Поурочные разработки 6 кл русский язык ладыженская


▫ А почему `был`? Функционал остался прежним (за небольшими исключениями). Графика размещается? Да. Тексты? Да. Видео - его гораздо удобнее размещать на других ресурсах, а здесь показывать ссылку на фильм. Звук? Тоже совершенно никакой смертельности: неполадки у многих, но сохранять аудио на специализированных сервисах или в облаке никто никому не мешает, не запрещает и за это не преследует. Неполный функционал редактора - тоже не проблема. `Копировать-вставить` работает. Ссылки отображаются. Скопировать пост перед сохранением - настолько работа, не требующая более пары секунд, что даже говорить нечего. Сбои в работе у некоторых пользователей - проблему, конечно, составляет. Движок Портала создавался в достаточно отдалённые (в программном смысле) времена. Но у кого-то Портал проблемит - а у кого-то как `летал`, так и `летает`. Контент? А кто делает контент, не сами ли пользователи? Хотите ИНТЕРЕСНО - делайте себе и всем ИНТЕРЕСНО. Этому тоже никто не препятствует, этого никто не запрещает, никто не мешает это делать. ====================== Без `теорий заговора`, конечно, скучновато...) Людмила Николаевна, а эти продвинутые молодые люди не объяснили ли, что ж это за `СИСТЕМА` такая? Кто ж `разбивает` педагогические сайты? Кто за этим стоит? ... Не, ну раз им известно, что есть `система` - может, они поделятся с нами информацией относительно этих `системных недоброжелателей`? Чтобы мы были предупреждены и знали, кто супостат? Вот серьёзно! Раз ребята такие продвинутые?
▫ Спасибо! Спасибо!
▫ Ещё пахнет талым снегом. Где-то спит он по ложбинкам. Ярко-синим оберегом Среди тоненьких травинок Распустился вдруг подснежник. Соберу цветов весенних И поставлю на окошко. На лужок бросают тени Вербы в жёлтеньких серёжках. Солнце льёт в окошко нежность. Всё прозрачно и как будто В окна музыка влетает. Это свет весенний будит Дом усталый. Дом встречает Ветра солнечную свежесть. Анна Судьина 6587816-a151550 Доброго весеннего денечка всем, Друзья!
▫ Спасибо за Поэзию, Галиночка!Поздравляю с праздником души! Такой привычный и любимый народный цветочек, эмблема надежды, символ весны... А ведь у каждого народа свой подснежник. Всего насчитывают семнадцать видов подснежника. Существуют греческий, византийский, кавказский и другие подснежники. Но всё-таки в большинстве стран, как и в Англии, самый популярный подснежник - галантус. Хотя в Англии его называют `снежной каплей`, во Франции - `снегосверлителем`, в Германии - `снежным колокольчиком`, в Чехии - `снежинкой`. На территории России произрастает 12 видов подснежников из 18 существующих. Почти все они занесены в Красную книгу и охраняются законом, что, к сожалению, не мешает людям срывать их. 6509902-a151550

Материал для работы по учебнику М.Т. Баранова и др.
Тематическое планирование
Урок 1. Русский язык – один из развитых языков мира

Повторение изученного в 5 классе
Урок 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Урок 3. Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов
Урок 4. Части речи. Морфологический разбор слова
Урок 5. Орфограммы в окончаниях слов
Урок 6. Словосочетание. Простое предложение
Урок 7. Сложное предложение. Разбор предложений
Урок 8. Прямая речь и диалог
Урок 9. Развитие речи. Текст
Урок 10. Официально-деловой стиль речи
Уроки 11–12. Диктант и тест

Лексика. Фразеология. Культура речи
Урок 13. Повторение изученного в 5 классе
Урок 14. Устное описание картины
Урок 15. Общеупотребительные слова
Урок 16. Профессионализмы
Урок 17. Диалектизмы
Урок 18. Сжатое изложение
Урок 19. Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы
Урок 20. Устаревшие и новые слова
Урок 21. Исконно русские и заимствованные слова
Уроки 22–23. Семинар «Как это по-русски?»
Урок 24. Фразеологизмы
Урок 25. Обобщение по разделу
Урок 26. Диктант

Словообразование и орфография. Культура речи
Уроки 27–28. Повторение изученного в 5 классе
Урок 29. Описание помещения
Уроки 30–31. Словообразование
Урок 32. Практикум по словообразованию
Уроки 33–34. Этимология слов
Урок 35. Материалы к сочинению
Урок 36. Буквы о и а в корне -кос- / -кас-
Урок 37. Буквы о и а в корне -гор- / -гар-
Урок 38. Буквы ы и и после приставок
Уроки 39–40. Приставки пре- и при-
Урок 41. Практикум по приставкам пре- и при-
Урок 42. Выборочное изложение
Урок 43. Соединительные о и е в сложных словах
Урок 44. Сложносокращенные слова
Уроки 45–46. Сочинение
Урок 47. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Уроки 48–49. Обобщение по разделу
Уроки 50–52. Диктант и тест

Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное
Уроки 53–55. Повторение изученного в 5 классе
Урок 56. Разносклоняемые существительные
Урок 57. Буква е в суффиксе -ен-существительных на -мя
Урок 58. Русские имена
Урок 59. Несклоняемые существительные
Урок 60. Род несклоняемых существительных
Урок 61. Существительные общего рода
Урок 62. Морфологический разбор существительного
Урок 63. Сочинение
Уроки 64–65. Не с существительными
Уроки 66–67. Суффиксы -чик и -щик
Урок 68. Суффиксы -ек и -ик
Уроки 69–70. Суффиксы с о и е после шипящих
Уроки 71–72. Повторение изученного
Урок 73. Диктант и тест
Урок 74. Развитие речи. Текст

Имя прилагательное
Уроки 75–76. Повторение изученного в 5 классе
Уроки 77–78. Описание природы
Уроки 79–80. Степени сравнения прилагательных
Урок 81. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные
Урок 82. Сочинение
Урок 83. Относительные прилагательные
Урок 84. Выборочное изложение
Урок 85. Притяжательные прилагательные
Урок 86. Морфологический разбор прилагательного
Урок 87. Контрольная работа по теме «Разряды прилагательных»
Уроки 88–89. Не с прилагательными
Урок 90. Суффиксы с о и е после шипящих и ц
Урок 91. Тест по теме «Правописание прилагательных»
Урок 92. Суффиксы с н и нн
Урок 93. Практикум по суффиксам с н и нн
Урок 94. Устное и письменное описание
Урок 95. Суффиксы -к-и -ск-
Урок 96. Написание сложных прилагательных
Урок 97. Практикум по сложным прилагательным
Уроки 98–99. Повторение изученного
Урок 100. Диктант и тест
Урок 101. Развитие речи. Публичное выступление

Имя числительное
Урок 102. Числительное как часть речи
Урок 103. Простые и составные числительные
Урок 104. Числительные с ь в середине и в конце
Урок 105. Разряды количественных числительных. Целые числа
Урок 106. Практикум по целым числам
Урок 107. Дробные числительные
Урок 108. Собирательные числительные
Урок 109. Порядковые числительные
Урок 110. Употребление числительных в речи
Урок 111. Морфологический разбор числительного
Урок 112. Повторение изученного
Урок 113. Тест по теме «Имя числительное»
Урок 114. Развитие речи. Публичное выступление

Местоимение
Урок 115. Местоимение как часть речи
Уроки 116–117. Личные местоимения
Урок 118. Возвратное местоимение себя
Урок 119. Сочинение
Урок 120. Вопросительные местоимения
Урок 121. Относительные местоимения
Урок 122. Неопределенные местоимения
Уроки 123–124. Отрицательные местоимения
Урок 125. Притяжательные местоимения
Урок 126. Развитие речи. Рассуждение
Урок 127. Указательные местоимения
Урок 128. Развитие речи. Текст
Урок 129. Определительные местоимения
Урок 130. Морфологический разбор местоимения
Урок 131. Сочинение
Уроки 132–133. Повторение изученного
Урок 134. Тест по теме «Местоимение»

Глагол
Уроки 135–136. Повторение изученного в 5 классе
Урок 137. Сочинение
Урок 138. Повторение: образование глаголов
Урок 139. Тест по изученному в 5 классе
Урок 140. Разноспрягаемые глаголы
Урок 141. Переходные и непереходные глаголы
Урок 142. Практикум по переходным и непереходным глаголам
Урок 143. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Урок 144. Устное изложение
Уроки 145–146. Условное наклонение
Уроки 147–149. Повелительное наклонение
Урок 150. Сочинение
Уроки 151–152. Практикум по наклонению глагола
Урок 153. Диктант и тест
Уроки 154–155. Безличные глаголы
Урок 156. Морфологический разбор глагола
Урок 157. Развитие речи. Рассказ
Урок 158. Гласные в суффиксах глаголов
Урок 159. Диктант и тест
Уроки 160–161. Повторение изученного
Урок 162. Диктант и тест

Повторение и систематизация изученного в 5–6 классах
Урок 163. Разделы науки о языке. Орфоэпия и орфография
Урок 164. Пунктуация
Урок 165. Лексика и фразеология
Урок 166. Словообразование
Урок 167. Морфология и синтаксис
Уроки 168–169. Диктант и тест
Урок 170. Подведение итогов года

Приложение

Интегрированные уроки
Уроки 1–2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Игровые уроки
Викторина
Анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы
Лингвистические игры

