Повести белкина главные герои характеристика. Обрисовка характеров персонажей в «Повестях Белкина

Петрова Ирина

В исследовательской работе анализируется происхождение имен героев пушкинского цикла "Повести Белкина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская исследовательская конференция младших школьников

«Шаг в будущее, юниор!»

«Значение имен героев в «Повестях Белкина»

МОУ « СОШ №12»,

7 «А» класс

руководитель: Балабайкина

Наталия Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ № 12»

I. Введение 3 стр

II. Основная часть

III. Исследовательская часть. Словарь имен 10 стр

IV. Заключение 15 стр V. Список литературы 16 стр.

  1. Введение

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Когда человек появляется на свет, то первые дни он еще не имеет имени, поскольку обычно родители выбирают его не сразу. Но этот человечек уже имеет нарицательное имя: его называют мальчиком или девочкой, новорожденным, младенцем. И только чуть позже у него появляется собственное, «персональное имя; Олег или Сергей, Нина или Татьяна. Происхождение и значение личных имен интересует каждого человека. Так было всегда. У А.С. Пушкина есть стихотворение:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

Поэта, как многих из нас, волновала загадочность и таинственность имени. Знакомясь с циклом «Повестей Белкина», я натолкнулась на необычное имя - Сильвио, так зовут главного героя в повести «Выстрел», которая открывает прозаический цикл Пушкина. Почему поэт дал такое необычное имя своему герою? Что оно обозначает? Какое значение придавал А.С. Пушкин имени вообще? И придавал ли? Так родилась тема моего исследования: «Значение имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина».

Целью моей работы является создание словаря имен героев, которые встречаются в «Повестях Белкина».

Задачи исследования:

  • Сделать выборку имен всех героев данного цикла;
  • Познакомиться с историей их имен, используя антропонимическую литературу.
  • Сопроводить статьи словаря этимологической справкой.
  • Проанализировать значение имени героя.

Я считаю, что результаты моего исследования будут полезны школьникам, учителям, читателям, которые любят творчеству А.С. Пушкина, воспользоваться материалом работы могут школьники в подготовке к урокам литературы.

  1. Основная часть. Значение имени в жизни человека.

Имя человека – самый сладостный для него звук .

Русская народная пословица.

Власть имен над судьбой человека, загадочную и необъяснимую заметили еще древние. В России вплоть до XVII века родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов. Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.

Собственными именами занимается ономастика (греч. «имя»), а один из ее разделов, антропонимика (греч. «человек») изучает человеческие имена. Русская антропонимическая система пятиэлементная и включает в себя три обязательных (имя, отчество, фамилия) и два факультативных элемента: прозвище и псевдоним.

До Крещения Руси (988 г.) наши предки носили имена, напоминающие современные прозвища. Родители наделяли ребенка именем, которое отражало его внешние черты: Бел, Голован, Воронец, Ушак, Розногдяд; характер: Крикун, Бессон, Смирный, Веселой ; особенности появления: Первенец, Третьяк, Шестой, Подосен ; передавало родительские чувства: Любим, Потеха, Докука, Томило .

С давших пор существовала и тенденция закрепления с помощью имени социального статуса носителя. Так, русские князья носили специальные княжеские имена. Часть этих имен скандинавского происхождения: Аскольд, Глеб, Игорь, Олег, Ольга. Другие княжеские имена были созданы из славянских корней; особенностью их была двухосновность: Володимир, Мстислав, Святополк, Ярослав .

После принятия христианства на Руси дети при крещении стали получать канонические (канон - церковное установление) имена, по своему происхождению древнееврейские (Иоанн, Мария, Михаил, Серафим, Семен ), греческие (Анастасия, Александр, Никифор, Прохор, Татьяна, Харитон ), реже – латинские (Сергей, Ульяна ).

Канонические имена называют также календарными, поскольку святцы (церковные календари) содержат список святых и праздников в календарном порядке. В соответствии с этим списком и получал имя ребенок, родившийся в определенный день.

