Помогает а что мешает. Что помогает людям общаться? ОБществознание. Что помогает человеку общаться и передавать опыт

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Одной из целей введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами. Осуществимо ли это? Вроде бы да, но… Об этих «но» и шла речь в представленном на сессии докладе преподавателя кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова «Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза».

С одной стороны, с введением унифицированной системы государственных экзаменов должны снизиться «специфические инвестиции» в подготовку к поступлению в вуз. Школьник уже не привязан в программе конкретного вуза и может готовиться к экзаменам по стандартным методическим материалам. ЕГЭ позволяет также снизить транзакционные издержки, связанные с подачей документов: их можно отправить по почте - личного присутствия в приемной комиссии не требуется.

С другой стороны, дети из обеспеченных семей все равно сохраняют при поступлении в вуз определенные преимущества в виде возможности посещать подготовительные курсы, заниматься с репетиром.

В докладе была высказана интересная гипотеза: вероятно, у детей из семей с низкими доходами - и с высокими разная склонность к риску. Вторые не слишком расстроятся, не поступив «на бюджет», ведь для них еще есть вариант учиться платно. Школьнику же из небогатой семьи придется осторожничать и делать ставку на менее «селективные» вузы, где проходной балл пониже и шансов поступить больше.

По словам Ильи Прахова, в ходе эмпирического исследования была выявлена положительная и статистически значимая корреляция между уровнем дохода и успеваемостью. Исследование основано на данных опроса, проведенного в 2010 году среди первокурсников в 16 крупнейших городах России с населением более 8 тысяч человек.

Выяснилось, что дети из семей с низкими доходами, например, по математике получили в среднем 57 баллов, дети из семей со средними доходами - 61 балл, а дети из семей с высокими доходами и того больше - в среднем порядка 70 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении почти всех сданных предметов.

Авторы также оценили, как различаются инвестиции в подготовку к поступлению в вуз в бедных и в богатых семьях. Как оказалось, наибольшие совокупные инвестиции в будущее высшее образование делают семьи со средними доходами. Таким образом они предпочитают потратить больше денег на подготовку к экзамену, чтобы минимизировать риски: не платить за образование своих отпрысков потом, увеличив их шанс учиться бесплатно. Для оценки влияния уровня дохода семей и инвестиций на результаты ЕГЭ авторы использовали регрессионную модель. Наиболее эффективными оказываются инвестиции в подготовительные курсы для детей из богатых семей.

Было выяснено и то, как распоряжаются своими баллами выпускники из семей с низкими и с высокими доходами. Более богатые дети в основном поступают в более «селективные» вузы с высокими проходными баллами как на платные, так и на бюджетные места.

Даже в условиях ЕГЭ, делает вывод докладчик, абитуриенты из семей с более высокими доходами сохраняют больше возможностей для поступления в вуз.

«Эффект учителя» в результатах ЕГЭ

Однако доход семей - не единственный фактор, влияющий на учебные достижения школьников. Об этом рассказал старший научный сотрудник (ИРО) ВШЭ Андрей Захаров в докладе «Влияние характеристик учителя на академические достижения учащихся: по результатам ЕГЭ 2010 года».

Если говорить о принятии управленческих решений в сфере образования, особенно актуальным становится вопрос об эффективности практик и характеристик школ и учителей. Но российские исследования не особенно отличаются изучением роли учителей. У нас исследователи в основном фокусируются на экономических факторах, например, ресурсах школы, да и методология зачастую просто не позволяет отделить «эффект учителя» от эффекта других факторов, воздействующих на достижения детей.

Исследование, представленное докладчиком, базируется на социологическом опросе, проведенном в 2010 году в трех субъектах РФ. В выборку вошло 127 школ, порядка 3 тысяч учащихся 11 классов и 350 учителей. Анализ проводился с использованием различных статистических моделей, в том числе «модели добавочной стоимости» (Value added models) и «модели первой разницы» (First difference).