Индивидуальные задания

Материал для работы по учебнику М.М. Разумовской и др.
Тематическое планирование

Стили речи (§ 15–19)
Урок-практикум. Применение официально-делового стиля речи

Причастие (§ 34–39)
Урок 1. Что такое причастие
Урок 2. Причастный оборот
Урок 3. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
Урок 4. Полные и краткие причастия
Урок 5. Действительные причастия настоящего времени
Урок 6. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 7. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Урок 8. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени
Урок 9. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 10–11. Одна и две буквы н в суффиксах
Урок 12. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных
Урок 13. Морфологический разбор причастия
Урок 14. Контрольный диктант
Уроки 15–16. Слитное и раздельное написание не с причастиями
Урок 17. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
Урок 18. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 19. Контрольный диктант
Индивидуальные задания по теме «Причастие»

Деепричастие (§ 43–47)
Урок 1. Что такое деепричастие
Урок 2. Деепричастный оборот
Урок 3. Выделение деепричастных оборотов на письме
Урок 4. Раздельное написание не с деепричастиями
Урок 5. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Урок 6. Подготовка к написанию текста на спортивную тему
Урок 7. Морфологический разбор деепричастия
Урок 8. Обобщение по теме «Деепричастие»
Уроки 9–10. Употребление причастий и деепричастий
Урок 11. Контрольный диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Индивидуальные задания по теме «Деепричастие»

Диктанты
Диктант по теме «Причастие»
Диктанты по темам «Причастие» и «Деепричастие»

М.: 2016. - 290 с.