Неславянские имена изменялись в русском просторечии, приспосабливаясь к фонетической системе языка. Так, греческое Георгий содержало несвойственные русскому языку ГЕ и ГИ, а также сочетания двух гласных ЕО. В результате оно превратилось в Егорий, а затем в Егор. Это же имя прошло трансформацию в Георгий→Гюргий→Юрий . Народные имена так разошлись с подлинниками, что сами носители воспринимают их как разные имена. Одни имена закрепились за крестьянами, простонародьем, другие употреблялись в дворянской семье. Бытовали и династические имена, которыми наделяли детей, родившихся в царской семье: Николай, Сергей, Константин, Анна, Анастасия и др.

Русский исследователь С. Р. Минцлов писал в начале нашего века о поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени. В небольшой книге «Власть имен», анализируя имена выдающихся личностей прошлого, пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в своем большинстве - люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, посвятил изучению связи имен с характером специальный труд - «Имена». «Я не взялся бы утверждать, что имена не оказывают никакого влияния на судьбу,- пишет он.- Имя - тончайшая плоть, посредством которого определяется духовная сущность».

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер.

Социальная теория . С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темпераменте человека. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п.

Эмоциональная теория . Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть.

Звуковая теория . Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена - разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. Имя является постоянным атрибутом в жизни человека, изменяемым крайне редко и лишь в определенных случаях. Следовательно, имя просто не может не влиять на характер человека. Имя не меняет нашу личность, но добавляет отдельные ярко выраженные черты. Они и придают характеру, соответствующую конкретному имени, окраску.

Каждое имя что-то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен «Острый Глаз», «Утренняя Заря». Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей - это «защитник», а Петр - «камень», мы вряд ли об этом догадаемся. Некоторые имена обозначают именно то, что обозначает - Вера, Виктория, Света.

На Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. У Арсения Тарковского в стихотворении “Имена” есть такие строчки:

И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано...

Анализ имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина

Имена у Пушкина - орудие познания его героев. В начальной повести цикла «Выстрел» только один из главных героев назван по имени, к тому же необычному для русского человека - Сильвио. Все остальные герои - в том числе и граф - безымянны. Наверно, это не случайно. Имя героя - как единственное (кроме имени жены графа) в повести - должно привлечь наше внимание. Дорога Маши и Владимира в Жадрино сопровождается метелью. Когда о том же рассказывает годы спустя Бурмин, с его языка срывается слово буря , только дважды упомянутое в повести. Пушкин дает нам подсказку: метель - буря - Бур(м)ин . С одной стороны, это - буря жизни, страстей, энергии, геройства, инициативы - у Бурмина. А с другой - игра в жизнь, геройство и страсти - у Владимира. С одной стороны, бедный армейский прапорщик; с другой - гусарский полковник. Владимир идет на Отечественную войну не для защиты отечества, а - гонимый отчаянием: не удалось венчание; "умер в Москве, накануне вступления французов" - Бурмин возвращается с войны настоящим героем с Георгием в петлице.

Фамилия героя повести «Гробовщик» происходит от имени Prohor, что в переводе с латинского означает: начальник хора. На протяжении всей повести Адриан угрюм и одинок - даже на свадебном юбилее нового соседа Шульца. Убедившись, что ночные кошмары были только сном, он велит собрать свой маленький хор: зовет дочерей к чаю. Адриан (Hadrianus) - римский император. На границах империи он создал систему мощных укреплений и оборонительных валов. Новый дом Адриана - своеобразная крепость. Адриан Прохоров был первым героем цикла, имеющим имя и фамилию. Самсон Вырин - вторым. Но ни того, ни другого нельзя назвать стопроцентными русскими по их именам и фамилиям. Русские имена, отчества и фамилии будут иметь только герои последней повести цикла.