Этот инструментарий позволил более или менее точно отделить «эффект учителя» от других эффектов и продемонстрировать значимость влияния практик и характеристик учителей на результаты школьников по русскому языку и математике.

Как показывает исследование, учитель - это один из основных ресурсов школы. И рост учебных достижений школьников связан с наймом учителей более высокой категории как по русскому языку, так и по математике. Старение кадров сопровождается снижением балла ЕГЭ. Большое воздействие на учеников оказывает и разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Так, если учителя занимаются математикой не 5 часов, а на час меньше, это ведет к снижению среднего балла школьников на 20 процентов стандартного отклонения. Еще один интересный вывод касается частого использования на уроках контрольных работ в форме ЕГЭ. Такие практики можно трактовать как «натаскивание», но они имеют следствием более низкий балл по ЕГЭ - а значит, не являются эффективными.

Самыми неоднозначными оказались результаты использования на уроках русского языка и математики сложных заданий из части «С». Если учитель задает детям много сложных заданий по математике, это приводит к повышению среднего балла ЕГЭ, а вот увеличение доли заданий по русскому языку, где нужно давать развернутые высказывания (сочинение), ведет к снижению баллов школьников по ЕГЭ…

В физике надо учить формулы

О результатах использования модели «первой разницы» также рассказала старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон , представив доклад «Учительские характеристики и достижения школьников. Находки из применения метода first-difference к данным TIMSS- 2007».

Смысл метода в том, что он позволяет рассчитать разницу в достижениях каждого ребенка в разных предметах, которые преподают разные учителя. После фиксации всех характеристик ребенка все, что будет различаться в их учебных результатах по двум предметам, - это характеристики учителей. Как, например, связаны характеристики учителей по математике и по естественнонаучным предметам - и достижения их учеников?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи изучали доступные в анкетах TIMSS данные об учителях - их профессиональное образование, стаж, пол, плюс ряд учительских практик, включая формы обучения (фронтальное обучение, индивидуальная работа, контроль усвоения) и виды деятельности на уроке (решение задач репродуктивного типа, задач на понимание и интерпретацию, метанавыки и групповая работа).

Оказалось, не так уж много характеристик учителей значимо влияет на достижения школьников. В частности, если учителя химии и физики больше времени на уроках уделяют репродуктивному обучению, то есть дети решают какие-то задачи без калькулятора, заучивают наизусть формулы - это производит значимый позитивный эффект на их достижения. А вот на знания детей по математике положительное воздействие оказывают задачи на понимание и интерпретацию и задания, которые требуют применения метанавыков, то есть соотнесений математических знаний с повседневной жизнью, решение сложных нестандартных задач и подобное.

Негативно на достижениях детей по математике сказывается групповая работа и репродуктивное обучение; по физике - совершенно неожиданно решение задач на понимание и интерпретацию…

Как школам справиться со своими учениками?

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Человек не может жить отдельно от общества, ему необходимо постоянное общение с другими людьми, обмен информацией, только тогда он будет саморазвиваться и иметь должный уровень социального воспитания.

При общении люди стремятся достигнуть взаимопонимания, но как известно это достаточно сложный процесс, так как у всех разные характеры, видение мира и собственное мнение. Нам естественно проще общаться с теми, с которыми мы имеем схожие интересы.

Для того, чтобы наладить отношения с разными людьми, необходимо научиться внимательно слушать и понимать собеседника. Избежание конфликтов достигается честностью и вежливостью в разговоре. Непонимание может быть вызвано разными причинами: психологическими, религиозными и так далее. Но главная причина - неумение воспринимать собеседника, слушать и слышать его, быть поглощенным в его проблему. Но бывают такие жизненные ситуации, что как бы внимателен ты не был к говорящему, ты отвлекаешься и теряешь нить событий, что ведет к непониманию и в итоге к ссоре. Это может быть обусловлено несколькими факторами – например, настроение, особенности характера человека, окружающая обстановка.

