Презентация опк тему защита отечества. Урок "защита отечества" по предмету основы православной культуры. Любовь к Родине

Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В. Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока : Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Введение в тему урока: Учитель: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И Преподобный Сергий в ней. Учитель: -Как вы думаете,о чем мы сегодня поговорим на уроке, какие ключевые слова вы услышали в этом отрывке? Дети: -Отечество мое, Россия, Святая Русь, непобедимая Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Защитники Отечества»,мы поговорим о людях, которые мужественно и самоотверженно защищали Русь, о святых защитниках Родины. 3.Основная часть урока. Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. -А как, по-вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель: Христос учил прощать. Можно простить свою обиду,а если обижают сестренку, маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит и гнев бывает напрасным,а бывает уместным,а война справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война бывает справедливой? 1 слайд За терпение и веру Господь исцелил Илью Муромца от болезни, стал он защитником Руси святой и веры нашей православной. Одержав победы во многих поединках,в конце концов стал монахом.

Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей)

2слайд

Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия «Ступай с Богом! Ты победишь». Рассказ ученика о Куликовской битве:

В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон.

Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой.

Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.

Учитель:

В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайд

Православная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Ученик:

Бородино…Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны-,

Защитники России, патриоты,

Отечества любимые сыны.

4 слайд

Молебен перед Бородинской битвой

Учитель:

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.
Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.

Федор Ушаков – святой адмирал

Учитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Учитель: Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне? Подтвердите свой ответ историческими примерами из текста учебника на странице 90.
4.Подведение итога урока.Учитель:-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ?( Защита Родины, справедливая война, несправедливая война.) - Как должен вести себя воин:с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными,со стариками? -Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? 5.Домашнее задание: Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит? Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны» На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
    Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.

Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"


ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА Мастер-класс учителя начальных классов и ОРКСЭ Кривовской ООШфилиала МБОУ Обливской СОШ №1 Шестопаловой С.А. Ст. Обливская 2016 г. Урок 28. Защита Отечества Рассказ учителя: Жертвенная любовь. Авраам и Исаак. Святые вожди в земле Русской. Святой князь Александр Невский. Показ иллюстраций: № 64-66 - В.М. Васнецов. «Три богатыря»; «Св. благоверный князь Александр Невский», икона; П.Д. Корин. «Александр Невский». Слушание: А.П. Бородин. Вторая симфония - «Богатырская»; С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты: «Битва на Чудском озере», хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой», «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»). Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (III четверть, урок 6). Задача: Разработка духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, Православие. ПОСЛУШАНИЕ, ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ, ВЕРА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОТЕЦ, ОТЧЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО Отечество – это что такое? Отец Небесный Духовный Крестный Родной Вывод: Воины защищали Отечество земное. А вместе с ним и Отечество Небесное – защищали в бою Небо отцов. (веру и святыни) ЧТО ТАКОЕ ПОСЛУШАНИЕ? Сын, слушающий своего отца и исполняющий его волю, уверен в помощи и защите отца. И святые, творящие волю Бога, не просто верят, а чувствуют помощь и защиту Бога. Это делает их стойкими, отважными. ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК АВРААМ И ЕГО СЫН ИСААК ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ БОГА Авраам позвал своего сына, они взяли дрова, чтобы разжечь жертвенный костер на вершине горы, и пошли. Они шли три дня, и Исаак видел, что они не несут с собой жертвенного животного. Он понимал, что должно произойти на вершине горы. Но он верил Богу, верил своему отцу Аврааму и вверял себя им - был согласен, чтобы все произошло так, как повелел Бог, потому что Бог ведет все к благу. И вот, когда Авраам уже был готов принести жертву, появился Ангел и удержал руку Авраама. ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПОДВИГЕ АВРААМА И ИСААКА? Они вверили себя Богу. Сын вверил себя отцу. Доверие несет в себе послушание. Авраам и Исаак помогли Богу показать людям, как будет, когда придет Спаситель. БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ЗЕМЛЮ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ. ЕЕ НАДО БЕРЕЧЬ. Иисус Христос сказал: кто верен в малом, тот будет верен и в большом. Если мы бережем нашу землю и наших близких так, как мы это сейчас можем, Господь даст силы для подвига, когда потребуется подвиг. ЧТО ЗНАЧИТ БЕРЕЧЬ РОДИНУ? Беречь родную землю - значит, и защищать ее от врагов, когда напали враги. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ЗАЩИТНИК СВОЕЙ ЗЕМЛИ? ТЫ ЗА-ЧЕМ СЮ-ДА ПРИ-ШЕЛ, А? УЙ-ДИ! УЙ-ДИ! КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Портретный рисунок князя взят из летописи. Справа - картина П. Д. Корина. ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «СЛАВОСЛОВИТЬ»?    Воздавать славу Богу, почитать Его - это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. ПОЧЕМУ ШВЕДЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ РУССКИЕ ЛЮДИ ОТРЕКЛИСЬ ОТ СВОЕЙ ВЕРЫ? Шведы решили не только захватить богатые земли Руси, но и заставить русских стать предателями: переменить свою правильную (православную) веру на искаженную. Если стать предателем, перестанешь получать помощь от Бога, которого предал. Лишишься сил. В конце концов, шведы хотели покорить, завоевать нашу землю. КТО ПОМОГАЛ КНЯЗЮ? «Если Бог за нас, то кто против нас?» «Не в силе Бог, а в правде» Защитник Отечества не вступает в битву по своей воле, ради своих целей. Он хранит землю, которую ему вверил Бог. Защитник Отечества отстаивает правду, справедливость С врагами своей земли надо сражаться без личной ненависти. Поэтому на душе у него всегда легко и спокойно. Он исполнил свой долг и рад этому. УМИРОТВОРЕНИЕ Творить волю Божью; вступать в бой только за правду и защищая людей, а не по своей прихоти или корысти Не держать в душе ненависти к противнику, не мстить побежденному; тогда будет польза людям и мир в душе Вопросы: Чему мы должны учиться у князя Александра Невского? Почему Александр Невский сказал: «Если Бог за нас, то кто против нас», «Не в силе Бог, а в правде»? Кому и когда помогает Бог? Записываем в тетрадь слова: Православие, Отечество, защитник, герой. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нарисовать (найти картинку и наклеить в тетрадку) эпизод из жизни защитника нашей Родины. Повторить историю о князе Александре Невском. Задания учебника.

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин