Психологические типы личности по К. Юнгу. Архетипы женщин по Карлу Юнгу

Я уже написала про основные модели героев, которые встречаются в кино и книгах. Настало время написать про героинь. Тем более, что разнообразия женских персонажей в произведениях начинающих писателей и сценаристов не хватает. Возможно этот небольшой список поможет структурировать мысли и создать нечто интересное.

Афродита: Соблазнительная Муза

Обворожительная женщина. Находит простые решения проблем, которые другие люди не замечают. Изобретательна и сообразительная, но слишком сильно отождествляется с сексуальностью, поэтому этот архетип получил негативную окраску.

Злодейская версия - Роковая женщина

Холодная, апатичная женщина, которая использует секс, чтобы эксплуатировать мужчин.

Примеры:

Саулон номер 6 из «Звездный крейсер «Галактика» 2003 г. и Дафна Блейк из Скуби-Ду.

Артемида: Амазонка

Могущественная, независимая женщина, любит конкуренцию, ассоциирует себя с природой и женственностью.

Злодейская версия - Горгона

Мстительная женщина, впадает в ярость, когда ей угрожает опасность.

Примеры:

Амазонка - Зена: Королева войнов и Баффи истребительница вампиров

Горгона - Хела Marvel Comics и Эйрахни́да из «Трансформеры: Прайм»

Афина: Дочь своего отца

Привлекательная и умная женщина, которая делает карьеру, конкурируя с сильными мужчинами и пытаясь доказать, что она ничем не хуже них.

Злодейская версия - Предательница

Эта женщина сделает бы все, чтобы попасть на вершину, даже если это разрушит жизни или карьеры других людей.

Примеры:

Дочь своего отца - Гермиона Грейнджер и Вельма Динкли из Скуби-Ду

Предательница - Леди Макбет из Макбет и Королева Регина из Однажды в сказке

Деметра: Воспитатель

Добрая и сочувствующая женщина, которая многим жертвует ради помощи другим - особенно детям или тем, кого она считает важным. Вся ее личность связана с заботой о других.

Злодейская версия - Мать диктатор

Женщина, которая контролирует жизнь своих детей и это доходит до крайности. Она даже может причинить детям/близким зло, если они попытаются оставить ее.

Примеры:

Воспитатель - Уиллоу из «Баффи Истребительница вампиров» и Белоснежка из «Однажды в сказке»

Мать диктатор - Мисс Полевая Мышь из «Дюймовочка» и Акито Сома из «Корзинка фруктов»

Гера: Матриарх

Сильная, шефствующая, идеальная женщина. Она держится за свою семью, несмотря ни на что, но не позволяет сомневаться в ней. Она - плечо, на которое все могут опереться, при этом она держит всех под контролем.

Злодейская версия - Презираемая женщина

Она ненавидит предательства и от всех требует уважения. Если она узнает об измене близкого, то сделает его жизнь кошмаром, заодно отомстив его любимым.

Примеры:

Матриарх - Джина Грей из «Люди Икс» и Королева Элинор из «Храбрая сердцем»

Презираемая женщина - Зира из «Король Лев 2» и Юно Гасай из «Дневника будущего»

Гестия: Мистик

Спокойная, нежная женщина. Любит одиночество. Не стесняется заниматься домашними обязанностями. Не интересуется карьерой. Нуждается в творчестве и свободе. Хочет делать что-то для себя, а не для кого-то другого.

Злодейская версия - Обманщица

Скрывается под невинной застенчивой маской. На самом деле она манипулирует людьми ради собственной выгоды.

Примеры:

Мистик - Королева Эльза из «Холодное сердце» и Рей Хино из «Сейлор Мун»

Обманщица - Фиона лисица из комиксов «Sonic the Hedgehog» и Бланш Дюбуа из «Трамвай «Желание»

Исида: Мессия женщина

Бескорыстная женщина, которая никогда не откажется от цели своей жизни. Она наблюдает за всем со стороны, но всегда отстаивает свои собственные убеждения.

