Психология зависимого поведения девиантного игромания. Зависимое поведение как психологический феномен. Вредные последствия игромании

Лекции по химической зависимости. Лекция 10. Зависимое поведение. Зрелое и незрелое поведение. Способы изменения поведения. Компульсивное поведение. Правило "Осознанность, Ответственность, Оценка". Зависимое поведение при лечении алкоголизма и наркомании.

1. Зрелое и незрелое поведение

Одной из характеристик зрелой личности является способность брать полную ответственность за себя (за свои мысли, эмоции, желания, поведение и т.д.), не перекладывая ее на других, и при этом взаимодействовать с другими людьми, не беря ответственность за них (за чужие мысли, эмоции, желания, поступки и т.д.). По такой же характеристике можно определить и зрелое поведение – это поведение, при котором человек берет ответственность за свою зону ответственности (то, что он может изменить) и не пытается контролировать чужую зону ответственности (то, что не может изменить).

Вот несколько характеристик зрелого поведения: целенаправленное (в своих действиях человек преследует какую-то конечную осознанную цель), распланированное (обдуманное: человек сначала думает, перед тем, как делать – составляет план), гибкое (поведением человека не управляют жесткие шаблоны, он может легко изменить свое поведение, легко меняет свои планы, если того требуют изменившиеся обстоятельства), активное (человек сам с помощью своего поведения строит свою жизнь, а не реагирует на обстоятельства), альтернативное (у человека есть много вариантов поведения для достижения его цели), ответственное (человек берет на себя ответственность за то, что может изменить, и не пытается изменить то, чего не может).

При употреблении ПАВ (психоактивных веществ – алкоголя, наркотиков и т.д.) личность человека постепенно деградирует, становиться незрелой. Вместе с деградацией личности меняются и стереотипы поведения, становясь все более детскими и незрелыми.

Вот несколько характеристик незрелого поведения: бесцельное (своими действиями человек не преследует никаких осознанно поставленных целей, действует на автомате), импульсивное (человек действует не по обдуманному плану, а «на импульсе», сначала делает, а потом думает), ригидное (человек не может изменить свое поведение, свои планы, даже если обстоятельства изменились и поведение явно вредно), реактивное (человек своим поведением автоматически реагирует на обстоятельства – обстоятельства управляют человеком, а не он сам), безальтернативное (у человек есть только один вариант поведения, и он может действовать только по этому варианту, полезно это или нет в данных обстоятельствах), безответственное (человек не берет на себя ответственность за изменение того, что возможно изменить, при этом пытается изменить то, что невозможно).

Употребление ПАВ является во много следствием неспособности человека к зрелому поведению. А для того, чтобы избавиться от зависимости, необходимо воспитывать в себе способности к зрелому поведению.

2. Способы изменения незрелого поведения на зрелое

Бесцельное-целенаправленное поведение . Одной из особенностей зависимой личности является неспособность ставить какие-либо цели. Как следствие поведение такого человека оказывается бесцельным, не направленным на какой либо результат, а как следствие, никаких результатов такой человек в жизни достичь и не может. Вторым следствием бесцельности является то, что человек не прогнозирует результат своего поведения и его поступки часто приводят к плачевным результатам (примером может быть поведение употребления, в котором человек не предусматривает его последствия). Способами изменения такого поведения на целенаправленное могут быть: ставить для себя цели, спрашивать себя «Зачем я это делаю?», задумываться о результатах своих поступков .

Импульсивное-распланированное поведение . Зависимая личность часто не планирует свои действия по достижению желаемого, а поступает по действием возникшего желания. При этом желание заставляет человека действовать по самому вредному принципу «достичь всего и сразу». Употребление также может быть следствием поведения «сначала делать, потом думать»: к примеру, алкоголик может под действием эмоций взять первую рюмку, желая снять психологическое напряжение. Неспособность продумывать свои действия влияет негативно и на все остальные области жизни, не давая зависимому человеку жить нормально, даже если он прекратил употребление. Изменению привычки действовать импульсивно на привычку планировать действия помогают: вырабатывание привычки останавливаться перед действиями (например, посчитать до десяти), регулярное письменно планирование (дня, дел и т.д.), разбитие любого дела на этапы и его поэтапное выполнение.

Ригидное-гибкое поведение . Зависимому человеку очень сложно менять свои планы и подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Поэтому зависимые часто не любят любые планы (так как считают, что раз запланировал, то это обязательно должно исполниться, и не может перестроить планы, если обстоятельства меняются). Неспособность подстраиваться под обстоятельства вызывает сначала попытки изменить обстоятельства, а затем, когда эти попытки успехом не увенчиваются, поведение меняется на «поведение ухода». Употребление как раз и является одним из видов поведения бегства. Изменению паттернов ригидного поведения на гибкое помогают: анализ своих планов (при анализе дня, завершении дела и т.д.), перепланирование при изменении обстоятельств, «мониторинг» своего поведения и его соответствия обстоятельствам .

Реактивное-активное поведение . У зависимого человека из-за незрелости своей личности нет активной жизненной позиции. Поэтому такой человек не движется к своим целям, а просто реагирует на обстоятельства тремя возможными способами: пытается их изменить, подчинятся обстоятельствам, убегает от обстоятельств. Когда зависимый говорит, что употреблять его заставили обстоятельства, он демонстрирует классический пример реактивного поведения. В трезвой жизни реактивное поведение не дает человеку достигать того, чего он хочет, взамен он получает от жизни то, что приносят ему обстоятельства. Изменению стереотипов реактивного поведения на активное помогает выработка способности рассматривать обстоятельства, как условия достижения собственных целей .

Безальтернативное-альтернативное поведение . Не видеть альтернативные варианты достижения желаемого, а действовать первым пришедшем на ум (и чаще всего неправильным) способом – вот обычное проявление зависимой психики. В сложных ситуациях таким единственным вариантом поведения часто оказывается употребление. В трезвой жизни неспособность находить разные варианты действий приводит не неспособности адаптироваться к новым ситуациям, принимать правильные решения и т.д. Привычку к безальтернативному поведению можно изменить на навыки альтернативного с помощью: регулярного пользования стратегией принятия решений (находить варианты и пользоваться самым выгодным); получения знаний, как вести себя в разных ситуациях и их использование; действовать каждый раз в одинаковых ситуациях по-разному .

Безответственное-ответственное поведение . Зависимый человек часто неспособен трезво оценить окончание своей зоны ответственности (за что он может нести ответственность – что он может изменить) и начало чужой зоны ответственности (за что он не может нести ответственность – то, что он не в силах изменить). Из-за этого зависимый человек в своих действиях пытается изменить то, что он изменить не в состоянии, а для изменения того, что изменить в силах, не прикладывает никаких усилий. Примером безответственного поведения может быть поведение, когда наркоман пытается проконтролировать свое употребление, что сделать не в силах из-за биологических причин. Вторым примером безответственного поведения является обыкновенное воздержание от употребления, без каких либо предпринимаемых действий для выздоровления: человек не делает то, что в силах сделать – измениться самому. В трезвости безответственное поведение ведет к нарушению чужих границ и сдачи своих, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и психологическому напряжению. Изменить безответственное поведение на способности действовать ответственно помогают: анализ того «что я могу изменить, а что не могу»; анализ границ своей зоны ответственности и их соблюдение.

3. Компульсивное поведение

В зависимой психике бывают такие состояния, вызванные психологическим напряжением, когда все вышеперечисленные признаки зависимого поведения усиливаются и проявляются все сразу. Такое поведение, в котором проявляются все сразу признаки незрелого поведения в форме, превышающей норму, называется компульсивным. Есть другое обозначение компульсивного поведения.

Компульсивное поведение (от лат. compulsare – принуждать) - поведение, не имеющее рациональных целей, а осуществляющееся как бы по принуждению. Воздержание от подобных действий может вызывать состояние тревоги, а их выполнение приносит временное удовлетворение. Совершается помимо воли, на основе непреодолимого влечения.

Употребление против желания является одной из форм компульсивного поведения. Однако копульсивное поведение может проявляться и в других формах: переедание, похудание, азартные игры, трудоголизм, спортоголизм, поиск приключений, поиск возбуждающих занятий (адреналиномания), шопинг, неумное сидение за компьютером и телевизором, сексоголизм, зависимые личные отношения и т.д. Компульсивное поведение, как и одна из его форм – употребление ПАВ, появляется по причине незрелости личности. Личностно незрелый человек неспособен справиться с психологическим напряжением конструктивным способом. И тогда его психика начинает автоматически защищаться от этого напряжения доступными ей неконструктивным способам – с помощью бегства в компульсивное поведение, которое временно напряжение снимает, но за это приходится расплачиваться еще большим регрессом личности.

Определить компульсивное поведение можно по следующим признакам: оно продолжается относительно длительное время (в отличие от импульсивного, где импульс быстро проходит); его сложно, и иногда невозможно остановить с помощью силы воли; оно обычно незапланированное, а часто противоречит заранее построенным планам; оно бесцельно, в нем обычно нет других целей, кроме самого поведения (хотя может быть рационализация – придумывание себе рациональных причин и целей такого поведения); ему предшествует, а часто и сопровождает, психологическое напряжение (в виде тревоги, стресса, скуки, раздражения и т.д.); оно характеризуется навязчивостью; в нем обычно отсутствует творчество, оно достаточно примитивно.

Если не прерывать компульсивное поведение, то оно скоро приведет к употреблению. Ведь компульсивное поведение дает только временное освобождение от психологического напряжения, а в итоге его только усиливает. В конце концов, напряжение поднимется до такого уровня, что снять его поможет только употребление, и человек пойдет употреблять. От компульсивного поведения не получится избавиться прямым методом силы воли, так как психологическое напряжение, которое лежит в основе компульсивного поведения, никуда не уйдет и проявится в другой деструктивной форме. Вот несколько констуктивных шагов, как избавиься от компульсивного поведения: 1.) осознать причины своего компульсивного поведения (психологические проблемы) и прорабатывать их; 2.) попытаться сбросить психологическое напряжение другими, более конструктивными способами; 3.) если не удается избавиться от компульсивного поведения, заниматься им творчески, ставить цели и т.д.; 4.) находить менее деструктивные способы компульсивного поведения (к примеру, вместо того, чтобы смотреть телевизор, идти на группу). Эти способы являются тактическими. Стратегическим способом избавления от компульсий будет личностный рост (которое в программе реабилитации называется выздоровлением), так как истинной причиной компульсивного поведения является личностная незрелость,

4. Правило «ООО» - осознанность, ответственность, оценка.

Развивать у себя зрелое поведение помогает правило три «О»: осознанность, ответственность, оценка. Работает это правило по следующему принципу. Осознанность . Необходимо остановиться и осознать свое поведение, задуматься над ним., над тем, что вызывало это поведение (событие, мысли, эмоции, желания), и какие цели это поведение преследует. Ответственность . Необходимо взять ответственность за свое поведение: настоящая причина моего поведения заключается в привычке реагировать такими образом на подобные ситуации, на самом деле меня никто не заставляет действовать подобным образом, кроме этой привычки. Изменение привычки подобным образом реагировать – это исключительно моя ответственность. Оценка . Оценивается польза этого поведения в данной конкретной ситуации. При этом могу помочь следующие схемы: полезно обычно то поведение, которое направлено на то, что возможно изменить; у которого есть запасные варианты; которое преследует свои собственные цели, а не навязанные ситуацией; которое может быть гибко изменено; в котором присутствует поэтапный план; которое преследует определенные цели. Если поведение в данной конкретной ситуации более вредно, то ищутся другие варианты поведения, а потом с помощью стратегии принятия решений ищется наиболее полезный для этой ситуации.