Пособие для учителей включает в себя полноценно и качественно разработанную систему уроков (с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий) к учебнику для 6 класса УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических навыков, становлению связной устной и письменной речи. Проблемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты способствуют эффективному контролю знаний.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Язык. Речь. Общение (3 ч) 6
Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира (§1) 6
Урок 2. Язык, речь, общение (§2) 7
Урок 3. Ситуация общения (§3) 9
Повторение изученного в 5 классе (9 ч + 2 ч \Р\) 9
Урок 4. Фонетика. Орфоэпия (§4) 9
Урок 5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках (§ 5) 12
Урок 6. Орфограммы в корнях слов (§5) 14
Урок 7. Части речи (§6) 16
Урок 8. Орфограммы в окончаниях слов (§7) 19
Урок 9. Сочинение «Интересная встреча» 20
Урок 10. Словосочетание. Простое предложение (§ 8, 9) 21
Урок 11. Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений (§ 10, 11) 24
Урок 12. Прямая речь. Диалог (§ 12) 25
Урок 13. Виды диалога (§ 12) 27
Урок 14. Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа 28
Текст (4 ч + 2 ч Э 30
Урок 15. Текст. Тема и основная мысль текста (§ 13, 14) 31
Урок 16. Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу (§ 15) 32
Урок 17. Ключевые слова (§ 16) 34
Урок 18. Сочинение-рассказ (упр. 83) 35
Урок 19. Текст и стили речи (§ 18) 36
Урок 20. Официально-деловой стиль речи (§ 19) ... 39
Лексика. Культура речи (10 ч + 4 ч [р]) 43
Урок 21. Слово и его лексическое значение (§ 20) 43
Урок 22. Слово и его лексическое значение (окончание) (§20) 45
Уроки 23-25. Собирание материалов к сочинению (§21) 47
Урок 26. Общеупотребительные слова (§ 22) 48
Урок 27. Профессиональные слова (§ 23) 50
Урок 28. Диалектные слова (§ 24) 53
Урок 29. Сжатое изложение (упр. 119) 55
Урок 30. Исконно русские и заимствованные слова (§25) 56
Урок 31. Исконно русские и заимствованные слова (окончание) (§ 25) 59
Урок 32. Новые слова (§ 26) 61
Урок 33. Устаревшие слова (§ 27) 64
Урок 34. Словари (§28) 66
Фразеология. Культура речи (5 ч + 1 ч [р]) 68
Урок 35. Фразеологизмы (§ 29) 68
Урок 36. Источники фразеологизмов (§ 30) 71
Урок 37. Устное сообщение о возникновении фразеологизма 73
Урок 38. Повторение и обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология» 76
Уроки 39-40. Контрольный диктант и его анализ 77
Словообразование. Орфография. Культура речи (26 ч + 4ч|) 78
Урок 41. Морфемика и словообразование (§ 31). . . 79
Урок 42. Морфемика и словообразование (окончание) (§31) 81
Урок 43. Описание помещения (§ 32) 83
Урок 44. Основные способы образования слов в русском языке (§ 33) 85
Урок 45. Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) (§ 33) 88
Урок 46. Основные способы образования слов в русском языке (окончание) (§ 33) 92
Урок 47. Этимология слов (§ 34) 93
Уроки 48-49. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение - описание помещения (§35, упр. 183) 96
Урок 50. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (§ 36) 96
Урок 51. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (окончание) (§ 36) 98
Урок 52. Буквы а и о в корне -гар- - -гор- (§ 37) 99
Урок 53. Буквы а и о в корне -гар гор- (окончание) (§37) 101
Урок 54. Буквы а и о в корне -зар- - -зор- (§ 38) 102
Урок 55. Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 104
Урок 56. Буквы ы и и после приставок (§ 39) ... 106
Урок 57. Буквы ы и и после приставок (окончание) (§39) 108
Урок 58. Гласные в приставках пре- и при- (§ 40) 109
Урок 59. Гласные в приставках пре- и при- (продолжение) (§ 40) 111
Урок 60. Гласные в приставках пре- и при- (продолдолжение) (§ 40) 112
Урок 61. Гласные в приставках пре- и при- (окончание) (§40) 113
Уроки 62-63. Контрольный диктант и его анализ 115
Урок 64. Соединительные о и е в сложных словах (§41) 116
Урок 65. Сложносокращённые слова (§ 42) 118
Урок 66. Род сложносокращённых слов (§ 42) . . 120
Урок 67. Сочинение-описание по картине (упр. 225) 122
Урок 68. Морфемный и словообразовательный разбор слова (§43) 122
Урок 69. Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи 124
Урок 70. Контрольная работа 126
Морфология. Орфография. Культура речи (105 ч + 19 чЩ) 127
Имя существительное (20 ч + 3 ч [Р]) 127
Урок 71. Повторение изученного в 5 классе (§ 44) 128
Урок 72. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§44) 130
Урок 73. Письмо другу (упр. 244) 131
Урок 74. Разносклоняемые имена существительные (§45) 132
Урок 75. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя (§ 46) 133
Урок 76. Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 263) 135
Урок 77. Несклоняемые имена существительные (§47) 136
Урок 78. Несклоняемые имена существительные (окончание) (§47) 138
Урок 79. Род несклоняемых имён существительных (§48) 139
Урок 80. Род несклонямых имён существительных (окончание) (§ 48) 141
Урок 81. Имена существительные общего рода (§ 49) 142
Урок 82. Морфологический разбор имени существительного (§ 50) 144
Урок 83. Сочинение по личным впечатлениям (упр. 284) 145
Урок 84. Не с существительными (§51) 146
Урок 85. Не с существительными (окончание) (§ 51) 147
Урок 86. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (§ 52) 148
Урок 87. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (окончание) (§ 52) 149
Урок 88. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (§ 53) 150
Урок 89. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (§ 54) 152
Урок 90. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54) 154
Урок 91. Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» 155
Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ 156
Имя прилагательное (22 ч + 6 ч ) 214
Урок 142. Местоимение как часть речи (§ 76) . . . 214
Урок 143. Разряды местоимений. Личные местоимения (§ 77) 216
Урок 144. Личные местоимения (§ 77) 217
Урок 145. Возвратное местоимение себя (§ 78) ... 219 Урок 146. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го
лица (упр. 448) 220
Урок 147. Вопросительные и относительные местоимения (§79) 221
Уроки 148-149. Вопросительные и относительные
местоимения (окончание) (§ 79) 222
Урок 150. Неопределённые местоимения (§ 80) ... 225
Урок 151. Неопределённые местоимения (окончание) (§80) 226
Урок 152. Отрицательные местоимения (§ 81) .... 228
Урок 153. Отрицательные местоимения (продолжение) (§81) 229
Урок 154. Отрицательные местоимения (окончание) (§81) 231
Урок 155. Притяжательные местоимения (§ 82). . . 232
Урок 156. Притяжательные местоимения (окончание) (§82 233
Урок 157. Рассуждение (§ 83) 234
Урок 158. Указательные местоимения (§ 84) .... 235
Урок 159. Определительные местоимения (§ 85) 236
Урок 160. Определительные местоимения (окончание) (§85) 237
Урок 161. Местоимения и другие части речи (§ 86) 239
Урок 162. Морфологический разбор местоимения
(§86) 241
Урок 163. Сочинение по картине Е. Сыромятнико-
вой «Первые зрители» (упр. 499) 242
Урок 164. Повторение и обобщение материала по
теме «Местоимение» 242
Уроки 165-166. Контрольный диктант и его анализ 244
Глагол (23 ч + 5 ч |) 244
Урок 167. Повторение изученного в 5 классе (§ 88) 245
Урок 168. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§88) 246
Урок 169. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517) 248
Урок 170. Разноспрягаемые глаголы (§ 89) 249
Урок 171. Глаголы переходные и непереходные
(§90) 250
Уроки 172-173. Глаголы переходные и непереходные (окончание) (§ 90) 252
Урок 174. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (§ 91) 253
Уроки 175-176. Изложение (упр. 542) 255
Урок 177. Условное наклонение (§ 92) 256
Урок 178. Условное наклонение (окончание) (§ 92) 257
Урок 179. Повелительное наклонение (§93) .... 258
Урок 180. Повелительное наклонение (продолжение) (§93) 259
Урок 181. Повелительное наклонение (окончание)
(§93) 261
Урок 182. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) 262
Урок 183. Употребление наклонений (§ 94) 263
Урок 184. Употребление наклонений (окончание)
(§94) 264
Урок 185. Безличные глаголы (§ 95) 265
Урок 186. Безличные глаголы (окончание) (§ 95) 266 Урок 187. Морфологический разбор глагола (§ 96) 268 Урок 188. Рассказ на основе услышанного (§ 97) 269 Урок 189. Правописание гласных в суффиксах
глаголов (§98) 269
Урок 190. Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание) (§ 98) 270
Урок 191. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» 272
Урок 192. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» (окончание) 273
Уроки 193-194. Контрольный диктант и его анализ 274
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (8 ч + 2 ч Ц 275

