Почему русский народ любит свое рабство. No Response to "Русские - потомственные рабы?"

Ведущему научному сотруднику Института истории ДВО РАН Борису Ткаченко в руки попала брошюра «Пронизывая взглядом Россию», изданная тиражом всего 135 экземпляров. В ней были собраны переводы отрывков из китайских книг и газетных публикаций. Автор её задался целью понять русских.

По мнению китайцев, у русского народа из-за долгого периода жизни в рабстве нет традиций демократии, но существует стремление к крайнему индивидуализму. Причём русские настолько противоречивы, что при своём индивидуализме они отличаются заодно и рабской покорностью. «Русские вечно колеблются между этими двумя крайностями. Получив свободу, они не знают границ, готовы всё разрушить».

Русский народ ни на что не способен без иностранцев: «...Достижения России всегда были связаны с иностранцами. Как только русские сами брались за дело, так всё быстро разваливалось. Причиной являлась их неспособность к самоконтролю, управлению собой. В России всегда преклонялись перед Западом».

Русские — терпеливые люди, протестовать они не умеют, а если и протестуют, то мягко и мало. В качестве примера приводится жизнь при Ельцине: «При Ельцине уровень жизни простых людей катастрофически упал, их грабили и обманывали, как только могли, но народ лишь немного пороптал.

В 2002 году около 80% населения находилось за чертой бедности. Недовольных много, но нет организованного протеста. Русский народ в очередной раз демонстрирует потрясающее терпение и терпимость по отношению к власти. Это и есть главная традиция, доставшаяся ему к наследство от рабского прошлого.

Русские люди постоянно воевали, поэтому у них возникла терпимость к жестокости.

Ещё они считают себя выше других наций: «Русские считают себя выше других. Это нашло отражение в теории о превосходстве славянской расы.

Русские смотрят презрительным взглядом не только на отсталые Восток и Юг, но и на более развитый Запад. Они всегда хотят быть первыми, быть вождями. Идея старшинства глубоко проникла в психологию русских». Внешняя политика России построена на гегемонизме: «...Даже и теперь, когда она не может считаться даже второразрядной страной, ей трудно скрыть свою гегемонистскую психологию».

Далее читаем: «Как ни старались русские европеизироваться, однако на европейцев они не похожи. Во многом они больше схожи с татарами. Точнее сказать, по формальным признакам — это цивилизованное общество, но внутри — чисто русская начинка. За внешней благопристойностью легко проглядывается истинная грубая натура. Русские — это славяне. «Славяне» в латинском языке означало «рабы»

Нравственность у русских — перевёрнута: «Русским присуще пренебрежение традиционной моралью. Противоречивость и стала особенностью русской нации: с одной стороны — восточная покорность и раболепие, с другой распущенность, разнузданность; с одной стороны — страх перед авторитетом, с другой — презрение к традициям, отказ от общепринятых принципов морали и нравственности. Это приводит к тому, что грубость они принимают за доблесть, расхлябанность и хаос — за демократию, лакейство — за добродетель».

Русские не умеют ценить свою историю, как бы отрицают саму историческую память: «...Их отношение к истории также крайне радикально. Например, они полагают, что всё старое должно быть отвергнуто, не нужно никакой преемственности. Все следы прошлого должны быть смыты, стёрты за одну ночь. И не только по форме, но и по сути. Может быть, самым смешным является их стремление поменять названия городов, улиц и площадей, снести памятники, как будто в их истории не было никаких событий, заслуживающих памяти».

В России процветает страшный бюрократизм, к чиновникам — огромные очереди. «Не важно, сколько человек будут ожидать очереди, — 10 или 100 — работать служащие будут в прежнем режиме: не торопясь, отвлекаясь на разговоры и не забывая попить чаю. Ничто не заставит их изменить свой регламент, никакие катаклизмы».

Поскольку русские только и делали, что воевали, им некогда было совершенствовать родной язык: «...известное выражение английского поэта Джонсона „Патриотизм есть последнее прибежище негодяя“ в переводе на русский выглядит так: „Не всё пропало даже у самого пропащего человека, отвергнутого друзьями и обществом, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение“.