Имя Самсона Вырина в библейской мифологии обозначает древнееврейского богатыря, обладавшего "необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Подобно библейскому Самсону герой слеп, но в отличие от него - никогда не прозревает и уж никак не богатырь, даже духовно. Приехав в Петербург и найдя свою дочь, он смотрит на нее в восхищении и не видит. Имя героини «Станционного смотрителя» восходит к греческому evdokia, что обозначает "успех", "доброта", "добрая воля". Можно с полной уверенностью сказать, что первое толкование имени Дуни ("успех") полностью соответствует героине. Своим успехом она обязана прежде всего самой себе.

Все герои последней повести цикла «Барышня-крестьянка» названы полными именами, отчествами и фамилиями, а у героини даже три имени. Фамилии молодых героев родственны семантически: обе имеют отношения к лесу, деревьям. Муромская ассоциируется с муромскими лесами. Береста - кора березы. Но муромские хвойные леса - не береза. Лиза Муромская, она же Бетси, она же Акулина, она же - талантливый режиссер и прекрасный актер великолепного спектакля, ею поставленного и сыгранного. И молодой Берестов в повести не только восхищенный зритель этого захватывающего спектакля, но и чистый лист бумаги, на котором Лиза-Бетси-Акулина пишет то, что ей надо.

  1. Исследовательская часть. Словарь имен

От издателя

Имя

Социальный статус

Значение имени

Иван Петрович Белкин

Издатель повестей

Иван - милость Божия (древнееврейское) - так традиционно трактуется это имя. Но в древней Иудее оно произносилось как Йоханаан. Русское имя, вероятно, происходит от прародителя славян Вана. В древности всех славян называли «ванами». Христианство прибавило к имени только одну букву «и». В XIX - начале XX веков каждый четвертый крестьянин звался Иваном. Основные черты: цельность и последовательность, природный ум, некоторая лукавость, мягкость и открытость.

Марья

Алексеевна Трафилина

родственница и наследница И.П. Белкина

Мария (евр.) - госпожа; горькая; отвергающая; печальная.

Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего «отвергнутая», по другой - от слова «печальная». Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.

Основные черты: активность, душевность, трудолюбие.

Пелагея Гавриловна

мать И.П.Белкина

Пелагия (греч .) - морская.

Петр Иванович Белкин

отец И.П.Белкина

Пётр (греч .) - крепкий, как камень; скала. В XIX - 1 половине XX вв. имя было довольно известным.

Основные черты: непредсказуемость, отличная интуиция.

«Выстрел»

Александр Ипсиланти

дворянин,

князь, генерал-майор

Александр (греч .) - из греч. alexō «защищать» + anēr (род. п. andros ) «муж(чина)». М ужественный, защитник людей. Это имя дает своему обладателю уверенность в себе, силой, напористостью и проявлению снисходительностью. Очень любимое и распространенное имя. Основные черты: непостоянство, эмоциональность.

Александр Ипсиланти - Александр Константинович Ипсиланти, князь (1792-1828) - сын молдавского господаря, генерал-майор русской службы (1817), герой Отечественной войны 1812 года.

Денис Давыдов

дворянин,

генерал-лейтенант

Денис (рус .) - от Дионисий ; от Дениз .

Дионисий (греч .) - посвященный богу растительности, вина и веселья Дионису . Является русской формой древнегреческого божества плодородия и виноделия Диониса. У него огромный заряд жизнелюбия, подвижности и склонности к веселью и с некоторой хитрость.

Основные черты: общительность, эмоциональность.

Кузька

слуга Сильвио

Кузьма (рус .) - от Косма .

Косма (греч .) - украшение Мир или украшение. Имя звонко и подвижно, но ему не хватает твердости. У него есть чувство юмора. Кузьма, Козьма.

Кузьма, Козьма - устроитель мира (древнегреческое). В XIX - 1 половине XX века довольно распространенное имя, сейчас редкое, но становится модным. Основные черты: общительность, скрытая энергия.

Маша

жена графа

Мария (евр .) - госпожа; горькая; отвергающая; печальная.