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования образовательную линию УМК Т. А. Ладыжен¬ской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.
В разработках уроков максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, «расшифровка» схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр. При этом учителю предлагается обратить внимание на имеющиеся в учебнике неточности, которые по его усмотрению могут быть использованы в учебном процессе как материал для развития аналитических способностей учащихся.

Беляева О. В., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 288 с. - (В помощь школьному учителю).
Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Тематическое планирование учебного материала………………………………………………… ..9

Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира…………………………………………… 10
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЯТОМ КЛАССЕ

Урок 2 . Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография……………. 11

Урок 3. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова…………………………………………….. 12

Урок 4 . Орфограммы в приставках и в корнях слов……………………………………………… 14

Урок 5. Части речи. Морфологический разбор слова………………………………………………15

Урок 6. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания

в конце и внутри простого предложения………………………………………………… 17

Урок 7. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений……………………………… 18

Урок 8. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 19

Урок 9. Индивидуальная работа по карточкам…………………………………………………… 20

Урок 10. Развитие речи. Текст……………………………………………………………………… 21

Урок 11. Развитие речи. Официально-деловой стиль речи……………………………………… 21
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 12. Лексика. Повторение изученного в пятом классе……………………………………… 22

Урок 13. Развитие речи. Собирание материалов к сочинению…………………………………… 24

Уроки 14-15. Развитие речи. Сочинение по картине

А. М. Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса)…………………………………… ..24

Урок 16. Общеупотребительные слова. Профессионализмы………………………………………24

Урок 17. Диалектизмы……………………………………………………………………………… 25

Урок 18. Жаргонизмы……………………………………………………………………………… 26

Урок 19. Эмоционально окрашенные слова……………………………………………………… 26

Урок 20. Устаревшие слова………………………………………………………………………… 29

Урок 21. Новые слова (Неологизмы)……………………………………………………………… 30

Урок 22. Исконно русские и заимствованные слова……………………………………………… 31

Урок 23. Фразеология. Фразеологизмы…………………………………………………………… 32

Урок 24 . Повторение изученного в разделах «Лексика» и «Фразеология»……………………… 33
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Уроки 25-26 . Повторение изученного в пятом классе…………………………………………… 33

Урок 27. Развитие речи. Описание помещения…………………………………………………… 35

Уроки 28-29. Основные способы образования слов в русском языке………………………… . 35

Урок 30 . Этимология слова………………………………………………………………………… 37

Уроки 31-32 . Развитие речи. Сложный план. Сочинение……………………………………… 39

Урок 33. Буквы О и А в корнях -кос - - -кас-…………………………………………………………… 39

Урок 34. Буквы О и А в корне -гор - - -гар -………………………………………………………...40

Уроки 35-36. Контрольная работа по теме «Правописание корней»…………………………… 41

Урок 37. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 42

Урок 38. Буквы И и Ы после приставок…………………………………………………………… 42

Уроки 39-42. Гласные в приставках пре - и при -………………………………………………… 43

Уроки 43-44 (резервные)…………………………………………………………………………. 46

Урок 45. Соединительные О и Е в сложных словах……………………………………………… 47

Урок 46. Сложносокращенные слова……………………………………………………………… 48

Уроки 47-48. Развитие речи. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»…………………49

Урок 49. Морфемный и словообразовательный разбор слова…………………………………… 49

Урок 50. Повторение раздела «Словообразование и орфография»……………………………… 50

Урок 51. Контрольный диктант…………………………………………………………………….. 51

Урок 52 (резервный)………………………………………………………………………………… 52
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

Уроки 53-54. Повторение изученного об имени существительном в пятом классе…………… 52

Урок 55. Развитие речи. Письмо…………………………………………………………………… 54

Урок 56. Разносклоняемые имена существительные……………………………………………… 54

Урок 57. Буква Е в суффиксе -ен - существительных на –мя… …………………………………… 55

Урок 58. Развитие речи. Публичное выступление на тему «Происхождение имен»…………… 56

Урок 59. Несклоняемые имена существительные………………………………………………… 56

Урок 60. Род несклоняемых имен существительных………………………………………………57

Урок 61. Имена существительных общего рода……………………………………………………58

Урок 62. Морфологический разбор имени существительного…………………………………… 59

Урок 63. Развитие речи. «Мое первое знакомство с…»……………………………………………60

Урок 64. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 60

Уроки 65-66. Не с существительными…………………………………………………………… 61

Урок 67. Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик) …………………………………………………… 62