Несомненно следует учитывать и форму общения – формальное либо неформальное. В зависимости от этого необходимо тщательно относится к выбору тона разговора, жестикуляции и манере поведения.

Так или иначе культура общения – это уважительное отношение к собеседнику, грамотное изложение своих мыслей, честность и умение вести себя. Человек, обладающий культурой общения – достойный собеседник.

Искусство слушать

Чтобы научиться говорить, необходимо научиться слушать. Приведенные ниже приемы помогут вам овладеть этим навыком.

Обрати внимание на то, как ты слушаешь

Не кажется ли тебе, что ты слишком быстро делаешь выводы о людях? Может, часто перебиваешь, не даешь высказаться? Осознание своих привычек поможет тебе не допускать подобных ошибок.

Не уходи от ответственности

Она двусторонняя, так как в разговоре участвуют двое. Необходимо показать, что ты понимаешь, слышишь и слушаешь собеседника. Этого можно добиться, задавая уточняющие вопросы и поддерживая беседу.

Будь внимательным

Поддерживай с собеседником визуальный контакт, одновременно следя, чтобы твой взгляд не казался навязчивым и враждебным. Жестами показывай, что тебе интересен разговор. Помни, что беседовать интересно и «живым» оппонентом.

Сосредоточься на том, что говорит собеседник

Это требует усилий, так как внимание держится не более одной минуты. Постарайся ликвидировать все помехи (компьютер, телевизор, радио).

Будь восприимчив не только к словам, но и чувствам собеседника

Помни, что люди иногда могут «кодировать» чувства в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Старайся быть наблюдательным

Следи за невербальными сигналам собеседника, ведь эмоции часто красноречивее слов. Наблюдай за выражением лица собеседника – на нем можно прочесть многое.

Будь доброжелателен к собеседнику

Любые отрицательные эмоции с твоей стороны вызовут негатив и у говорящего, он может «закрыться» и свести беседу на нет.

Слушай самого себя

Если поведение и речь собеседника затрагивают твои чувства – не стесняйся выражать их.

Кусочек из завтрашнего доклада на киевской конференции.
(С докладом, кстати, получилось странно. Его должны были опубликовать в сборнике конференции, и написан он мною был еще три месяца назад, и сдан в печать. Сборник не вышел. Завтра этот текст будет у меня на сайте, значит. Но я его перечитала и поняла, что почти ничего оттуда уже не буду говорить:) Написала другой текст сегодня:))
Итак, завтра на сайте будет опубликован непрочитанный доклад. Сегодня в ЖЖ кусочек завтрашнего доклада, который я собираюсь прочесть. А что я прочту на самом деле - пусть слушатели записывают, если хотят:)))

Что помогает читать/чувствовать поле:
(а) "прокачанность" тела: способность расстановщика чувствовать, пропускать через себя разные энергии, в том числе сверхбольшие и сверхтяжелые. Часть этой способности развивается тренировкой (просто работать). Часть - личной терапией, и личные болевые области не будут блокировать и дозировать восприятие. Часть, по-моему, врожденное (системное в том числе), см. пункт (б).
Физическое здоровье и тренированность тела в спортивном смысле решающего значения не имеют. Я знаю нескольких расстановщиков в инвалидной коляске: часть тела не работает, часть тела состоит из металлических деталей, а восприятие - работает. Т.е. "тело", видимо, тут вообще не физическое участвует.
Я даже знаю расстановщика, чье ментальное здоровье сильно нарушено (органические причины), а способность делать расстановки - нет.

(б) серьезность личной травмы и способность ее трансформировать. Да, это помогает, а не мешает. Чем сильнее болит у расстановщика, тем точнее он своей драной шкурой чувствует процесс, резонирующий со своим , и тем более уверенно он его трансформирует в нужную ему сторону . Это снижает диапазон тем, с которым работает человек, но повышает силу трансформаций, которые он добывает из поля.

(в) особый доступ в некоторые сферы. Например, банкир хорошо может поставить большие деньги;-), а акушерка по-свойски поработает с вопросами деторождения:) Тоже сужает диапазон тем, тоже повышает силу трансформации.