Странным образом строгость сочетается с сердечностью

Сильвио

гусар

Сильвио (ит .) - от Сильвий .

Сильвий (лат .) - лесной.

Имя героя повести, по-видимому, связано с латинским silva, одно из переносных значений которого - мирская суета.

«Метель»

Гаврил Гаврилович

Р**

отец Марии Гавриловны

Гавриил (е.) - божественный воин; божья оборона.

Гавриил (др.-евр.) - муж Божий; крепость Божия (библ.). Божья твердыня. Имя обладает прочностью и деятельность. У него у него достаточность количество конфликтов.

Владимир Николаевич

прапорщик

Владимир (слав.) - владеющий миром.

Георгий Бурмин

Гусарский полковник

Георгий (от греч. georgos) – земледелец, в русском языке - Егор, Егорий.

Марья Гавриловна

богатая невеста

Мария (в.) - горькая (по другим толкованиям - превосходство).

Маша заметна, подвижна и не лишена чувства юмора. В кругу близких людей она преображается

Прасковья Петровна

Мать Марии Гавриловны

Прасковья (рус.) - от Параскева.

Параскева (греч.) - пятница; приготовление к празднику; предпраздничная.

Параскева (гр.)-канун праздника. Русск. ф. этого имени - Парасковья, Прасковья. Так как до введения "воскресенья" христиане, как и евреи, праздновали "субботу", а кануном ее была пятница, слово "параскевэ", имевшее общее значение "ожидание, приготовление", стало по-гречески значить "пятый день недели". В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: "Параскева-Пятница", откуда пошли многие церкви "во имя святой Пятницы", духовная фамилия Пятницкие и т. д.

Терешка

кучер

Терентий – (лат. terens) - трущий

«Гробовщик»

Имя

Социальный статус

Значения

Адриян Прохоров

гробовщик

Андрия н (рус.) - от Адриан.

Из города Адрия. Есть в "Происходящий из Адрии". Адрия - порт на Адриатическом море. В этом имени уравновешенная сила, мужество, веселый нрав. Уважает своих собеседников.

Готлиб

Шульц Басманов

сапожник

Готлиб (нем)

Акулина

дочь гробовщика

Акулина (рус.) - от Акилина.

Акилина (лат.) - орлиная

Дарья

дочь гробовщика

Дария - владеющая (греч.); сильная, побеждающая (перс.).

Дарья (рус.) - от Дария.

Победительница. Имя звонкое и жизнерадостное, твердость и импульсивность.

Юрко

будочник

Юрий (слав.) - от Георгий.

Георгий (греч.) - земледелец.

Метаться, суетиться. Энергетика имени: заводная, жизнерадостность и твердость. Сочетается с добродушием с твердостью и умением добиваться своего.

Луиза Шульц

жена сапожника

Луиза - от Елизавета; прославившаяся в сражении (др.-герм.). Знаменитое сражение. От имени Луи. Энергетика имени: громадное самолюбие, самоуверенность.

Петр Петрович Курилкина

сержант гвардии, мертвец

Пётр (греч.) - крепкий, как камень; скала.

Утес, каменная глыба.

Аксинья

служанка Прохорова

Аксинь я (рус.) - от Ксения.

Ксения (греч.) - гостеприимная; чужестранка;

В др. Греции "ксении" – язвительные двустишия, которыми хозяева дома в шутку встречали гостей. От этого же корня - древнегреч. название Черного моря: Понт Эвксинский (море Гостеприимное).

Русск. нар. ф. этого имени – Аксинья родилась, однако, не от греч. слова"аксей-нос" (т. е. ".негостеприимный"), как может подуматься, а из имени Ксения: русскому языку свойственно изменять слова, начинающиеся с двух согласных, наращивая перед ними или между ними гласный звук; "пшеница" - "пашеница", "ржаной" -- "аржаной" и т. п.

Лотхен

дочь Шульца

Лотти (англ. Lottie) - уменьш. от Шарлотта.