Злодейская версия - Разрушительница

Непоколебимая женщина, которая никогда не отступает от миссии. Она видит вещи в черно-белом цвете и твердо верит в принцип «цель оправдывает средства».

Примеры:

Мессия женщина - Жанна д’Арк и Мулан

Разрушительница - Кара из «Легенды Искателя» и Демона из «Гаргульи»

Персефона: Дева

Беззаботная, женщина-ребенок, которая предпочитает, чтобы другие справлялись с неудачами жизни, а ей не нужно беспокоиться об этом. Она легко открывается и сближается с людьми, которых другие могут избегать, хотя иногда это может навредить ей.

Злодейская версия - Проблемный подросток

Эгоистичная девушка, которая любит баловать себя вечеринками, наркотиками и/или сексом. Если она окажется в затруднительном положении, она ожидает, что ее семья или друзья выручат ее и решат все проблемы.

Примеры:

Дева - Тай Ли из «Аватар: Легенда об Аанге» и Белла из «Сумерки»

Проблемный подросток - Бэла Талбот из «Сверхъестественное» и Миртл из «Великий Гэтсби»

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Мария Луиза Фон Франц

Число и Время

Глава 8

Архетипы и числа как "области" проявляющихся ритмических последовательностей

В современной теории чисел принято рассматривать целые числа как поля. В частности, в исследованиях распределения простых чисел, с давних времён предпринимались попытки выстроить их в виде различных матриц или областей, начиная со знаменитого "решета Эрастофена" (см. рис.), где вычеркиваются все составные числа.

Решето Эрастофена [Источник: Martin Gardner, “Mathematical Games,” Scientific American (March, 1964), p. 120, copyright © 1964 by Scientific American, Inc. All rights reserved.]

[Фотографии любезно предоставлены Научной лабораторией Лос-Аламос, Калифорнийский Университет]

Как показано выше, числа выстроены в форме спиральной решетки и рассчитаны с помощью компьютера от 1 до 10.000 и от 1 до 65.000 (точки - это простые числа). Они выстроены в следующем порядке:

Использование подобных матриц на Западе началось только со времен Эвариста Галуа, в то время как на Востоке они применялись испокон веков. В настоящее время, концепция числового поля преобладает в западной теории чисел. В геометрии так же были приняты аналогичные понятия. К примеру, сегодня пространством называется "совокупность с определяемыми смежными отношениями".

В других областях науки идея поля или структуры имеет различные нюансы. Тот же Ланселот Л. Уит определяет идею структуры как "эффективные модели взаимоотношений в любой ситуации". По отношению к частицам, например, это означает, что они "склонны к систематическому и упорядоченному расположению в пространстве". Можно добавить, что в пространстве элементарных частиц, их свойства когерентности согласуются для большей эффективности.

Данную идею, на мой взгляд, можно рассматривать в иной форме - как свойство качественной однородности. Упомянутые китайские матрицы понимаются как качественные "поля", а не как матрицы в западном смысле слова. Они предствляют собой, так сказать, всеобъемлющий архетипический порядок unus mundus и всё его мыслимое содержимое.

Такие же построения присутствуют и в древней западной теории чисел. Пифагорейцы, Платон в последние годы жизни, так же как и большинство мифологических и качественных теорий чисел на Западе - все они отмечали сходство между архетипическими образами (идеями) и числами, стремясь выстроить их в иерархическом порядке. В своих работах по синхронии, Юнг писал о подобных исторических попытках. Он упоминает Dialogus inter naturam et filium philosophiae (Беседы между природой и сыном философии) Эгидиуса де Вадиса, где автор соотносит с числами ряд религиозных и алхимических значений. Аналогичные попытки рассмотреть соответствия или идентичности архетипических образов и чисел также были предприняты Агриппой фон Неттесгеймом и предшествующими ему нумерологами. Ещё одной попыткой создания подобной модели было стремление Платона иерархически упорядочить "идеи" в форме пирамиды, высшей точкой которой являлась идея о благе. Я не буду подробно останавливаться на аналогичных идеях, которые плодились как кролики в "Театре" 17 века. В большинстве своём, они состояли из статичных структур, где числа приравнивались к "идеям" или "областям космоса", основываясь на мистических аналогиях. Переводя на язык психологии, это значит, что они стремились обозначить универсальный порядок коллективного бессознательного (как суммы архетипов).