Да, я в полном сознании не говорю здесь о "нейтральности" и "личной проработанности". Она "всего лишь" фактор, помогающий развивать прокачанность, пункт (а).

Что мешает чувствовать/читать поле:
1. Субъективное (касается расстановщика и замов)
(а) личная травма - создает места, где нельзя чувствовать. Туда и не пойдет чувствование из поля тоже. К счастью, мы не можем заработать столько личных травм (и пойти в расстановщики при этом ), чтобы это влияло сколько-то радикально:)
(б) системная травма/системная лояльность, как семейным системам, так и бОльшим.
Если в этой семье "измена - это страшный грех", то член такой семьи не почувствует историю клиента-изменника.
С бОльшими системами сложнее. Можно иметь принадлежность к национальной или религиозной системе, которая принципиально не имеет дело с другой национальной/религиозной системой, и "проработать" это радикально - нельзя (в отличие от лояльности семейной системе). Эти системы, может, враждуют 10000 лет. Мы даже не замечаем, что клиентов "от системы врага" у нас просто нет.

(в) нарушение порядка помощи (которое может проистекать как из первых двух пунктов, так и "просто" от недоученности, от слепого повторения за Хеллингером или другими учителями). Если расстановщик смотрит на свою работу "сверху", ему не видно, вот такая странность. Система никогда не трансформируется через диктат, только через уважение, даже если оно совсем маленькое. кривенькое, неумелое, непроработанное и т.п.

2. Объективное (касается систем как таковых).

(а) посттравматическое расщепление (души/психики клиента). Расстановщик может и не иметь личного запрета услышать ТАКУЮ травму. Но если она будет услышана клиентом с "помощью" расстановщика, клиент разрушится. Туда нельзя.
(б) аналогичный процесс в системе, в коллективной "душе" системы. Не пришло еще время доставать скрытое.
(в) принципиальная невозможность достать и провести в восприятие некоторые нечеловеческие энергии. Иногда целительные именно они, а наше тело их не "берет". Как минимум, это энергии больше чем[один] человек (массовые состояния, архетипические потоки, например), меньше, чем человек (попытка заместительствовать "это" его убивает - как на бабочку наступить), живое, но не человек (зверь, например) и совсем не человек (вообще не пойми кто/что, условно именуемое "сущность" или "энергетический фрагмент").
(г) и что-то еще:-) Иногда движения "просто нет".

Это, конечно, только наброски, далеко не все и может быть вообще не туда:)
Тем не менее.

В каком-то виде эти вопросы войдут в семинары по чтению поля, которые я еще до конца года проведу в


Вы привыкли целыми днями крутиться, как заводная, и вдруг… ничего не надо делать. Либо вы уже успели выполнить всю работу на сегодня, либо у вас выходной, либо вы ушли в отпуск. И очень скоро вам становится как-то не по себе – бездельничать вы не привыкли, а чем занять себя, не знаете. Неудивительно, что к работе вы возвращаетесь с облегчением. И при этом совсем не чувствуете себя отдохнувшей. Потому что вы и не отдыхали!

Под словом «отдых» многие из нас понимают всего лишь отсутствие работы. Но это не значит, что во время того, что считается отдыхом, мы расслабляемся телом и душой.

Что такое «активный отдых» ? Турпоходы и тренажерный зал. Прежде чем доберетесь до финиша, с вас сойдет семь потов. Для здоровья, наверное, полезно, но вот будете ли вы ощущать себя отдохнувшей? Впрочем, активный , как говорится, на любителя.

Первое место по способу «отдыхания» наверняка держат компьютеры . Достаточно заглянуть в «аську» или «Скайп». Некоторые из моих знакомых сидят там сутками, не вылезая. Конечно, вряд ли они сутками работают. Может, играют в сетевые игры, может, зависают на каких-то сайтах, общаются… Но, так или иначе, они загружают свой мозг информацией. А значит, мозг не отдыхает.