Шарлотта (франц.) - мужественная, королевская.

«Станционный смотритель»

Ваня

сын жены пивовара

Иван (рус .) - от Иоанн .

Иоханан (др.-евр .) - благодать Божия (библ .).

Иоанн (евр .) - от Иоханан (библ .

Дар бога. Значение происходит от форм древнееврейского имени. Иоанн- милость божья. В этом имени ощущается внутренняя сила, незлобивость и основательность.

Самсон Вырин

Отец Дуни

Самсон (евр .) - от Шимшон .

Шимшон (евр .) - солнечный.

Сильный, могучий. Яркая разносторонняя личность. Он самолюбив, стремится к лидерству. Энергетика имени: Добрый, сильный, храбрый. Самсону очень важен порядок.

Самсон Вырин - фамилия смотрителя образована, по-видимому, от названия хорошо знакомой Пушкину почтовой станции Выра, третьей по счету по Белорусско-Киевскому тракту, на семидесятой версте от Петербурга. В настоящее время здесь создан музей дорожного быта.

Дуня

Дочь смотрителя

Дуня (рус.) - уменьш. от Авдотья.

Авдотья (рус.) - от Евдокия.

Евдоке я (рус.) - от Евдокия.

Евдокия (греч.) - благоволение.

«Барышня – крестьянка»

Акулина

подруга Насти

Акулина (рус .) - от Акилина .

Акилина (лат .) - орлиная.

Алексей

сын

Берестова

Алексей (рус .) - от Алексий .

Алексий (греч .) - защитник, заступник.

Имя спокойное и жизнерадостное, очень распространенное. На Руси его носили цари, полководцы, патриархи, бояре, дворяне, простые смертные.

Основные черты: скромность, доброжелательность.

Анисья Егоровна

Анисья (от греч.)- исполнение, завершение.

Производные: Анисьюшка, Анися, Аня, Оня.

Василий

кузнец

Василий (греч .) - царский.

Григорий

Иванович

Муромский

отец Лизы

Григорий Григорий (гр.) -- бодрствующий, неспящий.

Дунька

Евдокия (греч. – благоволение) - народное- Авдотья, простонародное Авдокея и Евдокея.

Производные: Евдя, Доня, Доняха, Дуня, Евдуша, Дуся

Иван

Петрович Берестов

Отец Алексея

Иван (рус .) - от Иоанн .

Иоханан (др.-евр .) - благодать Божия (библ .).

Значение происходит от форм древнееврейского имени. Иоанн- милость божья. В этом имени ощущается внутренняя сила, незлобивость и основательность.

Лиза

(она же Бетси,

Акулина)

дочь Г.И.Муром-

ского

Лиза (рус .) - уменьш . от Елизавета .

Елизавета (евр .) - от Элишева .

Элишева (др.-евр .) - клятва Божия; присяга; почитающая Бога; скромная; верная.

От имени Луи. Энергетика имени: громадное самолюбие, самоуверенность.

Мисс Жаксон

гувернантка Лизы

Настя

служанка Лизы

Настя (рус .) - уменьш . от Анастасия .

Анастасия (греч .) - воскрешенная, возрожденная, от греч. Воскресенье. Энергетика имени: преодоление, качество имени находит свое отражение это-учеба. Она более подвижна и жизнерадостна.

Ненила

Разговорное к Неонилла .

Неонилла (от греч. neos – молодой, новый.)

Производные: Неонилка, Ненилка, Нила, Нела.

Паша

Колбинская

подруга Насти

Павла , производные: Палочка, Павлуня, Павлуся, Павлуха, Павлуша, Пава, Паня, Панюша, Паша.

В имени Павлуша проявляется уравновешенное спокойствие. Она покладиста и общительна, хотя особой усидчивостью не отличается.

Таня

подруга Насти

Таня (рус .) - уменьш . от Татьяна

Татьяна (рус .) - от Татиана .

