношение. Заучивание чистоговорок на различные звуки - позволяет детей сосредоточиться на произношении разных звуков. Пение попевок: делящая в процессе произношения слова на слоги – помогает детям четко произносить все звуки данных слов.

Данная работа является частью, каждого НООД по коммуникации, интеграция образовательного процесса позволяет заниматься воспитанием ЗКР и на других НООД, а так же в индивидуальной работе, дидактических играх, самостоятельных играх детей.

Привлекая родителей к данной проблеме, было проведено родительское собрание по теме: «Развитие речи детей среднего возраста». Где мы объяснили родителям всесторонние задачи развитию речи детей. Посоветовали родителям обратить внимание на речь своих детей и обратиться к специалисту логопеду. На мультимедийной установки показали видеоклип, на котором дети пели, читали стихи, высказывали свое мнение по заданному вопросу. Просмотр данного видео вызвал положительные эмоции у родителей. Решили, что к подготовительной группе мы сделаем вторую версию данного видео, сравним и получим огромное удовольствие за развитие детей.

Словарная работа.

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека: Что делает? Что с ним можно сделать?

От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств.

При назывании и действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия.

Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи.

На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий- низкий, сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В целом словарная работа направленна на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Для достижения данных целей, нами используются дидактические игры: «Что за предмет?» «Кто, что умеет?» «Какое оно? (яблоко, облако)» «Что он делает? (петрушка, котик)» Рассказывание по картинкам: «Что сначала, что потом?» Данная работа проводится подгрупповым методом, индивидуальным, в НООД не только по коммуникации, но и по ФЭМП, формированию целостной картины мира, рисованию, лепки, аппликации.

Формирование грамматического строя речи

С младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа по освоению детьми грамматических средств языка.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост) осуществляется по средством специальных игр и упражнений. Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: название животных и их детенышей, наименование предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц- зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница)

Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик чирикает, утенок кря-кря-крякает).

Что касается синтаксиса детской речи, то следует формировать у ребенка умение строить предложения разных типов- простые и сложные. Использование картинок с изображением действий и воображаемых ситуаций помогает ребенку строить простые распространённые предложения, связывая их по смыслу, употребляя разные средства связи.

Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитие связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения. В отношении синтаксиса на первом плане стоит задача научить ребенка строить предложения разных типов и на элементарном уровне соединять их в связное высказывание

Выполняя данную работу, мы используем дидактические игры такие как: «Чего не стало?», «Чего нет у куклы Маши?», «Кто, что делает?», «Добавь слово» и т. д.

Формирование грамматического строя речи в нашей группе является проблемной по тому, что часть детей группы говорят на русском языке с акцентом, русский язык не является родным языком их родителей. И в семье они не слышат литературной русской речи

Развитие связной речи

Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание ЗКР, ФГСР,СР) являются предпосылкой для развития связной речи. Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умения воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них. При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов.

Совместно со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его.

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).

Обучая детей составлять рассказы повествовательно типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец, побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Учитывая разный речевой уровень детей, особое значение имеют индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила… Ребята… Они стали…»)

В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

Развитие коммуникативных умений

Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом.

Очень важно развивать у дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог со взрослыми и детьми, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения.

Учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, поэтому особое значение приобретают индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых особенностей каждого ребенка. Проводится индивидуальная работа в утренние и вечерние часы. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослого, отвечать на вопросы, спрашивать самому.

Проводимая нами работа позволит нам в старшей и подготовительной группе усложнить каждую из задач речевого развития. используя методы обучения более доступными для старших детей.