5. Зависимое поведение при лечении алкоголизма и наркомании

Зависимое поведение разными способами проявляется во время лечения алкоголизма и наркомании, мешая ему. Вот несколько из них:

  • Просто воздерживаться от употребления, ничего не предпринимая для своего излечения.
  • Не иметь плана и целей лечения и как следствие нерегулярно заниматься ним (от случая к случаю), приступообразно (когда много, когда ничего не делать), хаотично (каждый день в разное время);
  • Спорить с консультантами и более опытными людьми, вместо того, чтобы интересоваться непонятными вещами;
  • Заниматься больше выздоровлением других, чем своим;
  • Перекладывать ответственность в своем выздоровлении на других (консультантов, спонсора, группы и т.д.);
  • «Тупо» делать все, что говорят, а не брать то, что больше всего подходит для себя.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните случай, когда вы вели себя неосознанно. Проверьте, как проявлялись в этом случае признаки зависимого поведения, и как бы вы могли его изменить на зрелое.
  2. Какие активности могут помочь в изменении вашего поведения с зависимого на личностно зрелое?
  3. Как зависимое поведение проявляется и мешает вашему выздоровлению? Как вы можете это исправить?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

Контрольная работа по дисциплине

«Психология зависимого поведения»

по направлению 030300 – Психология

Тема: Методы психологической диагностики зависимости

Проверила:

В. В. Калина

2015 г.

Выполнила:

студентка группы № 1561 зо

М. Л. Сепп

« » ___________ 2015 г.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика зависимого поведения………………………………...4

2.Методики применяемые при диагностике зависимостей……………………..6

3.Сложности и способы повышения эффективности диагностирования зависимостей………………………………………………………………………9

4.Сильные и слабые стороны методов лечения зависимостей………………..13

Результаты самообследования зависимостей…………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………………23

Введение

Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен – азартные игры, шопинг). Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, тошнотой, болью и желанием принять психоактивное вещество, чтобы избавиться от негативных ощущений.

В другом значении зависимость (англ. dependence - зависимость) – стремление полагаться на другого человека (или других людей) для получения удовлетворения, безопасности, достижения своих целей. Для ребенка зависимость от взрослых, которые за ним ухаживают – естественный этап развития, необходимый для постепенного развития самостоятельности. О патологической зависимости говорят в том случае, когда человек не способен принимать даже простые самостоятельные решения. Такой человек чувствует себя беспомощным и нуждается в постоянной поддержке окружающих.

  1. Общая характеристика зависимого поведения.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимостей .

Зависимость – это поиск идентичности, поддержки, защиты и (или) разрешения извне. Объектом З. может быть другой человек, социальная организация, такая как расширенная семья, общественная, религиозная группа, трудовой коллектив и т. д. [Подопригора С. Я. Краткий психологический словарь. стр. 84].

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе широко используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в настоящее время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ». [Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. стр. 71] .

Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, Друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям.

Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение.

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение . В переводе с английского addiction склонность, пагубная привычка . Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги) . Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение » заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта » или «аддиктивную личность ».

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости , как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища ; 4) игры ; 5) секс ; 6) религия и религиозные культы .

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения :

    химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

    нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

    гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

    сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

    религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность . Перечислим фазы одного цикла :

    наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

    усиление желания и напряжения;

    ожидание и активный поиск объекта аддикции;

    получение объекта и достижение специфических переживаний;

    расслабление;

    фаза ремиссии (относительного покоя).

Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни.

Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не алкоголик»; «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение – это аутодеструктивное поведение , связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. [Змановская Е. В. Девиантология. стр. 117].

Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

1.3 Зависимое поведение как психологический феномен

Учение о зависимостях, или аддиктология, сформировалось на стыке психологии и медицины; определенный вклад вносят также педагогика и социология. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная или табачная, наблюдается отчетливая тенденция к выработке более широкого представления о зависимости. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания .

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений .

На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов - немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Mamma "Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России" . За рубежом эти термины употребляются значительно шире.

В условиях терминологической разноголосицы одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины или делают это непоследовательно .

В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости .

Существует и другой подход - рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции .

Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них:

1) Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие. Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того времени, когда человек отрицает часть самого себя. Это та область его внутренней или внешней реальности, которая по тем или иным причинам оказывается для него неприемлема, дискомфортна. Возникает так называемая диссоциация, разделение самого себя на "Я" и "не Я". Это уменьшает явления дискомфорта, боли. Такой механизм формируется с детства с целью выжить, обеспечить свою сохранность. Например, отторгается отсутствие любви со стороны родителей, болезни, уничижающие оценки и т.п.

В результате человек теряет контакт с той частью реальности, которую отвергает, перестаёт ей доверять. Он отказывается воспринимать не только сигналы, извещающие о дискомфорте, но и сигналы о потребностях. Т.е. часть реальности человека оказывается изгнанной, её голос игнорируется, она лишается возможности сообщить о своих целях и своём состоянии.

2) Изоляция внутренней реальности. Каждый человек стремится к отношениям, к тому, чтобы открыть свою реальность другому и разделить себя, свою жизнь с любимым человеком. На пути сближения с другими людьми человек рано или поздно осознаёт, что он имеет свою собственную миссию, которую нельзя разделить ни с кем. Это означает одиночество при негативном восприятии. Для избегания одиночества человек пытается слиться, раствориться с другими. Так он не только и не столько приобретает общность с кем-либо, он, прежде всего, разрушает собственную уникальность. Он уничтожает свою реальность, чтобы освободиться от миссии - главной причины одиночества. Для этого нужно передать свою реальность во власть другому человеку. Но слияние и диссоциация приводят к полной зависимости в формировании собственной реальности от того, что человеку предлагает выбранный партнер или группа. Человек лишается настоящих отношений, он следует навязанным требованиям. Всё, что человек получает - ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту. И для "залатывания дыр" реальности чаще всего используется психоактивное вещество или зависимое поведение. При этом уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного "бегства", когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные .

Причины возникновения зависимости

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению.

Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству .

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться. Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе .

К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни .

Ведущую роль в формировании аддиктивного поведения играют определенные психологические особенности человека: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость, тревожность. Эти черты в различных сочетаниях встречаются в преморбидном периоде, что позволяет считать их фактором, предрасполагающим к развитию аддикции. Для аддиктов характерно стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития .

К макросоциальным факторам, влияющим на развитие аддиктивного поведения, относятся дезинтеграция общества и нарастание в нем изменений, к которым некоторые члены общества не способны адаптироваться. Среди микросоциальных факторов, способствующих возникновению аддиктивного поведения, выделяют семейные и внесемейные взаимодействия, которые определяют индивидуальные реакции, особенности общения, систему предпочтений индивида. Их влияние может быть как конструктивным (поддерживают развитие личности, способствуют продуктивному общению, взаимопониманию), так и деструктивным (способствуют фиксации на страхе, комплексе вины и неполноценности) .

Развитию аддикций способствует такой фактор, как отсутствие четких границ между членами семьи, что приводит к неопределенности круга обязанностей, уходу от ответственности и стремлению избавиться от чувства вины с помощью аддиктивного поведения. Человек в повседневной жизни в любой ситуации стремится к психологическому комфорту, а если это стремление не осуществляется, может появиться та или иная зависимость. В основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности . Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение.

Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения также считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста .

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения...

Взаимосвязь невротичности личности со стрессоустойчивостью и воображением у юношей и девушек

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте...

Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков

Зависимость типов психологических защит личности от темперамента

психологический защита личность темперамент Термином «темперамент» еще в античной науке обозначали индивидуально-психологические различия. Гиппократ, как представитель древнегреческой медицины, считал...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся

Понятие самооценки как особого феномена в психологии сформировалось не сразу. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был У. Джеймс. В понимании У...

Коррекция внимания в подростковом возрасте

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны...

Существуют различные аспекты изучения ксенофобии как психологического настроя личности по отношению к людям других национальности. Ниже подробно рассмотрим их отдельные характеристики...

Образ представителей другой нации у лиц, склонных к ксенофобии

Что бы там ни говорили, как психологический феномен ксенофобия удобна. Как показали в своей концепции философы-прагматисты, человек всегда мыслит так, как ему выгодно. Ксенофобия психологически выгодна...

Особенности мотивации в подростковом и юношеском возрастах

Мотивамция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность...

Профилактика делинквентного поведения подростков

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным...

Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: Кто я?, Какой я?, В чем смысл моего существования, моей жизни? Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует потребность в самопознании...

Смысловая теория памяти

Социально–психологические особенности личности руководителей высшего звена

Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста

Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка...

Таким образом, зависимое поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.

К внешне социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты зависимости. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того чтобы искать удовлетворения в человеческих взаимоотношениях, мы все больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли "пропуска" в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие жизненно важные для подростка функции: » поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей; » формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения; » дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей; » помогают регулировать эмоциональное состояние; » реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

Субкультура может выступать в самых разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. В любом случае ее влияние наличность, идентифицирующую себя "со своими", чрезвычайно велико. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально. На наш взгляд, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения личности.

Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фрейд, Д. Винникота, М.Балинта, М.Кляйн, Б.Спока, М.Маллер, Р.Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности .

Ведущая роль в формировании зависимости, по мнению ряда авторов, принадлежит младенческой травме (в форме мучительных переживаний в первые два года жизни). Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с несовместимостью темпераментов матери и ребенка, чрезмерной врожденной возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Родители, как правило, не знают о своем психотравмирующем воздействии на младенца, когда, например, из лучших побуждений или по рекомендациям докторов стараются приучить его к жесткому режиму питания, запрещают себе "баловать" ребенка или даже упорно пытаются сломить его упрямый нрав. Переживая дистресс, в котором малыш не в состоянии помочь себе, он попросту засыпает. Однако, как отмечает Г. Кристал , повторение тяжелой травмирующей ситуации приводит к нарушению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности. Позднее травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению "небезопасности" и ожиданию неприятностей. Эта особенность зависимых людей обозначается как низкая аффективная толерантность.

Такие люди не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям. В этом случае неживой объект вполне может заменить человеческие отношения. Таким образом, люди, пережившие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно больший риск стать зависимыми.

В целом семья может не дать ребенку необходимой любви и не научить его любить себя, что в свою очередь приведет к ощущению плохости, никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя. В соответствии с современными представлениями, люди с зависимым поведением испытывают серьезные трудности в поддержании самоуважения. Хорошо известно, например, что в состоянии опьянения человек чувствует себя гораздо раскованнее и увереннее, чем обычно. С другой стороны, для компаний алкоголиков весьма характерны беседы на актуальную тему: "Ты меня уважаешь?". Зависимость, таким образом, выступает своеобразным средством регуляции самооценки личности.

Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией - неспособностью родителей выражать в словах свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать). Ребенок не только "заражается" в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.

Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга, гиперстимуляция - еще один негативный фактор. М.Маллер акцентировала внимание на важности для нормального развития ребенка процесса сепарации - постепенного отделения его от матери посредством ее уходов и возвращений, а также процессов индивидуализации ребенка. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Одним из доказательств этому является усиление зависимого поведения при усилении семейных проблем.

Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют "срыв" аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.