Татиана - от имени легендарного царя древности Татия (лат .); повелительница, учредительница (греч .).

Имя эмоциональное и твердое. Есть в нем самоуверенность и решительность.

Трофим

Трофим (греч.trophimos) – кормилец или питомец. Он старается делать добрые дела. С ним есть о чем поговорить, и он всего поймет тебя.

  1. Заключение

Анализируя собранный материал, я выяснила, что 42 героя в пушкинском цикле названы по имени, среди них 22 мужских и 20 женских имен, некоторые употреблены дважды - это Марья, Гаврил, Лиза, Дуня, Иван и Акулина. Более пятидесяти сюжетных и внесюжетных героев названы не по имени, а по должности, чину, сословию.

От повести к повести увеличивается количество женских персонажей и активизируется их роль, только одна из героинь (и то не по имени) вынесена в заголовок завершающей цикл повести. В "Выстреле" графиня служит только фоном. Все действие "Метели" разворачивается вокруг Марьи Гавриловны. Женских персонажей в "Гробовщике" уже целая галерея: Акулина и Дарья, дочери Прохорова, его работница Аксинья, госпожа Шульц,семнадцатилетняя Лотхен" их кухарка, купчиха Трюхина. В "Станционном смотрителе" Дуня во многом сама кузнец своего счастья, ценой которому является смерть отца. Барышня-крестьянка Лиза Муромская ведет весь сюжет повести.

Герои каждой из повестей либо одерживают верх над обстоятельствами, либо отступают перед ними. В какой-то мере это связано со степенью соответствия имен персонажей своим характерам: Бурмин и Берестов - соответствуют своим именам по-разному; Владимир и Самсон Вырин - не соответствуют (и тоже - в разной степени); Сильвио и Адриан Прохоров - "оправдали" свое имя (первый) и фамилию (второй).

Так , Владимир - это истинно русское имя уходит своими корнями в дохристианскую, языческую эпоху. Не поэтому ли герой "Метели" не нашел дороги к православному храму? Это было первым мужским русским именем в цикле. И только в последней повести мы встречаемся с тремя русскими мужскими именами и отчествами, а также русскими фамилиями: Иван Петрович Берестов, его сын Алексей Иванович Берестов и сосед Григорий Иванович Муромский.

Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Говорят: у него доброе имя или: не позорь моего имени и т. д., имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня. Имя – это то, что сопровождает человека всю жизнь и часто остается после его смерти. Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Литература:

  1. Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности. Минск «Асар», 1998г.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского чзыка.М.2000г.
  3. Петровский Н.А . Словарь русских личных имен. М., 2000г.
  4. Полякова Е.Н . Из истории русских имен и фамилий: Книга для учащихся. М., 1975г.
  5. Справочник личных имен народов РСФСР. М., Русский язык, 1987г.
  6. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах, Л., 1991г.
  7. Успенский Л.В. Ты и твое имя, Рассказы об именах. Детская литература, 1972г.
  8. Флоренский П. Имена. Изд-во "Купина", 1993.

Так же скуп и вместе с тем не менее выразителен Пушкин в обрисовке характеров персонажей своих повестей. Он не дает почти никакого внешнего портрета героев: о героине «Метели» мы узнаем лишь, что она «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица»; о Дуне из «Станционного смотрителя» – что она была необыкновенно красивой девочкой лет четырнадцати и имела большие голубые глаза. Равным образом Пушкин почти не останавливается на душевных переживаниях своих героев: в его повестях мы не найдем сколько-нибудь развернутого психологического анализа. В то же время облик каждого из персонажей выступает перед нами с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. Вспомним хотя бы драматическую сцену, которой заканчивается последняя встреча Сильвио и графа в «Выстреле», или совсем в другом роде – беседу между Лизой Муромской и ее горничной Настей, рассказывающей о своих впечатлениях от встречи с «тугиловским барином» – молодым Берестовым. Достигать простейшими средствами и приемами исключительно большой художественной и жизненной правды этому действительно должно учиться у автора «Повестей Белкина». Так, Л. П. Толстой, который поначалу не оценил было классической простоты Пушкина-прозаика, в дальнейшем, наоборот, стал считать, что «лучше всего у Пушкина его проза». В период работы над «Анной Карениной» он спрашивал в письме у одного своего знакомого литератора: «Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? – и прибавлял: – Сделайте мне дружбу,- прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». «Писателю надо не переставая изучать это сокровище»,- повторял он в другом письме. В этих признаниях-призывах Толстого лучшее свидетельство того, что «Повести Белкина» являются для писателя-прозаика исключительно ценной школой художественного мастерства.