Иные предпочитают телевизор . Помню, как-то я приехала в гости к подруге, так «ящик» у нее был включен целый день, и она просто время от времени переключала каналы, ища что-то интересное… А ведь телевизор – тоже информация. И часто негативного плана.

Книги? Вот вроде бы прекрасный способ расслабиться - лежишь на диване с книжкой в руках и почитываешь… А мозг-то опять загружается!

Или, допустим, вы решили отдохнуть и позвали гостей. Или сами отправились в гости . А знаете, сколько энергии тратится на общение? Мы редко стремимся выступать в роли эмоциональных доноров, скорее, сами ищем энергетической подпитки. Поэтому будьте готовы к тому, что в ответ на ваши жалобы подруга начнет жаловаться на свои проблемы. Или начнет, к примеру, вас поучать. Или рассказывать про какие-то свои дела… Так что расслабиться и отдохнуть вам вряд ли удастся.

А если вы идете на свидание с мужчиной , то вам вообще придется все время быть начеку и контролировать каждый свой шаг и слово, чтобы не сделать и не сказать что-нибудь не так!

– приятное времяпрепровождение, но не отдых. Что бы там ни говорилось, большинство из нас после секса чувствует себя выжатым лимоном, ну, пусть и в позитивном плане. Так что тоже не вариант.

Точно так же не вариант для отдыха и поход в театр, на танцы или на какое-нибудь развлекательное мероприятие . Или, скажем, в боулинг или казино . Вам придется все время двигаться, следить за действием, контролировать себя, общаться… Вы можете получить от такого времяпрепровождения массу положительных эмоций, но вряд ли почувствуете себя отдохнувшей.

Многие пытаются расслабиться при помощи выпивки . Однако это лишь иллюзия. Очень скоро все вернется на круги своя, и вы обнаружите массу нерешенных проблем, да еще и похмелье в придачу!

Отпуск – тоже не панацея. Оставшись без привычных занятий, мы можем ощущать себя не в своей тарелке. Иные во время отпуска затевают ремонт в квартире или копку грядок на . И что, удалось вам отдохнуть?

А если выбрать «солнце, пальмы и песок»? Купить путевку и двинуть куда-нибудь на курорт? Казалось бы, идеальный вариант для отдыха! Однако на этом пути вас ждет множество напрягов. Сначала сборы в дорогу, потом сама дорога, устройство на новом месте, знакомство с соседями… Вы вынуждены будете постоянно что-то организовывать, ездить на экскурсии, следить, чтобы ребенок не утонул в море… Может, вас будут напрягать плохое питание или … Одним словом, на полноценный отдых и не надейтесь!

"А что же тогда называется настоящим отдыхом?!" - спросите вы.

На мой взгляд, таких вещей довольно много.

Например, музыка . Выбираете то, что нравится лично вам, включаете и ложитесь на диван. Или садитесь в кресло. И просто слушаете…

Или медитация . Можно тоже под музыку. Релаксационных методик сейчас тьма. Желательно подобрать такую, чтобы не только расслабляла тело, но и отключала сознание. Может быть, для этого вам придется долго тренироваться или даже записаться на какие-то курсы. Но дело того стоит!

Неплохой результат дают прогулки на природе – в лесу, саду или парке. Только в одиночестве, без подруги, спутника жизни или ! И, разумеется, в безопасном месте, где не грязно, не скользко и есть удобная дорожка или тропинка. И где вам не придется опасаться, что к вам кто-то пристанет или нападет.

Впрочем, все люди разные. Не исключаю, что кому-то, чтобы расслабиться, нужно сходить на дискотеку или на концерт тяжелого рока. Или поучаствовать в эксперименте по выживанию в экстремальных условиях.

Главное – чтобы в конце этого процесса вы ощутили, что действительно расслабились и получили заряд бодрости. Поверьте, это ощущение не спутаешь ни с каким другим!