В то же время наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Более того, даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

В рамках индивидуальных различий прежде всего следует отметить половую избирательность зависимого поведения. Например, пищевая аддикция более характерна для женщин, в то время как гэмблинг чаще встречается у представителей мужского пола. В ряде случаев можно говорить также о действии возрастного фактора. Так, если наркоманией страдают преимущественно лица от 14 до 25 лет, то алкоголизм в целом характерен для более старшего возраста.

Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения. Они могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, на темпы ее формирования, степень выраженности и возможность преодоления.

Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Наиболее распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему. Однако гипотеза наследственной предрасположенности к зависимому поведению не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики независимо от склонности их родителей употреблять алкоголь. Зависимое поведение может формироваться в любой семье. На его формирование влияет множество семейных факторов. В связи с этим целесообразно говорить не о наследственной, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению.

Косвенно склонность к зависимому поведению может определяться типологическими особенностями нервной системы. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как приспособляемость к новым ситуациям, качество настроения, чувствительность, контактность, при прочих неблагоприятных условиях влияют на формирование аддиктивного поведения.

Существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми видами зависимого поведения. Так, пьянство и употребление наркотиков чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера, достаточно часто - при эпилептоидной и гипертимной.

Зависимое поведение также может рассматриваться как следствие обсессивного или компульсивного характеров. Базовый конфликт обсессивно-компульсивных личностей, по мнению Н. Мак-Вильямса, - это гнев, борющийся со страхом быть осужденным . Личность стремится освободиться от бессознательного чувства вины и осознаваемого стыда вследствие несоответствия собственным стандартам. Вместо того чтобы признавать и выражать данные аффекты, человек или выстраивает защитные мыслительные конструкции (обсессивность), либо старается освободиться от тревоги в действии (компульсивность). Обсессивность вполне может принимать участие в суицидальном поведении. Компульсивность же, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), непосредственно связана с различными формами аддиктивного поведения. Н.Мак-Вильямс называет пьянство, переедание, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм, покупкам или сексуальным приключениям "разновидностями сугубо вредоносного компульсивного поведения" . Отличительной особенностью компульсивного характера будет не деструктивность, а склонность к чрезмерной вовлеченности.

Ряд исследований посвящен изучению связи между невротическим развитием личности и ее аддиктивным поведением. Например, пищевые и сексуальные аддикции настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические или невротические расстройства 23].

Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивостъ. В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение, как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом . Предполагается, что аддик-тивное поведение возникает при нарушении копинг-функции - механизмов совладения со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция .

Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя - эти и другие сущностные характеристики человека, вернее их деформации, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению.

Говоря о факторах зависимого поведения, следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.

Введение


Человек не может чувствовать себя хорошо без объекта зависимости, постоянно нуждается в нем. Любая угроза стабильности зависимым отношениям и переживается как катастрофа, сопровождается сильнейшей тревогой, вплоть до разрушения нормального функционирования. Чувства, возникающие при угрозе отделения от зависимого поведения, прекращения его, так интенсивны, что грозят разрушить социальную деятельность, значимые устойчивые контакты с окружением, вызвать соматизацию, спровоцировать необдуманное, неконтролируемое поведение, часто опасное для жизни самого человека или его близких людей. Эти сильные чувства могут привести к полному внутреннему хаосу, который переживается как угроза неминуемой гибели личности и полному бессилию что-либо с этим сделать, как-то себе помочь.

Зависимость наполняет наиболее фрустрированную потребность. Оно помогает осуществить то личностное социальное действие, которое по каким-то причинам проблематично, но жизненно необходимо для личности.


1. Терапия зависимости


Человек использует разные стратегии избегания противоречий с объектом зависимости, как угрозы этим отношениям. Таких стратегий две: зависимость и контрзависимость. Естественно, что психика всячески сопротивляется таким переживаниям и стремится "держать их под контролем" с помощью зависимого поведения. Таким образом, само зависимое поведение становится привычным, автоматическим, неосознаваемым защитным механизмом личности от мощных аффектов гнева, ужаса, одиночества. Часто это поведение принимает такие формы, которые сами по себе достаточно "вредны" для личности, способны нанести не меньший ущерб, чем даже само повторение травмы отделения. Таковы химические зависимости, зависимость от азартных игр, продолжительные отношения с унижающими, жестокими партнерами.

Зависимость формируется в ответ на фрустрацию отвержением или его угрозой в тот период, когда у ребенка еще недостаточно собственных ресурсов для самостоятельности и угроза разрыва со значимым взрослым несет витальную угрозу. В дальнейшем ребенок развивает и закрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса, гнева, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо "прилипающее, угодливое" поведение, которое мы собственно и называем зависимым, направленное на сохранение лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное, настороженное с оттенком враждебности поведение, которое называют контрзависимым, и направлено оно на удерживание партнера на расстоянии от себя, "непривязанность" к людям. И то и другой – проявление несвободы: в первом случае невозможно "отойти", во втором "подойти" к людям. Существуют зависимости, проявляющиеся не только в отношениях с людьми, но и зависимости от химических веществ, игр, и т.д. По своей сути они выражают высшую степень свободы и одновременно несвободы в отношениях человека и мира. С одной стороны, человек, имеющий патологическую склонность, полностью погружен именно в нее, другие люди его не интересуют, с другой стороны, у такого человека просто нет выбора, осуществлять зависимое поведение, или нет, он не может не играть, не употреблять. Однако, и то, и другой поведение лишь две стороны одной проблемы – неспособности пережить опыт отделения, проститься, простить, отпустить кого-то.