Эти концепции четко определяли определённый порядок бытия. Более того, числа в этих концепциях просто приравнивались друг к другу, без попыток более детально обозначить сходства. Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению данного вопроса, нужно ответить на ещё один: Каким образом мы можем разделить натуральные числа и архетипические символы, такие как солнечный диск, древо жизни и т.д.? Несмотря на то, что числа всегда считались аналогами данных образов, они содержат в себе более абстрактный компонент. Юнг определял натуральное число как архетип порядка, ставший сознательным . Это означало бы, что наша идея порядка содержит предсознательую часть или, другими словами, она основана на врожденной бессознательной предрасположенности человеческой психики. Как следствие, эта врождённая предрасположенность лежит в основе знания и рационального формулирования порядка, который мы имеем в сознании.

Как противоположность числовым и некоторым геометрическим символам, приносящим в сознание идею "строгого порядка", другие известные людям символы - это образы того "гештальта", который частично получен из опыта переживания окружающего мира. Вот лишь некоторые из них - "древо жизни", "тотемное животное", "живая вода", "подземный мир" и "огненный дух". "Строгой упорядоченности" гораздо больше в числовом символизме, чем в вышеупомянутых образах. Тем не менее, мифологические образы всегда связывались с числами. "В действительности", Юнг как-то отметил, что

лишь впоследствии возникает взаимоотношение числа к мифологическому постулированию, хотя, несомненно, сама суть числа связана с ним априори, это становится понятным только проявляясь в сознании.(Она не учитывается.) В этом смысле, число является подлинным символом не только в силу своей арифметической природы, но и по своей сути.

Связь чисел и образов наглядно представлена в религии Майя. Там отдельные боги прямо идентичны числам. Хунабку - трансцедентный верховный бог, главенствующий над всеми созданиями, зовётся "Единственный" (от хун , "один"). Великие герои зовутся "Первым охотником", "Седьмым охотником" и так далее. В то же время, эти числа считаются "временными", поскольку определённый день в календаре Майя отводится соответствующему богу. Только силы подземного мира, родоначальники хаоса и бессмысленности, лишены этой привилегии. Им принадлежат пять "безымянных" дней в конце года.

Аналогично и в древнем Вавилоне все числа от одного до шестнадцати отведены определённым божествам - существовал бог "Восьми", бог "Трёх" и т.д. Эти боги чисел таким же образом связывались со временем, когда им назначались определённые календарные даты.

Идея архетипического поля или коллективного бессознательного, на которую обратил внимание Вильям Джеймс, зиждется на том факте, что архетипы существуют в условиях взаимной контаминации - они пересекаются по смыслу.

Мы можем проиллюстрировать этот феномен на примере архетипа "Великой Матери". Этот образ играет существенную роль в мифологии и религии почти всех наций и культур. Он находит своё отражение в Средиземноморье, в таких фигурах как Хатор, Нут, Исида, Кибела, Астарта и Анат. В христианстве мы видим Деву Марию, в Индии - Шакти, в Северной Америке - так называемую Женщину-паук, а в среде эскимосов - Седна, хозяйка морских животных, и это лишь некоторые примеры.

Ещё одно выражение данного образа принимает форму "пожирающей матери" (B). Она персонифицирована, помимо прочих, в образе полинезийской Хине-нуи-те-по, Бабы Яги из русских сказок, индийской Кали Дурги и немецкой Хель.