Психологический ключ к успеху, конечно, не единственный, а один из ряда других, к которым относятся профессионализм, конкретные знания, экономическая ситуация, везение, воспитание и т.д. Но именно психологический настрой и подготовка обеспечивают значительную долю вероятности успеха. Психологически успех предполагает стремление к положительному результату, удачному завершению задуманного. Что помогает и что мешает человеку добиться успеха; можно ли говорить о психологическом ключе к успеху, о психологических барьерах на пути к успеху?

Проблема успеха является междисциплинарной; в большей степени она нашла отражение в экономических, социологических, журналистских публикациях. Но и в психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура,Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т.О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К.А. Хеллер), факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.В. Новиков, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, М. Мелия и др.). В результате исследований были получены многочисленные данные о влиянии социально-психологических и личностных факторов на достижение результатов в конкретных сферах жизнедеятельности. Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление личностных качеств, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т.д.

Кто сегодня достигает наибольшего успеха в бизнесе? Важным источником информации о личностных особенностях бизнесменов выступает наблюдение за деятельностью наиболее успешных из них. На этом построены многие работы по изучению успеха в бизнесе.

М. Мелия на основе обобщения индивидуальных историй бизнесменов выделила три группы тех, кто составляет верхушку российского бизнеса.

  1. Бывшие партийные, комсомольские работники, руководители крупных промышленных предприятий, которые вовремя сориентировались и сумели получить в собственность то, чем они в свое время управляли (предприятие, компанию и т.п.).
  2. Активные, умные люди, которые благодаря исключительным деловым и личностным качествам, а также интуиции и знанию особенностей российского законодательства, организовали успешный бизнес. В эти две группы входят наиболее успешные бизнесмены.
  3. Новая генерация российских бизнесменов, которые автор называет self-made . Эти люди добились успеха только за счет своих личностных качеств, поскольку не имели административных и политических ресурсов, не участвовали в дележе госсобственности, а создавали бизнес с нуля. Это новое поколение бизнесменов, которые значительно влияют на российскую экономику. Именно они становятся объектами пристального внимания психологов, для того, чтобы выявить качества, наиболее способствующие достижению успеха.

Отметим, что в основном исследования, посвященные личности бизнесменов, проводятся по третьей группе, поскольку именно в ней встречается больше успешных людей, которые добились всего благодаря своему труду и незаурядным личностным качествам.

Качества личности, способствующие успеху

Что помогает и что мешает человеку добиться успеха; можно ли говорить о психологическом ключе к успеху, о психологических барьерах на пути к успеху? Ответы на эти вопросы требуют обзора тех личностных качеств, которые демонстрируют люди, добивающиеся успеха.

В ряде работ выделены наиболее значимые личностные качества, которые выступают детерминантами успешности. Например, Н. Лейфрид показал, что существенной личностной предпосылкой достижения успеха является ответственность . Развивая подход к феномену ответственности как свойству субъекта присваивать требования действительности, автор показывает, что ответственность представляет собой готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности и жизнедеятельности. Данное личностное свойство в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а тем самым выработку стратегий поведения в ситуациях достижения.

Многие предпосылки высоких достижений были показаны на примерах наиболее одаренных и успешных людей. Работы свидетельствуют о том, что творческая продуктивность и психологическая основа достижения высоких результатов выражается в общих способностях, креативности, оптимизме, вере в успех, мотивации.

Психология располагает уникальными примерами историй взлета и падения представителей разных профессий, в том числе и бизнесменов. Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения , стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей.

Успеху способствует следующие особенности личности:

  • Упорное утверждение своей личности . Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.
  • Способность контактировать с окружающими . Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.
  • Физическая выносливость . Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха.
  • Удивительная способность точно предвидеть , как будут развиваться события.
  • Особая гибкость . Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе.
  • Незаурядная способность убеждать других.
  • Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность , можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству.

Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.

Критичность мышления раскрывается следующими показателями: независимость суждений; способность пользоваться объективными критериями; умение находить причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности; способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность к преобразованиям характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать; способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и умений.

Стремление к творчеству включает следующие основные показатели: интерес к профессиональному творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны коллег; чувство долга.

Барьеры на пути роста профессионального мастерства

Перечень психологических качеств, препятствующих успеху, может быть очень широким. Выделим основные из них:

  • боязнь новых ситуаций (новых сотрудников, новых руководителей и законов, ревизоров и т.д.), неизвестного, нежелание рисковать. Люди часто предпочитают безопасность и удобства риску и новизне;
  • боязнь уязвимости . Люди стараются избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать;
  • неуверенность в себе . Отсутствие стремления к инновациям часто вызвано страхом ошибки, неверие в свои способности делать что-то новое. Незнание самого себя, недостаточное представление о себе;
  • недостаточные умения и навыки, слабый потенциал , недостаток поддержки, отсутствие нужных навыков. Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Особенно это касается тех людей, которые долгое время работают в одних и тех же условиях;
  • отсутствие поддержки со стороны руководителей.

М. Мелия на основе наблюдений и обобщения биографий наиболее успешных представителей бизнеса выделила следующие личностные качества, которые помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными. Прежде всего, отметим, что среди них большинство составляют те, кто добился всего сам.

  1. «Могущество желаний» , что означает масштаб желаний, своеобразная одержимость большой целью. Лидеры бизнеса не боятся мечтать о самых на первый взгляд трудно осуществимых вещах. У них масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех. Мелия приводит пример, когда в начале 1990-х гг. молодой человек (ему тогда было 22 года) побывал в Голландии, где его поразил уютный коттеджный поселок с ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся мечтой построить такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни специального строительного образования. Были только мощное желание и вера в успех. И он, действительно, создал строительно-промышленную компанию, построил такие поселки и был практически первым в этом бизнесе.
  2. Мощный внутренний импульс . Это значит, что эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами и ставят цели без каких-то внешних стимулов. Их модель жизни: захотел - сделал.
  3. «Неоправданный оптимизм» . Они расценивают свои шансы выше, чем шансы других, верят в свои силы и считают, что у них способности лучше, чем у большинства других людей. Их отличает высокая устойчивость к неудачам, даже крупным, так называемый подкожный слой оптимизма. Неудачи побуждают их к мобилизации всех жизненных ресурсов. Они убеждены, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем.
  4. Открытость реальным фактам , в сочетании с верой в победу. Трудности вызывают у них лишь азарт, они выходят из борьбы более закаленными.
  5. Компетентность во времени : т.е. жизнь настоящим, а не будущим или прошлым, реалистичность в оценке перспектив, умение связывать текущие задачи со стратегическими планами, легко оперировать временем, как прошлым, так и будущим. Про свои ошибки они говорят: «Ну что ж, зато я приобрел(а) опыт» - и используют неудачи как трамплин для будущих достижений.
  6. Черно-белое восприятие мира , иными словами целеустремленность , умение все подчинять достижению цели, сортировать все жизненные ситуации по принципу «нужно - не нужно». Восприятие мира при этом упрощается, становится в какой-то степени черно-белым (либо средства для достижения целей, либо препятствия).
  7. Харизма , сильная энергетика, лидерство, т.е. умение завораживать и увлекать за собой, обладая притягательной силой. Харизматический человек наделен особой властью, он влияет на мысли и действия других людей.
  8. Склонность к риску, изменениям . Каждый день они могут принимать рискованные, опасные, авантюрные решения и не испытывать при этом страха, а напротив, получать удовольствие, беря на себя ответственность за дело и за людей. Создавать, строить, развивать - ключевые слова их деловой жизни.
  9. Ответственность и моральные границы . Отвага в бизнесе - это сочетание риска с ответственностью, поскольку цена многих решений очень высока, поэтому бизнесменам свойственно обостренное чувство ответственности за свои слова, дела, за людей, которые им доверяют. У них есть собственный свод правил, определенные этические принципы, внутренние нормы, моральные границы, за которые нельзя переступать. Соблюдение этих правил очень важно для деловой репутации.
  10. Ясность мышления и безальтернативность решений , т.е... способность воспринять максимум информации «на входе» и многовариантность «на входе». Пока решение не выработано, успешные люди очень открыты к обсуждению, к диалогу, откровенны и внимательны, но как только решение созрело - оно больше не обсуждается, все внимание сосредотачивается на реализации решения, достижении поставленной цели.
  11. Рациональное отношение к деньгам , т.е. деньги должны постоянно работать сообразно четким стратегическим ориентирам, поэтому бизнесмен всегда четко знает, куда он вложит деньги - в производство, в развитие, как распорядится полученной прибылью. Деньги для таких людей - это скорее средство, но не цель. Они дают возможность ставить новые более масштабные задачи, выходить на иной уровень развития, расширить сферу влияния и деловых интересов.
  12. Отношение к бизнесу - способ самореализации , или возможность проявить себя в чем-то новом и значимом для себя.
  13. Демократичность и скромность , т.е. чувство реальности, умение брать на себя больше ответственности без лишней шумихи вокруг собственной персоны. Такие люди крепко стоят на земле, в отличие от тех, кто получил бизнес в наследство. Они открыты и демократичны в общении с людьми.
  14. Уникальность . Это значит, что в окружении нет людей, подобных им, сравнимых с ними по своим личностным качествам. Они независимы и нетрадиционны во взглядах, привычках и зачастую воспринимаются другими как эксцентричные люди. Они позволяют себе быть упрямыми, раздражительными, холодными, бессердечными и безжалостными. Они, сосредоточены на себе и своих планах, могут подавлять и удивлять; других своим экстравагантным поведением.
  15. Экзистенциальная тревога , или постоянное стремление к большему. Это более «продуктивные» для экономики страны люди, у них есть некий «психологический вечный двигатель». Они достигли вершины пирамиды потребностей А. Маслоу и с точки зрения экзистенциальной не смогут полностью реализовать себя никогда: как только они добиваются одной цели, тут же ставят следующую.