Русским некогда было заниматься совершенствованием своего языка — они больше воевали и боролись. Даже культурные люди с высшим образованием могут бесконечно спорить по поводу написания какого-нибудь простого слова или предложения. А уж сдать экзамен для получения российского гражданства не смогли бы даже и многие русские».

В России нет любви, но есть культ секса, который и заменяет любовь. Самой привлекательной профессией русские школьницы, понятное дело, считают проституцию; общество этому попустительствует. В газетах открыто печатаются объявления о найме девушек для оказания секс-услуг. Российское общество вообще не понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Что касается политиков, то они «не только не боятся подмочить свою репутацию на этой почве, но, наоборот, используют секс как орудие для достижения своих целей. Многие из них, включая членов парламента и губернаторов, открыто содержат по несколько любовниц, партия Жириновского предлагает открывать публичные дома».

Всё это — историческая данность. Пушкин, пишут китайцы, любил хвастаться сексуальными способностями, а Екатерине II и хвастаться было не нужно.

Русские люди не могут не пить. «Можно не есть, но нельзя не пить — вот другая яркая особенность русских людей. Русские будут терпеть отсутствие хлеба, но взбунтуются при отсутствии водки. Водка стала важной частью культуры российского общества. Алкоголь — это то, без чего русские обходиться не могут и не хотят. Если в других странах говорят: „Кто рано встаёт, тот зарабатывает на хлеб“, то о русских можно сказать так: „Кто рано встаёт, у того будет что выпить“. Китайцы напоминают, что Ельцин был алкоголиком.

Стыда у русских людей нет ни капли. „Самое удивительно заключается в том, что они никогда не испытывают стыда, что бы они ни делали. Наоборот, они всегда находят всему оправдания“. В России на всех уровнях процветает обман.

Русские живут в постоянном страхе. Все кругом для них — враги. В России царит атмосфера всеобщей подозрительности. Роль ФСБ по-прежнему велика. „Почти все телефонные разговоры прослушиваются, и при желании спецслужбы всегда могут представить на вас компромат“.

В другом материале, „Сравнение Китая и России“, китайцы провели прямой сравнительный анализ двух стран. Если мудрый Китай, по мнению авторов, вслед за Японией и Южной Кореей, принял западную модель, то Россия двинулась по пути африканскому, в лучше случае — латиноамериканскому.

Следующий материал, „Открывая карту России“, описывает характер русского народа с точки зрения китайцев.

По мнению аналитиков, русская нация — сплошь воры, трусы, разбойники; основные черты их характера — злость, алчность и преклонение перед

Все представленное выше не претендует на полемику. Не важно - правильно о нас думают китайцы или нет. Важно - что они думают.

Закрепощенность является естественным состоянием для русского народа. Именно в таком состоянии русский народ является наиболее монолитным, дееспособным, продуктивным. Закрепощенность, т.е. отказ от индивидуальных свобод, дает русским максимальную ясность и смысл жизни. Русская натура запроектирована на закрепощенное, безрассудочное, ведомое поведение, она – как болотный тягач, которому нечего делать на асфальте.

Тут же повторяю правило «80 на 20»: суждения о членах сообщества никогда не бывают правыми на 100% случаев. Если суждение в общественной сфере справедливо не менее, чем на 80% случаев, то это истинное суждение. Да, среди русских бывают и интеллигентные, высококультурные натуры с тонкой душевной огранизацией и развитым интеллектом, но такие интеллигенты никогда не станут лидерами общественного мнения в русской среде, они всегда останутся здесь маргиналами и чудаками, в лучшем случае. Ой, ну какая у варваров может быть духовность? – Только примитивная.

Русские и демократия – понятия несовместимые. Стоило в 1861-м году, под давлением союзников-победителей Крымской войны отменить крепосное право – и Русская империя пошла юзом, внутри ее началось брожение и распад. Русские элиты не готовили свой народ к раскрепощению и самостоятельности, поэтому и случился 1917-й год.

В России работают только те общественные технологии, которые расчитаны на примитивную чернь-культуру, т.е. реально работает только «кувалдно-ломовая» цивилизация. Самые большие исторические достижения русских припадают на периоды репрессивно-принудительных максимумов: опричнина Ивана Грозного, вырубка «окна в Европу» во времена Петра Первого, индустриализация в эпоху Сталина… С чернью иначе и нельзя: нет принуждения, нет и работы!

Русским демократия противопоказана, русские просто презирают высокую культуру. Русская натура является заложником огромных пространств, заложником огромных территорий, населяемых десятками народов. Русские – это сторожевые псы 1/6 части суши, ничего, кроме патрулирования, они с этой территорией сделать не могут: держать и не пущать!» - вот их девиз.

У русских нет ни сил, ни умений строить нормальные отношения с десятками покоренных народов. Главная забота русских - сохранение и приумножение империи, ради этой сверхзадачи они отказались от развития собственной нации, чтобы ничто не отвлекало их от службы собакой на сене своему инородному правителю. Итого, русские отказались от собственной национальности, в пользу своей имперскости.

Слабой стороной русской имперско-крепостнической парадигмы является то, что такая крепость не порождает креатив, изобретательность, новации в русской среде, поэтому эта империя всегда привечала и привлекала чужие таланты. Как временная мера, это срабатывало, но одновременно росла социальная, культурная дистанция, между чужеродной креативной прослойкой и русской чернью.Итого, русские традиционно – это примитивный, варварский народ, который не способен к проявлению индивидуальной культуры. Русские – это азиаты, которые завлекают к себе варягов, чтобы за ними самим выглядеть, как европейцы.

Три символа русской государственности:
-самодержавие означает верховную власть, сохранение крепости. Самодержавие освобождает русских от необходимости принятия самостоятельных решений – «самодержцу всегда виднее»;
-православие обеспечивает русским духовное закрепощение. Русским достаточно знать, что у них "самая правильная в мире вера", - это автоматически обеспечивает им «особую духовность»;
-народность, как принцип, означает закрепощение национального вопроса.
Итого, три символа – и три закрепощения!

Сила русского народа для власти в том, что он готов отказаться от ценностей своей индивидуальной, мелкогрупповой жизни, во имя торжества имперской идеи. Самоотверженность, самоотречение широко представлено в русской истории, но это итог не какой-то особой русской духовности, это следствие атрофии здесь ценностей индивидуальной жизни. Русские традиционно очень низко ценят свою личную жизнь, так их смоделировали . Русские - это огромный массив людей, которыми очень легко можно манипулировать. Достаточно крикнуть «За родину, за сталина!» - и толпы смертников побегут вперед, как собачки Павлова!

В цивилизованном обществе для личности базовыми ценностями являются ценности его индивидуальной и мелкогрупповой сфер деятельности, т.е. тех сфер, где он представлен конкретным, особенным деятелем, а участие в общественной деятельности является средством оптимизации реализации своей индивидуальности. В русских все наоборот: здесь личность, индивидуальность отодвигается на третий план, во имя имперской, государственнической доминанты. В России люди гордятся общественным строем, имперскими достижениями, полетами в космос, завоеваниями новых земель, а живут в развалюхах и одеваются в традиционный русский дресс-код: кирзачи, фуфайка, шапка-ушанка!

Вот это готовность русского человека к самоотречению, самопожертве, - она создает особый ресурс для русской власти. Русский человек рождается для того, чтобы служить своей империи, своему царю-батюшке, он спроектирован на рабско-крепостническое служение. Когда такого требования от власти нет, то русский человек теряет жизненные ориентиры и начинает пить или иначе прожигать свою жизнь,он не видит другого смысла для своей жизни.

Не зря К.Маркс говорил, что русский народ – идеальный клиент для испытания на нем идей коммунизма, таким клиентом он является и до сих пор. Русский без империи – как бесхозный хлам, он не знает и не понимает, куда себя деть, зачем он вообще нужен? Тогда начинается пьяное, разгульное самопрожигание жизни русскими: если некому служить, нет смысла жить вообще!

