Самооценка личности осознание ею своих качеств называется. и ее признаки. Что такое самооценка

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя. (Ф.Рузвельт)

Степень адекватности «Я – концепции» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Вообще, любая оценка в своей основе – это сравнение. И это сравнение может быть адекватным или неадекватным. Таким образом, самооценка – это результат сравнения себя, своих поступков и других людей, их поступков.

Самооценка может быть трех уровней (по Ананьеву Б.Г.):

· Неадекватной заниженной (ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности).

· Адекватной (обеспечивает нормальное самочувствие личности и наиболее эффективное включение её в систему общественных связей);

· Неадекватной завышенной (человек склонен переоценивать себя и свое значение в ситуациях, которые не дают для этого повода, тем самым создавая конфликтную ситуацию).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности . Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень желаемой «Я-концепции»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Все люди, по уровню притязаний (по Р. Аткинсону), делятся на два типа:

· Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие;

· Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи.

Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил психолог У. Джеймс в формуле:

В случае успеха уровень притязаний повышается, а в случае неудач понижается. Из этой формулы вытекает и два основных способа поддержания самоуважения личности: либо путем увеличения своих успехов, либо путем снижения уровня притязаний. Самоуважение настолько важно для личности, что в случае его устойчивого падения в результате неуспеха, неудач реальных достижений сначала снижается уровень притязаний. А далее включаются механизмы психологической защиты своего Я – образа и его достаточно высокой самооценки. Механизм самозащиты может включаться и в другом случае, если личность имеет низкие реальные достижения, но не хочет снижать свой уровень притязаний.

1.Дайте определение «самооценки».

2.Что такое уровень притязаний. Отчего зависит уровень притязания?

Направленность личности

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Согласно Е.И. Рогову, направленность личности может проявляться на разных уровнях. От того, какой уровень преобладает, от этого зависит, собственно, и развитие личности.


Влечения – это биологическая форма направленности личности. Личность, развитая только на уровне влечений, ориентируется только на удовлетворение кратковременных, в основном физиологически обусловленных потребностей: поспать, поесть, развлечься и тому подобное. И неважно, что будет потом! Если для ребенка шести лет такая направленность нормальна, то для студента колледжа, это – неприемлемо!

Желания – это не намного более высокий уровень направленности личности. Здесь есть волевой компонент, то есть, для того, чтобы удовлетворить свои биологически обусловленные мотивы, человек готов потерпеть. Например, учащийся готов вытерпеть уроки и даже сделать домашнюю работу, если потом ему разрешат погулять, сходить в кафе или на дискотеку. Это, конечно, лучше, чем уровень влечений, но человек все равно не направлен в сторону общества, а замкнут в рамках своих низших потребностей.

Склонности – этот уровень направленности личности предполагает выбор какой-то приоритетной деятельности. Важно понять, что прослушивание радио, посещение дискотеки, в научном понимании деятельностью не является. Поэтому склонность можно определить только по тому, есть ли у учащегося какая-то деятельность (спорт, автовождение, рисование и др.), к которой он чуть более склонен, чем к другим видам активности. Правда, эту склонность еще нельзя назвать устойчивой, поскольку человек еще не до конца определился.

Интерес устойчивая (в отличие от склонности!) познавательная активность, характеризующаяся самостоятельностью. Интересы способствуют ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Социологические исследования показывают, что только 15-20 % современных школьников к окончанию школы развиты на уровне интересов. У некоторых есть склонности, но, так как они не устойчивы, их нельзя назвать интересом. Интерес отличается от склонности тем, что ему подчинены почти все стороны жизни человека, а склонность может быть некоторым образом отдельна от повседневной деятельности.

Стремления – это уровень направленности личности, связанный с подчинением всей деятельности, его интересов достижению определенной жизненной цели. Итак, если интересы человека подчинены реализации определенного жизненного плана, то его называют устремленным , а если у него много интересов, но они не связаны с какими-то важными жизненными целями , то мы не характеризуем его развитие на уровне стремлений.

Идеал – это образец, которому следует человек в деятельности и поведении при реализации своих стремлений. Ясно, что у некоторых подростков и людей более старшего возраста, есть какие-то люди, на которых они хотят быть похожими, но это, скорее, картинки с журнала, чем настоящие идеалы, поскольку в данном случае речь идет об идеале, как о конечной цели стремлений. Стремления, не имеющие определенного личностного образца, часто ограничиваются только своей целью, пусть и благородной, а у человека, развитого на уровне идеалов, стремления направлены не только на достижение определенной цели, но на создание у себя определенного образа жизни .

И только после того, как человек вырабатывает на основе идеалов определенный образ жизни, он выходит на уровень целостного мировоззрения , на основе которого и формируется уровень убеждений – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мало кому это удается сделать в течение жизни. Наша цель, как педагогов, содействовать развитию личности наших учащихся хотя бы до уровня интересов.