Как выразительно и то, что свое достояние он перевозит на похоронных дрогах – единственном экипаже, который был в его постоянном распоряжении. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?» – это необычное начало «Станционного смотрителя» органично связано с основной задачей автора – показать в человеке, к которому все привыкли относиться с крайним раздражением, существо глубоко несчастное, со своей маленькой, но от того никак не менее горестной драмой.

«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. Все они крайне невелики по объему, в каждой из них нет решительно ничего лишнего. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий: «Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом». Слова пожитки, тощая пара, потащилась сразу погружают нас в скудный мещанский быт прижимистого героя повести «Гробовщик».

Получаем среднее специальное педагогическое образование дистанционно... Получаем среднее специальное педагогическое образование дистанционно Педагогический колледж дистанционно – это специальная форма обучения с применение...

Конспект ООД в средней группе по рисованию с использованием нетрадиционной техники... Конспект ООД в средней группе по рисованию с использованием нетрадиционной техники. Ветка рябины Организационный момент Воспитатель: Я по парку гулял...

1. Что такое мифы?
а) представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей;
б) сказка;
в) неправда; ложь
2. Мифы каких стран и народов вам известны?
3. Соотнесите имена греческих и римских богов.

1. Зевс а) Вулкан
2. Гера б) Минерва
3. Афродита в) Юпитер
4. Эрот г) Марс
5. Арес д) Нептун
6. Артемида е) Диана
7. Афина ж) Купидон
8. Гефест з) Юнона
9. Посейдон к) Венера

4. Перечислите известные вам подвиги Геракла. Какие качества героя проявились в этих опасных приключениях?
5. Соотнесите крылатое мифологическое выражения с его значением.

1. Сизифов труд а) сильно загрязненное место
2. рог изобилия б) мерка, под которую насильственно что-то подгоняют
3. Ахиллесова пята в) напрасная, бесполезная работа
4. прокрустово ложе г) исчезнуть навсегда
5. Авгиевы конюшни д) богатство
6. кануть в Лету е) уязвимое место

6. Перечислите известных вам муз Аполлона.
7. Выберите определение, характеризующие понятие «летопись»:
а) жанр народной поэзии, имеет сюжет, включает диалог
б) жанр русского фольклора, эпическая песня о подвигах богатырей
в) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий.
8. Когда началось летописание на Руси?

А) в IX в.
б) в XI в.
в) в XIII в.

А) Иван
б) Нестор
в) Варфоломей

10. Кто были лицейскими друзьями А. С. Пушкина

А) Раевский
б) Дельвиг
в) Жуковский
г) Пущин
д) Кюхельбеккер

11. К двусложным размерам стихотворения относятся:

А) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) анапест

12. Определите размер стихотворения: «Мороз и солнце! День чудесный…»
13. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.
«В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»

А) Андрей Гаврилович Дубровский
б) Владимир Андреевич Дубровский
в) Кирила Петрович Троекуров
г) Шабашкин