Очередная форма проявления Великой Матери предстаёт в форме материнского древа (C). Эта форма - сущность мифического древа, листья которого служат местом обитания душ нерождённых детей, а также суть всех мифов о рождении из дерева. Пример - дерево в могиле Сети I, от груди которого и был вскормлен фараон.

В свою очередь, дерево тесно связано с символом солнца (L). И в самом деле, согласно многим мифам, солнце было рождено из древа или предстаёт как фрукт с дерева света (D).

Как образ гроба, дерево также связано со смертью (E). В разных частях света люди хоронились в деревьях. А сама по себе смерть (F) подобным образом персонифицирована матерью, темной женской фигурой (mors , жен.!).

Образ дракона (G), наделенного связью со смертью - ещё одна форма проявления пожирающей матери. В подтверждение этому имеется ряд средневековых представлений о Лимбо, где царство мертвых располагается в утробе дракона.

Смерть явно контрастирует с древом жизни (H), которое играет существенную роль в большинстве религий. Этот же мотив в роли "фамильного древа" приобретает отцовское значение и соотносится с символом фаллоса (K). В свою очередь, отцовский мотив связан с символом солнца и другими, а фаллический элемент отсылает нас обратно к "Великой Матери", которая часто характеризуется гигантским носом, метлой или какими-либо ещё фаллическими атрибутами.

Проявления и смыслы архетипических образов могут взаимодействовать как угодного. Но вышеприведённых примеров достаточно, чтобы продемонстрировать сеть переплетающихся символических образов куда, при ближайшем рассмотрении, встраиваются архетипы. Другими словами, они находятся в области внутренних качественных нюансов. Эта область может быть обозначена как многообразие содержимого психики, где соотношения разделяются по значению.

Как и некоторые структуры материального мира, группы объектов архетипического измерения, становясь неполноценными, спонтанно принимают новые формы. Наличие данных структур способствует формированию сходных или взаимодополняющих представлений. Также легко демонстрируется тот факт, что комплексные структуры отображают тенденцию к избирательному взаимовлиянию.

"Ядра" архетипического поля (в нашем случае, произвольно выбранный архетип Великой Матери) - самый неуловимый элемент. Тем не менее, их наличие можно рассматривать как объекты, на которые опираются все остальные образы. Внимательно изучая нашу иллюстрацию, мы также можем поместить архетип "солнца" в центр наблюдаемой области и пересмотреть с этой точки зрения паутину амплификаций. Таким образом, каждый архетип образует потенциальный центр поля репрезентативного содержания строго определяемый относительно условий, область пересечения с другими архетипами. Данная структура характера и для натуральных чисел, взятых в своём качественном аспекте. В результате исследования данного феномена, китайцы объединили числа в матрицы, представленные как ритмически организованные "совокупности", темпорально-обусловленные образы свойств космосического целого. В этом смысле, модель Ло-шу может рассматриваться как качественная область единицы, пяти и десяти. Другими словами, она отображает эволюцию изначальной единицы в Дао (10+1=11).

Вероятно, знаменитая пифагорейская лямбдома (система музыкальных интервалов) также изначально являлась расположением областей в форме круга (мандалы). Гертруда Дегенринг недавно вновь переоткрыла это через видение (!), где она была показана круговом узоре, который является важнейшей упорядоченной структурой. Профессор Рудольф Хесс обнаружил и доказал, что это было круговое расположение пифагорейской лямбдомы, которая идентична необъяснимому рисунку Пифагора на мозайке, датируемой вторым веком нашей эры.

Пифагорейская лямбдома [Источник: Drawing by Gertrude Degenring for Rudolf Haase, “Eine unbekannte pythagoraische Tafel,” Antaios , XII, no. 4 (1970), 358, reproduced by permission of Ernst Klett Verlag and Professor Rudolf Haase.]