Воспитанная у человека потребность в труде побуждает его к активной деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Такой человек не может оставаться без дела даже в часы досуга. Наличие устойчивого интереса заставляет человека сосредоточить своё внимание, мысли, волю на интересующем объекте. Высокий идеал, ставший целью жизни человека, побуждает к достижению этого идеала, делает человека мужественным в преодолении трудностей.

1.Дайте определение «направленности личности».

2.Опишите уровни направленности личности (по Е.И. Рогову).

3.Чем отличаются интересы от склонностей? Приведите пример.

4.Чем отличаются склонности от желаний? Приведите пример.

А теперь… немного о некоторых психологах и их теориях

Существует более ста различных теорий, объясняющих поведение личности, ее развитие. Каждая из них подходит для определенных ситуаций, но есть теории, которые «прижились» в педагогике, на них часто ссылаются. Именно их мы и рассмотрим.

Самооценка личности , являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Самооценивание

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценивание, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существуют виды самооценки:

  • Нормальная самооценка, то есть адекватная
  • Низкая самооценка
  • Завышенная, то есть неадекватная

Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный вид самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкий вид самооценки способен только блокировать решительность, уверенность, а завышенный – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Завышенная самооценка

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно.Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Низкая самооценка

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества.Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

  • всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
  • их легко понять;
  • они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
  • признают собственные достижения;
  • относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
  • рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
  • все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика диагностики самооценки, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка,интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

Личностные черты самооценки

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Популярные методики диагностики самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн

Названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла

Является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур

Под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест Т.Лири

Предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика диагностики самооценки Г. Айзенка

Применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование и развитие различных сторон самооценки проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент.

Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях.

Развитие самооценки в воспитании

Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

Развитие самооценки детей

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении.

Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа.

Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы.

Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

Развитие самооценки в переходном возрасте

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников.

Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя.

Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Развитие самооценки подростков

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков.

Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Установка самооценки

Установка самооценки – это своеобразная готовность индивида к свершению действий определенным образом, то есть она предшествует всякой деятельности, поведенческим реакциям и даже мыслям.

Субъект с негативной установкой самооценки, любое свое качество или победу будет истолковывать с невыгодной позиции для себя. Он будет считать в случае своих побед, что ему просто повезло, что победа не является результатам его работы. Такой индивид просто не способен замечать и воспринимать собственные положительные черты и качества, что ведет к нарушению адаптации в социуме. Так как социум оценивает индивида по его поведению, а не только в соответствии с его поступками и действиями.

Индивид с позитивной установкой самооценки будет обладать устойчивой высокой самооценкой. Любые собственные неудачи такой субъект будет воспринимать в качестве тактического отступления.

В заключение следует отметить, что ключевые этапы развития самооценки, как утверждают многие психологи, индивид проходит в детском возрастном периоде, поэтому основополагающую роль для образования адекватного уровня самооценки все же играет семья и сложившиеся отношения в ней.

Индивиды, семьи которых основаны на взаимопонимании и поддержке в жизни становятся более удачливыми, адекватными, самостоятельными, успешными и целеустремленными. Однако наряду с этим для формирования адекватного уровня самооценки необходимы надлежащие условия, к которым относят взаимоотношения в школьном коллективе и в среде ровесников, удачи в институтской жизни и др. Также в формировании самооценки не последнюю роль играет и наследственность индивидуума.

Роль самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра.

При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие.

Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами.

Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд.

Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой.

Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Сравнение с другими лицами

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

Amily специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

Определение самооценки

Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.

Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:

  • самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
  • конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.

Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

Уровень самооценки

Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.

Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

  • мнение и отношение других людей;
  • степень успешности;
  • уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
  • мнение личности о самой себе;
  • эмоциональное состояние;
  • степень уверенности в себе;
  • уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя. Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали (или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих. В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.

Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.

Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

Особенности самооценки

Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.

В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

Самооценка женщины

Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.

Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

Тест на самооценку

Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.

Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

Варианты ответов

  • Почти всегда — 4
  • Часто — 3
  • Бывает — 2
  • Изредка — 1
  • Никогда — 0

Вопросы теста на самооценку

  1. Я подвержена напрасным волнениям.
  2. Я нуждаюсь в поддержке друзей.
  3. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
  4. Я не уверена в своем будущем.
  5. Я выгляжу хуже других.
  6. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
  7. Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
  8. Я не оправдываю ожиданий других людей
  9. Я часто ощущаю скованность.
  10. Я всегда жду неприятностей.
  11. Я чувствую, что завишу от мнения людей.
  12. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
  13. Я не уверена в собственной безопасности.
  14. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
  15. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Анализ теста на самооценку

Ваш результат менее 10 баллов . К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.