Другой стороной привязанности русских к имперским стандартам, является их беспримерная жестокость ко всем недовольным их империей, их порядками. Любое проявление личностью своей воли, своих желаний, своей позиции воспринимается русскими, как покушение на их имперскую идею, на дело государево! Почему русские такие жестоки к другим народам? – Для них любое проявление свободомыслия, свободолюбия – это абсолютная ересь, вздор, непорядок, подлежащий немедленной ликвидации! Это личное оскорбление для русских, ибо они жертвуют собой, своим личным ради дела государева, а здесь кто-то что-то для себя лично требует! Отсюда и нетерпимость русской черни к любым проявлениям индивидуальности, критического мышления. Эта чернь решительно задвигает шибко умных в маргинез, а то и репрессирует. Русские очень легко пускают в ход кулаки против своих оппонентов, формировать словесные контраргументы для них очень сложно, применение физического насилия для них как-то понятней...

Русский с удовольствием растворяется перед лицом власти, превращается в послушное орудие имперской воли, здесь его духовный катарсис. Русский жаждет стать винтиком, человеком системы, безликим элементом великой общности, чем больше империя, тем большим представителем ее он себя ощущает. Вспомните, как русскомирцы выбирали президента в Украине в 2004 и 2010-м году: как царя-батюшку! Одним словом, гены не пропьешь и на чужбине!

"Особая русская душа" состоит в том, что русские отказываются от своей личной души, от своего личного выбора и личной воли, в пользу "общей имперской души". Вот эта общая имперская душа и составляет особую русскую духовность. Русская империя имела то превосходство над другими государствами, что она всегда имела в своем распоряжении множество таких вот беспрекословных слуг, жизнями которых она могла запросто жертвовать, без малейших для себя неприятных последствий. Русским народом государи разбрасывались, как расходным материалом, поэтому и сколотили империю на 1/5 часть суши, состоянием на 1830г . А что церемониться: русские бабы еще нарожают! Русские правители, русская аристократия сами называли свой народ «чернью», так что не надо мне забрасывать упреки об очернении темы.

Русский народ – это народ-чернь, по своему типу. Категоричный отказ от индивидуальности, от своих личных прав и свобод, в пользу своей принадлежности к империи, к общине – все это не позволяет развивать русскую индивидуальность, в принципе. Уберите от русского народа интеллигенцию, верхнее сословие, из состава инородцев – и вы ужаснетесь убогости чистого русского этноса! Такова цена отказа этноса от обретения собственной индивидуальности. Теперь русский народ жаждет нового, правильного крепостного порядка для себя, «большой крепостнический цикл» рулит!

Резюме. В чем разница в менталитете русских и украинцев? - Русский – это первый парень в евразийском селе, а украинец – последний парень в европейском пригороде!
И русские, и украинцы – это особые этнические образования, со сломанным, сдеформированным онтогенезом, в результате чего из них никак не могут сформироваться полноценные нации. Русские сформированы, как этническая каста чернь-народа, украинцы –как низкосословное этническое образование. Ни русские, ни украинцы не способны «забеременеть» собственной национальной элитой, не способны выйти за пределы примитивной цивилизации. Русские – они как вышедшие из повиновения роботы, от них никогда не добъешься нормального человеческого поведения, но только запуск каких-то узких целевых программ.

Теперь в мире – эпоха индивидуализма, это универсальный признак цивилизованности: в современном мире каждый сам за себя. Мир стал слишком сложным и запутанным, чтобы безликая, ведомая личность смогла найти в нем достойное место. Русские – грубо инфантильная нация, но патернализм уже нигде не работает, традиционных обществ-монархий тоже днем с огнем не сыскать. Иными словами, подимперский, обезличенный тип личности уже нигде, на государственном уровне не затребован. Русские должны обрести внутреннюю свободу, внутреннее развитие, либо смириться со своим историческим поражением и уходом в небытие, под натиском более агрессивных и дееспособных народов.

Начну с того, что я сам русский. Но я стесняюсь своей национальности.
Я бы предпочёл родится украинцем или чеченцем. Или американцем или любым европейцем, японцем, но не русским. Я даже с папой своим поругался по этому поводу. Правда мы сразу же помирились, т.к. друг друга поняли - почему и почему это обидно.

Начнём с обычного двора. Я заметил, что русские не особо защищают русских. Так же не особо помогают. А скажем грузины друг друга защищают. Вообще любые кавказцы друг друга защищают. И белые амеры защищают друг друга. Это я заметил ещё в моём дворе, особо это проявляется в армии, так же я это заметил в эмиграции в сша - русские мне помогали крайне редко. А вот украинцы помогали - подвозили в магазины, когда у меня не было машины, амеры подвозили, чтобы я нашёл жильё и т.д.

Во время событий в Украине, украинцы всегда приезжали на Майдан из своих западенских сёл. И протестовали против власти очень горячо, живо. А русские не приезжали. Только когда Банда Януковича их привезла на автобусах, они уныло ходили строем под голубыми флагами, отрабатывали зарплату, ожидая вечера, когда можно будет нажраться.

Так же мой папа мне сказал "Они там пели москаляку на гiляку". Он это конечно не слышал, но он смотрит путинское тв по спутнику, там показали. Я ему сказал, "А что же русские не приехали и не устроили Антимайдан? Что же они не забросали коктейлями молотова украинцев? Почему они такие слабые, почему они такие трусливые рабы?" И добавил кое-что про мой зарубежный опыт, когда мне кавказцы, даги в спортзале помогали больше, чем русские. Папа очень рассердился, мы оба вспыльчивые, мама нас остановила от криков, но через 15 мин. мы успокоились и помирились. Потому, что он понял, что я прав.

Русские это трусливые и злобные рабы. Даже на востоке Украины, это же не они восстали. Это всё платные диверсанты из России. Местные русские так, вяло поддерживали в надежде, что Путин введёт войска как в Крым. Но украинцы начали сопротивлятся, Запад поддержал, Путин поджал хвост и всё.. теперь они расплачиваются войной за свою трусость, злобность и предательство.

Мне стыдно за русский фашизм, который нашизм. Мне стыдно за их гомофобию. Мне стыдно за их алкоголизм, курение и наркоманию. Мне стыдно, что русские бабы готовы лечь под любого, абы забрали их из этой Царско-Путинской России. Мне стыдно за то, что они постоянно матерятся. Мне стыдно, что они всех ненавидят и боятся. Мне стыдно быть русским. Мне стыдно моей национальности.

В США амерам я говорю "я из украины". Русским я говорю "да, я русский, но я за Украину и против Путина". Чеченцам и дагам говорю "я с вами в вашей борьбе с царизмом".

Страна рабов – говорил о России Лермонтов. Рабы, сверху донизу все рабы – говорил о русском народе Чернышевский. Изменилось ли что-нибудь в России с тех пор? Да, изменилось: новая форма рабства пришла на смену старой. Мы по-прежнему остаемся рабами. В чем заключается наше рабское положение и рабская психология? И почему мы остаемся рабами, несмотря ни на что? Ответ на первый вопрос очевиден: мы ограничены во всех существенных проявлениях нашей жизни и потребностях, мы подвергаемся наказанию за малейшие попытки обрести свободу и независимость не только в поведении, но даже в мыслях. Ответить на второй вопрос честно и правдиво – дело гораздо более трудное: этому мешают те самые психологические причины, в силу которых мы остаемся рабами.

Известны два ответа на второй вопрос. Первый из них – апологетический, второй – критический. Первый заключается в следующем. Безусловно, люди и в коммунистическом обществе как-то ограничены в своих мыслях и в своем поведении. Но эти ограничения разумны, обусловлены интересами коллективов, в которые входят люди, и интересами общества в целом. Без этих ограничений в обществе наступил бы хаос, произвол, деградация и распад. Второй ответ (критический) заключается в следующем: некоторая часть граждан общества захватила власть над остальными и осуществляет свое насилие над ними. Оба ответа верны. Но каждый из них отражает лишь одну сторону дела. И оба они вместе не дают целую истину. В тени остается еще одна часть истины, может быть самая главная: мы принимаем систему рабства добровольно.