В. Хартнер (который, помимо прочего, выдвинул теорию подсознательного математического инстинкта в человеке) обратил внимание на любопытную деталь. В культурах неолита и бронзового века присутствуют две разновидности математически стилизованного орнамента. В одном случае, орнамент характеризуется повторяющимся расположением одинаковых элементов и может подвергаться математическому анализу. В другом - орнамент подчиняется более "высокой" последовательности и состоит из элментов, чередование которых можно сравнить с искривленными полями дифференциальных уравнений (см. иллюстрацию ниже).

[Источник: W. Hartner, "Zahlen and Zahlensysteme bei Primitiv- und Hochkulturvölkern," Paideuma , nos. 6-7 (1940-44), 270.]

Здесь арифметический узор первой разновидности противопоставлен более плавному узору второй. Данный феномен указывает на математический образ мышления, а орнамент второго типа - на математическое чувство . Эти поля, образованные колебательными движениями кривых и "возбужденных точек" (глазоподобные элементы на нашей диаграмме), иллюстрируют идею однородности и числовых полей так, как я пытаюсь её передать. Упоминание Хартнера о том, что этот математический феномен в большей степени связан с функцией чувства (кривые производят музыкальный эффект), поражает меня своей значительностью. Вопсприятие числового "поля" в большей степени происходит через функцию чувства. Позже я рассмотрю этот вопрос более подробно.

Перед нами встаёт вопрос - являются ли все ядра (см. иллюстрацию) одинаковыми по своему значению или подчиняются более высокому порядку, который стоит над ними всеми, то есть над архетипами? В течении своей жизни Юнг пытался продемонстрировать вероятность существования этого высшего принципа, который он называл Самостью. Самость проявляется в форме мандалы - сферического или кругового образа. Структура мандалы обычно разделяется на четыре части и всегда имеет прямое отношение ко времени. По словам Юнга, "Своей центральной точкой, мандала символизирует предельное единство всех архетипов так же, как и всё многообразие мира феноменов. Следовательно, она эмпирически эквивалентная метафизической идее unus mundus ."

Возвращаясь к нашей иллюстрации, я также должна упомянуть, что отдельные части конфигурации архетипа не проявляются [произвольно] во времени, но подчинены закономерной последовательности . Сравнительная мифология имеет дело не только с типичными образами, но и с типичными элементами повествования. Соответственно, отдельные мотивы имеют тенденцию образовывать повторяющиеся временные фазы. Человеческий разум, возможно, предполагал это ещё на ранних стадиях: немецкое слово erzahlen , "рассказывать", содержит идею счёта (zahlen ), так же как и французкое raconter относится к compter и английское "recount" к "count". В Китае, слово "подсчитывать" состоит из элементов suan , "считать или подсчитывать", начала, chi , того, что произойдет, lai .

Подобные психологические явления заставили исследователя А. Зеиденберга предположить, что акт подсчёта возник из обрядов, основанных на мифах о творении. По его словам, "Индексирование - это обряд "подсчёта" мифа". И он допускает, что, возможно, подсчёт начался с внимания, которое уделяемого длительным процессиям.. Я не совсем согласна с данным выводом, хотя он и кажется правдоподобным, всё же процессии состоят из раскрытия или "развёртывания" арехтипических символов во времени. Тем не менее, мне кажется, что темпоральные отношения между числом и архетипическим символом должны иметь более глубокие корни, а не только распределение фигур в процессии.

Интерпретируя мифологические сюжеты, уместно будет подсчитать количество действующих лиц. Давайте возьмём для примера русскую сказку "Царь-девица". Царь для трёх своих сыновей устроил соревнование, где они должны были "срывать его цветы и искать его следы". Один за другим они отправляются в приключение и выходят к перекрёстку, где стоит знак, гласящий: "Направо пойдешь - еды найдешь, но коня голодным оставишь. Налево пойдешь - коня накормишь, но сам изголодаешься. А прямо пойдешь - смерть свою встретишь." Два старших брата поехали налево и направо и потерялись, а младший Иван-дурак поехал прямо к смерти. Там он встретил три Бабы-Яги, которые помогли ему получить "Марью-красу с золотыми волосами" в "царстве под солнцем". Она родила ему близнецов. Два его брата вернулись к царю, а Иван остался в "царстве под солнцем" и правил там до конца своей жизни.

В начале ситуация представляет из себя кватерион из четырёх мужских фигур: царя и трёх сыновей. Затем, следующий кватерион из женских фигур: три ведьмы и Марья-краса. В конце истории образуется "обновлённый" кватерион из трёх мужчин и одной женщины. Следовательно, последовательность архетипических образов проявляет взаимодействие чисел , что можно проиллюстрировать следующим образом:

Результат группировки

Аналогичным образом большинство мифологических сюжетов могут быть описаны через [временно-числовые последовательности]. (Насколько я знаю, триады и кватерионы играют основную роль в этих интерпретациях.) В основе данного феномена, на мой взгляд, заложен изоморфизм между архетипами и числами, как качественными конфигурациями. Лейбниц в своей ранней работе О принципе индивидуации (1663) описывал именно это наблюдение, говоря о том, что сущность вещей "поступает" как число. Глагол "поступать" здесь указывает на динамический асект "сущности" (так Лейбниц называл архетипы) проявляя её темпоральные свойства. В современной психологии глубин мы можем продемонстрировать вероятность проявления архетипов в бессознательном в форме последовательностей символических образов. Вероятно, как однажды заметил Паули, этим можно объяснить феномен предвидения: бессознательное внутри нас знает каким образом могут развиваться события, при наличии определённых конфигураций.

Есть вероятность, что изучение лингвистических структур может пролить свет на распределение архетипических конструкций во времени. Г.Б. Мильн уже положил этому начало, показав, что пословицы и традиционные выражения различных наций и рас имеют четырёчастную структуру.

По утверждению Питера Хофстаттера, наука о человеке, его чувствах и особенностях не имеет ничего общего с универсальной химической классификацией. Если б и было возможно создать такую систему, она открыла бы доступ к конкретным преобразующим уравнениям. Я считаю, что та область чисел и архетипов, которую я пытаюсь описать в этой работе, относится к данной системе. Основная трудность заключается в том, что эта система лежит в основе той деятельности, которую человек предпринимает для более осознанного понимания. И, как результат, она представляет собой и объективную, и субъективную реальность. Всякий процесс постижения, вместе с его сознательными и подсознательными интенциями, движется через скрытые структуры данной области. В то же время, этот процесс содержит в себе эти структуры и отражает их.

Скорее всего, именно по этой причине число имеет отношение к поведению архетипических проявлений . Архетипы проявляют себя в "упорядоченной последовательности", где числа образуют что-то вроде примитивных выражений. Вероятно, психическая энергия является тем элементом, что соединяет последовательность архетипических образов и ряд натуральных чисел. В следующей главе мы изучим данный феномен более подробно.

В этой статье я опишу тебе 8 основных Архетипов, используемых в современной психологии. Их конечно же много больше, но это основные. Названия архетипов могут менять, но суть их остается та же.

Вкратце напомню что такое архетип и в чем его суть.

* Архетип — суть, форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение.

Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Проще говоря — всеобщие, безусловные, психические и поведенческие программы.

Если он не получает нужного и должного внимания, то это отражается на том, как ты себя чувствуешь, каково твое настроение, на твои эмоции в текущем моменте. Очень часто не понимая этого ты можешь принимать мысли того или иного Божества из глубин своего подсознания, которые ты ловишь из коллективного бессознательного нашей планеты за свои собственные мысли!

Итак, вот они 8 архетипов. Здесь они приведены для мужчин. Женщины — просто представьте себе женщину, которая стоит рядом с каждым из мужских Архетипов , и вы сразу поймете в чем суть женской стороны каждого из архетипов.


Архетип Шут: связан с творческим началом. Любит играть с Реальностью. Нестабильность действий, гибкость в поведении, непредсказуемость в поступках и решениях. Любит привлекать внимание и быть в центре.