2. Психологический смысл и формирование устойчивого зависимого поведения как защитной функции


Такая защита, как зависимое поведение, сначала возникает, как попытка превратить пассивное эмоциональное переживание какой-то травмирующей ситуации (ассоциативно напоминающей детский травматический опыт) в активное действие, что избавляет от переживаний беспомощности, гнева, отчаяния, возвращая чувство контроля над собой и миром. Однако со временем организм обучается тому, что такой неприятный опыт можно не переживать, а избегать с помощью достаточно простых и понятных действий, это знание закрепляется положительным подтверждением эффекта избегания (то есть отсутствием негативных чувств и появлением позитивных – удовольствие, связанное с быстрым облегчением тревоги и подавленности).

Феномен зависимости с точки зрения гештальт подхода, экзистенциального и клинического.

Постепенно организм утрачивает набор разнообразных приспособительных реакций, свои ранее наработанные способы реагирования на разные изменения в себе и окружающей среде, и остается только одна привычная стереотипная реакция – зависимое поведение. Можно сказать, что любую тревогу организм не сознает и не переводит дальше в возбуждение, указывает направление потребности в данный момент, а замещает физическим или психологическим заученным действием, лишая себя возможности сознавания источника возбуждения, то есть, теряя способность к различению своих потребностей.

Контакт с внешним миром для поиска объектов удовлетворения своих разных потребностей заменяется контактом с веществом или одним человеком для удовлетворения одной потребности – снижения тревоги и напряжения.


3. Психологические и социальные последствия зависимого поведения


1. Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности, интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировке развития и контактов.

Перестав быть субъектом своей жизни, то есть занимать активную творческую позицию в ней, человек превращается в пассивный объект воздействия других, начинает осуществлять смысл чужой жизни и терять смысл своей. Отсюда характерное переживание пустоты, скуки, подавленности, на которые жалуются зависимые люди, особенно в отсутствие объекта зависимости.

По своей сути любая зависимость это бегство от себя в "слияние" с кем-то или с чем-то во вне самого человека, что приводит к изменению своего состояния, которое по каким-то причинам переживается как невыносимое, и нет другого способа вернуть себя в равновесие кроме как воспроизвести компульсивное действие. Соответственно, контакт с миром и с самим собой прерывается на фазе преконтакта, зависимое поведение блокирует выход из "слияния", оставляя человека "вместе" с объектом зависимости, в состоянии размытых границ, неразличения себя как отдельного организма со своими потребностями, своим движением, своими способностями, возможностями, своим уникальным местом в мире и социуме. "Сливаясь" с объектом зависимости, человек теряет контакт с самим собой и окружающим миром. "Контакт" начинает осуществляться на основе собственных проекций, а не собственного опыта. Естественно, следующим шагом становится ретрофлексивное сдерживание негативных чувств, возникающее в ответ на собственные проекции, соматизация, депрессия.

2. Зависимый человек живет в плену неконтролируемого им поведения или таких же неуправляемых эмоциональных реакций. Само зависимое поведение или эмоциональные реакции чаще всего не одобряются социумом и он вынужден их скрывать, искать им оправдания, чтобы оставаться в этом социуме. Зависимые люди живут в постоянном страхе разоблачения своей "истинной природы" другими, перед которыми они продолжают "сохранять лицо" большего или меньшего благополучия, поскольку никому невозможно открыть всю глубину своего подчинения зависимому поведению.

Зависимость мешает и самому человеку и окружающим, в связи с чем постепенно формируются устойчивые негативные чувства, связанные с самим фактом наличия у человека этого поведения или эмоций. Одновременно существуют стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее "потревожить".

Ретрофлексия не всегда способна сдержать напор отрицательных эмоций, которые вырываются в виде диффузно направленной слепой агрессии, способной быть очень разрушительной как для самого человека, так и для окружения. Так получает подтверждение прежний травматический опыт: проявление своего недовольства разрушает отношения и опасно для выживания. При этом ответственность за сдерживание не принимается: человека "вынуждают" терпеть "до последнего". На самом деле он сдерживается и терпит сам, пугаясь своих проекций.

3. Расщепление. По мере формирования зависимого поведения личность становится все более разделенной на две части: одна социально приемлемая, удобная, внешне благополучная, достаточно уверенная в себе, выполняющая свои социальные роли, и другая, постоянно напряженная, испуганная, неуверенная в себе, одновременно и жалкая, и агрессивная, завистливая или покорная, бессильная, живущая в ожидании катастрофы разоблачения.

Первая часть остается относительно благополучной или даже чувствует себя всесильной, пока сохраняются отношения зависимости, то есть пока она надежно защищена от травматических переживаний. Если отношениям зависимости возникает угроза, то сразу же оживают травматические переживания, а с ними актуализируется другая часть. Сначала оживает стыд и вина за свое зависимое поведение, а потом и это перестает быть особенно важным и остается только невыносимость и ужас гибели, которые совершенно невыносимы и личность начинает искать пути возращения к зависимости, которая дает хотя бы видимость стабильности и безопасности. Личность оказывается расщепленной на всемогущую и ничтожную, а зависимость оказывается единственной возможностью "интеграции", причем не за счет принятия и освобождения обеих сторон, а за счет подавления одной из сторон. Естественно, что периодически под напором сдержанных чувств "прорывается" то одна часть, то другая, и эти "прорывы" носят неконтролируемый характер.

4. Психосоматические заболевания как результат сдерживания чувств и способ привлечения внимания через демонстрацию беспомощности и слабости, обращение к жалости партнера.

У химически зависимых расщепление является одним из проявлений болезни, оно формируется независимо от того, какой по структуре была личность вначале. Здесь почвой для расщепления становятся последствия употребления, вызывающие стыд и вину. Вместо того, что бы отрегулировать свое поведение по его результатам химически зависимый предпочитает избежать этих чувств, "отключить" их вообще с помощью вещества и вернуть себе переживание благополучия, ничего не меняя в реальной жизни. "Употребившая" часть накапливает переживания своего могущества и независимости, в то время как "абстинентная часть" накапливает чувства своей ничтожности, слабости, вины, стыда. Когда зависимый оказывается перед необходимостью отказаться от химических веществ его "всемогущая" часть очень пугается и "тянет" его обратно в употребление вместо того, чтобы позволить проявиться переживаниям "ничтожной" части и отрегулировать свою жизнь с их учетом.