Потому проблема “Почему мы рабы?” есть в глубине своей проблема “Почему мы предпочитаем быть рабами?”. В каждую эпоху эта проблема имеет свое решение. Решение ее для нашего современного, коммунистического рабства в общих чертах банально: потому что коммунизм есть не столько неизбежность, насилие и обман, сколько соблазн и искушение. Коммунизм не только в учениях теоретиков, в пропаганде и в лозунгах есть соблазн и искушение, но и в реальном его воплощении. Теперь – главным образом в реальном воплощении. Вот в чем корень зла! Когда апологеты коммунизма утверждают, что коммунизм есть движение и стремление миллионов людей и в интересах миллионов людей, они говорят правду. Но не всю правду: они умалчивают о том, что основой и стимулом движения и стремления является именно соблазн и искушение. Коммунизм в основе своей и прежде всего несет облегчение и освобождение. И лишь на этой основе и затем он несет утяжеление жизни и закрепощение. Но он несет с собою одного рода освобождение и для одних людей и другого рода закрепощение для других. И несет их так, что люди сразу видят освобождение, и оно им кажется абсолютным, но лишь потом ощущают закрепощение, и оно уже кажется им естественным и само собой разумеющимся.

Общество, в котором мы живем, не есть нечто изначально данное. Оно есть продукт исторического процесса, в котором боролись и продолжают бороться две тенденции – цивилизаторская и коммунистическая (или коммунальная). Первая тенденция есть карабканье какой-то небольшой части человечества вверх, движение против потока человеческой стихии, преодоление сопротивления природной и общественной среды. Вторая тенденция есть падение подавляющей массы человечества вниз, движение ее по течению человеческой стихии, движение по линии наименьшего сопротивления. Первая есть сопротивление второй, ограничение стихийных сил второй, стремление повысить уровень социальной организации людей. Основу ее образует труд, личный риск, личная инициатива и личная ответственность за действия, самоограничение, привносимое морально-правовым самосознанием, и прочие ценности цивилизации. Социальный строй, выросший из этой тенденции и вместе с тем сохранявший ее, породил современные блага цивилизации и одновременно неразрывно связанные с ним язвы ее. Люди, однако, связали в своем воображении с этим строем не только его собственные недостатки, но и все то зло, какое несла и несет с собою коммунистическая тенденция и против которого в первую очередь была направлена социальная система, выросшая из цивилизаторской тенденции. Умами и сердцами людей овладело убеждение, будто причиной всех зол в мире является именно тот самый социальный строй, в рамках которого были достигнуты блага цивилизации, будто с уничтожением этого строя исчезнут все отрицательные явления современной общественной жизни. Именно в этой разрушительной, а не в созидательной деятельности люди увидели путь в счастливое будущее.

И вот коммунистическая тенденция восторжествовала в значительной части планеты. Рухнули иллюзии насчет всеобщего рая на Земле. Обнаружились язвы коммунистического образа жизни, не уступающие язвам прошлого, а кое в чем и превосходящие их. И что же? Уменьшилась ли тяга в мире к коммунизму? Наоборот, она многократно возросла. Почему? Да потому, что реальный коммунизм хотя и не принес с собою всеобщего благополучия и не устранил всех язв бытия, он все же в некоторой мере удовлетворил великий исторический соблазн людей жить стадно, без тяжкого труда, без постоянных самоограничений, без риска и личной ответственности за делаемое, беззаботно, упрощенно, с гарантированным удовлетворенном необходимых жизненных потребностей. Коммунизм удовлетворил этот соблазн лишь в очень малой степени. Но этой степени оказалось достаточно, чтобы инициативу и власть в обществе захватили люди, предпочитающие именно такой образ жизни, чтобы люди поразительно быстро приспособились к новому строю жизни, примирились с его недостатками и осознали его достоинства. Люди капитулировали перед своими собственными стихийными силами, сбросили с себя напряжение, к которому их вынуждала прежняя система жизни, и вздохнули с облегчением. Отказ от борьбы, отказ от карабканья вверх и от движения против течения приносит людям прежде всего облегчение – падение какое-то время ощущается как полет. Люди при этом не думают о том, что будет потом, а именно – что вслед за облегчением приходят все необходимые атрибуты рабства-хозяева, надсмотрщики, палачи. Когда люди это замечают, бывает уже поздно. Они уже оказываются во власти самих себя, ибо они эти атрибуты рабства несут уже в себе самих. Наше рабство есть наша добровольная плата за ничтожное и лишь временное облегчение от тягот цивилизаторской тенденции.