Урок 68. Гласные в суффиксах существительных -ек - и –ик ………………………………………63

Урок 69. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных……………………… 64

Уроки 70-71. Повторение изученного об имени существительном…………………………… 65

Уроки 72-73. Контрольный диктант. Работа над ошибками…………………………………… 66
Имя прилагательное

Уроки 74-75. Повторение изученного об имени прилагательном в пятом классе………………66

Урок 76 . Развитие речи. Описание природы……………………………………………………… 68

Уроки 77-78. Степени сравнения прилагательных……………………………………………… 68

Урок 79. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные…………70

Урок 80 . Относительные прилагательные………………………………………………………… 70

Урок 81. Притяжательные прилагательные…………………………………………………………71

Урок 82. Контрольный диктант…………………………………………………………………… ..73

Урок 83. Морфологический разбор имен прилагательных……………………………………… 74

Уроки 84-85. Правописание не с именами прилагательными……………………………………75

Урок 86 . Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных……………………… 77

Урок 87. Развитие речи. Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»……………… 78

Уроки 88-89 . Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных………………………… 78

Урок 90. Развитие речи. Описание предмета……………………………………………………… 79

Урок 91. Различение на письме суффиксов прилагательных -к - и -ск -………………………… 79

Урок 92 . Дефисное и слитное написание сложных прилагательных…………………………… 81

Урок 93 . Повторение по теме «Имя прилагательное».

Контрольный словарный диктант………………………………………………………… 82

Урок 94. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 83
Имя числительное

Урок 95. Имя числительное как часть речи…………………………………………………………83

Урок 96. Простые и составные числительные………………………………………………………85

Урок 97. Мягкий знак на конце и в середине числительных………………………………………86

Урок 98. Разряды количественных числительных………………………………………………… 87

Уроки 99-100. Числительные, обозначающие целые числа………………………………………88

Урок 101. Развитие речи. Выборочное изложение…………………………………………………89

Урок 102. Дробные числительные………………………………………………………………… 89

Урок 103. Собирательные числительные……………………………………………………………90

Урок 104. Порядковые числительные……………………………………………………………… 91

Урок 105. Морфологический разбор имени числительного……………………………………… 92

Урок 106. Развитие речи. Выступление перед классом ……………………………………………93

Урок 107. Повторение изученного материала об имени числительном………………………… 93

Урок 108. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 93
Местоимение

Урок 109. Местоимение как часть речи…………………………………………………………… 94

Уроки 110-111. Разряды местоимений. Личные местоимения………………………………… 95

Урок 112. Возвратное местоимение себя… …………………………………………………………97

Урок 113. Развитие речи. Сочинение по картинкам……………………………………………… 98

Урок 114. Вопросительные местоимения………………………………………………………… 98

Урок 115. Относительные местоимения…………………………………………………………… 99

Урок 116. Неопределенные местоимения………………………………………………………… 100

Урок 117 (резервный)……………………………………………………………………………… 101

Уроки 118-119 . Отрицательные местоимения……………………………………………………101

Урок 120. Контрольный диктант…………………………………………………………………. 102

Уроки 121-122 . Притяжательные местоимения………………………………………………… 103

Урок 123. Развитие речи. Сочинение-рассуждение……………………………………………… 104

Уроки 124-125. Указательные местоимения…………………………………………………… 104

Урок 126. Определительные местоимения……………………………………………………… 106

Урок 127. Морфологический разбор местоимения……………………………………………… 107

Урок 128. Развитие речи. Сочинение по картине………………………………………………… 108

Урок 129 . Повторение изученного материала о местоимении………………………………… 108

Урок 130. Контрольный диктант………………………………………………………………… 109
Глагол

Уроки 131-132. Повторение изученного о глаголе в пятом классе…………………………… 110

Урок 133 (резервный)……………………………………………………………………………… 112

Урок 134. Развитие речи. Сочинение-рассказ…………………………………………………… 112

Урок 135. Разноспрягаемые глаголы……………………………………………………………… 112

Уроки 136-137. Глаголы переходные и непереходные………………………………………… 113

Урок 138. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение…………………………………… 114

Урок 139. Развитие речи. Изложение………………………………………………………………116

Урок 140. Условное наклонение……………………………………………………………………116

Уроки 141-142. Повелительное наклонение…………………………………………………… 117

Урок 143. Развитие речи. «Если бы я был учителем»…………………………………………… 119

Урок 144. Контрольный диктант………………………………………………………………… 119

Урок 145. Употребление наклонений………………………………………………………………120

Урок 146 . Практическое занятие. Наклонения глагола…………………………………………...121

Урок 147. Безличные глаголы………………………………………………………………………122

Урок 148. Морфологический разбор глагола…………………………………………………… 123

Урок 149 (резервный)………………………………………………………………………………..124

Урок 150. Контрольный диктант………………………………………………………………… 124

Урок 151. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного……………………………………… 125