4. Развитие зависимого поведения


В случае "нечеловеческих" зависимостей, по мере их развития, другие люди перестают быть значимыми, контакт с человеком подменяется контактом с веществом, ведет к стиранию различий и изоляции личности, одиночеству.

Со временем в случае "нечеловеческих зависимостей" зависимый обнаруживает невозможность остановиться в употреблении химических веществ, в игре, невозможность прогнозировать место, количество, качество употребляемого и последствий употребления или игры, обнаруживает, что без объекта зависимости он не в состоянии справляться со своими чувствами и напряжением.

Зависимый перестает сам управлять своей жизнью, которая начинает строиться в зависимости от объекта, причем сам зависимый не имеет дела с последствиями своего употребления, все проблемы с ним связанные приходится решать родственникам, зависимый даже не дает себе труд что-либо чувствовать по этому поводу, чувства, вызванные столкновением со своими поступками так неприятны, что зависимый употребляет вещество, чтобы ничего не чувствовать. Таким образом, он и физически, и морально перестает отвечать за себя и свои действия. В случае зависимости от партнера ему отдается вся власть над зависимым, от его действий зависит психическое благополучие зависимого, сам же зависимый чувствует себя совершенно беспомощным что-либо изменить, "жертвой" плохого обращения.

В определенный момент зависимое поведение и его последствия начали угрожать физической и психической сохранности самого зависимого и его близких людей. Человек обнаруживает невозможность продолжать жить так, как раньше, употреблять и игнорировать последствия своего употребления, или терпеть унижение и подавление себя и своих потребностей, то сеть находится в "слиянии" дальше - это ведет к разрушению и гибели психологической и физической. С другой стороны, жизнь без вещества кажется абсолютно невозможной. Отказ от зависимости означает столкновение с тем ужасом отделения и угрожающего смертью одиночества, от переживания которого зависимость и защищала.


5. Состояние бессилия


У человека нет сил жить в зависимости и нет способов жизни без вещества. Это переживается как тупик, ловушка. Острое чувство бессилия. Это очень важный момент. Чувство бессилия мучительно и фрустрирующе, в нем трудно оставаться, естественная реакция на переживание бессилия – гнев и отчаяние, страх, стыд, чувство несправедливости происходящего, стремление найти выход там, где его уже нет.

Это тупик, о котором писал и Перлз и Франкл: личность не может выживать дальше используя старые способы, для выживания необходимы новые способы адаптации, пересмотр представления и себе и о мире, поиск новых путей взаимодействия с ним, в противном случае – неминуема физическая и психическая смерть личности.

С точки зрения гештальтподхода бессилие - это состояние тупика, предельно напряженное, взрыв во внутрь, то есть острое переживание отчаяния, ужаса, исчерпанности сил, отсутствия возможности жить так, как человек умеет.

С экзистенциальной точки зрения это переживание отчаяния, потери смысла текущего существования, его безнадежности, столкновение со своим одиночеством в мире, где каждый может отвечать только за свои чувства и только свою жизнь.


6. Сопротивление


Предлагая отказаться от зависимости, мы предлагаем вновь пережить детскую травму, сознательно решиться на это. В состоянии бессилия каждый человек начинает остро сознавать, что дальше зависимые отношения продолжаться не могут, с объектом зависимости придется расстаться, это переживается как тяжелая потеря. И это сознавание запускает реакцию острого горя. Сначала отрицание, потом гнев, которые порождены чувством собственного бессилия, а дальше самый главный, поворотный момент: либо человек в отчаянии обращается за помощью, доверяется кому-то и начинает вместе с ним искать новые способы выживания, либо он находит еще одно компромиссное решение, возможно, старое, но позволяющее продолжить прежнюю жизнь еще какое-то время, хотя бы самое короткое, неважно.

Мы говорим, что сработали механизмы защиты, вернувшие человека в слияние, выведшие его из состояния бессилия. Человек снова знает, что надо делать, он не бессилен, у него нет риска пережить снова ужас отделения.

Очень не хочется переживать физическую и психологическую ломку – синдром отмены вещества, искать способы примириться с отказом от самого главного, что регулировало его жизнь и было основным источником удовольствия в ней, учиться жить в новом мире, а самое главное – самому принимать решения, отвечать за свои поступки. Ответственность за себя – это то, что наиболее трудно реализовать, особенно в острых жизненных ситуациях, когда от собственного поступка и решения зависят значимые отношения и благополучие. У зависимого человека всегда был универсальный способ избегания ответственности – предъявление своей беспомощности перед мощной разрушительной силой, против которой он ничего не может поделать, перед объектом зависимости.

За время употребления болезнь тесно переплелась с личностью. Причем сначала болезнь использовала защитные механизмы личности для оправдания своего употребления, а потом, когда личность достаточно ослабла под влиянием веществ, которые парализовали ее саморегуляцию, болезнь сформировала свои защитные механизмы, которыми стала поддерживать личность опять-таки для продолжения употребления. Употребление к этому времени заменило естественную саморегуляцию, сведя ее к химической, саму способность прогнозировать, ставить цели и добиваться их осуществления.

Этот способ личность просто так не отдаст, она будет защищать зависимость, ставшую для нее "костылем". Избегается осознавание тупика, того, во что превратилась жизнь. Эти круги отрицания тупика могут повторяться очень долго, и каждый раз весь сценарий оказывается тем же самым. "Проскочив" точку тупика, человек продолжает повторять только то, что он уже умеет, что его разрушает, но что избавляет его от переживания своего бессилия.