Современное рабство интересно еще тем, что оно в огромной степени сравнительно с прошлым обществом расширяет численно круг членов общества, наделенных официальной властью над другими, и дает почти каждому рядовому члену общества крупицу фактической власти над ближними. Это общество до невиданных доселе размеров увеличивает массу власти, наделяя ею и миллионы своих рядовых членов. Наделяет по тем же законам, по каким вообще распределяются блага в этом обществе, – каждому соответственно по социальному положению. Но все же наделяет. Это такое рабство, в котором рабское положение компенсируется возможностью для каждого видеть в окружающих подвластные ему существа, – здесь вместо свободы предлагается возможность лишать свободы других, т.е. соучастие в закрепощении. Не стремление быть свободным, но стремление лишить других людей такого стремления к свободе – вот какой эрзац свободы предлагается здесь гражданам. А это много легче, чем борьба за то, чтобы не быть рабами. Результаты борьбы за реальную свободу осознаются лишь через много поколений, да и то немногими.

Одним словом, нам удобно быть рабами. Быть рабами много легче и проще, чем не быть ими. Мы сами осуществляем насилие друг над другом. Мы сами общими усилиями делаем нас самих своими собственными рабами и благодаря этому становимся рабами других. Именно в этом главным образом коренятся причины нашего рабства, а не во внешнем насилии и не в законах организации общества. Мы капитулируем перед объективными законами и внешним насилием потому, что сами предпочитаем образ жизни, делающий нас рабами. Вот в чем ужас нашего положения. Можно бороться против внешних насильников. Можно ограничивать действие объективных сил природы и общества. Но бороться против самих себя и добиваться успеха – задача непостижимо трудная даже для богов. А мы – всего лишь люди.

И это было бы еще полбеды: мы привыкли быть рабами. Беда в том, что мы несем свое рабство другим. Несем под знаменем свободы. И добиваемся успеха. И отрезаем себе всякую надежду на освобождение. Когда все рабы, понятие рабства теряет смысл.

Май. 1980 год.

Александр Зиновьев

От редакции Зиновьев.Инфо. Александр Александрович Зиновьев (родился 29 октября 1922 года) – русский философ, логик, публицист, социолог и писатель. Он занимался проблемами теории познания и философии науки, исследованиями в области символической логики. В 70-ые годы он обращается к запретной для вольной мысли области – социальной проблематике, результатом чего была его высылка из СССР. С тех пор он живет в эмиграции, в Мюнхене. Он – автор многочисленных произведений, находящихся по жанру на стыке публицистики, философии и художественной литературы. Из них наиболее известны “Зияющие высоты”, “Гомо советикус”, “Пара беллум”. Центральное место в этих сочинениях занимает советский человек – “гомо советикус”, проблема его отношений с другими людьми и с “родной” Властью, проблема внутреннего рабства личности.

Создатель оригинальной социально-философской концепции советского общества, Александр Зиновьев и в годы “застоя”, и в годы “перестройки” оставался в положении аутсайдера. Он не был “своим” ни для советского официоза, ни для западной интеллектуальной элиты, ни среди русской эмиграции.

Мы публикуем небольшую статью А.А.Зиновьева “Почему мы рабы?” (май 1980 г.), перепечатанную из философского альманаха “Квинтэссенция” за 1991 год.