Можно сказать, что наиболее успешные люди демонстрируют: высокую способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и работы, устойчивость к неприятным ситуациям и стрессам, эмпатию, общую жизненную эффективность, честолюбие, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, интерес к новым испытаниям, необходимость обеспечивать семью, ответственность перед окружающими.

Психологический ключ к успеху, конечно, не единственный, а один из ряда других, к которым относятся профессионализм, конкретные знания, экономическая ситуация, везение, воспитание и т.д. Но именно психологический настрой и подготовка обеспечивают значительную долю вероятности успеха. Психологически успех предполагает стремление к положительному результату, удачному завершению задуманного. Для этого приходится развивать сильные стороны и работать над слабыми.

Поскольку к успеху стремятся многие, возникает желание выстроить формулу успеха, которая поможет всем преодолеть неудачи и подняться на новый уровень. Существует много вариантов формализации факторов, которые могут привести к успеху. В качестве примера приведем, так называемую магическую формулу успеха, которую предложил X. Маккей.

Путем анализа жизни и деятельности неординарных, добившихся многого, бизнесменов, он выделил важнейшие психологические характеристики успеха. X. Маккей считает, что, хотя все мы обладаем индивидуальными способностями, благодаря которым каждый из нас является уникальным, можно выделить общие характерные особенности преуспевающих людей, которые помогли им добиться успеха. На основе этих особенностей им была построена формула успеха, которая включала сумму следующих компонентов: упорство, определение цели, сосредоточение усилий. Если к этой формуле добавить уверенность в себе, успех непременно придет. Итак, каждый из нас способен сделать очень много для развития своих способностей, характера, деловой активности, целеустремленности. Практически все из перечисленных особенностей можно изменять и развивать.

Формула успеха:
успех =
упорство +
определение цели +

уверенность в себе +
сосредоточение усилий.