Только "задержавшись" в тупике, то есть в переживании бессилия, есть шанс для изменения зависимого поведения. Потому что только в тупике человек ясно понимает, что у него нет больше шанса выжить по-старому и сам инстинкт самосохранения заставляет его искать другой путь. Если невозможность невозвращения неочевидна, зависимое поведение будет продолжаться.


7. Пути выхода из зависимости


Для того чтобы изменения оказались устойчивыми, чтобы после острого аффективного переживания тупика, человек смог продолжать двигаться в сторону свободы от зависимости необходима большая работа. Начинается эта работа с принятия своего бессилия, которое только что было обнаружено и остро осознанно, и это осознавание вызвало много сильных негативных чувств. Только после принятия бессилия начинается работа над восстановлением личности. Бессилие интегрируется в образ Я. Принятие своего бессилия – необходимый первый этап выздоровления.

Принять бессилие - это значит признать, что любой контакт с объектом зависимости приведет к поражению человека и к возобновлению зависимого поведения, единственный путь – совсем не вступать с ним к контакт. Принять ответственность за свою жизнь означает делать то, что необходимо для выздоровления, даже если "не хочется", или "лень". Это так же означает признать и принять необходимость пережить переживаний, от которых "спасала" зависимость и рискнуть довериться кому-то в этих чувствах, попросить и принять помощь другого человека. Принятие своего бессилия, а значит полный отказ от контакта с объектом зависимости, процесс часто длительный и трудный. Это предполагает изменение всей жизни человека, его социальных связей, перестройку личности, которая учится опираться на свои собственные ресурсы и помощь других людей в разрешении своих проблем, выработку новых защитных механизмов и незащищенность от всех тех эмоциональных переживаний и кризисов, потерь, расставаний, успехов и радостей, которыми наполнена жизнь каждого человека. Принятие бессилия означает и отказ от идеи существования "конечного спасителя", который всегда сделает и решит за человека его "неразрешимые, невыносимые" проблемы и сможет сделать его счастливым раз и навсегда, щедро одарит тем теплом и безопасностью, которых так мучительно не хватает. Сознавание и переживание своего бессилия перед объектом зависимости, которое разрушает жизнь и самоуважение становится и основой для дальнейшего роста личности еще и потому, (помимо социальной реабилитации и восстановлению человеческих связей), что пациент впервые сталкивается с ограниченностью любых человеческих сил, с необходимостью принятию того, что его окружает, каким бы болезненным и нежелательным оно ни было, проходит через переживания гнева, разочарования, отчаяния и выживает, становясь увереннее, сильнее, постепенно развивая то, что в психотерапии называют опорой на себя. Это чувство опоры становится ресурсом для выживания в последующих кризисах личностного развития.

Дальше начинается работа над восстановлением личности от последствий употребления. Прежде всего наша задача удерживать клиента в состоянии тупика, пока он не "взорвется". Дальше мы говорим о необходимости восстановлении контакта с миром и собой, осознавании своих телесных и эмоциональных реакций, которые сигнализируют нам о наших потребностях, обнаружении себя как отдельного человека, сознавании и построении собственных границ, различении того, чем Я являюсь, а что находится вне меня, попытках различения того, что я могу менять в себе и в мире, а что не поддается моему контролю – таким образом "впуская" в свою жизнь случайность, непредсказуемость, риск, новизну, любопытство. Дальше терапевт учит сознавать происходящее в контакте между ними и обращает внимание клиента на то, что его чувства возникают в ответ на действия терапевта. Когда эта работа проходит успешно, терапевт сталкивается с агрессией пациента в ответ на попытки терапевта "отнять" объект зависимости. Это сепарационная агрессия клиента, задача терапевта направить ее в конструктивное русло, то есть часть принять на себя, как на силу, мешающую продолжать старую жизнь, часть направить на возможные изменения, на сознавание необходимости изменений. Терапевт признает, что он отнимает что-то, напоминает, что это условие контракта, напоминает, во что превратилась жизнь клиента в зависимости. Тогда возможно перенаправление гнева клиента с терапевта на объект зависимости. Важно, чтобы не на себя самого. За этим тоже следит терапевт: учит самообвинениея, ведущие к жалости к себе и пассивно-жертвенной позиции, отличать от ответственности, предполагающей изменения в жизни, возмещение ущерба и принятие на себя новых посильных обязательств. Понятно, что терапевт должен различать себя и клиента, его боль и свои чувства, уметь позаботиться о своих чувствах, не терпеть невыносимость, уметь проявить агрессию. Терапевт должен уметь делать то, чего не умеет клиент и показывать это клиенту.


Заключение


С экзистенциальной точки зрения можно говорить о потери возможности выбора в своей жизни, потери своей свободной воли, а, значит, сведению своей жизни к автоматическим реакциям, недоступным осмыслению. Большинство зависимых людей жалуется на бессмысленность жизни без объекта зависимости, то есть без удовольствия, " автоматически понижающего напряжение" в зависимой системе. Очень важно, что, переживая невозможность выбора, зависимый человек начинает ощущать себя беспомощной и слабой "жертвой" обстоятельств или другого человека, а причиной своих несчастий начинает считать не себя, свое поведение, свои чувства, а внешний мир. Это позволяет переложить ответственность за свою жизнь и благополучие на других, самому оставаться пассивным, ожидая от одних "других" агрессии, а от следующих "других" - "спасения" для себя.

С клинической точки зрения зависимость похожа на компульсию. Однако, есть важное отличие: компульсивное поведение переживается как эгодистонное, вынужденное, а зависимое – как собственный выбор, более того, как единственное ценное удовольствие. В этом есть самая главная сложность лечения: возвращение человеку сознавание вынужденности своего зависимого поведения, ущерба, наносимого его жизни и личности, а, значит, необходимость его изменения, когда оно начинает мешать нормальной жизни. А мешать оно начинает.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.