14. Какие произведения вошли в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
А. С. Пушкина?
а) «Метель»
б) «Станционный смотритель»
в) «Выстрел»
г) «Ночь перед Рождеством»
15. Какова основная тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) осуждение детей, забывающих своих родителей
б) изображение жизни «маленького человека»
в) реалистическое описание почтовой станции
16. Кто из перечисленных персонажей не является героем пушкинской повести «Метель»?
а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Вырин
г) Минский
17. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
г) тема одиночества
18. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
19. Как называется трехсложный размер стихотворения с ударением на втором слоге:
а) дактиль
б) анапест
в) амфибрахий
20. Какие повести Н. В. Гоголя вошли в книгу – сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
а) «Ночь перед Рождеством»
б) «Сорочинская ярмарка»
в) «Вий»
г) «Майская ночь, или Утопленница».
21. Автор стихотворения «Железная дорога».
а) А. С. Пушкин
б) М. Ю. Лермонтов
в) Н. А. Некрасов
22. Определите жанр «Кладовой солнца» М. Пришвина:
а) рассказ
б) сказка
в) сказка – быль
г) повесть
23. Найдите соответствия:

1. Изображение героев в смешном виде а) сравнение
2. Ход событий, развитие действия б) юмор
3. Завязка, кульминация, развязка в) элементы композиции
4. Сопоставление, с помощью которого раскрывается малопонятное г) композиция

Помогите Пожалуйста срочно надо Пожалуйста

Повести Белкина (1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, цикл состоит из пяти произведений: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя « Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.». Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Белкин, в свою очередь, переложил на бумагу истории, которые рассказали ему иные лица – «Смотритель» был рассказан ему титулярным советником, «Выстрел» - подполковником, « Гробовщик» - приказчиком, ну а « Метель» и « Крестьянка» - девицею К.И.Т. Пушкин создаёт иллюзию реальности происходящих событий, документально подтверждая, что повести – не плод выдумки самого Белкина, а на самом деле произошедшие истории. Обозначив связь между рассказчиками и содержанием повестей (девица рассказала две любовные истории, подполковник – о военной жизни), Пушкин мотивировал характер повествования и его стиль. Однако, фигура Белкина, объединяющая все повести, объединяет всех их. Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта. Кругозор Ивана Петровича ограничен, по натуре он человек кроткий и нелюдимый. Как и всякий деревенский старожил, Белкин развивает скуку, слушая о происшествиях, которые вносят нечто поэтическое в его однообразно-прозаическое существование. Именно поэтому события, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно-романтическими – в них есть всё: дуэли, тайная любовь, страсти. Белкина привлекает яркая, неоднообразная жизнь. В судьбах героев произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного, но это не отменяет его стремление к романтике. Доверяя, однако, роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, не устраняется из повествования. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Однако, Пушкин как бы «прикрывается» фигурой Белкина, но слова ему так и не даёт. Роль Белкина состоит в романтизации персонажей и ситуаций, а автор, напротив, выявляет реальное содержание и двойственный смысл событий. Так Сильвио в устах одного – романтический дьявол, а для второго он – низкий мститель. Ради ничтожной цели, ради унижения другого и собственного самоутверждения, Сильвио губит и свою жизнь.

Лукаво отказываясь от авторства, Пушкин создал многоступенчатую стилевую структуру, два противостоящих друг другу стилистических слоя – восходящий к сентиментализму, нравоописанию, романтизму и опровергающий, пародирующий слой. При этом Пушкин остаётся сторонником объективизма – о герое известно с его слов, со слов его антагониста и от наблюдателя- повествователя.

В связи с объединением повестей в один цикл здесь возникает вопрос о жанровом своеобразии. Исследователи склоняются к тому, что жанр близок к роману, некоторые относят к жанру повести. Однако сами повести представляют собой 5 своеобразнейших новелл. Различие между пушкинской и традиционной западной новеллой в том, что в первой возобладала народно-эпическая тенденция, тогда как в последней - эпика и европейская новелла мало согласуемы друг с другом.

Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино. Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин. Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

Анализ произведений

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Метель

Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести - описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

Гробовщик

Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

Пушкинский маленький человек - это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Барышня-крестьянка

Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой, решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать. Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого. Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.