Урок 152. Правописание гласных в суффиксах глаголов……………………………………… 125

Урок 153. Повторение и обобщение знаний о глаголе……………………………………………126

Урок 154. Итоговый контрольный диктант……………………………………………………… 128

Уроки 155-160 (резервные)……………………………………………………………………… 129
Повторение изученного в шестом классе………………………………………………………… 129
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ

Тематическое планирование учебного материала……………………………………………… 130

Урок 1. Слово - основная единица языка……………………………………………………… 131
МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС

Урок 2. Морфология и синтаксис как разделы грамматики…………………………………… 132

Урок 3. Части речи и члены предложения…………………………………………………………133

Урок 4. Развитие речи. Стили речи. Повторение………………………………………………… 135

Урок 5. Глагол. Его роль в предложении………………………………………………………… 136

Урок 6. Имя существительное. Его роль в предложении…………………………………………138

Урок 7. Имя прилагательное. Его роль в предложении………………………………………… 139

Урок 8. Контрольная работа по грамматике……………………………………………………… 140
ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 9. Типы речи. Текст. Повторение…………………………………………………………….141

Урок 10. Орфография и пунктуация……………………………………………………………… 142

Урок 11. Употребление прописных букв………………………………………………………… 144

Урок 12. Буквы Ь и Ъ ……………………………………………………………………………… 145

Уроки 13-14 . Развитие речи. Сочинение по летним впечатлениям…………………………… 146

Уроки 15-16. Орфограммы корня…………………………………………………………………146

Урок 17. Правописание окончаний слов………………………………………………………… 148

Урок 18. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 149

Урок 19. Анализ диктанта . Работа над ошибками……………………………………………… 150

Урок 20. Развитие речи. Стили речи. Научный стиль речи………………………………………151

Уроки 21-22 . Написание не с разными частями речи……………………………………………152

Урок 23. Развитие речи. Научное рассуждение……………………………………………………153
ПРОИЗНОШЕНИЕ

Урок 24. Орфоэпия………………………………………………………………………………… 154
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ

Урок 25. Способы словообразования слов в русском языке…………………………………… 155

Урок 26. Словообразование имен существительных…………………………………………… 156

Урок 27. Развитие речи. Изложение с творческим заданием…………………………………… 157

Урок 28 . Образование сложносокращенных слов…………………………………………………158

Урок 29. Правописание сложных существительных…………………………………………… 158

Уроки 30-31 . Словообразование имен прилагательных…………………………………………160

Урок 32. Правописание сложных имен прилагательных…………………………………………161

Урок 33. Развитие речи. Официально-деловой стиль речи……………………………………… 162

Урок 34. Одна и две буквы Н в именах прилагательных,

образованных от имен существительных……………………………………………… 163

Урок 35. Одна и две буквы Н в именах прилагательных…………………………………………164

Урок 36. Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений……………………… 165

Урок 37 . Контрольный диктант…………………………………………………………………… 166

Урок 38. Развитие речи. Употребление параллельной связи предложений в тексте………… 166

Уроки 39-40. Словообразование глаголов……………………………………………………… 167

Уроки 41-43 . Правописание приставок пре - и при -…………………………………………… 167

Урок 44 . Буквы Ы - И в корне после приставок………………………………………………… 172

Уроки 45-46 . Развитие речи. Редактирование текста с неудачным повтором…………………173

Уроки 47-49 . Употребление имен существительных в речи…………………………………… 173

Урок 50. Произношение имен существительных………………………………………………… 176

Урок 51 . Развитие речи. Повествование………………………………………………………… 177

Урок 52. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 178

Уроки 53-55 . Употребление имен прилагательных в речи…………………………………… 179

Урок 56 . Произношение имен прилагательных………………………………………………… 181

Уроки 57-58 . Развитие речи. Повествование

художественного и разговорного стилей…………………………………………………182

Уроки 59-61. Употребление глаголов в речи…………………………………………………… 183

Уроки 62-63 . Развитие речи. Рассказ как один

из жанров художественного повествования…………………………………………… 186


Причастие и деепричастие

Урок 64. Что такое причастие?........................................................................................................187

Уроки 65-66. Развитие речи. Изложение…………………………………………………………188

Уроки 67-69. Причастие………………………………………………………………………… 188

Уроки 70-71 . Причастный оборот…………………………………………………………………191

Урок 72. Образования причастий. Действительные и страдательные причастия………………193

Урок 73. Развитие речи. Повествование делового и научного стилей………………………… 194

Уроки 74-75. Образования причастий. Действительные и страдательные причастия……… 195