Архетип Слуга: исполнительность и точность — это его девиз. Нуждается в инструкциях и точных указаниях. Необходим контроль, чтобы все было исполнено вовремя и правильно.


Архетип Крестьянин: все про стабильность и дисциплинированность. Готов много работать для достижения своей цели. Прижимист, шаг за шагом улучшает свое материальное положение.


Архетип Воин: все время в борьбе с собой и окружающим миром. Отвоевывает свое место под солнцем. Напористость и активность в действиях. Воин все время ищет возможности вступить в бой и победить.

Архетип Купец: постоянно ищет выгоду. Для этого ищет пути для возможностей и сотрудничает со своим окружением, избегая конфликтов. Настроен на то, чтобы договариваться с людьми и заводить как можно больше социальных связей.


Архетип Король: все про ответственность и готовность брать ее на себя. Организует контроль над деятельностью и координирует работу других людей. Нацелен на общее благо.


Архетип Учитель: все про знания, их поиск и передачу. Умеет и любит учиться и передавать знания и опыт людям, помогает ученикам найти верный путь. Умеет найти подход к ученику, чтобы донести ему знание.


Архетип Монах: стремится к познанию и уединению. Ему свойственны духовные практики, подкрепленные аскетичностью. Видит и чувствует незримое, владеет мощной интуицией.

В китайской метафизике на два Архетипа больше — есть еще Ремесленник и Славный Малый.


Архетип Ремесленник : это все про созидательное творчество. Ремесленник любит учиться и сразу применять свои знания на практике, создавая что-то своими руками. Смекалистый и трудолюбивый.


Архетип Славный Малый : это про поддержание хорошего настроения в компании. Он не очень любит работать, но очень любит поболтать и потусить. С ним просто отлично провести время — он и посмешит и поддержит. Но сильно расчитывать на него не стоит.

Если вы знакомы с искусством Бацзы, то можете узнать в каждом из архетипов определенный Ментальные тип или Божество. Можете даже написать в комментариях — какие божества вы узнали.

Почему занимаясь Китайской Метафизикой, я обратил свое внимание на тему Архетипов?
Множество моих знакомых психологов очень удивились, когда узнали о моем интересе.

Суть в том, что искусство Бацзы в отличие от психологии может сразу:
типировать доминирующие Архетипы , внутренние, спящие Архетипы и отсутствующие Архетипы по вашей карте,
-определять какие Архетипы конфликтуют в вашей карте Бацзы (а значит и в жизни) и давать сразу рецепты, как снять напряжение ,
-увидеть, какие Архетипы “пришли” к вам на рост и развитие в текущем времени , чтобы направить на них силы и ресурсы,
-понять какие архетипы вы используете как ведущие в отношениях, работе, воспитании детей, общении в социуме и дать рекомендации по коррекции существующих проблем в той или иной сфере,
-дать рекомендации по общей гармонизации Архетипов в карте для достижения внутреннего состояния счастья и удовлетворенности жизнью.

Вам интересно?

Хотели бы вы узнать свои ведущие архетипы и их особенности?
О том как их развивать и выводить себя на качественно новый уровень жизни?
Понять и убрать внутренние напряжения или внешние конфликты в жизни?
Быть может вам интересно с точки зрения помощи и консультации другим людям понять и узнать, как работать с архетипами через искусство Бацзы?

Пишите в комментариях ниже, если будет много интереса и желающих я могу провести вебинаров по этой теме. Могу даже пригласить специалистов, которые трудятся в теме архетипов, чтобы рассказать вам о классических архетипах Юнга и о том, как использовать эти знания, чтобы стать богаче, успешнее, счастливее в отношениях и в жизни в целом.

Попробуйте сразу же определить свой доминирующий Архетип и 2 дополнительных, которые вы чаще всего используете в жизни и в работе. В чем вы чувствует их плюсы и минусы? Пишите в комментариях ваши наблюдения.