Урок 76. Полные и краткие причастия…………………………………………………………… 197

Урок 77. Синтаксическая роль полных и кратких причастий…………………………………… 198

Урок 78. Развитие речи. Сочинение-рассказ………………………………………………………199

Урок 79. Синтаксическая роль полных и кратких причастий…………………………………… 200

Урок 80. Морфологический разбор причастия…………………………………………………… 200

Урок 81. Проверочная работа……………………………………………………………………… 201

Уроки 82-84. Одна и две буквы Н в причастиях…………………………………………………201

Урок 85. Слитное и раздельное написание не с причастиями……………………………………204

Урок 86. Развитие речи. Описание места………………………………………………………… 205

Урок 87. Деепричастие………………………………………………………………………………205

Урок 88. Деепричастие и деепричастный оборот…………………………………………………206

Урок 89. Написание не с деепричастиями…………………………………………………………207

Уроки 90-91. Образование деепричастий……………………………………………………… 208

Урок 92. Развитие речи. Описание места………………………………………………………… 210

Урок 93. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 211

Уроки 94-95 . Употребление причастий и деепричастий в речи……………………………… 212

Уроки 96-97. Произношение глаголов, причастий, деепричастий в речи…………………… 214

Уроки 98-99 (резервные)………………………………………………………………………… 215

Уроки 100-101 . Обобщающие уроки по теме «Причастие. Деепричастие»……………………215

Уроки 102-103. Развитие речи. Описание состояния окружающей среды…………………… 216
Имя числительное

Урок 104. Имя числительное……………………………………………………………………… 216

Уроки 105-106. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание………… 217

Уроки 107-108. Склонение количественных числительных…………………………………… 219

Урок 109. Развитие речи. Описание состояния окружающей среды…………………………… 220

Урок 110. Изменение порядковых числительных…………………………………………………221

Урок 111. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных………… 222
Местоимение

Урок 112. Местоимения…………………………………………………………………………… 223

Урок 113. Развитие речи. Соединение в тексте разных типовых фрагментов………………… 224

Урок 114. Разряды местоимений по значению…………………………………………………… 224

Урок 115. Личные местоимения……………………………………………………………………225

Урок 116. Возвратное местоимение себя ………………………………………………………… 226

Урок 117. Притяжательные местоимения………………………………………………………… 227

Урок 118. Указательные местоимения…………………………………………………………… 228

Урок 119. Развитие речи. Сочинение………………………………………………………………229

Урок 120. Определительные местоимения……………………………………………………… 229

Урок 121. Вопросительно-относительные местоимения………………………………………… 230

Урок 122. Отрицательные местоимения………………………………………………………… 231

Урок 123 . Неопределенные местоимения………………………………………………………… 232

Уроки 124-125. Развитие речи. Соединение в тексте

разных типовых фрагментов. Изложение……………………………………………… 233

Урок 126. Неопределенные местоимения………………………………………………………… 234

Урок 127. Употребление местоимений в речи…………………………………………………… 234

Урок 128. Проверочная работа по теме «Местоимение»…………………………………………235

Урок 129. Итоговый контрольный диктант……………………………………………………… 235
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.1

Карточки, контрольные и самостоятельные работы

Урок 9……………………………………………………………………………………………… 236

Урок 22……………………………………………………………………………………………… 237

Урок 35……………………………………………………………………………………………… 237

Урок 50……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 57……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 61……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 66……………………………………………………………………………………………… 239

Урок 70……………………………………………………………………………………………… 240

Урок 75……………………………………………………………………………………………… 240

Урок 78……………………………………………………………………………………………… 241

Урок 79……………………………………………………………………………………………… 241

Урок 85……………………………………………………………………………………………… 242

Урок 89……………………………………………………………………………………………… 242

Урок 103…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 107…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 111…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 137…………………………………………………………………………………………… 244

Урок 141…………………………………………………………………………………………… 245

Урок 142…………………………………………………………………………………………… 245

Урок 147…………………………………………………………………………………………… 246
Приложение 1.2

Кроссворды

Урок 10……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 17……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 83……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 96……………………………………………………………………………………………… 248

Приложение 1.3

Интеллектуальная викторина (по всему учебному курсу за 6 класс)……………………………249


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение 2.1

Самостоятельные работы

Урок 17……………………………………………………………………………………………… 253

Урок 111…………………………………………………………………………………………… 253
Приложение 2.2

Кроссворды

Урок 2……………………………………………………………………………………………… 254

Урок 9……………………………………………………………………………………………… 254

Данное пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса и рассчитано прежде всего на учителей, рабо тающих по учебникам:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. Н. М. Шанского. - М.: Просвещение;

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. Я. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Дрофа.

В качестве дополнительного методического пособия книга может быть использована также учителями, работающими по другим учебникам.

Пособие представляется собой полноценные сценарии уроков по русскому языку с указанием целей и методических приемов, различные задания, направленные на усвоение учащимися лексико-грамматического и синтаксического строя русского языка, лингвистические игры, тексты объяснительных, словарных, проверочных и контрольных диктантов. В данном издании учитель найдет